Скворцов В. М.

Источник

Х. Школьно-миссионерский отдел

I. О постановке школы миссионерского дела в приходе, зараженном сектантством

Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится (Прит.22:6).

Добрая церковно-приходская школа с ее учением, порядком жизни и обстановкой есть могущественнейшее средство для проведения церковного влияния в народную среду, она же есть могущественнейшее миссионерское средство. Для этого она вполне и во всем должна выдерживать свой надлежащий вид, как это показано в Синодальных Правилах и Программах и разъяснениях к ним. При опрятной школьной обстановке в классной комнате должны быть св. иконы благолепного вида с теплящеюся пред ними лампадой. Утренняя и вечерняя молитвы с положенным пением детей сектантства должны совершаться в школе неопустительно, с надлежащей чинностию и благоговением. Все обучение должно выдерживать свой характер, направленный к религиозно-нравственному воспитанию. Церковное пение должно быть возведено к своей надлежащей высоте. Церковно-славянское чтение должно быть молитвенно благоговейным и по возможности разумным. Преподавание Закона Божия должно идти по нарочитой миссионерской Программе.

Миссионерская постановка преподавания Закона Божия в одноклассной церковно-приходской школе не требует изменения существующей Программы, не предполагает в ней и особого миссионерского дела. Для миссионерских целей нужно, чтобы при обычном прохождении положенного курса Священной истории и Катехизиса законоучитель обратил особенное внимание и утвердил в сознании детей те положительные истины исторические и вероучительные, которые пререкаются сектантами, напр. происхождение икон св. херувимов, определение учения о Церкви и т.п. Есть некоторые священно-исторические события, которые имеют капитальное миссионерское значение, но которые не значатся в Синодальной школьной Программе, напр. о медном змее, возмущение Корея и др.; такие события должны быть внесены в курс и связаны с соответствующими статьями Синодальной Программы. Изложение должно быть всецело положительным, но применительно к целям миссионерским. Приведение и разбор сектантских заблуждений не должны иметь места на уроках; только по прямому вызову со стороны детей законоучитель может и должен разобрать, и опровергнуть указанное ему сектантское лжеучение. Изложение положенных статей на уроках законоучитель должен вести с русской Библией в руках, прочитывая детям более замечательные повествования и изречения; детям можно дать в руки изданную Синодальным Училищным Советом книгу «Историческое чтение из книг Ветхого Завета» и св. Евангелие. При такой постановке миссионерский курс органически сольется с общим курсом Закона Божия, и миссионерское влияние будет вытекать из дела преподавания само собой. В соответствие этим основам нами составлена Миссионерская программа Закона Божия, которая принята 3 Всероссийским миссионерским съездом и I Чрезвычайным собранием Училищного Совета при Св. Синоде; в некоторых епархиях она уже введена в школы (напр. в Харьковской и Воронежской епархиях).

В школах бывают и желательно, чтоб бывали дети сектантов. Живые отношения законоучителя и учителя к этим детям определяются отеческой любовию и мудрой осторожностию. Выделять сектантских детей, делать указания на их родителей на уроках не следует. Дети сектантов на ряду со всеми учащимися должны изучать и выполнять по всем предметам и все положенное в школе. Слушать и петь установленные молитвы они должны стоя вместе с другими детьми и кланяясь в положенное время; однако требовать от них внешнего выражения молитвы нужно осмотрительно, дабы не оттолкнуть их от школы. Оскорбления и насмешки над святыней со стороны сектантских детей терпимы не могут быть.

Миссионерская Программа Закона Божия для одноклассных школ

(Статьи и порядок их показаны применительно ко второму изданию программ для церковно-приходских школ)

Священная история Ветхого Завета

9. История Иосифа. Замечательно благословение детей Иосифа: Иаков благословил их своими руками крестообразно (Быт.48:18–16). У нас также крестом благословляют священники и родители.

12. Устроение скинии, по Божию повелению, на крышке ковчега завета и на занавеси скинии сделаны были изображения или иконы св. херувимов славы (Исх.25:17–22, 26:1).

13. Вступление евреев в Ханаанскую землю. Во время сорокалетнего странствования евреев произошло возмущение Корея, Дафана и Авирона против Моисея и первосвященника Аарона. Возмутители говорили: «полно вам; все общество, все святы, и среди них Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» Господь страшно наказал дерзких возмутителей (Числ.16:1–35; Иуд.1:11). Кто из отступников и противников Церкви говорить так, и того в свое время постигнет строгий суд Божий. Наказание евреев змеями, и милость Божия посредством медного змея. Медный змей преобразовал Христа, а древо змея преобразовало крест Господень (Числ.21:4–9; Ин.3:14).

15. Помазание Давида. За неисполнение воли Божией, высказанной через святого мужа, Господь отверг Саула: непокорность, как будто и с доброю целью, есть такой же грех, как идолопоклонство (1Цар.15:16–29). Саулу подобны отступники и противники Церкви. Победа над Голиафом. Меч, которым Давид поразил Голиафа, хранили священники при храме, завернув его в священную одежду (1Цар.21:9). Потому то и у нас знамена и вещи, которыми оказана нам милость Божия, хранятся во св. храме.

17. Построение и освящение храма. В новоустроенном храме много было изображений св. херувимов, и Слава Господня наполнила этот храм (3Цар.6:23–35, 8:6–11).

19. Пророк Илия. Идолы и кумиры суть придуманные злыми и неразумными людьми ложные боги и изображения ложных богов, которых язычники почитали вместо Бога истинного и вместо истинных изображений Его; таков языческий бог Ваал (3Цар.18:17–21). Пророк Елисей. От прикосновения к костям св. пророка Елисея ожил умерший (4Цар.13:20–21); посему подобает почитать кости и мощи святых.

20. Пророк Исаия. Он, в приближении Нового Завета, видел Господа Саваофа (Ис.6:1–5); сообразно сему и у нас изображают Бога Отца. Пророк Даниил. Сей пророк также видел Бога Отца во образе Ветхого днями (Дан.7:9–13). Язычники почитали своих идолов за настоящих богов, которые будто бы могут есть и пить; таков идол Вил (Дан.14:3–22).

21. Построение второго храма. Второй храм по своему устроению был подобен первому, т.е. имел изображения св. херувимов (1Ездр.5:11; Іез.41:17–21, 43:10–11).

Священная история Нового Завета

1. Посещение Божией Матерью праведной Елисаветы. «Отныне ублажат мя вси роди» (Лк.1:48). Слова эти сбываются: все истинные христиане особенно усердно чествуют Матерь Божию.

Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Сорокадневного младенца Иисуса принесли во храм (Лк.2:22); посему у нас новорожденных младенцев приносят в Божий храм.

4. Проповедь св. Иоанна Крестителя. Он питался акридами и диким медом (Мф.3:4); у этого подвижника всегда была постная пища.

5. Крещение Господа Иисуса Христа. В Ветхом Завете на горе Хориве (Синае) люди не удостоились видеть Господа, а только слышали Божий глас (Втор.4:12–16); в Новом Завете, особенно при крещении Господа в реке Иордане, люди не только глас с неба слышали, но и видели Господа, т.е. здесь было истинное и полное Богоявление (Лк.3:21–22; Ин.1:14–18). Потому то в Ветхом Завете не было изображений Господа, а только св. Ангелов; в Новом Завете мы имеем изображения не только ангелов и святых человеков, но и самого Господа.

6. Первые ученики Господа. Диавол, когда искушал Господа, то в доказательство приводил даже слова Свящ. Писания (Мф.4:1–11). Посему то и человека не всякого слушать нужно, который будто говорит от Писания; нужно слушать только людей на сие поставленных. Первое чудо. Господь Спаситель благословляет невинные радости и удовольствия, ибо Ему угодно, чтобы мы вели жизнь тихую, безмятежную, во всяком благочестии и чистоте (1Тим.2:1–4; Деян.2:46–47).

7. Изгнание торгующих из храма. У нас во св. храме, когда берут свечи, то никакой торговли не бывает: человек жертвует деньги, а староста дает свечку, которую зажигают во славу Божию. Не то было в храме Иерусалимском: великое безобразие происходило, когда там находился скот и шел шумный торг, – храм делали домом торговли и вертепом разбойников. Господь изгнал скот и торговцев (Ин.2:13–17; Мф.21:12–13) и тем заповедал и нам оказывать подобающую честь дому молитвы или дому Божию, в котором Он являет Свое присутствие (Деян.22:17–18).

9. Избрание апостолов. В число апостолов избран был Иуда Искариотский, и его предательство наперед знал всеведущий Господь (Лк.6:13–16); что же удивительного, если между теми, кого избирают неведущие будущего люди, бывают злые? Разумеется, эти злые, подобно Иуде, отдадут за себя ответ Господу.

10. Заповеди блаженства. Блаженны люди, гонимые только тогда, когда их преследуют «лжуще Мене ради», т.е. действительно за Христа (Мф.5:11). Так преследовали православных христиан в древности, когда царями были язычники неверные; так иконоборцы преследовали православных христиан за почитание св. икон; так и теперь гонят в странах нехристианских, например, у турок и в Китае; так везде бывает с людьми благочестивыми и правдивыми, когда над ними смеются и надругаются. Однако этого не должны применять к себе люди злые и отступники от Церкви, когда их наказывают за сделанную ими смуту и зло; так, например, но справедливости гонимы были и пострадали Февда и Иуда Галилеянин (Деян.5:34–40).

14. Воскрешение дочери Иаира. Больная женщина по вере исцелилась чрез прикосновение к одежде Спасителя (Мф.9:20–22); другие потом исцелялись от своих болезней по вере, чрез прикосновение к головным платкам св. ап. Павла (Деян.19:11–12), и под тенью св. апостола Петра (Деян.5:14–16). Так Господь оказывал верующим людям свою милость через вещи святых и через их изображения. Поэтому нам дороги вещи и изображения святых, именуемые чудотворными, и мы отдаем им особую честь.

20. Притча о богатом и Лазаре. Нужно каяться во грехах при жизни, а после смерти уже поздно (Лк.16:25–26). Однако Господь подает утешение и облегчение умершим по молитвам о них св. Церкви; так молился об умерших предках прор. Варух (Вар.3:1–6), молился об убитых воинах Иуда Маккавей (2Макк.12:41–45).

21. Благословение детей. Дети были особенно близки к любви Господа; Он обнимал и благословлял их (Мк.10:15–16). Потому то у нас маленьких деток крестят, приносят во св. храм, причащают их Крови и Тела Господних.

22. Вход Господень в Иерусалим. Дети, даже грудные, прославляли Господа во храме, а иудейские книжники и фарисеи негодовали на них за это и хотели воспретить им (Мф.21:15–16). Подобны этим книжникам и фарисеям те люди, которые всячески отдаляют детей от Господа: не хотят крестить их, не приносят во св. храм и не причащают их св. Тайн.

23. Тайная вечеря. На тайной вечери Господь установил таинство св. причащения (Мф.26:26–28; Лк.22:19–20). Как Господь установил, как апостолы показали это на деле везде по церквам, как потом было записано св. мужами, так оно совершается и у нас.

24. Страдания Господа Иисуса Христа. В саду Гефсиманском Господь Иисус молился Своим духом и телом (Лк.22:41–44). Молитва одним духом – важная молитва, но не полная: необходимо участие тела в молитве (1Кор.6:20; Рим.12:1). Посему у нас предлагаются верующим благочестивые телесные упражнения, каковы – поклоны и посты; посему то необходимы и обряды. На суде у иудейских первосвященников Господа спросили под клятвою, и Он дал ответ (Мф.26:63–64). Клятва на суде и вообще присяга нужна, – ее сам Господь допустил.

25. Воскресение Христово. Являясь апостолам и верующим после Своего воскресения, Господь словесно поучал их, как и во время земной Своей жизни (Деян.1:3); Сам Господь не написал нам ничего, ни одной книги. Посему большинство апостолов и притом о важнейших предметах веры поучали людей изустно и самым делом, а книг не писали; например, св. апостолы из числа двенадцати – Андрей, Иаков, Филипп, Варфоломей, Фома, Симон Зилот, а также почти все семьдесят апостолов ничего нам не написали.

Из истории Церкви

Сошествие Св. Духа на апостолов. Просвещенные Духом Божиим, апостолы стали сами проповедовать и устроять церкви. Хотя апостолы проповедовали исключительно изустно, но некоторые из них (только восемь) написали нам о делах и учении Спасителя в «Евангелиях», а также собственные наставления записали в «Посланиях». Однако они сами говорят, что не все они записали о Христе (Ин.20:30, 21:25), не все записали из собственных наставлений (2Ин.1:12; 3Ин.1:1З-14); многое необходимое они передали христианам изустно (2Тим.2:2) и самым делом (1Кор.11:20–34). Написанные апостолами книги и изустные их наставления взаимно восполняют одно другое и одинаково необходимы для нас (2Тим.3:14–15; 2Фес.2:15). То, что апостолы написали, составляет собою Свящ. Писание, а то, чему они научили изустно и самым делом, есть Свящ. Предание. Свящ. Писание сохраняется в книгах, а Свящ. Предание содержится в обычаях и установлениях церковных; то и другое вместе, в течение многих веков сберегла нам вселенская православная Церковь Христова. Для истинного христианина одинаково дорого Свящ. Писание и Свящ. Предание. Основавши свою Церковь, Господь Иисус Христос поставил для нее апостолов, дабы они проповедовали Его учение и совершали богослужение (Ин.20:21–23). Исполненные Духа Святого, апостолы вместо себя везде по городам рукополагали епископов, пресвитеров и диаконов (Фил.1:1–2; Деян.6, 14:23). Поставленные апостолами, епископы от себя рукополагали пресвитеров и епископов (Тит.1:5–7) и так далее. Так дар священства, принятый от апостолов, чрез святое рукоположение (1Тим.4:14), сохраняется в православной Церкви Христовой, до настоящего времени.

Успение Божией Матери. Не только Матерь Божия молится о нас, но молятся и святые праведники; пример прор. Иеремии и первосвящ. Онии (2Макк.15:12–14). Господь милует грешников иногда только вследствие молитв святых о них, как это было. например, по молитве праведного Иова. (Иов.17:7–8). Посему и сказано, что наша молитва особенно сильна тогда, когда помогает ей молитва праведного (Иак.5:16–18).

Обретение св. Креста Господня. До страданий Спасителя крест был орудием и знаменем страданий; после же, когда на кресте для нашего спасения пострадал Сам Господь Христос, Крест стал орудием и знамением нашего спасения. Это освятило крест, и потому он дорог истинному христианину. В слове Божием о св. Кресте говорится: «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия» (1Кор.1:18); св. Крестом Христовым апостолы хвалятся (Гал.6:14); он называется блаженным древом правды (Прем.15:7; 1Пет.2:24); злые люди и отступники называются врагами Креста Христова (Фил.3:17–19). Из уважения и любви ко Христу распятому и Его свят. Кресту, мы сами крестимся и крестим любезные для нас предметы.

– Среди славянских народов, родственных нам, христианство распространилось прежде всего между моравами и болгарами, которые говорили языком совершенно подобным языку наших предков, русских людей. Святые Кирилл и Мефодий для моравов и болгар составили славянскую грамоту и перевели на славянский язык Свящ. Писание и богослужение; от них церковнославянские книги при св. князе Владимире переданы были и нам. Церковно-славянский язык есть, таким образом, язык наших предков, родной нам, и потому мы в нем почти все понимаем. Не так у других народов, – неправославных: например, католики польские, немецкие и иные в своих храмах слушают богослужение на совершенно непонятном для них языке римском.

Краткий катихизис

Введение. Для спасения нам необходимы истинная вера и добрые дела. Истинная вера едина (Еф.4:4–6), а для дел добрых нужно исполнять все данные нам от Господа и апостолов наставления и заповеди (Мф.28:18–20). Иной отступник и иноверец, может быть, особенно худых дел не делает, но он веры истинной не держит, и потому он поступает своевольно, подобно Саулу.

Седьмой член Символа веры. Знать о времени второго пришествия Господа на землю нам не дано (Деян.1:7), поэтому мы не должны сего доискиваться. Мы всегда должны быть готовы встретить Господа, как и свою собственную смерть; однако колебаться умом и смущаться не должно (2Фес.2:1–2).

Осьмой член. Св. Писание, написанное по вдохновению от Духа Святого, есть мудрость, которой человек не может уразуметь сам собою (2Пет.1:19–21); когда за сие берется невежда и человек не поставленный, то он извращает Писания (2Пет.3:14–16). Посему то в древние времена и ныне истинно благочестивые люди за изъяснением священного Писания всегда обращаются к поставленным для сего пастырям Церкви (Деян.8:27–35).

Девятый член. Церковь есть общество истинно верующих в Иисуса Христа, установленное самим Господом Христом (Мф.16:18). Церковь Христова есть хранительница истины (1Тим.3:15), почему и называется «православной», т.е. право славящей Господа. Те свят. храмы, в которые собирается Церковь для молитвы, также называются церквами. Кто отделяет себя от этой святой, соборной и апостольской православной Церкви и противится ей, тот становится отступником и противником Самого Господа Иисуса Христа (Мф.18:17; Лк.10:16); таковы все отступники и противники св. Церкви, именуемые штундистами, баптистами, молоканами, духоборами, пашковцами, раскольниками и иные. Обо всех отступниках и противниках св. Церкви, иначе называемых еретиками, в слове Божием написано: они отделяются от единства веры (Иуд.1:17–21), от призвавшего благодатию Христовою священника переходят к иному благовествованию, вследствие людей смущающих (Гал.1:6–8); отступают от веры чрез лицемерие лжесловесников (1Тим.4:1–3); они пустословы и невежды, желающие быть законоучителями (1Тим.1:4–7) извращающие апостольские Писания (2Пет.3:15–17); Будучи лукавыми, они принимают вид добрых служителей правды (2Кор.11:13–15). Эти льстивые злоучители дерзко злословят высших (2Пет.2:1–11). Их в свое время постигнет суд Божий, какой постиг Корея, Дафана и Авирона. Послушные св. Церкви истинные христиане должны остерегаться всех отступников и еретиков и удаляться от них (Рим.16:17–18), ибо споры с ними могут быть не только безполезны, но даже вредны (Тит.3:9–11; 1Тим.6:3–5).

Десятый член. Святое Причащение. На тайной вечери Господь Сам сказал о благословенных Им хлебе и вине: «Сие есть Тело Мое... Сия есть Кровь моя... Сие творите в Мое воспоминание» (Мф.26:26–28; Лк.22:19–20; 1Кор.11:23–29, 10:16). Кроме того, Господь сказал: «если не будете есть Плоти Сына человеческаго и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:51–57). Посему у нас, по заповеди Господней, на божественной литургии совершается таинство св. Причащения, и мы, под видом хлеба и вина, принимаем в себя Тело и Кровь Господню.

Покаяние. Господь апостолам дал власть связывать и отпускать грехи кающимся людям (Мф.23:18; Ин.20:22–23); от св. апостолов сия власть перешла к тем людям, кого они вместо себя поставили, т.е. к пастырям Церкви (Деян.20:28).

Священство. Истинные пастыри Церкви суть те, которые вошли во двор овчий дверью (Ин.10:1–5), которые имеют на себе перешедшее от апостолов истинное рукоположение (1Тим.4:14), т.е. те, которые законными епископами законно поставлены. Посему все самозванные пресвитеры., какие есть у отступников и противников Церкви, суть тати или волки.

Первая заповедь десятисловия. Истинный почитатель святых угодников Божиих всегда памятует, что св. угодники получили свою благодатную силу и власть от Господа Бога, к Которому он близки (Евр.12:22–23). Посему, почитая святых, мы в них почитаем Самого Господа, и такое почитание вполне согласуется с первою заповедью. Посему воистину почитаются св. пророки (4Цар.2:15), Матерь Божия (Лк.1:48), все святые праведники (Прит.10:7). Память о святых для нас дорога и сохраняется в их Житиях (Пс.77:3–7).

Вторая заповедь. Идолы или кумиры были у языческих народов. Идолы или кумиры суть не действительные, но вымышленные ложные боги и вещественные изображения ложных богов (1Кор.8:4; Гал.4:8); их язычники почитали вместо Бога истинного. Эти ложные боги и их изображения большею частью были подобны разным тварям, находящимся на земле внизу, или выше земли, например, Ваал, Астарта, Вил: припомните историю пророка Илии и Даниила. Чествуя своих идолов, язычники служили бесам (1Кор.10:19–20). Христиане служат Богу истинному и чествуют изображения или св. иконы Бога истинного. На св. иконах имеются изображения св. лиц и событий не вымышленных, а действительных, как рассказывается о них в слове Божием. Таковы ветхозаветные изображения св. херувимов, сказание о нерукотворенном образе Христа Спасителя. Все истинные христиане во св. иконах своих чествуют не древо и краски или металл, но тех св. личностей, которые изображены на этом веществе, по догматическому определению VII Вселенского Собора о св. иконах (см. «Книгу Правил»). Богоугодность чествования св. икон подтверждается многочисленными чудесами, бывшими при св. иконах; местные чудотворные иконы. Если нам любезны портреты отца и матери или других близких и уважаемых нами людей, то тем более дороги нам должны быть изображения Господа Бога и святых Его.

Третья заповедь. Клятва на суде и в делах общественных или присяга допускается (Евр.6:16). Клятвенно на суде отвечал Господь (Мф.26:63–64); клялись апостолы (2Кор.1:23). По примеру древнему, клятва произносится с поднятою правою рукою (Откр.10:5–6).

Четвертая заповедь. Суббота есть день ветхозаветный, а воскресенье есть новозаветный день Христа. Иисус Христос есть Господин субботы (Мф.12:8), и потому в новозаветное время для празднования суббота заменена воскресеньем. Замена субботы днем воскресным стала при св. апостолах (Деян.20:7; 1Кор.16:1–2, Откр.1:10).

Учение о богослужении

1. Что называется церковным богослужением. Почему для нас близки и дороги церковные книги на славянском языке? Припомнить статью о крещении Руси.

2. Храм. Почему дома молитвы, или св. храмы, называются «церквами»? Припомнить из статьи о девятом члене.

3. Священные изображения. Когда первоначально явились изображения св. ангелов? Когда можно стало изображать Господа на иконах? Поклоняясь пред св. иконами, кому мы относим честь сию? Припомнить статью об устройстве скинии и ветхозаветного храма, о крещении Господнем и о второй заповеди.

5. Лица, совершающие богослужение. Кто установил священство и священные степени? Кто суть истинные пастыри Церкви? Припомните статьи о сошествии Святого Духа и о десятом члене.

Важнейшие праздники. С какого времени стали праздновать воскресенье? Припомните статью о четвертой заповеди.

7. Посты православной Церкви. Припомнить о посте Иисуса Христа после крещения и о пище Иоанна Крестителя (также Мф.9:15).

9. О литургии. Кто установил св. причащение и литургию? Припомнить о тайной вечери и о десятом члене.

(Из книги свящ. Иуст. Ольшевского «Борьба со штундой»).

Миссионерская Библия

По пререкаемым у сектантов вопросам веры для миссионерствующих лиц необходимо всегда иметь готовую справку. Для этого следует в своей ручной книге Нового Завета или в настольной Библии отметить все миссионерские места. Советуется подчеркнуть красными чернилами те стихи, на которые ссылаются сектанты. Следует также подчеркнуть синими чернилами те выражения и стихи, которые определяют собою правильное истолкование приводимых сектантами мест: синими же чернилами нужно подчеркнуть и те места, которые собою утверждают отрицаемые сектантами православные истины. Разъяснительные ссылки следует отметить при тех местах, которые приводятся сектантами. Можно на полях условным значком кратко показать и то, против чего выставляется отмеченное место. Разумеется, все эти отметки особенную цену имеют в первое время миссионерствования.

(Из книги свящ. Иуст. Ольшевского «Борьба со штундой»).

II. Значение школьного образования в деле протвораскольничьей миссии

(Доклад Калужскому миссионерскому съезду)

Религиозная жизнь раскольников, как известно, основана и питается не догматическими учениями, а строгим и истовым соблюдением обрядов в богослужение и выдержанностью внешнего порядка жизни. Всем известно, с какою любовью и тщанием раскольники кладут на себя крестное знамение; приступают ли они к пище и питью, входят ли в дом, они обязательно истово крестятся несколько раз, а входя в храм, они кладут известное количество крестов с определенными молитвами, с четками в руках и подрамниками. Приходит пост: все они, не только взрослые, но даже и маленькие дети едят сухую пищу без масла, два раза в день, а во время говения и один раз. В храме раскольники стоят чинно, или сложив руки на груди, или крестясь и кланяясь, вслед за уставщиками, дружно, все вместе. Все это они совершают с любовью, видя в строгом соблюдении всех обрядностей и постов главное условие для своего спасения. И попы их на исповеди спрашивают о постах да поклонах, и мать маленьких детей учит тому же. Весь склад их жизни выдержан в обрядовом духе.

Глядя на православных, раскольники находят у них совсем не то отношение к основам их религиозной жизни, как у себя. У православных не только мирские люди, но и священники не обнаруживают такой любви к обрядности и постам; у них редко бывает епитимия за плохое говение. Таким образом, раскольники с своей точки зрения имеют все данные для того, чтобы считать себя правыми, веру свою лучшею и не обращать большого внимания на поражения своих начетчиков на беседах. Впрочем, поражения эти не мешают начетчикам сохранять свое значение. Придя домой с беседы, они найдут чем оправдаться пред своими, потому что будут говорить не о вопросах, разбиравшихся на беседе, а о несостоятельности православия в том или другом отношении. Кроме того, начетчики, уставщики и молельщицы до самого последнего времени состояли единственными учителями и воспитателями всех детей состоятельных раскольников. Учение это состоит в заучивании канонов и чтении Псалтири и в развитии в детях духа нетерпимости и противления православию. Ученики таких школ, делаясь взрослыми, теряют, конечно, постепенно внушенный им дух нетерпимости, но сохраняют недоверие к Церкви.

Итак, и семейное воспитание, и школьное-раскольничье, и влияние попов, все это вместе образовывает в современном раскольнике тот душевный склад, который дает ему силу противостоять условиям православной миссии и делает его спокойным за правильность его пути ко спасению.

Поэтому борьба с расколом должна носить характер столь же сложный, как сложны те условия, в которых живут раскольники. Главный фактор устойчивости раскола – семейное воспитание; стало быть, и главным средством борьбы с ним нужно считать воспитание же детей раскольников в сельских школах в духе православия. Таким образом, школы в деле возвращения раскольников в лоно Церкви нужны прежде всего. Без школ мы никогда не достигнем массового обращения старообрядцев, потому что одни беседы не могут этого сделать; они не могут перевоспитать населения; без школ мы не будем иметь на беседах таких слушателей, которые могли бы сознательно отнестись к нашим словам и путем самостоятельной проверки наших положений придти к православию.

Так как у нас существуют два типа школ, земские и церковно-приходские, то прежде всего возникает вопрос, какие из них должны быть признаны более полезными в раскольнической местности. Конечно, церковно-приходские. В земских школах Закон Божий большею частью не на первом месте, славянское чтение ведется только по Евангелию и не всегда должным образом, пения почти совсем нет, в богослужении дети не только не участвуют, но целой школой редко бывают. Такая постановка учебного воспитательного дела в большинстве земских школ совсем не пригодна в раскольничьей местности. Грамотность сама по себе есть только орудие знания. Этим орудием грамотный может воспользоваться и в другую сторону.

Совсем другое представляют школы церковно-приходские. В них священник полный хозяин, от него зависит все направление школьного дела. При преподавании Закона Божия он может и должен внушить детям правильное отношение к обрядам, особенно к крестному знамению, образовать в них должное почтение к догматической стороне христианского вероучения, подробно изучив с ними вопрос о Церкви, ее признаках, необходимости принадлежать к ней, о непрерывности иерархии и таинствах. Славянское чтение в церковных школах начинается с Псалтири, продолжается Часословом и оканчивается Евангелием. И уже этим школа приобретает симпатии раскольников. Церковное пение, обязательное в церковных школах, дает возможность приохотить детей к православному богослужению. Мне приходилось наблюдать, как в школе дети постепенно отвыкали от своих прежних привычек, как чрез два-три месяца им начинала казаться странной раскольничья манера петь в нос и в один голос. Наконец, если возможно, священник без насильственных мер может привлечь раскольничьих детей к православному богослужению и даже к участию в нем, или приводя их в храм, или, при отдаленности храма, совершая некоторые службы в школе. Все эти меры, если они проводятся мягко, любовно и старательно, и не сопровождаются грубым обличением раскола, могут произвести полный переворот в детях старообрядцев. Опыт только доказал, что собственно полемики с расколом вести в школе никак нельзя. Стоит законоучителю допустить две-три нетактичных выходки против раскола и доверие к школе пропало. Дети и их родители станут держаться настороже и будут противиться всякому участию в православных службах. В этом случае нужна величайшая осторожность и терпеливость.

Таким образом и одноклассные церковно-приходские школы, несмотря на краткость их курса, могут принести громадную пользу: они рассеют несколько мглу невежества, приобретут любовь населения своей постановкой, уменьшат недоверие к православной Церкви, разрушат отчасти пренебрежение догматической стороной религии, одним словом, – почти совсем перевоспитают молодое поколение.

Второклассные школы могут принести еще более пользы для дела миссии. В них налицо все благоприятные условия для воспитания детей раскольников: и расширенный круг преподавания Закона Божия с возможностью изучения краткой истории раскола, и сравнительно больший уровень развития детей и, наконец, что главнее всего, жизнь их вне семьи (в общежитии). Пройдет два-три месяца жизни раскольников в школе, как они станут глядеть уже совершенно другими. В школе образуется своя семья с своими привычками и обычаями, с общими молитвами, общим хождением в храм и религиозно-нравственными чтениями. В хорошей второклассной школе ни один раскольник не выйдет твердым в своей вере.

До сего времени во всех обыкновенно, а в раскольничьих селениях особенно, девочек учится много менее, чем мальчиков. А всем известно, что женщина в расколе представляет большую силу. Они более консервативны и менее развиты, чем мужчины. Живя в мире предрассудков и суеверий, не зная грамоты, они особенно свято соблюдают обряды, часто доходя в этом до мелочности, а потому никогда не чувствуют и не замечают недостатков своей веры. Поэтому-то для них не менее, чем для мужчин, необходимо школьное образование, а потому в приходах с расколосектантским населением обязательно должны быть заводимые женские школки, которые должны перевоспитать молодое поколение женской половины раскола, тогда последний зашатается и сам падет.

Священник Леонид Смирнов.

III. Программа по расколу

Определением Св. Синода, от 16 (28) июля 1900 г. за № 2038, утверждена следующая программа дополнительных миссионерских уроков по закону Божию в школах Олонецкой губернии, причем сведения о русском расколе по этой программе разрешено ввести в курс преподавания Закона Божия во всех начальных училищах духовного и гражданского ведомств епархии

1) Крестное знамение. Истовое изображение его. Виды перстосложения (троеперстие и двуперстие), догматическое знаменование их, большая правильность троеперстного сложения, чем двуперстного, дозволительность к употреблению двуперстного сложения. Отличие перстосложения от креста (сообщить об этом учащимся в то время, когда будет проходиться учение о внешних знаках молитвы).

2) Понятие о догмате и обряде: различие между ними (неизменяемость и неприкосновенность догматов и изменяемость обрядов выяснить на примерах, хотя бы того же перстосложения, при сообщении предварительных сведений о символе веры).

3) Отличие священного Писания от писания вообще; особенная важность для христиан Евангелия и посланий св. апостолов.

4) Правильное начертание имен Спасателя и понятие об именословном перстосложении (при объяснении 2-го или 3-го члена символа веры).

5) Предтечи второго пришествия Христова на землю (в каком виде и для чего они явятся?) Понятие об антихристе (антихрист будет определенный человек, явится пред кончиной мира и будет царствовать только З12 года) (при объясн. 7 чл. симв. веры).

6) О Церкви. Кто создал Церковь? Существенные принадлежности Церкви Христовой (правое учение веры, трехчинная иерархия и семь таинств), необходимость для спасения принадлежать к Церкви Христовой; вечное, непрерывное и неизменное существование Церкви Христовой в данном ей Спасителем устройстве (сообщить при объяснении 9 члена симв. веры).

7) О таинствах. Кто законные совершители таинств? Можно ли мирянину повторять крещение, совершенное православным священником? Когда мирянину можно совершить крещение и как? Можно ли христианину обойтись без таинства миропомазания? Необходимость таинства причащения для спасения человека; вечное существование этого таинства в Церкви Христовой и невозможность заменить его добрыми делами. Исповедь перед мирянином можно ли назвать таинством покаяния?

8) Понятие о расколе, появление его (сообщить по окончании курса закона Божия)49.

* * *

49

Примечание. В полемику с расколом не входить и не упоминать даже имени раскольников.


Источник: Миссионерский спутник : Настольн. справ. книжка по расколосектоведению и миссионерству / Под ред. В.М. Скворцова. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург : типо-лит. В.В. Комарова, 1904. - XXXII, 738, 220 с.

Комментарии для сайта Cackle