Фарисейство
Мы уподобляемся фарисеям; посты, бдения и тому подобное, может быть, и имеют некоторые из нас и часто с некоторым ведением, но рассуждения не имеем, потому что не хотим быть внимательными к себе и познать, что есть искомое нами. Не хочет кто-либо (из нас) пребывать во внимании помыслам, дабы приобрести опытность от многих браней и искушений, и сделаться, может быть, для других искусным мореплавателем, если не кормчим. Но как видно, будучи слепыми, по примеру фарисеев, говорим, что мы видим. Сего ради, сказано, лиишшее приимут осуждение (ср.: Мф. 23, 14) (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 18–19).
* * *
В толпу людей мирских не вмешивайся, но и фарисею не подражай, который делал все напоказ (прп. Антоний Великий, 89, 104). Источник.
* * *
Крест служит прознаменованием будущего бессмертия, когда им заградятся уста фарисеям и саддукеям. Саддукеи представляют (собою) образ неверия и безнадежия; фарисеи же – злобы, лицемерия и тщеславия. Ибо сказано в Писании: не смеяше кто от того дне вопросити Его (Иисуса) (ср.: Мф. 22, 46) (прп. авва Исаия, 59, 72). Источник.
* * *
Не превозносись верою и святостию своею; по до последнего издыхания пребывай в страхе (прп. авва Исаия, 59, 92). Источник.
* * *
И аще умножите моление, не услышу (Ис. 1, 15). Да слышат слова сии те, которые не сделали в жизни ничего доброго, но думают оправдаться продолжительностью молитвы. Ибо молитвенные слова не просто полезны, но когда произносятся с усердным расположением. И фарисей, по-видимому, умножал моление. Но что говорит Слово? Став же фарисей, аще в себе моляшеся (ср.: Лк. 18, 11), в себе, а не к Богу, ибо на себя обращал мысль, так как был во грехах гордыни (свт. Василий Великий, 6, 53). Источник.
* * *
...Не переставай исследовать себя самого, точно ли ведешь ты жизнь по заповеди; но не смотри на внешнее, чтобы можно тебе было найти в ком-нибудь достойное порицания, по примеру этого жестокого и высокомерного фарисея, который стоял, оправдывая себя и уничижая мытаря. Напротив того, не преставай судить себя самого: не согрешил ли ты в чем помышлением? не поползнулся ли на что язык, предваряя мысль? не совершено ли в делах рук твоих что-нибудь необдуманное? И если найдешь много прегрешений в жизни своей (а найдешь, без сомнения, потому, что ты человек); то скажи словами мытаря: Боже, милостив буди мне грешному (ср.: Лк. 18, 13)! (свт. Василий Великий, 8, 38).
* * *
...Что может быть несчастнее тех, кто подвизаются в добродетели напоказ людям, омрачают лица свои постами и творят молитвы на перекрестках, когда труды они претерпевают, а всякой награды лишаются?.. Ты, видя на своем поприще в качестве подвигоположника Самого Царя ангелов, оставив Его, обращаешься к взорам таких же, как и ты, рабов? Оттого-то ты после бесчисленных состязаний, после многих трудов и уходишь без венца, и без награды отходишь к Подвигоположнику (свт. Иоанн Златоуст, 55, 603).
* * *
...Если вы, для служения Богу признающие достаточною одну наружность, того, чем хвалитесь, не обратите в самое дело, то Царствие Божие не будет для вас отверсто; потому что Царствие сие истинно и отверзается истинно ищущим его (прп. Исидор Пелусиот, 60, 57). Источник.
* * *
Не фарисейски, а мытарски молись в священном месте молитвы, чтобы и тебе быть оправданным от Господа (прп. Нил Синайский, 90, 220). Источник.
* * *
Как возношение и без другой страсти сильно погубить человека, так и осуждение, одно само по себе, может нас погубить совершенно; ибо и фарисей оный за сие осужден был (прп. Иоанн Лествичник, 57, 98).
* * *
Да не будет у вас лукавых соседаний; да не будет два из вас сдружающихся на одно, что лукавно и по-иудейски; да не будет у вас лжесловесия и укрывательства, по-Ананиевски и Сапфировски; да не будет у вас скрытных замыслов и козней злых, по-фарисейски и саддукейски; да не будет у вас: мое, твое, исполненное бесчисленных зол... (прп. Феодор Студит, 92, 174).
* * *
Фарисей, довольствуясь исполнением наружных обрядов религии и совершением некоторых видимых добрых дел, нечуждых и язычникам, раболепно служит страстям, которые старается постоянно прикрывать, которых в значительной степени не видит в себе и не понимает, которые производят в нем совершенную слепоту по отношению к Богу и всему Божественному учению. Познание, а потому и зрение в себе действия душевных страстей доставляется покаянием, но фарисей для чувства покаяния недоступен (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 416).
* * *
Фарисей, оставляя исполнение заповедей Божиих, составляющих сущность Закона, стремится к утонченному исполнению наружных мелочей, хотя бы это было с очевидным нарушением заповедей (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 416–417). Источник.
* * *
...На тщеславии-то заквашен фарисей. Он все делает для похвалы человеческой... (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 417). Источник.
* * *
Яд, всецело отравляющий деятельность фарисеев, заключается в том, что они вся дела своя творят, да видимы будут человеки (ср.: Мф. 23, 5). Основание деятельности их есть искание славы человеческой; средство к достижению цели – лицемерство (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 27).
* * *
Вон святые пишут, что если кто от молитвы не отходит осужденником, достойным всякой кары от Господа, то такой отходит от нее фарисеем (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 77). Источник.
* * *
...Поопаситесь; не сбиться бы на путь хладно ходящих в исправном внешнем поведении, без внутренних чувств, освящающих человека, и благодать Божию привлекающих (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 186). Источник.