Азбука веры Православная библиотека Секты и расколы Расколы Дело о Кольском раскольнике стрельце Ивашке Самсонове с товарищи (1664 г.)

Дело о Кольском раскольнике стрельце Ивашке Самсонове с товарищи (1664 г.)

А в списке из дела, какое прислал, в Новгородский приказ из Кольского острога стольник и воевода Василий Эверлаков с тою отпиской написано:

Кольский стрелец Ивашко Самсонов против навета дьякона Ивана Григорьева расспрошен трижды и пытан, а на пытке дано ему 15 ударов.

А в расспросе на пытки он Ивашко говорил: называет де он Ивашко крестное знамение – что 3 перста первыми, антихристовою печатью для того, что его Ивашку учил так называть антихристовою печатью Пронка Макарьев, который сослан с Москвы в Кольский острог и говорил де ему Ивашку он Пронка: в нынешнее де лето возлюбят за то крестное знамение, что возлагают крест тремя перстами антихриста и его антихристову печать; да он же Ивашко говорил, что он Ивашко впредь 3-мя первыми перстами воображать на лице крестного знамения не хочет, а воображает он крестное знамение двумя перстами, а что дьякон Иван Григорьев поучал их творить крестное знамение 3 перстами и то де есть антихристова печать, а Пронка де Макарьев, который его Ивашку на то дело поучает, живет на подворье у ссыльного человека у Мартынки Васильева, да к нему ж Мартынке для учения приходит Кольский стрелец Матюшка Левонтьев прозвище Кеда.

А ссыльные люди Пронка Макарьев, Мартынко Васильев, Кольский стрелец Матюшка Левонтьев расспрошены порознь, а в расспросе сказали: «полагают де они крестное знамение на лице своем двумя перстами, а что де ныне православные христиане воображают крестное знамение тремя первыми перстами, то де есть антихристово учение, а Ивана Самсонова учил тому воображению Пронка Макарьев, а иных никого в том совете с ними нет.

Да они ж в расспросных своих речах сказали:

Пронка Макарьев сказал: «ныне де антихрист на земле а житие его антихристово ныне, где христианство мучат. Мартынко Васильев сказал: ныне де антихрист на земле а житие его антихристово ныне, где христианство мучат». Матюшка Левонтьев сказал: «антихристами стали все, которые 3-мя перстами воображают крестное знамение и печать».

Да Ивашка же Семенов в первых своих расспросных речах сказал, что учил его тому крестному знамению, чтоб крестится 2-мя перстами отец его духовный черный поп Варламей, тому ныне лет с восемь.

И Апреля в 13 день 190 года по указу блаженной памяти великого Государя и против выписки послана была в Стрелецкий приказ память, а велено отписать: «раскольников, которые крестное сложение 3-мя перстами называют антихристовою печатью, и о таких и о иных к тому причастных людях какие Государевы указы за такие дела чинить велено.»

И в памяти из Стрелецкого приказа в Новгородский приказ написано:

В Стрелецком приказе в указах блаженной памяти великого Государя Царя и великого князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержца и в статьях о раскольниках написано: «которые всяких чинов люди ходили по деревням и учили церковным противностям и оттого де их воровства учинилась в деревнях церковная противность и таковым чинено наказанье: бить кнутом и отдавать в монастыри под начало и ко отцам духовным смотря по вине, каково тех противников будет обращение к покаянию, для того, что лукавством своим и лестным обращением от заточения не отбывали, потому что многие притворством своим обращением выманивались и уходя из монастыря во иные места чинили противность горше первого; а будет кто из таковых объявится в церковной противности и такие посланы вместо смерти в города в земляные тюрьмы и велено их в тех тюрьмах держать с великим бережением и давать по мере хлеба и воды, а на которых людей начнут говорить воры развратники церковные на товарищей своих на церковных противников, а те люди будут сыску и в расспросах своих начнут в том запираться и в том даны очные ставки, а с очных ставок чинить им Государев указ, как о том писано выше сего; а которые всяких чинов люди, ведая церковных противников, держать у себя во дворах для такого же прелестного ученая, творя к ним милость, а сами их прелестного учения не держались, и по свидетельствам в том учинились, и таковым за утайку тех воров чинено наказание, биты кнутом и сосланы в дальние города.»

И в нынешнем во 192 году Сентября в 6 день великий Государь Царь и великие князи Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич всея великия и малыя и белыя России Самодержцы и сестра их великая Государыня благородная Царевна и великая княжна Софья Алексеевна, слушав выписки указали, и бояре приговорили в Кольский острог к воеводе к Зоту Полозову послать свою великого Государя грамоту – велено тем выше писанным еретикам и церковным противникам Кольским стрельцам Ивашке Симеонову, Матюшке Левонтьеву и ссыльным людям Пронке Матвееву, Мартынке Васильеву, в Кольском остроге сказав их вину, сжечь их на площади в костре, а Ивашкова отца духовного черного попа Варламия сыскивать, и как он сыскан будет и что против Ивашковых расспросных речей Семеонова начнет говорить и о том к великим Государям писать.

И по тому великого Государя указу в Кольский острог великих Государей грамота послана.

И Мая во 2 день писал к великому Государю воевода Зот Полозов, Января 4 числа по грамоте великого Государя велено раскольников Кольских Стрельцов, сказав им вину их, сжечь их на площади в костре, а черного попа Варламия сыскивать. И как де он Зот Полозов по указу великого Государя приехал в Кольский острог во 191 году в Марте месяце и с прежним воеводою со стольником Василием Эверлаковым расписался по противням, а ссыльных людей и подлинного их дела он Василий не отдал и в расписном списке не написал; а по сказам де Кольских подьячих выпущены те колодники до его Зотова приезду за полгода и ныне де в Кольском остроге тех ссыльных людей Пронки Макарьева с товарищами не сыскано, пропали без вести; а Мартынкова жена Васильева Маврутка про него Мартынку да про Пронку сказала: муж де ее Мартынко да Пронка Макарьев при стольнике и воеводе Василии Эверлакове в раскольном деле сидели в приказе за решеткой, а по какому великого Государя указу из-за решетки освобождены, про то она не ведает; а Кольский стрелец Ивашко Семенов в Кольском остроге, а отец его духовный черный поп Варфоломей в Печенском монастыре сыскан; и Ивашко в расспросе сказал: в прошлом в 190 году в Феврале месяце в Кольском остроге, будучи он на площади Николаевскому дьякону Ивану Григорьеву про сложение трех первых перстов, что во образе святой Троицы Отца и Сына и Святаго Духа, которые православные христиане полагают на лица своя знамение Животворящего Креста, говорил и называл то сложенье перстное печатью антихристовою, по научению Московского ссыльного стрельца Юрьева полку Лутохина Пронки Макарьева, а учил его Ивашка он Пронка на лице полагает знамение честного креста двумя перстами и сказывал ему Ивашку: в нынешнее де лето за то крестное знамение – что возлагают крестя 3-мя первыми перстами возлюбят антихриста и его де антихристову печать, и в том он Ивашко перед стольником и воеводой перед Василием Эверлаковым расспрошен и по расспрошенным речам пытан, и после пытки посажен был в съезжей избе в железах за решетку, и по челобитью де его Ивашкову да по челобитью же Кольского острога Спасского попа Алексея Симонова да Кольского стрельца Костки Бибикова, при нем Василий Эверлаков, в прошлом во 190 году в великую субботу из-за решетки освобожден, и с того числа и по се число в Кольском остроге он Ивашко в стрельцах; и после де расспросу бил челом великому Государю, он Ивашко, а ему Зоту подал челобитную, а отец его духовник черный поп Варфоломей за рукою сказку и ту челобитную и сказку под отписком прислал в Москву, а Ивана Самсонова велел он Зот посадить за решетку, а черный поп Варламей до указу великого Государя дан на поруки, а не списавшись де к ним великим Государем, Ивашка Самсонова в костер сжечь он не смел, потому что де ему Ивашку до его Зотова отъезда при Василии Эверлакове наказанье учинено и из съезжей избы из-за решётки выпущен.

А в сказке Кольской съезжей избы подьячего Игнатия Рекунова написано:

Раскольников де Ивашки Самсонова с товарищами расспросные речи в съезжей избе записывал он Игнатий, и то де все подлинное черное и белое дело за их руками взял к себе стольник и воевода Василий Эверлаков, а раскольники Ивашко Самсонов с товарищами скованны были в съезжей избе и приказаны сторожу Якиму Моисеву и Кольским стрельцом; и он во 190 г. в Августе месяце послан был в Понорскую и в иные волости для государственных дел, а у дел остался подьячий Василий Придаников, и как де он Игнатий из тех волостей в Кольский острог приехал, а те раскольники из-за решетки освобождены, а ссыльный де стрелец Пронка Ледуношников стольнику и воеводе Василию Эверлакову писал книгу Хронограф а списывал с книги Кандолажского монастыря; и Пронка Ледуношников и Мартынко Васильев во 191 году в Августе месяце в последних числах и Матюшка Левонтьев пропали без вести, а по какому де указу они освобождены, про то он не ведает; а после де того посылан он был в Реболские волости, а как де после его Зот Полозов с Васильем Эверлаковым росписывались, того он не ведает же, а росписной список писал Василий Приданников, а в росписном списке то дело писано ли и Василий Эверлаков ему подьячему то дело отдал ли или нет, того он не ведает.

А подьячий Василий Приданников в допросе сказал: раскольников де Ивашку Самсонова с товарищами расспросные речи и все дело ведал подьячий Игнатий Рекупов, а он Василий в то время был в посылке для сбора поголовной дани на прошлый на 184 год а как де он из Лопских погостов приехал, а те раскольники скованны -посажены за решеткой и Ивашко де Самсонов до Святоносного Воскресения Христова, а в тот праздник он Ивашко из желез освобожден по приказу стольника и воеводы Василия Эверлакова и отдан на поруки попу Максиму Симонову, что ему Ивашку во святую церковь во время святого пения ходить и знамение Честнаго Креста на себя полагать 3-мя первыми перстами, как и прочие христиане и с того числа по се время он ходил освобожден; и ссыльные Московские и Кольские стрельцы освобождены по приказу же Василия Эверлакова во 191 году в Сентябре месяце, а по какому указу, про то он не ведает, потому что того их расспросного дела у него не было и ничем того делу не ведал.

Кольской съезжей избы сторож Якимко Мокеев сказал: в прошлом во 191 году раскольник Ивашко Самсонов с товарищами из Кольской съезжей избы из-за решетки освобождены по приказу стольника и воеводы Василия Эверлакова до приезду воеводы Зота Полозова за полгода, а с которого числа посажены и в котором числе выпущены, того он не упомнит.

А Кольский стрелец Ивашко Самсонов в Кольском остроге сыскан и расспрошен, а в расспросе сказал: освобождён де он Ивашко из-за решетки и из желез при стольнике и воеводе при Василии Эверлакове по челобитной Спаского попа Алексея Симонова да Кольского стрельца Костюшки Бибикова за их рукою, а Матюшка де Кеда с товарищами 3 человеками как он Ивашко освобождены, остались за решеткой, а по какому указу освобожден, про то не ведает, по тому, как де он учения их слушать перестал и он де с ними и сходиться не стал, а прежде Пронкина учения Ледуношникова учил его тому крестному воображенью отец его духовный Печенского монастыря черный поп Варфоломей, а не Варламей, а что в прежних речах своих сказал он Ивашко, что был у него Варфоломея на исповеди, как он был в Кольском остроге у церкви Николаевской в белых попах Варламеем – тому лет с 8, не опамятуясь, а сколько тому лет минуло, того он Ивашко не упомнит, а после де того в болезни был у исповеди во 184 году у Николаевского попа Петра Васильева, а после того ни у кого не бывал.

А черный поп Варфоломей сказал: Кольский де стрелец Ивашко Самсонов до подстригания не был у него на исповеди за 8 лет, и как де он постригся тому 13 лет, и как де он Ивашко был у него на исповеди и тому ныне с годом 20 и в то де время поучал его Ивашка креститься двумя перстами, как было напечатано в прежних псалтирях – не ведаючи в конец Божественного писания, а как де вышли из печати книги скрижали и он де Варфоломей, узнав в них, что подобает христианам крест на себя полагать тремя первыми перстами во образ святой Троицы и он де Варфоломей детей своих духовных чернцов и белцов так и поучал, как напечатано в скрижали, да и сам де он ныне на себя крест полагает 3-мя первыми перстами.

А в заручной повинной челобитной Ивашки Самсонова написано: в прошлом во 190 г. в Феврале месяце, будучи он на площади такие хульные слова, что его Ивашка учил называть сложение трех перстов антихристовою печатью ссыльный Московский стрелец Пронка Ледуношников говорил, и после де расспроса и пыток посажен он был в тюрьму и во 190 же году сидя он в тюрьме в день святой и великой субботы, видя всех православных христиан в радости ходящих, ожидающих дня живоносного Христова воскресения, пришел страх в сердце его и слезы, и себя отчаянно от святой соборной восточной Апостольской церкви и от православных христиан злым его Пронкиным учением отлучена, и призвав к себе соборной церкви попа Алексея Симонова да стрельца Костюшку Перкина вину свою сказал с чистым исповеданием и от того времени по советам попа Алексея отдан он был из-за решетки по его Ивашкову челобитью ему попу Алексею Симонову и за его порукою всю святую неделю в церковь Божию во все дни ходил и после де того за те его первые хульные слова при Василии Эверлакове учинено ему было наказание и освобожден. И чтоб великие Государи пожаловал его для своего Государского многолетного здравия и для поминовения отца своего блаженной памяти великого Государя Царя и великого князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя России Самодержца и брата своего Государского блаженная памяти великого Государя Царя и великого князя Федора Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержца за ту его Ивашкову первую вину и за хульные слова в струбе сжечь не велели, чтоб ему будучи в оном веце душою и телом вечно мучимому не быть, а он де Ивашко соборной и Апостольской церкви ни в чем не противен.

А Спаской поп Алексей Симонов сказав те же речи, что написано в повинной челобитной Ивашки Самсонова, что он по нем Ивашке стрельцом Косткою Бабиковым, что церкви Божьей ни в чем противну ему не быть, ручался.

А в сказке попа Петра Власова написано, Ивашко Самсонов в нынешнем во 105 году в Марте месяце, что у него попа на исповеди и по новоисправленным книгам был и церкви Божьей во всем он Ивашко повинуется.

И о тех вышенаписанных раскольниках: великие Государи Цари.......... что укажут.

Комментарии для сайта Cackle