Источник

Честь

Честь есть воздаяние отличия, а отличие – награда добродетели; и святым присвояются честь и отличия, а нечестивым – противное; потому что Бог сподобляет чести достойных, так как Сам Он истинно досточестен и охотно воздает честь (свт. Василий Великий, 6, 189). Источник.

* * *

Почестей нисколько не должно домогаться подвижнику. Ибо если за труды и заслуги ищет он воздаяний здесь, то жалок тем, что через временное вознаграждение теряет вечное. Если же вознамерился он подвизаться здесь, а венцы получить на небе, то должен не только сам недомогаться почестей, но бегать и отказываться от тех, какие ему воздают, чтобы здешняя почесть не послужила к умалению тамошней славы. Ибо настоящая жизнь вся предоставлена трудам и подвигам, а будущая – венцам и наградам... (свт. Василий Великий, 9, 379–380). Источник.

* * *

Не должно искать чести и домогаться первенства. Каждый должен предпочитать себе всех (свт. Василий Великий, 10, 55).

* * *

Если все будем желать себе чести, кто будет воздавать честь? (прп. Ефрем Сирин, 30, 142). Источник.

* * *

Хочешь ли приобрести доброе имя? В кротости дела твоя препровождай (Сир. 3, 17) (прп. Ефрем Сирин, 30, 171). Источник.

* * *

Всем воздавай честь ради Господа, не требуя чести себе, и обретешь благодать у Господа (прп. Ефрем Сирин, 30, 184).

* * *

Смотри, возлюбленный, чтобы, желая себе излишней чести, не навлечь тебе на себя бесчестия... (прп. Ефрем Сирин, 30, 198–199). Источник.

* * *

...В подлинном смысле честь человеку – делать все по Богу; великое же бесчестие – преступать заповеди (прп. Ефрем Сирин, 30, 199). Источник.

* * *

Кого почитаешь, почитай не ради воздаяния, и не требуй себе чести (прп. Ефрем Сирин, 31, 627).

* * *

Если сам будешь поступать искренно, то узнаешь обманщиков (прп. Ефрем Сирин, 31, 627). Источник.

* * *

Лучше наказание от праведника, нежели честь от порочного (свт. Григорий Богослов, 16, 210). Источник.

* * *

Честь в старости есть доказательство трудолюбия прежде старости. Рачительность в юности есть залог чести в старости (авва Евагрий, 89, 601).

* * *

Чти матерь твою (игумению), как Матерь Господа, и не оскорбляй седин родившей тебя (по духу) (авва Евагрий, 89, 614).

* * *

...Кто посрамил свою честь, тот уже во всем будет бесполезен и себе не может приобрести ни в чем великой пользы, хотя бы он иногда и совершал великие дела... (свт. Иоанн Златоуст, 44, 261). Источник.

* * *

Когда непокорные люди пользуются одинаковою честию наравне с покорными, то они больше предаются злу и нелегко отстают от порока (свт. Иоанн Златоуст, 47, 741).

* * *

Честь человека состоит в добродетели, в помышлении о будущем, в том, чтобы делать все для той <будущей> жизни и презирать настоящее (свт. Иоанн Златоуст, 48, 242).

* * *

Величие почести для нежелающих жить сообразно этой почести увеличивает казнь (свт. Иоанн Златоуст, 50, 44). Источник.

* * *

Если честь приобретена не усилием воли, не доблестию душевной, то не ты пользуешься честью, а богатство: такая честь делает богача бесчестнее всех. Если бы ты, имея друга, пользовался общим уважением и все открыто говорили бы, что сам ты ничего не стоишь, что они принуждены уважать тебя из-за друга твоего, скажи мне: могли ли бы они чем-нибудь более бесчестить тебя? Следовательно, богатство, когда его чтут более, чем обладателей его, есть причина бесчестия нашего, свидетельство слабости, а не могущества. Не глупо ли, в самом деле, если нас не считают достойными этой земли и пепла, а таково золото, получать нам почтение из-за него? Подлинно лучше не пользоваться честью, чем приобретать ее таким способом (свт. Иоанн Златоуст, 54, 414).

* * *

Душа, жаждущая чести и прославлений, не увидит Царства Небесного (свт. Иоанн Златоуст, 54, 852). Источник.

* * *

Одной только пречистой и божественной силе угодно украшать честью по достоинству; у нее одной и есть чем почтить, потому что хотению равносильно и могущество. Посему ее единую возлюбим, и как благоизволяющую нас почтить, и как имеющую чем почтить, не только по достоинству, но и сверх достоинства (прп. Исидор Пелусиот, 62, 373).

* * *

Желающий себе чести не может иметь недостатка в причинах к печали (прп. Исаак Сирин, 58, 11). Источник.

* * *

Если пренебрежешь сам себя, чтобы не быть тебе чествуемым, то провозгласит о тебе Бог (прп. Исаак Сирии, 58, 302). Источник.

* * *

...Кто стремится за честью, от того бежит она вперед (прп. Исаак Сирин, 58, 302). Источник.

* * *

Укори честь, чтобы стать почтенным; и не люби чести, чтобы не быть обесчещенным (прп. Исаак Сирин, 58, 302). Источник.

* * *

...Кто убегает от чести, того настигает она сзади, и делается для всех людей провозвестницею его смирения (прп. Исаак Сирин, 58, 302). Источник.

* * *

Честь состоит в том, чтобы почитать всех, Бога же прежде всего, и заповеди Его стяжавать себе, как богатство, претерпевая ради них обиды, злословия и поношения всякого рода. Ибо когда ты, душа, предпримешь какое-либо дело ради чести и славы Божией, и за него нанесут тебе обиды и уничижения, тогда ты достигла прочной чести и славы, потому что (здесь-то), конечно, и придет к тебе слава Божия, тогда тебя восхвалят все Ангелы, так как ты почтила Бога, которого и они прославляют (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 65–66). Источник.

* * *

Некто из святых Иерусалимской пустыни, именем Филагрий, прилежно занимался работой и тем добывал себе пропитание. Однажды, продавая на рынке свое рукоделие, он заметил, как кто-то обронил кошелек с монетами. Остановившись на том месте, он подумал: «Конечно, потерявший воротится». И вот потерявший идет и плачет. Старец отвел его в сторону и отдал ему кошелек. В знак благодарности потерявший хотел дать ему что-нибудь из денег, но авва не принял. Тогда потерявший начал кричать: «Пойдите, посмотрите, что сделал человек Божий!» Но старец уже скрылся, не желая прославиться (97, 279).


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle