Таинства
Дух Твой, <Господи>, влиян в наш дух, ибо вот на теле нашем крещение Твое, в составе нашем Животворящая Плоть Твоя; Твоя, Господи, есть в нас часть (прп. Ефрем Сирин, 34, 391).
* * *
...Святый жертвенник <престол>, которому предстоим, по природе есть обыкновенный камень, ничем не различный от других плит, из которых строятся наши стены и коими украшаются полы, но поскольку он посвящен на служение Богу и принял благословение, то он есть святая трапеза, чистый жертвенник, которому касаются уже не все, но только священники, да и те с благоговением. Хлеб опять, пока есть обыкновенный хлеб, но когда над ним будет священнодействовано Таинство, называется и бывает Телом Христовым. То же бывает и с таинственным елеем; то же с вином; сии предметы малоценны до благословения, после же освящения Духом каждый из них действует отличным образом. Та же сила слова производит так же почтенного и честного священника, новым благословением отделяя его от обыкновенных простых людей. Ибо тот, кто вчера и прежде был одним из многих, одним из народа, вдруг оказывается вождем, предстоятелем, учителем сокровенных таинств; и таким он делается, нисколько не изменившись по телу или по виду, но оставаясь по видимости таким же, каким был, некоторою невидимою силою и благодатию преобразовался по невидимой душе к лучшему (свт. Григорий Нисский, 25, 6–7).
* * *
...Тому, кто намеревается приступить к священным и страшным Таинствам, надлежит быть трезвенным и бодрым, свободным от всякого житейского попечения, исполненным великого целомудрия и великой ревности, исторгнуть из ума всякие помыслы, чуждые Таинствам, и сделать храмину свою во всех отношениях чистою, как намеревающемуся принять самого Царя... (свт. Иоанн Златоуст, 46, 253).
* * *
...Абие изыде кровь и вода (Ин. 19, 34). Не без значения и неслучайно истекли эти источники, но потому, что из того и другого составлена Церковь. Это знают посвященные в Таинства: водою они возрождаются, а Кровию и Плотию питаются. Так, отсюда получают свое начало Таинства; и потому, когда ты приступаешь к страшной Чаше, приступай так, как бы ты пил от самого ребра (свт. Иоанн Златоуст, 52, 577).
* * *
Человек ничего не привносит в них <Таинства> от себя, но все – дело силы Божией; Бог действует на вас в Таинствах (свт. Иоанн Златоуст, 54, 76).
* * *
По делам, словам и мыслям праведен только Один <Господь>; а через веру, благодать и покаяние много праведников (прп. Марк Подвижник, 70, 38).
* * *
...Люди крещаются в воде, погружаются в нее и вынимаются из нее три раза, во образ тридневного погребения Господня, и после того, как умрут в ней всему этому злому миру, в третьем вынутии из нее являются уже живыми, как бы воскресшими из мертвых, т. е. души их оживотворяются и опять приемлют благодать Святаго Духа, как имел ее и Адам до преступления. Потом (крещеные) помазуются святым миром, и посредством его помазуются Иисусом Христом, и благоухают преестественно... Они <христиане> вкушают Плоть Его и пьют Кровь Его и, посредством освященных хлеба и вина, соделываются сотелесными и сокровными Воплощшемуся и Принесшему Себя в жертву Богу. После сего уже невозможно, чтобы над ними господствовал и тиранствовал грех... (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 24–25).
* * *
Таинствами христианской Церкви верующий приводится в соединение с Божеством, в чем существенное спасение, запечатление веры делом веры, принятие отселе залога вечных благ (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 500).
* * *
При посредстве церковных Таинств мы вступили в существенное общение с Господом и пребываем в этом общении при посредстве этих Таинств (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 142).
* * *
И ныне Христос действует! И ныне Дух Святый совершает спасительные знамения в христианских Таинствах! (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 276–277). Источник.
* * *
Преподобному Дионисию случилось быть в местечке, называемом Турия, для исповеди тамошних христиан, так как они питали к нему чувство особенного благоговения и преданности. В Турии был один отъявленный и давний враг Божественного Таинства исповеди, не только не исполнявший никогда этого христианского долга, но и насмехавшийся над всеми, кто исполнение его считал необходимым условием для очищения себя от греховных скверн. Узнав об этом несчастном, преподобный Дионисий просил, чтобы убедили его прийти к нему для беседы. Несчастный послушался. Но вместо того чтобы принять наставления святого старца, он начал отвергать перед ним силу исповеди, так что преподобный, сильно огорченный его демонским вольномыслием, строго сказал: «Так как ты развращаешь правые пути Господни и издеваешься над моими словами и над заповедями Христовыми, то будет рука Господня на тебе и гнев без милости на доме твоем. Пусть через тебя уцеломудрятся и другие!» С этими словами преподобный оставил несчастного и удалился в свою пустыню. Суд Божий не замедлил. Едва только удалился преподобный, беззаконник впал со всем своим домом в недуг, от которого умерло его семейство, а сам он остался в жалком и страдальческом положении. Тогда некоторые из его сродников возвестили о нем святому и убедительно просили его прийти и оказать помощь несчастному. Сострадательный старец отправился в селение, но не застал того человека живым: несчастный испустил дух без христианского напутствия. Преподобный горько жалел о том событии (96, 47).
* * *
Во времена царей Льва и Александра один князь, живший в Пелопоннесе, купил себе отрока родом из скифов и отдал его пресвитеру, чтобы прислуживать тому в домашней церкви. Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, выяснилось, что он не крещен. Князь призвал пресвитера и повелел ему окрестить мальчика. По совершении Таинства отрок пришел к своему господину, держа свечу. Князь попросил мальчика пригласить к нему крестившего его пресвитера. Отрок, придя в церковь, увидел там священника и, вернувшись, возвестил князю, что того, кто крестил, в храме нет. Князь удивился этому и послал другого отрока позвать пресвитера. Когда священник пришел, то выяснилось, что он был в храме. Князь сказал новокрещенному, почему он говорил, что в храме нет того, кто крестил его. Отрок же сказал, что крестил его не этот пресвитер, ибо тот, кто совершал Таинство над ним, светился, как солнце, а лицо его блистало, как молния. И когда служил тот страшный муж, этот священник стоял вне храма, связанный железными цепями по рукам и ногам, и держали его два страшных изувера, пока не кончил служение солнцеобразный муж. Услыхав это, князь удивился, и его объял страх. Взяв священника за руку, он ввел его в свою комнату и спросил, что значат слова отрока? Пресвитер, упав перед князем на колени, со слезами сказал: «Так как Господь и Бог мой не скрыл от тебя правды, то выслушай следующее.
На своей родине, соблазненный врагом душ наших, я впал в согрешение. Когда узнал об этом мой епископ, то дал мне епитимию – более не священнодействовать. Я же, будучи беден и без служения не имея на что жить, пришел в эту страну. Ты же, господин мой, умилосердился надо мной и принял меня в свой дом. Я же, окаянный, поправ свою совесть и правила Божии, забыв вечные и страшные муки, служил до сего дня. Но так как Бог открыл тебе обо мне, я уже более недостоин взирать на тебя, моего господина». Князь сказал ему на это, что полезнее было бы для него просить себе хлеба, чем ради временной жизни попрать заповедь Божию и дерзнуть приступить к Божественному служению. «Но так как Бог человеколюбив и принимает искренне кающихся, то иди в монастырь и кайся все остальное время своей жизни, да милостив будет к тебе Господь за твое нечестие. Я же думаю, что нет тяжелее греха, когда иерей, будучи запрещен, дерзнет служить Литургию»,– сказав это, князь отпустил пресвитера в монастырь (113, 13).
* * *
Поведал авва Арсений Великий об одном скитянине, великом по подвижничеству и славном по вере, но погрешавшем в ней по невежеству: скитянин говорил, что в Святом Причащении мы приемлем не Тело Христово, но образ Тела Христова в виде хлеба. Об этом услышали два старца. Зная, что говоривший велик по жительству, они поняли, что он говорит это не по злонамеренности, а по неведению и простоте. Они пришли к нему и сказали: «Отец! Мы слышали о некоем брате, что он произнес мнение, несогласное с учением правой веры, а именно, что в Святом Причащении мы принимаем не Тело Христово, но образ Тела Христова в виде хлеба». Старец отвечал: «Говорил это я». Они начали его убеждать: «Не думай так, отец, но исповедуй по преданию Святой Соборной Апостольской Церкви. Мы веруем, что хлеб есть само Тело Христово, а в чаше – сама Кровь Христова, а отнюдь не образы. Хотя непостижимо, каким образом хлеб может быть Телом, но так как Господь сказал о хлебе сие есть Тело Мое (Мф. 26, 26), то мы веруем, что хлеб есть истинное Тело Христово». Старец на это сказал: «Если я не буду удостоверен самим опытом, то пребуду в сомнении». Они предложили ему: «Будем молиться Богу в течение всей следующей недели, чтобы Он объяснил нам Таинство, и веруем, что Бог откроет». Старец с радостью принял предложение. Он молил Бога так: «Господи! Ты знаешь, что я не верю не по злонамеренному упорству. Господи Иисусе Христе, открой мне об этой тайне, чтобы я не пребывал в заблуждении по причине неверия». Также и старцы, придя в свои хижины, молили Бога в течение всей недели об этой тайне и говорили: «Господи Иисусе Христе! Открой об этой тайне старцу, чтобы он не пребывал в неверии и не погубил своего труда». И послушал их Бог. По прошествии недели они пришли в церковь, сели все трое на одной циновке, и отверзлись им очи. Когда был предложен хлеб на Святой Трапезе, тогда увидели эти три старца Младенца вместо хлеба. Когда же иеромонах простер руку, чтобы преломить хлеб на Святой Трапезе, то сошел с неба Ангел Господень с ножом в руке, заклал Младенца, и Кровь из него излил в Чашу. Когда иеромонах преломлял хлеб, Ангел резал Младенца на малые части. Когда приступили к принятию Святых Тайн, неверовавшему старцу подано было кровавое мясо. Увидев это, старец испугался и возопил: «Господи! Верую, что хлеб есть Тело Твое!» И немедленно мясо в его руке оказалось хлебом, по обычаю Таинства. Он причастился, прославя Бога. Старцы сказали ему: «Бог ведает, что люди не могут употреблять сырого мяса, а потому Он прикрыл Свое Тело видом хлеба, а Кровь – видом вина». Два старца возблагодарили Бога, не попустившего подвигу собрата сделаться тщетным (107, 52). Источник.
* * *
Однажды сатана, приняв образ пресвитера, пришел к авве Иоанну и всем видом показывал, будто очень спешит и хочет побыстрее преподать ему Причастие. Но авва Иоанн, узнав его, сказал: «Отец всякого обмана и всякого лукавства, враг всякой правды! Ты не только непрестанно обольщаешь души христиан, но и дерзнул надругаться над самими Святыми Таинствами». Диавол отвечал ему: «Не удалось мне уловить тебя. Подобным способом я обольстил одного из твоих братий и, лишив рассудка, довел его до сумасшествия. Многие праведники усердно молились за него и едва смогли привести его в разум». Сказав это, демон удалился (102, 137).
* * *
Поведал старец, что епископу одного города возвестили, что из числа замужних жен-христианок две ведут развратную жизнь. Опечалило епископа это известие. Подозревая, что, может быть, и другие ведут себя подобным образом, он обратился с молитвой к Богу, прося разрешения недоумения, чего скоро и удостоился. Посте Божественного Страшного Жертвоприношения, когда присутствовавшие приступали один за другим к принятию Святых Тайн, епископ видел на лице каждого состояние его души. Лица грешных мужей видел он черными, как бы выгоревшими от зноя; глаза у них были красные, кровавые. У других же людей лица были светлые, а одежды – яркой белизны. Тело Господне одних, принимавших его, сожигало и опаляло, других просвещало, соделывало подобными свету; входя в уста, оно разливало свет по всему телу. Между этими мужами были и пустынножители, и проводившие жизнь в супружестве. После мужчин стали приступать женщины. И между ними увидел епископ одних с черными лицами, с красными, кровавыми глазами, других – с лицами белыми и светлыми. Вместе с другими женами подошли и те женщины, которые были обвинены перед епископом. Особое внимание обратил он на них, и увидел, что они приступают к Святому Таинству со светлыми и чистыми лицами, облеченные в мантии необыкновенной белизны. Когда они сделались причастницами Таинства Христова, то как бы осветил их свет. Снова обратился епископ к молитве, умоляя Бога объяснить показанное ему в откровении. Ему предстал Ангел Господень и повелел спрашивать обо всем. Святой епископ немедленно спросил о двух женщинах, справедливо ли они были обвинены. Ангел отвечал, что все сказанное о них верно. Тогда епископ возразил Ангелу: «Каким же образом, когда они причащались Тела Христова, лица их сияли, на них были белые мантии и от них исходил немалый свет?» Ангел сказал: «По той причине, что они раскаялись в своих поступках и отступили от них. Они посредством слез, воздыханий и исповеди сделались достойными Божественного Дара. Вдобавок они дали обещание: если получат прощение в прежних грехах, никогда не позволять себе более порочного поведения. За это они удостоились божественного изменения, разрешены от грехов, с тех нор живут воздержанно, благочестно и праведно». Епископ удивился не столько изменению жен – это случается со многими, – сколько дару от Бога, Который не только избавил их от вечной муки, но даже сподобил благодати. Ангел сказал ему: «Справедливо удивляешься, как человек! Но Господь и Бог наш и ваш по естеству Своему благ и милосерд. Оставляющих свои греховные деяния и приступающих к Нему Он посредством исповеди не только избавляет от вечной муки, но и удостаивает почестей. Так Бог возлюбил мир, что Сына Своего Единородного дал за него. Сын Божий, когда люди были Его врагами, благоволил умереть за них, тем более освободит их от адских казней, когда они сделались Его домочадцами и приносят покаяние в совершенных ими проступках. Он предоставит им наслаждение блаженством, которое Сам приуготовил для них. Знай то, что никакие человеческие согрешения не побеждают Божиего милосердия, если только люди посредством покаяния и добрыми делами очистят прежде содеянные грехи. Всеблагой Бог знает немощь вашего рода, крепость страстей, силу и хитрость диавола, прощает, как сынов, людей, впадающих в согрешения, ожидает их исправления, долго терпя. Когда они обращаются и умоляют, благость Его снисходит к немощным, разрешает их мучения и дарует блага, приготовленные праведным». Епископ спросил Ангела: «Прошу тебя, объясни мне и значение различных видов, которые принимают лица согрешающих различно». Ангел сказал ему: «Те, у которых лица светлы и радостны, живут в воздержании, чистоте и правде, скромны, сострадательны и милосердны. Те же, у которых лица черны, преданы любодеянию и прочим беззакониям. Те, у кого глаза были красными и кровавыми, живут в злобе и неправде, любят обманывать, лукавствовать – это хулители и человекоубийцы». Ангел присовокупил: «Помогай тем, которым желаешь спасения. Потому и услышана твоя молитва, чтобы, просвещенный видением, ты объяснил своим ученикам грехи, чтобы исправлял их наставлениями и увещаниями, усвоял их посредством покаяния умершему ради них и воскресшему из мертвых Господу Иисусу Христу. По степени сил, усердия и любви к своему Господу заботься о всех них, чтобы они от грехов своих обращались к Богу, открыто говори им, каким они подвержены грехам, уговаривай, чтобы не отчаивались они в своем спасении. Когда они будут приносить покаяние и обращаться к Богу, получат спасение своим душам и обилие будущих благ. Ты же, подражая Господу, Который оставил небо и сошел на землю для спасения человеков, получишь величайшую награду» (107, 544). Источник.