В.М. Скворцов

I. Православное миссионерство

Миссия – как подвиг

(Предисловие)

Миссия – великий и святой подвиг. Миссионерство, как дело вразумления и обличения заблудших – одно из труднейших искусств в области живого слова убеждения. Однако миссионеры, как и ораторы не только родятся, но вырабатываются. В миссионерстве, как и во всяком серьезном и сложном деле, – важны и нужны не только прилежание и труд, но и ревность по Бозе, – идейное одушевление и священная тревога о спасении искупленных честною кровию Христа душ заблудших братий, живое и сердечное памятование об апостольском завете: «пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:20).

Но, к сожалению, миссионерского подвига избегают, от миссионерского дела сторонятся, его пугаются не только миряне, но и само православное духовенство. За счет теплохладного и опасливого отношения к делу миссии в приходах, обычно, всегда быстро растут и ширятся рассеиваемые усердною вражескою рукою на ниве православных приходов, плевелы всяческих религиозных безбожных лжеучений. Главное условие успеха, а вместе и первая задача приходской миссии заключается в том, чтобы во благовремении исторгнуть сектантские плевелы из сердца соблазненных чад Церкви, чтобы уврачевать рану душевную бережно, пока она не воспалилась, не осложнилась, пока не заразила других органов.

Пагубный дух сектантства в наше время религиозной свободы совести веет «идеже хощет» и ни один приход, ни один пастырь не застрахован от проникновения в их церковный двор «волков хищных», не щадящих стада Христова, с проповедью самых нелепых и диких лжеучений. А потому миссионерское искусство, миссионерские знания должны ныне быть достоянием всякого живого члена Церкви, ревнующего об охране бесценного сокровища народного – святой православной веры, а тем паче достоянием пастырей и проповедников церкви. Всем воинам Христ. Церкви необходимо уметь искусно владеть «мечом духовным, иже есть глагол Божий», – иначе говоря, каждый пастырь обязан иметь миссионерские сведения, знать методические указания, владеть миссионерским полемическим искусством, дабы быть готовым не только дать ответ вопрошающим об уповании, но и заградить уста глаголющих неправду.

Желая придти на помощь приходскому духовенству и ревнителям миссии, мы издаем отдельной брошюрой сведения о миссии, помещенные в нашем «Мисс. Спутнике», примерные планы полемических миссионерских бесед с сектантами и раскольниками, пересмотрев эти планы и предварив общеметодическими советами и указаниями о том, как уврачевать немощствующих религиозною совестью и обличать заблудших. Эти последние советы и указания заимствуем из святоотеческой литературы и из опыта не только личного, но и искуснейших в слове и учении деятелей миссии, к которым бесспорно принадлежит епископ Прилукский Сильвестр – известный в миссионерском мире досточтимый прот. о. Иустин Ольшевский, с его руководственными полемическими миссионерскими трудами, изданными брошюрою «Борьба со штундою».

В новом издании наших планов бесед мы приводим тексты не в цитатах, а полностью, – для более удобного пользования нашим изданием.

Общеметодические наставления и мысли о церковном миссионерстве пастырей и мирян

О миссии внешней и внутренней

Христианская миссия православия так же исконна и вечна, как сама Церковь Христова, – начало и основание ее мы находим в божественных повелениях Самого Христа Спасителя.

Божественный Пастыреначальник и Совершитель нашего спасения, основополагая Церковь Свою на земле, Сам посланный Богом Отцом (Ин. 20:19), «проходил грады и веси, уча и проповедуя Евангелие Царствия Божия. Увидев же народы, милосердова о них, яко бяху смятени и отвержены. Тогда сказал Он ученикам Своим: «жатва многа, делателей же мало. Молитеся Господину жатвы, да изведет делателей на жатву свою». И потом, проведши «всю ночь в молитве к Богу», по наступлении дня Он призвал, их же хотяше Сам, и от них избрал дванадесять, а потом и иных 70-ть, да будет с Ним и да посылает их проповедати, ихже и апостолы нарече« (Мф. 9:35–38; Мк. 3:13, 14; Лк. 6:12, 18; 10:1). Сих-то и послал Он, заповедуя им: на путь язык не идите и в град Самарянский не внидите. Идите же паче ко овцам погибшим дому Израилева (Мф. 10:5). Это повеление, имея вначале характер временный и местный, получает вековечное и всемирное значение полномочий и обетовании в торжественном повелении Господа, по Его воскресении, тем же ученикам: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли (Мф. 28:18). Якоже посла Мя Отец и Аз посылаю вы: приимите Дух Свят (Ин. 20:21–22); шедше в мир весь, научите вся языки, проповедите Евангелие всей твари (Мк. 16:25). Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28:20).

Посылаю – по-латини mitto nuttere, – отсюда происходит слово миссия, что значит посланничество.

В вышеприведенных текстах Св. Евангелия заключается незыблемое историческое основание и непререкаемое свидетельство богоучрежденности и божественных полномочий и прав церковного учительства избраннейших (только, а не всех одинаково) членов Церкви Христовой. «Той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники... пастыри и учители к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова» (Еф. 4:11). Где и кто ныне эти благовестники и учители в церкви? Миссионеры-веропроповедники, как институт, церковной иерархической властью учрежденный на дело апостольства, как благословенное должностное служение.

Когда же именно и как учреждено и осуществляется в церкви миссионерское служение (словами λόγοις) делу проповеди (κήρυγμα) (1Кор. 2:4)?

Приняв божественные права и силы, довлеющие для своего устроения внутреннего и внешнего, Церковь, по данному ей полномочию, чрез ближайших преемников апостольской власти – епископов, по усмотрению духовных нужд, искони избирала и избирает сотрудников, споспешников и соработников пастырству в деле его служения словом учения. По принятому христианскою Церковию и богословскою наукою слововыражению, эти соработники на ниве сеяния слова Божия именуются «миссионерами», а дело служения их – «миссиею».

Самое наименование благовестнического служения «миссией» – «миссионерством», а деятелей – «миссионерами», происходят от латинского слова mitto, – посылаю и в буквальном переводе миссия есть посольство или посланничество, а «миссионер» – посланник. А так как веропроповедничество своими корнями опирается на божественный завет и обетование Богочеловека Христа Спасителя – «идите проповедуйте евангелие», то по своей природе и существу миссия есть богопосланничество.

Соответственно тому, куда, по преимуществу, направляется Церковью деятельность служителей слова веропроповедников-миссионеров ко внутреннему ли устроению членов Церкви для духовного ее возрастания, или же ко внешнему расширению пределов ее в мире языческом, – и миссию обыкновенно называют внутреннею или внешнею. Таким образом внешнею миссией обычно в науке и литературе принято называть веропроповедничество среди седящих во тьме и сени смертной, вне ограды церковной сущих – иноверцев, язычников, магометан, евреев.

Внутренняя же миссия имеет объектом своей веропроповеднической деятельности сущих внутри ограды церковной православных чад Церкви, а равно и тех, которые от нас – из ограды церковной изыдоша, но не беша с нами, так называемых, диссидентов или отщепенцев Церкви, раскольников сектантов. Первооснованием для жизнедеятельности миссий внешней и внутренней служат следующие места Свящ. Писания. Первой заповедью Христа о миссионерском служении, преподанной Им первым миссионерам на земле Церкви Христовой – св. апостолам, является повеление: идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 10:6)...

«Что вам мнится? аще будет некоему человеку сто овец, и заблудит едина от них, не оставит ли девятьдесять и девять в горах, и шед ищет заблуждшия (Мф. 18:12–13).

«Братия, если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его:

Пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его, спасет душу от смерти, и покроет множество грехов» (Иак. 5:19–20).

«Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1Фес. 5:14).

«А других страхом спасайте, исторгая из огня (обличайте же со страхом), гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотию» (Иуд. 23).

Отсюда ясно, что как по истории своего бытия, так и по важности своей миссия внутренняя должна преимуществовать пред внешней, как первая забота Матери-Церкви о своих присных, немощных чадах христианского упования, – долг матери первее всего удовлетворить нужды миссии внутренней, уврачевать и спасти наипаче погибших овец дома нового Израиля, т. е. Церкви Христовой.

По удовлетворении ближайших задач и насущных нужд внутренней миссии, церковь должна осуществлять задачи внешней миссии, неся свет и радость благодати Христовой к неимущим истинного богопознания, памятуя заповедь Спасителя: «шедше в мир весь, научите вся языки, проповедите евангелие всей твари» (Мф. 28:19). Эти божественные повеления Основателя Церкви Христа Спасителя и служат незыблемым основанием для бытия в церкви миссии внешней.

Важность и значение внутренней миссии раскрываются из характера и назначения этого рода миссионерской деятельности, как церковной охраны стада Христова от «волков лютых» – еретиков и раскольников, и как вернейшего средства в деле врачевания чад Церкви от духовных немощей, порождаемых религиозными заблуждениями и лжеучениями. Раскол и секты – в церкви – явления – болезненного, темного характера, а следовательно миссионерская борьба с ними – является делом не только благим, но светлым, подвигом стояния за свет и правду православия единственно истинной, спасительной веры.

Истина сказанного подтверждается анализом внутренней несостоятельности темноты религиозных верований раскольничьих и сектантских согласий и болезненного мучительного психологического состояния как отдельных членов, так и целых расколо-сектантских общин. Такое значение внутренней миссии возрастает еще более, когда мы обратим внимание на православие не только, как на единственно истинную и благодатную спасающую веру, но и как на вековую первооснову нашего государственного устроительства, как на духовный цемент, спаивающий разрозненные элементы.

В то время, как раскол и секты вносят дробление в великую – единую неделимую православно-русскую семью, – миссия православная, памятуя слова Божественного Основателя церкви: «аще царство разделяется на ся, пустеет», – стремится воссоединить коварством и обольщением лукавого отторгнутых от лона Церкви и разрозненных, дабы все православные русские люди были «едино стадо», едиными устами и сердцем славили и воспевали Господа.

Значение миссии внешней раскрывается из несравнимого превосходства света Христовой веры и христианской жизни и культуры над иноверной и языческой.

Православие силою божественного учения своего и благодатных даров своей церкви претворяет неофита в нового человека, вводит в новое отечество не только душу и сердце, не весь строй семейной и общественной жизни нового присоединяемого к лону Церкви православной. В этом наглядно убеждает влияние на психологию отдельных людей и целых народов культуры буддийской, магометанской и еврейской религии на своих последователей, и христианской культуры на наших инородцев; когда искренно последние приобщались к Церкви православной, они с течением времени делались русскими по духу и быту. Государственное культурное, ничем другим незаменимое, значение внешней христианской миссии не оспаривается даже в безбожной Франции, отпускающей огромные кредиты на христианские миссии в колониях.

Миссионерские святоотеческие наставления

Истина только в Церкви

Св. Иринея, Еп. Лионского. Не должно у других искать истины, которую легко получить от Церкви, ибо апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет от нее питье жизни. Она именно есть дверь жизни, а все прочие учители суть воры и разбойники. Посему должно избегать последних, но с величайшим тщанием избирать то, что относится к Церкви, и принимать предание истины.

Оставляющие проповедь Церкви мечтают найти что-либо помимо истины; следуя измышленным учениям, нетвердо идя по многим и различным дорогам, не всегда согласные между собою относительно однех и тех же вещей, они, как слепые, ведутся слепыми и легко падают в незамечаемую ими яму неведения, всегда ища и никогда не находя истины. Поэтому должно избегать их учений и тщательно наблюдать, чтобы не потерпеть от них вреда, а должно прибегать к Церкви и воспитываться в ее недре и питаться Господними Писаниями. Ибо то и губит и расстраивает все, что мы пренебрегаем малым; от того-то и малые раны делаются большими, точно так же, как большие делаются малыми, если о них позаботятся надлежащим образом.

С такими людьми (еретиками) мы должны, любезный друг, сражаться, – людьми, которые, подобно змеям, стараются отвсюду ускользнуть.

Поэтому должны противостать им со всех сторон, дабы некоторых из них выбить из их убежищ и привести к обращению к истине. Ибо хотя нелегко обратиться душе, объятой заблуждением, но не совсем невозможно освободиться от заблуждения, как скоро представлена истина.

Остерегайтесь людей, старающихся удалить вас от Церкви. (Мысли св. Киприана)

Возлюбленнейшие братие! Предостерегаю вас и советую вам: не давайте безрассудно веры пагубным словам, не соглашайтесь скоро на льстивые речи, чтобы не принять вам тьмы вместо света, ночи вместо дня, яда вместо лекарства, смерти вместо жизни. Да не соблазняют вас ни лета, ни достоинство людей, нарушающих единение церковное: они, подражая древнему распутству двух старцев, которые старались обольстить и обесчестить целомудренную Сусанну (Дан. 13:20), также стараются нарушить чистоту Церкви прелюбодейным учением и исказить евангельскую истину: Господь взывает к нам, говоря: не слушайте словес пророков, иже пророчествуют вам и прельщают вас: видение от сердца своего глаголют, а не от уст Господних; глаголют отвергающим Мя: мир будет вам (Иер. 23:16–17). Но мир не приносят те, кои сами не имеют мира.

Один есть Бог и один Христос, и Церковь одна (Мф. 16:18). Нельзя ставить другого алтаря и нового священства там, где есть один алтарь и одно священство. Кто инуду собирает, тот расточает (Лк. 11:23). Следуя предостережению и наставлению Господа: вожди суть слепи слепцем: слепец же слепца аще водит, оба в яму впадут (Мф. 15:14), удаляйтесь от общения с подобными людьми и избегайте речей их, как рака и заразы (2Тим. 2:17). Апостол научает нас, говоря: аще кто инако учит и не приступает к здравым словесем Господа нашего Иисуса Христа и учению Его, разгорделся... отступай от таковаго (1Тим. 6:3–5). Опять он же говорит: никтоже вас да льстит суетными словесы, сих бо ради грядет гнев Божий на сынов непокорных: не бывайте убо сопричастницы сим (Еф. 5:6–7). Да не будет того, чтобы вы, обольщенные пустыми словами, сделались участниками в их нечестии. Прошу вас, удаляйтесь от таковых, бегайте волков, которые отлучают овец от пастыря. Нельзя отступать от священников Господних, потому что в Писании сказано: и человек, иже сотворит в гордости, еже не послушати священника или судии, иже в тыя дни будет, да умрет человек той (Втор. 17:12).

Наставление св. Иоанна Златоуста о том, как врачевать заблуждающихся

Увещеваю всех вас стараться по силам вашим, врачевать заблуждающихся, как впавших в болезнь, беседуя с ними снисходительно и кротко. Их учение произошло у них от безумия, и велика надменность их ума; а воспалившиеся раны не выносят наложения руки и не терпят крепкого прикосновения. Посему благоразумные врачи отирают такие раны какою-нибудь мягкою губкою. Итак, если и в душе заблуждающих есть воспалившаяся рана, то мы, собрав все, известное нам, как бы напоив какую-нибудь нежную губку приятною и нежною водою, постараемся успокоить их воспаление и уничтожит всю надменность; и хотя бы они оскорбляли, отталкивали, хотя бы плевали, и что бы ни делали, ты, возлюбленный, не прекращай врачевания. Врачующим человека сумасшедшего необходимо терпеть много подобного и, несмотря на все то, отступать не следует, но потому особенно и нужно сокрушаться о них и плакать, что таков род их болезни.

Это говорю я тем, которые более сильны и тверды и не могут получать никакого вреда от сообщения с больным. А кто более слаб, тот пусть избегает их сообщества, пусть удаляется от разговоров с ними, чтобы дружественное отношение не послужило поводом к несчастию.

Итак, чтобы нам не причинить себе величайшего вреда, будем избегать их сообщества, будем только молить и просить человеколюбивого Бога, иже всем человекам хочет спастися и в разум истины приити (1Тим. 2:4), да избавит их от заблуждения и диавольской сети и приведет к свету познания, к Богу и Отцу Господа нашего Иисуса Христа. Пастырь за погибель овец понесет ущерб не имению своему, а душе своей (О священстве, сл. II, стр. 22, срав. Ап. прав. 39).

Должно убеждением возвращать на истинный путь, с которого человек уклонился.

Св. Иоанн Златоуст о долге всех заботиться об обращении заблуждающихся

Я хочу просить всех вас об одной услуге – именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует или хулит святую веру нашу. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога или святую веру нашу, подойди, сделай ему внушение... Ты знаешь, что сделал Иоанн (Креститель). Он увидел тирана, ниспровергающего брачные законы, и смело посреди площади заговорил: «не достоит тебе имети жену Филиппа, брата твоего» (Мк. 6:18). Исправляй же сораба, и если даже надо будет умереть, не переставай вразумлять брата. Это будет для тебя мученичеством. И Иоанн ведь был мучеником за святые законы, когда они подвергались поруганию. Так и ты до смерти борись за истину, и Господь будет поборать за тебя. И не говори мне таких бессердечных слов, что мне позаботиться. У меня нет с ним ничего общего, потому что это голос сатанинский, диавольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого и покажем подобающую братьям заботливость. Разделим между собою заботу о спасении наших братьев. А когда на-лицо не один, не два, и не три, а такое множество могущих принять за себя заботу о нерадивых, то не почему иному, ибо по нашей лишь беспечности, многие погибают и падают духом. Не безрассудно ли, что все мы спешим поднять упавшего осла, а о гибнущих братьях не заботимся? Хулящий святую веру – тот же упавший осел. Подойди же и подними его словом и делом, и кротостью, и силою; пусть разнообразно будет лекарство. И если мы будем искать спасения и ближних, то вскоре станем желанными и любимыми и для самых тех, кто получает исправление.

Блаженный Иероним о миссионерском долге пастырства

Благонамеренному пастырю все познания полезны для блага других. Конечно, всем другим наукам и всем прочим познаниям он предпочитает твердое и деятельное изучение Божественных писаний. Библия постоянно его ручная книга. И ум, и чувства совершенно заняты словом Божиим день и ночь... Грустно встречать иереев христианских, которые лучше знают комедии и повести, нежели Евангелие и пророческое писание.

О том же. Св. Василий Великий. Пастырь, внемли, чтобы не опустить какой обязанности, возлагаемой пастырским званием. Какие же это обязанности? Заблудшее обрати, сокрушенное обвяжи, больное уврачуй.

Св. Григорий Богослов. Пастырю словесного стада надобно превосходством своей добродетели привлекать народ к порядку и не силою обуздывать, но доводить до порядка убеждением. Ибо все, что делается не добровольно, кроме того, что оно насильственно и не похвально, еще и непрочно. Вынужденное, подобно растению, согнутому руками, как скоро бывает оставлено на воле, обыкновенно возвращается в прежнее свое положение. Напротив того, что делается по свободному произволению, то, как скрепляемое узами сердечного расположения, и весьма законно, и вместе надежно. Посему закон нам и вместе Законоположник особенно повелевают пасти стадо не нуждею, но волею (Пет. 5:2).

Мысли и наставления архипастырей русс. пр. Церкви и ревнителей отечественных миссий о пастырской миссии

Григорий митрополит, обращаясь к пастырям, говорит:

Самая первая обязанность ваша (т. е. священников) есть учить всех вверенных вам людей всему, чему учил Иисус Христос, т. е. учить христианской вере.

А к числу вверенных вам людей принадлежат не только люди православные, составляющие ваш приход, но и все неправославные, живущие в кругу или близ вверенного вам прихода.

Вам (т. е. священникам) непременно должно учить всех их, и учить не в какие-нибудь немногие часы и дни, но учить постоянно и всякому нужному для спасения.

Не должно считать себя безнадежным в деле обращения заблудшихся даже и тогда, когда бы показалось, будто уж отнюдь никак нельзя ожидать успех от действования на них... Ежели даже и на конце жизни вашей не увидите плодов от вашего труда, то и тогда оставайтесь спокойными, предоставляя последствия ваших трудов Господу Богу.

Иоанникий, митрополит Киевский, о смысле и значении миссионерских собеседований

«Не ученость, не искусство в словопрении имеют главное значение при беседах с сектантами, а искреннее сердечное желание образумить заблуждающихся и наставить их на путь спасительной истины. Правда, трудно рассчитывать на то, чтобы собеседования сразу же, или в скорости, возвращали к Церкви уклонившихся, – не только трудно, но, пожалуй, и невозможно: но этим не следует смущаться: собеседования достигнут своей цели даже и в том случае, если поселят в душе сектанта только сомнение в том, что в лжеучении сектантском раньше казалось ему несомненным... Собеседующий должен вести это дело не для того, чтобы показать, что он сильнее сектанта и больше его знает, а исключительно по любви к заблуждающимся ради спасения их души. Ясно, что в собеседовании ни в каком случае не должно быть допускаемо раздражение, горячность или гнев. Любовь к заблуждающемуся, полное спокойствие и выдержанность – вот условия, без которых собеседования не принесут пользы, а скорее повредят делу... Если собеседующему нанесет сектант в словах какое-либо личное оскорбление, нужно покрыть это христианскою любовию... Но если оскорбление коснется священной истины, Церкви и т. п., тогда этого нельзя допускать, – в таких случаях следует их останавливать. Упорство и упрямство со стороны заблуждающихся не должны охлаждать ревности в деятелях-просветителях; добрые слова, сказанные вслух многочисленных слушателей, не могут остаться бесплодными для кого бы то ни было.

Антоний, архиепископ Волынский – к пастырям «о значении собеседований»

Обращать к спасению греховную душу человека есть дело величайшей трудности, и оно является возможным только для такого наставника, который, будучи сам исполнен духовной ревности, живет одною жизнью со своими учениками. Только тот учитель может наполнять души учеников своими мыслями и чувствами, кто всякого из них принимает, как своего родного сына, знает, жалеет и любит всякого ученика. Без этих условий не может быть существенного влияния учителя на учеников. Тем более в пастырском деле священника.

Смешно даже надеяться на то, что изменятся в своих взглядах и в своем быте народ, склонный к магометанству, язычеству или расколу, если его пастырь не сближается с каждым домом своей паствы, если он тяготится и гнушается постоянным общением с серыми мужиками, если считает свой долг исполненным, отслужив кое-как воскресную службу и являясь на требы по приглашению. Христианство не есть сборник церковных проповедей или учебник по закону Божию, а молитвенная, любвеобильная, целомудренная, смиренная и благодатная жизнь. Где эта жизнь засветится около храма Божия, там все прикасающиеся к ней, исключая отъявленных злодеев, стремятся эту жизнь усвоить и охотно повинуются гласу ее проповедника, как разъяснил нам Господь в причте о «Добром Пастыре». Мирянин, не твердый в вере, только тогда повлечется к ней своей душой, когда поймет, почувствует, что представитель веры его жалеет, бескорыстно любит и печется о его душе. А убедить в этом людей, особенно людей простых, не трудно тому, кому свойственны подобные священные чувства. Немного для этого значит богословская ученость или начитанность в полемике. Лучше всякой учености раскроет людям силу Христовой благодати тот, кто принимает бескорыстное участие в душевном горе, а также и в житейских нуждах ближнего.

И пусть никто здесь не оправдывается собственною бедностью. Если священник или псаломщик жалеет потерпевшего крестьянина в его нужде, то всегда может утолить эту нужду при помощи добрых людей, если подаст тому пример, хотя малой лептой, и пригласит к тому же других. Да и помимо прямых благодеяний, одно только сердечное внимание к жизни прихожан, одно только участие к каждому из них, вот что открывает двери сердец человеческих служителю слова.

В частности, по отношению к принадлежащим святой Церкви или отпадающим от нее, полезно говорить о тех нравственных истинах жизни, которые неоспоримы и дороги для всех людей без различия. Не нужно на первых же порах касаться тех предметов веры и жизни, которые составляют предмет спора или сомнений. Если вы будете иметь возможность читать староверам священные книги и если будете сами представлять собою пример благочестия и твердо содержать чин православной службы и православный строй жизни, то будьте уверены, что обычное ожесточение раскольников против истинной Церкви уже наполовину смягчилось, и вот скоро, очень скоро, они сами начнут вас спрашивать о своих сомнениях в вере, уже без предубеждения, без прежней злобы.

Проф. Н. И. Ивановский – о результате бесед

Нет сомнения, что ценить всякое дело по результатам, для всех очевидным, легко и удобно. Но в области духовной жизни эта мерка не всегда приложима, так как самая эта жизнь нелегко поддается обследованию. У нас много говорится прекрасных проповедей против пьянства и невоздержания иного рода, против ссор, злобы и вражды. Но спросите любого, лучшего проповедника, много ли и кого обратил он на путь воздержания, где прекратил ссору, утишил вражду... Получите ли определенные на это ответы? Увидите ли очевидные статистические данные? Но если не найдете этих данных, то будете ли отсюда заключать, что нужно оставить самую проповедь, как вещь бесполезную? Поэтому не следует далее и вопроса ставить, кто, когда, кого обратил. Нужны годы постоянного неослабного труда, чтобы результаты могли быть заметны.

Аркадий, Архиепископ Олонецкий о миссионерских методах и приемах полемики

С расколом в борьбу вступать не торопись. Приобрети себе прежде свойственников между православными, из сих прежде составь себе полк воинов Христовых... Где выростет крепко доброе семя, там плевелам приходится изсыхать. Где разливается свет, там тьма неминуемо убегает.

Священник должен изыскивать благоприятные случаи беседовать с заблуждающимися, изыскать из них себе ищущих спасения. Все это он должен делать, не жалея своих трудов, не жалея своей любви и усердия к ним, так как для этого он поставлен, для этого живет и дышит воздухом.

Пусть их (раскольники) приобучаются сначала смотреть на твою священническую рясу, пусть потом научаются смотреть на твою браду иерейскую, а потом, может быть, не станут затыкать и ушей от гласа твоего: слово Божие, силою Божиею, и недостойными устами произносимое, живо и действенно.

В основе бесед (с заблуждающимися) должно лежать слово Божие. Священник должен ударять в сердце их млатом слова Божия при свиданиях духовных с ними. Священник должен внушать им о необходимости знать слово Божие, как требует этого само слово Божие (Ин. 12:48; 20:31; 14:6). Беседуя от слова Божия и словом Божиим, священник должен пользоваться и книгами святоотеческими, которым дают особенную веру раскольники.

Пастырь должен строго наблюдать, чтобы беседа его была всегда с любовью, терпением и долготерпением; этого требует от него любовь Христова.

Тех и других, т. е. православных и раскольников, любите, с теми и другими обходитесь ласковее; никем не пренебрегайте, никого взором суровым не огорчайте; имя отца духовного, которое на себе вы носите, старайтесь оправдывать любовию отеческой.

Пастыри должны стараться, усиленно стараться проливать в разрытую могилу мрака раскольнического, сколько возможно, хотя искры, животворного света евангельского. Успеем ли, не успеем ли, но от Господа мзда за труды, за усердие к труду.

Нужно позаботиться о заблуждающихся, если даже они до нас заблудились. Ныне мы к ним приставлены, нерадение о спасении их, на нас взыщется. Да если бы и нет, одна любовь к погибающим должна заставить нас спасать их от потопления в отчуждении от Церкви, от ковчега благодати.

Тогда токмо увидим желанный успех в обращении раскольников, когда все части местного управления будут содействовать сему великому делу, т. е. обращению раскольников.

К полицейским мерам гражданского начальства прибегаю в крайностях; тогда только прошу удержать противузаконные действия врагов Церкви, когда они чрезвычайны вредны, чрезвычайно незаконны, ибо знаю, насколько неверны бывают эти меры, сколь необходимо действовать просвещением, убеждением.

Архимандрит Павел Прусский о полемических приемах

Чем больше будете вы открывать заблуждений и недоумений собеседников своих, тем вы точнее будете действовать в озарение их истиною.

На подвиг миссионерства побуждает любовь к заблуждающимся братиям, вне общения с святой Церковью мнящим спастися.

Для обличения раскола необходимо изучить раскол, осмотреть его со всех сторон, и чтобы узнать, когда и с какой стороны удобнее подойти к нему.

Прежде всего побеждайте раскол кротостию и любовью.

Нужно печатать и печатать книги. Это самая полезная мера для ослабления раскола и теперь самое на то время, потому что есть в расколе охотники читать, а чтение принесет свою пользу. Такое время не нужно упускать.

В. К. Саблер о характере истинного миссионера и о средствах миссионерской борьбы

Побеседуем о том, чем должен быть миссионер, посвящающий свою деятельность борьбе с сектантством и расколом на Руси. Светоч веры Христовой более девяти веков тому назад озарил землю русскую, и народ русский в этой вере православной нашел источник своей нравственной силы и исторической мощи. Церковь православная воспитала в этом народе святые чувства покорности воле Божией, любви к ближним, готовность жертвовать собою за Бога, Царя и Отечество» Церковь православная, содержа учение, обнимающее собою все племена и народы, не отпавшие от единения веры, будучи Церковью вселенской, всегда была, с тем вместе, для нашего отечества источником его несокрушимой нравственной силы. И потому понятно, отчего на эту Церковь так яростно нападают и свои, и чужие враги. Расшатать и поколебать в корне эту внутреннюю силу – значит в корне ослабить и приблизить к разрушению и весь государственный организм. Если так, то очевидно, какая забота должна быть направлена к сохранению в неприкосновенности учения святой вере, соблюденного Церковью православною в неизменной чистоте от ее основания до наших дней. Велики эти заботы, если вспомнить, что на Руси более 80-ти миллионов православных. Первая, забота миссионеров должна быть направлена к тому, чтобы помочь пастырям Церкви оградить православных от совращения в ереси и расколы. Борьба с сектантством и расколом не должна бояться света; для того, чтобы сохранить свое достояние от расхищения, нужно хорошо знать противника. И миссионер, хорошо с ним знакомый, знающий его учение и приемы борьбы, может оказать неоценимые услуги. Велик тот список, который мог бы вместить многоразличные антицерковные учения, начиная от атеизма до грубого фанатического изуверства наших странников. Близко знать историю раскола и сектантства, зорко следить за возникновением новых толков и учений, и уметь противопоставить им твердое и прочное возражение – такова дальнейшая задача миссионера. Но для того, чтобы успешно выполнить ее, он должен быть во всеоружии знания свящ. Писания, святоотеческих творений и истории Церкви. Он должен не только обладать этими сведениями, но и находчивостью в умении пользоваться ими. Эти сведения и эта умелость даются путем упорного и непрестанного труда.

Для успеха деятельности миссионеру необходимо, далее, чтобы ему была присуща высокая настроенность, постоянная готовность к самопожертвованию. Миссионер всегда должен помнить слова прошения при миропомазании: «со дерзновением, без страха, непостыдно исповедати пред всеми имя Христа, Бога нашего, и того ради страдати и умрети любовно всегда изволити».

Вразумлять заблудших и утверждать в знании истин веры может с успехом только тот, кто предан своему делу. Истинный миссионер твердо помнит слова первого соборного послания св. апостола Иоанна Богослова, что не любяй брата пребывает в смерти, что любить нужно не словом или языком, но делом и истиною, что для него не может быть большей радости, как слышать, что ученики его ходят в истине. Добрый миссионер знает, что ничто не может разлучить его от любви Божией. И верный этому учению, он должен постоянно подавать пример нелицемерной любви не только к присным по вере, но и ко всем вопрошающим его о правом учении.

Какие же способы имеет миссионер для своего многотрудного делания? Прежде всего он должен в молитве почерпать благодатную силу для проповедания слова истины. Миссионер, помня наставления апостола Павла, должен во всем показывать себя образцом добрых дел. Слово миссионера должно быть слово здравое, неукоризненное. Миссионер не должен жить в злобе и зависти; он должен никого не злословить, быть не сварливым, но тихим, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. От грубых и невежественных состязаний ему следует уклоняться, ибо они рождают ссоры. Рабу Господню не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, в надежде, что Господь даст им покаяние к познанию истины.

Беседы являются ныне одним из наиболее пригодных средств для вразумления заблуждающихся. Для успеха беседы необходимо, чтобы миссионер проникся духом Христовой любви и желанием спасти погибающих. Он должен уметь пользоваться сокровищами, содержимыми свящ. Писанием, быть богат терпением, искать одного лишь торжества истины, а не помышлять о личном успехе. Спокойствием и мирным настроением духа он должен раскрывать истинное учение о вере. Беседы, ведомые в духе кротости, бывают весьма полезны и для утверждения православных слушателей в знании истин святой веры. Оне развивают любовь к изучению религиозных вопросов, к чтению богословских книг. Убежденная беседа приезжего благовестника, направленная, прежде всего, к раскрытию положительного учения о святой вере, покойное суждение о неправоте отпадших от единения церковного, могут проронить благодатные семена и в душу собеседника. Любвеобильная речь миссионера, отсутствие властного начальнического тона, или придирчивого задора в речах, могут благотворно настроить собеседника и направить его ум к познанию истины. Великую пользу делу миссии оказывают церковные школы. Руководственное значение, присвоенное в этих школах изучению Закона Божия, располагает к ним старообрядцев. Они утешаются тем, что дети их знакомятся с Божественным Писанием, а дети приносят в семью знакомство с учением Церкви и смягчают враждебное к ней отношение своих родителей.

Великую пользу приносят, наконец, делу миссии различные издания, предпринимаемые в виде отдельных книг, листков, статей и журналов, посвященных изучению вопросов, до миссии относящихся. Для борьбы с этим злом нужно с неустанной настойчивостью печатать и распространять в народе издания, сообщающие правильные понятия о Церкви, государстве, о христианской нравственности, о неправде и заблуждениях сектантов и раскольников. Нужно давать народу здоровую и хорошую духовную пищу, которая могла бы способствовать его духовному росту. Книги для народа нужно писать языком простым и ясным, избегая искусственных подделок под народную речь. Искреннее убеждение пишущего, при простоте изложения, сделают книгу дорогой для читателя.

Таковы, в общих чертах, те средства, которыми ныне располагает миссия для борьбы с сектантством и расколом. Будем уповать, что Господь увенчает благими успехами самоотверженные труды благовестников Христовых, что свет правого евангельского учения разгонит тьму произвольных человеческих измышлений, что Церковь Всероссийская, в союзе с прочими Божиими Церквами, будет проявлять спасительное действие чистого, неповрежденного учения во благо всего человечества, к утешению Державного Отца Отечества и к славе великого народа русского.

Митрополит Иоанникий о долге каждого ревнителя православия служить делу миссии

Молим вы братие, вразумляйте безчинныя (1Фес. 5:14).

Сия заповедь святого апостола обязательна для всех христиан. Итак, никто не говори: «для вразумления заблуждающих есть нарочито избранные лица, на которых лежит долг возвещать истину Божию и обличать всякое уклонение от истины, а мне – какое дело до того, что заблуждается тот или другой?» И при апостолах были нарочито избранные лица, – были епископы, поставленные Духом Святым пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжал Он кровию Своею, – были пресвитеры церковные, которым вменялось в обязанность проповедывать слово истины благовременне и безвременне, настоять, обличать, запрещать: но не смотря на то, святой апостол и всем верующим вменяет в обязанность вразумлять бесчинно ходящих. «Как тело одно, но имеет многие члены, и члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос. И вы – тело Христово, а порознь – члены. Страдает ли один член, – страждут с ним все члены; славится ли один член, – радуются с ним все члены. Так устроил Сам Господь, чтобы не было разделения в теле, а все члены заботились друг о друге» (1Кор. 12:14–27). Вот учение апостольское о союзе всех членов Церкви.

Не странно ли, после сего, что когда поражается болезнию какой-нибудь член нашего тела, мы живо чувствуем болезнь его всем организмом и употребляем все зависящие от нас меры к его уврачеванию, а когда поражается язвою тот или другой член тела Христова (Церкви), мы, считающие себя членами того-же тела, говорим: «мне какое дело до того?»... Не значит ли это, что мы сами не принадлежим к числу живых членов тела Христова и потому не чувствуем болезни от поражения язвою его членов, точно так же, как в организме члены пораженные и онемевшие не чувствуют боли, когда поражается тот или другой член?...

«Что же могу я сделать для вразумления и обращения заблуждающих?» могут спросить иные. Многое, и очень многое можете, если только позаботитесь возбудить в себе ревность к славе Божией и заботливость о спасении заблуждающих.

Первое, всем доступное, средство к этому – усердная молитва к Богу. В деле спасения ни насаждаяй есть что, ни напояяй, но возращаяй Бог (1Кор. 3:7). Отходя ли ко сну, или восставши от одра, совершаешь, по заповеди святой Церкви, молитвы, моления, прошения, благодарения пред Богом, – не забывай в своих молитвах и заблуждающих, или колеблющихся братий своих. Молись ко Господу, да умягчит Он благодатию Своею сердца закосневших в заблуждении, которые, – скажу словами Писания, – яко аспиды глухи и затыкают уши свои к глаголам истины; молись, да вразумит и просветит благодатным светом Своим тех, которые не по упорству, а по неведению, по привычке, по наследственному преданию от отцов держатся заблуждения, сами не зная ни истины Божией, ни того заблуждения, которого считают себя поборниками; молись, да утвердит и укрепит Божественною Своею силою в истине колеблющихся и нетвердых в ней, среди искушений и соблазнов от окружающих льстивых лжеучителей, «влающихся всяким ветром» учения и ежедневно готовых отпасть от истины и правой веры.

Жизнь истинно христианская, вполне согласная с предписаниями закона Божия и правилами святой Церкви, – вот другое, всем и каждому доступное средство к разумлению и обращению заблуждающих. Святой апостол, убеждая верующих иметь благую совесть и житие доброе в языцех, в побуждение к сему говорил: да о Нем же клевещут вас аки злодеев, постыдятся злословящии ваше благое о Христе житие, и от добрых дел видевше прославят Бога (1Пет. 3:16). Так, братия, жизнь истинно христианская лучше и сильнее всякого слова может действовать на сердца заблуждающих.

Третье средство к обращению заблуждающих – есть вразумление заблуждающих, т. е. разъяснение им истины, раскрытие пред ними лживости их убеждений.

Право и власть учить других, как и священнодействовать, принадлежит не всем, а только законно призванным на сие дело. Никтоже сам себе приемлет честь, но токмо званный от Бога (Евр. 5:4), говорит святой апостол. Не мнози учители бывайте, братия моя (Иак. 3:1), заповедует другой святой апостол.

Но иное дело – учительство общественное, всенародное, и иное – вразумление частное, домашнее. В последнем отношении святой апостол дает общее наставление всем верующим: утешайте друг друга, и созидайте кийждо ближняго, вразумляйте бесчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя. Аще кто не послушает словесе нашего, посланием сего назнаменуйте (т. е. имейте на замечании) и не аки врага имейте его, но наказуйте, якоже брата (1Фес. 5:11–14; 2Фес. 3:14–15).

«Но я мало, или совсем не приготовлен для борьбы с заблуждающими; не зная основания их заблуждений, не могу вступать с ними в прения о вере: как же могу вразумлять их?» могут сказать некоторые. Извинение благовидное, но едва ли основательное. Разве для этого нужны словопрения? Святой апостол возбраняет буии и ненаказанныя стязания, т. е. глупые и невежественные возражения (2Тим. 2:23), даже лицам нарочито поставленным на дело учительства, и прямо признает их неполезными и суетными (2Тим. 3:9). Простое слово истины, сказанное спокойно и тихо, без раздражения и запальчивости, но твердо, с убеждением, от сердца, часто незримо действует на сердце сильнее всех извитий словес хитросплетенной мудрости.

Но если бы и действительно открылась нужда сказать что-либо для утверждения в истине сомневающегося или колеблющегося в ней, то разве это слишком трудно?

Главный враг Церкви – новейшие рационалистические секты, известные под названием штунды

Штундизм ныне имеет уже свое определенное и печатно изложенное положительное вероучение, хотя рядовые последователи секты смутно понимают сущность нового своего вероучения, особенно в его положительной части, и на вопрос: како веруеши, – обычно отвечают: «я верую по Писанию», но это Писание каждый разумеет по-своему. Разнообразие в разумении Св. Писания и основных догматических истин вызвало разнообразие в разрешении практических вопросов, а все это по необходимости вызвало разные течения в развитии штундистского настроения. Мало того, – разнообразие в понимании предметов веры доселе замечается у отдельных общин и даже у лиц одного и того-же склада или толка. Возьмем пример: одни штундисты признают все неканонические ветхозаветные книги, другие признают только часть их, третьи отвергают их; одни признают три таинства, другие – два таинства, третьи – ни одного и даже смеются над самым названием таинства, замечая, что «нет ничего тайного, что не, было бы узнано» и т. д. Таким образом штундизм в массе, как прежде, так и ныне есть религиозно-нравственное брожение, отрицательное по настроению и по плодам. Однако в разнообразии есть и единство. В штундистском брожении везде заметны общие всем течениям три основных струи: а) дерзкое, злобное и нелепо-наивное отрицание Св. Церкви и ее установлений; б) признание в разной степени достоинства Св. Писания, как источника истины; в) право истолкования и осуществления смысла Св. Писания, для нравственной и религиозной жизни, признается за каждым сектантом, по его личному разумению. Бывает, конечно, и искреннее искание истины сбитым с пути человеком. Штундизм втягивает в себя и засасывает собою другие родственные ему секты. При своих молитвенных собраниях штундисты руководствуются обыкновенно баптистским сборником гимнов «Голос веры» и «Гусли».

Так произвол произвел много вредных мнимоистин, на место единой действительной и спасительной истины. Главнейшие основные направления в веропонимании штундистов суть следующие:

1. Штунда плотская, штундо-баптисты, Евангелики или пашковцы-некрещенцы и штундо-молокане (заировцы) – они допускают у себя водное крещение и причащение хлебом и вином, заботятся о буквальном выполнении требований Св. Писания.

2. Штунда духовная и штундо-пашковцы-неперекрещенцы объясняют слова Евангелия о крещении и причащении и все внешние установления религиозные в смысле переносном, сосредоточивают свое внимание на учении об оправдании верою.

3. Штундо-субботники и штундо-жидовствующие признают достоинство Ветхого Завета в усиленной степени и празднуют субботу вместо воскресенья, а иные совершают даже ветхозаветные обряды до обрезания включительно.

4. Штундо-малеванцы и адвентисты утверждают, что исполнение новозаветных времен окончилось, и что кончина мира наступила. При своих молитвенных собраниях малеванцы обнаруживают нервные припадки, подобно радениям у хлыстов.

5. Штундо-толстовцы и штундо-духоборы, – они обнаруживают равнодушие к Св. Писанию, прямо отрицают государственные учреждения, стоят на пути безбожия.

Шалапутство и иоаннитство, являющиеся несовершенным и подготовительным видом хлыстовства, признают весьма полезным церковное благочестие, но они признают это благочестие за низшую стадию на пути к высшему откровению у сектантов. В сем разумении Церкви обе секты открывают у себя почву для штундизма. Шалапутство и иоаннитство, при всей своей кажущейся невинности, требуют от пастыря зоркого присмотра.

При своей проповеди, особенно частной-пропагаторской, штундисты не любят останавливаться на положительном учении, которого нет у них, но излагают свои отрицательные суждения о Православии, которые и составляют душу штундизма. Отрицательная мысль штундиста в сем случае обыкновенно принимает в основных чертах своих следующее течение: «Христианскую веру, утверждает штундист, каждый человек может узнать из Св. Писания, – стоит только приняться за чтение, и все само собою объяснится от Духа Божия. Называемое Св. Предание есть предание старцев и фарисеев, и оно во всем идет вопреки Писанию. Церковию православные называют здание, но церковь – там, где два или три человека, верующих по Писанию. Православная церковь ведет свое начало от вселенских соборов. Православные пастыри суть наемники, книжники и фарисеи, и ведут свой род от священников и первосвященников, которые распяли Господа; они – саранча апокалипсическая. Крестить водою не нужно, ибо вода живая есть слово Божие. Если совершать крещение, то нужно в реке над взрослыми, а не над младенцами, которые не могут веровать. Причащаться также можно посредством чтения и слушания слова Божия. Если причащаться хлебом и вином, то нужно по Писанию – без ложечки. Исповедывать свои грехи нужно пред всеми людьми. Покланяться святым лицам нельзя, – они и сами не принимают сего. Святые о нас не молятся. Умершие получают воздаяние по делам своим, и для них наша молитва не нужна. Богу можно молиться на всяком месте, а православные храмы суть капища. Крест есть позорная шибеница, а крестное знамение, совершаемое рукою, есть распинание в себе Сына Божия. Поскольку Бога никто не видел, то изобразить Его невозможно, и это воспрещено второю заповедию. Все иконы суть кумиры и идолы. Покланяться Богу нужно духом, и обряды не нужны. Слово Божие осуждает православное богослужение, славянский непонятный язык и проч. Пост не нужен. Присяга воспрещена. Все верующие по Писанию суть священники и цари; Бог упразднит всякую власть и силу. Петербург есть Пергам, где престол сатаны (Откр. 2:12–16). Все православные живут худо, потому что у них вера худа, от них нужно отделиться. Все богатые должны разделиться своим имуществом с бедными, ибо горе богатым. Верующие по Писанию (т. е. штундисты) суть святые, суть немощные младенцы, посрамляющие мудрых и крепких. Их гонят за слово Божие, ибо Христос принес на землю не мир, а меч».

Все суждения штундизма обязательно подкрепляются изречениями Св. Писания посредством внешнего сближения сектантской мысли со св. текстом. В этом заключается главная сила обаяния сектантской проповеди. По меткому замечанию святителя Димитрия Ростовского, не разумеет простота, что из одного цветка пчелою извлекается мед, а пауком яд, – что для подтверждения своих мыслей приводил тексты Св. Писания даже сам диавол (см. Мф. 4:5, 6).

Нравственное обновление, замечаемое в разной степени у штундистов, выражается исключительно отрицательными добродетелями, каковы главным образом – не кури, не пей, не сквернословь. Этим они производят впечатление на окружающее их население, на интеллигенцию и светскую прессу. На новичков производит впечатление также их восторженная и показная общая молитва. Особенное положение штундистов среди населения, ставшего им чуждым, вызывает тесную сплоченность членов штундистских кружков, оно же нудит их к проповеди для увеличения числа приверженцев ереси. При распространении нового и небезопасного учения применяется «смиреннолукавство, лесть и обман». «Сам бо сатана преобразуется во ангела светла: не велие убо, аще и служителие его преобразуются яко служителие правды» (2Кор. 11:13–15). Ненависть к Православию, хула и издевательство, фарисейское самопревозношение везде присущи штундистам. У окружающего штундистов православного населения обыкновенно нарушается духовная цельность. Дело веры из народного сердца переходит в мужицкую голову и разрешается нелепым критиканством, резонерством и теплохладностию. Здесь сказывается действие математического закона: при многих положительных один отрицательный множитель делает все произведение отрицательным. «Мал квас все смешение квасит».

Пастырско-миссионерские меры и способы борьбы с сектами

Возникновение ересей предвидели апостолы Христовы (2Пет. 2:1–3). При появлении ереси христианин и пастырь не опасаются за Истину и Церковь, которой, по непреложному обетованию Спасителя, не одолеют врата адова; он скорбит и опасается за отпадающих от Истины и Церкви людей. Миссионерство, как охранение православных от ереси и как вразумление заблудших, есть прямой долг местного приходского пастыря. Всякий миссионер совне есть сотрудник или помощник приходского пастыря. Ближайшие помощники миссионерствующего пастыря суть: диакон, псаломщик, учитель церковной школы, избранные прихожане. Сплотить прихожан вокруг пастыря для миссионерских целей удобно могут следующие учреждения: Церковно-приходские братства, Общества ревнителей Православия, Сестричные братства, Общества трезвости; уставы для них могут быть вырабатываемы самими приходскими священниками. Для пастыря весьма ценна помощь прихожан. Прихожане благовременно могут дать пастырю все нужные сведения об отступниках, могут помочь ему охранением православных, даже могут помочь личным воздействием на отступников. Братства и общества могут дать и материальную помощь делу в нужных случаях. В обращении православных прихожан с отступниками требуется, однако, осторожность, дабы они «не повредили своего ума». Весьма полезна пастырю помощь женщин, как твердый оплот родной истины, оне в своем усердии могут сильно воздействовать на мужей и детей.

Общий характер пастырско-миссионерских средств отрицательно выражен в знаменитом изречении митр. Григория: «полицейские меры – не наши меры». Это высказано было еще в начале XIX столетия. Церковь располагает одними нравственными средствами; что касается внешних и гражданских мер, то оне суть дело Государево. Государство, дорожащее своим союзом с Церковию, по долгу принимает свои меры для ослабления разрушительной деятельности исповедников ереси. Миссионерствующему пастырю, разумеется, подобает знать государственные узаконения, о вере и Церкви. Таковые узаконения изложены в «Основных Законах Российской Империи» и в приложениях к ним – в «Уставе инославных исповеданий» и в «Уставе о предупреждении и пресечении преступлений». По нынешним нашим Основным Законам, Православная Вера и Церковь признается господствующею («Основ. Законы» изд. 1906 г. ст. 63–66), и потому ей одной принадлежит право убеждать последователей иных христианских исповеданий и иноверцев к принятию ее учения и веры («Устав иносл. испов.» ст. 4. «Устав о предупр. и пресеч. преступлений» ст. 70). Евангелическо-лютеранской и другим инославным церквам повелевается воздерживаться от прозелитизма («Устав иносл. исповед.» ст. 256, 779, 1102 и 1110), им воспрещается прикасаться в делах веры к убеждениям совести последователей Православной Церкви и других вер и отвлекать их от своих («Устав о предупр. и пресеч. преступлений» ст. 70, 77, 45 и 63). При нарушении названных узаконений сектантами приходской пастырь может вчинять дело, но только через епархиальное начальство, и то с полной осмотрительностию.

Указание пастырско-миссионерских средств можно найти, после Св. Писания, в следующих изданиях Св. Синода: «Наставление священнику относительно заблуждающих от истин веры» (5 изд. 1856 года); «Постановления Преосвященных юго-западного края, собиравшихся в г. Киеве 1884 г.». «Правила об устройстве миссий и способе действий миссионеров и пастырей Церкви по отношению к раскольникам и сектантам» (опред. Св. Синода 25 мая 1888 года); «Определение Св. Синода по поводу заключений 3-го Всероссийского миссионерского съезда, бывшего в г. Казани в 1897 году («Миссионерское Обозр.» 1900 г. № 7–8); «Определения Св. Синода по поводу заключений 4-го Всероссийского миссионерского съезда, бывшего в 1908 году в г. Киеве» (Церк. Вед. 1908 и 1909 г.г.); наконец – «Правила об устройстве внутренней миссии православной русской Церкви, утвержденные Св. Синодом 22–28 мая 1908 года» Церков. Вед. 1908 г. № 22). Правила 1908 года являются последними по времени и имеют главное руководящее значение при организации миссионерского дела в епархиях. Соответственно всем этим синодальным распоряжениям, на миссионерствующем приходском пастыре лежит долг применения в его приходе совокупности следующих средств, способных создать сильное миссионерское воздействие на верных Церкви прихожан и на отступников:

1) Необходима для пастыря постоянная осведомленность о религиозных воззрениях местных сектантов, о личном составе их и бдительный надзор за ними, дабы они не занимались распространением своего лжеучения.

2) Должна быть точная запись лиц: рожденных в секте и совратившихся, с надлежащим сообщением о них сведений Епархиальному Начальству.

3) Следует вести изъяснительные, увещательные и обличительные беседы с отступниками (см. Беседу 4).

4) Церковная проповедь и внебогослужебные собеседования с положительным изложением и изъяснением прорекаемых отступниками истин веры разбор сектантских заблуждений при внебогослужебных собеседованиях (см. Беседу 4).

5) Возвращающихся в лоно Церкви отступников и лиц колеблющихся в вере можно допускать ко Св. Причастию только после тщательного и полного испытания их совести на исповеди.

6) Настоятельно необходимо неопустительное посещение пастырем домов прихожан при требах с предпраздничной молитвой, ознакомление с их духовными нуждами и благоприличная беседа при сем. Удобно при этом осведомиться у бывших школьников и школьниц о том, насколько помнят они выученное по Закону Божию и как применяют его дома. Начинать посещение домов нужно заблаговременно до праздника.

7) Подобает внушать прихожанам, согласно слову Божию: всемерно удаляться от отступников, не посещать их молитвенных собраний и не принимать их к себе в дом.

8) Одни избранные в начитанности и твердости в истинах веры прихожане могут быт направляемы на беседы с отступниками. Помощь священнику таких начетчиков весьма существенна, и он сам должен озаботиться подготовкою их. Они могут составить собою основное ядро для образования приходского братства или кружка ревнителей Православия.

9) Миссионерствование путем школы, – школы церковно-приходские смешанные и женские (см. Беседы 5 и 6).

10) Устройство церковно-народных и миссионерских библиотек при храмах или при школах, раздача народу религиозно-нравственных листков Троицких, Киевских, Пантелеимоновских и др., раздача миссионерских брошюр.

11) Испытание восприемников при крещении, а также испытание при исповеди, при браке и в других случаях знания прихожанами молитв, – научение молитве посредством пения и хорового чтения на внебогослужебных собеседованиях.

12) Устройство церковных хоров и общего пения при богослужении. Где имеются хорошо организованные хоры, там желательно общее пение хотя некоторых молитв, напр. на Вечерни «Свете тихий» и «Ныне отпущаеши», на Утрени «Слава в вышних Богу», на Литургии «Верую во единого Бога», «Достойно есть», «Отче наш».

13) Совершение всенощных бдений и других молитвословий в удаленных от приходского храма деревнях и хуторах; местом молитвословий по преимуществу может быть церковная школа.

14) Необходимо наблюсти за тем, чтобы существующие и вновь сооружаемые для церковного и домашнего употребления кресты и иконы были благоприличного вида и письма. Освящение новосооружаемых крестов и икон подобает совершать в храме всенародно и торжественно, при выразительном чтении положенных молитв, которые исполнены глубокого миссионерского содержания.

15) Кресты и хоругви, употребляемые при погребениях и при крестных ходах, должны быть относимы в храм обратно с подобающим священному предмету благочинием; хорошо бы надевать на них при этом чехлы.

16) Обязательно должно быть молитвенно-благоговейное, отчетливое и разумное чтение при богослужении на клиросе, т. е. хорошее псалмодическое чтение.

17) Уставное и рачительное исполнение священником всех пастырских обязанностей. Совершение св. крещения должно быть через погружение и по возможности в св. храме.

18) Рачительное исполнение одиночной исповеди для всех прихожан. «Никак не следует принимать на исповедь по несколько человек вместе, хотя бы то были и дети, но должно исповедывать каждого отдельно. Для доброго пастыря исповедь служит вернейшим средством к узнанию духовного состояния каждого из пасомых и надежнейшим способом к благотворному воздействию пастырских наставлений на их души» (Постановл. юго-зап. Преосвященных 1884 года).

19) Устроение домашней жизни и личных отношений у миссионерствующего пастыря в особенности должны быть свободны от уроков, особенно от уроков в вымогательстве, – ибо штунда сама заявит ему: «врачу, исцелися сам». Молодым пастырям подобает проникнуться сознанием, что они приняли на себя иго Христово, а не почетное только звание настоятеля.

20) Необходимо усовершать себя посредством чтение святоотеческих и особенно подвижнических творений. Как много мы теряем, не читая наставлений святителя Феофана, затворника Вышинского, величайшего между современными нам психолога молитвенных и нравственных состояний! (Все труды его весьма доступно изданы в Москве Афонским Пантелеимоновым монастырем).

21) Пастырская молитва о духовных чадах верных и заблудших. «Отче святой, соблюди их во имя Твое, их же дал еси Мне, да будут едино» (Ин. 17:11)!

Церковная и внебогослужебная миссионерская проповедь в приходе

Миссионерство или веропроповедничество в православной церкви есть, с одной стороны, благодатный дар, а с другой стороны – искусство. Благодатный дар стяжается благочестием и молитвой, а соль миссионерского искусства приобретается изучением и опытом. Каждый веропроповедник должен помнить слова Господни: «никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его» (Ин. 6:44). Благодатно-молитвенное настроение веропроповедника обычно выражается в ясности духа, кротости и любви к заблудшему. О беседе нашего Господа с фарисеями говорится у евангелиста, что Он «воззрел на них с гневом, скорбя об окаменении сердец их» (Мк. 3:5). Апостол Павел научает пастырей: «рабу Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2Тим. 2:24, 25). «Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью» (Кол. 4:6). «Слово мое и проповедь моя, говорит о себе апостол, не в препретельных человеческия премудрости словесех, но в явлении духа и силы» (1Кор. 2:4).

Дабы слово православного проповедника было удобовосприемлемо для сектанта, необходимо знать склад сектантского мышления о вере и приспособляться к нему. «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем, – дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол. 4:6). Штундист в своем понимании предметов веры и при отрицании истин Православия старается обосноваться на тексте св. Писания и иных доказательств не приемлет. При этом штундист а) пользуется текстом по большей части отрывочно, вне связи с предшествующими и последующими мыслями священного писателя: б) при истолковании читаемого места часто применяется им грубый буквализм, без проникновения во внутренний смысл текста; в) весьма нередко из читаемого текста совершенно безосновательно он извлекает переносный смысл. Одного внешнего соответствия буквы священного текста достаточно сектанту для, утверждения его в собственной мысли. Например, в словах ап. Павла «Бог не требует служения рук человеческих» (Деян. 17:25), – штундист видит воспрещение совершать рукою крестное знамение.

Соответственно всему этому, православный веропроповедник должен помнить и по надобности применить в беседах со штундистами их правило: «не мудрствовать сверх написанного» (1Кор. 6:6). При разборе сектантских ссылок на св. текст веропроповеднику предлежит прежде всего: а) истолковать приводимое ими место в связи с предшествующими и последующими стихами (контекст), б) пояснить разбираемое место сопоставлением его с изречениями родственными и противоположными ему по смыслу (параллели); весьма полезно бывает на ссылку штундиста сразу ответить ссылкой, по смыслу прямо ей противоположной. После этого в) веропроведник должен привести весь ряд текстов, из которых вытекает и в которых выражается отрицаемая штундистами православная истина. При выборе текстов следует отдавать предпочтение новозаветным текстам пред ветхозаветными. Приводить тексты нужно на русском языке, так как церковно-славянского они не приемлют. Применение святоотеческих писании было бы благоуместным при сем, если бы оно было восприемлемо. Следует знать, что от штундистов бывают, особенно при всенародных беседах, лукавые вопросы: напр., предложение истолковать несуществующую главу или стих. При беседе с отступниками веропроведник не только должен защищать и оправдывать пререкаемую православную истину, но ему надлежит и вразумлять отступников. Пастырю церкви подобает указать отступникам незаконность восхищаемого ими права судить о предметах веры по своему произволу и духовному невежеству, указать на проявляемую ими в этом духовную самонадеянность и гордость, вместо спасительного смирения христианского. Потребовав отчета в их уповании, следует указать штундистам, что их руководители не дверью вошли во двор овчий и не имеют на себе апостольского рукоположения, что свое предание они приняли от немецких штундистов, баптистов и других неприязненных людей, вместо предания церковно-апостольского, – что их молитвенные и обрядовые действия самовольны и неправильны, – что у них нет никакой святыни и нет Божией благодати. Искание и признание положительных сторон в штундовом сектантстве, чтобы привить к ним православные истины, есть путь скользкий. Прием этот годится только для отступничества и расколов, весьма сложившихся исторически. Самому миссионерствующему пастырю всегда подобает при смирении соблюдать в себе достоинство своего звания и сана. При этом особенно необходимо ему «вооружиться Божественным терпением, чтобы кратко выслушивать все возражения заблуждающих, даже глупые и ребяческие их извороты. Должно знать, что, выходя из терпения миссионер вредит не противнику, но себе и своему делу, потому что теряет ясность спокойного рассматривания предметов и удобство спокойного распоряжения своими способами» (Настав. священнику относит. заблуждающихся). Вообще должно заметить, что во всех случаях благоплоднее спокойное положительное изложение учения, чем словесное воинствование. Миссионерская проповедь является таким образом с следующих видах:

1) Церковная проповедь с положительным изложением, изъяснением и обоснованием пререкаемых сектантами православных истин; она есть обычный долг пастыря.

2) Внебогослужебное собеседование. В первую половину каждого внебогослужебного собеседования следует поставить чтение с изъяснением Св. Писания Нового Завета в порядке св. книг; во вторую половину собеседования следует ставить разбор сектантских заблуждений, по руководству печатных статей и брошюр. Каждое собеседование в начале, при перерывах и в конце должно сопровождаться общим пением молитв, соответственных тропарей и праздничных песнопений. В чтении, пении и в устроении порядка при собеседованиях уместна помощь священнику со стороны диакона, псаломщика и учителя, особенно когда собеседование ведется в школе. Деятельными участниками в организации собеседований являются также члены приходского братства или кружка ревнителей Православия.

3) Домашняя разъяснительная, увещательная и обличительная беседа с сектантами, с разрешением и выяснением всех лично высказываемых сектантами недоумений и заблуждений. В сем также значительную помощь могут оказать священнику диакон, псаломщик и учитель, после предварительной их подготовки. С вожаками сектантских кружков полезнее беседовать в одиночку, без других сектантов. В одиночку они всегда бывают искреннее, при других же сектантах они смотрят на себя как на представителей, обязанных во что бы то ни стало отстоять свое веропонимание. С рядовыми сектантами можно беседовать, приглашая или сводя их по нескольку человек в один раз. При этих беседах могут присутствовать избранные прихожане.

4) Открытое всенародное обличение заблуждений отступников, с целью укрепить настроение православных прихожан; ведется оно при местных властях и в общем присутствии православных и отступников. Этот вид проповеди может вести только опытный веропроповедник, по особому Архипастырскому благословению. Такая открытая перед народом беседа с отступниками, когда они соглашаются являться на нее, должна идти каждый раз об одном избранном предмете и непременно по наперед составленному плану. Полезной она может быть только в том случае, когда священник или веропроповедник является в ней полным хозяином. Наиболее целесообразным нам представляется следующий строй публичной беседы с сектантами:

а) после предварительной молитвы православный веропроведник по данному вопросу излагает с обоснованием сначала общие сильные положения православного учения, а затем ставит для сектантов точно выраженный вопрос относительно того, почему они не приемлют православного учения, или – как и почему они по своему разумению мыслят иначе о данном предмете;

б) представляется представителю явившихся на беседу сектантов высказаться в полноте, но непременно в ответ на поставленный вопрос, без уклонений в сторону;

в) православный проповедник делает разбор сектантских положений с их основаниями;

г) в заключение по избранному вопросу в полноте излагаются все характерные подробности православного учения и выводы из них. При этом во все течение беседы пастырю и веропроведнику Церкви подобает положение вопрошающего и обличающего, а не защищающегося.

Полемическая миссионерская литература

Чтобы уготовить себя к веропроповедническому делу, пастырь и его сотрудники должны обстоятельно изучить слово Божие и ознакомиться с литературой штундизма. Противоштундистский миссионер непременно должен быть библеистом по духу и по букве. Самое удобное средство к изучению Св. Писания – это неизменно ежедневное чтение его, при утренней и вечерней молитве или в другое время, сколько возможно, в порядке св. книг. Когда чтением исполнен весь круг книг, то нужно начинать опять сначала. К толкованиям следует обращаться при чтении важных миссионерских мест или при личных недоумениях. Всем пастырям необходимо иметь обязательную привычку ежедневно читать по порядку Новый Завет.

По истолкованию Св. Писания Нового Завета особенно полезны для миссионера книги: Св. И. Златоуста «Беседы на св. Евангелие, на Деяния св. Апостолов и на Послания ап. Павла», на русском языке; Еп. Никона Толкование на Евангелие от Матфея, в «Троицких листках»; М. Барсова «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия, Деяний св. Апостолов и Апокалипсиса»; Еп. Михаила «Толковое Евангелие» и «Толковый Апостол» (Деяния и Собор, послания); Еп. Феофана «Толкования на послания ап. Павла» (все, кроме посл. к евреям»); Архиеп. Никанора «Толковый Апостол» (три части); «Толковая Библия», издаваемая редакцией журнала Странник; С. Кохомского «Примечания к Евангелию, Апостолу и Апокалипсису, в обличение штундистов и подобных им сектантов»; Диак. И. Смолина «Краткий толкователь мест св. Писания, извращаемых иномыслящими». Полезны для миссионеров «справочные книги: Диак. И. Смолина (издание В. М. Скворцова) «Симфония на Новый и Ветхий Завет» с общими и миссионерскими паралеллями» (две части). Полезно иметь под руками «Книгу правил св. апостолов и соборов», издание Св. Синода. По штундизму, кроме книги Прот. Иуст. Ольшевского «Обличение штундизма» (в библейских текстах) – 2 издание, Полтава 1910 года, существуют следующие руководственные книги: Еп. Феофана «Письма к одному лицу в С.-Петербург, по поводу появившегося там нового учителя веры по истории штундизма и его обличению»; Прот. А. Рождественского «Южно-русский штундизм»: П. Оболенского «Критический разбор вероисповедания русских сектантов – рационалистов»; «Практические полемические руководства; его-же «Евангельское ограждение от заблуждений рационалистических и мистических научений. «Друг Христианина». Мисс. Календарь на 1911–1912 г.; Диак. И. Смолина «Миссионерский щит веры, в ограждение от сектантских лжеучений» и его-же «Меч Духовный»; В. Скворцова «Миссионерский спутник»; Д. Боголюбова «Миссионерские беседы со штундистами»; Еп. Алексия «Опыт православного противоштундистского катихизиса».

Для внебогослужебных собеседований и для народного чтения весьма полезны нарочитые брошюры о разных предметах веры, изданные в обличение штундистов и других мнимо-духовных христиан следующими

миссионерами практиками: Свящ. С. Богдановичем, Прот. Н. Кутеповым, Прот. Т. Буткевичем, М. Кальневым, И. Айвазовым, Л. Кунцевичем, Н. Гринякиным, Н. Варжанским, И. Белогорским, Свящ. Ф. Кирикой. Миссионерские журналы: старейший, издаваемый с 1896 года В. М. Скворцовым, журнал Миссионерское Обозрение – орган внутренней и внешней миссии прав. Церкви.

Этот журнал, кроме новых текущих сведений о сектантстве, дает полемические статьи по обличению штундизма, статьи с изложением положительного учения применительно к миссионерским потребностям, издает также народно-миссионерскую библиотечку. «Голос Истины» с 1912 г. выходит в виде апологетических и миссионерско-проповеднических выпусков. Народно-миссионерская библиотечка.

***

Комментарии для сайта Cackle