Ближний
Никого не порицайте, никого не осуждайте, не уничижайте ни словом, ни мыслию (прп. авва Исаия, 60, 8). Источник.
* * *
Если позовет тебя брат твой в то время, когда ты занят своим рукоделием, поспеши узнать, чего он желает, и, оставив свое дело, помоги ему (прп. авва Исаия, 60, 15).
* * *
Если помысл борет тебя уничижить ближнего, помысли, что Бог за сие предаст тебя в руки врагов твоих – и сей помысл отступит от тебя (прп. авва Исаия, 60, 97).
* * *
Со всеми и во всяком деле должно в точности соблюдать глаголы Господни, ничего не делая по пристрастию (свт. Василий Великий, 7, 401). Источник.
* * *
...При старших молчать, мудрых слушать, к равным иметь любовь, низшим подавать исполненный любви совет (свт. Василий Великий, 9, 53). Источник.
* * *
Крепкий пусть помогает немощным, усердный утешает малодушного, трезвенный возбуждает объятого сном, постоянный подает советы непостоянному, воздержанный вразумляет беспечного и бесчинного (прп. Ефрем Сирин, 30, 123). Источник.
* * *
Если затрудняется делом брат твой, раздели с ним труд, чтобы сподобиться тебе в оный день услышать от Господа: что сделал ты для единого сих братий Моих меньших, то для Меня сделал (ср.: Мф. 25, 40) (прп. Ефрем Сирин, 30, 153). Источник.
* * *
Не искушай брата своего, преследуя его насмешками, чтоб самого не выдали в нужде, ибо написано: иже. раздражает словесы, не спасется (Притч. 19, 7) (прп. Ефрем Сирин, 30, 160). Источник.
* * *
Оказывай честь брату пред знакомыми его, и будешь почтен пред Господом (прп. Ефрем Сирин, 30, 179). Источник.
* * *
Кто огорчает ближнего, тот возбуждает его к раздражению, а миротворец – блажен, яко сын Божий наречется (ср.: Мф. 5, 9) (прп. Ефрем Сирин, 30, 180). Источник.
* * *
Кто смеется над ближним, тот как бы клевещет на него, а клевета ненавистна Богу и людям (прп. Ефрем Сирин, 30, 180). Источник.
* * *
Изреки слово утешения душе нерадивой, и Господь подкрепит сердце твое (прп. Ефрем Сирин, 30, 183). Источник.
* * *
Не обременяй брата своего, ибо если <и> на скота своего возложишь груз не по силам, станет он на половине пути (прп. Ефрем Сирин, 30. 185).
* * *
Будем утешать друг друга, возлюбленные; будем служить друг другу, поучать друг друга страху Господню, пока не взойдем в пристань жизни (прп. Ефрем Сирин, 30, 188). Источник.
* * *
Избавь брата своего от греха, и тебя избавит Господь в день гнева (прп. Ефрем Сирин, 30, 205). Источник.
* * *
Не нападай на брата своего в день скорби его и к душевной скорби его не прилагай новой скорби (прп. Ефрем Сирин, 30, 208). Источник.
* * *
...Служащий должен служить как Господу, от Которого получит награду, а не как человекам; и тот, кому служит, должен вести себя смиренномудренно, так, как бы служил ему Господь (прп. Ефрем Сирин, 30, 210). Источник.
* * *
Не смейся над огорченным, не радуйся, видя развращающегося, чтобы не прогневался на тебя Господь и не остаться тебе без защиты в день скорби (прп. Ефрем Сирин, 30, 211). Источник.
* * *
Человек невежливый подсматривает за своим соседом, а кто ходит во свете, тот не останавливается мыслию на худом (прп. Ефрем Сирин, 30, 212). Источник.
* * *
Не гнушайся человеком, чтоб не прогневать его Творца (прп. Ефрем Сирин, 30, 375). Источник.
* * *
...Надобно приобрести любовь от чистого сердца ко всем человекам, особенно же к своим по вере, а к противникам и к людям сластолюбивым холодность, и при холодности сей иметь ведение, целомудрие и мир, потому что Апостол говорит: рабу же Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем, учительну <и> незлобиву... (2Тим. 2, 24) (прп. Ефрем Сирин, 31, 225).
* * *
В благорасположении не будь пристрастен и не возбудишь к себе ненависти (прп. Ефрем Сирин, 31, 630). Источник.
* * *
...Нам должно утешать и увещевать друг друга, особенно во время искушений, чтобы действительно избавиться нам от горького рабства греху и от мучительства диавола... (прп. Ефрем Сирин, 32, 49).
* * *
...Если заповедано нам полагать душу друг за друга, то кольми паче обязаны мы оказывать друг другу послушание и покорность, чтобы стать подражателями Господу (прп. Ефрем Сирин, 32, 279). Источник.
* * *
Если брат твой гневается на тебя, то гневается на тебя Господь. А если примирился ты с братом своим долу, то примирился и с Господом твоим горе. Если восприемлешь брата своего, то восприемлешь и Господа твоего. Итак, примирись с Ним в лице оскорбленных, возвесели Его в лице опечаленных, посети Его в лице больных, напитай Его в лице алчущих. В лице утомленного путника уготовь Ему мягкое ложе, омой ноги Его, посади на первом месте за трапезой своей, преломи хлеб свой и удели Ему, подай Ему и чашу свою. Он оказал уже тебе гораздо большую любовь, почерпнул воду, освятил ее и омыл ею неправду твою, раздробил для тебя Тело Свое и Кровь Свою дал тебе в питие (прп. Ефрем Сирин, 33, 212). Источник.
* * *
Меры Божии уравниваются с нашими мерами: какими здесь меряем друг другу, такими и Великий Бог воздает людям (свт. Григорий Богослов, 15, 346). Источник.
* * *
Чего вовсе не хочешь терпеть от другого, того и сам не желай делать другому (свт. Григорий Богослов, 15, 364). Источник.
* * *
...Судия с одинаковой строгостью требует от нас (попечения о) спасении и нашем и наших ближних (свт. Иоанн Златоуст, 45, 80). Источник.
* * *
Бог создал человека не для того, чтобы он приносил пользу только себе самому, но и многим другим (свт. Иоанн Златоуст, 45, 81).
* * *
И принесший талант подвергается наказанию не за то, что он пренебрег чем-нибудь собственным, но за то, что не радел о спасении ближних (свт. Иоанн Златоуст, 45, 81). Источник.
* * *
Чем ты сильнее, тем справедливее было бы тебе поддержать слабейшего (свт. Иоанн Златоуст, 45, 254). Источник.
* * *
Если же ты, считая себя сильным, презираешь немощь другого, то ты подвергнешься двойному наказанию, и за то, что ты не предохранил его, и за то, что для предохранения его имел великую силу... (свт. Иоанн Златоуст, 45, 254). Источник.
* * *
...Если кто хочет благоугодить Ему <Богу>, то пусть печется об этих <словесных> овцах, пусть ищет общей пользы, пусть заботится о своих братьях: нет никакого подвига драгоценнее этого пред Богом (свт. Иоанн Златоуст, 45, 550).
* * *
...Нет другого такого свидетельства и знака веры и любви ко Христу, как попечение о братьях и заботливость об их спасении (свт. Иоанн Златоуст, 45, 551).
* * *
...Если даже сам останешься чистым и непорочным, но не умножишь своего таланта и погибающего брата не обратишь ко спасению, то потерпишь одинаковую с <евангельским> рабом тем участь (свт. Иоанн Златоуст, 45, 690).
* * *
Хотя бы кто раздал тысячи денег, он сделает не столько, сколько тот, кто спасает душу, отводит от заблуждения и руководит к благочестию (свт. Иоанн Златоуст, 45, 728).
* * *
Никто не может исправить своих дел, не любя ближнего и не заботясь о его спасении (свт. Иоанн Златоуст, 45, 740).
* * *
Должно не только предостерегать прежде греха, но и после падения подать руку (свт. Иоанн Златоуст, 45, 743). Источник.
* * *
...Когда увидишь, что кто-либо нуждается во врачевстве для тела или для души, не говори себе: почему не помог ему такой-то и такой-то? Нет, избавь (страждущего) от болезни и не обвиняй других в беспечности. Если бы ты... скажи мне, нашел лежащее золото, то неужели сказал бы себе: почему такой-то и такой-то не подняли его? Напротив, не поспешишь ли унести его прежде других? Так рассуждай и насчет падших братьев и попечение о них почитай находкою сокровища. Ибо, если ты на падшего возлиешь, как бы масло, слово учительное, если обвяжешь его кротостью, если исцелишь терпением, он обогатит тебя более всякого сокровища... Чего не может сделать ни пост, ни лежание на земле, ни всенощные бдения, ни другое что-либо, то делает спасение брата. Подумай, сколько раз согрешали уста твои, сколько произнесли срамных слов, сколько извергли богохульств, сколько ругательств – и все это ты можешь возместить попечением о падшем, потому что одним этим добрым делом можешь очистить всю эту скверну (свт. Иоанн Златоуст, 45, 748). Источник.
* * *
Какое же будет прощение нам, возлюбленные, и какое оправдание, если злой демон с таким неистовством действует против нас, а мы не окажем и малой части подобного усердия к спасению наших братьев, имея притом Бога своим помощником? (свт. Иоанн Златоуст, 45, 782). Источник.
* * *
...Мы должны непрерывно и постоянно исправлять и дружески вразумлять беспечных братий наших, хотя бы и не было никакой пользы от увещания (свт. Иоанн Златоуст, 45, 785). Источник.
* * *
...Не должно никогда оставлять падших <братьев>, хотя бы мы наперед знали, что они не послушаются нас (свт. Иоанн Златоуст, 45, 785).
* * *
Велика награда пекущимся о братьях, и весьма велико наказание не заботящимся и небрегущим о их спасении (свт. Иоанн Златоуст, 47, 140). Источник.
* * *
...Никогда также не будем делать ничего такого, что как-нибудь вредит ближнему. Это и увеличивает грех, и более тяжкое приготовляет нам наказание (свт. Иоанн Златоуст, 48, 51).
* * *
Мой ближний – не столько тот, кто близок ко мне по родству, сколько тот, кто признает со мною того же Отца и имеет общение в той же Трапезе; эта связь крепче родства, равно как и несходство нравов ведет к отчуждению гораздо более, нежели различие по происхождению (свт. Иоанн Златоуст, 49, 516).
* * *
Нет ничего холоднее христианина, который не заботится о спасении других (свт. Иоанн Златоуст, 53, 197).
* * *
Предпочитая другого, ты отдаешь честь самому себе, делаясь достойным большей чести; будем же всегда уступать первенство другим (свт. Иоанн Златоуст, 53, 557). Источник.
* * *
Как обижая ближних, мы обижаем себя, так, благодетельствуя им, благотворим себе (свт. Иоанн Златоуст, 55, 343). Источник.
* * *
Поистине великой душе свойственно не думать (о себе) о собственном удовольствии, а заботиться о (спасении) других (свт. Иоанн Златоуст, 55, 420).
* * *
...Если мы – члены друг друга, то спасение ближнего касается не его только, но всего тела, и бедствие ближнего не ограничивается им одним, но причиняет боль и всему телу (свт. Иоанн Златоуст, 55, 804). Источник.
* * *
...Чего мы хотим получить от Бога, то должны прежде дать ближним, а если мы лишаем этого ближних, то как хотим получить то же от Бога? (свт. Иоанн Златоуст, 55, 902).
* * *
Пусть никто... не ставит приятность выше спасения ближнего (свт. Иоанн Златоуст, 56, 194).
* * *
Человеколюбец Бог наш, желая соединить всех взаимными узами, возлюбленные, вложил в дела человеческие такой закон, что польза одного непременно соединяется с пользой другого (свт. Иоанн Златоуст, 56, 471). Источник.
* * *
Если Христос, будучи Богом, будучи причастником неизреченного Божественного существа, воспринял Крест и потерпел все прочее, свойственное человеку, ради нас и нашего спасения, то чего не обязаны оказать мы в отношении к тем, которые имеют одинаковую с нами природу и суть члены наши, чтобы исхитить их из пасти диавола и привести на путь добродетели? (свт. Иоанн Златоуст, 56, 517).
* * *
Хочешь исправить брата? Пролей слезы, помолись Богу; сделай ему увещание наедине, дай совет, уговори, покажи любовь к согрешившему, убеди его, что ты напоминаешь ему о грехе не из желания поглумиться, а болезнуя и заботясь о нем; обойми ноги его, облобызай руки, не стыдись, если ты хочешь действительно излечить его. Так часто поступают и врачи, поцелуями и упрашиваниями убеждая капризных больных принять спасительное лекарство. Хотя бы надлежало тебе умереть за вразумление брата, не страшись: это будет для тебя подвигом мученичества (свт. Иоанн Златоуст, 56, 519). Источник.
* * *
Когда ты видишь, что брат твой гибнет, не переставай увещевать его; и хотя бы он поносил тебя, хотя бы оскорблял, хотя бы грозил стать врагом твоим или чем бы то ни было другим угрожал, все переноси мужественно, чтобы достигнуть его спасения. Если он станет врагом тебе, то Бог будет тебе другом и вознаградит тебя в День последнего Суда великими благами. Великое добро – сострадать угнетенным бедностью, но нет другого такого, как освобождать от заблуждения, потому что нет ничего равноценного душе: даже и мир весь не стоит ее (свт. Иоанн Златоуст, 56, 520). Источник.
* * *
Когда нужно исправить брата, не отказывайся, хотя бы приходилось пожертвовать и жизнью. Владыка наш умер за нас, а ты не издашь даже и слова? И какое будешь ты иметь прощение, какое представишь извинение? Как ты предстанешь с дерзновением, скажи мне, пред судилищем Христовым, равнодушно взирая на гибель стольких душ?.. Источник.
Если бы ты видел, как человека, законно осужденного, ведут на казнь, а ты мог бы освободить его от рук палача, то не сделал ли бы ты всего, чтобы избавить его от казни? Между тем, видя брата своего, влекомого не палачом, а диаволом в ров погибели, не хочешь подать даже и совета, чтобы отнять его у этого жестокого зверя? (свт. Иоанн Златоуст, 56, 522).
* * *
Тогда-то ты более всего и будешь заботиться о собственной пользе, когда будешь искать ее в том, что полезно для ближнего (свт. Иоанн Златоуст, 56, 545).
* * *
...Ты, будучи разумным человеком... не подражаешь даже и зверям в своем отношении к единоплеменникам, а обижаешь и пожираешь своего брата. И чем ты в состоянии будешь оправдать себя? Не видишь ли ты пчелы, труды которой вкушают во здравие и цари и простые люди, как ничто не спасает ее от смерти, если она делает зло, а она умирает вместе с жалом. На ее примере научись не огорчать ближних, – потому что мы сами первые принимаем от этого смерть (свт. Иоанн Златоуст, 56, 597).
* * *
Как обижающий не другим причиняет обиду, а самому себе, так точно и строящий козни ближнему губит себя самого (свт. Иоанн Златоуст, 56, 607).
* * *
Мы должны так заботиться друг о друге, как заботимся о себе самих, и щадить ближних так же, как и нас Бог (свт. Иоанн Златоуст, 56, 622).
* * *
Господствовать над собственными страстями далеко не такой подвиг, как победить неистовство других, утишить пылающее гневом сердце, сделать из такой бури такую тишину и наполнить очи, обращенные на <зло>, горячими слезами (свт. Иоанн Златоуст, 56, 740).
* * *
Насколько было бы тебе лучше самому ослабеть, да других приобресть, чем, пребывая на (горной) высоте, видеть, как погибают братья? (свт. Иоанн Златоуст, 56, 703). Источник.
* * *
Если <ближнего> принимаешь как Христа, не будешь ни роптать, ни стыдиться, а скорее превозносись этим, а если принимаешь не как Христа, то не примешь (свт. Иоанн Златоуст, 56, 1327).
* * *
Того преимущественно почитай ближним, кто нуждается, и без зова сам собой иди к нему на помощь (прп. Исидор Пелусиот, 63, 29). Источник.
* * *
Плачь о грешнике, когда все ему удается, потому что простирается на него меч правосудия (прп. Нил Синайский, 70, 240). Источник.
* * *
Лучше с благоговением молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении (прп. Марк Подвижник, 67, 20). Источник.
* * *
Хорошо словами пользовать вопрошающих, но лучше содействовать им молитвою и добродетелью, ибо посредством сих последних приносящий себя Богу помогает и ближним, сам сподобляясь помощи (прп. Марк Подвижник, 85, 569).
* * *
Когда встретишься с ближним своим, принуждай себя оказывать ему честь выше меры его (прп. Исаак Сирин, 59, 303). Источник.
* * *
...Да печется всякий не о том одном, что ему собственно полезно, но и о том, что полезно всем живущим вместе с ним (прп. Симеон Новый Богослов, 74, 99). Источник.
* * *
Лучше же прикрой падение ближнего, если от этого не будет вреда для других, чтобы не Хаму уподобиться, а Симу и Иафету и благословения сподобиться (свт. Григорий Палама, 89, 289). Источник.
* * *
Воздавай почтение ближнему, как образу Божию, – почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 127). Источник.
* * *
Храни совесть по отношению к ближнему: не довольствуйся одной благовидностью твоего поведения к ближним (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 371). Источник.
* * *
Увидя недостаток ближнего, умилосердись над ближним твоим: это уд твой! Немощь, которую ты видишь сегодня в нем, завтра может сделаться твоей немощью (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 412). Источник.
* * *
...Всякий православный христианин, если захочет перейти от нерадивой жизни к жизни внимательной, если захочет заняться своим спасением, должен, во-первых, обратить внимание на отношения свои к ближним (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 340). Источник.
* * *
Если хочешь быть верным, ревностным сыном Православной Церкви, то достигай этого исполнением Евангельских заповедей относительно ближнего (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 277). Источник.