Уолтер Мартин (баптист)

О Поместной Церкви Уитнесса Ли

Содержание

История Структура Церкви Авторитарная власть Члены Поместной Церкви Поместная Церковь и разум Учение Троица Христос Человечество Человек, каким он был создан Грех Спасение Природы человека Церковь Заключение  

 

Прежде всего, следует отметить, что Поместная Церковь, руководимая Уитнессом Ли, отличается от других групп и движений, описанных в этой книге, и, в большинстве своем, состоит из христиан, которые запутались в основных учениях христианства. Таким образом, следует четко разделять небиблейские учения и проявления, существующие в Поместной Церкви, и принадлежащих к ней людей, которых можно назвать сбившимися с пути христианами. Поместную Церковь Уитнесса Ли нельзя назвать нехристианским культом в классическом смысле этого понятия, однако в некоторых областях богословия и практики это движение имеет явно культистские черты.

История

Поместная Церковь, которой руководит пожилой китаец Уитнесс Ли, имеет за своими плечами тридцатилетнюю историю. Зародилось это движение на Востоке, а в западное общество пришло лишь в начале 60-х годов. Ли начал свою религиозную деятельность в Китае под руководством китайского христианского мистика Вочмана Ни. Ни возглавлял группу христиан-пиетистов, основанную в Китае в 1923 году, которую сам называл «движением малого стада». За то время, что Ли проработал в церквях под руководством Вочмана Ни, он поднялся по служебной лестнице и стал главным работником в Шанхае и на Филиппинах1. Родился Ли в 1905 году в Кефо, одном из районов Китая. Он воспитывался под влиянием одновременно и христианства и буддизма, но в 1925 году сделал окончательный выбор в пользу Христа2. В 1927 году Ли начал изучать журнал, публикуемый группой Вочмана Ни, а впоследствии и сам начал пропагандировать это движение. В течение нескольких последующих лет он возглавлял «маленькое стадо» в Кефо, пока в 1946 году его не попросили переехать в Фучо, чтобы помогать в работе Вочману Ни3. По словам известного биографа Вочмана Ни, Ангуса Кинниэра, Уитнесс Ли «... энергичен и представителен; жаждет привести в церковь как можно больше людей и обладает способностью их организовывать... Уитнесс Ли был, конечно же, достаточно осторожен, чтобы отрицать свое авторство в принципе «организации»... Но каждого в церкви он призывал к подчинению. «Ничего не делайте, не спросив прежде», – требовал он. «Со времен грехопадения человек делает то, что ему нравится. Здесь же [в церкви] – порядок. Здесь власть. Церковь – место строгой дисциплины'4. Некоторые разногласия в учении и практике привели к ссоре Уитнесса Ли с другими руководителями «Малого Стада», произошедшей после того, как Вочман Ни был заключен в тюрьму. В конечном итоге, в начале 1950-х годов Ли начал самостоятельную деятельность, переманив к себе многих членов Церкви с Тайваня и Филиппин. Создавая новое движение, Уитнесс Ли взял за образец план «Малого Стада», используемый в Китае Вочманом Ни и его последователями. Церкви создавались на основе идеи о том, что в каждом городе Тело Христово может быть представлено только одним собранием верующих. Это учение часто называют доктриной «местничества», и именно благодаря этой особенности движение получило название «Поместной Церкви». В 1962 году Ли основал в Лос-Анджелесе первую Поместную Церковь на территории США. С этого момента начался неуклонный, хотя едва ли необычайный, рост движения, который продолжался вплоть до 1978 года, когда, после раскола, церковь потеряла часть своих членов. Некоторые из руководителей Поместной Церкви утверждают, что во всем мире движение насчитывает около 60000 членов, но более вероятная цифра близка к 20000. По нашим данным, на Тайване и Филиппинах насчитывается 7000 членов, 5000 в Соединенных Штатах и около 8000 в остальных частях мира. Основание Поместной Церкви в Лос-Анджелесе, названное «новым шагом Господа'5, ознаменовало американизацию движения Ли. Впервые была предпринята попытка пополнить организацию не только китайцами. Собрания церкви назывались по имени городов, в которых они были основаны. Церковь в Анахейме считается международной штаб-квартирой, и именно оттуда Ли осуществляет руководство организацией. Служение «Живой Поток» является издательским подразделением движения и также находится в Анахейме. Вплоть до 1974 года проблемы между Поместной Церковью и прочими христианами были незначительными и единичными. В 1974 году церкви, следующие за Ли, стали проповедовать намного более открыто, чем раньше, и высказывать откровенное презрение к «организованному христианству». В Южной Калифорнии члены церкви стали срывать службы других церквей и называть других христиан членами «Вавилона». Вскоре эти проявления распространились по всем Поместным Церквям. В течение лета 1974 года Роберт и Гретхен Пассантино (Христианский исследовательский институт) изучали учение и деятельность Поместной Церкви и выступали с лекциями о своих открытиях. Христианская организация SCP (Беркли, Калифорния) и независимый исследователь Джек Спаркс также представили материалы с критикой этого движения. В дополнение к лекциям Пассантино, организация CARIS («Христианская апологетика: служба исследований и информации») посвятилa несколько радиопередач беседам о Поместной Церкви с их участием. В книге Джека Спаркса The Mind benders и подготовленной SCP работе The God-men речь идет о доктринальных заблуждениях этой группы. В 1978 году Христианский исследовательский институт (CRI) опубликовал буклет об учении Поместной Церкви. Все попытки христиан разоблачить ошибки движения были немедленно встречены критикой со стороны членов Поместной Церкви. В средства массовой информации этот спор проник в октябре 1977 года, когда Поместная Церковь опубликовала во всех центральных газетах США огромные статьи, оспаривающие заявления доктора Уолтера Мартина, сделанные им во время лекции в Христианском Центре Мелодилэнд в первое воскресение октября. Вслед за первыми публикациями появлялись все новые и новые, и, по подсчетам некоторых исследователей, Поместная Церковь потратила более 50 000 долларов на публикации, опровергающие заявления Мартина, Пассантино, Спаркса, CRI, CARIS и SCP. Однако блиц-опрос, проведенный Поместной Церковью в средствах массовой информации с целью укрепить веру своих членов в истинность учений Уитнесса Ли, не принес желаемого успеха. В сентябре 1978 года из Поместной Церкви ушел Макс Раппопорт, которого все считали «человеком номер два» в движении и наиболее вероятным преемником Уитнесса Ли в случае его смерти. Следующий сокрушительный удар по авторитету Ли нанес уход двух других авторитетных руководителей, Джин Форд и Сэла Бенойта. Оставив движение, эти люди немногих убедили последовать их примеру. Сэл Бенойт, бывший руководитель Поместной Церкви в Бостоне, говорил: «Вы не сможете понять, насколько коварно это движение, пока не выйдете из него, и тогда вы будете потрясены, как это вы могли быть в нем и не видеть этого'6. Сегодня, несмотря на то, что секта понесла серьезный урон от внутренних проблем и потери членов, Уитнесс Ли все еще руководит Поместной Церковью, а ее члены все еще получают горы литературы и аудиозаписей.

Структура Церкви

Как мы уже говорили, одним из основополагающих принципов Поместной Церкви является идея о том, что в каждом городе Тело Христово должно быть представлено единственным собранием верующих. Это учение о «местничестве» породило серьезные проблемы, когда Вочман Ни впервые, в мягкой форме, предложил применить его в Китае7; проблемы эти продолжаются и до сего дня, когда движение находится под руководством Уитнесса Ли. Когда Поместная Церковь утверждает, что в каждом населенном пункте Тело Христово должно быть единым, речь идет не о том, что существующие в городе собрания должны быть объединены едиными принципами и целями, а о том, что Поместная Церковь является единственным собранием верующих. Ли утверждает, что в любом городе его последователи являются единственными представителями Тела Христова. Он говорит: «Католицизм и протестантизм, а также и иудаизм – все они попадают под эту категорию и становятся организацией сатаны, его орудием, предназначенным для уничтожения домостроительства Божьего [Поместной Церкви]"8. «[Сатана] предпринял следующий шаг, создав все эти секты, деноминации и подразделения Тела Христова... В наши дни Бог намерен возродить [Тело]. Как совершится Его возрождение? ... через возрождение должного единства. Пока эти три вещи не возродятся в нашей среде, у нас не будет правильной и совершенной церковной жизни'9. «... Таким образом, два города, Вавилон и Иерусалим, противоположны друг другу. Эти два пути существуют и поныне. [Поместная] Церковь – это сегодняшний Иерусалим, а Римская Католическая церковь – сегодняшний Вавилон... Только чистые, истинные поместные церкви следуют сегодня путем Иерусалима'10. «Что же такое великий Вавилон? Это смесь христианских деноминаций. Великий Вавилон – это мать-проститутка со множеством дочерей-проституток. Римская Католическая Церковь – мать, а деноминации – ее дочери'11. «... С тех пор, на протяжении всех веков религиозные люди шли по их пути, преследуя, в духе ищущих Господа и истинно следующих Ему в своей жизни, и считая себя при этом защитниками интересов Бога. Католицизм и протестантизм, а также и иудаизм – все они попадают под эту категорию и становятся организацией сатаны, его орудием, предназначенным для уничтожения домостроительства Божьего [Поместной Церкви]"12. «Не позволяйте сегодняшнему христианству вас обманывать. В христианстве много пустых разговоров, особенно в отношении церкви, но в этих разговорах мало практической пользы... Если у вас нет поместной церкви – у вас вообще нет церкви. Бог отражается во Христе, Христос отражается в церкви, а церковь отражается в поместных церквях'13. «... посмотрите на все деноминации. В них только раздоры и разногласия. Каждая деноминация является отклонением от основного пути Бога. Некоторые деноминации больше, другие – меньше, некоторые отстоят дальше, некоторые – ближе, но ни одна из них не идет по этому основному пути'14. «Иудаизм – порождение сатаны, католицизм – демонов, а в протестантизме нет Христа. Они учат имени Христа, но Его там нет. Неужели вы верите в то, что сегодня в протестантских церквях есть живой Господь Иисус? Верите вы в это или нет, Господь говорит, что Он – за их порогом. Все мы должны осознать, что сегодня на земле существуют четыре вещи: сатанинский иудаизм, любовь к миру, демонический католицизм и лишенный Христа протестантизм... ...Мы должны спастись от сатанинского иудаизма, демонического католицизма, лишенного Христа протестантизма и любви к миру'15. «Проповедь разногласий и разобщенности не является библейским принципом. Наиболее очевидное противоречие доктрине «местничества» можно найти в Послании к римлянам 16:5. Павел, в своем послании римской церкви, просил ее членов приветствовать церковь, собиравшуюся в доме его друзей, Акилы и Прискиллы. Хотя Акила и Прискилла также жили в Риме, у них была церковь, которая явно собиралась независимо от той, которой пишет Павел, поскольку апостол просит своих читателей приветствовать именно этих своих друзей. Если бы Прискилла и Акила были членами этой церкви, или их община была ей каким-то образом подчинена, они бы присутствовали при чтении письма. И не было бы нужды посылать человека, чтобы передать им приветствие Павла'16. Поместная Церковь учит, что основой единства является «местничество», но Иисус сказал, что основанием является Он Сам. В Евангелии от Матфея 7:24–27 сказано: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом Свой на песке; И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». Другими словами, если нашим «основанием» веры является живая вера в Иисуса Христа, то ничто не сможет одолеть нас. Но если нашим «основанием» веры будет что-либо другое – то же учение Поместной Церкви, нам не устоять. Евангелие от Матфея 16:16, 18 подтверждает это: «Симон же Петр отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого"… «И я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Ли хочет убедить нас, что Тело Христово в любом городе может быть представлено только одним собранием верующих. Другими словами, раз в Лос-Анджелесе есть Поместная Церковь Уитнесса Ли, то в этом городе уже не может быть никакой другой церкви. Иисус опровергает это в Евангелии от Матфея 18:15–20. В этом отрывке Господь говорит о разрешении проблем, возникающих между братьями. Он дает указание о том, как решить проблему внутри Церкви. На всем протяжении этого поучения речь идет о Церкви, что следует из стиха 17: «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь». Затем, в стихах 18 и 19, Иисус говорит о том, на каком основании мы можем судить людей таким образом. Церковь имеет на это Божье благословение свыше. И, наконец, Иисус объясняет, что же такое Церковь, чтобы христиане могли решить, имеют ли они право выносить осуждение братьям. Иисус дает четкое определение церкви (стих 20): «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Великий историк христианства Филипп Шафф, живший в прошлом столетии, в первом томе своей монументальной работы «История христианской Церкви» пишет о форме ранней христианской церкви. «У нас нет оснований полагать, что изначально она была полностью организована и объединена в единую общину. Христиане были разбросаны по всему огромному городу [Риму], и проводили свои собрания в разных его частях. Обращенные евреи и язычники, возможно, представляли собой отдельные общины, а точнее две части единой христианской общины'17. «... В крупных городах, таких как Рим, христианская община была разделена на несколько отдельных собраний в частных домах, к которым, однако, в посланиях всегда обращаются как к единому целому'18. Даже предшественник Уитнесса Ли, Вочман Ни, не заходил так далеко в своих претензиях на исключительность, как это делает Поместная Церковь сегодня. Ни утверждал: «В мои намерения не входит критиковать деноминационное христианство. Я лишь повторяю, что Тело Христово получит эффективное поместное выражение, лишь имея истинную основу для общения. И такой основой являются живые взаимоотношения членов церкви со своим Господом и их добровольное подчинение Ему как Главе. Я не поддерживаю и того, кто захочет организовать новую секту на основании так называемого «местничества», т.е. принципа строгого территориального разграничения церквей. А это вполне может произойти. Если то, чем мы сегодня живем, завтра станет только методом, следуя которому из Церкви будут исключены многие Божьи люди, да помилует нас Бог и остановит от этого'19.

Авторитарная власть

Структурной частью Поместной Церкви является авторитарная система, жестко контролируемая Уитнессом Ли. Этот авторитаризм негативно влияет на психику многих членов движения. Членов Поместной Церкви учат ставить церковь на первое место в своей жизни, предпочитая ее всему остальному. Сильно распространено характерное для всех культов принижение своего «я» и возвеличивание организации. «... Церковь должна быть нашим единственным интересом. Что вас интересует сегодня: школа? бизнес? семья? Меня интересует церковь. Мы все должны быть такими «наркоманами» церкви'20. Члены Поместной Церкви настолько заняты церковной деятельностью, что у них практически не остается времени ни на семью ни, конечно же, на размышление о том, чему их учат. «Все мы должны посвящать больше времени общению с людьми. Один вечер в неделю следует посвятить личным делам, три вечера – церковным собраниям и три оставшихся вечера – общению с людьми. Я надеюсь, что помимо этих трех вечеров, вы будете ежедневно использовать для этой цели обеденное время. Договоритесь с людьми о том, чтобы вместе пообедать или поужинать'21. Как глава Поместной Церкви, Уитнесс Ли, естественно, считается ее главным руководителем. Считается, что он руководим Богом, и ему следует беспрекословно подчиняться. Однажды Ли описал, как членам Поместной Церкви следует к нему относится: «Позвольте мне раскрыть вам секрет того, как обрести полное совершенство и быть надежной опорой Господу. Братья Бенсон Филлипс и Джон Со обрели совершенство благодаря тому, что не имели своих собственных взглядов. Недавно брат Бенсон решительно заявил, что не знает иного, кроме как следовать служению Брата Ли. Когда Джон Со находился с нами в Лос-Анджелесе, он не знал иного, как впитывать в себя все, что дает это служение... Даже когда они видели ошибки, они забывали о них, не имея времени на то, чтобы попусту тратить его на их обсуждение'22. Ли ожидает, что его учениям будут следовать так, будто они даны Самим Богом. Он уверен, что годы, в течение которых он был лидером Божьей организации, дают ему право требовать подчинения от своих последователей. «Эти слова – не только учение, но и яркое свидетельство того, что я делал и чувствовал на протяжении более 35 лет. Меня захватила эта идея. Милостью Божию, я никогда не изменял своего пути или своей манеры'23. Ли говорил, имея в виду Поместную Церковь в целом и свое руководящее положение в ней: «Не думайте, что это мое учение; это откровение Господа'24. Как видим, структура Поместной Церкви полностью авторитарна, включая побуждения Церкви, определяемые Уитнессом Ли, и архиважную цель, к которой должен стремиться каждый член Поместной Церкви.

Члены Поместной Церкви

Поместная Церковь привлекает к себе людей различный типов личности – простых, интеллектуальных, эмоциональных, подавленных, радостных и т.д. Однако, несмотря на эти различия, у всех членов есть одна общая психологическая особенность: у каждого из них есть потребность в эмоциях, которых он ранее не испытывал. Зачастую эта потребность выражается просто в же-лании быть нужным и любимым. Разные стороны жизни Поместной Церкви вроде бы удовлетворяют эту потребность. Однако многие люди, не принадлежащие к движению, особенно семьи его членов, замечают очень нездоровые перемены. С их точки зрения, эмоциональная потребность не только не удовлетворяется, но еще и усугубляется множеством новых проблем, обрушивающихся на членов движения. К нам обратилось несколько семей, серьезно думающих о том, чтобы обратиться за помощью к профессиональным врачам, поскольку их родственники и близкие, члены Поместной Церкви, по-видимому, уже не в состоянии воспринимать реальность так, как до вступления в движение. На посторонний взгляд, Поместная Церковь очень любит своих членов и заботится о них. И это действительно так. Она заботится о своих членах до тех пор, пока они действуют согласно ее принципам. Однако мы уже увидели, как Поместная Церковь относится к инакомыслящим, и убедились, что она категорически не признает никаких других церквей. Если же кто-то попытается уйти из Поместной Церкви, ему часто говорят, что Бог его накажет, что такой грех не имеет прощения, или что Бог может покарать его смертью. Мы располагаем множеством свидетельств бывших членов Поместной Церкви, которые получали «божественные угрозы». Одной из особенностью культов является то, что они внушают каждому своему члену патологический страх преследования. То же самое можно сказать и о Поместной Церкви. Ее членов учат, что все, не принадлежащие к «Господнему возрождению» (еще одно название Поместной Церкви), являются «орудием сатаны». Но прежде, чем продолжить, следует указать на одно важное различие между Поместной Церковью и культами. На данный момент большинство членов Поместной Церкви – рожденные свыше христиане, которые оказались в этом движении лишь потому, что не смогли критически оценить то, с чем они столкнулись. Этот феномен частично объясняется тем, что Поместная Церковь стремится проповедовать членам других христианских церквей. Нехристианам уделяется сравнительно мало внимания. Особое место, которое члены движения отводят церкви, иногда, возможно, даже вредит их взаимоотношениям с Христом. Например, когда Джин Форд еще был лидером Поместной Церкви, он дважды приводил свои «свидетельства» в брошюрах, изданных церковью в ответ на разоблачения со стороны Христианского Исследовательского Института. В этих «свидетельствах» речь идет не об Иисусе – они о «жизни Церкви». В каждом свидетельстве говорится о том, насколько была пуста жизнь его автора до того, как он нашел эту церковь, до вступления в The Lord's Recovery. «...Позвольте мне рассказать вам немного о себе. Я окончил пресвитерианский колледж фундаменталистской ориентации и Школу богословия при Университете Дрю. С 1949 по 1958 год я был священником в методистской церкви. В 1958 году, по доктринальным причинам, я перешёл в епископальную церковь и в том же году был рукоположен в священники этой деноминации... Через свидетельство отца Денниса Беннетта из Сиэтла, я познакомился в 1962 году с харизматическим возрождением и в течение нескольких лет был вовлечен в так называемое «пятидесятническое пробуждение». В конце 1968 года, по Божьей благодати, мои глаза открылись, и я увидел нынешний план Бога относительно нашей Земли. С тех пор я полностью отдался Господнему возрождению'25. «Позвольте мне дать вам слово личного свидетельства… Я родился не вчера. Мне сорок шесть лет, и у меня есть некоторый опыт. Я имею весьма престижное образование. Несколько лет я занимался христианской работой. И я достаточно знаком со Словом Божьим. Истину Господнего возрождения я увидел в 1968 году, и, увидев ее, решил идти по этому пути. Все то время, что я находился в служении Уитнесса Ли, я наслаждался обильной милостью Христа, неведомой мне прежде. Неужели вы думаете, что я настолько глуп, что отдал бы свое будущее служению, не найдя в нем того, ради чего это стоило бы сделать?"26. Свидетельства Павла в Новом Завете представляют собой разительный контраст свидетельствам Поместной Церкви. В 1 Послании Коринфянам 2:2~он говорит: «Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого».

Поместная Церковь и разум

Членов Поместной Церкви учат ни о чем не размышлять и не ставить под сомнение то, чему их учат, поскольку делать так – значит поступать по обычаям языческого мира. В Поместной Церкви нет индивидуального изучения Библии. Любое изучение полностью строится на словах Уитнесса Ли. «Изучение Библии» в Поместной Церкви, по сути, сводится к изучению доктрин этого движения при помощи Библии, которая выполняет роль учебного пособия. Изучающие Библию не нуждаются ни в каком учебнике, поскольку им вообще не нужно ни о чем размышлять. Ли учит, что, читая Библию, мы не должны использовать данный нам Богом разум, а отключить его. «Пока с нами Иисус, нам не нужны никакие правила, никакие ритуалы, никакие учения или формы... Вы приходите на собрание ради учения или ради того, чтобы научиться? Мы должны приходить на собрания ради [духовного] наслаждения'27. «... нам незачем закрывать глаза в молитве. Лучше отключим свой разум!.. Не пытайтесь только изучать Библию. Поймите, это книга жизни, а не книга знаний. Эта книга – божественное воплощение живого Духа, а Он есть жизнь'28. «Просто возьмите Слово и каждым утром и вечером молитвенно читайте по нескольку стихов. Для того, чтобы выдавить из себя несколько слов, вам вовсе не нужно упражнять свой разум, и нет никакой необходимости думать над тем, что вы читаете!.. Нам лучше закрыть свой разум!… Вам не нужно придумывать предложения и составлять молитву. Просто молитвенно читайте Слово. Молитесь теми словами Библии, какие вы читаете. В конце концов, вы увидите, что вся Библия – это молитвенник! Вы можете открыть любую страницу Библии и начать молиться любой частью Слова... Нет нужды объяснять или толковать Слово! Просто молитесь Словом. Забудьте о чтении, исследовании, понимании и изучении Слова. Вы должны молитвенно читать Слово'29. Библия полностью осуждает подобное отношение. В Евангелии от Матфея 6:7~сказано: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны». 2 Послание Тимофею 2:15~призывает всех христиан: «Старайтесь представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины». В Деяниях 7:11~говорится о прилежном изучении Слова жителями Верии: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так». К сожалению, члены Поместной Церкви поступают так, будто опыт является критерием истины и способом обретения прочных знаний. Рассуждения, логика и интеллект не имеют ничего общего со знанием; если какой-то логический довод противоречит личному опыту членов Поместной Церкви, этот довод отвергается. Структуре и организации Поместной Церкви присущи некоторые черты культа. Однако, опять же, следует повторить, что многие члены Поместной Церкви – обычные христиане, которых увели из истинно христианских церквей и завлекли в ложную систему Поместной Церкви. Давайте теперь рассмотрим учения Поместной Церкви, которые также попадают под определение культовых.

Учение

Поместная Церковь извратила некоторые основополагающие учения христианства. Претендуя на принадлежность к библейскому христианству, Поместная Церковь, в то же время, неправильно толкует библейское учение о Троице, природе Иисуса Христа и человека, неправильно понимает библейский путь спасения и учение о Церкви. Большинство нынешних членов Поместной Церкви являются христианами (и, по-видимому, тверды в своей вере), однако мы не должны забывать, что проповедуемые ими учения не являются библейскими и не могут сами по себе привести человека к библейской истине. Члены Поместной Церкви являются христианами не благодаря Поместной Церкви, а потому, что обрели спасение во Христе до того, как стали членами движения Уитнесса Ли.

Троица

Учение о Троице, которого придерживается Поместная Церковь, в истории Церкви известно как модализм или монархианство. Это учение возникло в 3 веке н.э. под влиянием человека по имени Савелий. Савелий не был единственным, кто верил в модалистскую Троицу. До него в это верили Эпигон, Клеомен, Калист, Бериллий и некоторые другие. Филипп Шафф, известный историк Церкви, заметил, что предшественников Савелия верно называли патрипассианами (т.е. верившими в то, что Отец понес страдания на Кресте), а не классическими модалистами. По его выражению, патрипассианцы были зарождавшимися модалистами. А Савелий логически усовершенствовал это учение. Хотя Поместная Церковь преподаёт учение Савеллия не совсем так, как его излагал он сам, однако, представление Поместной Церкви о Троице подходит под общее определение того, что в богословии называется «савеллианством» или модализмом. Это учение отождествляет Личность Отца с Личностью Сына (а также Личность Святого Духа с Личностями Отца и Сына). Модалисты считают, что Бог обладает единой природой, является единой Личностью и воплощает Себя в трех различных формах или аспектах Свой Сущности. Модалист может сказать, что верит в три Личности, но в действительности он придает слову «личность» иное значение и верит больше в «экономическую» Троицу, чем в истинную библейскую. Есть два основных типа модализма. Первый – это «логический» модализм, в соответствии с которым Бог не может быть одновременно и Отцом, и Сыном, и Святым Духом. Данная теория учит, что Бог был вначале Отцом, потом стал Сыном, а затем – Святым Духом. Нелогический модализм допускает, что часто об Отце, Сыне и Святом Духе говорится в одно и то же время. Этот тип модалистов придерживается той точки зрения, что Отец, Сын и Святой Дух каким-то образом могут одновременно существовать отдельно друг от друга, но все же являются частями одного целого. В учении Уитнесса Ли и Поместной Церкви присутствуют оба типа модализма. Они считают, что Бог был Отцом, стал Сыном, а затем – Святым Духом (и даже тому, что Святой Дух, в свою очередь, становится Церковью – об этом мы поговорим чуть позже). Уитнесс Ли говорит: «Таким образом, три Личности Троицы становятся тремя последовательными ступенями в про-цессе Божьего домостроительства'30. «На небесах, где человек не может Его увидеть, Бог является Отцом; являя Себя среди людей, Он – Сын; а когда Он входит в человека, Он – Дух. Чтобы обрести земное воплощение, Отец стал Сыном, а чтобы войти в человека, Сын стал Духом. Отец в Сыне, а Сын в Духе – все трое являются одним Богом'31. «Более того, Отец, Сын и Дух являются не тремя Богами, а тремя ступенями одного Бога, которыми мы можем обладать и наслаждаться'32. «Отец является неисчерпаемым источником всего, что воплощено в Сыне... В том месте, где никто не может Его видеть (1Тим. 6:16), Бог является Отцом. Когда Он приходит, чтобы открыть Себя, Он – Сын... Мы знаем, что Господь является Сыном, и что Его еще называют Отцом... Теперь мы читаем, что Он есть Дух. Так что мы должны четко понимать, что Господь Христос является также и Духом... Как источник, Бог является Отцом. Как проявление, Он является Сыном. Как связующее звено – Духом. Отец является источником, Сын – проявлением, а Дух – связью, общением. Вот каков триединый Бог...«33

Такое представление определенно не находит поддержки в Библии. В соответствии с этим учением, Бог изменяется, что противоречит Малахии 3:6~(«Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь») и Евреям 13:8~(«Иисус Христос вчера сегодня и во веки веков Тот же»). Даже Святой Дух назван в Послании к евреям 9:14~»вечным Духом». Три Личности Троицы сосуществуют друг с другом вечно, и ни одна из них никогда не превращается в другую. Вскоре после выхода в свет первой брошюры Пассантино о Поместной Церкви, обличавшей эту ошибку, Поместная Церковь попыталась отвести от себя обвинение в савеллианстве, и выступила с заявлением, что Ли верит не в преемственность Лиц Троицы, а в их одновременное сосуществование. Однако Поместная Церковь не взяла назад ни одного из своих предшествовавших заявлений, и Ли не опроверг ни одну из цитат, приведенных христианскими исследователями в подтверждение его модалистских взглядов. Обе линии в богословии Ли продолжали отрицать реальное различие между Личностями, уча, что Отец в Своей Личности является Личностью Сына, а Личность Сына – Личностью Святого Духа. «Хотя Он – единый Бог, существует понятие триединства, т.е. триединой Личности – Отца, Сына и Святого Духа...«34 «Молящийся Сын есть слушающий Отец...»35 «...Сын является Отцом, и Сын также является Духом. Иначе, как бы эти трое могли быть одним Богом?«36 «Сын является Отцом, и также Сын является Духом...»37 Пытаясь избежать обвинения в савеллианстве (но не отказываясь от своих прежних суждений), Ли лишь подтверждал свою приверженность к другой модалистской ереси – патрипассианства, сторонники которой (как и Ли) считали, что Отец и Сын являются, фактически, одновременно одной и той же Личностью. (Некоторые сторонники этого учения в третьем и четвертом веках много говорили и о Духе. Один из них, Марцелл Анкирский, говорил о тождественности Личности Духа Личностям Отца и Сына подобно тому, как это делает Ли.)38 Даже в этой форме учение Ли является абсолютно небиблейским. Из Писания ясно следует, что Отец, Сын и Святой Дух являются различными Личностями. Каждый из Них обладает своей собственной волей, которая, впрочем, никогда не противоречит воле других Личностей (Луки 22:42, 1 Коринфянам 12:11). Иисус был послан Отцом, и вместе с Отцом Он послал Святого Духа (Иоанна 17:8, 15:26, 16:7, 14:26, 20:21). Отец обращается к Сыну, используя при этом местоимение второго рода «ты»: «Ты Сын Мой возлюбленный...» (Луки 3:22). Иисус принес Себя Отцу через Духа Святого (Евреям 9:14). И мы должны помнить слова Иисуса о том, что Он пришел свидетельствовать не о Себе, но о Пославшем Его. Хотя Поместная Церковь и Уитнесс Ли говорят, что верят в «триединого» Бога, этим они лишь пытаются сказать, что верят в то же, во что и мы. Но они верят еще и в слияние Личностей Троицы. Джин Форд, бывший представитель Поместной Церкви, говорил: «Мы недвусмысленно утверждаем, что Бог, будучи тремя, является одним; и Бог, будучи одним, является тремя'39. Однако слово «недвусмысленно» означает «ясно, без сомнений и недомолвок». Учение Поместной Церкви о «трех и одном» едва ли подходит под это определение. Бог является одним. Чем одним? Одной Личностью? Одним Богом? Одним телом? Одним принципом? Бог является тремя. Чем тремя? Мэри Бейкер Эдди, основательница Христианской Науки, верила, что «Бог является тремя». Ее проблема была в том, что она связывала слово «три» с «тремя божественными принципами – «любовью, истиной и жизнью». Поместная Церковь под тремя имеет в виду «понятие триединства, т.е. триединой Личности'40. Обратите внимание: они говорят о «триединстве» одной Личности, а не о том, что существуют три вечные и отличные друг от друга Личности, как тому учит Библия. К счастью, Августин, великий богослов ранней Церкви, не страдал такой двусмысленностью. «Но когда спрашивают, чего три, становится очевидной великая бедность, которой страдает наш язык. Однако формулировка «три личности» была придумана не для того, чтобы дать с ее помощью полное объяснение, но для того, чтобы нам не приходилось хранить молчание'41. «С другой стороны, это не может означать, что они не были чем-то тремя (tria quaedam), поскольку, отрицая это, Савеллий впал в ересь. Из Писания мы абсолютно точно узнаем, во что должны набожно верить – и око разума постигает это с безошибочным пониманием – а именно в то, что есть Отец, Сын и Святой Дух; что Сын не есть то же самое, что и Отец; а Святой Дух не есть то же самое, что Отец и Сын. Когда просят объяснить, кем являются эти трое, то отвечают: сущностями и личностями'42. Дать определение библейской Троице можно следующим образом. В природе одного вечного Бога есть три отличные друг от друга Личности – Отец, Сын и Святой Дух. Эти три Личности представляют Собой одного Бога. Как же при помощи Библии можно показать, что Троица является не «экономической» Троицей, а Троицей трех вечных, отличных друг от друга Личностей в одной Сущности? Проще всего доказать правильность каждой части этого определения – тогда правильность понятия в целом будет очевидной. Библия учит, что есть только один Бог. Об этом говорит бесчисленное множество стихов, например Исаия 43:10, Второзаконие 6:4, 1 Коринфянам 8:4–6 и 1 Тимофею 2:5. Вторым нашим шагом мы проверим, учит ли Библия тому, что есть одна вечная Личность, называемая Отцом и отличная от Сына, называемого Богом. 2-е Петра 1:17~называет Отца «Богом» и проводит четкое различие между Ним и Сыном. 1-е Коринфянам 8:6~недвусмысленно утверждает, что есть только «один Бог Отец». Определив, что есть вечная, отличная от других Личность, называемая Отцом, мы должны посмотреть, существует ли Личность, отличная от Отца и называемая в Писании Словом или Сыном, а также Богом. В Иоанна 1:1~о Сыне сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». В Евреям 1:8~приводятся слова Отца к Сыну, В которых Отец показывает, что Сын отличен от Него, но, тем не менее, является Богом. В Евреям 13:8~сказано: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же». И, наконец, Библия учит, что есть вечная, отличная от других Личность, называемая Святым Духом и не являющаяся ни Сыном, ни Отцом, но также называемая Богом. В Евреям 9:14~говорится о вечном Духе, через которого Христос был вознесен в жертву за наши грехи. В Иоанна 14:16~Иисус, говоря о Святом Духе, называет Его «другим Утешителем», что, судя по изначальному греческому слову, означает иную Личность той же природы и того же типа. Внимательно изучив эти и многие другие стихи, мы ясно увидим, что в природе единого Бога существуют три отличные друг от друга Личности. Исходя из Библии, мы можем прийти к единственному выводу, что эти три различные Личности являются одним Богом. В крещении Иисуса ясно видно отличие Личностей друг от друга: Сын вышел из воды, Святой Дух снизошел в виде голубя, а Отец говорил с небес. Но даже без нашего доказательства, если Библия о чем-то говорит, мы, как христиане, должны этому верить. Мы должны отказаться от собственных предположений и верить тому, чему учит Библия. Если Библия говорит о Троице так, как мы указали выше, – что в природе единого вечного Бога есть три вечные отличные друг от друга Личности – именно в это мы, как христиане, и должны верить. Мы не можем упрощать это учение или низводить его до уровня своего понимания. Мы видим, чему учит Библия, и верим этому, потому что Библия – Божье Слово. Мы никогда не должны основывать свою веру в Бога на одном лишь жизненном опыте, поскольку жизненный опыт может ввести в заблуждение. Полностью полагаться мы можем только на Божье Слово.

Христос

В предыдущей главе, посвященной учению о Троице, каким-то образом, были затронуты и воззрения Поместной Церкви на Личность Иисуса Христа. Мы убедились, что Поместная Церковь отвергает уникальность Иисуса Христа как Единородного Сына и Пославшего Утешителя. В соответствии с теологией Поместной Церкви, Христос является лишь одним из трех аспектов единственной Личности Бога. Однако Поместная Церковь столь же неправильно понимает и другие моменты библейского учения о Христе. Уитнесс Ли считает, что, воплотившись, Слово Божие «смешало» в Себе две природы и стало не человеком и не Богом, а новой сущностью, гибридом Бога и человека. «Раньше человек не мог общаться с Отцом. Он был только Богом, и Его природа была полностью божественной. В Отце не было ничего, что могло бы соединить пропасть, разделяющую Бога и человека... А теперь есть... Он воплотился в земную природу. Отец решил объединить в Сыне Свою божественную природу с человеческой'43. «С воплощением началось и смешение, заключавшееся в том, что Бог и человек, человек и Бог объединились в одно целое'44. На это учение можно ответить множеством стихов из Писания, но одного вполне достаточно. В Послании филиппийцам 2:5–7 есть абсолютно ясное учение о двух природах Христа, об их т.н «гипостатическом единстве»: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек». Эти стихи ясно показывают, что Христос был одновременно и Богом и человеком, а не странным смешением обоих. В соответствии с 6 стихом, Иисус был истинным Богом, а, поскольку из Малахии 3:6~нам известно, что Бог неизменен, очевидно, что, уничижив Себя Самого и став человеком, Он не мог перестать обладать природой Бога. Он лишь принял еще одну природу – человеческую. Христианская Церковь всегда учила, что Христос обладал двумя природами, человеческой и божественной, находящимися в подчинении одной Личности, вечному Логосу или Слову. Эти две природы никогда не сливались друг с другом. 5 стих 9 главы Послания к римлянам, в которой идет речь обо всех благословениях, данных Израилю, завершается словами о том, что Христос был величайшим благословением из всех, когда-либо полученных израильтянами: «... И их отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь».

Человечество

На учение Поместной Церкви о человечестве оказали значительное влияние ее учение о Христе, о котором мы уже говорили, и учение о церкви, о котором нам еще предстоит поговорить.

Человек, каким он был создан

«В самом начале Писания мы видим, что Бог сотворил человека и поставил его в центре всего творения, чтобы он выражал себя. Бог предполагал, что в Его домостроительстве человек будет выражать себя, как центр всей своей вселенной'45. Ли также учит, что «плоть» плоха сама по себе. Это учение называется аскетизмом, часто его называют еще и «докетическим гностицизмом». (Эта древняя ересь учила, что Иисус не облекся в плоть, поскольку плоть – зло; Иисус же, будучи благим, был чистым духом.) Ли говорит: «Человеческое тело, сотворенное Богом, было чем-то очень хорошим, но теперь оно стало плотью. Тело было чистым, поскольку сотворено оно было благим, но, развращенное сатаной, оно стало плотью'46. Ли нигде не уточняет, что он имеет в виду под «плотью», противопоставляя ее телу, хотя он и говорит, что «стать плотью» значит обрести испорченное тело. Учение Поместной Церкви о человеке (после его грехопадения в Едемском Саду) тесно взаимосвязано с ее странными учениями о грехе (и сатане). Поэтому мы на некоторое время прервем обсуждение учения о человеке и обратимся к доктрине греха.

Грех

Грех, в представлении Поместной Церкви, есть не что иное, как «воплощение сатаны». Выяснив позицию Поместной Церкви в отношении греха, мы перейдем к обсуждению учения о грехопадении человека и увидим, как грех повлиял на это событие. «Тело просто стало местом обитания Греха, который является воплощением сатаны... Грех является воплощением сатаны, а смерть – детищем или порождением сатаны. Это развращенное, искаженное тело называют «телом греха» или «телом смерти», потому что это тело стало местом обитания сатаны'47. По мнению Поместной Церкви, первородный грех не был для человека вопросом нравственности или благих поступков, но вопросом выбора, с кем ему связать свою жизнь – с Богом или с сатаной. Древо жизни олицетворяет Бога (см. The Economy of God, с. 105–106) или Христа (Который есть ничто иное, как воплощение Отца). Древо познания добра и зла олицетворяет сатану, результатом познания которого является смерть от слияния сатаны с человеком. Человек избрал древо познания добра и зла (и это одна из причин того, почему последователи Ли так пренебрежительно относятся к знаниям) и, таким образом, слился с сатаной, которого иначе называют грехом. «Результатом того, что Адам взял плод от дерева познания добра и зла, было то, что он принял в себя сатану... Вкусив от плода познания добра и зла... он принял в себя сатану, который затем начал расти в нем... Сатана рос в Адаме и постепенно стал частью него'48. Это учение, по сути, отрицает личность сатаны и превращает его в некую силу. Библия ясно учит, что сатана является личностью, и что он отличен от человека, даже падшего. В Евангелии от Матфея 4:1–11 Иисус был искушаем сатаной (его даже называют искусителем), и они разговаривали друг с другом. Будь они всего лишь силами, они вообще не могли бы общаться друг с другом. Это свидетельствует о том, что сатана является самостоятельной личностью, отличной от того, что можно увидеть в жизни одержимого бесом человека. Это различие между сатаной и падшим человеком ясно видно в Откровении 20:10, где сатану бросают в огненное озеро; падшего же человека бросают туда лишь в 15 стихе. Этой хронологии событий достаточно для того, чтобы убедиться: сатана отличен от неспасенного человека. Настойчивость Ли в отношении того, что «тело» развращено, поскольку Библия называет «плоть» развращенной, свидетельствует о том, что Ли не имеет никакого понятия о литературном приеме, называемом метаномией. Слово «плоть» используется в Библии в значении «грех», и не имеет никакого отношения к телу человека, подобно тому, как из того, что короля называют «короной» (типичный пример метаномии), вовсе не следует, что король действительно превращается в корону. Прежде, чем вернуться к учению о человеке и узнать о различных типах, на которые делит людей Поместная Церковь, следует обратиться к учению Поместной Церкви о спасении, поскольку оно оказывает прямое воздействие на то учение о человеке, которого придерживается эта группа.

Спасение

Учение о спасении в богословии Поместной Церкви тесно переплетено с учениями о человеке и церкви. Поскольку нам еще предстоит вернуться к обсуждению учения о человеке, сейчас мы затронем лишь один аспект учения о спасении, а остальные аспекты и окончательное значение этого учения мы обсудим в главе под названием «богословие церкви». Ли учит, что суть спасения человека аналогична сути его грехопадения. Грехопадение произошло, когда с человеком объединился сатана, а спасение – когда Бог объединил Себя вначале с Иисусом, а затем и с каждым человеком, ставшим христианином. Из этого вытекает доктрина обожествления церкви, – церковь становится Богом. Ли говорит: «[После грехопадения] сатана радовался, хвастаясь, что сумел одолеть человека. Но Бог, находившийся еще вне человека, казалось, говорил: «Я также воплощусь. Если сатана вошел в человека, то и Я войду в человека и облекусь в человека'49. «... Таким образом, Господь пришел и облекся в человека, чтобы привести его ко кресту... В это же время был убит и сатана, находившийся внутри падшего человека... Христос привел человека с сатаной в смерть и могилу и вывел человека из смерти и могилы, уже без сатаны. Он оставил сатану, погребенным в могиле... Теперь этот воскресший человек един со Христом... через это воскресение человек объединяется с Богом. Через воплощение Бог вошел в человека, а через воскресение человек объединился с Богом. Теперь Бог обитает в духе человека'50. Отождествляя грех с сатаной, Ли умаляет библейское значение креста. Мы знаем, что грех – это неповиновение Богу, не сатане. По учению Библии, Бог не смешивает Себя во Христе с человеком (см. главу «Учение о Христе»), и не сатана был убит на кресте. Римлянам 5:9, 10 показывает нам, что это Христос умер за нас ради нашего оправдания и примирения с Богом: «Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева... Мы примирились с Богом смертию Сына Его...» Деяния 20:28~показывает нам, что это Сам Бог принес совершенную жертву и был принесен в жертву на кресте ради нас, а не какое-то безличное божество смешалось с человечеством: «...Церковь, ... которую Он приобрел Себе Кровию Своею...» И, в заключение, Евреям 9:14~также говорит нам о том, что жертва Христа была принесена Богу, – это не было ловушкой для сатаны: «... Христос, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу...» Евреям 10:10~говорит, что крест освящает нас: «По сей-то воле [Бога] освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа».

Природы человека

Поместная Церковь учит, что человек в разное время обладает разными природами. По ее словам, первый человек до грехопадения был «нейтрален», т.е. содержал в себе лишь элементы человека. Этот первый человек был создан для того, чтобы по всей вселенной быть отражением Бога, для чего ему следовало добровольно «вкусить от Бога», который был представлен в виде древа жизни. Случись так, Бог немедленно соединился бы с человеком, и это новое проявление распространило бы Бога по всей вселенной. Однако человек решил «отведать сатаны», вкусив плод от древа познания добра и зла, из-за чего человек и сатана (которого они еще называют грехом), слились воедино и стали одним целым. Когда Христос обрел Свое земное воплощение, этот «человеко-грех» облек божественность Христа, тем самым позволив Богу «заманить» сатану и убить его на кресте. Это дало возможность Богу вернуться к своему первоначальному плану объединения Себя с человеком. С тех пор люди, пришедшие ко Христу, уже не едины с сатаной, а объединяются подобным же образом с Богом. Теперь мы подошли к обсуждению сложного и запутанного учения Уитнесса Ли о церкви.

Церковь

Поместная Церковь учит не только тому, что существует единственно истинная церковь, но и тому что эта церковь обладает природой, неслыханной в истории. Мы увидим, что Библии эта природа тоже незнакома! Уитнесс Ли учит, что церковь, Тело Христово, является Христом и постепенно все более и более «наполняется» Богом, пока, в конце в концов, окончательно не станет воплощенным Богом, завершив, тем самым, Его первоначальный замысел «войти в человека». «До Воплощения Бог был Богом, а человек человеком... Они были полностью отделены друг от друга... С воплощением начался период, в который Бог и человек, человек и Бог соединились воедино... сама природа Бога может войти в природу человека... жизнь творения соединяется с жизнью Творца... Он безошибочно выбирает судьбу каждого [христианина] стремясь увеличить божественную долю в нашей жизни'51. «Отец – в Сыне, Сын – в Духе, а Дух теперь – в нашем Теле. Теперь эти четверо в одном: Отец, Сын, Дух и Тело'52. «Говоря о Церкви и Христе: «Численно мы различны, но по при-роде совершенно одинаковы'53. «Христос с одного человека распространился на тысячи и тысячи других. Когда-то Он был Христом одного человека, но в Деяниях Он стал Христом многих'54. «Настанет день, когда Триединый Бог и воскресший человек станут одним проявлением..."55 «В конечном итоге, Бог станет нами'56. Библия говорит, что человек никогда не может стать Богом или частью Бога. Существует только один Бог, Который вечен и неизменен. Он никогда не станет одной с нами природы. В Исаие 43:10~сказано: «А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет».

Заключение

Мы убедились, что Уитнесс Ли и Поместная Церковь проповедуют еретические учения о Боге, Христе, человеке, грехе, спасении и церкви. Уитнесс Ли ни в коем мере не является истинным учителем Библии, а Поместной Церкви присущи многие черты культа, как в отношении учения, так и ее внутреннего устройства, несмотря на то, что многие ее члены являются христианами. Человек не может быть истинно послушным Богу, вступив в Поместную Церковь, оставаясь в ней или поддерживая то учение, которое мы только что подвергли критическому анализу. Тот факт, что многие незрелые христиане попались на обман и присоединились к этому движению, свидетельствует не о том, что Поместная Церковь близка к истине, а лишь о том, что оно хитро извращает истину. Мы не имеем права и ни в коей мере не собираемся осуждать членов Поместной Церкви, однако мы вправе осудить ее некоторые учения, несогласующиеся с Библией. Книга Деяний описывает ситуацию, характерную для Поместной Церкви: «И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деяния 20:30).

Комментарии для сайта Cackle