Уныние
...Желающий отогнать уныние, должен отвергнуть всякую беседу с людьми и излишний сон и предоставить унынию измождать его тело и душу, пока оно не отойдет, видя терпение в беспрестанном упражнении о Боге, в чтении и чистой молитве. Ибо всякий враг, если видит, что он может успеть что-нибудь, то продолжает нападать, а если нет, то отходит или совершенно, или на время. Посему желающий победить врагов должен иметь во всем терпение (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 139).
* * *
Всевозможно убегай уныния, ибо оно истребляет весь плод монаха (прп. авва Исаия, 59, 29).
* * *
Во всяком месте и деле избегай уныния и лености, чтобы не быть угнетенным силою врага (прп. авва Исаия, 59, 65).
* * *
Не предавайся унынию ни в каком труде, чтобы враг не усилил в тебе своих враждебных действий (прп. авва Исаия, 59, 209 210).
* * *
...Уныние (разленение) есть помощь злу (прп. авва Исаия, 89, 349).
* * *
Не дадим места унынию в сердце нашем, чтобы оно не сделало нас безнаследными в земле обетования (прп. авва Исаия, 89, 414).
* * *
Унывая, никто не венчается; смущаясь духом, никто не приобретает победы (свт. Василий Великий, 8, 5). Источник.
* * *
Памятование о смерти и наказаниях есть меч против беса уныния (прп. Ефрем Сирин, 30, 200). Источник.
* * *
...Из тяжкого тяжкое – уныние, особенно если имеет оно споборником неверие, ибо плоды его исполнены смертоносного яда (прп. Ефрем Сирин, 30, 201).
* * *
Предающийся унынию далек от терпения, как больной от здоровья. Посему добродетель познается не в унынии, но в терпении (прп. Ефрем Сирин, 30, 511).
* * *
К истреблению... уныния служит молитва и непрестанное размышление о Боге; размышление же поддерживается воздержанием а воздержание охраняется телесным трудом (прп. Ефрем Сирин, 31, 595). Источник.
* * *
...У злобы всегда одно и то же ухищрение – ввергать нас в уныние во время скорби, чтобы лишить упования на Господа (прп. Макарий Египетский, 67, 450). Источник.
* * *
...Дух уныния обычно нападает на праздного, о котором говорит Премудрый, что он в похотех есть (Притч. 13, 4) (авва Евагрий, 89, 595).
* * *
Бес уныния, который называется также полуденным (ср.: Пс. 90, 6), тяжелее всех бесов. Он приступает к монаху около четвертого часа (по-нашему десятого утра) и кружит душу его часа до восьмого (второго пополудни), и сначала заставляет с неудовольствием видеть, что солнце медленно движется, или совсем не движется, и что день сделался будто пятидесяти часовым. Потом понуждает его почасту посматривать в окно, или даже выходить из кельи – взглянуть на солнце, чтобы узнать, сколько еще до девяти часов, причем не преминет внушить ему поглядеть туда и сюда, нет ли кого из братий. Тут же он вызывает у него досаду на место и на самый род жизни, и на рукоделье, прибавляя, что иссякла любовь у братий и нет утешающего. Если в те дни кто-нибудь оскорбил монаха, то и это припоминает демон к умножению досады. Затем наводит его на желание других мест, в которых удобнее находить необходимое для удовлетворения потребностей, взявшись за мастерство, которое менее трудно, но более прибыльно. К этому прибавляет, что не от места зависит угодить Господу. Богу везде можно покланяться. Связывает с этим воспоминание о домашних и о прежнем довольстве; а тут пророчит долгую жизнь, представляет труды подвижничества, и всякие употребляет хитрости, чтобы монах, наконец, оставя келью, бежал с поприща. За этим бесом другой не тотчас следует. Но кто борется и победит, у того после подвига следует мирное некое состояние, и душа преисполняется неизреченною радостию (авва Евагрий, 89, 604–605).
* * *
Дух уныния отводит слезы, а дух печали подавляет молитву (авва Евагрий, 89, 611).
* * *
...Не унывай, не теряй добрых надежд, не впадай в страсть нечестивых (свт. Иоанн Златоуст, 44, 2). Источник.
* * *
Не демон причиняет уныние, но оно делает демона сильным и внушает худые помыслы (свт. Иоанн Златоуст, 44, 193). Источник.
* * *
Как воры при наступлении ночи, погасив огонь, очень легко могут и похитить имущество, и умертвить владельцев его, так теперь и демон, вместо ночи и мрака наведши уныние, старается похитить все охраняющие помыслы, чтобы, напав на душу, лишенную их и беспомощную, нанести ей бесчисленные раны (свт. Иоанн Златоуст, 44, 193).
* * *
...Тем, которые помышляют о горнем, а не о земном, должно преодолевать не только гнев и похоть, и прочие страсти, но и уныние; потому что оно может причинить нам больше зла, чем эти страсти, и с ним должно мужественно бороться тем, кто не хочет совсем погибнуть (свт. Иоанн Златоуст, 44, 197). Источник.
* * *
...Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демон если в ком властвует, то властвует через уныние, а если уничтожишь уныние, то и от демона не потерпишь никакого вреда (свт. Иоанн Златоуст, 44, 243). Источник.
* * *
Бог вложил уныние в нашу природу не для того, чтобы мы предавались ему неразумно, неблаговременно и при всяких обстоятельствах, и не для того, чтобы губили самих себя, но чтобы получали от него величайшую пользу. Как же мы можем получить от него пользу? Если будем предаваться ему в надлежащее время; а время уныния не то, когда мы терпим зло, но когда делаем зло... Как врачевство сильное, разъедающее и... очищающее нашу порочность, оно, когда прилагается к душе праздной, изнеженной и имеющей в себе великую тяжесть грехов, весьма много помогает принявшему его; а когда прилагается к душе деятельной, подвизающейся, трудящейся, заботливой и подвергающейся бедствиям, то не только не приносит никакой пользы, но и причиняет великий вред, ослабляя ее и делая удобопоражаемою... Оно – такое сильное врачевство, что, когда и к нуждающимся в нем было прилагаемо дольше надлежащего времени, причиняло много зла (свт. Иоанн Златоуст, 44, 243–244).
* * *
...Для христианина... должны быть только два повода к унынию – когда или сам он, или ближний его оскорбит Бога... (свт. Иоанн Златоуст, 44, 244). Источник.
* * *
...Уныние и непрестанные беспокойства могут сокрушить силу души и довести до крайнею изнеможения (свт. Иоанн Златоуст, 44, 463). Источник.
* * *
Кто питается благими надеждами, того ничто не может повергнуть в уныние (свт. Иоанн Златоуст, 45, 75). Источник.
* * *
...Чтобы не унывать нам ни в каких тяжких обстоятельствах, будем усердно внимать повествованиям Писаний <Священных> (свт. Иоанн Златоуст, 45, 335–336).
* * *
Уныние есть тяжкое мучение душ, некоторая неизреченная мука и наказание, горшее всякого наказания и мучения (свт. Иоанн Златоуст, 46, 593). Источник.
* * *
...<Уныние> подобно смертоносному червю, касаясь не только плоти, но и самой души, оно – моль, поедающая не только кости, но и разум, постоянный палач, не ребра рассекающий, но разрушающий даже и силу души, непрерывная ночь, беспросветный мрак, буря, ураган, тайный жар, сожигающий сильнее всякою пламени, война без перемирия, болезнь, затемняющая многое из воспринимаемого зрением (свт. Иоанн Златоуст, 46, 593–594).
* * *
...Уныние тягостнее всех бедствий... оно – вершина и глава несчастий... (свт. Иоанн Златоуст, 46, 598). Источник.
* * *
...Никогда не будем унывать в скорбях и, увлекаясь своими помыслами, не будем предаваться отчаянию; но, имея большое терпение, будем питаться надеждою, зная благое о нас промышление Господа... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 679).
* * *
Душа, пораженная скорбью и объятая облаком уныния, не в состоянии ни спокойно выслушать что-либо полезное, ни сказать (свт. Иоанн Златоуст, 55, 619).
* * *
...Облако уныния, когда становится перед нашей душой, не дозволяет свободно проходить слову, а задушает его и насильственно задерживает внутри (свт. Иоанн Златоуст, 55, 619–620). Источник.
* * *
Как корабль затопляется, когда море бушует, и волны вздымаются со всех сторон, так и душа, когда уныние отовсюду постигнет ее, скоро задыхается, если у нее нет руки, которая бы поддержала ее (свт. Иоанн Златоуст, 55, 807). Источник.
* * *
Блаженный Давид хорошо выразил весь вред этой болезни <уныния> в одном стихе, говоря: воздрема душа моя от уныния (Пс. 118, 28). Хорошо он сказал, что не тело, а душа собственно воздремала. Ибо истинно душа дремлет в рассуждении созерцания добродетелей и рассмотрения духовных чувств, когда будет уязвлена стрелою этой страсти (прп. Иоанн Кассиан, 56, 120–121).
* * *
...Истинный подвижник Христов, который хочет законно подвизаться подвигом для совершенства, должен поспешить выгнать из тайников своей души также и эту болезнь <уныние>, и против этого злейшего духа уныния подвизаться с обеих сторон, так, чтобы сокрушенному стрелою сна, не пасть, и чтобы выгнанному из затвора монастыря, хотя бы под благовидным предлогом, не быть беглецом (прп. Иоанн Кассиан, 56, 121).
* * *
...Кого ни начнет оно <уныние> одолевать с какой-либо стороны, заставит его пребывать в келье ленивым, беспечным, без всякого успеха духовного, или, выгнав отсюда, сделает потом непостоянным во всем, праздношатающимся, нерадивым ко всякому делу... (прп. Иоанн Кассиан, 56, 121).
* * *
...От уныния <рождается> праздность, сонливость, безвременность, беспокойство, бродяжничество, непостоянство ума и тела, говорливость, любопытство... (прп. авва Серапион, 56, 254).
* * *
Как скоро упадешь духом, размысли, сколько благ уготовано верным, и удобно приобретается тобою духовный плод (прп. Нил Синайский, 72, 240). Источник.
* * *
...Душа, когда отовсюду окружило ее уныние, скоро бывает подавлена, если не найдет, кто простер бы к ней руку, и утешил ее (прп. Нил Синайский, 72, 361). Источник.
* * *
Хороню утвердившееся дерево не преклоняется от напора ветров, и уныние не поражает окрепшие души (прп. Нил Синайский, 90, 257). Источник.
* * *
Терпение, благодушие и любовь благодарны и в скорбях; а уныние, льготность и самолюбие радуются покойной жизни (прп. Нил Синайский, 90, 260).
* * *
...Уныние есть изнеможение души, а душа в изнеможении, не имея того, что ей свойственно по естеству, не устаивает мужественно и против искушений (прп. Нил Синайский, 90, 274).
* * *
Безводное облако уносится ветром, а не имеющий терпения ум – духом уныния (прп. Нил Синайский, 90, 274). Источник.
* * *
Как больной не выносит тяжелого бремени, так унылый не в состоянии тщательно исполнить Божии дела, ибо у того телесные силы в расстройстве, а у этого не стало сил душевных (прп. Нил Синайский, 90, 275).
* * *
Во всяком деле определи себе меру, и не оставляй его прежде, чем кончишь; также молись разумно и усиленно, – и дух уныния бежит от тебя (прп. Нил Синайский, 90, 275).
* * *
Во всяких трудах твоих да предводительствует всем мужественное терпение; тугому что против тебя всею злобою ополченным стоит уныние и, наблюдая за твоими трудами, пытает их все, – и если найдет, что какой-нибудь из них не укреплен терпением, то делает его несносно тяжелым (прп. Нил Синайский, 90, 276). Источник.
* * *
Когда во время службы Божией нападет на тебя дух уныния, то, нашептав душе, что псалмопение обременительно, усердия же к нему противоборницею выставив леность, – внушает ускорить псалмопение, чтобы дать плоти отдых, потому что она будто по какой-то причине очень утомлена (прп. Нил Синайский, 90, 276). Источник.
* * *
Когда возьмет уныние, во время ли молитв или от многообразных стужений врага, приводи на память исход и лютые мучения. Лучше, впрочем, прилепляться к Богу молитвою и упованием, чем воспоминать о внешнем, хотя бы оно было и полезное (прп. Марк Подвижник, 89, 541).
* * *
Когда душа начнет уже не похотевать красных земных вещей, тогда прокрадывается в нее большею частию некий унывный дух, который неохотно потрудиться в служении слова не допускает ее, ни твердого желания будущих благ не оставляет в ней, еще же и эту привременную жизнь представляет крайне непотребною, как не имеющую достойных дел добродетели и самое ведение уничижает, как дарованное и другим многим, или ничего особенного нам не возвещающее. Сей теплохладной и разленяющей страсти мы избежим, если в крайне тесные вставим пределы нашу мысль, держа во внимании одну память Божию; ибо только таким образом дух, востекши в свойственное ему горение, может отгнать от себя неразумное оное разленение (блж. Диадох, 91, 37).
* * *
Уныние <рождается> от парения ума, а парение ума от праздности, чтения и суетных бесед, или от пресыщения чрева (прп. Исаак Сирин, 58, 143).
* * *
Во избежание уныния пусть будет у тебя небольшое дело, не возмущающее ума (прп. Исаак Сирин, 58, 145). Источник.
* * *
Уныние часто бывает одною из отраслей, одним из первых исчадий многословия... (прп. Иоанн Лествичник, 57, 102).
* * *
Уныние есть расслабление души, изнеможение ума, пренебрежение иноческого подвига, ненависть к обету, ублажатель мирских, оболгател Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко, как железо, в рукоделии безленостно, в послушании лицемерно... (прп. Иоанн Лествичник, 57, 103). Источник.
* * *
Муж послушливый не знает уныния, через чувственные дела исправляя мысленные и духовные (делания) (прп. Иоанн Лествичник, 57, 103).
* * *
Общежитие противно унынию, а мужу, пребывающему в безмолвии, оно всегдашний сожитель, прежде смерти оно от него не отступит, и до кончины его на всякий день будет бороть его. Увидев келью отшельника, (уныние) улыбается и, приблизившись к нему, вселяется подле него (прп. Иоанн Лествичник, 57, 103).
* * *
Врач посещает больных поутру, а уныние находит на подвижников около полудня (прп. Иоанн Лествичник, 57, 103). Источник.
* * *
Уныние подущает к странноприимству; увещевает подавать милостыню от рукоделия; усердно побуждает посещать больных; напоминает о Том, Который сказал: болен бех, и приидосте ко Мне (ср.: Мф. 25, 36); увещевает посещать скорбящих и малодушествующих; и, будучи само малодушно, внушает утешать малодушных... (прп. Иоанн Лествичник, 57, 103). Источник.
* * *
Бес уныния производит трехчасовое дрожание <т. е. когда поются часы: первый, третий и шестой>, боль в голове, жар, боль в животе; когда же настанет девятый час, дает немного возникнуть; а когда уже и трапеза предложена, понуждает соскочить с одра; но потом, в час молитвы, снова отягощает тело; стоящих на молитве он погружает в сон, и в безвременных зеваниях похищает стихи из уст (прп. Иоанн Лествичник, 57, 103–104).
* * *
Каждая из прочих страстей упраздняется одной, какой-нибудь противной ей добродетелью; уныние же для инока есть всепоражающая смерть (прп. Иоанн Лествичник, 57, 104).
* * *
Мужественная душа воскрешает и умерший ум; уныние же и леность расточают все богатство (прп. Иоанн Лествичник, 57, 104). Источник.
* * *
Когда нет псалмопения, тогда и уныние не является; и глаза, которые закрывались от дремоты, во время правила открываются, как только оно кончилось (прп. Иоанн Лествичник, 57, 104).
* * *
Во время уныния обнаруживаются подвижники; и ничто столько венцов не доставляет иноку, как уныние (прп. Иоанн Лествичник, 57, 104).
* * *
Наблюдай и увидишь, что оно борет тех, которые стоят на ногах, склоняя их к тому, чтобы сели; а сидящих увещевает приклониться к стене; оно заставляет посмотреть в окно кельи, побуждает производить стук и топот ногами. Плачущий о себе не знает уныния (прп. Иоанн Лествичник, 57, 104). Источник.
* * *
Свяжем теперь и сего мучителя памятию о наших согрешениях; станем бить его рукоделием, повлечем его размышлением о будущих благах... (прп. Иоанн Лествичник, 57, 104). Источник.
* * *
Итак, скажи нам, о ты, нерадивый и расслабленный, кто есть зле родивший тебя? и какие твои исчадия? кто суть воюющие против тебя? и кто убийца твой? Он отвечает: «В истинных послушниках я не имею где главу подклонить; а имею дня себя место в безмолвниках, и с ними живу. Родительницы у меня многие: иногда бесчувствие души, иногда забвение небесных благ, а иногда и чрезмерность трудов. Исчадия мои, со мною пребывающие: перемены местопребываний, пренебрежение повелений отца духовного, непамятование о последнем Суде, а иногда и оставление монашеского обета. А противники мои, которые связывают меня ныне, суть псалмопение с рукоделием. Враг мой есть помышление о смерти; умерщвляет же меня молитва с твердою надеждою сподобиться вечных благ; а кто родил молитву, о том ее и спросите» (прп. Иоанн Лествичник, 57, 104–105).
* * *
Уныние происходит иногда от наслаждения, а иногда от того, что страха Божия нет в человеке (прп. Иоанн Лествичник, 57, 183). Источник.
* * *
...Матерь блуда есть объедение; уныния же матерь – тщеславие... (прп. Иоанн Лествичник, 57, 183). Источник.
* * *
Прилежная молитва есть погибель унынию; а память о последнем Суде рождает усердие (прп. Иоанн Лествичник, 57, 210). Источник.
* * *
Узнал я, что бес уныния предшествует бесу блуда и уготовляет ему путь, чтобы, крепко расслабив и погрузив в сон тело, дать возможность бесу блуда производить в безмолвствующем, как наяву, осквернения (прп. Иоанн Лествичник, 57, 226). Источник.
* * *
Если ум долго остается в утехе или печали, то скоро очень впадает в страсть уныния (авва Фалассий, 90, 295).
* * *
Не оскверняй ума твоего удержанием в себе помыслов похоти и гнева, дабы, отпадши от чистой молитвы, не впасть в дух уныния (прп. Максим Исповедник, 91, 169).
* * *
Власть демонов и страстей над человеком усиливается унынием... (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 406). Источник.
* * *
Трудности пути, препятствия, расслабление, уныние – все это случайности, которые приходят и отходят. На них нечего обращать внимание. Надо им противопоставлять убеждение, что цель впереди верна и что средства, кои нам даны, надежно ведут к ней. От этого все тревоги будут отходить, исполняя душу благонадежней (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 203). Источник.
* * *
На дух уныния жалуйтесь Господу и Ангелу-хранителю, и отбежит. Но всяко терпите благодушно. Состояние это есть один из крестов, которые нести неизбежно нам в продолжение жизни своей (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 139). Источник.