О числе просфор на проскомидии

Источник

Писатель поморских ответов, взводя разные клеветы и лжи на святую Православную Церковь для оправдания своего отступничества, обвинял её, между прочим, в том, будто она отменила седмеричное число просфор, употребляемых на Проскомидии. И будто издревле не только в печатных, но и в письменных служебниках предписывалось употреблять всегда не менее, как семь просфор. Он говорил так:

«В старопечатных книгах на Проскомидии пове́лено седмь просфор име́ти: и осо́бную за Царя просфору, осо́бную за Патриарха вынима́ти: яко старопеча́тнии служе́бницы являют. В новопеча́тных же две просфоре о́не, за Царя и Патриарха в вынимании отложи́ша»

Ниже:

«еже и дре́влехарате́йнии служе́бницы изъявляют, яко за Царя осо́бную просфору показу́юще». 1

Ещё:

«Якоже убо седмопросфорное служение обычай есть Церковный и древний и Святых Отец зане́же то́ликими святыми, и вселенскими Патриархами и прочими Архиереи, и словесы и самими де́лы свидетельствованный: еще же и святым учи́телем восточным и харатейным книгам согласный».

Ниже:

«Святому Филиппу Всероссийскому Митрополиту и Чудотворцу и прочим святым отцем»

ниже:

«иже и делы и указаними седмипросфорную службу свидетельствовавшим». 2

Видя такое решительное утверждение седмеричного числа просфор, свидетельствуемое указанием на древлехарате́йные письменные служебники и на святых Отцов, чтимых Православною Церковью, как, например, на св. Филиппа Митрополита Московского, простой читатель невольно придёт к разным недоумениям. И, может быть, подумает, что, в самом деле, в древности употребляемо было седмеричное число просфор, как единственно законное число.

Но если бы писатель поморских ответов предложил о сем наедине самому себе вопрос, и стал отвечать на него пред судом собственной своей совести, то нет никакого сомнения, что и он не иначе ответствовал бы на него, как следующими словами: «в древних служебниках совсем не предписывается употреблять седмь просфор; святые Отцы ни словом, ни примером, не заповедали иметь на Проскомидии только седмь просфор».

Известно, что книгопечатание началось в России с 1564 года, и что первый печатный служебник вышел в Москве только в 1602 году. После того служебник печатан был вновь в 1616, 1617, 1620, 1623, 1627 и прочих годах. Все эти служебники, существовавшие до патриаршества Святейшего Никона не более 50 лет, не могли быть признаваемы при нём за служебники древние.

Через них и нам нельзя узнать, каково было древнее обыкновение в употреблении просфор потому, что сами они не принадлежат к древнему времени.

Чтобы узнать древнее обыкновение Православной Церкви относительно числа просфор, должно, очевидно, обратиться к древлепись – менным служебникам. Пред нами находятся теперь древние рукописные служебники святой Соловецкой обители. Они особенно важны в этом споре писателя поморских ответов со святою Православною Церковью потому, что из Соловецкой обители вышли и первые распространители заблуждений и неповиновения св. Церкви по Поморью. Что же заключают в себе сии служебники?

Обозрим их кратко, не входя пока в полный разбор учения глаголемых Старообрядцев о сказанном предмете.

Прежде всего, обращает на себя благоговейное внимание наше бывший в употреблении у св. Филиппа Харатейный древлеписьменный служебник под №1020-м 3. На 1-м листе сего служебника внизу почерком конца 16-го, или начала 17-го столетия написано:

«сеи служебникъ бысть при Филиппе митрополите соловецкомъ игумене, а извѣстно о семъ потому понеже подписалъ онъ за алексия что алексѣя игумена, а алексѣ съ филиппомъ игуменство держали перемѣняяся».4

А на обороте 125-го листа написано древним почерком:

Влѣ. ҂зм҃и. го5 повелѣннем игꙋмена алексѣѧ переплѣтаⷯ сій слꙋжебни҃ сщ҃нноинокъ макарій.

Сия последняя подпись, как видно из сличения оной с несомненными подписями св. Филиппа на других древлеписанных Соловецких книгах, действительно сделана его рукою. Из сего видно, что этот служебник был употребляем в Соловецком монастыре ещё при Игумене Алексие (Юреневе), а по нём при св. Филиппе чудотворце, и даже, как мы сказали выше, самим св. Филиппом; потому что он сделал на нём и пометку своею рукою. Что же говорится в нём о числе просфор на Проскомидии?

На 46-м листе сего служебника изображается действие священнослужащего над первою просфорою. Потом на том же листе, ниже говорится:

Таж. прїемлеⷮ сщн҃ииⷩ҇ дрꙋгꙋю̀ просфᲂу̀р̀ꙋ. и̑глеⷮ.

Далее на обороте 47-го листа сказано:

таⷤ. прїемлеⷮ четвертꙋю̀ просфѵ́рꙋ гл҃еть. О всеⷨ єпкⷭ҇пствѣ православны.ⷯ оа̑рхїепкⷭ҇пѣ нашеⷨ ім̑р҃к. ичтⷭ҇наⷨ е̑го прозвѵ̀т̀ерства. иеⷤ о̑ х҃ѣ дїа́конства и̑ всего сщ҃ньска ⷢ҇ чи́на. и взеⷨ чѧсть полагае ⷮ тамо.

После сего на той же странице говорится:

та ⷤ. прїи́мъ пѧтꙋю̀ просфѵ̀р̀ꙋ гл҃е си́це. озⷣравїи иѡсп҃сенїѝ. бл҃гочт҃вы цр҃еѝ.

и оⷯбл҃гочтⷭ҇выⷯ и хⷭ҇олюбивыⷯ ве́ликыⷯ кн҃зеѝ. ім҃рк. и̑ ѡ̑всѣ ⷯ бл҃гочⷭ҇тивыⷯ кн҃ѧзеѝ нашиⷯ. иже рꙋ́скою̀ землею̀ пекꙋщїисѧ, и̑ ѡ̑воеⷯ иⷯ, и̑ ѡ̑всѣ ⷯ православныⷯ хрⷭ҇тїа́неⷯ. таⷤ. а́ще бᲂудеⷢ҇ манастырь гл҃е ⷮ сице. орабѣ бж҃їѝ ѡц҃и наше ⷨ и̑гꙋменѣ їм҃рк. и̑ о̑братїи нашеѝ. и̑ ѡ̑слꙋжебницеⷯ н҃шиⷯ, прозвѵ̀т̀ероⷯ. и дїа́коноⷯ, и̑ всеѝ братїи нш҃еи, и̑хж̀е прїзвалъ е̑си къ твое́мꙋ причастїю̀ твоиⷨ бл҃госердїеⷨ преб҃лагыѝ влкоⷣ. таже. поминае ⷮ, и̑хже и̑ма ⷮ по̑мени живыⷯ и̑хже꙽ хоще ⷮ. и тако възеⷨле ⷮ чѧсть.

Наконец, на 48-м листе написано:

и̑ пакы прїемле ⷮ шестꙋю̀ просфѵ́рꙋ , гле ⷮ сице. опамѧти, и̑ ѡ̑остааленїи грѣховь, б҃лженныⷯ съзⷣтелеѝ ѡ̑бители сеѧ̀, и̑ли хр҃ма сего. таⷤ. поминае ⷮ, поставльшаго н҃. архїерѣѧ. имр҃к. о̑памѧти иѡ́ставленїи грѣховъ, бл҃жныⷯ прⷭ҇нопамѧⷮныⷯ бл҃гочⷭ҇тивыⷯ ц҃реѝ, и҃блаженⷯ патрїа́рхъ. и̑ всь ст҃льскыѝ сборъ помѧни гⷭ҇и о̑памѧти и̑ о̑ ѡ̑ставленїѝ грѣхоⷡ҇ преставльшиⷯсѧ православныⷯ кн҃зеѝ рꙋскыⷯ. з̀д̀ѣже пом҃неⷯ, ихже єликыⷯ хоще ⷮ. прилагаетьⷯ и̑се. и̑ ѡ̑ всѣ ⷯ иже о̑надежи въскрⷪ҇нїѧ, и̑жизни вѣчныа̀ и̑ твое ⷢ҇ причастїа преᲂуⷤсо̑пшиⷯ. о́ц҃ь и̑ брⷶ҇тїѝ нашеѝ. зⷣѣ лежащиⷯ и̑повсюдꙋ, ᲂу҃чини дꙋхы иⷯ вселеⷯ твоиⷯ правеⷣныⷯ. ч҃лколюбче гиⷣ. ивзеⷨ часть поло́жиⷯ к̀ прочиⷨ частеⷨ. и̑ а̑ще крохы бꙋдꙋ ⷮ внебреженїѝ. около стг҃о блю́да. събрав и̑ т̀ѣ кчастеⷨже прило́жи. дїакоⷩ҇, прїеⷨ каⷤдо, иѧѵ́мїаⷯ. гле ⷮ къ і̑ерѣю̀: блⷢ҇ви влⷶ҇ко. каⷤдо. гⷭ҇ꙋ помолимсѧ,

сщ҃ник̀ гле ⷮ млтвꙋ каⷤдн̀ꙋ̀ю̀.

Из сего видно, что и св. Филиппом были употребляемы на Проскомидии просфоры, но только не семь, а шесть. Следовательно Писатель поморских ответов сказал ложно, когда утверждал, что «седмопросфорное служение, обычай есть Церковный и древний и святых отец, согласный святому Филиппу Всероссийскому Митрополиту и Чудо- творцу».

Раскроем другие древлеписьменные Соловецкие служебники, заключающие в себе полное изложение Проскомидии. Таких служебников, кроме служебника св. Филиппа, в Соловецкой Библиотеке, находится четыре.

Именно Харатейный служебник под №1022-м6. Первые 40 листов сего служебника, до конца Проскомидии, написаны очень древним почерком7. Святой Пётр, Митрополит Московский, называется здесь новым чудотворцем Русским, а св. Алексий Митрополит не упоминается ещё между Святыми8. Известно, что св. Пётр преставился в 6834 (1326) году; а св. Алексий в 6886 (1378) году. Следовательно чине Проскомидии написан в сем служебнике не позже 13-го века. В этом служебнике на 32 листе после начала Проскомидии сказано:

таⷤ прїемлеть їерѣй въ лѣвой рꙋце просфѵ̀р̀ꙋ въ дѣсноиⷤ с҃тое копїе и҃знаменаетъ сииⷨ трищиⷨ верх̀ꙋ просфѵ̀р̀ы крⷭ҇тао҃бпазно гл҃ѧ сице въспоминанїе творимь гⷭ҇а и̑ б҃а и̑ сп҃са нашего їс҃ ха҃.

На обороте 33-го листа написано:

таⷤ прїе̑мьле ⷮ сщ҃нникъ дпꙋⷢ҇ю просфѵ̀р̀ᲂу въчтⷩ҇ь и̑ пама .ⷮ преблⷭ҇венн... (9) бц҃и, и̑ прⷭ҇нодв҃ѣ и м҃рїи. еѧⷤ. мл҃твами гⷭ҇и, прїими жрътвꙋ сїю, в прнбⷭ҇н твой жрътовн̀икъ.

На 34-м листе говорится:

на третїей просфѵ̀р̀ъ гдⷭ҇а чⷭ҇теаго, и славнаго прⷪ҇рка, и прⷣтечи, и крⷭ҇тлѧ їѡанна.

На 35-м листе сказано:

таⷤ прїемле ⷮ четверт̀ꙋю просфѵ̀р̀ꙋ. гле ⷮ о̑всемъ єпⷭ҇кпъствѣ праслаⷡ҇ныⷯ о архїепⷭ҇копѣ нашемъ. їмѧрек, и̑ чⷭ҇тнаго прозвитеръства и̑ е̑же ѡ̑христѣ дїаконъства. и̑ всего сщ҃ен̾нискаго чинꙋ.

На том же листе внизу написано:

та ⷤ прїе̑мле ⷮ пѧтꙋю просфѵ̀р̀ꙋ гл҃ѧ о̑ зрⷣавїи, и̑ ѡ̑спасенїи благочъстивыⷯ цр҃еи. и̑ о̑ хрⷭ҇толюбьвы ⷯ великыⷯ кнѧзеиⷯ имр҃к. и̑ ѡ̑всѣ ⷯ блг҃чтⷭ҇ивыⷯ кнѧзеи꙼ ншиⷯ. и̑же рᲂу̀скою̀ землею̑ пекꙋщимсѧ. и̑ ѡ̑воеⷯ и̑хъ и̑ ѡ̑всѣⷯ православныⷯ христїанехъ. а̑ще бꙋдеть монастыр гл҃ть о̑рабѣ бж҃їи ѡ̑ц҃и нашемъ и̑гꙋменѣ. им҃рк и̑ ѡ̑братїахь нашиⷯ. и̑ ѡ̑слꙋжебнїцѣх нашиⷯ, презвитерѡⷯ, и̑дїаконоⷯ. и̑ всеи꙼ братїи нашиⷯ. и̑хже призвалъ. кътвое̑мᲂу причастїю. твоїмъ бл҃госердїемъ, пребл҃гый влⷣкѡ таⷤ поминае̑тъ их̀же хощеть.

На обороте сего листа говорится:

и пакы прїемлеть шестᲂую̑ просфѵ̀р̀ꙋ сице гл҃еть. о̑ памѧти, и̑ ѡ̑ставленїи грѣхѡⷡ҇ блаженныⷯ съзаⷣтелей обители сеѧ. и̑ли. храма сего... (см.9) поминае̑тъ поставльшагои̑ а̑рхїе̑рѣѧ їм҃рк. о̑памѧтї иѡ̑ставленїи грѣхоⷡ҇ бл҃женыⷯ ипрⷭ҇нопамѧтныⷯ, бл҃гочⷭ҇твыⷯ цр҃еи. ибл҃женыⷯ патрїархъ. и̑ весь ст҃льскый съборъ помѧни гⷭ҇и. о̑памѧти и̑ ѡ̑ о̑ставлеиии̑ грѣховъ преставльшиⷯсѧ православныⷯ кнѧзеи꙼ рꙋскыхъ. зⷣѣже поминаеть, ихже е̑ликыⷯ хощеть.

и̑ ѡ̑всѣ ⷯ иже ѡ̑надежи въскрⷭ҇енїа и̑ жизни вѣч̾ны̀ѧ̀ и̑ твоего причѧстїа преже ᲂусопшиⷯ. ѡ̑ц҃ь и̑ братїи н҃шиⷯ. зⷣѣ лѣжащиⷯ, и̑ повсюдꙋ. ᲂу̑чини д҃хы иⷯ вселеⷯ твоиⷯ праведныхъ чл҃колюбче гⷭ҇и. и̑вземь часть положить к҃прочимь частемь. аще крохы бꙋдᲂуть внебрежении ѡ̑коло ст҃го блюда. Събр҃въ и̑тѣ, къ чѧстемьже приложи дїаконпрїемь кадило и̑ фимїанъ г҃леть къ їерѣю̀ бⷭ҇лви в̑лко, кадило сщ҃енникъ гл҃еть мл҃твꙋ кадилн̾ᲂую̀.

Итак, очевидно, что и по этому древлехаратейному служебнику св. Проскомидия совершалась не на семи, а только на шести просфорах.

3) Третий древлеписьменный Соловецкий служебник под №1024-м10. Он принадлежал Соловецкому Игумену Досифею, как это видно из печати его, приложенной к первому листу служебника11. А Игумен Досифей был учеником Преподобного Зосимы, и скончался в 6092 (1484) году. Древность сего служебника видна ещё из того, что и в нём, как в предыдущем служебнике, св. Пётр Митрополит назван на Проскомидии новым чудотворцем, святой же Алексий Митрополит не упоминается12.

В сем служебнике Проскомидия описывается на 31–61 листах. На 33-м листе после описания священнического действия над первою просфорою говорится:

таⷤ прїемле ⷮ. сщ҃нни дрꙋгᲂую просфї̀р̀ᲂу. и̑ гл҃е ⷮ. въчтⷭ҇ь и впамѧ ⷮ прест҃ѣи чт҃ѣи ипреблⷭ҇венѣи влчⷣцѣ нашеи бц҃и и прнⷭ҇о дв҃ѣ и мрї҃и

На обороте 55-го листа сказано:

на трееⷮи просфирѣ гл҃еть си́лою̀ чтⷭ҇наго и живѡтвопѧ щаⷢ҇ кртⷭ҇а гнⷭ҇ѧ застѫпленїем чьстныⷯ ибⷭ҇ныⷯ си́лъ бесъплотныⷯ. чтⷭ҇наго и̑славнаго пррⷪ҇ка ипртⷣеча и̑ кртⷭ҇лѧ гнⷭ҇ѧ їѡ̑а́нна.

На 57-м листе написано:

таⷤ прїемле ⷮ четвертѫю просфѵ̀р̀ꙋ о̑всеⷨ епкⷭ҇пьствѣ православныⷯ: о̑а́рхїепкⷭ҇пѣ на́шемь, їмр҃к. и̑чьстнаго е̑го̀ презвѵ̀т̀ерс̑тва. и еже о хⷭ҇ѣ дїа́крньства. и̑ всего сщ҃енскаго чи́на.

На том же листе далее говорится:

таⷤ прїнмь пѧтꙋѫ просфїрᲂу. гле ⷮ. ѡ̑здравїи и̑ о̑сп҃сенїи. бл҃гочьстивыⷯ

цр҃еи.13 и̑ о̑бл҃гочтиво ⷨ и̑х҃олю́бивоⷨ великоⷨ кнѧ̀ѕ̀е. їмр҃к. и̑ ѡ̑всѣ ⷯ блг҃чьстивыⷯ кн҃зеи нашиⷯ, рꙋскою землею̀ пекꙋщийсѧ. и̑ ѡ̑всѣ ⷯ и̑хь. и̑ ѡ̑всѣ ⷯ православныⷯ христїанехь: таⷤ а̑ще бѫде ⷮ монасты ⷬ҇. гл҃еть сице: орабѣ бж҃їм ѡ̑ц҃и нашемь и̑гꙋменѣ имⷬ҇къ. їовсеи братїи наше. и̑ ѡ̑слꙋжебницѣ ⷯ нашиⷯ, презвитероⷯ, и̑ дїа́коноⷯ и̑ всеи братїи нашеѝ, и̑хѣже призвалъ еси

кьтвое̑мꙋ причѧстїю, твоимъ бл҃госердїемъ пребл҃гыѝ влкⷣо. помина̑еть, и҆́хже и̑ма ⷮ пои̑мени живыⷯ и̑хже хоще ⷮ

После сих слов на обороте 57 листа написано следующее:

и̑ пакы прїе́мле ⷮ шестᲂую просфирꙋ. сице. о̑памѧти, и ѡ̑ оставленїи грѣховъ, блаженныⷯ съзаⷣтелеи ѡ̑бители сеѧ̀, и̑ли храма се́го. поминае̑ть поставльшаго и̑ а̑рхїереа, їмкⷬ҇. о̑памѧти и̑ ѡ̑ставленїи грѣховъ, бл҃жныⷯ и̑ приⷭ҇нопамѧтныⷯ,

бл҃гчьстивыⷯ цр҃еи. ибл҃женныⷯ патрї́архъ. и̑ веⷭ҇ сте҃льскы съборъ помѧнѝ гиⷭ҇.

о̑памѧти и̑ ѡ̑ оставленїи грѣховъ преставльшиⷯсѧ правосл҃вныⷯ кнѧзеи рꙋскыⷯ. зⷣѣже поминае ⷮ, и̑хже еликыⷯ хощеть. прилагаеть же и̑се̑. и̑ ѡ̑всѣхь и̑же ѡ̑надежи въскⷭ҇ренїа и̑жизни вѣчныѧ̀ и̑ тво̑его̀ прїчастиѧ преже ᲂу̑со́пшиⷯ ѡ̑ц҃ь и̑ братїи нашеи. зⷣѣ лежащиⷯ и̑ повсюдѫ. ᲂу̑чини дꙋхы иⷯ вселеⷯ твоиⷯ праведныⷯ чл҃клюбче гиⷭ҇. и̑вземь чѧ́сть положить кпрочиⷨ чѧстемъ. и̑а́ще крохы бᲂудѫть внебреженѝѝ ѡ̑коло ст҃аго блюда. събравъ и̑тѣ къчѧстем же приложи. дїакѡнъ, прї́емь каⷣло, нѳїмїаⷰ҇. гл҃е ⷮ ко їерею. блгⷭ҇ви. влⷣкѡ, кадилѡ. гᲂу помолимсѧ. сщенникь гл҃е ⷮ мл҃твꙋ кадилнᲂую̀.

Итак, и в этом служебнике предписывается употреблять не семь, а только шесть просфор.

4) Четвертый древлеписьменный Соловецкий служебник под №101914. В нём так же, как и в предыдущих служебниках, св. Пётр называется новым чудотворцем Русским, а св. Алексий не упоминается. По начертанию букв он принадлежит к концу 15-го, или к первой половине 16-го столетия. Проскомидия изображается в нём на 7–11 листах. По описании действия над первыми тремя просфорами, далее, на обороте 8-го листа, говорится:

таⷤ прїимъ четвертꙋю. просѫирᲂу гл҃ть о̑всемъ е̑пипⷭ҇ствѣ. православныⷯ о̑ а́рхїе̑ппⷭ҇ѣ нашемъ. їмр҃к чтⷭ҇наⷢ҇ прозвитерьства. и̑же ѡ̑хⷭ҇ѣ дьѧконьства, и всего сщнⷱ҇ичьскаго чинᲂу.

На 9-м листе написано:

таⷤ вз̀емъ, е҃ ю̑ гл҃ть ѡ̑здравие и осп҃сенїѝ, ѡ̑бл҃гочтⷭ҇ивоⷨ цр҃и. и̑ ѡ̑блчⷭ҇тивыⷯ и̑ хтⷭ҇олюбивыⷯ, великиⷯ кнѧꙵⷯ наши їм҃рк, и̑же рꙋскою землю̀ пекꙋщесѧ, и̑ овоѐхъ и овсиⷯ правосла̀вныⷯ хрⷭ҇тиѧ̑нъ. а̑ще бᲂудетъ, манастыры̀ ̀, гл҃и. ѡ̑рабѣ бж҃їи ѡ̑ц҃и нашеⷨ, и̑гᲂуменѣ. їм҃рк. и брⷮаѝ нашеѝ, и̑ ѡ̑слꙋжебницеⷯ нашихъ, и прозвитереⷯ и̑о́диѧ́конеⷯ, и̑ всеѝ братеѝ нашеѝ, иⷯ призва̀ⷯ еси котвоемꙋ причастию, твоиⷨ бл҃гоᲂу̑рдїемъ. пребл҃гыѝ влⷣко. таⷤ поминае̑ть иⷤ хощетъ

пои̑мени живыⷯ.

После сего на том же листе следует:

таⷤ прїимъ, инъ просфирᲂу, гл҃ть, ѡ̑памѧти. оставление грѣховъ, бл҃жныхъ създателѣѝ, храма сего. посемъ поминаеть поставлешаⷢ҇ а̑рх̾ие̑ппⷭ҇а. їм҃рк. ѡ̑памѧти оставлениⷯ грѣхоⷡ҇. бл҃жныⷯ пр҃нопамѧт̀ныⷯ бл҃гочⷭ҇тивыⷯ ц҃рьѝ, бл҃жныⷯ патриа̀рх̀ъ. веⷭ҇ стⷭ҇льскы съборъ, и̑ о̑памѧти, ѡ̑ставленїеⷤ вле грѣхъⷡ҇ престаⷡ҇шисⷯѧ, правосла̀вныⷯ кнѧзеѝ рᲂускыⷯ. зд̀ѣ поминае̑ть е̑лико хощеть. прилагаеть сѐ и̑ ѡ̑всѣехъ и̑же о̑надежи, и восⷭ҇кршн̀иѧ, и̑жизни вѣчн̀ыѧ, и̑ твое̑го приⷭ҇стны̀, преⷤ ᲂусопшиⷯ ѡ̑ц҃ь и брⷮаѝ нашиѧ, зде лежащиⷯ и повсюдꙋ, ᲂуⷱ҇ни дх҃ъ иⷯ вселеⷯ правенⷣыⷯ, чл҃вколюбче гⷭ҇и. аще крохи падꙋⷮ о́коло ст҃аго блꙋда, сбѣри к̀частемъ темьⷤ. таⷤ прїимъ кадило, вл̀ожи фимꙗ̀нъ гл҃ть мл҃твᲂу.

Опять не семь, а только шесть просфор.

5) Наконец, в Соловецкой Библиотеке есть ещё один древний служебник, именно под №1026-м (в 4-ю долю). Из Святителей Русских упоминаются в нём только св. Пётр и Алексий и Леонтий, и называются но- выми чудотворцами Русскими, а о св. Ионе, которого мощи обретены в 1472 году, ещё не упоминается. Посему должно полагать, что сей служебник написан не позже 15-го столетия.

Проскомидия описана в нём на 70–71 листах. После изображения действия над первыми двумя просфорами, далее, на обороте 75-го листа, говорится:

на тр̀етїейⷤ просфирѣ. гл҃ть. чтⷭ҇наⷢ҇, исланⷡ҇аго пррⷪ҇ка пртⷣчи и̑ кртⷭ҇лѧ їѡанⷩ҇а. ст҃ыⷯ сла́вныⷯ и вссехнⷧ҇ыⷯ а̑плⷮъ. и̑ иⷤ въст҃хⷯ оц҃а ншиⷯ. васи́лїа̀ вели́каⷢ҇.

григо̑рїа̀ бо҃сло́ва. їѡанⷩ҇а злᲂⷮустаⷢ҇. а̑фана́сїа̀. кири́ла. николы. и̑же вм̀иреⷯ пет̀ра ї́алеѯѣѧ̀ и леѡтⷩ҇їа̀ новыⷯ чютⷣво̀рце ⷡ҇ рᲂукⷭ҇иⷯ. и̑ всѣ ⷯ ст҃ыⷯ ст҃ль.

На обороте 76-го листа написано:

таⷤ прїе ⷨ, четвертꙋю̀ прѡ̀сфирꙋ, гл҃е ⷮ. овсеⷨ е̑пкⷭ҇пьствѣ правосл̀авн̾ыⷯ ѡ̑арх̀ие̑пкⷭ҇пѣ на́шеⷨ, їмр҃к. и̑ чтⷭ҇наго е̑го превⷭ҇ѵ̀терс̀тва. їеⷤ ѡ̑хⷭ҇ѣ дїа̑косⷩ҇тва. и̑ всеⷯ сщ҃енничскаⷢ҇ чи́на.

После сего ниже говорится:

таⷤ прїе̑мле ⷮ пѧтꙋю̀ прѡсфирꙋ гл҃е ⷮ. озрⷣавїѝ, їоспⷭ҇енїѝ, бл҃гочтⷭ҇ивыⷯ цр҃еѝ и̑ ѡ́блгочⷭ҇тивыⷯ их҃олюбивыⷯ великиⷯ кн҃зеѝ, їм҃рк. и ѡ́всѣ ⷯ бл҃гочтⷭ҇ивыⷯ кн҃зеѝ нш҃иⷯ, и̑же рᲂускою̀ зем̀лею̀ пекᲂущимиⷭ҇. и̑ ѡ̑воеⷯ ихъ. и̑ ѡвсѣ ⷯправославныⷯ хртⷭ҇їанеⷯ. таⷤ аще бᲂуде ⷮ монасты ⷬ҇. гл҃ѧ. сице. о̑рабѣ бж҃їѝ оц҃и игᲂу́менѣ їмр҃к. и̑ ѡбра́тїи нш҃еѝ, иѡсл̀ꙋжебницеⷯ на́шиⷯ, превⷭ҇и́тероⷯ, и̑ дїа̑коноⷯ. и̑всѐ бра́тїѝ и̑хж̀е призва ⷧ҇ еси къ тв̀ое̑мꙋ прича́ст̀ю̀, твоиⷨ блг҃осе́рдїе ⷨ пр̀ебг҃їѝ влкⷣо. таⷤ поминае ⷮ и̑хж̀е има ⷮ пои̑мени живыⷯ ихъⷤ хо̑ще ⷮ.

Потом следуют слова на обороте 77-го листа:

и̑ паки прїемле ⷮ, шестᲂую̀ просфирꙋ, гл҃ть. ѡ̑па́мѧти, и̑ ѡ̑оставленїѝ грѣхоⷡ҇, бл҃же́ныⷯ създателеѝ ѡ̑бители сеѧ̀ или хра́ма сеⷢ҇: таⷤ поминае ⷮ поставльша ⷢ҇ ѝ архїерѣѧ̀. їмр҃к. о̑па́мѧти и̑ ѡ̑ставленїѝ грѣхоⷡ҇ бл҃женныⷯ, и̑ прнⷭ҇опамѧнⷮыⷯ, бл҃гочтⷭ҇и́выⷯ цр҃еѝ. бл҃женѝыⷯ патрїарх̀ъ. и ве́сь ст҃льскїѝ съборъ помѧни гиⷭ҇. о̑памѧти, и̑ ѡ̑ст̀авл̀енїѝ гр̀ѣховъ, прест̀авльшисⷯѧ правосланⷡ҇ыⷯ кн҃зеѝ рᲂускиⷯ. здѣ̀же поминае ⷮ их̀же еликиⷯ хощеть. и̑ ѡвсѣ ⷯ и̑же ѡ̑надежи въскр̀есенїа̀ и жинⷮи вѣчныѧ̀. и̑ тв̀ое̑го пр̀ичастїа̀, преⷤ, ᲂу̑сопьшиⷯ оц҃ь и̑ бра́тїѝ нш҃иⷯ

и̑же зⷣѣ лежа́щиⷯ и повсю̀дꙋ православн̀ыⷯ. ᲂу̑чини дх҃и иⷯ все́лехъ тв̀оиⷯ правенⷣыхъ чл҃колюбч̀е гиⷭ҇. и взеⷨ ча́сть положи тїѝ спро̑чими. їа́ще кр̀ѡ́хи бᲂу́дꙋ ⷮ внебре́женїѝ, ѡ̑коло ст҃аго бл̀юда събраⷡ҇ и̑тѣ, къчастежⷨе приложиⷡ҇. дїа̑ко ⷩ҇. прїеⷨ кади́ло, и̑ фимїанъ. гл҃еть къ їерѣю̀. блгⷭ҇ви влкⷣо, калⷣо. гᲂуⷭ҇ помо̑лисⷨѧ. сщ҃енн̀икъ. моⷧ҇ калⷣ.

Итак, и в этом служебнике предписывается употреблять на Проскомидии не семь, а только шесть просфор.

Из рассмотренных нами служебников само собою вытекает следующее:

1) Писатель поморских ответов лгал, когда говорил, что «седмопросфорное служеніе, обычай есть древній, Харатейнымъ книгамъ согласный».

2) В древней Российской Церкви не было постановлено служить только на семи просфорах; и учение раскольнических наставников о необходимости семичисленного употребления просфор на Литургии не только не имеет основания в истинной Церковной древности, но и опровергается сею древностию.

3) Ни в одном из рассмотренных нами служебников не полагается особенной просфоры за Игумена, как это сделано в позднейших, именно первопечатных, служебниках. Очевидно, что введение сей просфоры относится ко времени, позднейшему того, в какое писаны рассмотренные нами служебники.

Что касается до упоминаемой в сих служебниках излишней просфоры за Царей, Великого Князя и Игумена, то мы считаем нужным сделать о сем следующие примечания:

1) Как в первопечатных, так и в рассмотренных нами древних рукописных служебниках, просфора за Царей и Великого Князя, везде поставлена после просфоры за Патриарха, или Архиепископа. В первопечатных служебниках после просфоры за Царя следует особая просфора за Игумена и Духовенство, а в рукописных древних Игумен и Духовенство поминаются на одной просфоре с Великим Князем. Явно, что и особой просфоры за Царей и Великого Князя не было у нас в начале, и что она вставлена уже после того, как составлен был и вошёл в общее употребление в Православной Русской Церкви чин Проскомидии, предписывающий пятеричное число просфор. В противном случае всего приличнее было бы постановить поминать Игумена и Духовенство непосредственно после Патриарха, на одной просфоре с ним, на другой же заздравной, если б она была введена в начале, поминать Великого Князя, бояр и прочих мирян, ибо особою просфорою за Великого Князя прерван чин Духовных лиц; Игумен и другие Духовные стали уже поминаться на просфоре, посвящённой мирянам. Это могло произойти только от того, что первоначально Великий Князь, Игумен и прочие поминались на одной просфоре с Патриархом и Архиепископом, а потом, когда за Великого Князя введена была особая просфора, то Игумен и прочие Духовные, коих имена в первоначальном порядке поминовения следовали после Великого Князя, само собою уже отошли к се́йже просфоре и через то отделились от своего чина, и как бы вошли в разряд мирян.

2) Из рассмотренных нами служебников нет ни одного, пи́санного ранее пятнадцатого столетия. А, несомненно, известно, что более древние служебники, как например служебник св. Антония Римлянина, хранящийся в Библиотеке Новгородского Софийского Собора (№5), Харатейный служебник 15-го века, принадлежащий той же Библиотеке (№55), и некоторые друге15 предписывают употреблять менее шести просфор. Посему Предположение, выраженное некоторыми Пастырями Православной Церкви, то есть, что особая просфора за Царей и Великого Князя введена св. Митрополитом Киприаном по особенному случаю, для Великого Князя16, весьма правдоподобно; ибо в служебнике, писанном самим Митрополитом Киприаном, едва ли не в первый раз, говорится, хотя не совсем ясно, о просфоре за Царей и проч., уже как бы об особой просфоре17.

Итак, и шестая, лишняя против пятеричного числа, просфора произошла в позднее время и произошла по случайному обстоятельству известного времени.

В заключение мы не можем не присовокупить того, что древние св. Иерархи Русские, употребляя на Проскомидии сначала менее шести просфор, а потом введя в употребление, из особого уважения к Великому Князю Василию Дмитриевичу, шестую просфору, очевидно, не полагали в числе просфор сущности нашего спасения.

Они находились в неразрывном союзе с Православною Восточною Церковью и в послушании у неё и тогда, когда употребляли менее шести просфор, и тогда, когда стали употреблять шестую просфору, а потом даже седьмую при первых Русских Патриархах. Но когда Святейшие Восточные Патриархи, заметив сии разности, пожелали, чтобы Русская Церковь сохраняла единство с Восточною Православною Церковью во всём, не исключая и маловажных обрядов: то святые Иерархи наши исполнили святую волю их с глубоким и совершенным послушанием, и восстановили опять пятеричное число просфор.

Пусть рассудят о сем глаго́лемые старообрядцы! Пусть подумают особенно о том, благоразумно ли из-за числа просфор, которое было у нас различно в разные времена, и от которого совсем не зависит наше спасение, благоразумно ли разрывать союз со святою Православною Церковью, отвергать Богоучреждённую Иерархию и святые Таинства, без которых уже никак нельзя нам спастись!

* * *

1

Помор. отв. 50. статья 23. отд. 1.

2

Помор. отв. 62.

3

Сей служебник написан в 4-ю долю, на 123-х листах, переплетён в досках, обложенных до половины в кожу, и очень ветх.

4

То есть, св. Филипп был преемником Игумена Алексея. См. Летописец Соловецкий Архим. Досифея. 1833, стр. 22–24.

5

То есть 1540 г. по Р. X.

6

Он написан в 4-ю долю, переплетён в досках, обложенных пергамином.

7

Хотя и на прочих листах служебника почерк древний, но он несколько различается от первых листов, и принадлежит разным писцам.

8

На 34-м листе, при вынимании частиц из третьей просфоры, после св. Апостолов читаем:

и̑ и̑же въ ст҃ыⷯ оц҃ь нашиⷯ васильа великагою григорїа бг҃ослова їѡанна злаⷮꙋстаго. аѧнасїа. кирила. николы и̑же вм̀ирѣ ⷯ. петра новаго чюдотворца рꙋскаго. леонтїа, єпⷭ҇кпа ростов̀скаго и̑ всѣ ⷯ ст҃ыⷯ ст҃итель.

9

Несколько букв с верхним углом листа отпали по ветхости.

10

Он написан на 109 листах, в 4-ю долю, и переплетён в досках, обложенных до половины кожею.

11

Между древними Соловецкими рукописями находится несколько книг с печатью Игумена Досифея; печать приложена или к первому листу, как в рассматриваемом нами служебнике, или на обрезе листов, снаружи. Она имеет везде величину и форму одну, то есть круглую, в диаметре вершок, и заключает в себе изображенными крупными буквами, под титлами, слова: священноинока Досифея.

12

На 109 листе сего служебника написано старым почерком: «почи́ниван служебник при игумене Антоние 1610 года».

13

Из того, что во всех, рассматриваемых нами, служебниках, при вынимании частиц на Проскомидии, предписывается поминать Царей, не должно заключать, что эти служебники писаны после принятия Грозным царского титула; в этом случае прибавлено было бы: їмр҃к., или самое имя Царя. Слова: «о здравии ... Царей» суть буквальный перевод соответствующих слов в Греческих служебниках. Так обыкновенно поминались Православные Греческие Цари. Отсюда видно, что в России принято было поминать и Греческих Царей до введения у нас царского достоинства.

14

Он написан на 124 листах, в 4-ю долю, и переплетён в досках, обложенных кожею.

15

См. книгу: Истинно древняя и истинно Православная Церковь 1855 г.,

ч. II. стр. 200–202 и Беседы к глаголемому старообрядцу 1844 г., стр.249–255.

16

Истинно древняя и истинно Православная Церковь ч. II. стр.206.

О Митрополите Киприане см. Церков. Историю Митроп. Платона, 1823. т. 1. стр. 196, 215, 228, и прибавления к Творениям св. Отцев, 1848, стр. 295–369.

17

Беседы к глаголемому старообрядцу, стр. 255.


Источник: О числе просфор на проскомидии по древнеписменным Соловецким служебникам // Православный собеседник. 1856. С. 148-169.

Комментарии для сайта Cackle