Гадание
Не любопытствуй о будущем, но располагай настоящим в пользу. Ибо какая тебе выгода предвосхитить ведение? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не предузнал. А если оно скорбно, какое для тебя приобретение наперед томиться скорбью?.. Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Законом, и ожидай наслаждения благими (свт. Василий Великий, 6, 259). Источник.
* * *
...У плотолюбцев в настоящей жизни есть некая рачительность о том, чтобы иметь сколько-нибудь ведения о будущем, при котором надеются или избежать бед, или же достигнуть желаемого; то посему, чтобы люди обращали взор не к Богу, исполненное обмана демонское естество изобрело многие способы узнавать будущее, как то: птицегадания, толкования знамений, прорицания, наблюдения внутренностей у животных, вызывание мертвых, исступления, наития божеств, вдохновения и многое другое сему подобное. И как скоро какого-либо род предвидения, вследствие обмана признан истинным, обольститель демон представляет его обольщенному в оправдание лживого предположения. Так устрояет демон, что полет орла служит к возбуждению надежды в наблюдателе; на трепетание печени, на колебание, происходящее во вздувшихся мозговых оболочках, на вращение глаз и на всякую ложную примету, подобную означенной, ухищрение демонское указывает обольщаемым, чтобы люди, отступив от Бога, обратились к служению демонам, в уверенности, что они совершают подобные вещи. Посему одним из видов обмана был и обман чревовещателей, о которых верили, что их чародейство может души умерших снова привлекать в здешнюю жизнь (свт. Григорий Нисский, 21, 194–195). Источник.
* * *
Добровольно не решайтесь прибегать к гадателям, но если бы вас привлекали к тому другие, и тогда не соглашайтесь... Человеческая природа всегда желает, ищет и употребляет тщательные усилия знать невидимое, особенно желает наперед знать о своих несчастиях, чтобы, вследствие неожиданности, не впасть в замешательство... Поэтому если вы будете внимать совету других, то вы будете недостойны расположения и милости Божией, вы, приготовляющие для самих себя бедствия (свт. Иоанн Златоуст, 49, 109).
* * *
Гадатель – это злой демон, который говорит из чрева женщин и этим странным действием старается ложное сделать достоверным, говорит же он не естественным образом, а из живота, и этим людей невежественных повергает в изумление, показывая, что он говорит истину... (свт. Иоанн Златоуст, 49, 109–110). Источник.
* * *
Что же, в самом деле, значит гадание по светилам? Не что иное, как ложь и запутанность, по которым все происходит наудачу и не только наудачу, но и безрассудно (свт. Иоанн Златоуст, 50, 758). Источник.
* * *
Как-то торговец рыбой выехал на базар очень рано и, соскучившись ожиданием покупателей, мысленно загадал на первом покупателе, какова будет торговля на целый день. Когда нетерпение и неудовольствие, выражаемые, по русскому обычаю, крупными бранными словами, возросли до высокой степени, явился мужик необычного роста и приказал отвесить пуд рыбы, сказав при том: «Молитва твоя дошла до царя нашего и милостиво выслушана». Купец в хлопотах мало обратил внимания на эти слова, а при расчете, по обычаю, распространенному между мелочными торговцами, перекрестился, сказав: «Господи, благослови!» – и покупатель внезапно исчез. Старик этот до самой смерти своей не переставал заповедать детям и внукам сколь возможно чаще, во избежание вражеских козней, осенять себя крестным знамением и призывать имя Господне и отнюдь не вдаваться ни в какие суеверные гадания, которые так приятны врагу и коими он легко может нас завлечь и запутать в свои сети и, чего добро го, довести до беды и несчастья (111, 326).
* * *
Однажды пять крестьянских девушек, в отсутствие своих домашних, принялись на Новый год разгадывать тайны жизни следующим образом: желающая узнать свое будущее ложилась на лавку под святые иконы, перед которыми теплилась свечка, на грудь себе клала зеркальце, в которое пристально смотрела до тех пор, пока не увидит желаемого или пока что-нибудь не представится ее воображению. Остальные девушки уходили в подпол и, выходя оттуда поодиночке, кланялись лежащей и приговаривали обычный деревенский привет: «Прости и благослови!»
Так ложились девушки по очереди. И вот легла одна из них. Подруги выходили из подпола и кланялись ей с обычным приветствием. Таким образом переходили уже все, а гадальщица все лежит да лежит без малейшего движения. Странно показалось это девушкам, сомнение запало в их души. Одна из девушек, вглядываясь пристально в лицо подруги, с ужасом заметила, что глаза ее, устремленные в зеркало, неподвижны. Позвала других, будят девушку, но ни ответа, ни движения: несчастная заснула смертным, непробудным сном, до возглашения трубы архангельской, взывающей мертвых на Суд. Вот каковы последствия легкомысленной веры в гадание для этой несчастной! (111, 324).
* * *
Две сестры в ночь на Святую Пасху пожелали узнать о своем будущем. Они решили подслушивать под окнами в конце деревни. Вдруг им представилась похоронная процессия и старшая из них лежащею во гробе. Младшая в испуге убежала домой, а старшая сестра тут же упала на землю без чувств. Она помешалась в рассудке и проболела три месяца. Теперь она уже старуха лет семидесяти. И все время после этого несчастья она своими увещеваниями отговаривала многих молодых девушек и женщин от неразумных искушений – пытать неведомое будущее (111. 325).