Арнобий

Против язычников

Источник

Содержание

Древнехристианский писатель Арнобий и его апология христианства (Adversus nationes). Историко-литературный очерк I. Биографические сведения об Арнобии, по блаженному Иерониму II. Время написания апологии Арнобия Задача апологии, предмет и содержание ее IV. План апологии и, в частности, отношение 35–51-й глав седьмой книги к прочим частям апологии V. Источники апологии VI. Арнобий как полемист и апологет VII. Арнобий как богослов 1. Понятие о религии. Бытие Божие. Естественное богопознание. Недостаточность его. Необходимость сверхъестественного, божественного откровения и веры 2. Источники христианской веры: Священное Писание и предание 3. О Боге в Самом Себе и Его свойствах 4. Единство Божие. Боги языческие 5. Отсутствие указаний на Св. Троицу и Св. Духа. Учение о Лице Иисуса Христа 6. О Боге Творце и Промыслителе мира. О происхождении зла. О судьбе 7. Мир духовный. Ангелы и злые духи, или демоны (бесы) 8. О человеке и, в частности, о душах человеческих 9. О Церкви. О благодати Божией и свободе воли человека 10. О смерти и загробной участи человека 11. Главные черты христианского нравственного учения и жизнь христиан, по Арнобию 12. Общее заключение о богословских мыслях и суждениях Арнобия. О причинах заблуждений Арнобия VIII. Литературные приемы, стиль и язык Арнобия IX. Значение апологии Арнобия X. Обзор литературы Арнобий против язычников (Adversus nationes) Книга первая Книга вторая Книга третья Книга четвертая Книга пятая Книга шестая Книга седьмая Указатель имен и предметов  

 

Арнобий (III–IV вв.) – один из крупнейших латинских раннехристианских авторов. Преподаватель риторики, учитель другого великого христианского писателя – Лактанция – он написал сочинение «Против язычников», чтобы доказать искренность своего обращения в христианскую веру. Книга интересна как любопытным синтезом христианских и языческих представлений о Боге, мире и человеке, так и содержащимися в ней бесценными сведениями об античной религии.

Издание предназначено для всех, кто интересуется историей античного мира и раннего христианства.

Многообразные религии античного мира всегда были феноменом истории, характеризующимся видимой ясностью и доступностью для восприятия другими эпохами и культурами, но вместе с тем их более глубокое понимание и объяснение всегда сопровождались решением бесконечных загадок и тайн. Мы надеемся, что предлагаемая вниманию читателей новая серия изданий "Versacrum« внесет посильный вклад в изучение феномена античной религиозности.

Религия играла важнейшую роль в духовной жизни Древней Греции и Рима, обеспечивая единство всей античной культуры. Это принципиальное значение понималось уже самими древними, и когда христианство вышло из палестинского гетто на Средиземноморскую арену, то перед идеологами нового движения встал вопрос об отношении к античной культуре – возможно ли для настоящего христианина пользоваться ее достижениями, и не потерпит ли он какого-нибудь урона оттого, что все в ней проникнуто «идолопоклонством»? Такие авторы, как Тертуллиан или Татиан, утверждали, что необходимо отказаться от всей суетной языческой мудрости, но в конечном итоге верх одержала иная точка зрения. Труды Юстина, Климента Александрийского и Оригена обеспечили восприятие адептами новой веры лучших достижений языческой древности, а вместе с ними в христианство вошли и многие понятия и обычаи, берущие начало в античной религиозной практике. Точно так же и для критиков христианства, философа Порфирия и императора Юлиана классическая культура – это единое целое, и невозможно, признавая поэзию Гомера, не верить в то, что он говорит о богах, или пользоваться философией Платона и одновременно отказаться от представления о предсуществовании души и метемпсихозе.

Греческая религия и мифология с самых ранних этапов их развития, религиозные представления этрусков и римлян, различные восточные культы, хлынувшие на Запад после походов Александра Великого, иудаизм в Римской империи и, наконец, раннее христианство во всем его многообразии – вот круг тем, которым будут посвящены книги новой серии. Она будет состоять из двух частей – «Источники» и «Исследования». Мы планируем как переиздания классических переводов и монографий, так и подготовку новых. Их авторами станут ведущие ученые-антиковеды из Санкт-Петербурга и других городов России.

Изучение античной религии и раннего христианства в нашей стране имеет давнюю историю. Уже основоположники Петербургской исторической школы –ее патриарх Ф.Ф. Соколов, а затем его ученики В. В. Латышев, Н. И. Новосадский, С. А. Жебелев и И. И. Толстой – уделяли значительное внимание вопросам религиозного развития античного мира. Безусловно, особый интерес в этой связи представляют труды выдающегося историка культуры Ф.Ф.Зелинский, который сделал религию основным полем своих занятий. Его работы по древнегреческой и эллинистической религии и концепция «психологической подготовки» христианства эллинизмом внесли существенный вклад не только в отечественную, но и в мировую, науку. Кроме того, активно развивалась церковно-историческая наука, представленная именами выдающихся ученых: А. А. Спасского, А. П. Лебедева, В. В. Болотова, М. Э. Поснова и др. В советский период изучение этой области особо не поощрялось, но и тогда появляются исследования С. А. Жебелева и С. Я. Лурье, посвященные античной религии. Истории христианства повезло меньше. Борьба с Церковью новой власти и в первые десятилетия ее существования привела к сильнейшей идеологизации этой области исторической науки. В дальнейшем давление постепенно начинает ослабевать, и появляются замечательные исследования А. Б. Рановича, С. И. Ковалева, И. С. Свенцицкой. Отечественная наука старается в меру возможностей идти в ногу со всем миром, и прекрасный пример этого – издание и исследование И. Д. Амусиным текстов Кумрана и работы М. К. Трофимовой о библиотеке гностических текстов из Наг-Хаммади (оба собрания были обнаружены сразу после Второй мировой войны).

Созданный в июне 2007 г. на Историческом факультете СПбГУ Центр изучения религий античного мира и раннего христианства призван продолжить эту традицию и координировать усилия историков – антиковедов по изучению духовной жизни античности. Одной из форм деятельности Центра должна стать подготовка книжной серии, первый выпуск которой Вы держите в руках. Ее название «Ver sacrum» – «Священная весна» – не случайно. Как древние римляне посвящали все, что должно родиться в ближайшую весну, богам, так и мы направим все свои усилия на то, чтобы изучать античную религиозность и сделать результаты этого поиска доступными для читающей публики.

Труд латинского автора начала IV в. Арнобия «Семь книг против язычников» как нельзя более удачно подходит для открытия этой серии. Арнобий – христианин, но его сочинение является бесценным источником как по истории античной религии, так и о взглядах христиан на нее. Арнобий прекрасно образован, он был ритором, и его апология содержит массу цитат из античных авторов. Будучи до обращения в христианство убежденным язычником, он так позднее описывал свое поведение: «Не так давно я поклонялся образам, только что вышедшим из печи, богам, изготовленным молотом на наковальне, из слоновой кости, картинам, лентам, повязанным на чахлых деревьях. Когда же я видел камень, смазанный и облитый оливковым маслом, я восхвалял его и беседовал с ним, как будто в нем была сила, готовая помочь, и просил милостей у бесчувственного пня» (Adv. nat. I, 39).

На рубеже III и IV столетий Арнобий обращается в христианство и пишет сочинение «Против язычников», но при этом не отказывается от своей языческой образованности. Стоит отметить любопытный прием, применяемый Арнобием при полемике. По замечанию В. В. Бычкова, «он не верит в богов языческого Рима, но как истинный римлянин, обращающийся к римлянам, не оскорбляет их... Читатель как бы сам должен прийти к выводу о том, что богов-то этих придумали поэты и сочинители мифов». Арнобий пользуется большим количеством сочинений античных авторов (более 60), причем делает это тщательно, при каждом спорном случае призывая своих оппонентов проверить то или иное утверждение, «чтобы кто-либо не заподозрил нас в бесчестной клевете», и в доказательство того, что это «не ложное обвинение и не клеветнический донос» и что «мы ничего не вымышляем с лукавой целью». Это в высшей степени интересное сочинение было переведено на русский язык и прокомментировано H. М. Дроздовым. Символично, что оно вышло в свет в непростом 1917 г., и, таким образом, стало одной из последних книг, выполненных в русле старой русской церковно-исторической науки. Эта книга была обречена стать библиографической редкостью, и мы рады тому, что возвращаем отечественному читателю одного из крупнейших христианских апологетов IV в.

Будем надеяться, что книги этой серии окажутся интересны и полезны преподавателям и студентам гуманитарных факультетов университетов, а также всем, кому интересна история европейской цивилизации.

Доктор исторических наук, профессор Э.Д. Фролов


Источник: Введение и указатель имён Н. М. Дроздова. Под. ред. А. Д. Пантелеева. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. – 402 c. – (Ver sacrum. Религиозные верования и культы в античном мире). ISBN 978-5-288-04692-6

Комментарии для сайта Cackle