Умеренность
...Желающий идти ко Христу кратким путем, т. е. бесстрастием и ведением, и с радостию достигнуть совершенства, должен идти не иначе, т. е. не уклоняясь на правую или левую сторону, но во всем своем пребывании старательно идти царским путем, крепко удаляясь преувеличения и недостаточности (в подвигах); ибо и то и другое возбуждает сластолюбие; не помрачать ум излишеством брашен и бесед и не ослеплять его заботами; но и не возмущать мысль продолжительным постом и бдением (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 27).
* * *
Нет ближайшего пути ко Христу, т. с. к бесстрастию и премудрости Духа, как путь царский, уклоняющийся во всем от преувеличений и недостатков (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 150).
* * *
Если демоны станут склонять сердце твое на подвиги выше сил твоих, не слушай их... (прп. авва Исаия, 89, 296).
* * *
Прав сердцем тот, чей рассудок не допускает ни излишества, ни недостатка в добродетели, но держится средины. Кто от мужества уклонился в недостаток, тот совращается в робость, а кто простерся в излишество, тот переходит в дерзость (свт. Василий Великий, 5, 180). Источник.
* * *
По мере надобности смотри, по мере надобности слушай, по мере надобности говори, по мере надобности отвечай (свт. Василий Великий, 9, 48).
* * *
...Мера употребления – неизбежная необходимость потребности; а употребление сверх потребности доказывает недуг или многостяжательности, или сластолюбия, или тщеславия (свт. Василий Великий, 9, 211). Источник.
* * *
Будем заботиться о необходимом, а не о роскоши. Если станете держаться умеренности, то будете иметь покой (прп. Ефрем Сирин, 30, 67). Источник.
* * *
Не берись как сверх меры за самое высокое, чего не в силах ты совершить, так и за самое маловажное, чтобы увеличилась награда твоя (прп. Ефрем Сирин, 30, 108). Источник.
* * *
Не вдавайся в непомерную работу, потому что хорошо и полезно делать все в меру и в порядке (прп. Ефрем Сирин, 30, 159). Источник.
* * *
Будем искать удовлетворяющего потребности; ибо излишнее и служащее к развлечению нашему бесполезно (прп. Ефрем Сирин, 30, 166). Источник.
* * *
Воздерживаться сверх меры <в пище>... не похвально; и пренебрегать должным воздержанием неполезно (прп. Ефрем Сирин, 30, 393).
* * *
...Умеренность во всем есть совершенство... (свт. Григорий Богослов, 15, 116). Источник.
* * *
Не надобно иметь ни справедливости неумолимой, ни благоразумия, избирающего кривые пути. Лучше всего – во всем мера (свт. Григорий Богослов, 15, 362). Источник.
* * *
Не берись за все горячо, но держись того, что избрал. Лучше прибавлять доброго, нежели убавлять у него что-нибудь. Не тех называем худыми, которые стоят низко, но тех, которые, поднявшись высоко, низко падают (свт. Григорий Богослов, 16, 202). Источник.
* * *
...Мы видим, что земледельцы искусно отделяют смешанную с зерном мякину, так что каждое из них назначается для надлежащего употребления: зерно для поддержания человеческой жизни, мякина для сожжения, также на корм животным. Так и любитель целомудрия, отделяя нужду от удовольствия, как зерно от мякины, последнюю оставляет неразумным, которых кончина в пожжение, как говорит Апостол (Евр. 6, 8), а из того, что необходимо, берет себе, сколько нужно, с благодарением. Но поскольку многие, впавши в другой вид неумеренности, от излишней строгости жизни, незаметно увлеклись в сторону, противную предположенной ими цели, и иным образом отдалив душу свою от высших и Божественных предметов, низвели оную в круг мелочных забот и попечений, обратив ум свой к наблюдению за телом, так что не в состоянии свободно возноситься умом и созерцать горнее, будучи погружены в заботу о том, чтобы удручать и сокрушать свою плоть: то хорошо было бы позаботиться и об этом и равно избегнуть неумеренности, как в том, так и в другом случае, – чтобы ни утучнением плоти не подавить ума, ни опять излишним истощением оной не сделать его слабым и презренным и занимающимся только телесными трудами; но всегда помнить мудрое правило, которое равно воспрещает уклонение как в правую, так и в левую сторону (свт. Григорий Нисский, 24, 379–380). Источник.
* * *
Кто живет умеренно, тот не боится никакой перемены; а кто роскошествует в этой невоздержной и рассеянной жизни, тот, если ему придется по какому-нибудь несчастию или принуждению подвергнуться бедности, скорее умрет, нежели вынесет такую перемену, как не приготовленный и не привыкший к этому (свт. Иоанн Златоуст, 44, 361). Источник.
* * *
...Неумеренное всегда тягостно и неприятно, а умеренное приятно, полезно нам и отрадно (свт. Иоанн Златоуст, 44, 534). Источник.
* * *
...<У тех>, которые живут умеренно, тело здорово, чувства светлы, и с великою легкостью исполняют свое дело, а у неумеренных оно слабо, мягче всякого воска и подвержено множеству болезней... (свт. Иоанн Златоуст, 46, 485).
* * *
Всегдашний напряженный труд производит изнурение и изнеможение, а постоянное послабление ведет к беспечности. Это бывает... и с душою, и с телом. Поэтому мера во всем – прекрасное дело (свт. Иоанн Златоуст, 47, 84). Источник.
* * *
...Не погрешит тот, кто -источником всех зол назовет неумеренность и наше желание во всем перейти за пределы нужды... Действительно, если бы мы захотели и в пище, и в одеждах, и в жилищах, и в других телесных потребностях не искать ничего излишнего, а только необходимого, то от многих зол освободился бы род человеческий (свт. Иоанн Златоуст, 47, 407).
* * *
...Мы все делаем так, как будто не знаем, что за все, превышающее необходимую потребность, должны будем отдать отчет и ответ, как не подлежащим образом употреблявшие то, что нам даровано от Господа. Не на наше ведь только наслаждение мы должны употреблять то, что Он даровал нам, но и на то, чтобы облегчать нужды ближних (свт. Иоанн Златоуст, 47, 407–408).
* * *
От излишества ведь и в телах наших происходит порча соков, и когда составные части нашего тела по чрезмерности выходят из своих границ, то рождаются бесчисленные болезни и страшные случаи смерти. То же самое бывает и с душою (свт. Иоанн Златоуст, 50, 108).
* * *
Умеренная и простая трапеза – мать здоровья (свт. Иоанн Златоуст, 51, 147). Источник.
* * *
...Будем презирать все суетное величие настоящей жизни и во всем соблюдать умеренность, чтобы нам беспечально провести эту жизнь и сподобиться обетованных благ... (свт. Иоанн Златоуст, 52, 457).
* * *
...Умеренная скорбь – благо, и заботы – благо, и бедность – благо; крепкими делают нас и добро, и зло; но то и другое обращается нам во вред, когда бывает не в меру; первое расслабляет, а последнее поражает (свт. Иоанн Златоуст, 52, 471–472).
* * *
Не противно ли здравому смыслу, что неразумные животные не ищут ничего, кроме необходимого, а разумные и одаренные образом Божиим люди делаются и их неразумнее, преступая пределы умеренности? (свт. Иоанн Златоуст, 55, 570).
* * *
...Умеренность, по мнению отцев, состоит в том, чтобы ежедневно употреблять столько пищи, чтобы после вкушения всегда чувствовать голод. Такая мера сохранит душу и тело в одинаковом состоянии и не попустит человеку вдаться ни в чрезмерный пост, ни в пресыщение, подавляющее дух (прп. авва Моисей, 56, 201). Источник.
* * *
Умеренное содержание и душе приносит пользу, и тело делает здоровым; а содержание роскошное вредит и душе, и телу, не давая места в одной – благоразумию, а в другом – здоровью. И первое усмиряет даже врожденные пожелания, а последнее возбуждает желания противоестественные (прп. Исидор Пелусиот, 62, 449).
* * *
...Как роскошь губительна для добродетели, так умеренность обыкновенно разрушает... укрепления порока. Источник.
...Умеренный образ жизни... по большей части уничтожает блудные страсти (прп. Нил Синайский, 72, 77). Источник.
* * *
...Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным (прп. Исаак Сирин, 58, 14). Источник.
* * *
Умеренный пост, бдение и псалмопение обыкновенно упорядочивают устроение тела (авва Фалассий, 91, 329).
* * *
Путь смиренного, умеренного делания есть самый надежный (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 207). Источник.