М.В. Бречкевич

Первые поморские монастыри

Источник

Содержание

I. Христианство в Поморье II. Столпский бенедиктинский монастырь III. Премонстранты в Поморье: Гробский монастырь IV. Премонстранты в Поморье: монастыри Бродский, на р. Рег, Грамзовский V. Цистерцианцы в Поморье: монастыри Даргунский и Кольбацкий VI. Заключение  

 

I. Христианство в Поморье

Среди поморских славян христианство стало распространяться довольно поздно – в XII в. Удаленность от центров церковно-культурной жизни, a главное – враждебные отношения к соседям, от которых можно было бы знакомиться с христианскими началами, – вот обстоятельства, долго задерживавшие усвоение христианства поморянами. Хотя языческая религия y балтийских славян по сравнению с другими славянами достигла наибольшего развития, особенной какой-нибудь вражды к христианству y них не было; они переходили к новой, лучшей религии, когда она возвещалась им достойными проповедниками1. Но наблюдения над жизнью, нравами и юридическими установлениями y соседей не внушали поморянам мысли о превосходстве христианской религии над их собственною2.

Распространение христианства в Поморье в XII в. тесно связано было с политическими отношениями страны. Польский князь Болеслав III после продолжительной войны заставил поморян признать его верховную власть. Но он этим не ограничился, a озаботился и о том, чтобы поморяне могли научиться от кого-либо христианской вере.

Лицом, наиболее пригодным для проповеднической деятельности, он признал давно известного ему Оттона, епископа Бамбергского. Оттон охотно принял предложение польского князя. На средства последнего снаряжена была миссия; она была в обилии снабжена не только богослужебною утварью, но и дорогими тканями и иными вещами – для подарков новообращаемым. Оттон в этом случае воспользовался указаниями испанца Бернарда, который незадолго перед тем пытался обратить поморян в христианство. Бернард потерпел неудачу, и в своей беседе с Оттоном сообщил ему, что успеху его проповеди сильно повредил нищенский вид, в котором он, Бернард, явился среди язычников; поморяне отказались признать в нищем страннике посланника Бога, Создателя неба и земли. Поэтому Оттон явился в Поморье с большими запасами и пышностию3 и во все время пребывания своего в Поморье тщательно избегал всего, что могло дать повод заподозрить в нем какие-либо корыстные мотивы4.

Со своей свитой, в сопровождении сотника польского князя, Оттон в 1124–1125 г. обошел восточную часть Поморья. Он проповедовал в Пырице, Камине, Волыне, Щетине, Клодне, Колобреге и Белграде. В общем проповедь его имела большой успех. Достоинство и такт, присущие Оттону, его видимое бескорыстие, a также миролюбивое настроение руководящих слоев населения содействовали успеху. Когда население какого-нибудь города не соглашалось принимать нового учения или иногда наносило оскорбления миссионерам, – тогда прибегали к авторитету польского князя. В Щетине, напр., деятельность миссионеров в течение двух месяцев была бесплодной; только письмо Болеслава, в котором он пообещал некоторые выгоды под условием принятия христианства и грозил войною за упорство, побудило щетипцев креститься. В других местах принимали христианство скорее и охотнее. Пробыв в Поморье несколько месяцев, Оттон к Пасхе 1125 г. уже возвратился в Бамберг.

Для укрепления в вере новообращенных поморян важно было снабдить страну достаточным числом священников, которые могли бы поучать и воспитывать народ в духе новой религии. Масса неофитов5 нуждалась в пастырском руководстве. Между тем число оставленных в Поморье священников и построенных церквей совершенно не соответствовало числу обращенных. Жизнеописания Оттона упоминают только о нескольких священниках, сопровождавших Оттона (в общем – менее десяти)6, о построении нескольких церквей и часовен; об оставлении при церквах священников они говорят в трех только случаях (священники были оставлены в Камине, Щетине и в одной крепости недалеко от Щетина).

Недоконченность в устроении поморской церкви была причиною того, что там язычество имело еще большую силу. Через несколько лет Оттон узнал, что жители Щетина и Волына восстановили y себя языческие обычаи, не уничтожая, впрочем, и принятого ими христианства. Оттон предпринял второе путешествие в Поморье; на этот раз он пошел не через Чехию и Польшу, как прежде, a западным путем, через Саксонию, и посетил западную часть Поморья. Он побывал в Дымине, Узноиме, Волегоще, Гостькове, Щетине, Волыне; повсюду, при поддержке поморского князя Вартислава, он восстановил и дополнил начатое им прежде дело. Это было последнее путешествие Оттона.

Дальнейшему успеху христианства препятствовало отсутствие правильной церковной организации. Бамбергский епископ действовал в Поморье по призыву польского князя и с его поддержкою; благодаря совместным усилиям этих двух лиц христианство начало распространяться довольно быстро. Но эта же двойственность оказалась тормозом для дальнейшего развития церкви. Польского князя отвлекали от забот о поморской церкви войны и вообще ближайшие дела в собственной Польше; притом же, как лицо светское, он мог предоставить последующее руководство усердию духовенства. В свою очередь, германский епископ, совершив два блестящих миссионерских путешествия, видимо затруднялся принимать такое близкое и непосредственное участие в делах поморской церкви, в котором она нуждалась: Поморье отделялось от его епархии несколькими чужими епархиями.

Поморье долго не имело собственного епископа, который бы мог заняться устройством новой церкви. Хотя еще во время своего первого путешествия Оттон совместно с Болеславом избрал в епископы Адальберта7, но, по не совсем ясным причинам, поставление его епископом произошло только по смерти Оттона8.

Около 1140 года во главе поморской церкви стал епископ Адальберт. Только теперь церковная жизнь Поморья могла правильно развиваться. Однако вскоре в Западной Европе произошли события, которые не остались без влияния на поморскую церковь. Тогда подготовлялся второй крестовый поход. Саксонские князья не проявляли особенного усердия к далекому и опасному предприятию, a потому они охотно ухватились за мысль о крестовом походе на Балтийских язычников: этот поход при меньшем риске обещал им более близкие и реальные выгоды. Бернард Клервосский и папа Евгений III вполне одобрили их намерение. Крестоносцы должны были „идти против славян и других язычников, которые жили на севере и, с Божьею помощию, подчинить их христианской религии“9. При этом крестоносцы обязаны были не соблазняться мирскими выгодами и непременно понудить язычников к принятию христианства: папа предусмотрительно запрещает крестоносцам брать с язычников деньги за позволение удерживать прежнюю религию.10 К западу от Поморья, в нынешнем Мекленбурге, действительно, жили еще язычники. Но из собравшейся массы крестоносцев сильный отряд с папским легатом во главе и пятью другими епископами двинулся в Поморье. Города Дымин и Щетин подверглись осаде. Щетинцы выставили крест на своих укреплениях в знак того, что они христиане; в лагерь крестоносцев отправился из осажденного города поморский епископ Адальберт, с увещанием прибегать к иным мерам для распространеня христианства. Саксонские князья вскоре и сами поняли, что для них же невыгодно идти с войском и опустошать ту землю, которая, подчинившись им, могла доставлять им хорошие доходы11.

Нападение крестоносцев на Поморье, в котором уже второй князь был христианским, где были уже храмы и епископ, может быть объяснено, как указал Визенер12, личными соображениями епископа Гавельбергского Анзельма, папского легата. Он стремился к господству над поморскою церковью, и в этих видах для него желательно было изменить направление крестового похода. В результате Анзельм, действительно, достиг некоторого влияния на поморского князя и поморскую церковь, но это влияние было личным и кратковременным.

Крестовый поход обнаружил пред поморянами силу ревнителей христианской религии; было опасно навлекать на себя в другой раз подобного рода предприятия. Поэтому вполне понятно, что поморский князь стал стремиться сделать свою страну вполне христианскою, и таким образом отнять y соседей всякий повод для вторжения.

Но что важнее всего – в деле устроения поморской церкви и утверждения христианства приходилось руководиться указаниями и образцом той именно страны, где возникла инициатива крестового похода и откуда вышла главная масса крестоносного войска – Саксонии и вообще Германии. Тот факт, что здесь одна сторона являлась авторитетной и поучающей, a другая – поучаемой и подчиняющейся, имел неисчислимые следствия для Поморья. Сначала господство иноземного начала выразилось в церкви и вообще в религиозных понятиях; не только устройство церкви поморской, но и весь личный состав ее представителей был исключительно немецким. Это неизбежно повлекло за собою господство германского начала и вообще в духовной культуре; в то время духовенство повсюду было самым образованным и притом могущественным сословием, так что обходиться без его содействия и игнорировать его идеалы христианскому правительству и образованному обществу было совершенно немыслимо. Поморяне усвояли не христианство вообще, a именно немецкое христианство; не только невозможно было возникновение национальной церкви по византийско-славянскому образцу, но и тот незначительный национальный отпечаток, какой принимала по местам католическая церковь Запада, был чужд поморской церкви. Малочисленному поморскому обществу, преклонившемуся пред многовековой христианской культурой, было не под силу различать в ней первоначальные, основные элементы от той окраски, которая придана была ей соседями-учителями.

II. Столпский бенедиктинский монастырь

После крестового похода заметно обнаруживается стремление поморских князей придать стране христианский характер. Вскоре происходит свидание князя Ратибора с немецкими князьями и епископами в Гавельберге, и вслед за тем в Поморье учреждается первый монастырь, который получает достаточные материальные средства.

Учреждение монастырей было самою естественною в то время мерой для укрепления христианства. С проведением в жизнь целибата для католического духовенства (тогда, впрочем, еще не повсеместным) монашество явилось наилучшею средою, пополнявшею ряды приходского духовенства. Желая сделать свою страну вполне христианскою, поморские князья стали заботиться об устройстве монастырей и об их материальном обеспечении. Первым монастырем в Поморье был Столпский монастырь, основанный в 1153 году. Он принадлежал к бенедиктинскому ордену. Вслед за этим монастырем возникло в XII в. еще несколько монастырей премонстрантского и цистерцианскаго ордена. На возникновение этих монастырей и на снабжение их материальными средствами влияли разные обстоятельства.

Столпский монастырь был основан князем Ратибором в 1153 году. О его основании князь Богуслав в грамоте от 1183 г. говорит следующее: „Блаженной памяти наш дядя и предшественник Ратибор озаботился насадить и укрепить католическую веру, доселе слабую и неокрепшую. Между другими благочестивыми делами он ради спасения души своей, a также нашего отца Вартислава, который некогда был убит в Столпе, на этом месте основал церковь и одарил ее доходами и владениями. Он поселил там монахов, в черном одеянии, дабы они достойно служили Богу и Его святым по правилам св. Бенедикта; к такому делу побуждал князя Адальберт, первый епископ Каминский. Для нужд Столпской церкви и ее монахов князь дал самую деревню Столп с корчмою и пошлинами, а также корчму в Гросвинской каштелянии с двойным мытом, т. е. рыночным и реки Рыбницы. Потом, по смерти князя, нашего дяди, когда по милости Всемогущего Бога управление государством перешло к нам, мы признали за благо укрепить за названным монастырем и его обитателями дарения нашего дяди Ратибора и брата нашего Казимира, a равно и иных каких-либо христиан, наших подданных“13. Инициатором в деле основания Столпского монастыря и самым близким его покровителем был епископ Адальбертъ14. Материальные средства монастыря вначале были невелики, и епископ Адальберт уделил ему часть своих доходов. Он уступил монастырю десятины с Гросвинской каштелянии; кроме того, он подчинил ведению монастыря уже существовавшую там церковь, a также и все церкви, которые могли возникнуть там в будущем15.

Столпский монастырь – единственный бенедиктинский монастырь в Поморье. Бенедиктинский орден в прежние времена славился ученостью и заботами о воспитании юношества. Но в XII в. этот орден уже находился в упадке, и Столпский монастырь не имел для Поморья того значения, которого можно было бы ждать, судя по первоначальным задачам и деятельности бенедиктинского ордена.

Владения монастыря были вначале не особенно обширны. Ho впоследствии, благодаря пожалованиям князя Казимира, a также Богуслава, средства монастыря значительно умножились16. – В правовом отношении монастырь имел льготы, обычные для церковных учреждений. Его крестьяне освобождались от повинностей17.

III. Премонстранты в Поморье: Гробский монастырь

Наибольшее число поморских монастырей XII в. принадлежало ордену премонстрантов. Премонстрантских монастырей в Поморье было тогда 4: Гробский, Бродский, Грамзовский и монастырь на реке Рег, впоследствии названный Бельбукским.

Гробский монастырь, на острове Узноим, был основан князем Ратибором. Советником князя в этом деле был Анзельм, епископ Гавельбергский, ученик Норберта. Ни год основания монастыря, ни место, откуда вышли первые монахи, в точности неизвестны. – Монастырь был поставлен в наилучшие условия. Он был обильно одарен большими материальными средствами и правами; его положение y людного града вполне соответствовало вкусам премонстрантов. Однако вскоре нападение датчан, которые постоянно враждовали с поморянами, потревожило Гробских монахов, и они бежали из Узноима. Монастырь опустел на некоторое время. Но скоро он был снова вызван к жизни князем Богуславом (грам. 1175 г.), который призвал новых монахов из Гавельберга. К прежним владениям монастыря Богуслав прибавил еще новые пожалования.

Но и эти монахи недолго жили в старом помещении. Они жаловались на недоброкачественность воды и воздуха вблизи града и добились новых пожертвований. Князь Богуслав, сохраняя за ними прежние владения, дал им еще землю неподалеку от их прежнего жилища; это – гора св. Марии, Watchowe (грам. 1184 г.). Там кн. Богуслав предполагал выстроить нужные для монастыря помещения, но вскоре скончался. Его вдова, княгиня Анастасия, постаралась удовлетворить желания монахов. Она дала им достаточные средства на предположенные постройки (грам. 1188 г.), и дальнейшее существование монастыря было обеспечено.

Самая древняя грамота, выданная этому монастырю, относится к 1159 году; эта грамота – самая древняя из написанных в Поморье и дошедших до нас грамот. Она выдана епископом Адальбертом и представляет из себя подтверждение владений и доходов пожалованных монастырю князем Ратибором и его супругою Прибыславою.

Уже в 1159 г., как видно из грамоты, доходы Гробского монастыря значительно превосходили доходы основанного незадолго пред тем Столпского монастыря. Владения Гробского монастыря росли с каждым десятилетием благодаря пожертвованиям князей Казимира, Богуслава, княгини Анастасии18, и к концу XII в. монастырь располагал огромными средствами. Ему принадлежало 27 деревень, расположенных не менее, чем в 10 каштеляниях19. По мнению Винтера20, самая разбросанность монастырских владений имела значенее для страны: монахи через это получали возможность „проповедью и примером воздействовать на еще полуязыческий народ“. – Но сами монахи менее всего имели в виду подобные миссионерские цели. На расположение своих имений в разных местах они смотрели, как на большое неудобство для хозяйства, и при случае старались объединить свои земли21.

Кроме деревень, Гробскому монастырю были подарены еще некоторые земли, граничившие с монастырскими владениями22.

Пожалование деревень – обычный способ обеспечения монастыря в Поморье; все поморские монастыри при своем основании получали определенное количество деревень, которые предоставлялись в их полное распоряжение. Но деревнями и землями дело не ограничивалось. Князья жаловали монастырям и другие доходные статьи. Очень часто монастырям давалась денежная субсидия, единовременная или ежегодная. Довольно часто монастыри получали еще от князей: 1) солеварни, готовые и право устраивать их;

2) право рыбной ловли и устройства прудов и 3) мельницы, готовые и право устраивать их. Сравнительно реже давались пошлины. Иногда епископ со своей стороны предоставлял монастырю десятины с определенных деревень.

В отношении материального обеспечения Гробский монастырь представляет типичный и наиболее полный пример.

I) Этому монастырю, как уже указано было, даны были в большом количестве деревни и земли.

II) Далее, ему назначены были определенные денежные доходы. Эти доходы монастырь получал из корчемных сборов. С корчмы в каштелянии Wanzlo монастырь получал ежегодно 10 марок23 столько же с корчмы в каштелянии Grozsuuina24. С двух Кольбергских корчем монастырь получал ежегодно 6 марок, по 3 марки с каждой25. Затем, монастырь получал деньги с корчем : 1) Белградской, 2) Sosniche, 3) с корчмы y моста, недалеко от Кольберга и 4) с корчмы в Scithene26.

III) Гробскому монастырю принадлежали две солеварни в Кольберге; там же он получал определенную долю с той соли, выварка которой производилась по воскресеньям27.

IV) Право рыбной ловли принадлежало монастырю в разных местах. Он имел пруды в нескольких деревнях28 ; кроме того, монастырь имел право устроить запруды в целях рыболовства в истоке озера y самого города Узноима29. Право рыболовства дано было еще в одной речке и в одном ручье30. Наконец, монахи могли ловить рыбу в любом месте морского залива и вообще там, где производилась рыбная ловля для княжескаго стола31.

V) Монастырь имел для своих надобностей две мельницы, которые были расположены в разных каштеляниях32.

Кроме обширных доходов с земельных владений, солеварен, от рыболовства, мельниц, a также и денежных субсидий, Гробский монастырь пользовался еще одним доходом, которого не имел ни один премонстрантский или цистерцианский монастырь в Поморье. Это были пошлины. Они взимались для монастыря как натурою, так и деньгами. Натурою монастырь получал часть леса, который сплавлялся по р. Персант33. Далее, ему принадлежал целый ряд пошлин, которые взимались с судов и с повозок. На одних заставах монастырь взимал пошлину целиком, на других ему шла только часть. С судов, плававших к граду Узноиму, монастырь брал себе всю пошлину34. С судов, плававших по Одеру и плативших пошлину y града uiduchoua (ныне Fiddichow), монастырю причиталась одна треть35; такую же долю монастырь получал с пошлины, которую платили y Белграда прибывавшие туда повозки с товарами36. Пошлина с мостов, Кольбергского и на реке Раду, была точно определена. Монастырь получал с каждой повозки, проезжавшей через мост, два польских динария и один хлеб, a с пешехода, варившего соль в Кольберге и пользовавшегося мостом, – 1 динарий37. Рыночная пошлина дана была монастырю в двух каштеляниях: uanzlo и scitene38.

Таковы были материальныя средства Гробского монастыря. Им соответствовало независимое правовое положение в стране. Владения монастыря были освобождены от повинностей; люди, жившие на монастырских землях, обязаны были только принимать участие в постройке и исправлении крепостей39.

Наконец, положение Гробского монастыря и в среде церковных учреждений было привилегированным. Ему, не в пример многим другим церковным учреждениям, пожалованы были папою Александром III особые права:

1) право богослужения во время интердикта, но вполголоса, без колокольного звона и при запертых церковных дверях; 2) право принимать и удерживать клириков и светских, которые оставили мирскую жизнь40.

IV. Премонстранты в Поморье: монастыри Бродский, на р. Рег, Грамзовский

Бродскому монастырю, y нынешнего Нейбранденбурга, положено было начало в 1170 году. Брода была расположена на большом торговом пути от запада (Гамбург) на восток (Щетин). И это место, как и местоположение Гробского монастыря, было вполне во вкусе премонстрантов, не искавших уединения. Основание монастыря было предоставлено князем Казимиром гавельбергским монахам; им даны были с этою целью деревни, недалеко от места предположенного монастыря, и важные права41.

Из грамот XII в., принадлежавших Бродскому монастырю, сохранилось только две. Одна помечена 1170-м годом, другая 1182. Первую грамоту Клемпин с полным основанием считает подложною42, и поэтому для определения владений и прав монастыря надо иметь в виду только указания второй, подлинной грамоты, выданной уже по смерти Казимира его братом Богуславом I. По содержанию обе названные грамоты довольно близки, но с одним существенным отклонением: первая грамота к числу монастырских владений относит 27 деревень, о которых во второй грамоте нет ни малейшего упоминания43. В остальном грамоты совершенно сходны, так как обе они составлялись, повидимому, по образцу не дошедшей до нас учредительной грамоты. Пожалования монастырю, которые подтверждает Богуслав, заключались, во-первых, в недвижимых владениях44 и, во-вторых, в разного рода правах.

Земли даны были монастырю с полным правом собственности; Богуслав подчеркивает право пробста с братией и всех его преемников распоряжаться дарованным, как угодно, и по своему усмотрению извлекать из него доходы45.

Права и привилегии (immunitas, libertas), которые подтверждает монахам Богуслав, те же, которыми наделил их Казимир. Монахи и все население их земель совершенно освобождены были от всех государственных и княжеских повинностей; они освобождаются даже от постройки градов. Они освобождались также от уплаты обычных пошлин на рынках, на водных и на сухих путях. При этом делается в грамоте замечание о том, что на монастырских землях могут селиться немцы; и им предоставляются такие же изъятия46. В общем монастырь со всем его имуществом взят был князем под особую охрану. „Предписываем всем нашим подданным тщательно и неослабно следить за тем, чтобы нашим возлюбленным каноникам не было причинено какого либо вреда или убытка“, объявляет Богуслав; „ибо тяжкому взысканию подвергнется не только виновный в этом, когда будет обнаружен, но и все окрестные соседи принуждены будут целиком возместить из собственных средств причиненный этим каноникам ущерб“47.

Третий монастырь премонстрантского ордена был основан на реке Рег, благодаря жертвованиям кн. Казимира. Монахи на р. Рег, прибывшие из Дании, располагали средствами хотя и значительными, но, так сказать, в потенциальном виде; их земли могли давать большой доход, но только после обработки. Им было дано 12 деревень; но из них только одна с населением, занимавшимся земледелием; одна деревня была рыбацкою; в остальных десяти почва дотоле не подвергалась обработке. Земля, данная монахам, была превосходного качества. „Хотя в этих деревнях земля и не возделывается“, говорится в грамоте Казимира, „но они по прелести местоположения, плодородию почвы, обилию дичи, птиц и рыбы, по изобилию лугов не уступают окрестным населенным деревням. Эта земля и близ лежащие приморские места в высшей степени богаты плодами, стадами скота и рыбою; в ней есть много лесов; и вообще о ней можно сказать, как говорится об обетованной земле, что она течет млеком и медом“48.

Для того, чтобы извлечь пользу из такой земли, нужен был труд; готовой ренты земля не давала. Труд необходим был и для других хозяйственных статей, данных монахам: им дана была 1) половинная доля рыболовства на Рег и в одном пруде49 и 2) право устроить шесть солеварен в Кольберге50. Деньгами монахи получили только 2½ марки51.

При таких условиях монахам предстояло и самим работать и найти пригодных для дела колонистов. Предполагалось, что монахи приведут с собою поселенцев из Дании и им дадут землю для обработки. Все население монастырских земель, настоящее и будущее, было освобождено от всяких повинностей52. – Кроме того, в ведение монастыря имела перейти церковь в Трибетове53.

Но монахи не оправдали возлагавшихся на них надежд; условия жизни показались им недостаточно привлекательными. „Хотя кн. Казимир щедро одарил пришельцев имениями, или 11 деревнями“, пишет позднейший анналист премонстрантского ордена, „и приписал к монастырю Тр. церковь после кончины приходского священника, но ни прекрасное местоположение, ни плодородие почвы не могло надолго удержать поселенцев. Вследствие ли незначительности доходов или, быть может, под влиянием страха пред народными нравами, они выселились обратно на старые места“54.

В XIII в. на покинутые датскими монахами места были вызваны монахи из Фрисландии, из монастыря Mariengarten. Им были даны те же владения и прибавлены некоторые новые. С этой поры начал свое существование монастырь Belbuk (Белбог)55.

Четвертый премонстрантский монастырь возник в одной из деревень, первоначально пожалованных Гробскому монастырю, именно в Грамзове. Этот монастырь обязан был своим существованием князю Богуславу I56. Но каковы были владения этого монастыря в XII в., определить невозможно, так как грамот монастыря от этого времени не сохранилось.

V. Цистерцианцы в Поморье: монастыри Даргунский и Кольбацкий

К цистерцианскому ордену принадлежало в Поморье в XII в. два монастыря: Даргунский и Кольбацкий.

Даргунский монастырь был основан около 1172 года. Основателями его были три брата славянина57. Они же первые и снабдили монастырь материальными средствами. Из грамот, данных этому монастырю в XII в., сохранилось три: две от имени епископа Шверинскаго Берно и одна – от Яромира, князя руянского. Есть еще одна грамота, от имени князя поморского Казимира, датированная 1173 годом, но подлинность ее заподозрена58. Подлинные грамоты показывают, что монастырь был наделен обычными доходными статьями, a именно: 1) землями59, 2) деньгами60, 3) солеварнями61, 4) правом рыбной ловли62, 5) мельницею63. Кроме этого, епископ Шверинский предоставил монастырю десятины с 27 деревень64.

Названная выше грамота князя Казимира, подлинность которой сомнительна, придает ко всему этому еще 2 деревни и подробно говорит о привилегиях монастыря с его населением и колонистами65.

По сравнению с Даргунским монастырем большее значение для Поморья по своему положению в коренной и центральной области княжества имел Кольбацкий монастырь. Он обязан своим возникновением религиозному усердию Вартислава Святоборича, двоюроднаго брата князей Богуслава и Казимира. Но средства монастыря не ограничились дарами основателя; князь Казимир, епископ Конрад, особенно князь Богуслав своими пожертвованиями много содействовали цветущему состоянию монастыря66. Богатства Кольбаца, в противоположность другим хорошо обеспеченным монастырям, напр., Гробскому, заключались не столько в большом числе населенных деревень и разнообразных доходных статьях, сколько в больших пространствах земли, которые обрабатывались дотоле далеко не на всем протяжении. Монастырю, видимо, предоставлялась возможностьупотреблять собственные усилия для культивировки своих владений. Монастырь имел собственные хозяйственные планы и надежды, что неоднократно проглядывает и в грамотах того времени.

В XII в. Кольбацкому монастырю принадлежало 11 деревень. Большинство из них – дар монастырю67; лишь одна была куплена самим монастырем y некоего Вальтера, впавшего в долги, причем покупка эта совершилась при содействии князя Богуслава68.

Кроме земли монастырь некоторое время получал ежегодную денежную субсидию в 5 марок, которую назначил князь Богуслав. Но в 1186 г. монастырь отказался от нее, получив за то землю69. Далее, монастырь получил право строить мельницы на реках своих имений70. Монастырю, кроме того, принадлежал сбор десятины в пятнадцати деревнях71. Наконец, монастырь имел право брать для своих надобностей лес в Старградской каштелянии и пользоваться там же пастбищами72.

Для Кольбацкого монастыря земли были главным, почти исключительным источником дохода. Цистерцианцы вообще обращали большое внимание на обработку земли; кольбацкие монахи, верные такой традиции, задумали ввести в своих землях некоторые улучшения и завести самое широкое хозяйство, и это было, конечно, известно поморским князьям. Кн. Богуслав вполне сочувствовал и поощрял замыслы монахов, ожидая от этого больших выгод для своей земли. Когда монастырь задумал провести канал или даже изменить русло реки Плоны, направив ее мимо монастырской деревни Дамбы, Богуслав обещал выдать монахам 100 марок в награду в случае удачного осуществления этого предприятия73.

Кн. Казимир, сочувствуя намерению монахов умножить население своих земель и завести улучшенное хозяйство, дал им право вызывать колонистов и освободил их от всех государственных повинностей. „Так как братия не может собственными силами собирать свои плоды, то я, в силу моего права, навсегда освобождаю колонистов от всех повинностей, сколько бы их там они ни поселили. Это да будет обязательно и для моих преемников, а именно: не следует заставлять их строить или исправлять грады, пусть ни одно должностное лицо не беспокоит их каким бы то ни было образом“74. Грамота Богуслава I, выданная монастырю через несколько лет по смерти Казимира, не оставляет сомнения в том, что монахи не замедлили воспользоваться своим правом призывать колонистов75.

Исключительному положению Кольбацкого монастыря в стране соответствовали его права в церковных отношениях. Булла папы Григория VIII подробно говорит о привилегиях этого монастыря. Из них замечательны:

1) запрещение взимать десятины с тех хозяйственных статей, в которые монахи вложили собственный труд и издержки76; 2) позволение монастырю принимать и удерживать светских и духовных лиц, желающих отречься от мира77;

3) позволение монахам выступать на суде свидетелями в собственных делах78;

4) запрещение местному епископу или иному лицу вмешиваться в выборы аббата. Вновь избранный аббат должен с подобающим смирением просить y местного епископа благословения; но если епископ откажет в этом после троекратных просьб, то аббат вступает в отправление своих обязанностей и без епископского благословения79.

5) позволение оказывать неповиновение государю или епископу в случае таких с их стороны притязаний, которые идут в разрез с монастырскими правилами. Если за это неповиновение епископы объявят монастырю какое-либо взыскание, το такое взыскание папа признает недействительным80.

VI. Заключение

Поморские монастыри XII в. обязаны были своим существованием и процветанием благосклонному отношению к ним князей и отчасти – других состоятельных лиц-благотворителей. Религиозно настроенные поморские князья смотрели на свои пожертвования и предоставление привилегий церковным корпорациям, как на дело богоугодное. To было время сильного проникновения западно-европейского общества религиозно-церковным духом, разгар крестовых походов. Слабый поморский князь и все его княжество неизбежно должны были преклониться пред могучей католической церковью и ее представителями, когда и сильнейшие государи Европы прислушивались к ее голосу и нередко бывали вынуждены уступать ей.

Вообще расположенные к церкви, князья поморские имели основание с особым вниманием отнестись к двум монашеским орденам, быстро распространявшимся тогда в Германии и нашедшим себе приют и в Поморье: премонстрантскому и цистерцианскому. Вторая половина XII в. была временем наивысшего расцвета этих орденов. Заветы Норберта (у премонстрантов) и Бернарда Клервосскаго (у цистерцианцев) еще живы были y их ближайших последователей, и орденские правила еще не расходились с жизнью. Это привлекало к названным орденам много убежденных и усердных учеников и симпатии со стороны общества. Орденские монастыри представлялись рассадниками религиозного просвещения и христианской нравственности; поэтому они считались наилучшею школою как для высших церковных деятелей, так и для приходского духовенства.

С такой именно точки зрения и смотрели на орденские монастыри поморские князья. „Вартислав“, свидетельствует Саксон Грамматик, „призвал иноков из Дании, выстроил на своей земле монастырь для них и щедро одарил его, чтобы отвратить от языческих заблуждений свое отечество, преданное суеверию, и дать ему образец правой веры“81. „Если мы примем благонамеренных людей со святыми обетами . . . и станем неуклонно охранять их и постоянно покровительствовать им, то мы не сомневаемся, что это будет иметь великое значение для познания истинной веры и утверждения добрых дел“, подтверждает кн. Богуслав82. Эти слова наилучшим образом характеризуют церковную политику поморских князей и объясняют ее.

Раскинувшиеся по всей стране богатые монастырские владения, действительно, позволяли монахам имет влияние на туземное население. Управляя деревнями, извлекая из них доходы и устраивая их по своим хозяйственным планам, монастыри бесспорно так или иначе воздействовали на славян. He оставались без результатов, конечно, и всякие другие сношения монастырей с туземцами, напр., при сборе корчемных и таможенных доходов, сборе десятин, при производстве работ на солеварнях, мельницах, во время рыбной ловли и вообще при тех или иных хозяйственных операциях.

При всем том практическая цель, которую имели в виду князья – утверждение поморян в вере и нравственности христианской – достигалась нелегко. Ордена премонстрантский и цистерцианский, к которым принадлежали почти все поморские монастыри, миссионерство не ставили своею целью; они не стремились быть духовными руководителями простого народа, близкими к нему и вникающими в его нужды. Потребность в таких руководителях чувствовалась всюду и в Поморье более всего, но ни одно из существовавших тогда монашеских обществ не заботилось об ее удовлетворении. Эту потребность живо сознали основатели нищенствующих орденов, задавшиеся целью воздействовать на народную массу, косневшую в невежестве и суевериях ; но возникновение и деятельность этих орденов относится к более позднему времени.

Норберту, основателю премонстрантского ордена, казалась сначала привлекательною деятельность странствующего проповедника, но впоследствии он отказался от нее и поставил целью основанного им общества внутреннее самоусовершенствование на почве аскетизма и строгой дисциплины. Правда, премонстранты имели свои церкви, и эти церкви посещались мирянами; в принадлежавших ордену приходах на места священников часто назначались члены этого же ордена, и таким образом премонстрантам принадлежало некоторое духовное руководительство, по крайней мере в пределах их владений. Но собственно миссионерскими целями премонстранты никогда не задавались. Исследователь начальной истории этого ордена, отнюдь не склонный умалять его значение для Балтийского поморья, признает, что „Норберту не далось обращение язычников“, и что „намеренное миссионерство противоречило строго внутреннему характеру ордена“83.

Еще менее был пригоден для миссионерских целей орден цистерцианский. Бернард Клервосский, знаменитейший и влиятельнейший член ордена, решительно высказался против проповедничества монахов. „Учить других“, по его словам, „не есть призвание монаха“. Цистерцианцам запрещено было проповедывать и исповедывать в приходских церквах. Цистерцианцы должны были удаляться от городов и смотреть на свое уединение, как на рай84. Собственно для монахов занятия науками допускались; но членам ордена, носившим название conversi, такие занятия были положительно запрещены, и это запрещение оказывалось для них пожизненным, так как они не могли ни выступить из ордена, ни перейти в разряд монахов85.

Вообще влияние какого-либо монастыря в известной области тем значительнее, чем теснее связи его с местным населением. Если иноки ведут образцовую жизнь, то это всегда производит впечатление в окрестности; население проникается почтением к святости иноков, сочувствует им, выделяет из своей среды подражателей и новых подвижников. При таких условиях монастыри как бы сродняются с окрестным населением, со страною, и, при самой строгой замкнутости их, успевают все-таки оказывать благотворное влияние на нравственный и умственный уровень соседнего населения. Так было во многих странах западной и восточной Европы, где только основывались монастыри.

Поморье в этом отношении оказалось в неблагоприятных условиях. Как премонстрантский, так и цистерцанский орден были первыми орденами в собственном смысле, т. е. союзами монастырей, управляемыми из одного пункта. Монастыри каждого из этих двух орденов, в противоположность, напр., бенедиктинскому, поддерживали самую тесную связь между собою. Всякая убыль или недостаток в личном составе подчиненного монастыря (Tochterkloster) легко восполнялась из другого монастыря, бывшего его метрополией (Mutterkloster). Этот порядок неуклонно выполнялся и в поморских монастырях; a так как они были в подчиненном отношении к своим монастырям-метрополиям, находившимся в германских землях, то в результате оказалось, что в поморских монастырях вряд ли можно было найти монаха-поморянина.

Нельзя думать, что монастыри XII в. заботились о германизации или вообще имели какие-либо националистские цели; генеральный капитул цистерцианскаго ордена 1189 г. строго осудил национальные побуждения, которые проявились при выборах аббата. И все-таки на деле поморские монастыри по составу монахов были совершенно чуждыми стране; они поддерживали тесную связь с монастырями-метрополиями, и не нуждались в притоке местных сил для пополнения состава монахов в случае их убыли. Понятно, что при таком порядке монахи имели мало побуждений знакомиться с местным языком и вообще сколько-нибудь проникать

в местную жизнь. Мало того: поморяне просто не принимались в состав монахов. Самое большее, что может допустить исследователь истории цистерцианского ордена в северо-восточной Германии, это – прием нескольких, во всяком случае очень немногих славян в низший разряд монастырской братии, род прислуги86.

Таким образом, монастыри были как бы иноплеменными островками в Поморье; они имели в виду самоусовершенствование (в лучшую пору своего существования) и не прилагали никаких стараний для улучшения нравов и образованности туземцев. Подобного рода заботы, конечно, ближе всех касались приходского духовенства, и оно, как можно полагать, в известной степени сознавало это. Но и тут Поморье оказывалось в исключительно невыгодном положении: оно не имело священников из своей среды, которые были бы близки народу, знали бы его жизнь, нравы и язык и понятным для народа способом возвещали бы ему великие истины христианской религии. Те же монастыри выставляли из своей среды кандидатов на открывающиеся приходские места, и этот порядок, исключавший возникновение национального духовенства, имел силу в течение всего XII в. и не прекратился вместе с ним.

Отстранившись от духовной и проповеднической деятельности, цистерцианцы все свое внимание устремили на телесный труд и хозяйство, и в этом отношении, действительно, достигли великих успехов. Свои земли, в отличие от арендной системы прежних монастырей, они обрабатывали сами; земледелие, промышленность достигли y них высокой степени развития; допускалась и торговля, и также имела большой успех. При таком способе ведения хозяйства нужны были наемные работники, – и они очень рано появляются y цистерцианцев. Для поморян, казалось, открывалась возможность хоть в качестве рабочей силы принимать участие в обширных и образцовых хозяйственных предприятиях монастырей, что, несомненно, не лишено было некоторого значения.

Однако недостаток рабочей силы при обилии земель y монастырей скоро стал восполняться иным образом. На свои земли монастыри стали призывать германских колонистов. К вызову колонистов монастыри прибегали тем охотнее, что видели в них людей несравненно более близких к себе, чем славян. И колонисты, являясь на новые места из дальних областей, гонимые с родины теми или другими тяжелыми обстоятельствами, начинали на поморской земле действительно новую, трудовую жизнь; поддерживаемые и духовною и светскою властью, пользуясь определенными привилегиями, они энергично принимались за обработку предоставленной им по договору земли.

Успех их трудовой жизни привлекал к ним симпатии не только монастырей с их иноплеменным составом, но и поморских князей. Последние начинали видеть в колонизации хорошее средство для увеличения благосостояния страны. Оттого впоследствии, в XIII в., развилась в Поморье усиленная колонизация, приведшая затем к полной германизации края. Этот процесс происходил уже независимо от деятельности монастырей. Монастыри XII века, оставаясь все время чуждыми для поморского населения и обособленными от него, явились только предвестниками и пионерами германизации Поморья.

* * *

1

Об отношении к Норберту, архиепископу магдебургскому, возбудившему ненависть язычников-славян жестокими угнетениями, см. Ebbonis vita Ottonis, ер. Babenbergensis, l. Ill, c. 3–4 (Mon. Germ, hist., Scriptorum t. XII). O внимании поморян к проповеди еп. Оттона см. Herbordi vita Ottonis, ep. Babenberg., l. II, c. 26; 33 (M. G., SS., XII).

2

Ответ щетинских старшин сотнику Павликию: patrias leges non dimittemus; contenti sumus religione, quam habemus. Apud christianos, aiunt, fures sunt, latrones sunt, truncantur pedibus, priuantur oculis, et omnia genera scelerum et penarum christianus exercet in christianum; absit a nobis religio tails. Herb., II, 25.

3

В некоторых местах поморяне, даже ожидая Оттона, с приближением длинного ряда повозок и толпы людей, на первых порах приходили в смятение, опасаясь неприятельского нападения. Herb., II, 13. Ebbo III, 5.

4

Herb., II, 31. Ebbo, II, 13. Ebbo, III, 9.

5

Для пограничного города Пырица число крещенных биограф Оттона определяет в 7000; в других местах их было гораздо больше. Herb. II, 16.

6

Двое из них возвратились домой, не дойдя до ГІоморья. Ebbo, II, 4.

7

Грамота еп. Адальберта от 1153 г. 3 мая: gens Pomeranorum deuoto studio domini Bolizlay gloriosi Polonorum ducis. ac predicatione Ottonis . . . fidem Christi. . . suscepit sub principe eorum Wartizlauo . communis corundem principum electio et domini pape Innocentii consecratio me . quamuis indignum . primum Pomeranie prefecit episcopum sub apostolice confirmationis testamento. Codex Pomeraniae Diplomaticus, herausgeg. von Hasselbach, Kosegarten und Medem. Greifswald, 1843. № 21, pag. 48–49. Приведенное место понимается исследователями неодинаково. Клемпин в фразе: „communis eorundem principum electio“ – слово „eorundem“ относит к ранее стоящему „Pomeranorum», a под словом „principum“ подразумевает поморскую знать. Визенер согласует „eorundem“ с „principum“ и под этим последним словом понимает названных двух князей – польского и поморского. Klempin: Die Exemtion des Bisthums Camin. Baltische Studien, B. XXIII, Stettin, 1869, S. 208–209, Anmerk. Zeitschrift fur Kirchengeschichte, herausgeg. von Th. Brieger, X B., Wiesener: die Grundung des Bisthums von Pommern, S. 2. Более естественным представляется второе толкование.

8

Визенер смотрит на смерть Болеслава III, как на окончание тех политических осложнений из-за Поморья, которые будто бы препятствовали назначению нового епископа. Wiesener: Die Geschichte der christlichen Kirche in Pommern zur Wendenzeit. Berlin, 1889, S. 111–112. Сомнительно, чтобы Болеслав каким бы το ни было образом препятствовал назначению в епископы им же избранного человека, притом в страну, об обращении которой в христианство он в сущности более всех и заботился. Гораздо вероятнее, что Оттон не желал выпускать из своих рук непосредственное заведывание поморскою церковью. Это согласуется и с хлопотами Оттона об утверждении за ним дани со славянских земель в вознаграждение за проповедь. Грам. императора Лотаря II от 1136 г. 16 августа (Cod. Pom. Dipl., № 14, p. 32): rogatu domni Ottonis babenbergensis episcopi. sibi suisque successoribus de his que ad fiscum pertinent . tributa quatuor prouin ciarum slauie perpetuo jure possidcnda tradidimus. . . ; quia prefatus cpiscopus. Otto . in destruenda idolatria. . . primus laborauit. uicem laboris sui ctiam in terris accipiat et in tributis inde persoluendis ipse una cum ecclesia sua perpctue recognitionis signum habeat.

9

Булла папы Евгения III от 11 апреля 1147 r. (Pommersches Urkundenbuch, I. B., bearb. von Klempin, Stettin 1868, № 32 , p. 13): Quidam etiam cx vobis tarn sancti laboris et premii participes fieri cupientes contra Sclauos ceterosque paganos habitantes versus aquilonem ire et eos Christiane religioni subjugare domino auxiliante intendun.

10

Ibid. : sub excommunicatione prohibentes, ut nullus de paganis ipsis, quos Christiane fidei poterit subjugare, pecuniam vel aliam redemptionem accipiat, ut eos in sua perfidia remanere permittat.

11

Helmoldi presb. Bosoviensis Chron. Slavorum lib. I cap. 62 et 65. Pomm. Urk., I, № 34, p. 16–17.

12

Wiesener: Die Geschichte der christlichen Kirche in Pommern zur Wendenzeit, S.126.

13

Cod. Pom. Dipl., № 52, p. 126: Pie ineinorie patruus ac predecessor noster Raliborus catholicam religionem teneram adhuc et nouellam apud nostrates plantare studuit et confortare . qui inter cetera pietatis opera pro salute animarum tan ipsius . quam patris nostri Wartizlai quondam apud locum Ztulp interfecti . . . ecclesiam fundauit . quam etiam redditibus et possessionibus dotauit. et monachos ibidem sub regula sancti Benedicti in nigro habitu deo et sanctis eius iugiter ministrare disposuit. Domino Alberto primo Caminensis sedis episcopo coliortante. In usus enim Ztulpensis ecclesie et monachorum eius dedit ipsam villam Ztulp cum taberna et theloneo eius . tabernam ctiam in prouincia Grozwin cum duplici theloneo . scilicet fori et aque que Ribeniz appcllatur . Postmodum vero defuncto principe patruo nostro . cum omnipotentis Dei clementia terre gubernacula nostre potestati subdidisset. universas donations patmi nostri Ratibori. et fratris nostri Kazimari. seu aliorum quorumlibet fidelium . ad nostram ditionem spectantium predicto cenobio et ministris ipsius . . . gratas habentes et ratas . auctoritatis nostre priuilegio pium duximus communire.

14

Об этом более определенно свидетельствует грамота от 1153 г. (Cod. Pom. Dipl., № 21, p. 49). Здесь Адальберт говорит от своего имени: nos sicut officii nostri exigit ordo . sollicite usque quaque satagentes pro huius nouelle plantationis augmento et religiosorum virorum qui cooperatores nostri existerent.. flagrantes desiderio ex Magdeburgensis ecclesie tunc opinatissimo cenobio impetrati fratribus a domino Arnuldo abbate . . . eos in ripa Pene fluminis in loco qui dicitur Ztulpii . . . locauimus fauente et cooperante Ratiboro tunc nostro principe.

15

lb.: eisque et ipsorum posteris decimam de tota prouincia Grozwin prouenienten donauimus. perpetuo jure possidendam. In eadem etiam prouincia primam ecclesiam dedicauimus . quam et omnes alias eiusdem prouincie ecclesias . quecunque in futurum construentur. abbati et ecclesie Ztulpensi subiectas esse decreuimus.

16

В конце XII в. материальные средства монастыря были следующие.

а) 15 деревень, из которых в одной был рынок. (Названия деревень:

Vocetino, Ztulp, Mokle, Gorka, Ruzowe, Primziz, Parpatno, Scetlutiz, Poluziz, Quilowe, Chabowe, Dambrowe, villa Johannis, villa forensis, Gruttekowe. Cod. Pom. Dipl., № 40, p. 99–100; № 52, p. 126–127. O двух последних деревнях: Klempin, Pomm. Urk., № 94, p. 72; Winter, Pommersches Urkundenbuch, B. IV, Jsfe 2267, p. 214.). В трех деревнях было no корчме (Ztulp, Groswin, Dambrowe).

б) Ежегодно монастырь получал 35 марок с четырех корчем. Грамота кн. Казимира от 1176 г. (C. P. D., № 40, р. 100) : contulimus . . . sex marcas denariorum. de taberna in Chozkow. Per annos singulos colligendas. Гр. кн. Богуслава от 1183 г. (C. P. D., № 52, р. 127): pro anima filii nostri Ratibori duodecim marce in Uznom. in taberna castri Cholberch quinque marce.. . in taberna Dimin duodecim marce. in taberna Chozkowe sex marce.

в) Солеварня с 4 чренами (domus prope Parsan ad quatuor sartagines). r) Рыбный пруд (Lebbin). д) Две мельницы (Gorka, Dambrowe). Наконец, монастырь, как уже было упомянуто, владел епископскою десятиною в Гросвинской каштелянии.

17

Грам. Казимира от 1176 r. (C. P. D., № 40, р. 100): villam Vocetino . . . ab omni secularium exactione liberam esse statuimus et immunem, ita ut nulli mortalium nisi abbati et sue teneatur ecclesie deseruire. Грам. Богуслава от 1183 r. (ib., № 52, p. 127): coloni ecclesie Ztulpensis ab omni exactione seculari liberi erunt penitus et exemti.

18

Грамоты, данные Гробскому монастырю, помещены в кодексе Гассельбаха-Козегартена под №№ 26, 37, 43, 45, 56, 57, 65, 73 (от 1168 до 1194 r.).

19

В кашт. Wanzlo : Groben, bresiz, minudiowe, sikerina, wresteuiz ; кашт. scithene: rochouiz, corine, ½ slauboriz, villa una super rivum ribeniz; кашт. grozsuuina: doblouiz; кашт. coluberch: poblote, suelube ; кашт. chozchowe: spaceuiz, dolpowe, mireuiz, cossozuwc, prossizsovwc, solatkeuiz, bubaliz ; кaшт.rochou : sos niche; кашт. vollin : drammine; кашт. ucra: caruiz; кашт. Icssaz: retiene. Некотоpoe время монастырь имел деревню pustichow в кашт. sliuuin; взамен ее Казимир дал четыре другие, расположенные в кашт. cozchowe (гр. Казимира от 1175 r., C. Р, D., № 37, р. 94–95). Кроме названных деревень, монастырю принадлежали еще следующие: budessina, zelechoa, teplinine, zglattiz.

20

Winter: Die Pramonstratenser des XII. Jahrhund., S. 191.

21

Грам. кн. Казимира от 1175 г. (C. P. D., № 37, р. 95): fratres dco inibi seruientes. predia ecclesie sue inutiliter p e r terras dispersa adunare et continuare conarentur.

22

Земли эти были следующие. 1) Дедина nemanteniz. Грам. Папы Александра III от 1178 г. (C. P. D., № 45, р, 109): villam corene cum hereditate nemanteniz. 2) Земля, граничившая с дер. wresteuiz. Гр. епископа Конрада от 1178 г. (C. P. D., № 26 , р. 61): villa wresteuiz cum alia terra quorundam slauorum, 3) Часть каштелянии Wanzlo под названием Липа; там находилось несколько деревушек с полями, лугами и пр. Гр. княгини Анастасии от 1187 r. (C. P. D., № 65 , р. 160): partem quoque prouincie wanzlotie . que Lipa dicitur integraliter totam . id est villulas et agros . prata et arbusta . loca plana et aspera . rustlcos decimarios. et uniuersa que in ea juris nostri fuerant. 4) Земля y реки Рыбницы. Гр. папы Целестина III от 1194 г. (C. P. D., № 73 , р. 176): super riuum Ribeniz uillam et molendinum. terram etiam eidem riuo contiguam . a ueteri scilicet ponte . usque ad transitum Dansne.

23

Гр. еп. Адальберта от 1159 г. (C. P. D., № 24, р. 55): in prouincia uuanzlo ipsa scilicet villa groben cum appendiciis suis . et taberna . et in ipsa media prouincia. forum et taberna. Ближайший смысл приведенного текста таков, как будто монастырю даны были в кашт. uuanzlo две корчмы. Так и излагает содержание этой грамоты Клемпин (Pomm. Urk., 1. В„ 1. Abt., № 48, p. 24): im Lande Wanzlow da s Dorf Grobe mit dem Kruge, den Markt und Krug der Provinz. . . Однако сопоставление с пятью грамотамм XII в., говорящими о том же предмете пожалования Гр. монастырю, доказывают, что монахам платились деньги только из одной корчмы этой каштелянии, именно y града Узноима. Так, в грамоте еп. Конрада 1178 г. говорится: quoscunque usus. seu quecumque bona . dominus Ratiboro . cum pia consorte sua pribizlaua . siue successores eius . . . tradiderunt. . . priuilegio nostro confirmamus. Sunt autem hec . . . villa grobe cum omnibus appendiciis suis ante castrum uznum . decern marce de tabema annuatim . et theloneum forense (C. P.* D., № 26, p. 60–61). Кн. Богуслав (1177 г.) подтверждает : ipsam villam Groben cum appendiciis suis, theloneum forense et decem marcas de tabema ante castrum uznum (C. P. D., № 43, p. 105). В таких же выражениях говорят о данном предмете грамоты: папы Александра III от 1178 г. (C. P. D., № 45, р. 109), князя Богуслава от 1184 г. (C. P. D., № 56, р. 134), папы Целестина III от 1194 г. (C. P. D., № 73, р. 176.) Возможно, что дважды встречающееся в грамоте еп. Адальберта от 1159 г. слово taberna означает одну и ту же корчму и что слова этой грамоты: et ( = scilicet?) in ipsa media prouinda . forum et tabema представляют лишь точнейшее раскрытие и пояснение предыдуших слов.

24

Гр. еп. Адальберта от 1159 (C. P. D., № 24, р. 55): in foro prouinсіе grozsuuina tabema. Определенные в гр. en. Конрада от 1178 г. (C. P. D., № 26, р. 61): in foro . . . 10 marcas de tabema annuatim. Так же грамоты князя Богуслава от 1177 г. и 1184 г. (C. P. D., № 43 и 56, р. 105, 134). Грамоты пап Александра III и Целестина III от 1178 и 1194 г. (C. P. D., №№ 45 и 73, р. 109, 176): tabernam quartam.

25

Об этом говорят грамоты епископов Адальберта и Конрада от 1159 г. и 1178 г. (C. P. D., №№ 24 и 26)· и кн. Богуслава от 1177 г. (C. P. D., № 43); подробнее и яснее их гр. папы Александра III от 1178 г. (C. P. D., № 45, р. 109–110): ante castrum coluberc de tabema domni boguslai tres marcas . et de taberna domni Casimeri. fratris eius . tres marcas.

26

Гр. en. Адальберта от 1159 r., C. P. D., № 24, p. 55. Гр. папы Целестина III от 1194 г. C. P. D., № 73, р. 176.

27

Гр. Богуслава I от 1184 г. (C. P. D., № 56, р. 134): in Colubriech . census salis de sartaginibus dominica die . . . et due domus ad quatuor sartagines.

28

Грам. en. Конрада от 1178 r. (C. P. D., № 26, p. 61): in prouincia wanzloue villa bresiz . villa minuchowe . villa sikerina . singule cum appendiciis suis . scilicet agris et pascuis . pratis et piscium clausuris. Вблизи одной из этих деревень упоминаются впоследствии два пруда. Гр. папы Целестина III от 1194 г. (C. P. D., № 73, р. 176): uillam menicho . et duas clausuras piscium ante ipsam uillam.

29

Гр. кн. Богуслава от 1184 r. (C. P. D., № 56, p. 134): Ad hoc quoque adicimus . dantes eis licentiam figendi clausuras piscium in hostio lacus quo intratur uersus castrum uznum.

30

Гр. en. Адальберта от 1159 г. (C. P. D., № 24, р. 55): piscatura in fluuio thicminice . et dimidia piscatura in torrente cripinice . que pertinet ad uillam dambagora.

31

Гр. кн. Богуслава I от 1184 r. (C. P. D., № 56, p. 134): adicimus . . . libertatem trahendi recia in quocunque loco uoluerint. uidelicet in werpene . vel in lutenze . siue ubicunque trahi soient sagene ad nostram specialiter mensam pertinentes.

32

Гр. папы Целестина III от 1194 г. (C. P. D., № 73, р. 176): super riuum Ribeniz uillam et molendinum. Гр. en. Конрада от 1178 (C. P. D., № 26, p. 61): super riuum bebroa locus molendini.

33

Гр. en. Адальберта от 1159 r. (C. P. D., № 24, p. 55): dimidius census lignorum. que uehuntur per fluuium parsandi.

34

Ib.: theloneum quoque de nauibus que transeunt pe'r aquam juxtra castrum uznam.

35

Ib.: ante castrum uiduchoua super odoram situm. tertiam partem thelonei de omnibus nauibus ibidem transeuntibus.

36

Ib.: tertius denarius de theloneo plaustrorum ibi (in Castro belegarde) transeuntium.

37

Ib.: in Coluberch . . . theloneum de ponte, scilicet de unoquoque curru qui transit per eum duo denarii poloniensis monete et panis . et de unoquoque viro ibidem sal coquente. et per eundem pontem transeunte . denarius cromatorum.

38

Гр. князя Богуслава от 1177 r. (C. P. D., № 43, p. 105): theloneum forense . . . ante castrum uznum . . . In prouincia scitene forense theloneum.

39

Гр. Казимира от 1175 r. (C. P. D., № 37, p. 95): villam Sclathkouiz. . . donaui . quam ab omni meo jure . et seculari potestate. excepta urbis munitione . liberam emancipaui. Четыре деревни свободны были от всяких повинностей: quas (quatuor villas) ab omni quoque prouinciali exactione . et meo jure . liberas donaui. Ib. Гр. Богуслава от 1177 r. (C. P. D., № 43, p. 106): volumes et indissolubiliter presentium literarum cautione . nostrique sigilli impressione . sancimus . ut canonici Grobensis ecclesie omnes . quos commemorauimus . possessions suas ab omni jure terreni dominii absolutas . etiam ab omni prouinciali exactione . excepta instaurautione munitionum . ad quas ipse pertinent. liberas in pace et quiete perpetua possideant.

40

Гр. от 1178 г. (C. P. D., № 45, р. 110): cum generale interdictum terre fu e r it. liceat vobis . ianuis clausis . non pulsatis campanis. exclusis excommunicates et interdictis . submissa voce diuina officia celebrare . Liceat quoque vobis clericos et laicos . e seculo fugientes . liberos et absolutos absque alicuius contradictione ad conuersionem recipere. et eos sine contradictione aliqua retinere.

41

Гр. кн. Богуслава от 1182 г. (C. P. D., № 50, р. 122): religiosos de congregatione Hauelbergensis ecclesie uiros . regulam beati Augustini secundum institutionem domini Norbert! Magdeburgensis archiepiscopi professes . quos beate memorie Cazimerus . frater meus . laudabili deuotione collegerat prediisque donauerat.

42

Доказательств подложности Клемпин указывает три: 1) следы позднейшей приклейки печати, взятой, впрочем, от подлинного документа; 2) почерк XIII в.;

3) сличение с несомненно подлинною грамотою от 1182 г.

43

Труд Клемпина о поморских грамотах опубликован (1868 г.) позже работы Винтера: Die Praemonslratenser des XII. Jahrhunderts (1865). Винтер очень далек от мысли о фабрикации Бродскими монахами подложной грамоты. Он настолько остается верным своей идее (о великом просветительном значении премонстрантов для поморян), что даже расположение упомянутых 27 деревень объясняет сознательно поставленными миссионерскими целями (S. 200).

44

Монастырю даны были деревни, как населенные, так и опустевшие (вероятно, вследствие частых опустошений, производимых соседями). Первых было семь; в одной из них (в Броде) монастырь имел доход от рынка и корчмы. Имена опустевших деревень не названы; указаны были только их границы. C. P. D.. № 50, р. 122: confirmamus . . . villam Brod nominalem cum foro . taberna et omnibus attinentiis suis , et ha s villas . Wigon . Woitin . Reze et Wolkaz . Cameniz . Vilin et desertas villas que a Vilin inter fin es Chotebanz . Lipiz et Hauulam jacent.

45

lb., р. 123: hec omnia pro libito suo disponendi. et ad utilitatem eiusdem ecclesie modis omnibus conuertendi.

46

Гр. кн. Богуслава от 1182 r. (C. P. D., № 50 , p. 122): locum predictum . a fratre meo Deo oblatum . cum omnibus pertinentiis suis . sicut ipse fecerat. ita nos manumittimus . et ab omni exactione juris . quod ullomodo in eo habere possemus . uel quisquam ex parte nostra . liberrimum constituimus. Omnem etiam immunitatem . quam frater meus eisdem canonicis et hominibus eorum . tam teutonicis quam Slauis . concesserat. nos simili deuotione indulgemus . remittentes eis onus edificationis urbium . et ut per totam terram nostrum ab omni exactione thelonei liberi ex istant. tam in terra quam in aqua . in foro uidelicet . in pontibus . in urbibus et in nauibus.

47

lb. : precipimus omnibus sub potestate nostra manentibus . u t sollerti custodia studeant obseruare . ne ab ullo pestilente quolibet dampno . siue clam seu palam iilato . predicti canonici nobis dilecti uexentur . quia non solum reus . si detectus fuerit . graui sententle subjacebit. uerum etiam uicini circummanentes cogcntur. dampnum eis illatum ad integrum de propriis rebus restituere.

48

Гр. Казимира оn 1180 r. (C. P. D., № 29, p. 70; Kl., Pomm. Urk., № 84, p. 58–59): fratribus ecdesie sancte Trinitatis in Lundis in terram nostrum venientibus dedi in perpetuam eleemosinam undecim villas iuxta Regam fluuium sitas . cum omnibus utilitatibus et appendiciis suis . libere et quiete et sine omni exactione soli claustro ibidem construendo perpetualiter seruituras.

Nomina vего villarum sunt hec. Gunbin que sola culta est. Wistrouece . Miroslauece. Wischou . Karcene . Darsune . Brosamuste . Drosdouue . Kynouwe. Harchouwe . Strigotine. Hec decem ville licet inculte amenitate tamen situs . ubertate glebe . venationis . aucupationis et piscationis copia . et pratorum abundantia . cultis circumiacentibus non cedunt. Ipsa enim terra et circa cam maritime loca sunt fertilissima frugum ac pecorum et piscium . et siluosa . et sicut scribitur de terra repromissionis iacte et melle manantia . . . . Etiam dedimus villam piscatorum.

49

Ib.: Medietatem etiam portionis clausure piscium in fluuio. qui Rega dicitur . fratrum refectioni dedimus cum medietate stagni nomine Niflose . et villa piscatorum adiacentc.

50

Ib.: Concedimus preterea ipsis fratribus ponere sex sartagines in Cliolcberga ad usum salis ab omni exactione jure perpetuo liberas.

51

Ib.: super hoc etiam eis dedimus super hominem quendam Brattonem nomine tertiam dimidiam marcham nummorum.

52

Ib.: ista ad inceptionem predicti cenobii contulimus ita libere . quod quicunque eos sequi de terra sua voluerit et fratribus adherere ab omni exactione et seruicio nostro liber sit . tantum Deo et ecclesie seruiat.

53

Ib.: eidem ecclesie contulimus ecclesiam in Tribethou post discessum presbiteri qui modo in ea ministrat.

54

Hugo, abbas Stivagii, Sacri et canonici ordinis Praemonstratensis Annales (Kl., Pomm. Urk., p. 113) : licet Casimirus adventantes liberaliter praediis seu villis undecim dotaverit, et ecclesiam Treptoviensem post decessum parochi transscripserit monasterio, nihilominus nec amoenitas loci, nec soli pinguedo potuit diu novos continere incolas. Tenuitate proventuum, vel fortasse populorum moribus absterriti ad pristinas sedes remigraverunt.

55

Ibid.

56

Гр. кн. Богуслава IV, Барнима II и Оттона I от 1289 г. Роmm. Urk., Ill, № 1499, p. 70.

57

Гр. еп. Берно от 1173 г. (C. P. D., № 34, р. 86–87): Miregrauus et fratres eius. Monic. Cotimarus.

58

Klempin, Pomm. Urk., p. 36–38.

59

Земля была подарена монастырю, с разрешения князя Казимира, тремя братьями-учредителями. Гр. еп. Берно от 1173 г. (C. P. D., № 34, р. 86): quicquid Miregrauus et sui fratres in terris, siluis, pratis et aquis cum molendino ecclesie de Dargon et fratrum usibus in ea deo famulantium in perpetuum donauerant. ipse (Kazimarus) etiam sollemni sua donatione in perpetuum confirmans donauit. Далее описываются границы подаренной земли.

60

Деньгами монастырь получил два пожертвования: от кн. Казимира и от Берно, еп. Шверинскаго. Первый пожертвовал монастырю ежегодную субсидию в 10 марок из корчмы в Lucho; епископ ежегодно давал из своих доходов 7 марок.

Гр. еп. Берно от 1173 г. (C. P. D., № 34, р. 86) : dominus Kazimarus . . . (obtulit) decem marcas nummorum singulis annis de taberna . que est in Lucho. . . Eodem etiam tempore contulimus et nos in perpetuum de paruo et tenui redditu episcopatus nostri septem marcas nummorum . singulis annis super idem altare.

61

Монастырю даны были две солеварни в Кольберге, право добывать соль в Толенце и в Гильде. Гр. еп. Берно от 1173 г. (C. P. D., № 34, р. 86) : duarum sartaginum sal coquentium sedes in Colbiarg . . . et quartam partem putei sfllis in Tolenz in predio uille Zuillemari Tessemeris. Гр. князя Яромира, выданная в промежуток от 1193 до 1198 г. (C. P. D., № 84, р. 202; Klemp. : Pomm. Urk., N° 124, p. 94–95): Martinus monetarius. . . dedit ... locum sartaginum in possessione que hilda dicitur. quamque nostra largitione idem Martinus adeptus est.

62

Кн. Казимир дал монахам право рыбной ловли на р. Пене сначала частию, потом – целиком. Гр. еп. Берно от 1173 r. (C. P. D., № 34, р. 86) ; dominus Kazimarus . . . (obtulit) dimidietatem capture piscium . quam habuit in prima parte Pene fluminis. nam aliam dimidietatem supradictis fratribus antea in perpetuum donauerat.

63

См. примечание 3 на 33 стр.

64

Гр. en. Берно от 1178 г. C. P. D., № :35, p. 89; Klempin, Pomm. Urk., № 77, p. 50.

65

C. P. D., № 36, p. 91–93.

66

Кольбацкий монастырь вскоре после своего возникновения выслал монахов в

О л и в у (к северу от Данцига). Восточно-поморские князья снабдили Оливский монастырь материальными средствами. Древнейшая грамота этого монастыря относится к 1178 году. В ней говорится о пожалованиях князя Самбора. Монастырю дано было следующее : 1) семь деревень; 2) право рыбной ловли; 3) право устроить мельницу на одном ручье; 4) десятины с разных доходных статей князя (напр., с Гданских корчем, с пошлины, с рыболовства в двух местах, со всего скота, принадлежавшего князю). Население на землях монастыря освобождалось от всех повинностей, за исключением работ по исправлению крепости и моста в Гданске. Грам. кн. Самбора от 1178 г. Pommerellisches Urkundenbuch, bearb. von Perlbach, Danzig, 1882, № 6, p. 4. Pommersches Urkundenbuch, I. B., 2. Abth., Stettin 1877, Annales Colbacenses, p. 483.

67

Гр. Богуслава от 1173 r. (C. P. D. № 33, р. 84): confirmamus . . . Colbas . Rekow . Repcow . villain teiitunicorum . Soznow e t Dam. Гр. Казимира от 1176 r. (C. P. D., № 38, p. 96): locum qui vocatur Prilop . ob remedium anime meeoffero. Далее следует описание границ. Гр. Богуслава от 1185 г. (C. P.D ., № 58, р. 137): contigit me in Colbas devenire . ibique ab abbate Euerhardo ceterisque ciusdem loci fralribus hospitalem domum pro villa . que dicitur Qorne. emere mediante Suoitino . cumque predict! fratres jam d e transponenda domo supradicta d isponerent. contigit filium tneum Buguzlaum gravi periculo desperatum ad extrema deuenire . ego vero ob salutem filii dilecti domum supradiclam cum villa dedi . cum omnibus attinentlis suis. O пожаловании дер. Tribus и Dambe см. Kl., Pomm. Urk., № 93, p. 71; № 141, p. 106 –107 .

68

Гр. Богуслава от 1186 r. (C. P. D., № 77 , p. 187; Klempin, Pomm. Urk., № 103, p. 79–80): locum qui vocatur Broda dono tradidi cuidam viro nobili Waltero nomine in possessionem quamdiu vlueret. Is postmodum cogenle inopia predictam possessionem me consulto vendere disposuit . quod ego audiens satis cgi ut veniret in usus famulorum Christi. Itaque emit eam condigna pecunia venerabilis abbas de Colbas cum omnibus appendentiis suis meo a ssensu . annuique voluntarie . sperans exinde apud Deum et mihi aliquam mercedcm proventuram.

69

Гр. Богуслава от 1183 r. (C. P. D., № 53 , p. 129; Kl., Pomm. Urk., № 93, p. 71): quinque marcarum reditus in taberna Colbergensi ecdesie sancta genitricis Marie in Colbaz pro eleemosyna contulimus . postmodum vero . mediante charissimo cognato nostro Wartizlauo . easdem a nobis cum beneplacito vestro receplas Stolpensibus pro anima Ratibori . filii nostri . qui ibidem sepultus est. delegauimus . predium quod Damba dicitur cum vniuersis attinentiis suis . tam in silvis quam in pratis et campis ex utraque parte amnis qui Plonc vocatur . earum vice perpetua vobis donatione confirmantes . heredibusque relinquentes.

70

Гр. Вогуслава I от 1186 г. (C. P. D., № 78, р. 189; Klemp., Pomm. Urk., № 104, p. 80): sciendum etiam quod nulli aliquando molendinum facerc liceat in Plona . vel in nigro riv u lo . nec in littore quod est in parte castri Pyritz.

71

Гр. папы Григория VIII от 1187 г. (C. P. D., № 62, р. 150); гр. en. Конрада от 1179–1181 г. (C. P. D., № 55, р. 131; Pomm. Urk., № 80, p. 53).

72

Гр. Богуслава от 1185 r. (C. P. D., № 58, р. 137): insuper etiam eis addidi libertatem omnium silvarum que sunt in omni provincia Stargardcnsl. Ad domos construendas, ad nutrimenta jum e n to rum . ad pascua qualiumcumque animalium . ccterosque suos usus ac suorum colonorum.

73

Гр. Богуслава oт 1183 r. (C. P. D., № 53. p. 129): si amnem (Plone) ad villain (Damba) fodiendo deducere quiuerint . centum insuper marcas . si vita comes fuerit. adiiciemus.

74

Гр. Казимира от 1176 г. (C. P. D., № 38, р. 96): quia fratres fruges proprias colligere non sufficiunt. colonos quotcunque ibi posuerint ab omni exactionc . que mei juris est . abhinc et in omne tempus liberos esse statuo . meisque id successoribus . tam pro ipsorum quam pro mea salute obseruandum relinquo . ne scilicet edificare aut reparare urbes cogantur. sed neque judicum quisquam secularium eis molestus sit in ullo negocio . quinimo sanctis illis in Colbas et fratribus in pace deseruiant. – O том же говорит rp. Богуслава от 1173 r. (C. P. D., № 33, p. 83–84). Гр. en. Конрада от 1176 г. (C. P. D., № 39, р. 97): quia locus (Prilop) spaciosus e s t . latcque patentes campi qui cultoribus ind ig eant. colonos quotcunque ibi fratres posuerint. ab omni exactione liberos esse concessit (Cazemarus). ne videlicet urbes edificare aut reparare compellantur . et ne principi terre censum persoluant cum reliquo populo . neue etiam judicum quisquam secularium eos in nullo negocio urgeat vel contristet.

75

Гр. Богуслава от 1185 r. (C. P. D., № 58, p. 137): colonos quos· cunque ibi p o s u i s s e n t . ab omni exactione secularis iuris liberos esse statuo.

76

Булла папы Григория VIII от 1187 г. (C. P. D., № 62 , р. 150–151): sane laborum vestrorum . quos propriis manibus et sumptibus colitis . siue de nutrimentis vestrorum animalium . nullus a vobis decimas exigere vel extorquere presumat.

77

Ib.: Liceat quoque vobis clericos vel laicos e seculo fugientes . liberos et absolutos ad conuersionem recipere . et eos absque contradictione aliqua retinere.

78

lb. : Licitum preterea vobis sit in causis propriis . siue ciuilem siue criminalem contineant questionem . fratres vestros idoneos ad testificandum adducere . atque ipsorum testimonio sicut iustum fuerit et propulsare violentiam et iustitiam vendicare.

79

Ib.: Illud adicientes ut nullus regularem electionem abbatis vestry impediat. aut de instituendo vel deponendo seu remouendo eo . qui pro tempore fuerit. contra statuta Cisterciensis ordinis et auctoritatem priuilegiorum vestrorum se nullatenus intromittat. Quodsi episcopus . in cuius parochia domus vestra fundata est . tertio cum humilitate qua conuenit requisitus substitutum abbatem benedicere forte renuerit. licitum sit eidem abbati . si tamen sacerdos fu e r it. Proprios nouicios benedicere . et alia que ad officium suum pertinent exercere . donee idem episcopus duritiam recogitet. et abbatem sine prauitate aliqua benedicat.

80

lb. : Sane si episcopi aliqui a vobis vel monasterio vestro preter obedientiam debitam . vel principes terre contra libertatem ordinis a predecessoribus nostris et a nobis indultam expetierint. liberum sit vobis auctoritate apostolica denegare quod petitur. ne occasione ista predictus ordo . qui hactenus liber e x titit. humane servitutis laqueo vinciatur. Quodsi episcopi aliquam propter hoc in personas vel ecclesiam vestram sententiam promulgaverint . eandem sententiam tanquam contra apostolice sedis indulta prolatam statuimus irritandam.

81

Saxo Grammaticus, Historia Danica (Kl., Pomm. Urk., № 60, pag. 33): Warthyszlavus.. . . ut patriam superstitioni dcditam ab errore cultus revocarct, cxemplumque ei corrigendae credulitatis proponcret, monachalis vitae viris e Dania adcitis, in latifundio suo cellam cxstruxit, eamque multis et magnis stipendiis locupletavit.

82

Гp. Богуслава от 1182 r. (C. P. D., № 50, p. 122): si boni propositi et sancte conuersationis viros . . . continua protectione fidcliter seruandos suscipimus. incredule genti nostre ad uere fidei cognitionem et bonorum operum edificationem. . . ualere non dubitamus.

83

Winter: Die Pramonstratenser des zwolften Iahrhunderts und ihre Bedeutung fur das nordostliche Deutschland. Berlin, 1865, S. 26 ; 103.

84

Hauck: Kirchengeschichte Deutschlands, IV, Leipzig. 1903, S. 332–333.

85

Winter: Die Pramonstr., S. 101 ff.

86

Winter: Die Cistercienser des nordostlichen Deutschlands, Gotha, 1868, I, S. 121.


Источник: Первые поморские монастыри : Очерк из истории балт. поморья в 12 в. / М. Бречкевич. – Юрьев : тип. Эд. Бергмана, 1905. – 47 с., 1 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle