Щедрость
Как пастырь наемник – не пастырь, так и творящий милостыню, чтобы прославлену быть людьми, берет мзду: он уже не милостыподаятель, он не щедр (свт. Василий Великий, 6, 372). Источник.
* * *
Должно быть милостивым и щедрым. Кто не таков, тот осуждается (свт. Василий Великий, 7, 352). Источник.
* * *
Сам Бог наш нередко другие страдания оставлял без уврачевания, по сострадательно милосердовал об алчущих. Ибо говорит: милосердую о народе сем (Мф. 15,32). Посему и на Последнем Суде, где Господь призывает к себе праведных, первое место занимает щедрый. Питатель других первенствует между удостоенными почестей, уделявший хлеб призывается прежде всех, услужливый и благоподатливый преимущественно перед другими праведниками и водится в жизнь. А необщительный и скупой прежде других грешников предастся огню (см.: Мф. 25, 34–46) (свт. Василий Великий, 8, 149).
* * *
Неблагопотребною делается щедрость, если примешивается к ней гордость... (прп. Ефрем Сирин, 34, 336). Источник.
* * *
Человек раздражительный и шумливый щедр на клятвы, а безмолвствующий разумен (прп. Ефрем Сирин, 90, 163). Источник.
* * *
Научимся, на что и когда должно издерживать свое достояние, чтобы не прогневить нам Бога в обоих случаях: и собирая, откуда не следует, и расточая, на что не должно (свт. Иоанн Златоуст, 51, 283). Источник.
* * *
Верх щедрости – не только ничего не брать, но и отдавать свое, и отдавать не просто, но с великим усердием, даже при недостатке (свт. Иоанн Златоуст, 53, 701).
* * *
...Щедрость дающего блаженнее, нежели скудость принимающего, особенно та щедрость, которая подает не из денег, сбереженных по неверию или безнадежности (на Промысл Божий), и не из сокровищ, скрытых по скупости, но происходит от плода собственного труда и благочестного пота. И потому блаженнее давать, нежели принимать, особенно когда подающий хоть и живет в бедности принимающего, однако же своим трудом не только удовлетворяет своей потребности, но с благочестивою заботливостью спешит приготовить еще, что подать бы нуждающемуся... (прп. Иоанн Кассиан, 56, 130).
* * *
...Может быть, ты скажешь: я не имею денег, как ущедрю убогого? Не имеешь денег, но имеешь хотения; отрекись от них, и посредством их совершай благое. Не можешь благотворить рукою телесною? Благотвори правым произволением: аще согрешит к тебе брат твой, остави ему (ср.: Лк. 17, 3), по Слову Господню; и это составит для тебя великую милостыню... (прп. Марк Подвижник, 69, 60–61). Источник.
* * *
Щедрое сердце явно что ущедрено будет и милостивое – подобным образом сретит милость; противное же – противное вызывает и последствие (прп. Марк Подвижник, 89, 523).
* * *
Закон свободы читается разумом истинным, понимается деланием заповедей, а исполняется щедротами Христовыми. Когда будем понуждены совестью направляться ко всем заповедям Божиим, тогда поймем, что закон Господень непорочен и что он хотя воспособляется нашим добром (естественными нравственно-религиозными чувствами и расположениями), но без щедрот Божиих в совершенстве осуществлен быть в людях не может (прп. Марк Подвижник, 89, 523).
* * *
Излишки хорошо отдавать нуждающимся и просящим, только потихоньку, чтобы не хвастать щедростью (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 188). Источник.