свящ. Николай Дубинин

Источник

О чем говорится в Священном Писании?

Священное Писание... Так христиане называют свою главную книгу – Библию. Слово «Библия» греческого происхождения и дословно переводится как «книги». И действительно, в состав Библии входит более 60 книг, написанных разными людьми в разные исторические эпохи, на разных языках и даже на разных континентах! Библия делится на две неравные по объему части: Ветхий и Новый Заветы. В Ветхом Завете главным образом описываются история сотворения мира и история первых людей – Адама и Евы, которые были сотворены бессмертными и не знающими греха, но согрешив, стали смертными и лишенными общения с Богом. Потомство их тоже стало смертным, однако Господь дал обещание, или Завет, что некогда таинственное Семя Жены (Бытие 3,15) победит и смерть и грех, и человечество вернется в то состояние бессмертия и безгрешности, каковыми обладали Адам и Ева до своего падения. Ведь в том с виду безобидном действии – вкушении запретного плода – произошла целая катастрофа: человек впервые вкусил то, чего не создавал Бог – грех. Как темная фотобумага засвечивается на свету, так и чистая душа Адама затемнилась в мраке греха, она запятналась. На засвеченной фотобумаге не видно изображения, и на затемненной душе Адама образ Божий тоже исчез... Известно, что если человек попробовал, к примеру, воровать, то второй и следующий раз сделать это будет уже проще. Или если человек впал в грех блуда, то он будет тянуться к нему вновь и вновь. Поэтому новые для Адама ощущения – греха и безбожия неискоренимо въелись в самую природу Адама и его потомков. Итак, человечество в лице наших прародителей стало греховным и смертным. Но Бог не оставил свое создание и позаботился о нем: Он пообещал людям Спасителя. Шло время, Бог избрал Себе народ – евреев, из которого должен был выйти этот Спаситель. На протяжении истории в этом народе являлись пророки и праведники, которые предсказывали подробности Пришествия Спасителя. Например, пророк Исаия еще за 7 веков предсказывает: «Вот, Дева примет во чреве и родит Сына (Семя Жены) и нарекут Ему имя..., которое значит: «с нами Бог» ...» (заметим, что не женщина, а Дева!). Тот же Исаия предсказывает о Нем, что Он будет «кроток», «не возвысит голоса своего на улицах», что Его будут бить и умертвят. «Не имеет Он ни вида, ни величия, весь изъязвлен за грехи наши», «Его язвами мы исцелились», Он «предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем». Его погребение тоже предсказано: «Ему назначали гроб со злодеями (два разбойника при Кресте), но Он погребен у богатого (Иосиф Аримафейский), потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его». «Разделили ризы ... и о одежде (Его)... метают жребий (римские солдаты сделали это у Креста)». Предсказано также и место рождения Спасителя пророком Михеем (ок. 6 века до н.э.): «и ты, Вифлеем, земля Иудина ... из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой». А пророком Даниилом (6 в. до н.э.) было предсказано даже приблизительное время рождения Мессии – 70 седмин, то есть около 490 лет: «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима (после захвата персами), до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины (483 года)... по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя (захват Иерусалима римским императором Титом в 70 г. первого века), который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения (иудейская война, 1 век)».

Надо заметить, что еврейский народ жил не только Писанием. Иудеи жили еще и своими представлениями, и в народе за сотни лет вырисовался образ Спасителя как политического вождя, который должен избавить их от гнета римлян. Это и стало причиной того, что израильский народ не принял своего Спасителя. Сам Христос предсказал: «от востока и запада придут народы (то есть уверуют в Христа)... а сыны царства (еврейский народ) будут изгнаны вон». Но это уже история из Нового Завета.

Новым Заветом называется вторая часть Библии, и написан этот Завет после смерти и воскресения Христа, Его учениками. Сюда входят 4 Евангелия, где описывается жизнь Иисуса Христа, а также Его учения и чудеса, и более 20 посланий-писем апостолов. В Новом Завете главным образом речь идет о том, что Тот, о ком говорили Ветхий Завет и пророки, пришел на землю, и Он – Иисус Христос, Сын Бога Живого.

Интересно, что каждый из четырех евангелистов имеет свою особенность изложения евангельской истории – например, Матфей известен обилием цитат из пророчеств, исполненных на Христе: «и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего (пророк Осия 11, 1)». Само выражение «Закон и пророки» принадлежит Матфею. В общей сложности он приводит более 70 цитат ветхозаветных пророчеств о Спасителе. Евангелисты Марк и Лука похожи между собой. Они оба стараются изложить свое свидетельство о Христе как конкретное историческое событие, подчеркивая при этом все мелкие детали и подробности жизни Христа: мест, где Он бывал, правителей и сроки их правления и другие исторические подробности, с которыми была связана жизнь Христа Господа. Вот, например, типичная для Луки детализация рассказа: « В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Захарии...» (3, 2) ,из которой читатель может узнать и о правителях того времени и с точностью до года определить ход происходящих событий. Евангелие от Иоанна, написанное позже остальных, имеет несколько иную цель – Иоанн больше других говорит о Тайне воплощения Сына Божия, о Хлебе Небесном – святом причастии, об Утешителе – Духе Святом.

Все четыре Евангелия и послания апостолов написаны через несколько десятилетий после смерти и воскресения Христа. Конечно, можно скептически посмотреть на достоверность Евангельских событий, ведь прошли годы, после того как Христос умер и воскрес. Однако следует обратить внимание на некоторые детали Евангельского повествования. Апостол Лука в начале Евангелия говорит, что пишет о «совершенно известных между нами событиях» (Лука.1:1) – то есть жизнь и смерть Спасителя были в поле зрения иудейского общества. Это подтверждают и слова Клеопы, который сказал Незнакомцу на пути в Еммаус: «... неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?» (Лк.24:18). Из этих слов видно, что события казни и воскресения Иисуса Христа надолго запечатлелись в памяти иудеев. Не случайно иудейский историк Иосиф Флавий, который даже не был христианином, оставил свое сообщение об «Иисусе, называемом Христом» в своем известном труде «Иудейские Древности». В другом месте этот историк сообщает о том, что в народе ходит молва о великих чудесах и знамениях, которые сотворил этот Иисус, и о том, что он был распят при прокураторе Понтии Пилате. Также в пользу истинности этих книг можно сказать о честности авторов. Евангелисты бесстрастно рассказывают и о предательстве Петра, и о бегстве всех учеников, и о том, как ученики в ночь ареста Иисуса постоянно засыпали, хотя Христос просил пободрствовать с Ним. Более того, Марк пишет, что уже воскресший Христос, явившись, упрекал учеников в неверии и жестокосердии, после того как Мария Магдалина сообщила им о Его воскресении, а они не поверили ей. Если бы Евангелие писали нечестные люди, то, конечно же, таких мест они бы избегали.

После Евангелий в Новом Завете стоит книга Деяний апостолов, в которой описываются первые годы жизни апостолов и первейших христиан после Вознесения Господня. Здесь можно увидеть, как обещанный Спасителем Дух Святой действовал в еще молодой тогда Церкви: огромное количество чудес и знамений, многочисленные исцеления и прочие проявления присутствия Бога способствовали скорейшему распространению веры. Ценность этой книги еще в том, что из нее мы черпаем знания о том, как была устроена Церковь во времена апостолов, как посвящались новые пресвитеры-священники, как часто служились первейшие литургии и другие важные события в жизни Церкви. Эту книгу написал также апостол Лука, который был очевидцем большинства описываемых событий. Очень много глав этой книги посвящены деятельности апостола Павла – а именно его четырем путешествиям, в результате которых он насадил христианские общины в крупнейших городах и государствах античного мира.

После Деяний следуют Послания апостолов – то есть их письма общинам различных городов, а также частным лицам, где апостолы отвечают и наставляют по разным вопросам, наставляют в духовной жизни.

Последняя книга в Библии – Откровение Иоанна Зеведеева (Богослова), где Господь открыл ему будущие судьбы мира. Отсюда мы знаем, что будет Конец Света, когда все люди предстанут перед Богом на окончательном Суде. Перед Судом в мир придет сын погибели – антихрист, который найдет благоприятную почву для дел тьмы и совратит многих к погибели. Но и он будет побежден, и тогда во второй раз в мир придет Спаситель, но уже не в образе раба, как в первый раз, а в полной Божественной Власти, как Бог для Суда. Примечательно, как заканчивается эта книга: «Ей, гряди Господи Иисусе!» – как христиане первого века, так и мы сегодня должны ожидать второго Пришествия Господа и находиться в духовной трезвости и бодрствовании.

Это был краткий экскурс в основной предмет книг Библии для того, чтобы читатель мог знать предмет нашей веры и ориентироваться в основных терминах и понятиях библейских книг.


Источник: Издание кафедрального собора Александра Невского. Старый Оскол, 2008.

Комментарии для сайта Cackle