Скромность
Спрашивают тебя – отвечай пристойным и смиренным голосом, а не спрашивают – храни молчание (свт. Василий Великий, 10, 48). Источник.
* * *
Великое благо – не говорить о себе ничего великого... (свт. Иоанн Златоуст, 45, 543).
* * *
...Тот, кто приучил себя к скромному образу жизни, всегда спокоен и наслаждается довольствием; не столько огорчает его то, что он не имеет роскошного стола, сколько услаждает то, что он не страшится неизвестности будущего (свт. Иоанн Златоуст, 52, 159).
* * *
...Нескромный не может быть целомудренным, т. е. устойчивым и здравым, но заблуждается, выходит из границ и бывает неразумнее всякого безумного... (свт. Иоанн Златоуст, 52, 754). Источник.
* * *
...Возрастающая с добродетелями скромность живущих так делает подобными Богу. А высокоумие не только отьемлет настоящее, но и с самых небес низлагает высоковыйного, чему и подверглась денница восходящая заутра (Ис. 14, 12) (прп. Исидор Пелусиот, 60, 10). Источник.
* * *
Взойдем на высоту смиренномудрия (ибо не нисхождением, а восхождением признаю оное), если истребим в себе гибельное надмение гордыни и во ад низводящее воспаление высокомерия, будем во всем соблюдать скромность, и не оставим без внимания всего того, что послужит к ее ущербу; потому что душа обыкновенно идет в ряд со своими делами и обыкла принимать отпечаток и образ того, что сама предначинает. Посему да будет у нас и наружность степенная, и взор кроткий, и брови неподнятые вверх, и поступь не борзая, и одежда самая необходимая, и седалище смиренное, и пища простая, и постель, не превышающая потребности, и утварь недорогая, и дом приличный христианам, а также и слово, и голос, и обращение с ближними да показывают паче скромность, а не кичливость. Ибо так, соблюдая во всем скромность, взойдем на небесную высоту (прп. Исидор Пелусиот, 61, 218). Источник.
* * *
Приучить себя надлежит... к скромному образу мыслей, скромным же называю <того, кто> не льстивый перед высшими, но снисходительный к низшим, не раболепный, но кроткий, не лицемерия исполненный, но не лукавый, благородный, не знающий корчемства (прп. Исидор Пелусиот, 61, 253).
* * *
...Скромен тот, кто делает, что благоприлично, но не надмевается перед ближним, не предпочитает себя всем, но сохраняет себя в надлежащем чине, приличном людям свободным (прп. Исидор Пелусиот, 61, 290). Источник.
* * *
Скромным и высокомудренным называю того, кто, преуспев в великом, не домогается славы за великие дела, но в молчании сокрывает преимущества, и не восстает на ближних. Ибо тем, что делал великое, показал он высокий образ мыслей, а тем, что скрывал – скромный (прп. Исидор Пелусиот, 61, 368). Источник.
* * *
Надлежит быть скромным и в слове, и в наружности, и в голосе, и во взоре, и в походке. Многие, и богатствам не обладая, не имея у себя ни жилища, ни чистого одеяния, в походке своей обнаруживают такую изнеженность, что возбуждают смех (прп. Исидор Пелусиот, 62, 346–347).
* * *
Приучись быть скромным: не дозволяй себе никакой дерзости, даже не позволяй себе прикасаться к ближнему без крайней нужды, – и навык скромности сделает для тебя удобною великую добродетель целомудрия (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 377–378). Источник.