Суд Страшный
Господь нелицеприятно судит мир; каждый получит мзду по своим делам: если он был добр, то благость его предходит ему; если нечестив, то возмездие за нечестие последует за ним (ап. Варнава, 95, 30). Источник.
* * *
Помышляй о том судилище, перед коим ты должен предстать, и попекись всеми силами исполнять должное, чтобы не заградились там уста твои, и ты не был осужден, не нашедши себе никакого оправдания в страшный оный час (прп. авва Исаия, 60, 42).
* * *
Ежедневно имейте смерть перед очами, внимательно размышляя о том... как вам предстать перед Богом в тот страшный день Суда, когда будет определяться должное воздаяние каждому за дело, слово и помышление (прп. авва Исаия, 60, 78).
* * *
Да не заградятся уста твоя, не имея, что отвечать перед святыми! Если ты, подобно мудрым девам, имеешь елей в сосуде своем, чтобы встретить Жениха (см.: Мф. 25, 4) и не быть оставленным вне чертога; если ты знаешь, что дух твой, душа и тело соединены так, чтобы ты мог явиться без всякого порока в день Господа нашего Иисуса Христа... (прп. авва Исаия, 60, 108).
* * *
Горе нам, если Господь потребует нас на Суд, прежде нежели мы покаемся (прп. авва Исаия, 60, 193).
* * *
...Не восстанет против тебя иного обвинителя, кроме самых дел, из которых каждое явится в собственном своем виде: предстанут блуд, татьба, прелюбодеяние, напоминая и ночь, и образ грехопадения, и отличительное его свойство, и вообще предстанет всякий грех, принося с собою ясное напоминание свойственного ему признака (свт. Василий Великий, 5, 305). Источник.
* * *
Тебе нельзя сказать в день Суда: я не знал добра; тебя обличают собственные твои весы, достаточные к различению добра и зла (свт. Василий Великий, 5, 335). Источник.
* * *
Ныне Бог – помощник обращающихся от пути злого, а тогда <на Суде> – страшный и неумытный исследователь человеческих дел, слов и помышлений. Ныне пользуемся долготерпением, а тогда познаем правосудие, когда восстанем – одни на вечное мучение, а другие для вечной жизни, и каждый получит по делам своим (свт. Василий Великий, 9, 74).
* * *
Велик будет страх, и трепет, и исступление в час тот... когда соберет <Господь> нелицеприятное судилище, и отверзутся страшные сии книги, где написаны наши и дела, и слова, и все, что сказали и сделали мы в сей жизни и что думали скрыть от Бога... испытующего сердца и утробы... (ср.: Апок. 2, 23) (прп. Ефрем Сирин, 32, 326).
* * *
Тогда потребуются от каждого исповедание веры, обязательство крещения, вера чистая от всякой ереси, печать несокрушенная и хитон неоскверненный... У всех, вписавшихся в гражданство в Святой Церкви, потребуется отчет по силе каждого: сильнии же сильне истязани будут... (Прем. 6, 6); и ему же дано будет много, много взыщется от него (Лк. 12, 48); и в нюже меру мерит, возмерится ему (ср.: Мк. 4, 24)... (прп. Ефрем Сирин, 32, 327–328). Источник.
* * *
...Слова наши или осудят, или оправдают нас в час тот (см.: Лк. 19, 22). Каким же образом будут все допрашиваемы? Пастыри, т. е. епископы, будут вопрошены и о собственном их житии, и о пастве их; у каждого потребуют словесных овец, которых принял он от Пастыреначальника Христа. Если же по нерадению епископа погибнет овца, то кровь ее взыщется от рук его. Подобным образом и пресвитеры дадут ответ за Церковь свою, а вместе и диаконы, и всякий верующий дадут ответ за дом свой, за жену, за детей... воспитывал ли он их в наказании и учении Господни (Еф. 6, 4), как заповедал Апостол. Тогда вопрошены будут цари и князи, богатые и бедные, великие и малые о всех делах, какие сделали... (прп. Ефрем Сирин, 32, 330).
* * *
Лучше быть судиму, как немудрому, нежели быть осуждену, как мудрому... (прп. Ефрем Сирин, 32, 629). Источник.
* * *
Занимаешься ли работой, или молишься, или ходишь, или сидишь, или ешь, или постишься, или лежишь, бодрствуя на постели своей, или другое что делаешь, да не престает ум твой размышлять и уста твои говорить о Суде. Рассуждай же в сердце своем так: «Чем буду оправдываться перед Судиею? Есть ли кто другой подобный мне грешник? Как загладить мне грехи свои?» (прп. Ефрем Сирин, 33, 149). Источник.
* * *
...Для нас на Суде будут узами обличение, стражею предстояние с подсудимыми, порабощением совесть и стремление произволения, приводимое в бездействие исследованием Судии (прп. Ефрем Сирин, 33, 206).
* * *
Все... бывающее с каждым из нас в веке сем, скорбное ли то или приятное, имеет конец, потому и проходит со временем. Но что будет по исшествии из жизни, то бессмертно. Поэтому будем содержать в уме день Суда, чтобы смысл наш совершен был о Господе (прп. Ефрем Сирин, 33, 233).
* * *
Ни один сердечный помысл не останется гам неоткрытым, ни один взор очей не избежит Суда. И срамное слово, сказанное тайно и шепотом, будет в тот день обнаружено перед праведным Судиею, Который сокровенное судит открыто. И небо, и землю призовет Он быть с Ним на Суде: и горние, и дольние предстанут со страхом и трепетом. И небесные воинства, и полчища преисподних вострепещут перед немилующим Судией, Который прийдет, сопровождаемый ужасом и смертью (прп. Ефрем Сирин, 34, 101). Источник.
* * *
Восстанет Бог на Суд и вознесется над врагами Своими. Ужасом объята будет тварь и станет как мертвая. Восстанет Бог на Суд, и всякий порядок придет в расстройство, и нестерпимы будут для тварей гнев и ярость Судии. Восстанет Бог на Суд, и небо, и земля разорятся, весь мир разрушится, все красоты его исчезнут. Восстанет Бог на Суд нечестивых и непокорных, и тварь обратится в прах. Кто в состоянии вынести силу Его? Падут перед Ним все высоты и низринутся все долины; и небо, и земля прейдут и исчезнут, как дым. Всю тварь совьет Он и бросит, как одежду, чтобы в ярости своей покарать врагов Своих, возненавидевших Его. Как в ризу облекался Он во вселенную, и теперь во гневе Своем сложит с Себя, чтобы совершить Суд над презрителями. Как разгневанный человек в досаде своей сбрасывает с себя одежды, чтобы отомстить своему противнику, наказать врагов своих, так Судия повергнет всю тварь Свою на нечестивых и мятежных, которые презирали, оскорбляли и уничижали Его. И тварь не стерпит гнева Судии, пламенеющего яростию на врагов и нечестивцев. И перед Ним, и окрест Его огонь попаляет и поедает грешных и безбожных. И все те, которые не чтили и уничижали Его, издеваясь над Его долготерпением, как сухие ветви истреблены будут исходящим от Него огнем. Небо омрачится от ужаса: какой же нечестивец спасется тогда? Море высохнет от страха: какой же беззаконник останется в живых? Вся земля сгорит: какой же грешник избегнет наказания? Огнь возгорится от Господа и всюду потечет на отмщение; и небо, и земля, и море воспламенятся, как солома (прп. Ефрем Сирин, 34, 102–103). Источник.
* * *
Если праведные едва могут остаться живыми среди ужасов Суда, то куда низринутся нечестивые и грешные? И пламенные Серафимы не отваживаются умолять о помиловании при виде огненного прещения, но стоят в страхе и трепете и безмолвствуют как мертвые. И святые не просят о пощаде, потому что восходит дым гнева Его, и содрогаются они от опасения сгореть вместе с грешными. Когда Царь во гневе совершает суд над врагами Своими, тогда гнев Его вместе со злыми угрожает и тем, которые стали бы за них умолять Его о милосердии (прп. Ефрем Сирин, 34, 103–104). Источник.
* * *
Судия восседает на огненном престоле; окрест Его море пламени, и река огненная течет от Него подвергнуть испытанию все миры. И в людей вложил Он огня Своего, чтобы не попалил их оный огнь, когда воспламенит Он всю тварь и будет очищать ее как в горниле. Если этот огнь сохраняется теперь и не утушен грехами, то сохранившие в себе сей огнь спасутся от оного страшного попаления. А если в ком утушен он грехами и не сохранен святостью жизни, то все таковые для того огня, от которого сгорит мир, будут то же, что солома. Царь сходит со Своего места, чтобы совершить суд над землею; с великим страхом и трепетом сопровождают Его воинства Его. Мощные Чины сии приходят быть свидетелями грозного Суда; и все люди, сколько их было и есть на земле, предстают Царю. Сколько ни было и не будет рожденных на свете, все придут на сие позорище, видеть Суд (прп. Ефрем Сирин, 34, 104). Источник.
* * *
Даже Ангелы содрогаются, когда вещает Судия, и воинства огнезрачных духов предстоят с трепетом. Какой же дам ответ, когда вопросят меня о тайных делах, которые там для всех будут обнаружены? (прп. Ефрем Сирии, 34, 202). Источник.
* * *
...Срамные дела мои предварят меня на Суде и будут обвинять бедную мою душу... (прп. Ефрем Сирин, 34, 204). Источник.
* * *
Кто может устоять перед строгим Правосудием, которое требует отчета даже и в мановении очей, не оставляет без исследования ни одного взгляда? Но приступите, выслушайте и ободритесь! Как ни строго истязание Правосудия, но если человек покается, одна капля слез изглаждает рукописание долгов его (прп. Ефрем Сирин, 34, 214). Источник.
* * *
Велик страх в этот день Суда, когда каждый даст отчет в делах своих, в помыслах и даже в мановении очей (прп. Ефрем Сирин, 34, 222). Источник.
* * *
Терзаться и беспредельно мучиться будет сердце наше, когда прейдет все, возбуждавшее в нас похотения, когда всякий предстанет обнаженным и поведен будет к ответу. Тогда горе тому, кто, подобно мне, сделал множество беззаконий, кто грешил и скрывал свои грехи, чтобы не быть посрамленным здесь! Там, в день Суда, будут указывать на него перстами (прп. Ефрем Сирин, 34, 222). Источник.
* * *
Все люди вострепещут в тот день, когда каждый... сам собою или оправдается, или осудится (прп. Ефрем Сирин, 34, 222). Источник.
* * *
Мир преходит, как ничто, но последний Суд останется непреложным. Не влеки меня на праведный Суд Твой, потому что не оправдится перед Тобою всяк живый (Пс. 142, 2) (прп. Ефрем Сирин, 34, 229). Источник.
* * *
Все облекутся там в душевное сокрушение, кроме одних совершенных. Восскорбят нечестивые, потому что не думали о конце, – грешники, потому что не искали спасения в покаянии; восскорбят любившие правду, если не пребыли постоянными, – и каявшиеся, если не исправились благовременно. Когда увидят они там венцы победителей, тогда тысячи из них приведут себе на память жизнь свою, узнают полноту блаженства труждающихся и обремененных, узнают, как превосходна была жизнь их, сколько благ и милостив Господь к чтущим Его (прп. Ефрем Сирин, 34, 239–240). Источник.
* * *
Правда отверзет... <на Суде> уста свои на укоризну, а всякие другие уста заградятся и будут осуждены. На всякого изольется правда, а благость отнимется. Такое воздаяние ожидает сынов человеческих, о каком и не помышляли они (прп. Ефрем Сирин, 34, 240).
* * *
Страшен и ужасен день суда Твоего, Спаситель наш, когда откроются греховные тайны. Посему трепещу, Господи, и объемлюсь ужасом, ибо грехи мои превзошли меру. Будь ко мне милостив по щедротам Твоим, о Благий и Благосердый! (прп. Ефрем Сирин, 34, 242). Источник.
* * *
Великое горе ленивому, который зарыл в землю и сребро свое, и лихву! Трепет обымет душу, когда вопросят ее о сделанном ею. Взыщет она взорами на Суде братьев и друзей своих, пришли ли они и помогают ли ей. Не помыслит уже о богатстве, об имени, о роскоши, о забавах. Несчастным назовет того, кто в мире сем приобретал себе больше потребного. Как жестоко... то разлучение, какое произведет Бог в день испытания! Куда бежать мне от скорби? Где искать прибежища и помощи? (прп. Ефрем Сирин, 34, 267). Источник.
* * *
Страшен Суд Твой, ужасно наказание Твое, Господь всея твари! Кто в состоянии будет стерпеть, когда воссядешь Ты на Престоле Своем, когда возгремит в высоте звук рога и страшная труба издаст глас свой? В тот день да вознесут с нами моление и небо, и земля, и все, что на них; и Плоть Твоя, которую Ты дал нам в снедь, и Крещение Твое, которым Ты облек нас, да защитят нас на Суде и да избавят от геенского мучения (прп. Ефрем Сирин, 34, 270–271). Источник.
* * *
Суд без милосердия и огнь неугасимый ждут нас. Помни о сем, душа моя, позаботься избавиться от сего и возьми с собою добрые дела в дар Судие (прп. Ефрем Сирин, 34, 301). Источник.
* * *
Горе тебе, бедная <душа>! Долго ли заниматься тебе преходящим? Вострепещи и ужаснись того огня, который возгрела ты себе поленами неправд своих (прп. Ефрем Сирин, 34, 323).
* * *
Там место таким приговорам, которые неотменяемы; определение Суда сего непреложно, и цари не могут оного нарушить (прп. Ефрем Сирин, 34, 388). Источник.
* * *
Последний Суд таков же, как и тот, первый, на котором за преступного Адама понесла проклятие земля; и терпят наказание – за Адама земля, за виновных сатана (прп. Ефрем Сирин, 34, 391–392). Источник.
* * *
В день Суда всякого обымет ужас; потому что в день этот будут сокрушаться все, кроме единого только великого сонма совершенных (прп. Ефрем Сирин, 35, 62). Источник.
* * *
Кто верует, что будет Суд, тот не судит ни одного человека, но себя паче блюдет и охраняет даже от, малого и неважного худа (прп. Ефрем Сирин, 91, 487).
* * *
...Когда Бог будет обличать нас, Сам противостанет нам, поставит перед лицом нашим грехи наши – сих тяжких обвинителей, – когда полученные нами благодеяния противоположит нашим беззакониям, будет одно наше помышление поражать другим помышлением и одно дело осуждать другим делом, когда взыщет с нас за то, что достоинство образа Его поругали и омрачили мы грехом, и наконец предаст нас казни, после того как обличим и осудим сами себя, и нельзя уже будет сказать нам, что страждем несправедливо? Для страждущих здесь это служит иногда утешением в осуждении, но там кто будет заступником? Какой вымышленный предлог, какое ложное извинение, какая хитро придуманная вероятность, какая клевета на истину обманет судилище и превратит Суд правый, где у всякого кладется на весы все – и дело, и слово, и мысль, где взвешивается худое с добрым, чтобы тому, что перевесит и имет верх, и с тем, чего больше, соображаться приговору, после которого нельзя ни перенесть дела в другое судилище, ни найти высшего судии, ни оправдаться новыми делами, ни взять елея для угасших светильников у мудрых дев или у продающих, после которого не помогает раскаяние богатого, страждущего во пламени и заботящегося об исправлении родных, и не дается срока к перемене жизни? Напротив того, Суд сей будет единственный, окончательный и страшный... или лучше сказать: потому и страшный, что он праведен. Тогда подставятся престолы, Ветхий Денми сядет, раскроются книги, потечет река огненная, предстанут перед взоры свет и тьма уготованные: и изыдут сотвориши благая в воскрешение живота, который ныне сокровен во Христе, напоследок же с Ним явится, а сотворшии злая в воскрешение суда (Ин. 5, 29), которым осудило уже неуверовавших судящее их слово (см.: Ин. 12, 48). И первые наследуют неизреченный свет и созерцание Святой и Царственной Троицы, Которая будет тогда озарять яснее и чище, и всецело соединится со всецелым умом (в чем едином и поставляю особенно Царствие Небесное); а уделом вторых, кроме прочего, будет мучение или, вернее сказать, прежде всего прочего – отвержение от Бога и стыд в совести, которому не будет конца (свт. Григорий Богослов, 13, 54–56).
* * *
...От нас потребуют отчета не только за слова и дела, но как за целое время, так и за самую малую и краткую часть времени (свт. Григорий Богослов, 13, 295).
* * *
Постараемся же предварительно иметь на себе знак и печать Господню; потому что во время Суда, когда Бог будет производить разделение и собраны будут все колена земные – целый Адам, когда Пастырь созовет стадо Свое, тогда все, имеющие на себе знак, узнают своего Пастыря, и Пастырь узнает имеющих на себе собственную Его печать и соберет их из всех народов; услышат глас Его свои и пойдут вослед Его. На две части разделится мир: одна часть будет темное стадо, отходящее в огнь вечный, а другая – света исполненная паства, возводимая к небесному жребию. Что ныне приобрели мы в душах, то самое воссияет, и обнаружится тогда, и облечет славою тела (прп. Макарий Египетский, 68, 99). Источник.
* * *
Как в месяц Ксанфик закрытые землею корни износят плод свой, дают свои цветы и украшения и оплодотворяются, и тогда обнаруживаются добрые корни и явными делаются те, на которых есть терния, так и в оный день всякий покажет и обнаружит и доброе и худое, что сделал он при помощи собственного своего тела. Ибо там – общий Суд и воздаяние. Кроме видимой пищи есть другая пища. И Моисей, когда восходил на гору, постился сорок дней. Взошел он человеком, а нисшел, имея в себе Бога. Вот видим на себе, что тело, если не подкреплено снедями, расстроивается в несколько дней; но Моисей, постившись сорок дней, сошел гораздо сильнейшим всякого; потому что питаем был Богом и тело его снабжаемо было иною небесною пищею. Ему пищею стало Божие слово, и имел он славу на лице. Но бывшее с Моисеем есть только образ; ибо оная слава сияет ныне внутри – в сердцах христиан. И воскрешенные тела в Воскресение покроются иною Божественною ризою, и будут питаться небесною снедию (прп. Макарий Египетский, 68, 99–100). Источник.
* * *
Как входящие в чертоги к царю комиты или начальники областей в великом бывают страхе, как дать им ответ и не подвергнуться нареканию и наказанию, погрешив в ответе; а поселяне и простолюдины, никогда не видавшие князя, ведут себя беззаботно, так и весь этот поднебесный мир, все, от царей до нищих, не познавая славы Христовой, имеют попечение о делах житейских, и не скоро кто вспомнит о дне Суда; входящие же помыслом в судилище Христово, где Престол Христов, и всегда предстоящие Христу пребывают в непрестанном страхе и трепете, чтобы не погрешить в чем против святых Его заповедей (прп. Макарий Египетский, 68, 119). Источник.
* * *
Видишь, что совесть не дает своего согласия на такие помыслы, повинующиеся греху, но тотчас обличает их, ибо она не лжет и, всегда обличая, свидетельствует, что будет говорить перед лицем Божиим в день Суда (прп. Макарий Египетский, 68, 127). Источник.
* * *
Праведен Бог, и правы суды Его, и нет у Него лицеприятия, но по мере благодеяний и телесных, и духовных, или ведения, или разумения, или рассудительности (каковые Бог различно вложил в человеческую природу) судя каждого, взыщет плодов добродетели и в достойной мере воздаст каждому по делам его. И сильнии сильне истязали будут, а малый достоин есть милости (ср.: Прем. 6, 6). И Господь говорит: Раб ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воли его, биен будет много. Неведевый же, сотворив же достойная ранам, биен будет мало. Всякому же, емуже дано будет много, много взыщется опт него, и емуже предаша множайше, множайше просят от него (Лк. 12, 47–48). Ведение же и разумение понимай различно, или то, которое дается по благодати и по небесному дару Духа, или то, которое бывает естественным следствием разумения или рассудительности и изучения Божественных Писаний. Ибо от каждого потребуются плоды добродетели, по мере оказанных ему Богом благодеяний или естественных, или дарованных Божией благодатию. Посему в день Суда безответен перед Богом всякий человек, потому что от каждого, слышал ли он, или никогда не слыхал слова Божия, потребуются плоды веры, и любви, и всякой соразмерной ему добродетели, как воздаяние от произволения и воли (прп. Макарий Египетский, 68, 228). Источник.
* * *
Если же не оказывается в нас плодов любви и мира, то вотще и напрасно совершается все делание. Делающие без плодов в день Суда окажутся подобными пяти юродивым девам, которые, поскольку в сосудах сердца не принесли отсюда духовного елея, т. е. исчисленных выше добродетелей, то за сие самое названы юродивыми и не допущены в духовный чертог Царствия. За недостаток добродетелей, за то, что не имели в себе явственного обитания Духа и самый подвиг девства вменен ни во что. Как при возделывании виноградника все попечение прилагается для того, чтобы насладиться плодами; а как скоро не оказывается плодов в винограднике, – весь труд возделывания становится тщетным и напрасным (прп. Макарий Египетский, 68, 349–350). Источник.
* * *
...Кто, приведя себе на память Страшный Суд Христов, не смутится тотчас же в собственной своей совести, не будет объят страхом и неведением? Если и сознает в себе исправление жизни, то, взирая на строгость Суда, на котором и малейшие недосмотры подвергаются исследованию, конечно, придет в ужас от ожидания страшных наказаний, не зная, чем для него заключится конец Суда (свт. Григорий Нисский, 19, 198). Источник.
* * *
Суд подобным нам грешникам подал совет: страшное решение Суда предварить покаянием (свт. Григорий Нисский, 19, 201). Источник.
* * *
...Божественный Суд, следуя неподкупному и правдивому приговору, сообразно с нашим произволением уделяет каждому, что человек приобрел сам себе (свт. Григорий Нисский, 19, 427). Источник.
* * *
...Как точные зеркала показывают изображения лиц такими, каковы лица в действительности: у веселых веселыми, а у угрюмых посупленными; и никто не обвинит свойства зеркала, если угрюмым окажется изображение лица, поникшего от унылости; так и правдивый Божий Суд уподобляется нашим расположениям; и каково то, что в нашей воле, таковым же соделает и свое воздаяние (свт. Григорий Нисский, 19, 427). Источник.
* * *
Там не нужны ни свидетели, ни обвинители, ни доказательства, ни подтверждение; но самые дела явятся перед очами нашими в том виде, как мы их совершили (свт. Иоанн Златоуст, 45, 805). Источник.
* * *
...Суждения святых не зависят ни от расположения, ни от вражды, но чужды всякого пристрастия (свт. Иоанн Златоуст, 46, 9). Источник.
* * *
...В тот день (будущего Суда) Бог будет судить нас не только за то, в чем мы грешили, но и за то, в чем осуждали других... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 200). Источник.
* * *
Суд всеобщий будет там, а частный бывает и здесь; Бог совершает многое и теперь, чтобы люди бесчувственные не подумали, будто все существует без Промысла (свт. Иоанн Златоуст, 49, 116). Источник.
* * *
...Кто забывает о правосудии Божием, тот впоследствии времени забывает и о самом себе (свт. Иоанн Златоуст, 49, 129).
* * *
...<На Страшном Суде> нельзя извратить правды деньгами или избавить себя от геенны подарками; там не спасает ни покровительство, ни красноречие и ничто другое подобное. Как бы ты ни был богат, какую бы ни имел власть, с кем бы ни был знаком, все это тщетно и бесполезно, там каждый наказывается и увенчивается по делам своим (свт. Иоанн Златоуст, 49, 238).
* * *
...Хотя бы грехи предавали нас погибели, мы не должны падать духом и отчаиваться. Там, где милость и человеколюбие, не требуется строгого отчета в грехах, так как Судия, по великой милости Своей и по расположению к человеколюбию, многое прощает. Такой Судия – Бог, готовый и расположенный постоянно миловать и давать прощение (свт. Иоанн Златоуст, 49, 409–410).
* * *
Диавол не будет перед Богом, т. е. не будет предстоять Ему во время Суда, потому что предстоять Богу, когда Он станет судить, будут Ангелы, а диавол не будет предстоять, потому что он хотя и имеет бытие, но лишился своего достоинства. Почему же он не будет предстоять? Потому что Бог судит как человеколюбец, а диавол является величайшим человеконенавистником... Диавол не будет предстоять Богу на будущем Суде... потому что он со своими слугами не побоится уловить и душу праведника, воспользовавшись для того грехами, допущенными по неведению и невольно, а равно и потому, что кровь неповинную осудят (Пс. 93, 21), если бы у них была какая-нибудь власть судить. Вот почему Бог и не позволяет им обвинять нас и быть против нас свидетелями, когда Он судит наши поступки, а призывает в качестве обвинителей наши помыслы, а в качестве свидетеля – совесть (свт. Иоанн Златоуст, 49, 920–921).
* * *
Мы не можем оправдываться незнанием и роптать на суд Божий ввиду того, что будто бы не знали Его закона, потому что Евангелие Христово пронеслось по всей земле (свт. Иоанн Златоуст, 49, 929).
* * *
Одному Богу свойственно судить не по подозрению, а нам свойственно – часто отступать от справедливости (свт. Иоанн Златоуст, 50, 129).
* * *
...Истинен только тот Суд, в котором Бог, судящий все справедливо, назирает все сокровенное нашего сердца. Так как Он разумеет все, то Он не произнесет суда по каким-либо душевным замешательствам, по ненависти или почему-либо иному. Только в таком суде присутствует истина, так что сами преступники и виновные сознаются, что они осуждены по праву (свт. Иоанн Златоуст, 50, 243). Источник.
* * *
Разве ты не знаешь, что подобно тому, как мы, вверяя деньги своим слугам, требуем у них отчета в каждом оболе, – так и Бог потребует от нас отчета в днях нашей жизни, как мы прожили каждый день? (свт. Иоанн Златоуст, 50, 562). Источник.
* * *
Не решаемся ли мы часто лучше умереть, нежели открыть перед почтенными друзьями наше тайное преступление? Как же будем чувствовать себя тогда, когда грехи наши откроются перед всеми Ангелами, всеми людьми и предстанут перед нашими глазами? (свт. Иоанн Златоуст, 50, 581).
* * *
...Как здесь преступники из темниц приводятся на суд в оковах, так и по отшествии из этой жизни все души приведутся на Страшный Суд, обремененные различными узами грехов (свт. Иоанн Златоуст, 51, 147). Источник.
* * *
...Ангелы соберут воскресших, а облака восхитят собранных, и все это произойдет в кратчайшее время, во мгновение. Господь будет призывать их, не пребывая на высоте, но Сам придет с трубным гласом. Для чего же будут трубы и глас? Для возбуждения, для радости, для представления ужасных событий, для мучения тех, которые оставляются (свт. Иоанн Златоуст, 51, 768). Источник.
* * *
За одни и те же грехи мы подвергаемся не одному и тому же осуждению, но гораздо строжайшему, когда согрешаем после освящения Таинствами (свт. Иоанн Златоуст, 52, 178).
* * *
...Если Он <Господь> пришел не для того, чтобы судить мир, то каким образом неверующий уже осужден (Рим. 3, 18), когда еще не настало время Суда? Он говорит это или потому, что неверие без раскаяния само по себе есть величайшее мучение, или же Он предвозвещает будущее. Как убийца, хотя бы и не был осужден приговором судии, уже осужден по самому свойству своего дела, так и неверующий (свт. Иоанн Златоуст, 52, 179).
* * *
...<Страшный Суд> великое и страшное судилище, где нет веселия, а только печаль, где нет украшений, а помрачение, где нет развлечения, а испытание, где нет порицания, а защищение, где нет возможности к обогащению, а есть ужас, где нет лицеприятия, а суд праведный, где мы все предстанем нагими, одинаково рабы и свободные, благородные и незнатные, грешные и праведные, богатые и бедные, – одни посрамленными, а другие увенчанными (свт. Иоанн Златоуст, 53, 925).
* * *
...Никто пусть не думает, будто тот Суд (будет) в умоисступлении... Но в тот день нельзя отделиться телу от души, а вместе они будут предстоять Страшному тому Судилищу, где книги дел раскрыты, Судия нелицеприятен, и суд неизменен; во многой славе позовет Он всех на суд по имени, и все мы предстанем обнаженными. Там нет ораторской речи, побеждающей правду, нет многословия языка, но испытание дел; там не нужны дары, ни защитники, но все несут собственные бремена. Там старости не верят, знаменитости нет, телесное благородство не спрашивается; там красота лица не смущает Судию, но достоинство девства и остальных добродетелей смущает Судию, родившегося от Девы; там великий и малый равно судятся. Часто на том Суде осуждают дети родителей. Если ты родишь детей и не соблюдешь равенства между ними, но одного обогатишь, а другого возненавидишь, то дашь ответ. Тогда и раб становится перед господином с дерзновением, и рабыня перед госпожою, и ученик перед учителем. Все они судятся в Страшном Судилище: дети с родителями, жены с мужьями; и дела каждого становятся явными (свт. Иоанн Златоуст, 54, 945).
* * *
Если нет суда, то Бог, судя по-человечески, несправедлив; а если Бог несправедлив, то Он и не Бог; когда же Он не Бог – все сразу рушится: нет ни добродетели, ни порока (свт. Иоанн Златоуст, 55, 374–375). Источник.
* * *
Тот, кто сурово судит о чужих делах, никогда не будет пользоваться снисхождением по отношению к себе. Бог произнесет Свой приговор, глядя не только на природу наших грехов, но и на суд о других (свт. Иоанн Златоуст, 56, 821).
* * *
Употребленное велемудрым Павлом выражение нага и объявлена (Евр. 4, 13) взято с жертвенных животных, приводимых на заклание. Как они, по снятии с них кожи, обнажаются от всякого видимого покрова, и в них явным делается расположение сокровенного внутри, разлагаются для удобного рассмотрения каждая кость и каждый член, чтобы чистым соделывалось все то, к очищению чего приводится жертва; так и в Великий день Господень откровение неизвестных и неявных дел наших обнажит их, и соделается подобным рассечению на части, и ничто не возможет утаиться, но все приведено будет в ясность (прп. Исидор Пелусиот, 61, 66). Источник.
* * *
...Что судимы будут живые и мертвые, значит, что на Суд предстанут и душа, и тело, и не в отдельности друг от друга, но как здесь были в общем союзе, так и там подвергнутся суду совокупно. Если же доискиваешься другого изъяснения, вот оно: Господь отделит живых, пришедших в жизнь присноживотную и боголюбивую, и воздаст им нескончаемые награды; осудит же мертвых грехами; данный им талант, как во гробе, погребших в своей лености, и подвергнет их наказанию. Если же потребуешь и еще иного объяснения, то разумей так: будет судить как оставшихся дотоле живыми, так и почивших уже прежде них (прп. Исидор Пелусиот, 61, 139–140). Источник.
* * *
Если принадлежишь ты Божию стаду, то да наставит тебя Божественное Писание, что делаемое нами здесь не освободится от суда, но сохраняется на Страшный день испытания. А если ты из иудейского сонма, то да научит тебя велемудрейший Исаия, что Господь яко огнь приидет, и яко буря колесницы Его, воздати яростию отмщение Свое и прещение во пламени огненне (Ис. 66, 15). Даже если ты любитель какой-либо еллинской общины, или еллинского суеверия, и по пристрастию к ним пренебрегаешь истинное обетование, то да уцеломудрят тебя Платон, его коциты, пирифлегетонты, шумящие волны огнедышащих рек (прп. Исидор Пелусиот, 61, 216–217). Источник.
* * *
О великости оскорблений и наказаний люди обыкли судить по множеству свидетелей. Те же оскорбления и те же наказания, если понесены не при многих, почитают не столько же тяжелыми. Посему если это действительно так: смотри, в каком будем положении, когда при всем человечестве, при сонме Ангелов станем давать отчет, когда наипаче и все бесстыдство не найдет себе места, потому что грехи последуют за нами, как тень (прп. Исидор Пелусиот, 63, 344–345). Источник.
* * *
Велика точность Божественного Судии, испытующая и слова, и дела, и помышления, проникающая до самой сокровенности, все подвергающая исследованию. По велико и наше нерадение; даже когда знаем, что непременно понесем наказание, хотя и не все одно и то же... (прп. Исидор Пелусиот, 63, 368).
* * *
Согрешающему другу напомни о Судии, и заживишь свою язву, потому что сие врачевство совета, как общее, пригодно и ему, и тебе (прп. Нил Синайский, 73, 253). Источник.
* * *
...Время каждого коротко, и судят нас по делам, а не по ведению недоведомого (прп. Нил Синайский, 74, 202). Источник.
* * *
Если кто, явно согрешая и не каясь, нимало не страдал до самой смерти своей, считай, что его постигнет немилостивый суд (прп. Марк Подвижник, 70, 18). Источник.
* * *
Кто истинно возлюбил Господа, кто истинно желает и ищет будущего Царствия, кто имеет истинную скорбь о грехах своих, кто поистине стяжал память о вечном мучении и Страшном Суде, кто истинно страшится своего исхода из сей жизни, тот не возлюбит уже ничего временного, уже не позаботится и не попечется ни об имениях и приобретениях, ни о родителях, ни о славе мира сего, ни о друзьях, ни о братьях, словом, ни о чем земном; но, отложив все мирское и всякое о нем попечение, еще же, и прежде всего, возненавидев самую плоть свою, наг и без попечений и лености последует Христу, непрестанно взирая на небо и оттуда ожидая себе помощи, по слову Святого, сказавшего: прильпе душа моя по Тебе (Пс. 62, 9), и по изречению иного приснопамятного: аз же не утрудихся, последуяй Тебе, и дне, или покоя, человека не пожелах, Господи (ср.: Иер. 17, 16) (прп. Иоанн Лествичник, 58, 10).
* * *
...Кто равнодушен к <Страшному Суду>... будьте уверены, что он уловлен страстьми, дремлет в беспечности... (прп. Феодор Студит, 93, 334).
* * *
В ком царствует милость и истина, в том качествует все богоугодное; ибо та никого не судит без милости, а эта ни к кому не человеколюбствует не по истине (прп. Илия Екдик, 92, 428).
* * *
...Когда Бог сядет на престоле судить мир, тогда, осуждая грешников за то, что грешили, осудит их наипаче за то, что не прибегали к Богу Всевышнему, яко немощные и грешащие по немощи, и не умоляли Его послать им свыше благодать Всесвятаго Духа, да избавит их от немощи и дарует им силу не грешить (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 301–302).
* * *
...Осуждены будут отцы отцами, рабы и свободные рабами и свободными, богатые и бедные богатыми и бедными, женатые – женатыми, неженатые – неженатыми, и просто сказать, всякий грешник в оный Страшный день Суда увидит подобного себе против себя в жизни вечной и в неизреченном оном свете, и будет осужден им. Как бы сказать, всякий грешник будет видеть против себя подобного ему праведника, т. е. царь царя, начальник начальника, блудник нераскаянный блудника покаявшегося, бедный бедного, раб раба; и вспомнит, что и он был человек, и он имел душу, и тело, и все другое, как и тот имел в настоящей жизни такое же достоинство, такое же искусство, такой же промысл, однако же не хотел подражать ему; и зажмет рот свой, не имея ничего сказать в защиту себе. Когда миряне грешники увидят в Царствии Небесном мирян праведных, грешные цари – царей праведных, богатые и женатые грешные – богатых и женатых святых и все другие грешники, имеющие находиться в аде, подобных себе находящимися в Царствии Небесном, тогда покроются стыдом, подобно оному богачу, который, палим будучи огнем неугасимым, увидел бедного Лазаря покоящимся на лоне Авраама (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 160). Источник.
* * *
...Которые отходят из сей жизни без сих двух – без очищения сердца и узрения Бога, для тех сомнительно конечное решение, имеющее быть произнесено над ними; сомнительное же неверно и ненадежно. Кто не удостоверяется в сем в сердце своем благодатию Святаго Духа, тот, мне кажется, ничем другим не стяжет уже никогда непостыдной и неколеблющейся надежды. А кто не имеет такой надежды, тот чем другим может быть восхищен вместе со святыми на воздух в сретение Господа? И чем другим возжжет он тогда светильник свой, погасший еще здесь, скажи мне? (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 277–278).
* * *
...Все те, которые не облеклись здесь во Христа, т. е. не вошли в свет, не прияли света и не стали сами светом... все такие окажутся обнаженными, придут в великий страх и трепет, в великую отовсюду тесноту. И не это только, но и каждое дело доброе и худое, каждое слово и каждый помысл наш, со времени рождения до смерти, все собравшись, явны будут тогда во всяком человеке. И тот один стыд, какой испытывать тогда будет всякий, с каким сравнить можно мучением? Какое другое мучение может быть большее того стыда и страха, каким будут поражены тогда находящиеся ныне во тьме и не просвещенные Духом Святым? (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 320).
* * *
...Неправедные будут отделены от праведных, и грешники и все те, которые не будут иметь в себе света отсюда, покроются тьмою (прп. Симеон Новый Богослов, 79, 75). Источник.
* * *
...Суд будет (происходить) так, как сказал Он, когда заповедь одновременно, увы мне, встретит и обличит верного и совершенно неверного, покорного и непокорного словам Владыки, того, кто был старательным, и нерадивого. И таким образом отделены будут неправедные от праведных, непокоривые от совершенно послушных Христу, любящие ныне мир сей от боголюбцев, жестокосердные от благосердных и от милостивых немилостивые; и станут все они вместе обнаженными от богатства, чести и власти, которыми насладились в мире, и сами себя, увы мне, осудят, став самосудиями дел своих, и услышат: отыдите, малые и великие, непокорившиеся Мне, Владыке – Человеколюбцу (ср.: Л к. 13, 27). Какового праведного осуждения да избавимся мы, Владыко, и да улучим часть овец Твоих, Слове, туне, как не имеющие надежды спасения от дел – и осужденные ныне и вовеки (прп. Симеон Новый Богослов, 79, 200).
* * *
Огнем откроется последний день, и огнем будут испытуемы дела каждою (см.: 1Кор. 3, 13), говорит святой Павел, прилагая при сем, что, чьи дела по существу нетленны, каковые он внутри себя отложил в созидание свое, те пребудут посреди огня нетленными и не только не сгорят, но еще соделаются блестящими, очистившись совершенно от малых каких-либо пятен. А чьи дела тленны по веществу, каковые он, как бремя, на себя возложил, те, возгоревшись, сгорят и оставят его в огне ни с чем. Дела нетленные и пребывающие суть – слезы покаяния, милостыня, сострадание, молитва, смирение, вера, надежда и всякое дело, в видах истинного благочестия соделываемое, – кои, и когда живет человек, созидаются в нем во святой храм Богу, и когда умирает, отходят с ним и сопребывают с ним нетленными вовеки. А дела, в огне истлевающие, как для всех явно, суть – сластолюбие, славолюбие, сребролюбие, ненависть, зависть, воровство, пьянство, досаждение, осуждение и всякое дело, телом совершаемое, по похоти или гневу. Все такие дела, и когда живет человек, разжигаясь похотью, тлеют вместе с ним, и когда отторгается он от тела, отходят вместе с ним, но не сопребывают с ним, а, быв истреблены огнем, делателя своего оставляют в огне на нескончаемую во веки веков муку (прп. Никита Стифат, 94, 168–169).
* * *
...Сегодня... нам предлежит слово о Втором Пришествии Христовом, и связанном с ним трепетнейшем Суде, и о тех непостижимых вещах, которые должны будут совершиться из-за него, которые ни глаз не видел, ни ухо не слышало, ни на сердце человека, не озаренное Божественным Духом, не всходили, но которые превосходят не только человеческие ощущения, но и ум и разум человеческий. Ибо хотя Он – всеведущий и имеющий судить всю землю, учит нас о сем, однако снисходит к нашей возможности разумения, представляя соответствующие понятия. Посему и «молния», «облака», «трубный звук», «престол» и подобное сему вводится, хотя, согласно Его возвещению, мы ожидаем новые небеса, когда нынешние изменятся. Если же только сказанное, и то сказанное таким образом, – доступно пониманию исполняет душу разумно слушающих страхом и трепетом, то что же будет тогда, когда это будет самой вещью совершаться?! (свт. Григорий Палама, 26, 45–46). Источник.
* * *
Поскольку же, все совершив и ничего не оставив несделанным из того, что нужно было сделать, Он <Господь> увидел, что зло, по свободному нашему произволению, до такой степени возрастает, лучше же сказать – увидит, что оно достигает наивысшей степени, так что люди, оставив самого истинного Бога и самого истинного Христа, поклонятся тогда антихристу и послушают его. Тогда Сам Он сойдет с небес с силою и славою многой, уже исполненный не долготерпения, но имеющий покарать тех, которые, по причине злых дел, сокровиществовали себе гнев Божий, в то время когда эта земная жизнь была временем долготерпения Его; и, как сгнивший член, отсекнув и предав огню неизлечимых, Он близких Ему, искупив от оскорбительного отношения и совместной жизни со злыми людьми, сделает их наследниками Небесного Царства. Немедленно после отвратительной антихристовой дерзости Содержащий все приведет все в потрясение, согласно сказанному через Пророка: к тому же зараз Я потрясу не только землю, но и небо (ср.: Агг. 2, 22). Итак, Он потрясет мир, и расторгнет высочайший предел всего, и совьет небесный свод, и землю примешает огню, и разрушит все. С высоты, как бы некие несметные удары молний, пошлет Он множество звезд на головы боготворящих лукавого. Прежде всего, с той целью, чтобы поверившие антихристу отрезвились от тех обольщений, которые опутали их ум. Затем Он явится с неизреченною славою и слышным для всех голосом трубы оживит всех от века усопших, как некогда оживил он нашего праотца дуновением Своим, и представит их живыми перед Собою. А нечестивых ни на Суд Он не приведет, ни одним словом не удостоит их: потому что, согласно Писанию, не на Суд воскреснут нечестивые, но – на осуждение (свт. Григорий Палама, 26, 48).
* * *
...Благодать Духа, предначав, известила нас о будущем Страшном Суде Божием, а затем напомнила нам об изгнании Адама и, наконец, после сего представила нашим очам – в чем заключается незыблемейшая вера, дабы, движимые страхом перед грядущим Судом, и плача об изгнании из рая, и незыблемо держась веры, мы бы стеснили себя, и не впадали в невоздержание, и, вследствие ненасытного чрева, не отверзли врата всем страстям, и не сдались им, и, всецело оказавшись на пространном и широком пути, не погибли бы вместе с так называемым услаждением (свт. Григорий Палама, 26, 96). Источник.
* * *
Братия! Нужно, необходимо нам, немощным и грешным, частое воспоминание Второго Пришествия и Страшного Суда Христова: такое воспоминание есть благонадежнейшее приуготовление... (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 64). Источник.
* * *
На Суде Христовом потребуется в оправдание милость, как деятельное выражение любви, и заслужит помилования одна милость, как опытное доказательство любви (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 42). Источник.
* * *
Обличителем и обвинителем каждого подсудимого <на Страшном Суде> будет совесть его, внезапно исцеленная от слепоты, от обаяния грехом... (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 455).
* * *
Господь и на Страшном Суде будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 38). Источник.
* * *
Бог судит душу по тому, что от нее самой зависит, а не по тому, в чем она не властна (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 239).
* * *
Добрый ответ <на Страшном Суде> будет иметь тот, кто хоть сознает много грехов, но имеет удостоверение, что раскаяния ради они прощены... Это удостоверение – предел покаянных трудов на земле... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 85, 192).
* * *
Авва Силуан однажды, в присутствии бывших у него братий, пришел в исступление и пал ниц на лицо свое. После продолжительного времени он встал и предался плачу. Братия начали успокаивать его, говоря: «Что с тобой, отец?» Но он молчал и плакал. Они упрашивали его дать им ответ, и он сказал: «Я был восхищен на Суд и видел, что многие из нашего иноческого чина шли в муку, а многие из мирян шли в Царство Небесное». После этого старец не выходил из своей кельи, а когда в этом была необходимость, он покрывал лицо куколем, говоря: «Зачем мне смотреть на этот временный свет, в котором нет ничего полезного для меня?» (107, 353).
* * *
Некий, живший в Царьграде и известный царю, юноша-художник о своем спасении совершенно не заботился. Господь, желая вразумить его, однажды показал ему во сне следующее: увидел юноша, что он с одной сделанной им вещью пришел к царю. Царь сначала принял его благосклонно и беседовал с ним; а потом вдруг схватил его одной рукой за волосы, а другой, обнажив меч, трижды замахнулся на него. Юноша вначале принял это за шутку, но когда царь объявил, что хочет лишить его жизни и коснулся мечом его шеи, то юноша пришел в неописуемый ужас и от этого проснулся. Придя в себя, он стал размышлять о том, чтобы значил его сон, и, наконец, убедился, что этим видением Господь побуждает его к покаянию и исправлению. Убедился в этом юноша, но не исправился. Тогда Господь вразумил его снова. Вскоре юноша заболел тяжело и увидел однажды себя на Суде Христовом. Перед ним стоял Христос, а позади Его пропасть. «Знаешь ли, кто Я?» – спросил Господь. «Знаю, Господи», – отвечал он. «А если знаешь, то почему забыл урок, который во сне дал тебе царь?» – «Я ужасаюсь, Господи», – отвечал юноша. – «А если ужасаешься, то почему не исправляешься?» И с этими словами Он повелел бросить его в пропасть. Испугался юноша и стал призывать на помощь Пресвятую Богородицу, и эта молитва спасла его. Господь сказал: «Ради умоления Матери Моей оставьте его». Этим видение кончилось. Оправившись от болезни, он пошел к одному старцу и рассказал виденное. Старец выслушал и сказал: «Благодари Бога, что сподобился такого вразумления. Брось прежнюю жизнь, чтобы не случилось того, как было с одним Георгием. Он так же видел себя на Суде Страшном, и его вели связанного в ту же пропасть, что и тебя. В видении ему было дано двадцать дней на исправление, но он забыл о виденном и продолжал грешить. Через двадцать дней он действительно предстал на суд, ибо скончался в указанное время. Теперь сам можешь судить о его участи». Услышав это, юноша раздал имение нищим и стал вести богоугодную жизнь (113, 205).