Дела
Дела служения своего исполняй благообразно и тщательно, как служащий Христу (свт. Василий Великий, 9, 50). Источник.
* * *
Не позволяй другому исполнять дел, на тебе лежащих, чтобы и награда не была отнята у тебя и отдана другому и чтобы другой не прославился твоим богатством, к твоему унижению (свт. Василий Великий, 9, 50). Источник.
* * *
...Ничего не делать по рвению и тщеславию, но ради Бога и в угодность Ему... (свт. Василий Великий, 9, 55). Источник.
* * *
...Кто в деле своем нарушает точность заповеди, тот, очевидно, слабо памятует о Боге (свт. Василий Великий, 9, 92). Источник.
* * *
...Христианин, всякое действие маловажное и важное соображая с волею Божиею, и действие свое благоукрашает тщательностью... (свт. Василий Великий, 9, 92). Источник.
* * *
...При всяком <деле> будем у Бога просить успеха в делании, воздавать благодарение Даровавшему деятельную силу и соблюдать цель благоугождения Ему (свт. Василий Великий, 9, 149).
* * *
...Не надобно перебегать от одного дела к другому, потому что природа наша не способна вдруг успевать во многих занятиях; трудолюбиво заняться одною работою полезнее, чем слегка касаться многих дел (свт. Василий Великий, 9, 155). Источник.
* * *
Ничего не должно делать напоказ людям, но во всем надобно поступать от чистого сердца; потому что Бог знает сокровенное и тайное... (прп. Ефрем Сирин, 30, 593). Источник.
* * *
Что ты ни делал бы, если враг во время дела наводит на тебя уныние, в возражение сопротивнику, укажи на какое-либо подобное ремесло. И что ты ни производил бы делом, или словом, имей свидетелем совесть свою, что совершаемое тобою делается по Богу, и спасешься (прп. Ефрем Сирин, 31, 304–305).
* * *
Делающий <все> по ревности и зависти бывает таков: когда видит, что другой благоденствует, а сам он находится в тесных обстоятельствах и в скорбях, тогда под видом благочестия начинает клеветать на благоденствующего, будто бы он худо пользуется своим обеспеченным положением.
...Но кто трудится по Богу, тот, трудясь о своем спасении, не будет другому полагать претыкания или соблазна, но все мысли и действия устремит к тому, чтобы угодить Господу... (прп. Ефрем Сирин, 32, 52–53).
* * *
Если в день Суда мы отдадим отчет в каждом праздном слове, то тем паче подпадем ответственности за нечистые дела, ежели не умилостивим покаянием праведного и непогрешительного Судию (прп. Ефрем Сирин, 32, 64).
* * *
Праведники малыми делами умилостивляют Бога более, нежели иные делающие многое; потому что Бог взирает не на дело, но на намерение... (прп. Ефрем Сирин, 32, 167). Источник.
* * *
Есть дела, совершаемые и помыслом, ибо соизволение есть рука нашего ума. Зависть не рукой, но душою совершается. Посему умей приносить покаяние и в подобных грехах (прп. Ефрем Сирин, 32, 198). Источник.
* * *
На каждое дело положи определенное время, чтобы во всем соблюдался у тебя порядок, когда ешь и пьешь, и говоришь, и молишься, и читаешь (прп. Ефрем Сирин, 33, 354).
* * *
...Если каждое дело <человек> будет делать с молитвою, <то> благоуспешностию в том, чем он занят, будет отвращен от греха, так как ничто противное не увлечет души его в страсть. Если же кто отступит от Бога, всецело предастся собственному усилию, то, став вне Бога, по всей необходимости непременно перейдет он во власть противника (свт. Григорий Нисский, 18, 384).
* * *
Дела бывают хорошими и худыми не сами по себе, но по Божию о них определению (свт. Иоанн Златоуст, 44, 680). Источник.
* * *
...Смотрю не на качество того, что делается, но на расположение делающих (свт. Иоанн Златоуст, 46, 121). Источник.
* * *
Нет ничего ничтожнее дел человеческих. Какое бы слово ни употребил кто для обозначения их ничтожества, оно будет бледнее истины (свт. Иоанн Златоуст, 46, 405).
* * *
...Дела человеческие по своим свойствам нисколько не лучше речных потоков, быстролетнее дыма, рассеивающегося в воздухе, и ничтожнее бегущей тени (свт. Иоанн Златоуст, 46, 433). Источник.
* * *
Учение делами гораздо убедительнее и достовернее, чем учение словами (свт. Иоанн Златоуст, 47, 108). Источник.
* * *
Когда ты, оставляя дела духовные, сам занимаешься делами житейскими, тогда уже Бог не много печется о них (свт. Иоанн Златоуст, 50, 700).
* * *
Житейские дела – это действительно ненастье, и даже страшнее ненастья. Хотя от них не происходит ни стужи, ни дождя, ни грязи, ни глубокого болота, но зато, что всего хуже, от этих дел является геенна со всеми ее мучениями (свт. Иоанн Златоуст, 53, 540). Источник.
* * *
...Многочисленное стечение житейских дел помрачает ясность нашего ума, <и> мы находимся в темноте (свт. Иоанн Златоуст, 54, 113).
* * *
Для успешного ведения дел всего больше необходимо благоразумие; коварство же, злоба и лукавство более всего препятствуют нам сохранять благоразумие (свт. Иоанн Златоуст, 54, 131). Источник.
* * *
...Все совершай во имя Господне, и все у тебя будет благоуспешно. Что ни запечатлеешь именем Божиим, все выйдет счастливо. Если оно изгоняет демонов, устраняет болезни, то тем более облегчает совершение дел (свт. Иоанн Златоуст, 54, 435).
* * *
Что такое дела человеческие? Пепел и пыль, прах пред лицом ветра, дым и тень, лист и цвет, уносимые ветром, сон, мечта и басня... течение непостоянное, и все, что только может быть еще ничтожнее этого (свт. Иоанн Златоуст, 55, 93). Источник.
* * *
Потому-то у нас и в общественных, и в частных делах многое выходит вопреки ожиданию, что мы не о духовных делах сначала заботимся, а потом уже и о житейских (свт. Иоанн Златоуст, 55, 490).
* * *
Чем выше и блестящее бывает успех в делах человеческих, тем большее готовит он падение... (свт. Иоанн Златоуст, 55, 630).
* * *
Дела не требуют слов, потому что и сами собою видимы. Нужно же паче, чтобы слова стали делами, а именно слова отличающиеся степенностью. Посему, если угодно тебе соделаться славным в том и другом, то и поступай так, чтобы дело служило вместо слова, и говори так, чтобы слово было вместо дела (прп. Исидор Пелусиот, 60, 31). Источник.
* * *
...Кто подвигаем бывает на дела одним сознанием воли Божией на то, и одним желанием угодить чрез то Богу, тот никогда не вожделевает одного дела паче другого, хотя бы одно из них было высоко и велико, а другое низко и малозначительно, но одинаковое имеет расположение воли к обоим им, поколику они угодны Богу. Почему таковой, высокое ли и великое какое дело делает, или низкое и малозначительное, равно бывает покоен и доволен, потому что всесторонне объят он главным своим намерением и главною своею целью – всегда и во всех делах своих быть лишь благоугождающим Богу, в жизни ли то, или в смерти... (прп. Никодим Святогорец, 69, 40–41). Источник.
* * *
Один великий старец имел ученика, который жил рядом с ним, но в особой келье. Однажды старец услышал бесов, напевавших: «Горе нам от этих монахов: и к старцу приблизиться не можем, и к ученику его тоже, потому что последний разоряет и строит, и никогда не видим его праздным». Слыша это, старец понял, что от него самого гонит бесов присущая ему благодать Божия, а об ученике недоумевал: что это значит – разоряет и строит. Вечером он пришел к ученику и спросил: «Как живешь?» Ученик отвечал: «Хорошо, отче». Старец стал выпытывать у него, не впадает ли он в уныние. Ученик указал рукою на лежавшие около него камни и сказал: «Из этого камня я строю стены, а потом снова разрушаю их и, поступая так, не ощущаю уныния». Тут великий старец и понял, что бесы потому не могли приблизиться к его ученику, что никогда не видали его праздным, и стал поощрять ученика к продолжению труда. Другим же старец об этом говорил: «Знаю, что своим деланием ученик мой не приносил никакого прибытка ни себе, ни другим; но зато, поскольку не был празден, бесы не находили времени, чтобы приблизиться к нему» (112, 919–920).
* * *
Однажды, сидя в келье, авва Арсений услышал голос, который говорил ему: «Ступай, и я покажу тебе дела человеческие». И, встав, вышел он на некоторое место. Тут Ангел Божий показал ему человека, который, нарубив тяжелое бремя дров, пытался поднять его и не мог. Вместо того, чтобы отложить тяжести, человек этот снова начинал рубить дрова и прилагать к бремени. И так поступал много раз. Затем Ангел показал Арсению другого человека, который, стоя при колодце, черпал воду из оного и наливал в очень малое ведро; от этого вода снова изливалась в колодезь. «Подожди еще немного, – сказал затем Ангел, – и я покажу тебе еще нечто». И вот увидел Арсений церковь и двух мужей, сидевших на конях и силившихся внести бревно во врата храма; но поскольку бревно они держали поперек ворот и ни один из них не хотел повернуть дерево в длину, то оба они и остались вне церкви.
Показавши все это, Ангел дал Арсению следующее объяснение виденного им. «Оставшиеся, – сказал он, – вне храма суть творящие добродетели с гордостью и не хотящие ходить смиренным путем духовным; ради этого они остаются вне Царствия Небесного. Секущий же дрова служит подобием тех, которые во многих грехах живут и вместо того, чтобы загладить их покаянием, к старым грехам прилагают еще новые. Черплющий же воду есть образ человека, который и добрые дела творит, и грехов не оставляет и потому погубляет награду, которую бы должен получить от Бога. Достоит же, – заключил свое объяснение Ангел, – всякому человеку с чистотою добродетели стяжати, да не вотще трудится» (112, 235–236).