священник Игорь Ефимов

Источник

Примечания

a. – Первые три тома серии работ Рассела выходили под общим названием «Тысячелетняя заря». С выходом четвертого тома серия была переименована в «Исследование Священного писания».

b. – В данном случае автор придерживается частного богословского мнения святых Максима Исповедника и Григория Паламы. Согласно их воззрениям на природу человека тело перволюдей (Адма и Евы) было сотворено из более «тонкого вещества», нежели в которое мы облачены ныне.

c. – По своему существу абсолютно нематериален только Бог. Душа человека сотворена, а значит в известной степени вещественна.

d. – Гебраистика (греч. hebraios – еврей) – совокупность наук, изучающих древнееврейский язык, еврейскую письменность, историю и культуру.

e. – Теоретически сектантское крещение по вере возможно и в более ранние годы (эти случаи редки, но все же есть), на практике же с этим стараются не торопиться.

f. – Сказано, достигшие воскресения не женятся, здесь нет различий на небе и на земле.

g. – В Священном Писании есть утверждения, что перед Вторым Пришествием Израиль обратится. Здесь речь идет о духовном Израиле – членах Церкви Христовой, а не о плотском Израиле – евреях по плоти (национальность). Рассел же относил известное выражение Апостола именно к евреям. Известны многочисленные выступления Рассела перед евреями различных континентов и прежде всего Южной Америки.

h. – О понятных и вполне человеческих, а отнюдь не божественных пристрастиях иеговистов свидетельствует следующий исторический эпизод. После присоединения к СССР в 1939–1940 гг. западных территорий свидетели Иеговы появились в Советском Союзе. Незадолго до начала Великой Отечественной войны к Сталину из Бруклинского центра прибыли эмиссары с просьбой разрешить свидетелям Иеговы их религиозную деятельность. Все они были расстреляны. Понятно, почему современные иеговисты убеждены, что ни Сталин, ни те, кто непосредственно исполнял приговор о расстреле, не удостоятся воскресения в тысячелетнем царстве.

i. – Исходя из этого Православие в лице своих духовных Отцов никогда не задавалось вопросами, в каком же возрасте будут пребывать на небесах воскресшие. Такой категории, как возраст (лета жизни), в Небесном Иерусалиме (впрочем, как и в преисподней) не будет. Ясный тому пример – некоторые жития святых, описывающие восхищение людей в адский мрак, «минута» пребывания в котором кажется целой вечностью.

j. – Время, по мысли святых Отцов, дано человечеству на покаяние. Исходя из этого, можно заключить, что после смерти, где покаяние невозможно, человек пребывает в невременном бытии. Вечная жизнь нам представляется не в смысле бесконечного течения времени – тысяча лет, миллион… а в смысле такого бытия, где нет такой величины, как время.

k. – В Откровении святой Иоанн увидел «новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали и моря уже нет» (Откр. 21:1). Очень часто в Творениях святых Отцов под житейским морем подразумеваются треволнения мира сего. Но в данном случае мы лишь с большой натяжкой можем принимать такое толкование первого стиха 21-й главы Откровения, так как далее Иоанн «увидел святой город Иерусалим,новый, сходящий от Бога с неба» (Откр. 21:2). Это описание новой реальности горнего мира, так как «город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего» (Откр. 22:23). «И ночи там не будет» (Откр. 22:5). Отметим,что это описание Царства Божия никак не вяжется с бренным земным представлением оного у иеговистов.

l. – В Священном Писании есть утверждения, что перед Вторым Пришествием Израиль обратится. Здесь речь идет о духовном Израиле – членах Церкви Христовой, а не о плотском Израиле – евреях по плоти (национальность). Рассел же относил известное выражение Апостола именно к евреям. Известны многочисленные выступления Рассела перед евреями различных континентов и прежде всего Южной Америки.

m. – Уж не насильственное ли это «будет» ознакомление? Сейчас, например, многие не хотят и слышать об иеговизме. Так что же во времена тысячелетия будет существовать ущемление воли?

n. – В 169 г. до Р.Х. Антиох Епифан совершил набег на Иерусалим и осквернил храм.

o. – Вместе с тем во 2-й и 3-й главах книги Бытия мы встречаем «Элогим – Иегова» (Господь Бог) (Быт. 2, 4–5: 7–9; 3, 1–8). Эти места Писания являют собой те немногочисленные исключения, где до Моисеевых времен употреблено имя «Иегова». Здесь впервые являет Себя Бог Завета, указующий таким образом, что Он тот же Творец, волею Которого создан мир. Главы 2-я и 3-я Бытия повествуют о заповеди, наказании и обетовании Искупителя.

p. – Штаб-квартира данного движения находится в США. В Польше проживают лишь четыре тысячи последователей этого направления.

q. – «Жизнь в самих себе» – очень туманный термин. Означает высшее качество жизни, присущее только «рожденным свыше». Что конкретно стоит за этим понятием, иеговисты сказать не могут.

r. – Иеговисты не ссылаются в своих богословских спекуляциях на кальвинистическую доктрину об абсолютном предопределении, но их учение о «малом стаде» внутренне определяется именно этим постулатом. Это одна из попыток примирить логически противоречивое, по мысли сектантов, учение Библии об абсолютном предопределении ко спасению некоторых из людей (144 тысячи).

s. – Таких слов нет в Священном Писании, но иеговисты приводят именно это «выражение апостола Павла» как подтверждение своего учения о «столбе».

t. – Н. Ильин – основатель секты иеговистов в России (вторая половина прошлого столетия). Родственных корней из-за океана (США) данное сектантское движение не имеет. Единственное, что их (иеговистов США и иеговистов – ильинцев в России) «объединяет», – это только название.

u. – Финляндия до революции 1917 г. входила в Санкт-Петербургскую губернию. Перед второй мировой войной часть территории Румынии отошла к СССР.


Источник: wco.ru

Комментарии для сайта Cackle