Правда
Блаженны все делающие правду: они не погибнут вовек (св. Ерм, 94, 165).
* * *
...Правда имеет путь прямой, а неправда – кривой. Но ты ходи путем прямым, а кривой оставь. Кривой путь не ровен, имеет множество преткновений, скалист и тернист, и ведет к погибели тех, которые ходят по нему. А те, которые следуют прямому пути, ходят ровно и без претыкания, потому что он не скалист и не тернист (св. Ерм, 94, 188).
* * *
...При отсутствии правды все неправедно и без нее не может устоять. Она называется рассуждением и во всяком начинании назначает должное, чтобы не было в чем-либо недостатка, по оскудению, и преувеличения, по излишеству. Ибо хотя (эти вещи) и кажутся противоположными одна другой, потому что одна стоит выше, а другая ниже правды, но обе отчасти склоняются к несправедливости. Как и линия, если имеет выпуклость или вогнутость, уклоняется от прямого направления, и весы также на какую сторону наклонятся, та и превышает другую. Тот же, кто может сохранять праведность, не падает вниз через неразумие, невоздержность, боязнь и излишество и не ползает на чреве, как змий, ядя землю и служа постыдным страстям, но и не возносится вверх преувеличением, дерзостию, окаменением и недостаточностию, мудрствуя чрезмерно и поступая лукаво, превыше своего достоинства (см.: Рим. 12, 3), но мудрствует с целомудрием и терпит со смирением, зная, что он, по благодати, получил то, что имеет, по слову Апостола, и не отрицает сего. Ибо несправедливо поступает в отношении себя и ближнего, наиболее же Бога, если приписывает себе благие дела. Но если думает, что имеет от себя что-либо благое, то еже мнится имея, возмется от него (Лк. 8, 18), как говорит Господь (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 94–95).
* * *
То велико для человека, чтобы он оставил свою правду, о коей думает, что она по Богу есть, и соблюл слово того, кто учит его по Богу. Вот и человек Божий, авва Нистерой, который видел славу Божию, имея живущими с собою сыновей сестры своей, никаких не давал им приказаний, но каждого оставил на свою ему волю, не заботясь о них, хороши ли они были, или худы. Также о Каине и Авеле говорили: кто научил их делать то или это, когда не было еще ни Закона, ни Писания? (Конечно, Бог); потому что, если Бог не научит человека, всуе трудится он (прп. авва Исаия, 89, 326–327).
* * *
...Правда есть способность воздавать за все по достоинству... (свт. Василий Великий, 8, 176).
* * *
Человеку здравомыслящему более всего должно избегать того, чтобы жить для славы, сообразоваться с мнением большинства, а неправый разум ставить вождем жизни; но, хотя бы пришлось противоречить всем людям или за прекрасное навлечь на себя бесславие и опасности, и в таком случае не должно решаться на извращение правильно дознанного (свт. Василий Великий, 8, 312).
* * *
...Если возлюбишь путь правды, то обретешь вечную жизнь (прп. Ефрем Сирин, 30, 105). Источник.
* * *
...Истина горька для старающихся быть скрытными, и обличение кажется жестоким особенно для людей, которые хотят, чтобы о них хорошо думали другие (прп. Ефрем Сирин, 30, 278).
* * *
Если кто и справедливо употребит злоречие, то правда его исполнена неправды (прп. Ефрем Сирин, 31, 448–449). Источник.
* * *
Избери себе делание правды – этот полезный для тебя труд. Воспользуйся сею скоротечною жизнью и имей непрестанно перед глазами тот страх и ужас, какой ожидает тебя в день испытания (прп. Ефрем Сирин, 33, 302). Источник.
* * *
...Приобретем себе правду, и тогда Царство будет наше; потому что соблюдается оно праведным. Будем же делать правду (прп. Ефрем Сирин, 33, 334). Источник.
* * *
Делание правды ни для кого не затруднительно. Пусть каждый делает, сколько может; правда и не требует от него большего. Пусть всякий по силам своим несет на себе возлагаемое на него правдою; потому что иго Божие легко и для всякого удобоносимо (прп. Ефрем Сирин, 33, 334). Источник.
* * *
Труд правды подает только случай Подателю за малое наградить великим богатством; потому что не укоряется и за малое приумножение правды, кто приумножает (прп. Ефрем Сирин, 34, 280). Источник.
* * *
Господь, преподав многие заповеди о любви, повелел искать правды Божией; ибо знал, что она матерь любви (прп. Макарий Египетский, 67, 258). Источник.
* * *
Делай правду, совершаемую во внутреннем человеке, где поставлен Христов алтарь вместе с нескверным святилищем, да свидетельство совести твоей похвалится Крестом Христа, очищающего совесть твою от мертвых дел, и послужишь Богу духом своим, узнаешь, Кому поклоняешься, по сказанному: мы поклоняемся, егоже вемы (ср.: Ин. 4, 22) (прп. Макарий Египетский, 89, 249).
* * *
...Справедливостью умерщвляется неправда, и скромностью убивается кичливость (свт. Григорий Нисский, 18, 263). Источник.
* * *
...Правда делается камнем для неправды, и ее убивает, и хранится в лоне поразившего (свт. Григорий Нисский, 19, 317). Источник.
* * *
Как по отношению к тем, которые показывают себя благопокорными, Он <Бог>, по свойственной Ему благости, отменяет свои приговоры, приемлет обращающихся и избавляет от угрожающего наказания, так, напротив, когда Он обещает даровать или какие-нибудь блага, или время для покаяния, но видит, что люди сделались недостойными, тогда отменяет Свои обетования (свт. Иоанн Златоуст, 47, 244).
* * *
...Лучше терпеть неправду, чем причинять ее, так как дня терпящих неправду суд Божий является благодеянием, а для виновных в ней наказанием, лишая их обетования (свт. Иоанн Златоуст, 48, 735).
* * *
Все грехи и все виды зла называются неправдой; за них приходит гнев Божий, на сынов человеческих, или, лучше сказать, на сынов непослушания. От них охраняйте себя, братие, утверждайтесь же в воле Божией. И тогда Бог дарует вам богатые милости и щедроты Свои, потому что Он есть наш Спаситель (свт. Иоанн Златоуст, 48, 811).
* * *
Правда не знает изменчивости времени, равным образом человеческих затруднений, все этого рода вещи от ее лица отгоняются, пренебрегаются, презираются (свт. Иоанн Златоуст, 49, 179).
* * *
...Добродетель – великая защитница правды... (свт. Иоанн Златоуст, 49, 781).
* * *
Не будем же ненавидеть свои души, не будем любить неправду. Прибыли от ней и теперь, без сомнения, мало или вовсе нет, а в будущем – много вреда (свт. Иоанн Златоуст, 51, 327).
* * *
...Если кто скажет о нас неправду – будем жалеть о нем, потому что он навлекает на себя наказание и мучение, назначенное за злоречие, и становится даже недостойным читать Священное Писание... А если бы он сказал и правду – и в этом случае он достоин сожаления. Ведь и фарисей говорил правду; но тем нисколько не повредил тому, кто слушал его, а, напротив, еще принес ему пользу, а себя самого лишил бесчисленных благ... Таким образом, в том и другом случае, кто оскорбляет тебя, терпит вред, а не ты. Ты, напротив, если будешь внимателен, приобретешь сугубую пользу: с одной стороны, ты умилостивишь Бога своим молчанием, а, с другой, – сделаешься гораздо скромнее, найдешь в сказанных о тебе словах повод к исправлению своих поступков и научишься пренебрегать славою человеческою (свт. Иоанн Златоуст, 51, 565).
* * *
Пост и молитва избавляют от смерти; а правда выше их обоих (свт. Иоанн Златоуст, 53, 964).
* * *
Как броня хранит от поранений, так и правда (спасает нас) (свт. Иоанн Златоуст, 54, 208). Источник.
* * *
...Кто говорит правду, хотя бы был самым последним из людей, и самого царя царственнее (свт. Иоанн Златоуст, 55, 631).
* * *
Плод правды – совершенство добродетели; из него вырастает древо жизни (свт. Иоанн .Златоуст, 55, 1106). Источник.
* * *
...Чтобы не подвергнуться козням, будем паче исследовать и делать правду... (прп. Нил Синайский, 73, 202). Источник.
* * *
...Пока душа мирским водится мудрованием, дотоле хотя и видит правду, как-нибудь попираемую иными, равнодушною к тому остается: ибо занята будучи вся своими похотениями, о правде Божией не имеет попечения. Когда же она начнет быть выше своих страстей и похотей, тогда, и по отрешению от настоящих вещей и по любви к Богу, она не может уже равнодушно видеть даже во сне правду Божию оставляемою, но гневается и возмущается на злотворцев... (блж. Диадох, 91, 50). Источник.
* * *
...Услаждение, сокрытое в правде, вкушаем не тогда, как делаем правду, но когда любовь к правде снедает сердце наше... (прп. Исаак Сирин, 58, 246). Источник.
* * *
Когда вступишь на путь правды, тогда прилепишься к свободе во всяком деле (прп. Исаак Сирин, 58, 278). Источник.
* * *
...Не голыми словами прославляется обыкновенно Бог, но делами правды, много паче слов провозглашающими о Божеском велелепии (прп. Максим Исповедник, 91, 286).
* * *
...Радость есть признак совершения всякой правды... (прп. Феодор Студит, 92, 566).
* * *
Смешай с простотою воздержание и со смиренномудрием сочетай истину – и окажешься сотрапезником правды... (прп. Илия Екдик, 91, 426).
* * *
Писаный закон, страхом удерживая от неправды, приучает к правде; со временем же навык в сем порождает правдолюбивое расположение, от коего пребывает твердое к добру настроение, наводящее забвение предшествовавшей порочности (прп. Максим Исповедник, 91, 287).
* * *
Правда Божественная явилась человечеству в Божественном милосердии и повелела нам уподобиться Богу совершенным милосердием, не какой другой добродетелью (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 522).
* * *
Истина есть Слово Божие, Евангелие; истина есть Христос. Познание Истины вводит в душу Божественную правду, изгнав из души падшую и оскверненную грехом правду человеческую: вшествие свое в душу Божественная правда свидетельствует Христовым миром (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 223–224). Источник.
* * *
Блажен, кто праведен правдой Божией, упование его сосредоточено во Христе, источнике его правды. Несчастлив тот, кто удовлетворен собственной человеческой правдой: ему не нужен Христос, возвестивший о Себе: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 9, 13) (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 24). Источник.
* * *
Милость, исходящая из поврежденного человеческого естества, противна правде: милость, изливающаяся из заповедей Евангелия... находится в неразрывном союзе с правдой Божией, служит выражением ее (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 109).
* * *
Чудный союз милости с правдой видим в образе действий Богочеловека: этот образ действия отражается в поведении истинных учеников Христовых (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 191).