Азбука веры Православная библиотека Секты и расколы Расколы Об учреждении в Духовной Дикастерии должности увещателя раскольников, присылаемых из Раскольнической Конторы

Об учреждении в Духовной Дикастерии должности увещателя раскольников, присылаемых из Раскольнической Конторы

2131. – 22 Мая. Об учреждении в Духовной Дикастерии должности увещателя раскольников, присылаемых из Раскольнической конторы.

В доношении Святейшему Правительствующему Синоду из Конторы Раскольнической, от 30 апреля 1728 г., изложено следующее:

Сего Апреля 3-го дня, в Контору Раскольническую, в доношении, Московского уезда, дворцовой Домодедовской волости, села Старого Яму, попа Гаврилы Федорова написано: в 724 году, по указу из Святейшего Синода и по заручной челобитной оной волости приходских людей от церкви Похвалы Богородицы, что в Москве на потешном дворце, переведен он во оной село «Старый Ям» к церкви Флора и Лавра, на место бывшего попа Афанасия Кондратьева, который содержался в Преображенском приказе, и, с прибытия де своего к той церкви, в приходе своем усмотрел он, что многие крестьяне вседомовно в церковь Божию никогда не ходят, и духовных отцов не имеют, и крестятся двуперстным сложением, к томуж преждеосвященную Божественную литургию порицают новоизданною, немецкою, и всех православных христиан называют погаными, и с ними ни пьют, ни едят, и помирают без исповеди и причастия Святых Таин, и то святое причастие ставят в скверну, и многих православных христиан зломудрием своим от Церкви святой отвращают, и имеют в домах своих к молитве и учению особые избы, а в раскол под платеж окладу не записываются. А кто именно те потаенные раскольники, – тому приложен от него, попа, при доношении, реестр, по которому реестру показано тех потаенных раскольников по именам мужеска и женска полу тридцать осмь человек. В том числе показан потаенным раскольником означенного ж села Старого Яму крестьянин Яков Родионов, который в Контору Раскольническую сыскан и, по силе состоявшихся в прошлых годех о потаенных раскольниках указов, распрашиван с пристрастием, а в распросе винился токмо в потаенном расколе, и в нехождении в церковь, и в неимении у себя отца духовного, да в обучении тому ж расколу сына и двух дочерей своих, а в прочих святей Церкве противностях, о которых помянутый приходский его поп доношением объявил, заперся и от раскола не обратился. Того ради в Конторе Раскольнической, по силе ж присланного из Высокого Сената Генваря 8-го дня прошлого 727 года указу, определено: того потаенного раскольника Якова Родионова, для увещания – от раскола ко обращению ко святей Церкви и к соединению с правоверными, отослать при доношении в Святейший Правительствующий Синод, и ежели, по увещании, оный раскольник от раскола к правоверию не обратится, то повелено б было прислать его для учинения указу в Контору Раскольническую, по прежнему; а что он, Родионов, в Раскольнической Конторе в распросе сказал, о том для ведома прилагается при сем доношении с распросу его копия.

И Святейший Правительствующий Синод о приеме оного раскольника что повелит.

В приложенной к вышеозначенному доношению копии с допроса Якова Родионова написано:

В распросе Яков Родионов сказал:

Отца де его Родионом, Иванов сын, по прозванию Чертулин, дворцовой Домодедовской волости, села Пахрина, деревни Красиной, где и жительство имел, пахотный крестьянин, который назад тому лет с тридцать умер; а он де, Яков, родился и взрос и женился в той же деревне и потом от семейства выехал той же волости в село Старый Ям, где и по ныне жительство имеет. А взял де он за себя жену, Московского уезда, вотчины Пофнутьева монастыря, деревни Ловцова пахотного крестьянина Сергея Павлова сына дочь девку Маланью Сергееву, а венчались в приходской своей Троицкой церкви, дворцовой Мичковской волости, села Колычева попом Алексеем Михайловым, назад тому лет с тридцать, а по какому требнику – не упомнить. И со оною женою детей у него было шестеро, из которых Логин сын, дочь Татьяна померли в детстве и погребены при приходской же церкви, а в живых де ныне у него сын Матвей, у которого детей – дочь одна Устинья по четвертому году; и те де его дети сыновья молитвованы и крещены во оном селе Старом Яме, в церкви Флора и Лавра, попом Афанасием Кондратьевым, а по какому требнику – не знает же. А затем, – он никого нигде не перекрещивал и того согласия не знает; да у него ж, Якова, две дочери девки: Наталья да Василиса, и из оных же его дочерей Василиса живет с ним Яковом, а Наталья живет, с зимы 727 года, в Керженце; а уехала де она с приезжими из того из того Керженца, волости их, деревни Белеутовой с бывшими крестьянами, раскольщиками Иваном, Захаром да Иваном же Артемьевым и детьми, которые между собой братья родные, а записные ль те раскольники – не знает, и ныне живут в Керженце ж; а согласия де они, Артемьевы, Спасова, и по оную его дочь Наталью оные раскольники, Артемьевы, из Керженца приезжали по требованию его Яковлеву, а отпустил де он, Яков, ее для спасения в тамошний Керженский скит, поверя помянутым раскольникам Артемьевым, а как тот скит словет, того не знает; да у него же Якова сын Сергей, осьми лет, и обучен расколу от него Якова и живет с ним же Яковом в доме; а от роду своего и по ныне он, Яков, исповедовался в болезни токмо, однажды, холостой, Мичковской волости, села Колычева, церкви Живоначальныя Троицы у попа Алексея Михайлова, который умре, а сколь давно – не упомнить, и Святых Таин в то время приобщался. В приходскую церковь, к Божественной службе ходит он, Яков, не стал тому лет с десять, для того, что состоит в расколе, а бывшие де его приходские попы Кондратий Никитин и сын его Афанасий Кондратьев, который и ныне живет в вотчине их в приходскую церковь к Божественной службе ходить его, Якова, не понуждали, и с потребами церковными как оных попов Кондратья и Афанасия, так и нынешнего приходского священника Гаврилу Федорова, к себе в избу не пускает, а токмо ходит в особую избу к сыну его Матвею, для того, чтобы он расколу не имеет; преждеосвященную Божественную литургию новоизданною, немецкою он, Яков, никогда не называл, и которые де люди крестятся триперстным сложением и брады свои бреют, оных погаными он не называл, а с ними он не молится, и не пьет, и ни ест для того, что де их за православных христиан не признавает, а зачем, о том подлино доказать не может. Токмо де он слыхал о том в книге Иоанна Златоустого, которую де читывали дворцовой Ермолинской волости, деревни Калиновки, в доме крестьянина записного раскольника Андрея Васильева, а сколь тому лет – не упомнить, да и к тому ж де Андрею Васильеву в дом приезживали из Керженца Спасова согласия трудники, а кто именно, и в которых годех, и зачем – не упомнить, и читают им старо-печатные книги, понеже де они грамоте не умеют; а знаком де ему, Якову, оный Андрей из малолетства для того, что живут они с ним не в дальном разстоянии, и когда де оный Андрей пошел в Москву записываться в раскол, тогда звал и его, Якова, с собою, токмо он, Яков, за скудостию, записываться не пошел, а намерен пробыть в потаении. И с того времени он, Яков, к нему Андрею, а наипаче для слушания старопечатных книг, хаживал часто; а Святых Таин причастия в скверну никогда не ставливал, а причащаться их ныне он не желает, а для чего – доказать именно не умеет. В расколе он, Яков, из младенчества, по научению родителей своих, а жена его Афимья и сын Матвей и невестка раскола не содержат и крестятся треперстно, а две дочери его, девки Наталья да Василиса, и сын Сергей в расколе и до днесь с ним имеются, по научению его, Яковлеву. А согласия он, Яков, и дочери его и сын – Спасова, и то де согласие учит уже супружества не иметь, а которые де и жен у себя имеют, со оными по закону не пребывают, и для того он, Яков, и с своею женою живет в разных избах. Еще же де повелевает в сутки класть поклоны и притом пройти семь лестовок, сиречь четок, а в начатке молитвы класть семь поклонов, в том числе един земной; еще де не повелевают в баню ходити и сопредать тело свое на вся страсти и ниже мытися; а то де согласие стал он знат в доме оного Андрея Васильева от приезжих людей из Керженца, которые того согласия, а с какого виду оное называется Спасово согласие, того он сказать не разумеет. В бытность де свою в расколе, от Церкви святей, кроме означенных дочерей своих и сына, расколу он никого не обучал. Для слушания писания и молитв он, Яков, и с дочерьми и сыном ходят в дом к означенному Андрею Васильеву, так же и он, Андрей, к нему, Якову, прихаживал же, и маливались вместе, а других де людей при том не бывало. Поп Афанасий Кондратьев в том его расколе согласия никакого с ним, Яковом, не имел; а что не ходил он с сыном и с дочерьми своими в церковь и не исповедовались, в том ему, Якову, не воспрещал, а для чего, о том он, Яков, сказать не знает. Во обращении де ко святей Церкви он, Яков, с сыном и с дочерьми своими быть не желает, потаенных и не записных раскольников и их лживых учителей нигде никого не знает; про публикованные в прошлых годех о записке в раскол указы он, Яков, ведал, а под платеж за тот раскол двойного оклада не записался он для того, что того оклада, за скудостию своею, было и ныне платить нечем; изба-де, которая построена у него на задворке, для житья, а не для молитвы; в сем распросе говорил он, Яков, сущую правду и не утаил ничего.

Слушано поданное из Конторы Раскольнической доношение и при нем приложенная с допросу копия о потаенном раскольнике Московского уезда дворцовой Домодедовской волости, села Старого-Яму, крестьянине Якове Родионове, который-де, по доношению того села попа Гаврила Федорова, в тое Контору сыскан и в потаенном расколе и в нехождении в церковь и в прочих противностях, к расколу приличествующих, по силе указов, с пристрастием распрашиван. И потому распросу оный Родионов винился токмо в потаенном расколе, и в нехождении в церковь, и в неимении у себя отца духовного, да в обучении тому-ж расколу сына и двух, дочерей своих, а в прочих де святей Церкви противностях, о которых помянутый приходской его поп доношением объявил, заперся и от расколу не обратился; и чтоб о приеме в Святейший Синод того раскольника, для увещания ко обращению святей Церкви от раскола, и паки о присылке, буде не обратится, в той Конторе решение учинит. И по указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод приказали: оного раскольника в Святейший Синод не принимать, а отослать его из оной Конторы для достодолжного от раскола ко обращению святей Церкви увещания в Духовную Дикастерию, в которой определит для увещания таковых, из раскольнической Конторы присылаемых, впредь к обращению святей Церкви раскольников из духовных персон Священное Писание знающего и искусного человека, по разсмотрению кого пристойно, дабы и впредь таковые из той раскольнической Конторы присылаемые раскольники чрез ту персону увещеваемы были, которых, по тому увещании, ежели от раскола к святей Церкви не обратятся, отсылать в тое Контору неотложно, а ежели будут такие раскольники к святей Церкви обращаться, – и с таковыми поступать, как его Императорского Величества указы повелевают. И о том в Духовную Дикастерию и в раскольническую Контору для ведома послать указы.

Комментарии для сайта Cackle