Источник

Богатство

Блаженны те, которые, имея богатство, чувствуют, что они обогащаются от Господа, ибо кто почувствует это, тот может делать нечто доброе (Св. Ерм, 90, 203).

* * *

Надобно удаляться от имущества, как от неприятеля, убегать от него, как от разбойника, бояться, как меча и яда для обладающих им (сщмч. Киприан Карфагенский, 65, 174). Источник.

* * *

Богатство и окрадывается и бывает отнимаемо сильнейшими, а добродетель душевная – одна есть стяжание безопасное и некрадомое, и притом такое, которое по смерти спасает стяжателей своих. Тех, кои так рассуждают, не увлекает призрачный блеск богатства и других утех (прп. Антоний Великий, 85, 68). Источник.

* * *

Людям надобно или совсем не приобретать ничего излишнего, или, имея то, быть твердо уверенным, что все житейское по естеству тленно, может быть отнято, потеряно и разрушено, и что потому, когда случится что, не должно малодушествовать (прп. Антоний Великий, 85, 76). Источник.

* * *

Богатство есть слепой руководитель и советник несмысленный. Тот, кто употребляет богатство худо, в свое только удовольствие, губит обуморенную душу свою (прп. Антоний Великий, 85, 76). Источник.

* * *

...И вы, уповающие на неверное богатство, послушайте: вам нужна искупительная цена для изведения вашего на свободу, которую вы утратили, будучи побеждены насилием диавола (свт. Василий Великий, 5, 305). Источник.

* * *

Свойство богатства – текучесть. Быстрее потока протекает оно мимо владеющих им и обыкновенно переменяет их одно за другим (свт. Василий Великий, 5, 335). Источник.

* * *

Не пристращайся к богатству душой своей, но извлекай из него пользу; не люби его чрез меру, и как одному из благ не дивись ему, но употребляй его во служение, как орудие (свт. Василий Великий, 5, 336). Источник.

* * *

Горе и богатым, потому что, имея возможность утешать бедных, силу богатства не употребили на то, для чего получили его (свт. Василий Великий, 6, 70).

* * *

...Душе богочестивой богатство служит средством делать добро чрез любообщительность, а душе сластолюбивой и плотолюбивой обращается оно в пособие роскоши (свт. Василий Великий, 6, 93). Источник.

* * *

...<Богатство земное> не долго повеселит тебя, потом утечет и исчезнет, но у тебя потребуют строгого в этом отчета (свт. Василий Великий, 8, 78).

* * *

Если станешь беречь богатство, оно не будет твоим; если станешь расточать, не потеряешь. Ибо расточи, даде убогим, правда его пребывает во век (Пс. 111, 9) (свт. Василий Великий, 8, 91).

* * *

Путь узкий и тесный не приемлет тебя, который не сложил с себя бремени богатства... (свт. Василий Великий, 8, 104). Источник.

* * *

...Богатый всего боится – боится дней, как времени судопроизводства; боится вечеров, как удобных ворам; боится ночей, как мучений от забот; боится утреннего времени, как доступа к нему льстецов; боится не только времени, но и места. Его приводят в ужас нападения разбойников, злоумышления воров, клеветы притеснителей, расхищения сильных, злодеяния домашних, любопытство доносчиков... рассуждения соседей, гнилость стен, падение домов, нашествия варваров, коварство сограждан, приговоры судей, потеря того, что имеет, отнятие того, чем владел. О человек, если такова зима обладания, то где же весна наслаждения? (свт. Василий Великий, 8, 345). Источник.

* * *

Ничто не богатее добродетельной нищеты (свт. Василий Великий, 8, 346). Источник.

* * *

...Если погонитесь за роскошью и за тем, чтоб иметь у себя больше других, то труда много, путь ненадежен, скорбь неутолима и жизнь многопопечительна (прп. Ефрем Сирин, 30, 67). Источник.

* * *

...Кто собирает в свою сокровищницу молитвы и милостыни, тот богатеет в Бога (при. Ефрем Сирин, 30, 161). Источник.

* * *

Лежащему в позолоченном чертоге какая польза от блеска стен и потолков, когда сам он мучится страстями или когда пожирается его тело, угрызаемое внутри змием? (прп. Ефрем Сирин, 30, 501). Источник.

* * *

Если имеешь у себя богатство, не высоко о себе думай, потому что не избавился ты еще от опасностей и злоумышлений, а потому и наслаждение богатством непрочно (прп. Ефрем Сирин, 30, 513). Источник.

* * *

Если нравится нам изобилие, то легко будем уловлены при скудости (прп. Ефрем Сирин, 31, 626). Источник.

* * *

Если же и богатство у себя имеешь, то собирай себе сокровище на небесах благотворениями (прп. Ефрем Сирин, 32, 87). Источник.

* * *

Чем приятнее временное, тем более увеличивает оно бедствие. Как бережливые, лишившись одной или двух драхм, сетуют, уязвляемые любостяжательностью... так богатых преследует еще скорбь, напоминающая им о разлуке с богатством. Особливо если кто увидит себя преклонным к старости, оплакивает себя, как связываемый железными оковами или заключенный в темницу, не находя никакого средства отвратить от себя старость, хотя и думает отстранить памятование о смерти свирелями и тимпанами и прочими музыкальными орудиями (при. Ефрем Сирин, 32, 114). Источник.

* * *

Если есть у кого богатство в руках и достаток, то не полновластный он господин сего, а только приставник, потому что и сам получил сие от другого и опять после него перейдет сие в наследство другому по повелению Создателя. А потому надлежит исповедовать милость Давшего (прп. Ефрем Сирин, 32, 118). Источник.

* * *

Чем более кто богатеет, тем более делается немилосердным и бесчеловечным, и тем паче удерживает руки свои от подаяния милостыни (прп. Ефрем Сирин, 32, 145). Источник.

* * *

Если Богу отдаешь, что дал Он тебе для упражнения, то постыждаешь змия, потому что пренебрег ты суетным и временным наслаждением, которым змий запнул прародителей (прп. Ефрем Сирин, 32, 197). Источник.

* * *

Богатство, которое любили мы, остается позади нас, а неправда предваряет нас у гроба. Блаженны вы, победители, мужественно воспротивившиеся ей! (прп. Ефрем Сирин, 33, 217). Источник.

* * *

Тебя <Господи> ищем мы в молитве, потому что в Тебе заключено все. Тобою да обогатимся, потому что Ты богатство, не изменяющееся от перемены времен (прп. Ефрем Сирин, 33, 337).

* * *

Не сопровождает человека имущество его в час смерти; все, что приобрел человек, отходит и исчезает при дверях гроба (прп. Ефрем Сирин, 33, 389). Источник.

* * *

Где богатые, которые собирали и запасали сокровища на многие годы? Смерть в одну минуту, в одно мгновение ока поглотила жизнь их (прп. Ефрем Сирин, 33, 489).

* * *

Не люби земного богатства, чтобы в наследие не получить себе нищеты (прп. Ефрем Сирин, 34, 295).

* * *

Не приобретай ничего здесь, чтобы не возобладало над тобой высокомерие. Если разумен, то желай и ищи себе нищеты; она обогатит тебя (прп. Ефрем Сирин, 34, 295–296). Источник.

* * *

Не люби украшать внутренность чертога, чтобы наследием твоим не стала тьма кромешная (прп. Ефрем Сирин, 34, 296). Источник.

* * *

Не созидай себе высоких жилищ, чтобы не низойти тебе в бездну (прп. Ефрем Сирин, 34, 296). Источник.

* * *

Богатые! Послушайте сказавшего: богатство аще течет, не прилагайте сердца (Пс. 61, 11); знайте, что полагаетесь на вещь непрочную. Надобно облегчить корабль, чтобы легче было плыть. Может быть, отнимешь что-нибудь и у врага тем, что к нему перейдет твое имущество (свт. Григорий Богослов, 14, 211).

* * *

Желаю также, чтобы ты богател одним Богом, а целый мир почитал всегда наравне с паутинными тканями (свт. Григорий Богослов, 15, 361). Источник.

* * *

Богатство – самый проворный приспешник в худом, потому что при могуществе всего сподручнее сделать зло (свт. Григорий Богослов, 15, 367). Источник.

* * *

Никто не приобретет и не приобретал еще доселе всего, хотя бы и желал; но можно все вдруг презреть и таким образом стать выше всего (свт. Григорий Богослов, 16, 136). Источник.

* * *

Можешь пользоваться своею собственностью, а если не знаешь меры, то знай, что подливаешь яд во все, что ни имеешь теперь у себя. Все, что приходит к тебе неправедно – огонь для тебя, оно губит с собою и то, к чему присовокуплено. Как не утоляет жажды морская вода и любви – продолжительное зрение на любимый предмет, напротив того, любовь воспламеняется вдвое, так для ненасытных приобретаемое ими делается отравой, которая непрестанно возбуждает в них желание еще большего (свт. Григорий Богослов, 16, 220). Источник.

* * *

Золото изострило меч у людей; золото погубило ненасытимого плавателя в волнах весеннего потока; надежда получить золото разорила и меня – огромную и прекрасную гробницу. Для людей несправедливых – все ниже золота (свт. Григорий Богослов, 16, 398). Источник.

* * *

Какое ты зло, о коварное и немилосердное золото! И на живых и на мертвых заносишь неправедную руку (свт. Григорий Богослов, 16, 398). Источник.

* * *

Что служащее к вещественному наслаждению непременно берется из земли или воды – для всякого это явно. Что со тщанием добывается для чрева и снедей, что признается богатством – это смешение земли и воды, и делается и именуется брением. Жадные до сих бренных удовольствий, наполняя себя ими, никогда не сохраняют полного той пустоты, которая их приемлет в себя. Напротив того, непрестанно наполняемое делается пустым для притекающего вновь (свт. Григорий Нисский, 18, 277). Источник.

* * *

Вы, сотворенные разумными и имеющими ум, который служит истолкователем и учителем Божественных повелений, не обольщайтесь преходящим. Приобретите то, что никогда не оставляет приобретшего; определите меру пользованию жизнию. Не все ваше, но часть пусть принадлежит и <нуждающимся> любезным Богу. Ибо все принадлежит Богу, общему Отцу. Мы же – как бы братия родные; братьям же всего лучше и справедливее разделять наследство поровну. В противном случае, если один присвоил себе более, чем другой, остальные пусть воспользуются хотя частью. Если же кто захотел бы быть господином всего вообще, лишая братьев части... тот злой тиран, непримиримый варвар, ненавистный зверь, радостно отверзающий пасть только на пищу; таковый суровее даже самых зверей. Ибо и волк допускает волка в еду, и собаки также во множестве терзают один труп; он же, ненасытный, никого из единоутробных не допускает к участию в богатстве. Тебе достаточно умеренного стола; не пускайся в это море необузданного пирования. Ибо тебе угрожает жестокое кораблекрушение, не о подводные камни сокрушающее, но ввергающее в глубочайшую тьму, откуда впавший туда никогда не выйдет (свт. Григорий Нисский, 24, 406).

* * *

Хорошо богатеть кротостью и любовью (авва Евагрий, 85, 602).

* * *

Не пожелай иметь богатство для раздаяния бедным. Ибо и это есть лесть лукавого, часто приходящего в видах тщеславия и ввергающая ум в дела многомятежные (авва Евагрий, 85, 618).

* * *

Как вещественное богатство умножается тем, что любители его не пренебрегают и малейшими прибылями, так то же и с духовным <богатством> (свт. Иоанн Златоуст, 45, 35).

* * *

Кто же богат: тот ли, кто терзается из-за малого или кто презирает все? (свт. Иоанн Златоуст, 45, 66).

* * *

...Кто презирает богатство, тот, простираясь далее, будет легко презирать и смерть... (свт. Иоанн Златоуст, 45, 369). Источник.

* * *

...Кто занят богатством, есть раб не только богатства, но и славы и почестей настоящей жизни и всего вообще житейского (свт. Иоанн Златоуст, 45, 369). Источник.

* * *

...Кто владел богатством, тому нелегко вырваться из оков его; такое множество недугов объемлет его душу, то есть страстей, которые как бы густое и темное облако, заграждая взоры ума, не попускают взирать на небо, но заставляют преклоняться вниз и смотреть в землю (свт. Иоанн Златоуст, 45, 489). Источник.

* * *

...Богат не тот, кто имеет многое, но тот, кто не нуждается во многом... (свт. Иоанн Златоуст, 45, 799).

* * *

Бог попустил тебе иметь больше других не для того, чтобы ты тратил на блудодеяние, и пьянство, и пресыщение, и дорогие одежды, и на другие предметы роскоши, но для того, чтобы ты уделял нуждающимся (свт. Иоанн Златоуст, 45, 805). Источник.

* * *

Где богатство и хищничество, там виден волк; где богатство и свирепость, там вижу льва, а не человека; он погубил свое благородство неблагородством пороков (свт. Иоанн Златоуст, 45, 854). Источник.

* * *

...Богатство – это беглец неблагодарный, раб неверный; наложи на него тысячу цепей – он уйдет и с цепями (свт. Иоанн Златоуст, 46, 33). Источник.

* * *

Не богатство – зло, а любостяжание и сребролюбие (свт. Иоанн Златоуст, 46, 34). Источник.

* * *

Авраам был богат, но не был сребролюбив, потому что не заглядывал в чужой дом, не любопытствовал о чужом имении, но, выходя (из своего дома), смотрел, нет ли где странника, нет ли где нищего, чтобы помочь нищете и принять путника (свт. Иоанн Златоуст, 46, 34). Источник.

* * *

Богат не тот, кто приобрел много, но тот, кто много роздал (свт. Иоанн Златоуст, 46, 34). Источник.

* * *

Нет ничего обманчивее богатства: оно сегодня с тобою, а завтра против тебя; оно со всех сторон вооружает против тебя завистливые глаза... (свт. Иоанн Златоуст, 46, 35). Источник.

* * *

<Богатство> – это неприятель, живущий под одним с тобою кровом, это враг домашний (свт. Иоанн Златоуст, 46, 35).

* * *

Ничто так не возбуждает зависти, как человек богатый, а если еще присоединится гордость, то двойная пропасть открывается перед ним, и все объявляют ему жесточайшую войну (свт. Иоанн Златоуст, 46, 36). Источник.

* * *

Заботящиеся только об украшении своего дома, богатые только внешними благами, нерадят о внутренних благах и не обращают внимания на то, что душа их пуста, нечиста и покрыта паутиной. Но если, презрев внешнее, они всю свою заботливость обратят на душу свою и будут украшать ее со всех сторон, душа таких людей сделается жилищем Христовым (свт. Иоанн Златоуст, 46, 36). Источник.

* * *

...Только те владеют богатством, которые и употреблением его не дорожат, и наслаждение им презирают (свт. Иоанн Златоуст, 46, 37). Источник.

* * *

...Не будем почитать богатство великим благом: великое благо – не деньги нажить, но стяжать страх Божий и благочестие (свт. Иоанн Златоуст, 46, 38). Источник.

* * *

Богатых... постигают многие болезни, а бедные не впадают в руки врачей (свт. Иоанн Златоуст, 46, 40). Источник.

* * *

Имея надобность во многих лицах, он <богатый> принужден многим льстить и угождать с великим раболепством; бедного же, если он благоразумно ведет себя, не может одолеть и диавол (свт. Иоанн Златоуст, 46, 41).

* * *

Не будем считать богатство чем-либо великим и не станем думать, будто золото лучше грязи; достоинство вещества зависит не от естественных свойств его, но от нашего мнения о нем (свт. Иоанн Златоуст, 46, 268). Источник.

* * *

...Как нельзя удержать тень, так и житейские предметы: одни из них разрушаются при смерти, а другие еще прежде смерти уплывают быстрее всякого потока (свт. Иоанн Златоуст, 46, 474). Источник.

* * *

...Богатство не приносит никакой пользы имеющему его без благочестия (свт. Иоанн Златоуст, 46, 486).

* * *

Трать его <богатство> на нужное, когда имеешь его, чтобы, когда лишишься, тебе иметь двоякую пользу – уготованную тебе награду за прекрасную трату и происходящее от презрения любомудрие, которое бывает полезно во время лишения богатства (свт. Иоанн Златоуст, 46, 698).

* * *

Если ты богат, – подумай, что отдашь отчет: на блудниц истратил ты деньги или на бедных; на тунеядцев и льстецов или на нуждающихся; на распутство или на человеколюбие; на удовольствие, лакомство и пьянство или на вспоможение несчастным? (свт. Иоанн Златоуст, 47, 7). Источник.

* * *

Таково свойство духовного богатства: оно подобно потокам вод или, лучше, превосходит и их обилие, умножаясь тем более, чем более почерпающих его. Входя в душу каждого, оно не разделяется и не уменьшается, но принимается каждым всецело и остается постоянно неиждиваемым и никогда не оскудевающим (свт. Иоанн Златоуст, 47, 35).

* * *

...Я не богатых обвиняю и не богатство осуждаю, а худое употребление богатства, истрачиваемого на распутство (свт. Иоанн Златоуст, 47, 53). Источник.

* * *

Хотя бы и многи и многоценны были приобретения, но если нет могущего распоряжаться ими с добродетелью, то все погибнет и уйдет вместе с ним и может принести приобретателю крайний вред... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 336).

* * *

...Не богатство денежное, но богатство душевное доставляет нам удобство к милостыне (свт. Иоанн Златоуст, 47, 342).

* * *

...Если <применить богатство> на хищение, любостяжание и обиды, то ты обратил употребление его к противному, но не богатство причиною этого, а тот, кто употребил богатство в обиду ближним (свт. Иоанн Златоуст, 47, 366).

* * *

...Богатый, занятый многими заботами, надменный гордостью, происходящей от богатства, преданный лености и беспечности, не с великою ревностью и не с великим усердием принимает врачевство слушания Писаний... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 366).

* * *

Богатство, как дикий зверь, если удерживают его – оно убегает, если расточают – остается: расточи, говорится в Писании, даде убогим, правда его пребывает во век (Пс. 111, 9) (свт. Иоанн Златоуст, 47, 411).

* * *

(Богатство) – это неблагодарный раб, неутолимый человекоубийца, неукротимый зверь, скала, обрывистая со всех сторон, подводный камень, непрерывно обуреваемый волнами, море, вздымаемое бесчисленными ветрами, свирепый тиран, властелин жестче всякого варвара, враг непримиримый, неприятель неумолимый, не прекращающий никогда своей вражды к тем, которые владеют им (свт. Иоанн Златоуст, 47, 431).

* * *

...Богатство, если его запирают и закапывают, бывает свирепее льва и везде наводит страх. А если ты выведешь его из мрака и посеешь в недра бедных, то этот зверь становится овцою, предатель – защитником, подводный камень – пристанью... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 432). Источник.

* * *

Почему тебе, человек, богатство кажется драгоценным? Конечно, по удовольствию, получаемому от трапез?.. Потому что ты можешь отмщать оскорбляющим тебя и быть для всех страшным? Других причин представить ты не можешь, кроме удовольствия, лести, страха и мщения, потому что обыкновенно богатство отнюдь не делает никого ни мудрее, ни целомудреннее, ни смиреннее, ни благоразумнее; не делает ни добрым, ни человеколюбивым; не ставит выше ни гнева, ни чрева, ни удовольствий; не учит ни умеренности... и никакой другой добродетели не вселяет и не насаждает в душе (свт. Иоанн Златоуст, 47, 483). Источник.

* * *

<Богатство> не только не способно насаждать или возращать что-нибудь доброе, но если даже найдет добро, уже находящееся в человеке, то повреждает, останавливает и иссушает его; а иное и вовсе истребляет и вносит противное тому – безмерное невоздержание, непристойную раздражительность, несправедливый гнев, гордость, надменность, безумие (свт. Иоанн Златоуст, 47, 484).

* * *

Разве человеколюбивый Господь для того дал тебе много, чтобы ты данное тебе употребил только в свою пользу, остальное же запер в сундуках и кладовых? Нет, не для этого, но для того, чтобы, по апостольскому увещанию, твой избыток восполнял недостатки других (2Кор. 8, 14) (свт. Иоанн Златоуст, 48, 186).

* * *

Истинное богатство и неоскудеваемое имение состоит в том, чтобы желать только нужного и надлежащим образом употреблять излишнее. Такой (человек) никогда не может опасаться бедности, не будет терпеть скорбей и испытывать беспокойств, он будет безопасен и от клеветы, свободен от злоумышленников и, вообще сказать, будет жить в невозмутимом мире, наслаждаясь спокойствием и тишиною; и что всего важнее и выше всех благ, такой (человек) получит много милостей Божиих, как верный распорядитель имения своего Господа (свт. Иоанн Златоуст, 48, 409). Источник.

* * *

Постараемся не увеличивать только свое имущество, но и заботиться о справедливости... Что пользы в чужой стороне оставить богатства, а в истинном своем отечестве не иметь и необходимо нужного? (свт. Иоанн Златоуст, 48, 528).

* * *

...Умножение богатства ничего больше не приносит нам, кроме умножения забот, беспокойств и бессонницы (свт. Иоанн Златоуст, 48, 547). Источник.

* * *

...Юность и сама по себе слаба и удобопреклонна ко злу, а когда получит еще большее богатство, то еще стремительнее увлекается ко всему худому (свт. Иоанн Златоуст, 48, 637). Источник.

* * *

Как огонь, нашедши горючее вещество, производит сильнейшее пламя, так и юность, получив кучу денег, как удобовозгораемое вещество, возжигает такое пламя, что вся душа юноши воспламеняется (свт. Иоанн Златоуст, 48, 637). Источник.

* * *

Отсюда <от богатства> рождаются: роскошь, неуместные удовольствия и бесчисленное множество зол (свт. Иоанн Златоуст, 48, 713).

* * *

...Если бы все были богаты, то все стали бы жить в праздности, и тогда бы все расстроилось и погибло (свт. Иоанн Златоуст, 48, 826–827). Источник.

* * *

...Богатство для невнимательных служит средством к порокам... (свт. Иоанн Златоуст, 49, 32).

* * *

...Кто хвалится вещами житейскими, тот нисколько не отличается от людей, веселящихся во сне (свт. Иоанн Златоуст, 49, 46).

* * *

...Пусть никто не гоняется за обилием богатства. Отсюда происходит много зол для невнимательных: гордость, леность, зависть, тщеславие и другие гораздо большие (свт. Иоанн Златоуст, 49, 133). Источник.

* * *

Как птица уловляется и детьми, и сетями, и силками, и другими бесчисленными средствами, так и богатый уловляется и друзьями, и врагами. Он живет даже в большей опасности, нежели птица, имея множество людей, которые ловят его, а прежде всех – свои порочные пожелания; он изгнанник, всегда зависящий от обстоятельств времени; он боится и свирепости палачей, и гнева царя, и коварства от льстецов, и обмана от друзей; когда восстают на него враги, он трепещет больше всех; и когда бывает мир, он опасается козней, потому что не имеет богатства прочного и неотъемлемого. Потому он постоянно скитается... (свт. Иоанн Златоуст, 49, 137). Источник.

* * *

Есть богатство истинное, есть и ложное. Ложное состоит в имуществе, а истинное – в добрых делах (свт. Иоанн Златоуст, 49, 139).

* * *

Богатство состоит не в том, чтобы богатеть, а в том, чтобы не желать богатства (свт. Иоанн Златоуст, 49, 563). Источник.

* * *

Богатства, по свойству своему, не только не придают славы обладающим ими, но совершенно уничтожают ее. Тех, которые хвалятся их обилием, все признают людьми жестокими, бесчеловечными, негодными и чуждыми любомудрия (свт. Иоанн Златоуст, 49, 576). Источник.

* * *

...Никогда не будем стремиться к тому, чтобы быть богатыми, но к тому, чтобы только Бог благоволил к нам. При Божием благоволении мы, будучи и бедными, можем быть радостны; когда же Бог гневается, то хотя бы мы были богатыми и состоятельными, мы все будем томиться от печали (свт. Иоанн Златоуст, 50, 311).

* * *

Если же бы Он <Бог> даровал каждому богатство, то этим самым Он отнял бы средства к добродетели, а потому Он распределил блага всем не поровну, для того чтобы грехи, которые происходят от любви к богатству, не распространились на всех... Но Бог дал богатство богачу затем, чтобы он утешал скорби бедности (свт. Иоанн Златоуст, 50, 354).

* * *

Если бы богатство было прямо добром, то и владеющие им должны бы быть добрыми; но если не все богатые добродетельны, а только те, которые хорошо пользуются богатством, то очевидно, что богатство само по себе есть не прямо добро, но некоторое средство к добродетели, занимающее среднее место (свт. Иоанн Златоуст, 50, 435). Источник.

* * *

Кто попрал страсть к богатству, тот всех богаче (свт. Иоанн Златоуст, 51, 51).

* * *

Раб Христов не будет рабом богатства, но его властелином (свт. Иоанн Златоуст, 51, 98).

* * *

Богатство обыкновенно само ищет того, кто его бегает и убегает того, кто его ищет; не столько чтит ищущего его, сколько презирающего; ни над кем так не издевается, как над своими искателями; и не только издевается над ними, но и опутывает их бесчисленными узами (свт. Иоанн Златоуст, 51, 98). Источник.

* * *

Есть люди, которые до того преданы этой тиранической власти <богатства>, что самый вид золота производит над ними особенное действие, и они для шутки говорят, что и для глаз полезно смотреть на золотую монету. Но не шути так, человек! Поистине ничто так не вредит и телесным, и душевным очам, как эта страсть. Пагубная любовь эта погасила светильники неразумных дев и лишила их брачного чертога <...> Что может быть беззаконнее этого взгляда? Что ужаснее? Не о веществе денег говорю я, но о безмерной и необузданной к ним страсти (свт. Иоанн Златоуст, 51, 99).

* * *

Мы всеми силами стараемся приобрести землю и за несколько десятин земли и домов не только не жалеем денег, но даже проливаем кровь, а для приобретения неба не хотим пожертвовать и самыми избытками, между тем как могли бы купить его за малую цену и, купивши <его>, обладать им вечно. Потому-то мы и подвергнемся крайнему наказанию, если придем туда наги и нищи, и не за свою только бедность <в милостыне> будем терпеть несносные мучения, но и за то особенно, что и других вовлекли в подобное состояние. В самом деле, если язычники увидят, что и мы, сподобившись великих таинств, привязаны к земному, то тем более сами будут прилепляться к нему. Чрез это мы сами собираем сильнейший огонь на главу нашу. Нам надлежало бы учить их презирать все видимое, а мы вместо того больше всех возбуждаем в них пристрастие к нему. Как же мы можем спастись, когда должны будем подвергнуться истязанию за погибель других? (свт. Иоанн Златоуст, 51, 129).

* * *

...Кто рабствует богатству – и здесь и там <по смерти> всегда будет в узах, а не имеющий этой страсти и здесь и там будет свободен. Чтобы и нам достигнуть этой свободы, сокрушим тяжкое ярмо сребролюбия и воскрылимся к небу, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа... (свт. Иоанн Златоуст, 51, 129).

* * *

Подобно тому, как, видя узника, у которого и шея, и руки, а часто и ноги в железах, ты почитаешь его крайне несчастным, так и, видя богатого, владеющего неисчетными сокровищами, не называй его счастливым, но за то-то самое и считай его самым злополучным. В самом деле, кроме того, что он в узах, при нем находится еще жестокий страж темничный – злое любостяжание, которое не позволяет ему выйти из темницы, но приготовляет для него тысячи новых оков, темниц, дверей и затворов; и, ввергнувши его во внутреннюю темницу, еще заставляет его услаждаться своими узами, так что он не может даже найти и надежды освободиться от зол, его угнетающих. И если ты проникнешь мыслью во внутренность души его, то увидишь ее не только связанною, но и крайне безобразною, оскверненною и наполненною червями (свт. Иоанн Златоуст, 51, 147).

* * *

...Ничто столько не заставляет любить богатство, как тщеславие (свт. Иоанн Златоуст, 51, 234).

* * *

...Не закапывай в землю ни золота, ни чего-либо другого тому подобного, потому что сокровище ты собираешь для червя, тли и для воров. Хотя ты и сбережешь его от этих истребителей, но не сохранишь своего сердца от порабощения и прилепления ко всему земному, – потому что где будет сокровище твое, там будет и сердце твое (свт. Иоанн Златоуст, 51, 236–237). Источник.

* * *

Богатство соединяет в себе два противоположных зла: одно сокрушает и омрачает – это есть забота; другое расслабляет – это есть роскошь (свт. Иоанн Златоуст, 51, 467).

* * *

Если Господь не пощадил для нас Самого Себя, то чего будем достойны мы, когда, дорожа богатством, не щадим души своей, за которую Он не пощадил Себя? (свт. Иоанн Златоуст, 51, 521). Источник.

* * *

...Любовь к богатству превратила и ниспровергла все и истребила истинный страх Божий. Как таран разрушает крепость, так и она ниспровергла души людей (свт. Иоанн Златоуст, 51, 616).

* * *

Хотя бы мы в остальных отношениях и были добродетельны, богатство истребляет все эти добродетели (свт. Иоанн Златоуст, 51, 643).

* * *

...Приращение богатства более и более возжигает пламя страсти и делает богачей беднее прежнего... (свт. Иоанн Златоуст, 51, 645). Источник.

* * *

...Знай, что не умножением богатства, но истреблением в себе страсти к нему прекращается зло (свт. Иоанн Златоуст, 51, 648). Источник.

* * *

Страсть эта <любовь к богатству> разоряла многие дома, воздвигала жестокие войны и заставляла прекращать жизнь насильственной смертью. Да еще и прежде этих бедствий она помрачает добрые качества души и часто делает человека малодушным, слабым, дерзким, обманщиком, клеветником, хищником, лихоимцем и вообще имеющим в себе все низкие качества (свт. Иоанн Златоуст, 51, 648).

* * *

Как же можно спастись богатому? Все стяжание свое делая общим для нуждающихся, как поступал Иов, изгоняя из души пристрастие к большему и ни в каком случае не преступая пределов необходимого (свт. Иоанн Златоуст, 51, 751). Источник.

* * *

Рассуди: что такое золото? Земля и прах... Рассуди и устыдись, как ты прах делаешь своим владыкою... (свт. Иоанн Златоуст, 51, 880).

* * *

Любовь к богатству противна <чужда> любви к поучениям (свт. Иоанн Златоуст, 52, 19).

* * *

Для того-то Бог и не позволяет нам любить богатство и славу, чтобы они не овладевали нами. А когда мы достигнем такого совершенства, то Он и подаст нам их с великою щедростью (свт. Иоанн Златоуст, 52, 33). Источник.

* * *

Не будем думать, будто любовь к богатству сама по себе сильна: вся сила заключается в нашей беспечности (свт. Иоанн Златоуст, 52, 496).

* * *

...Богатым мы назовем того, кто презирает все настоящее, потому что никто, поистине никто не решится пренебречь этими ничтожными вещами – серебром, золотом и другими призрачными благами, если не имеет любви к большему <небесному>... (свт. Иоанн Златоуст, 52, 546).

* * *

Пристрастный к богатству никогда не будет в состоянии пользоваться им; он будет рабом и стражем его, но не господином (свт. Иоанн Златоуст, 52. 597).

* * *

Кто любит богатство, тот не будет любить даже ближнего, а, между тем, нам заповедано ради Царствия любить самих врагов (свт. Иоанн Златоуст, 52, 597).

* * *

Пристрастные к богатству часто не признают самой природы. Такой человек ни родства не знает, ни знакомства не помнит, ни возраста не почитает, никого не имеет другом, но ко всем проявляет враждебное расположение, больше же всех – к самому себе, не потому только, что губит душу свою, но и потому, что обременяет себя бесчисленными заботами, трудами и печалями (свт. Иоанн Златоуст, 52, 597).

* * *

...Душа богатого исполнена всех зол: гордости, тщеславия, бесчисленных пожеланий, гнева, ярости, корыстолюбия, неправды и тому подобного (свт. Иоанн Златоуст, 53, 132).

* * *

...Над богатыми диаволу нет нужды много трудиться, богатство делает их совершенно готовыми к падению (свт. Иоанн Златоуст, 53, 446).

* * *

...Скажи мне, почему ты стоишь, с изумлением смотря на богатство и готовый лететь к нему? Что ты видишь в нем удивительного и достойного остановить на себе взоры твои? <...> Дорогие ли одежды, а в них сладострастная душа, поднятые вверх брови, беготня и волнение? Но неужели все это достойно удивления? Чем эти люди отличаются от нищих, которые пляшут на рынке и играют на свирели? Они, одержимые сильным голодом добродетели, пляшут свою пляску, которая смешнее пляски нищих, когда бегают и кружатся то по роскошным обедам, то по домам непотребных женщин, то в толпе льстецов и тунеядцев. Хотя они и в золото одеты, но особенно жалки потому, что заботятся больше всего о том, что не имеет для них никакого значения. Не смотри на одежды, но раскрой их душу и вглядись, не полна ли она бесчисленных ран, не одета ли в рубище, не одинока ли она и не беззащитна ли? Какая польза в этом безумном пристрастии к внешнему? Гораздо лучше быть бедным, но жить добродетельно, чем быть царем, но порочным. Бедный сам по себе наслаждается всяким душевным удовольствием и, вследствие внутреннего богатства, не чувствует наружной бедности. А царь, наслаждаясь тем, что ему вовсе не прилично, наказывается в том, что в особенности ему должно быть свойственно, и мучится в душе помыслами и совестью, преследующими его и среди удовольствий. Зная это, отвергнем золотые одежды и усвоим себе добродетель и удовольствие, происходящее от добродетели. Таким образом, и здесь и там мы насладимся многою радостью и достигнем обетованных благ... (свт. Иоанн Златоуст, 53, 522).

* * *

Богатые в настоящей жизни ничем не отличаются от малых детей, которых беспокоят щенята, так как все лают вокруг них, теребят их и тащат, не только люди, но и низкие страсти, чревоугодие, пьянство, лесть и всякого рода распутство (свт. Иоанн Златоуст, 53, 562). Источник.

* * *

...Станем презирать имущество, чтобы не быть и нам презренными от Христа; станем пренебрегать богатством, чтобы приобрести его. Если мы будем беречь его здесь, то несомненно погубим и здесь и там, а если будем раздавать его со многою щедростью, то в той и другой жизни насладимся великим благополучием (свт. Иоанн Златоуст, 53, 566).

* * *

Рабство богатства тяжелее всякого мучения, о чем хорошо знают все те, которые удостоились освободиться от него. Потому, чтобы и вам узнать эту прекрасную свободу, разорвите узы, бегите от сетей, пусть у вас в доме хранится не золото, но то, что дороже бесчисленных богатств – милостыня и человеколюбие. Это дает нам дерзновение перед Богом, а золото покрывает нас великим стыдом и много содействует диаволу влиять на нас (свт. Иоанн Златоуст, 53, 676). Источник.

* * *

Не говори же, почему один богат, несмотря на то, что порочен, а другой беден, несмотря на то, что праведен?.. Праведник не терпит никакого вреда от бедности, напротив, еще более прославляется, а злой человек ведется богатством к мучению, если не переменится, и еще прежде наказания богатство часто бывало для него причиною многих зол и ввергало его в бесчисленные пропасти. Бог же попускает это, с одной стороны, в знак свободы (человеческой) воли, с другой – для научения прочих не бесноваться и не гоняться за деньгами (свт. Иоанн Златоуст, 54, 293). Источник.

* * *

Богатство имеет только наружность светлую, внутри же исполнено мрака... (свт. Иоанн Златоуст, 54, 394). Источник.

* * *

...Приобретение богатства соединено с великим бесчестием. Оно душу делает гнусною – а что бесчестнее этого? (свт. Иоанн Златоуст, 55, 415).

* * *

Если больной не слушается предписаний врачей – это хуже болезни. А богатство именно это производит, отовсюду воспаляя душу и не позволяя врачам приблизиться к ней (свт. Иоанн Златоуст, 55, 416). Источник.

* * *

...Богатство делает (людей) безумными и бешеными (свт. Иоанн Златоуст, 55, 417). Источник.

* * *

Подлинно, богатство есть терние, которое вовсе не приносит плода, видом безобразно, неприятно в употреблении, уязвляет того, кто дотрагивается до него, и не только само не приносит плодов... но и для желающих стяжать его составляет препятствие. Терние служит пищею для неразумных верблюдов, оно снедь для огня <...> Равным образом и богатство ни на что не бывает полезно, но служит только к тому, чтобы разжигать пещь (геенскую), воспламенять тот день, который будет гореть подобно раскаленной печи; чтобы питать в вас безумные страсти: злопамятство и гнев (свт. Иоанн Златоуст, 55, 593).

* * *

Если желаешь обогатиться, сделайся бедным <милостынею>. Таковы-то чудные дела Божии. Не хочет Он, чтобы ты был богат вследствие собственных усилий, но по Его милости (свт. Иоанн Златоуст, 55, 694).

* * *

Чем больше ты будешь богатеть, тем больше будешь рабствовать, если же будешь презирать свойственное рабам, то сделаешься славным в доме Царском (свт. Иоанн Златоуст, 55, 833–834). Источник.

* * *

...То и ужасно, что тот, кто оставляет здесь нажитые им богатства, уходит с бременем сделанных им при своем обогащении грехов. Выгоды от своих богатств он лишается, а от заслуженного благодаря им осуждения не освобождается. Его наследник пожинает плоды его трудов, а наказание несет один только он. Тот, кто не приобретал, пользуется и наслаждается, а кто приобрел... – терпит мучения, получив одну только выгоду – подвергнуться наказанию (свт. Иоанн Златоуст, 55, 946). Источник.

* * *

...Будем расточать богатство на бедных, чтобы истощить тамошний огонь, чтобы погасить его, чтобы там иметь дерзновение (свт. Иоанн Златоуст, 56, 16).

* * *

...Богатство заключает в себе еще то зло, что неправедно приобретший его, совершая грехи безнаказанно, никогда не перестает совершать их, получает раны неисцельные, и никто <из людей> не налагает на него узды (свт. Иоанн Златоуст, 56, 25).

* * *

Видишь ли человека любостяжательного и имеющего большое богатство – не устремляй туда око свое: это грязь, дым, дурное испарение, тьма, великая теснота, беспокойное изнурение (свт. Иоанн Златоуст, 56, 156). Источник.

* * *

...Так сильна эта болезнь у многих людей и так велика власть богатства, что многие не могут выносить отречения от него даже на словах... (свт. Иоанн Златоуст, 56, 161).

* * *

...Богатство обычно не делает ни более мудрым, ни более воздержанным, ни добрым, ни человеколюбивым: не вводит и не насаждает в душе и никакой другой добродетели. И ты не можешь сказать, что оно вожделенно и желательно для тебя ради какого-либо из этих благ, потому что оно не только не может насаждать и возделывать ни одного из них, а, напротив, даже вредит и мешает им, если найдет их имеющимися уже налицо, а некоторые даже и совсем исторгает и вводит то, что противоположно им... Плененные этим недугом не в состоянии слышать, как их обвиняют и обличают, будучи всецело преданы удовольствию и став через это самое рабами... Потому ли богатство кажется вам желанным и высокоценным, что оно питает в вас тягчайшие страсти, доводя гнев до дела, вздувая пузыри больного честолюбия до громадных размеров и возбуждая к гордости? Потому самому нужно без всякой оглядки бежать от него, что оно поселяет в нашей душе диких и свирепых зверей, чрез которых лишает ее чести... (свт. Иоанн Златоуст, 56, 555).

* * *

Тогда как нас ожидают такие блага <небесные>, мы все еще пристращены к настоящим и не помышляем о коварстве диавола, который чрез малое лишает нас великого; дает грязь, чтобы похитить небо; показывает тень, чтобы отвратить от истины, обольщает сновидениями (а ничто иное настоящее богатство), чтобы, когда настанет день, показать нас беднее всех (свт. Иоанн Златоуст, 56, 561).

* * *

...Любовь к богатству бесконечна, и чем дальше ты будешь идти, тем дальше будешь отстоять от конца, и чем больше будешь желать чужого, тем сильнее будут увеличиваться мучения (свт. Иоанн Златоуст, 56, 564).

* * *

Бог сделал тебя богатым, чтобы ты помогал нуждающимся, чтобы искуплял свои грехи спасением других; дал тебе деньги не для того, чтобы ты запирал их на свою погибель, а чтобы расточал для своего спасения (свт. Иоанн Златоуст, 56, 564–565). Источник.

* * *

Есть... богач, который грабит все у всех, и есть богач, который отдает свое имущество бедным; один богатеет, собирая, другой – расточая, один сеет землю, другой возделывает небо (свт. Иоанн Златоуст, 56, 672). Источник.

* * *

...Богатство часто может служить ко благу, по слову Апостола, который богатым в настоящем веке заповедует быть щедрыми, общительными, собирающими себе сокровище, долженствующее быть добрым основанием для будущего, чтобы достигнуть истинной жизни (1Тим. 6, 17–19), и, по Евангелию, оно полезно тем, которые приобретают себе друзей богатством неправедным (т. е. вещественным) (Лк. 16, 9). Но то же самое богатство обращается и во зло, как скоро собирается только для сбережения или для роскоши, а не употребляется в пользу нуждающихся (авва Феодор, 57, 263).

* * *

Если же надмевает тебя неправедно собранное богатство, то оно скоро изблюется тобою, потому что по природе своей течет и не постоит на месте. А ты возбудишь великий смех, прилепившись к преходящему, как к чему-то постоянному (прп. Исидор Пелусиот, 61, 107). Источник.

* * *

...Если любим богатство и нерадим о благотворительности, то из Божественного Писания известно нам, что такой человек предастся продолжительному горению в огне (прп. Исидор Пелусиот, 61, 196). Источник.

* * *

...Богатый в роскоши яств и виссонной одежде имеет покровом своим геенну и геенский огонь (прп. Исидор Пелусиот, 61, 215).

* * *

Что имеешь у себя богатство, это справедливо, а что удерживаешь его у себя, это несправедливо. Сделай его общим достоянием, чтобы чрез это сделалось оно твоим, во время нужды став искупительною ценою и умилостивительною жертвою (прп. Исидор Пелусиот, 61, 232). Источник.

* * *

Не богатства... ищи; оно – отец гордыни, родитель презорства, податель сластолюбия, виновник всякого порока; похищает у человека приверженность его к Богу... (прп. Исидор Пелусиот, 62, 327). Источник.

* * *

По нашему мнению, богатее и могущественнее всех поправшие любовь к богатству, к которым всеми силами стараемся быть причисленными. Если и многие поклонились, как вавилонскому образу, сему мучителю – богатству, то мы, подражая мужеству трех отроков, хотя бы звуки труб и свирелей и всех музыкальных орудий, носясь по воздуху, оглашали наш слух, и разжигаема была пещь нищеты, не обратим внимания на тимпаны и рога и на всю прочую величавость богатства, но если должно будет впасть и в пещь, изберем бедность, чтобы не поклониться богатству; и любомудрие для нас будет как роса, здесь посреди шумящая (ср.: Дан. 3, 50) и доставляющая всякую свободу, и там уготовляющая венцы терпения (прп. Исидор Пелусиот, 63, 166). Источник.

* * *

Если, видя себя утопающим в неправедном богатстве, почитаешь богатым, а любомудрствующих видя борющимися, как с лютым зверем, с нищетою, признаешь несчастными, то знай – то самое, что думаешь о них, в сравнении с ними терпишь ты. А если не чувствуешь сего, это не удивительно, потому что и беснующиеся, в безумии делая то, что они делают, ублажают самих себя, а в подлинном смысле здоровых осмеивают (прп. Исидор Пелусиот, 63, 395).

* * *

Довольствоваться малым – вот определение богатства; желание большего и большего – вот признак нищеты (прп. Исидор Пелусиот, 63, 440).

* * *

Богатство, если имеешь, – расточай, а если не имеешь, – не собирай (прп. Нил Синайский, 70, 235). Источник.

* * *

Не веселись при богатстве, потому что заботы о нем всего чаще и против воли отлучают человека от Бога (прп. Нил Синайский, 70, 247).

* * *

Богатым прежде всего надлежит по заповеди отложить богатство свое, как тяжелую ношу, препятствующую вести истинную во Христе жизнь, а потом взять крест на рамена свои и последовать Христу Господу. Ибо нет возможности, чтоб понес кто-либо то и другое – и богатство и крест (прп. Симеон Новый Богослов, 74, 194). Источник.

* * *

Горе, душа, собравшим богатства, потому что они возжелают там получить каплю (воды) (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 65). Источник.

* * *

Все... которые откладывают (и копят) богатства, суть нищие и даже хуже всех нищих – ибо нагими, как выброшенная падаль, они (повергаются) в могилы, будучи и в настоящей жизни несчастными и в будущей – странниками (и пришельцами) (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 65). Источник.

* * *

Ты хочешь, душа моя, владеть одеждами и богатством? Послушай, я покажу тебе сейчас вечное богатство. Кайся со слезами, презирай все, будь нищею духом и сердцем, будь нестяжательной в деньгах и странницей в мире, будь противницей своих противных желаний и, (упокоеваясь) в воле единого Владыки твоего, ревностно последуй стопам Его... возопи и громко воскликни. И Он, обернувшись, милостивым оком взглянет на тебя и даст тебе немного посмотреть на Себя, и, скрывшись от очей твоих, опять оставит тебя. Тогда ты, бедная, горько восплачешь и возрыдаешь, тогда станешь просить (себе) смерти, не вынося скорби и не терпя разлуки с Пресладким Владыкой. Он же, видя тебя в крайней нужде и весьма постоянною в плаче и сетовании, опять внезапно явится и озарит тебя, опять покажет тебе неисчерпаемое богатство – неувядающую славу Отчего лика, и, исполнив радости, возвеселит тебя, как и прежде, и таким образом преисполненною радости оставит тебя. Та же радость, которая бывает от мирских слов и помыслов, мало-помалу оставит тебя и придет к тебе печаль. И так снова, как и прежде, ты горько восплачешь, и возрыдаешь, и взыщешь Его, Виновника веселия. Подателя радости, Который есть прочное и поистине всегда пребывающее богатство (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 66). Источник.

* * *

Чтоб получить истинное, свойственное вам, неотъемлемое достояние, сохраните верность Богу при распоряжении срочно-вверенным. Не обманите себя: не сочтите земного имущества собственностью! (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 235). Источник.


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle