Пьянство
...От пьянства ум начинает помрачаться; от этого – грешить; а от греха умирает (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 19).
* * *
Не люби употреблять вина до упоения, дабы тебе не лишиться божественного веселия (прп. авва Исаия, 59, 91).
* * *
Не люби вина до опьянения, чтобы не быть лишену обрадования Божия (прп. авва Исаия, 89, 348).
* * *
...Пьянство есть начало безбожия, как омрачение разума, которым обыкновенно наипаче познается Бог (свт. Василий Великий, 6, 177). Источник.
* * *
Если много выпито вина, оно, как мучитель, ворвавшийся в крепость, с высоты ее производит в душе неумолкающие мятежи, не отказывая себе ни в каком беззаконном требовании; но прежде всего поработив самый рассудок, смешивает и приводит в расстройство весь порядок, установившийся вследствие обучения, голос делает шумным, возбуждает непристойный смех; опрометчивый гнев, необузданные вожделения, неистовую и бешеную страсть ко всякому беззаконному удовольствию (свт, Василий Великий, 6, 203).
* * *
Пьянство вводит в невоздержность... (свт. Василий Великий, 8, 17). Источник.
* * *
Дым гонит прочь пчел, а неумеренное винопитие отгоняет духовные дарования (свт. Василий Великий, 8, 18). Источник.
* * *
Пьянство не дает место Господу; пьянство отгоняет Духа Святаго (свт. Василий Великий, 8, 18).
* * *
...В душу, оскверненную пьянством, не войдут пост и молитва (свт. Василий Великий, 8, 23). Источник.
* * *
Постящегося приемлет Господь внутрь священных оград, но не допускает упивающегося, как скверного и чуждого святыни (свт. Василий Великий, 8, 23). Источник.
* * *
...Бегай пьянства, чтобы оно еще более не отделило тебя от Бога (свт. Василий Великий, 8, 28). Источник.
* * *
Пьянство – вражда на Бога... (свт. Василий Великий, 8, 28). Источник.
* * *
...Вино должно подавать помощь природе, но не позволительно до того напиваться неразбавленным вином, чтобы оно производило помрачение рассудка; потому что скорбь не вытекает вместе с вином... (свт. Василий Великий, 8, 74). Источник.
* * *
...Пьянство – матерь порока, противление добродетели, делает мужественного – робким, целомудренного – похотливым, не знает правды, отнимает благоразумие (свт. Василий Великий, 8, 210). Источник.
* * *
Пьянство – этот добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу... (свт. Василий Великий, 8, 210). Источник.
* * *
Как вода враждебна огню, так неумеренность в вине угашает рассудок (свт. Василий Великий, 8, 210). Источник.
* * *
У них <упившихся> сон тяжелый, почти непробудный, удушающий, близкий к действительной смерти, а бодрствование бесчувственнее самого сна... (свт. Василий Великий, 8, 211).
* * *
Жизнь <упившихся> есть сновидение (свт. Василий Великий, 8, 211).
* * *
...Жалок одержимый бесом, а упившийся, хотя терпит то же, недостоин сожаления, потому что борется с произвольно накликанным бесом (свт. Василий Великий, 8, 213). Источник.
* * *
Пьянство – утрата рассудка, истощение силы, безвременная старость, кратковременная смерть (свт. Василий Великий, 8, 217). Источник.
* * *
...<Упившийся> низложен без меча, убит без врагов (свт. Василий Великий, 8, 217).
* * *
Вино потопляет рассудок и ум и возбуждает, подобно рою пчел, страсти и сластолюбие (свт. Василий Великий, 8, 218). Источник.
* * *
Пост да уврачует пьянство; псалом – срамные песни; слезы да будут врачевством смеха (свт. Василий Великий, 8, 220). Источник.
* * *
Горе злоязычному, а вместе с ним и упивающемуся! Они причисляются к убийцам и мучатся с прелюбодеями (прп. Ефрем Сирин, 30, 72). Источник.
* * *
Не ходи... к упивающимся, чтобы не погубить тебе внезапно богатства целомудрия (прп. Ефрем Сирин, 30, 209). Источник.
* * *
Кто любит упиваться, тот утратит многое: ибо говорит и делает он, чего не должно, богатство свое, как чужое, расхищает и отдает врагам, потому что упоение омрачило у него ум (прп. Ефрем Сирин, 31, 293).
* * *
Пьянство не приемлет Господа. Пьянство удаляет от нас Духа Святаго (прп. Ефрем Сирин, 32, 16).
* * *
Не услаждайся вином, и не приманит тебя плоть (авва Евагрий, 89, 637).
* * *
...Кто проводит время в пьянстве, разгуле и объядении, тот подпал жестокой власти самого диавола (свт. Иоанн Златоуст, 44, 779). Источник.
* * *
Что, в самом деле, достойно большего сожаления, чем пьянство? Пьяница живой мертвец; пьянство – демон самозваный, недуг, не имеющий прощения, падение, лишенное оправдания, общий позор рода нашего. Пьяница не только бесполезен в собраниях, не только в делах частных и общественных, но и по одному просто виду противнее всех, дыша зловонием (свт. Иоанн Златоуст, 45, 12). Источник.
* * *
...Верх зла <пьянства> в том, что этот недуг делает для пьяницы недоступным небо и не дозволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором здесь и там ожидает страдающих этим недугом тягчайшее наказание (свт. Иоанн Златоуст, 45, 13).
* * *
Хочешь быть далеко от пьянства? Избегай увеселений и роскошных столов, и с корнем вырви этот порок (свт. Иоанн Златоуст, 45, 167). Источник.
* * *
...Опьянение есть не что иное, как неестественное исступление души, извращение помыслов, недостаток рассуждения, отсутствие соображения. А это происходит не от одного опьянения вином, но и от опьянения гневом и непристойною похотью (свт. Иоанн Златоуст, 45, 482). Источник.
* * *
Не от вина происходит пьянство, – вино есть создание Божие, а создание Божие не причиняет ничего худого, – но порочная воля производит пьянство (свт. Иоанн Златоуст, 45, 482).
* * *
Будем же воздерживаться от пьянства; не говорю: будем воздерживаться от вина, но: будем воздерживаться от пьянства (свт. Иоанн Златоуст, 45, 482).
* * *
...Пьяный бывает хуже... бесноватого. Бесноватого все мы жалеем... а на этого гневаемся и негодуем. Почему? Потому что у того болезнь от (диавольской) напасти, а у этого от беспечности; у того от козней врагов, а у этого от козней собственных помыслов (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483). Источник.
* * *
...Пьянство есть несчастие, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются, произвольное беснование, – оно хуже умопомешательства (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483). Источник.
* * *
...Пьянство, овладевая умом пьянствующих, как бы распутным юношею, и пленив их рассудок, заставляет их истрачивать весь запас мыслей неосмотрительно и без всякой осторожности (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483). Источник.
* * *
Бессловесные животные пьют дотоле, пока чувствуют жажду, и ограничивают пожелания потребностию, а этот (пьяница) по невоздержанию своему простирает пожелание далее потребности и становится безрассуднее бессловесных (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483). Источник.
* * *
Пьянство есть добровольное неистовство, утрата рассудка... (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483). Источник.
* * *
Такой человек <пьяница> неприятен для друзей, смешон для врагов, презирается слугами, отвратителен для жены, несносен для всех, противнее самых бессловесных (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483).
* * *
Пьяный не знает, что нужно говорить и о чем молчать, но постоянно открыт рот его; нет ни затвора, ни дверей на устах его; пьяный не умеет распоряжаться речами своими с рассуждением, не умеет расположить богатства мыслей, не умеет одно приберечь, а другое издержать, но все тратит и извергает (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483). Источник.
* * *
Особенно же тяжело то, что эта болезнь <пьянство>, полная стольких зол и производящая столько несчастий, даже и не считается виной... (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483).
* * *
Пьяный жалок более мертвого. Этот лежит бесчувственный и не может делать ни добра, ни зла; а тот способен делать зло и, зарыв душу, как в могиле, в своем теле, мертвым являет свое тело (свт. Иоанн Златоуст, 45, 484).
* * *
Вот прекрасное опьянение: насыщай душу свою Духом, чтобы не насыщать ее пьянством; наперед займи этим свою душу и свои помыслы, чтобы не нашла места в них та бесстыдная страсть (свт. Иоанн Златоуст, 45, 484). Источник.
* * *
...Даже и удовольствием не может воспользоваться пьяница, потому что удовольствие – в умеренности, а в неумеренности – бесчувственность (свт. Иоанн Златоуст, 45, 711). Источник.
* * *
Кто самого солнца не может видеть от густого облака опьянения, тот как может наслаждаться радостию? (свт. Иоанн Златоуст, 45, 711).
* * *
Что может быть несчастнее пьяницы, когда он за малое удовольствие лишится наслаждения... Царством <Небесным>? (свт. Иоанн Златоуст, 45, 711).
* * *
Всегда, возлюбленные, пьянство зло, но особенно в день <памяти> мучеников. Здесь вместе с грехом есть и величайшее оскорбление, и глупость, и унижение Божественных вещаний, поэтому может быть и двойное наказание (свт. Иоанн Златоуст, 45, 712).
* * *
...Не то худо, чтобы употреблять вино в меру, но предаваться пьянству и вследствие неумеренности утрачивать здравый смысл (свт. Иоанн Златоуст, 47, 74).
* * *
Как судно переполненное скоро погружается и тонет, так и человек, подавшись объядению и пьянству, несется в бездну, потопляет свой разум и лежит, наконец, как живой труп, часто могущий еще сделать что-либо худое, а на добро способный не более мертвых (свт. Иоанн Златоуст, 47, 76). Источник.
* * *
...Может ли быть что несчастнее человека, преданного пьянству, каждый день наполняющего себя вином и теряющего рассудок? (свт. Иоанн Златоуст, 47, 301). Источник.
* * *
...Дурное дело пьянство; оно может притупить чувства и помрачить разум. Человека разумного и получившего владычество над всем, оно делает как бы мертвым и бездейственным... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 301). Источник.
* * *
...Пьянство есть своевольный демон, который хуже настоящего демона помрачает ум и отнимает у одержимого им всякую скромность (свт. Иоанн Златоуст, 47, 304). Источник.
* * *
Пьянство... само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя души смятением, исполняя ум мраком, делая его пленником, подвергая людей бесчисленным болезням внутренним и внешним (свт. Иоанн Златоуст, 49, 67–68).
* * *
...<Пьянство> прежде всего повреждает ум, потом приводит к скупости, так как тому, кто не имеет ничего, чтобы уплатить, нужно предаваться скупости. А узы скупости железны, подобно тому как если ты свяжешь какой-либо член узами, то вместе с ним влачится и все тело, куда бы ни влачились узы. Недостаточно и этого: пьяница теряет силу, становится скупым, грабителем, гневливым, ревнивцем, жестоким и безумным (свт. Иоанн Златоуст, 49, 348).
* * *
Не презирай вина, но презирай пьянство (свт. Иоанн Златоуст, 50, 591). Источник.
* * *
Ужели вино... причиною такого зла <пьянства>? Нет, не вино, а невоздержание тех, которые злоупотребляют вином. Итак, лучше скажи: исчезни пьянство, погибни роскошь! А если скажешь: пропади вино, то можешь вслед за тем сказать: ...пропади ночь – потому что есть воры, пропади свет – потому что есть клеветники; да погибнут жены – потому что есть блудницы. Таким образом ты все, наконец, захочешь истребить (свт. Иоанн Златоуст, 50, 591).
* * *
...Употребляй меньше вина, потому что от пьянства рождается блудодеяние, сквернословие и прочие дурные похоти (свт. Иоанн Златоуст, 50, 592). Источник.
* * *
Целомудрие ли стяжал кто-либо, стыдливость ли, пристойность ли, кротость ли, смирение ли – все это пьянство повергает в море нечестия (свт. Иоанн Златоуст, 50, 593). Источник.
* * *
Нельзя пьянице видеть Царствия Небесного... И что я говорю: Царствия Небесного? Пьяный не видит и настоящих предметов; пьянство дни превращает для нас в ночи, свет во тьму; пьяный, смотря во все глаза, не видит и того, что у него под ногами (свт. Иоанн Златоуст, 50, 593). Источник.
* * *
<Пьянство> – многообразный и многоглавый зверь... здесь вырастает у него блуд, там гнев, здесь тупость ума и сердца, а там постыдная любовь (свт. Иоанн Златоуст, 50, 715).
* * *
Не одних пьяниц постигнет наказание, но вместе с ними и соучастников их, – и весьма справедливо, потому что они самих себя губят и о спасении ближних нерадят (свт. Иоанн Златоуст, 50, 781). Источник.
* * *
Храм Божий – это те, в ком обитает Дух Божий; храмом идолов являются те, которые оскверняют себя пьянством и невоздержанием (свт. Иоанн Златоуст, 51, 860).
* * *
Как в осажденном городе бывает великое беспокойство и смятение, когда вторгаются в него неприятели, так бывает и в душе, когда нападает на нее пьянство и сластолюбие (свт. Иоанн Златоуст, 52, 254). Источник.
* * *
...Когда мы не пьяны, то думаем, что можем преодолеть эту страсть; а когда предадимся ей, то уже не думаем (свт. Иоанн Златоуст, 55, 35).
* * *
...Не вино производит пьянство, но злая воля и неумеренное его употребление (свт. Иоанн Златоуст, 55, 75).
* * *
Христос хочет обитать у тебя; а ты попираешь Его объядением, пьянством? (свт. Иоанн Златоуст, 55, 170). Источник.
* * *
Предающиеся пьянству, чем более вливают в себя вина, тем более распаляются жаждой, и каждый глоток делается поджогой жажды; в конце концов, удовольствие пропадает, между тем жажда делается неутолимой и приводит на самый край пьянства тех, кто стал его пленником... больше всего можно удивляться безумию людей, преданных пьянству, что они не хотят пощадить себя даже и в той мере, в какой другие щадят мехи... Разве для того дано тебе горло, чтобы ты наполнял его до самого рта перекисшим вином и иною гнилью? Не для того, а чтобы ты воссылал святые молитвы Богу, читал Божественные законы и подавал ближним полезные советы (свт. Иоанн Златоуст, 55, 571).
* * *
...Человек, когда предается объядению и пьянству, падает в бездну, потопляет разум и лежит затем, как живой мертвец, который часто может делать зло, а в отношении ко всему доброму находится в ничуть не лучшем состоянии, чем мертвец (свт. Иоанн Златоуст, 55, 572).
* * *
Если и Ной искушен был плодом собственного своего делания, не знав, что с ним стало от вина; и Лот, обезумленный вином, невольно на старости соделался отцом; и Ирод, став игралищем упоения, кровью святого Иоанна обагрил трапезу свою и сердце; и все неразумные проступки людей возникли от вина; то для чего навлекаешь на себя произвольное безумие и не заботишься о целомудренной соразмерности? (прп. Исидор Пелусиот, 60, 129–130).
* * *
Пьянство... служит причиною стольких зол, что Слышатель неизреченных глаголов в раю поставляет его вне Царствия Божия. Посему не будем пренебрегать сей великой болезни, как малого недуга (прп. Исидор Пелусиот, 60, 164).
* * *
Пей вина как можно меньше; на сколько убавляется его мера, на столько же оно и благодетельно пиющим (прп. Нил Синайский, 72, 236). Источник.
* * *
Горе ругателю и вместе с ним пьянице! В один ряд поставляются они с убийцами и наказываются вместе с прелюбодеями (прп. Нил Синайский, 72, 254). Источник.
* * *
Ужасный порок – пьянство! Это страсть, недуг, входящий в телосложение послаблением желанию, принимающий от навыка силу естественного качества (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 378). Источник.
* * *
В монастырь аввы Антония сделано было приношение, в котором был небольшой бочонок вина. Один из старцев, налив в малый сосуд и из него в чашу, поднес ее авве Сисою. Авва выпил; поднес потом вторую, он принял и вторую. Когда же старец предложил ему третью, авва не принял и сказал: «Перестань, брат! Или ты не знаешь, что есть сатана?» (97, 249).
* * *
Однажды в Скиту сделано было для братии угощение. Одному из старцев подали чашу вина. Он отказался выпить ее, сказав подавшему: «Унеси от меня эту смерть». Прочие, увидев это, также не стали пить вина (106, 482). Источник.
* * *
Пришла однажды сестра к блаженной Сарре и принесла с собою снеди и вино. Сотворив метание, подала это блаженной. Та все взяла, кроме вина, присовокупив: «Возьми от меня смерть». Потом, посмотрев на принесшую, сказала: «Как ты, юная, дерзаешь касаться вина или даже обонять запах его?» Монахиня ответила: «Госпожа моя, если не пью вина, тяготится мое чрево». Говорит ей святая: «А если не отяготится чрево, если не поболишь им, если не утончится тело твое и не станет как древо сухое, то как вселится в душу твою благодать Духа? Побойся Бога. Вот уже 59 лет я в келье сей, и благодатию Христовою никогда не вкушала вина...» (103, 55).
* * *
Однажды бес сказал одному египетскому пустынножителю: «Соверши один из грехов – убийство, блуд или пьянство, и после этого я не буду уже искушать тебя». Пустынник подумал: «Убийство страшно и по земным, и по небесным законам; блуд – стыдно губить чистоту и касаться скверны; упиться же один раз – небольшой грех, протрезвею. Пойду упьюсь и буду жить спокойно». Взяв рукоделие, пошел в город, продал все и напился. По действию сатаны случилось ему беседовать с прелюбодейной женщиной. Он впал в грех с нею, но пришел муж ее и начал бить пришельца. Пустынник начал с ним драться и, одолев, убил мужа. Таким образом, он совершил все три греха; каких грехов он боялся и гнушался трезвым, смело совершил пьяный и через то погубил многолетние свои труды (107, 78–79).
Источники
1. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. 2-е изд. Ч. 1. ТСЛ, 1902.
2. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. 2-е изд. Ч. 2. ТСЛ, 1902.
3. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. 2-е изд. Ч. 3. ТСЛ, 1903.
4. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. 2-е изд. Ч. 4. ТСЛ, 1903.
5. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4-е изд. Ч. 1. ТСЛ, 1900.
6. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4-е изд. Ч. 2. ТСЛ, 1900.
7. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4-е изд. Ч. 3. ТСЛ, 1900.
8. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4-е изд. Ч. 4. ТСЛ, 1901.
9. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4-е изд. Ч. 5. ТСЛ, 1901.
10. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4-е изд. Ч. 6. TCJI, 1901.
11. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4-е изд. Ч. 7. TCJI, 1902.
12. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 1. М., 1843.
13. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 2. М., 1844.
14. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 3. М., 1844.
15. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 4. М., 1844.
16. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 5. М., 1847.
17. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 6. М., 1848.
18. Творения святого Григория Нисского. Ч. 1. М., 1861.
19. Творения святого Григория Нисского. Ч. 2. М., 1861.
20. Творения святого Григория Нисского. Ч. 3. М., 1862.
21. Творения святого Григория Нисского. Ч. 4. М., 1862.
22. Творения святого Григория Нисского. Ч. 5. М., 1863.
23. Творения святого Григория Нисского. Ч. 6. М., 1864.
24. Творения святого Григория Нисского. Ч. 7. М., 1865.
25. Творения святого Григория Нисского. Ч. 8. М., 1871.
26. Беседы (Омилии) святителя Григория Паламы. Т. 1. М., 1994.
27. Беседы (Омилии) святителя Григория Паламы. Т. 2. М., 1994.
28. Беседы (Омилии) святителя Григория Паламы. Т. 3. М., 1994.
29. Преподобного отца нашего Аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. 10-е изд. Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни: Свято-Троицкая Лавра, 1913.
30. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 3-е изд. Ч. 1. М., 1881.
31. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 3-е изд. Ч. 2. М., 1881.
32. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 5-е изд. Ч. 3. ТСЛ, 1912.
33. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 4-е изд. Ч. 4. ТСЛ, 1900.
34. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 3-е изд. Ч. 5. М., 1887.
35. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 3-е изд. Ч. 6. ТСЛ, 1901.
36. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 2-е изд. Ч. 7. ТСЛ, 1913.
37. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 2-е изд. Ч. 8. ТСЛ, 1914.
38. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: Аскетические опыты. 2-е изд. Т. 1. СПб., 1905.
39. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: Аскетические опыты. 2-е изд. Т. 2. СПб., 1886.
40. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: Аскетические опыты. 3-е изд. Т. 3. СПб., 1905.
41. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: Аскетическая проповедь. 3-е изд. Т. 4. СПб., 1905.
42. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: Приношение современному монашеству. 3-е изд. Т. 5. СПб., 1905.
43. Творения иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина: Точное изложение православной веры. СПб., 1894.
44. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. 2-е изд. Т. 1: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1898.
45. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 2: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1896.
46. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 3: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1897.
47. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 4: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1898.
48. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 5: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1899.
49. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 6: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1900.
50. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 7: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1901.
51. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 8: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1902.
52. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 9: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1903.
53. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 10: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1904.
54. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 11: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1905.
55. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 12: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1906.
56. Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана Римлянина. 2-е изд.: Пер. с лат. еп. Петра. М., 1892.
57. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. 7-е изд. Сергиев Посад: Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1908.
58. Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирина, подвижника и отшельника, бывшего епископом града Ниневии: Слова подвижнические. 2-е изд. Сергиев Посад, 1893.
59. Преподобного и богоносного отца нашего аввы Исаии, отшельника египетского: Духовно-нравственные слова. 2-е изд. Сергиев Посад: Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1911.
60. Творения святого Исидора Пелусиота: Письма. Ч. 1. М., 1859.
61. Творения святого Исидора Пелусиота: Письма. Ч. 2. М., 1860.
62. Творения святого Исидора Пелусиота: Письма. Ч. 3. М., 1860.
63. Творения святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского: Письма. 2-е изд. Ч. 1. Киев, 1891.
64. Творения святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского: Трактаты. 2-е изд. Ч. 2. Киев, 1891.
65. Творения святых отцев в русском переводе, издаваемые в Московской Духовной Академии / Творения святителя Кирилла Александрийского. Т. 49. Ч. II. ТСЛ, 1882.
66. Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. М., 1855.
67. Преподобного отца нашего Макария Египетского: Духовные беседы, послания и Слова. 4-е изд. ТСЛ, 1904.
68. Сочинения преподобного Максима Грека в русском переводе: Нравоучительные сочинения. Ч. 1. ТСЛ, 1910.
69. Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника: Нравственно-подвижнические слова. 2-е изд. Сергиев Посад, 1911.
70. Невидимая брань, блаженной памяти старца Никодима Святогорца. 2-е изд.: В 2 ч./Пер. с греч. еп. Феофана. М., 1892.
71. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. Ч. 1. М., 1858.
72. Творения преподобного отца нашего Пила, подвижника Синайскою. Ч. 2. М., 1858.
73. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. Ч. 3. М., 1859.
74. Творения преподобного и богоносного отца нашего, священномученика Петра Дамаскина. Кн. 1. М., 1874.
75. Творения преподобного и богоносного отца нашего, священномученика Петра Дамаскина. Кн. 2. М., 1874.
76. Слова преподобного Симеона Нового Богослова: 2-е изд. Вып. 1. М., 1892.
77. Слова преподобного Симеона Нового Богослова: 2-е изд. Вып. 2. М., 1890.
78. Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова. Сергиев Посад, 1917.
79. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 1. М., 1898.
80. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 2. М., 1898.
81. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 3. М., 1898.
82. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 4. М., 1899.
83. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 5. М., 1899.
84. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 6. М., 1900.
85. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 7. М., 1900.
86. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 8. М., 1901.
87. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? / Письма еп. Феофана. 5-е изд. М., 1904.
88. Внутренняя жизнь: Слова епископа Феофана. Изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М., 1893.
89. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 1. М., 1883; 3-е изд. М., 1895.
90. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. М., 1884.
91. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1888; 3-е изд. М., 1900.
92. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1889.
93. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1890; 3-е изд. М., 1900.
94. Писание мужей апостольских / Ерм. Пастырь; Пер. прот. Петра Преображенского. 2-е изд. СПб., 1895.
95. Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Святой Афонской горе просиявших. 3-е изд. Ч. 1, 2. СПб., 1897.
96. Глинский патерик / Схиархим. Иоанн Маслов. М., 1997.
97. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных огцев. М., 1845.
98. Древний патерик: Изложенный по главам. М., 1874.
99. Жизнь пустынных отцев / Творение пресвитера Руфина. ТСЛ, 1898.
100. Киево-Печерский патерик/Сост. М. Викторова. Киев, 1893.
101. Лавсаик / Сост. Палладий, еп. Еленопапьский. СПб., 1850.
102. Луг духовный/ Творение блаженного Иоанна Мосха. Сергиев Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1915.
103. Митерикон: Собрание наставлений аввы Исаии всечестной инокине Феодоре. 2-е изд./Пер. еп. Феофана. М., 1898.
104. Московский патерик/Сост. Е. Поселянин. М.: Изд. Московского дворянства, 1912.
105. Оптинский патерик. Б-ка Московской Духовной Академии. (Машинопись. Инв. № 123611).
106. Отечник / Еп. Игнатий (Брянчанинов). 4-е изд. СПб., 1903.
107. Отечник проповедника / Сост. иг. Марк (Лозинский). ТСЛ, 1996.
108. Палестинский патерик / И. Помяловский. Вып. 3. СПб., 1893.
109. Патерик Волыно-Почаевский / Сост. прот. А. Хойнацкий. М., 1883.
110. Практическая симфония / Сост. Г. Дьяченко. М., 1912.
111. Духовный мир / Сост. Г. Дьяченко. М., 1900.
112. Пролог в поучениях / Прот. В. Гурьев. М., 1912.
113. Соловецкий патерик. М., 1895.
114. Троицкие цветки с луга духовного / Сост. архим. Кронид (Любимов). ТСЛ, 1997.
115. Троицкий патерик. ТСЛ, 1896. Репринт.
116. Цветник духовный. 5-е изд.: В 2 ч. М., 1903.
117. История боголюбцев или повествование о святых подвижниках/Блаж. Феодорит, еп. Кирский. СПб., 1853.
118. Святого отца нашего, Григория Двоеслова, епископа Римского. Собеседования о жизни италийских отцев и бессмертии души. Казань, 1853.
119. Тверской патерик / Краткие сведения о Тверских местночтимых святых. Казань, 1907.
120. Маргарит или избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству. М., 1882.