Свобода
Среди двух путей стоит человек, т. е. праведности и греха, и на какой хочет – вступает и идет по нему. Стезя же, которою он пошел, и ведущие его по ней, или Ангелы и люди о Боге, или демоны и злые люди доводят его до самого конца пути того и против желания. Добрые – к Богу и в Царство Небесное, а грешные – к диаволу и в вечное мучение. Но никто не причиною погибели, как только своя воля... (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 11).
* * *
...Нам, еще по страху мучений и искушений любящим доброе, отнюдь неполезна свобода, но охранение себя и удаление от вещей; чтобы, хотя удалением от вредного, для нашей немощи, могли мы бороться с помыслами. Ибо начальствующих духов побеждают бесстрастные начальники, уже победившие постыднейшие страсти, а находящиеся в повиновении у отца духовного (подвизаются против) подчиненных духов (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 180).
* * *
Свободными почитай не тех, которые свободны по состоянию, но тех, которые свободны по жизни и нравам. Не должно, например, называть истинно свободными знатных и богатых, когда они злы и невоздержны, потому что такие суть рабы чувственных страстей. Свободу и блаженство души составляют настоящая чистота и презрение привременного (прп. Антоний Великий, 89, 67). Источник.
* * *
Свободен тот, кто не рабствует сластям (чувственным удовольствиям), но господствует над телом посредством рассуждения и целомудрия и с полною благодарностью довольствуется тем, что подает ему Бог, хотя бы то было очень умеренно (прп. Антоний Великий, 89, 73–74). Источник.
* * *
Бог, будучи благ и независтен (щедродателен), дал человеку свободу в отношении к добру и злу, одарив его разумом, чтобы, созерцая мир и что в мире, познавал он Сотворившего всяческая для человека. Но человек неправедный может желать и не разуметь этого, может, к своему несчастью, не веровать и мыслить противно истине. Такую имеет человек свободу в отношении к добру и злу! (прп. Антоний Великий, 89, 86). Источник.
* * *
Не почитай себя свободным, доколе прогневляешь Владыку своего. Там свободы нет, где сердце вожделевает чего-либо принадлежащего миру... (прп. авва Исаия, 59, 79). Источник.
* * *
Бог хочет, чтобы все были причастными жизни Его. Бедствия же не волею Его производятся, но навлекаются достоинством согрешивших. Посему Бог каждому дарует жизнь по собственному хотению; но каждый сам себе собирает гнев в день гнева и откровения и праведного суда Божия (ср.: Рим. 2, 5) (свт. Василий Великий, 5, 220). Источник.
* * *
Какому пленнику делается такая милость, какая сделана мне, т. е. или добровольно оставаться в неволе, или, если угодно, стать свободным. Бог предоставил тебе на выбор то и другое – или по воле своей налагать на себя раны, или по своей же свободе уврачеваться от ран (прп. Ефрем Сирин, 33, 135). Источник.
* * *
Свобода наша по собственной своей воле делается и победительницею, и побежденною (прп. Ефрем Сирин, 33, 239). Источник.
* * *
Сладкое по природе – сладко здоровому, а больному горько. Так и свобода воли горька грешникам и сладостна праведникам (прп. Ефрем Сирин, 34, 34). Источник.
* * *
Бог дал свободу человеку, которого создал по образу Своему, чтобы он властвовал над желанием, что Бог имеет по (самой) Своей природе... (прп. Ефрем Сирин, 37, 87–88).
* * *
Человек имеет такую природу, что и тот, кто во глубине порока и работает греху, может обратиться к добру, а тот, кто связан Духом Святым и упоен небесным, имеет власть обратиться ко злу (прп. Макарий Египетский, 67, 128). Источник.
* * *
Свобода, возможная для человека, простирается на то, чтобы противиться диаволу, а не на то, чтобы при этой возможности непременно иметь и власть над страстями (прп. Макарий Египетский, 67, 185). Источник.
* * *
...Человек имеет волю согласоваться с Духом, и имеет волю оскорблять Его (прп. Макарий Египетский, 67, 215). Источник.
* * *
Если бы Сам Господь, если бы и сатана, брали во власть свою насильно, то человек не был бы для себя виновником того, что впадает он в геенну, или получает Царство (прп. Макарий Египетский, 67, 390). Источник.
* * *
Господь и у совершенных взыскует душевного изволения на служение Духу, чтобы взаимное было согласие (прп. Макарий Египетский, 67, 414). Источник.
* * *
Сопротивная сила и ум равномощны между собою и равную имеют силу, как сатана преклонять и лестию вовлекать душу в волю свою, так опять и душа прекословить и ни в чем не повиноваться ему; потому что обе силы могут только побуждать, а не принуждать ко злу и добру (прп. Макарий Египетский, 89, 188). Источник.
* * *
* * *
...Мы, люди, у себя дома, в своем естестве и произволе, имеем причины и света и тьмы, делаясь тем, чем сами пожелаем (свт. Григорий Нисский, 18, 284). Источник.
* * *
Свобода... усматривается в середине... между связанностью мелочами и самовольством (свт. Григорий Нисский, 20, 245). Источник.
* * *
Говорят, Бог, если бы хотел, мог и упорно противящихся принужденно привлечь к принятию проповеди. Но где будет их свобода? Где похвала преуспевающим? Одних неодушевленных и бессловесных можно чужою волею приводить к чему угодно; словесное же и разумное естество, если перестало действовать свободно, утратило вместе и дар разумности. Ибо на что будет употреблять разум, если власть избирать, что заблагорассудится, лежит на другом? Если же произволение остается недейственным, то по необходимости уничтожается добродетель, встретившая себе препятствие в неподвижности произволения. Если же нет добродетели, то жизнь теряет цену, ум уступает место судьбе, отъемлется похвала у преуспевающих, грех непобедим, различие в жизни не определено. Ибо кто еще будет вправе осуждать невоздержного или хвалить целомудренного, когда у всякого готов этот ответ: из всего, что бывает с нами, ничто не в нашей воле, но человеческие произволения могущественнейшим владычеством приводятся к тому, что угодно обладающему. Итак, не благости Божией вина, что не во всех бывает вера, но расположения принимающих проповедь (свт. Григорий Нисский, 21, 79). Источник.
* * *
Никто не свободен, кроме того, кто живет для Христа: он стоит выше всех бедствий, и если он не захочет сам сделать себе зла, то другой никогда не будет в состоянии сделать ему это (свт. Иоанн Златоуст, 44, 42). Источник.
* * *
Ты скажешь: я человек, почтенный свободою. Ты почтен не для того, чтобы употреблять свободу на прекословие, а для того, чтобы употреблять эту честь на послушание Почтившему. Бог почтил тебя не для того, чтобы ты оскорблял Его, но чтобы прославлял (свт. Иоанн Златоуст, 44, 509). Источник.
* * *
Не безнаказанность делает тело свободным, но жизнь постоянно добродетельная (свт. Иоанн Златоуст, 45, 92).
* * *
Такова уж человеческая природа: когда она, делая грехи, не бывает обуздываема, но пользуется свободою, то идет все далее и низвергается в пропасть (свт. Иоанн Златоуст, 47, 256). Источник.
* * *
Подлинно, тот только свободен, тот только владыка и могущественнее царей, кто не порабощен страстям (свт. Иоанн Златоуст, 50, 603). Источник.
* * *
Совершенная свобода состоит в том, чтобы вовсе ни в чем не нуждаться, а следующая за нею – нуждаться в немногом, и эту-то свободу имеют преимущественно ангелы и их подражатели. А достигнуть этого, пребывая в смертном теле, – подумай, сколько в этом славы! (свт. Иоанн Златоуст, 51, 541).
* * *
Бог предложил людям вместо учения мир, дал им разум и рассудок, способный понимать то, что должно. Но они ничем из этого не воспользовались для своего спасения, и даже извратили то, что получили. Итак, что же надлежало делать? Неужели привлекать их силою и поневоле? Но это не значит делать их добродетельными. Оставалось предоставить их самим себе, что Бог и сделал, чтобы люди, посредством личного опыта узнав все то, к чему они так сильно стремились, сами наконец бежали от позора. Ведь если какой-либо царский сын к бесчестию отца пожелает быть с ворами, убийцами и грабителями гробниц и общество таких людей предпочтет отцовскому дому, то отец, конечно, оставит его, чтобы собственным опытом он мог убедиться в безмерном своем неразумии (свт. Иоанн Златоуст, 52, 514).
* * *
Христос... освободил нас от ига рабства и предоставил нам свободу делать, что хотим, не для того, чтобы мы употребляли эту свободу на зло, но чтобы пользовались ею как средством к получению большей награды, восходя к совершеннейшей мудрости (свт. Иоанн Златоуст, 53, 801). Источник.
* * *
...Свободен только тот, кто стяжал свободу внутреннюю, равно и раб только тот, кто покорствует бессмысленным страстям (свт. Иоанн Златоуст, 54, 754). Источник.
* * *
Все от Бога, но не так, чтобы нарушалась наша свобода (свт. Иоанн Златоуст, 55, 114).
* * *
Господь не предупреждает нашего желания, чтобы не нарушилась наша свобода; когда же мы изберем, тогда Он подает нам великую помощь (свт. Иоанн Златоуст, 55, 115).
* * *
...Что несвойственно душе, то не делает ее свободною. Когда она довольствуется немногим, тогда она истинно свободна; а когда нуждается во многом, тоща она – раба и хуже невольников (свт. Иоанн Златоуст, 55, 234). Источник.
* * *
Чистая и подлинная свобода – вовсе ни в чем не иметь нужды; и это, будучи выше естества человеческого, божественно. Вторая по ней свобода – иметь нужду в немногом, и это возможно и доступно людям. Поэтому постараемся достигнуть второй свободы, так как первая для нас пока еще недоступна (прп. Исидор Пелусиот, 60, 294). Источник.
* * *
...Поскольку тот один всех свободнее и выше по начальству, даже самих царей царственнее, кто свободен от страстей; то возлюбим добродетель и избавимся от лукавого этого рабства, почитая достойным ублажения и домогательства не право начальства, не богатство, не что-либо сему подобное, но одно то, чтобы стать свободным от страстей (прп. Исидор Пелусиот, 61, 182).
* * *
Черты души свободной: нековарность, кротость, человеколюбие, мужество, правдивость, целомудрие, снисходительность, ласковость, щедрость и то, чтобы брать верх и решать дела по суду, а не по милости, а также и прочее с этим сродное. Признак же души несвободной – отдаваться в плен страстям противоположным и изгонять из себя всякую добрую мысль (прп. Исидор Пелусиот, 61, 191). Источник.
* * *
...Настоящая свобода ликовствует в безмолвиях, а не в этих для всякого видимых начальственных чинах (прп. Исидор Пелусиот, 61, 254). Источник.
* * *
Бог мог бы делающих худое остановить и против их воли, но не останавливает насильно, чтобы не стеснялась человеческая свобода. Поэтому по собственному хотению и по собственному изволению человек или увенчивается, или наказывается (прп. Нил Синайский, 73, 177). Источник.
* * *
...Бог смотрит на наше произволение и, судя по нему, подает дары (прп. Зосима, 91, 118). Источник.
* * *
Если все невольное происходит от произвольного, по Писанию, то нет для человека такого врага, как он сам себе (прп. Марк Подвижник, 69, 38). Источник.
* * *
В веке несовершенном нет совершенной свободы (прп. Исаак Сирин, 58, 136). Источник.
* * *
Если скажем, что Бог обучает людей без их о том познания, то это значит уже сказать, что Бог хочет соделать их подобными волам и ослам и не имеющими ни в чем свободы... (прп. Исаак Сирин, 58, 163). Источник.
* * *
Не связывай свободы своей тем, что служит к наслаждению, чтобы не сделаться тебе рабом рабов (прп. Исаак Сирин, 58, 279). Источник.
* * *
...Невежественная свобода... есть матерь страстей... Ибо неуместной свободы конец – жестокое рабство (прп. Исаак Сирин, 58, 358). Источник.
* * *
Остерегайся собственной своей свободы, предшествующей лукавому рабству (прп. Исаак Сирин, 58, 360). Источник.
* * *
Не давай, человек, свободы какому-либо из чувств своих, чтобы не дойти до невозможности снова возвратиться к свободе (прп. Исаак Сирин, 58, 419). Источник.
* * *
Бог, яко благий, создавая всякую душу по образу Своему, приводит ее в бытие самодвижною (свободною) (прп. Максим Исповедник, 91, 229–230).
* * *
...Человек был самовластен тогда, когда был свободен от греха; как же скоро предал он свободу свою, то вместе со свободою потерял и самовластие и стал рабом греха (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 60). Источник.
* * *
Поскольку... только в желании нашем сохранилось самовластие ваше, то нам надобно, во-первых, возжелать освобождения от рабства, потом взыскать освободителя нашего Христа, а когда найдем Его, припасть к стопам Его и испрашивать у Него себе свободы: ибо никого нет свободного, кроме Христа и свободника Христова. Христос милует нас и спасает от рабства, просвещая ум наш, да ясно зрит или познает, правое и святое, и силою нас снабжая избегать непотребного и творить потребное. Ибо и то, чтобы зреть правое, не в нашей состоит власти; но как для того, чтобы видеть нам видимое, потребен для нас свет солнца, так для того, чтобы видеть нам духовное, потребен для нас свет Христов, который, просвещая нас, снимает повязку тьмы с очей ума и дает ему ясно видеть правое и богоугодное. А затем преисполняет нас силою, которою, освобождая нас от страстей, дает нам свободу верно следовать познанной святой воле Его. Такова свобода о Христе Иисусе Господе нашем... (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 62).
* * *
Как нож, на зло ли кто его употребляет, или на добро, не прелагается из своего естества в другое... так и человек действует и содевает, как сказано, что хочет, но из естества своего не выступает (прп. Симеон Новый Богослов, 93, 41). Источник.
* * *
То, что всегда возможно для тебя делать, есть приносить в жертву Богу волю свою; и ничего больше этого не желай ты. Имея вследствие сего всегда свободу и ничем ни с какой стороны не будучи связан, будешь ты всегда радоваться и мирствовать в себе. В этой свободе духа состоит то великое благо, о котором слышишь ты в писаниях святых. Она не иное что есть, как крепкое пребывание внутреннего человека в себе самом, по которому он не исходит вне желанием взыскать что-либо вне его. И все время, как будешь ты держать себя так свободным, будешь вместе с тем внушать ту божественную и неизъяснимую радость, которая неразлучна с Царствием Божиим, водворяющимся внутрь нас, как сказал Господь: се бо, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21) (прп. Никодим Святогорец, 70, 272). Источник.
* * *
Я раб Бога моего, несмотря на то что мне даны свободная воля и разум для управления волею. Воля моя свободна почти только в одном избрании добра и зла: в прочих отношениях она ограждена отовсюду (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 96). Источник.
* * *
Имея свободу избрания, крещеный приглашается Святым Духом к поддержанию единения с Искупителем, к поддержанию в себе естества обновленного, к поддержанию состояния духовного... (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 382). Источник.
* * *
Неведомой премудростию Божиею, по искуплению рода человеческого Господом нашим Иисусом Христом, предоставлена людям свобода в изображении жизни и смерти, в принятии Искупителя и искупления или в отвержении их (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 135). Источник.
* * *
Хотя греховность и побеждена в праведных людях, хотя вечная смерть уничтожена присутствием в них Святаго Духа, но им не предоставлена неизменяемость в добре на всем протяжении земного странствования, не отнята и у них свобода в избрании добра и зла... Земная жизнь до последнего часа ее – поприще подвигов произвольных и невольных (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 159).
* * *
Для освобождения от порабощения падшему естеству Господь заповедует распятие естества, т. е. отвержение его разума и его воли, пригвождение действий ума и влечений сердца к заповедям Евангелия (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 177).
* * *
...Искупленному человеку предоставлена свобода или воспользоваться дарованным искуплением и возвратиться в рай, или отвергнуть искупление и остаться сопричисленным к сонму падших ангелов (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 322). Источник.
* * *
Человек всегда свободен (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 43). Источник.