Простота
Простота есть утвердившийся навык души, которая сделалась чуждою всякого различия и неспособною к лукавству. Лукавство есть искусство, или, лучше сказать, безобразие бесовское, которое потеряло истину и думает утаить это от многих (прп. Иоанн Лествичник, 57, 159).
* * *
Первое свойство детского возраста есть безразличная простота; и доколе Адам имел ее, дотоле не видел наготы души своей и ничего постыдного в наготе плоти своей. Похвальна и блаженна и та простота, которая бывает в некоторых от природы, но не так, как претворенная из лукавства через многие поты и труды; ибо первая покрывает нас от многоразличия и страстей, а вторая бывает причиною высочайшего смиренномудрия и кротости, почему и награда первой невелика, а последней преславна (прп. Иоанн Лествичник, 57, 160).
* * *
Все, хотящие привлечь к себе Господа, приступим к Нему, как ученики к Учителю, с простотою, без притворства, без двоедушия и лукавства, без пытливости. Он, будучи прост и незлобен, хочет, чтобы и души, приходящие к Нему, были просты и незлобивы; ибо кто не имеет простоты, тот не может когда-либо увидеть смирение (прп. Иоанн Лествичник, 57, 160).
* * *
Видел я таких людей, которые прежде были праводушны, а потом у лукавых научились лукавить. Я удивился, как могли они так скоро потерять свое природное свойство и преимущество. Но сколь удобно праводушным людям измениться в лукавых, столь трудно лукавым переродиться в простосердечных (прп. Иоанн Лествичник, 57, 160). Источник.
* * *
Если разум надмевает многих, то, напротив, невежество и неученость некоторым образом умеренно смиряют (прп. Иоанн Лествичник, 57, 161).
* * *
Неудобь богатый внидут в Царствие Небесное (ср.: Мф. 19, 23); неудобно и мудрецы, и безумные мира сего войдут в простоту (прп. Иоанн Лествичник, 57, 161).
* * *
Борись и старайся посмеиваться своей мудрости. Делая так, обрящешь спасение и правость о Христе Иисусе, Господе нашем (прп. Иоанн Лествичник, 57, 161).
* * *
Авва Петр рассказывал, что Макарий Великий очень просто обходился со всеми братиями. Некоторые говорили ему: «Для чего ты так ведешь себя?» Авва Макарий отвечал: «Двенадцать лет служил я Господу моему, чтобы даровал Он мне благодать сию, а вы советуете мне оставить ее!» (97, 144).
* * *
Принял однажды Павел Препростый бесноватого, который, словно бешеная собака, кусал всякого, подходившего к нему. Усердно молился Павел, да изженет демона, мучившего несчастного. Но исцеление не совершалось... Павел в простоте своего сердца вдруг, подобно малому дитяти, воскликнул: «Не буду ж я есть сегодня, если Ты не исцелишь его!» Бог послушал Павла, как слуга капризного хозяина, и бесноватый получил здравие. Такую веру и упование на Господа имел Павел! (99, 111). Источник.
* * *
Один из отцов рассказывал: был старец святой и чистой жизни. Когда он совершал святую Литургию, то видел Ангелов, стоявших по правой и левой стороне, но, будучи несведущ в Божественных догматах, по простоте и незлонамеренно, во время службы говорил не то, что должно, не сознавая своей ошибки. Источник.
По Промыслу Божию к нему пришел один брат, бывший диаконом, сведущий в догматах. Старцу пришлось при нем совершать Литургию. «Отче, – заметил ему брат, – то, что ты сказал во время священнодействия, не согласно с православной верой, но заимствовано у еретиков». Старец при виде Ангелов, предстоящих священнодействию, не обратил внимания на эти слова. Но диакон не переставал утверждать: «Ошибаешься, старче! Не принимает этого Церковь...» В следующий раз старец спросил у Ангелов:
– Вот что говорит мне диакон – правда ли это?
– Послушайся его: он правильно говорит, – ответили ему Ангелы.
– Почему же вы не сказали мне этого?
– Бог так премудро устроил, чтобы люди были исправляемы через самих людей.
С тех пор старец, возблагодарив Бога и брата, правильно служил Литургию (102, 246–247).