Источник

Решимость

Когда Он <Господь> видит, что наша решимость (исправиться) тверда, и что мы приступаем с пламенным усердием, то не медлит и не отлагает, но скоро являет нам свою благость и говорит: еще глаголющу ти, реку: се приидох (ср.: Ис. 58, 9) (свт. Иоанн Златоуст, 47, 279).

* * *

...От Господа же венцы вам соплетаются каждодневно, если в благом произволении своем держите твердую решимость скорее все претерпеть, нежели изменить чему-либо из заповеданного нам. Ибо заповедь Господня жизнь вечная есть, нарушение же ее – смерть; почему необходимо нам исповедать истину и не согласоваться с теми, кои противятся ей, жертвуя за сие всякими житейскими преимуществами, славою и честью у царей, архиереев и у других. Ибо что пользы, как написано, если кто мир весь приобрящет, а душу свою отщетит (ср.: Мф. 16, 26). Для того наша твердость и наши подвиги (прп. Феодор Студит, 92, 337).

* * *

...Вы – добрые купцы, все оставившие и вместо всего купившие добрый-предобрый и предорогой Маргарит – Христа, когда решились взять крест и идти вслед Его, в преподобии и правде... (прп. Феодор Студит, 92, 460).

* * *

У одного ювелира было много драгоценных камней и жемчуга. Однажды он сел с детьми на корабль, чтобы отправиться в чужую страну и там заняться своим ремеслом и торговлей. По устроению Божиему на корабле он полюбил одного мальчика, который прислуживал ему, за что и получал помощь от купца, питаясь от стола его. Однажды мальчик услышал, как матросы шептались между собой и договаривались бросить ювелира в море, чтобы овладеть его камнями. Войдя, по обычаю, к ювелиру для услуг, мальчик не мог скрыть своей грусти. «Что ты сегодня так грустен?» – спросил купец. Мальчик, подавляя скорбь, молчал. «Скажи мне, что с тобой?» – расспрашивал купец. Тогда мальчик рассказал слышанное. «Это верно?» – спросил купец. – «Да, так они решили между собою». Тогда купец зовет детей и говорит им: «Что бы я ни сказал вам, исполняйте немедленно и без всяких рассуждений». Потом, развернув полотно, сказал им: «Принесите мне ларцы!» Те принесли. Раскрыв ларцы, он начал вынимать и раскладывать камни на полотне. Вынув все, он сказал: «Так вот от чего зависит моя жизнь? И ради этих камней я подвергаюсь опасности и бурям на море и даже должен подвергнуться близкой смерти, не взяв с собою ничего из этого мира?! Бросайте все в море!» Дети немедленно побросали все в море. Матросы были поражены таким поступком, так разрушился их замысел (102, 252–253). Источник.

* * *

Некоторый юноша имел намерение отречься от мира. Часто он решался на это, но помышления отвлекали его, опутывая разными житейскими заботами, так как он был богат. Однажды он вышел с решимостью отречься от мира. Демоны окружили его и подняли пыль перед его лицом. Видя это, он разделся, кинул свою одежду в сторону и обнаженный побежал в монастырь. Источник.

Бог открыл об этом одному старцу, сказав: «Встань и приими воина Моего». Старец встал и встретил обнаженного. Узнав причину его наготы, он удивился и дал юноше монашеское одеяние. Когда к этому старцу приходили братия и спрашивали о разных условиях монашеской жизни, старец давал им ответ. Когда же они вопрошали об отречении от мира, тогда говорил им: об этом спрашивайте брата, потому что я не достиг степени его самоотвержения (106, 467–468). Источник.

* * *

В некоем городе жил юноша, который сотворил много зла, и ремеслом его было то, что он обкрадывал мертвецов. Но вот однажды благодать Божия коснулась его сердца, ужаснулся он своих злых дел, вспомнил Божий суд и решил в покаянии и смирении провести остаток жизни. Он пришел в пещеру, где лежали обворованные им мертвецы, сначала горько плакал, не смея даже произнести имени Божия, а потом и совсем затворился в одной из пещер. Тут и началась ужасная для него бесовская брань. Прошла неделя его жития в гробницах, явились бесовские полчища и возопили: «Где же этот скверный и нечистый, который, пресытившись грехом, теперь хочет показать себя целомудренным и благочестивым? Неужели думаешь быть помилованным, содеяв столько зол? Выходи скорее отсюда и приступай к своим прежним делам. Блудницы и скупщики краденого уже ждут тебя. Что же ты не идешь, чтобы удовлетворить свои скверные желания? Смотри, если не пойдешь, то мы возьмем свое. И к чему так морить себя? И ты, окаянный, думаешь избежать муки? Не наш ли ты? И потому не всем ли нам повинен? Посмеешь ли что-либо на все это ответить нам?» Так вопили бесы. Но юноша, по вере в беспредельное милосердие Божие к кающимся грешникам, укреплялся Божией помощью и силой, и бесам ничего не отвечал. Долго-долго бесы мучили его своими воплями, но, видя, что они мало помогают, начали по попущению Божию причинять зло и его телу. Бесы много раз так сильно били его, что оставляли едва живым. Бывали времена, что юноша не мог даже шевельнуть ни одним своим членом. Между тем родные разыскали его. Не зная его намерений, они всячески убеждали его возвратиться домой, но юноша не слушал их. Бесы же продолжали его мучить, а родные приходили к нему и снова умоляли уйти из пещеры. Юноша говорил им: «Нет, лучше умру я в этих гробницах, чем возвращусь в мир на смертные грехи». И сколько близкие ни увещевали его, он остался непреклонным, и они вынуждены были возвратиться домой. Тогда бесы снова напали на юношу с таким остервенением, что едва не убили его. Но это уже было последнее их нападение, – видя юношу непоколебимым, терпеливым и мужественным, они, наконец, удалились от него, вопия: «Да, благодатию Божией и своим терпением ты одолел нас!» После этого юноша уже не видал зла от бесов и, без обиды сказано, жил в гробах до своей смерти (112, 9).


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle