Источник

Похвала

В то время, когда ветер дует ровно, всякий мореплаватель может высоко думать о себе и похвастать собою; но только при внезапной перемене ветров открывается искусство опытных кормчих (прп. Антоний Великий, 89, 27).

* * *

...Никто из нас да не хвалится, по крайней глупости своей, и не говорит: я взял верх над братом, и не будет ему пощады. Да ведает говорящий и помышляющий таковое, что он предал душу свою в руки смерти и наследием его будет место плача и скрежета зубов, червя неусыпающего и огня неугасимого (прп. Антоний Великий, 89, 54).

* * *

Если станут хвалить тебя за дела твои, не радуйся тому и не услаждайся тем: утаивай их, сколько можешь; не позволяй себе кому-либо говорить об них, и всячески постарайся достигнуть того, чтобы люди не хвалили тебя (прп. Антоний Великий, 89, 110). Источник.

* * *

Если охотно слушаешь похвалы о себе, то нет в тебе страха Божия (прп. авва Исаия, 59, 141).

* * *

Горе нам, что мы исполнены гнусных дел, при всем том услаждаемся похвалами человеческими (прп. авва Исаия, 59, 194).

* * *

Не хвали, чего не видел, а что слышал, о том не говори, как видевший (прп. авва Исаия, 89, 290).

* * *

...Вовсе не хвалиться, не говорить себе самому похвал и не слушать с приятностию, когда хвалит другой... (свт. Василий Великий, 9, 55). Источник.

* * *

Похвала же о Господе бывает, когда человек добрые дела свои приписывает не себе самому, но Господу (свт. Василий Великий, 9, 280). Источник.

* * *

Человек, который хвалит ближнего в его отсутствие, то же, что и собирающий доброе в свою сокровищницу (прп. Ефрем Сирин, 30, 160). Источник.

* * *

Хвали другого, но не думай высоко о себе, когда тебя хвалят, ибо опасно, чтобы не оказаться тебе ниже похвал. И другого хвали, не торопясь, но прежде дознай опытно, чтобы не понести тебе стыда, когда окажется он худым (свт. Григорий Богослов, 22, 204). Источник.

* * *

...Никакая похвала не истинна, которая не составляет собственности похваляемых; собственною же похвалою мы называем ту <Божественную>, которая пребывает всецело неотъемлемою от нас навсегда (свт. Григорий Нисский, 25, 131).

* * *

...Пристрастные к похвалам не только тогда, когда их порицают напрасно, но если их и не часто хвалят, терзаются в душе как бы каким голодом... Невозможно, чтобы море когда-нибудь не волновалось; невозможно, чтобы и душа такого человека оставалась без забот и скорби (свт. Иоанн Златоуст, 44, 464). Источник.

* * *

Хвалить и удивляться человеку следует не за одежды, равным образом и не за тело, а за душу (свт. Иоанн Златоуст, 45, 214).

* * *

Хвалить без разбора все, доброе и худое, свойственно не другу, но льстецу и насмешнику... (свт. Иоанн Златоуст, 40, 120). Источник.

* * *

Кто слышал похвалы за молитву и сознал свое усердие, тот впал бы в гордость, если бы имел многих свидетелями похвал; а теперь, незаметно получив похвалу, он далек от всякого тщеславия (свт. Иоанн Златоуст, 46, 368). Источник.

* * *

...Почему и для чего ты ищешь похвалы от людей? Разве не знаешь, что эта 'похвала так же, как тень или что либо еще более ничтожное, разливается по воздуху и исчезает? Притом и люди так непостоянны и изменчивы: одни и те же одного и того же человека сегодня хвалят, а завтра порицают (свт. Иоанн Златоуст, 47, 38).

* * *

Какая польза человеку, если вся вселенная удивляется ему и восхваляет его, а Создатель всяческих и непогрешимый Судия осудит его в тот Страшный день? (свт. Иоанн Златоуст, 47, 218). Источник.

* * *

...Не будем дорожить похвалою человеческою и не будем всячески добиваться славы от людей, но ради Того Единого, Который испытует сердца и утробы, будем совершать дела добрые и убегать нечестия (свт. Иоанн Златоуст, 47, 218). Источник.

* * *

Добродетельному человеку, идущему тесным и скорбным путем и исполняющему заповеди Христовы, невозможно заслужить от всех людей похвалу и удивление, потому что велика сила зла и вражда к добродетели. Поэтому Господь, зная, что человеку, строго подвизающемуся в добродетели и от Него одного ожидающему похвалы, невозможно пользоваться похвалою и доброю славою от всех людей, называет несчастными тех, которые из-за похвалы людской небрегут о добродетели. Похвала от всех может служить величайшим доказательством того, что (хвалимые) немного заботятся о добродетели. Да и как будут все хвалить добродетельного, если он станет исхищать обижаемых от обижающих, терпящих зло от желающих делать зло? Опять, если он захочет исправлять согрешающих и хвалить живущих добродетельно, то не естественно ли, что одни будут его хвалить, а другие – порицать? Поэтому (Господь) говорит: горе, егда добре рекут вам вси человецы (Лк. 6, 26) (свт. Иоанн Златоуст, 47, 218). Источник.

* * *

Как же можешь ты сделать, чтобы каждый день воспоминали о тебе и превозносили тебя похвалами даже и по смерти? Если богатство свое раздашь в руки нищих...

Такая память бессмертна, такая память будет для тебя виновницею тысячи сокровищ, такая память облегчит тебя от тяжких грехов и даст тебе великое; дерзновение перед Господом (свт. Иоанн Златоуст, 47, 315–316).

* * *

Великость похвал обыкновенно угрызает совесть не менее грехов (свт. Иоанн Златоуст, 47, 817). Источник.

* * *

...Сколько вреда делают нам друзья, когда хвалят и ласкают нас, столько же пользы приносят враги, говоря о нас дурно, хотя и справедливо, если только мы захотим надлежащим образом воспользоваться их порицаниями. Ведь друзья, из любви, часто и льстят нам; а враги обличают наши грехи. По самолюбию мы не видим своих недостатков, а они по вражде смотрят за нами внимательнее и своим злословием поставляют нас в необходимость исправиться; и вот вражда их становится для нас источником величайшей пользы, потому что, вразумляемые ими, мы не только познаем свои грехи, но и отстаем от них (свт. Иоанн Златоуст, 47, 860–861).

* * *

Грешника хвалят во грехах его и благословляют в беззакониях его. Это первая пропасть, которая может погубить невнимательного (свт. Иоанн Златоуст, 48, 128). Источник.

* * *

...Лучше принимать тех, которые укоряют и вразумляют, нежели тех, которые хвалят и льстят при самой погибели, потому что последние развращают беспечных и располагают к большим порокам (свт. Иоанн Златоуст, 48, 128).

* * *

...Те, которые хвалят нас, умножают в нас надменность, возбуждают гордость, тщеславие, беспечность и делают душу изнеженною и слабою (свт. Иоанн Златоуст, 50, 864).

* * *

...Если хочешь, чтобы тебе удивлялись, одевай других, – и ты получишь тысячи похвал. А вместе с людьми тогда восхвалит тебя и Бог (свт. Иоанн Златоуст, 51, 177).

* * *

...Пожелаем лучше, чтобы над нами смеялись, нежели хвалили нас. Тот, над кем смеются, не терпит никакого зла; а кого хвалят, тот терпит великий вред (свт. Иоанн Златоуст, 52, 454).

* * *

Уклоняйся от людских одобрений и тогда получишь многие похвалы и у Бога, и людей (свт. Иоанн Златоуст, 52, 718). Источник.

* * *

Сколько, по твоему мнению, должно быть хвалящих тебя? Сто человек или вдвое, втрое, вчетверо больше, даже, если хочешь... во сто раз больше; пусть будет, если угодно, две, четыре, десять тысяч рукоплещущих; но они ничем не отличаются от каркающих ворон, а если ты представишь себе зрелище Ангелов, то эти рукоплещущие окажутся ничтожнее червей, а их одобрения слабее паутины, дыма, сновидения (свт. Иоанн Златоуст, 52, 718). Источник.

* * *

Похвала от людей ненадежна и часто проистекает не из доброго намерения; а похвала от Бога остается навсегда и сияет светло, потому что, когда воздает похвалу Ведущий все прежде исполнения и непричастный никакой страсти, тогда добродетель обнаруживается с несомненностию (свт. Иоанн Златоуст, 53, 108–109). Источник.

* * *

Будем же взирать только на то, как бы похвалил нас Бог; если это мы будем иметь в виду, то никогда не станем искать похвалы от людей, но, если даже это случится, станем презирать, осмеивать, гнушаться, настроим себя так, как бы мы, протягиваясь к золоту, хватились за грязь (свт. Иоанн Златоуст, 54, 852). Источник.

* * *

...Ты, сам о себе говоря много дурного, негодуешь, если не слышишь себе от других тех похвал, какие воздаются великим праведникам (свт. Иоанн Златоуст, 55, 226). Источник.

* * *

Если хвалит безумный, это хуже брани; если бранит разумный, это равно похвале... Сказал и некоторый мудрец: если <кто>, восхваляя, произнесет это громким голосом, принимай слова, как поношение (свт. Иоанн Златоуст, 55, 1113).

* * *

Как делающим напоказ здешними рукоплесканиями умаляется тамошнее воздаяние; так здесь подвергающие предварительному следствию подлежащих тамошнему наказанию освобождают их от вины и наказания там (прп. Исидор Пелусиот, 60, 121). Источник.

* * *

Хорошо, как уверен я, руководишь ты юных служителей Церкви; но худо то, что хвалишь их. Смотри, чтобы не совратили их похвалы, не отняли у них вкуса к сладости трудов, ослабив в них усилие самомнением (прп. Исидор Пелусиот, 60, 129). Источник.

* * *

...Перестань так хвалить; неразумных доведешь сим до падения, а благоразумных заставишь краснеть (при. Исидор Пелусиот, 60, 282). Источник.

* * *

Хотя слово, как писал ты, породило рукоплескание, однако же и рукоплескание придало силы слову, став подпорою родившему слово. Но поскольку рукоплескание хотя часто подкрепляет слово, но портит нрав произносящего оное, приводя его к нерадивости, то советую твоему благоразумию воздавать наипаче благодарение Богу, давшему такую благодать. Если же угодно хвалить (ибо, как сказал ты, невозможно не вознаградить слова рукоплесканиями); то, как угодно, хваля слово, не соплетай безмерных похвал мне, чтобы не сделать меня нерадивым (прп. Исидор Пелусиот, 61, 369). Источник.

* * *

...Похвалы надобно слагать умеренно и не слишком в них распространяться; потому что многие, растаяв от излишества похвал, теряют готовность к трудам (прп. Исидор Пелусиот, 62, 409).

* * *

Похвалы надмевают до безумия, и своею усладительностию уничтожают в деле то, чем заслуживало оно награду (прп. Нил Синайский, 71, 13). Источник.

* * *

...Под татями <разумеются> отвне привходящие похвалы (см.: Мф. 6, 20), и безрассудством и кичливостию внезапно расхищающие драгоценности, собранные многим трудом добродетели (прп. Нил Синайский, 72, 107).

* * *

Никто не говорит о мне лжи, кроме хвалящих и ублажающих меня... (прп. Зосима, 91, 109). Источник.

* * *

И по принятии благодати в нашем произволении состоит – ходить по плоти или по духу. Но невозможно ходить по духу возлюбившим похвалу человеческую и послабление телу; и невозможно жить по плоти внутренне предызбирающим будущее более настоящего. Потому надлежит нам возненавидеть похвалу человеческую и упокоение тела, через которые и без нашего хотения прозябают в нас лукавые помыслы... (прп. Марк Подвижник, 89, 507). Источник.

* * *

Принимай лучше поносящего тебя, чем хвалящего, который, по Писанию, ничем не разнится от клянущего (см.: Притч. 27, 14) (прп. Иоанн Карпафский, 91, 79).

* * *

Похвала коварного – скрытая сеть (прп. Исаак Сирин, 58, 414).

* * *

Если кого-нибудь хвалят, не должен ли он отвечать, говоря как бы со смирением? Молчать гораздо полезнее. Ибо если кто отвечает, то это значит, что он принимает похвалу, а сие есть уже тщеславие. Даже и то, когда думает, что он отвечает смиренно, есть уже тщеславие; ибо если он те же слова, которые он сам говорит о себе, услышит от другого, то не может перенести их... Но случается, что похваливший, заключив из молчания его, что принял похвалу, соблазнится сим; как же должно поступать? Неизвестное подвизающийся должен предоставить Богу, да известит Он Сам слышащего. Почему знать, может быть, хваливший получил пользу от его молчания, полагая, что он не принял похвалы, а он думает, что тот соблазнился. Если соблазнившийся сам обнаружит сие, тогда должно объяснить ему со смиренномудрием, говоря: «Прости меня, брат, я ничего не сознаю в себе доброго, потому и не нашел, что тебе отвечать; но помолись о мне Господа ради...» Случается, что иной действительно грешен и со смиренномудрием, а не по тщеславию говорит истину: неужели он и тогда не должен отвечать? Не должен, хотя бы и так было; ибо если он смиренномудрствует на время, но слушающий считает его смиренномудрым, и это будет тяготить его; потому что Господь сказал: горе, егда добре рекут вам вси человецы (Лк. 6, 26), относя это к грешникам, которые не имеют дел, а получают похвалу (прп. авва Дорофей, 29, 236–237). Источник.

* * *

Людям великим свойственно переносить обиды мужественно и с радостию, святым же и преподобным – выслушивать похвалу без вреда (прп. Иоанн Лествичник, 57, 144–145).

* * *

Видал я плачущих, которые, будучи похвалены, за похвалу воспылали гневом; и как случается в торговле, променяли одну страсть на другую (прп. Иоанн Лествичник, 57, 145). Источник.

* * *

...Похвалы возвышают и надмевают душу; когда же душа вознесется, тогда объемлет ее гордость, которая возводит до небес, и низводит до бездн (прп. Иоанн Лествичник, 57, 148). Источник.

* * *

От Тебе похвала моя, в Церкви велицей... (Пс. 21, 26) в будущем веке: а прежде того не могу принимать ее безопасно (прп. Иоанн Лествичник, 57, 170).

* * *

Разбойники <бесы и люди, хвалящие нас> – лютейшие слуги тщеславия, которые похищают наш груз и труды добродетелей (прп. Иоанн Лествичник, 57, 178).

* * *

Укор возбуждает энергию в душе, а похвала расслабляет ее и делает ленивою на добро (прп. Илия Екдик, 91, 426).

* * *

Похвала человеческая окрадывает наши добродетели, когда совершаем их явно, когда не стараемся скрывать их, – и мы неприметным образом увлекаемся к человекоугодию, лукавству, лицемерству (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 512).

* * *

Дурно, когда все кругом похваливают... Поневоле станешь считать себя святым, и начнешь читать наставления всем (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 185). Источник.

* * *

Похвалы рождают самовосхваление и самочувствие; злые чувства – передовые проводники к тщеславию и гордости (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 79). Источник.

* * *

Как-то старцы сидели за обедом. Авва Алоний прислуживал им. Старцы похвалили его, но он ничего им не отвечал. После один из них наедине спрашивает его: «Почему ты не отвечал на похвалы старцев? Авва Алоний говорит ему: «Если бы я ответил им, то показалось бы, будто я считаю себя достойным похвалы» (97, 200).

* * *

Авва Иоанн был духом горящий (ср.: Рим. 12, 11). Пришедший к нему брат похвалил его рукоделие. Авва, занимавшийся в то время плетением веревки, промолчал. Посетитель повторил похвалу. Авва опять промолчал. И в третий раз брат похвалил рукоделие. Тогда авва сказал ему: «Приходом твоим ты удалил Бога от меня» (106, 293).

* * *

Двенадцать лет авва Иоанн Фивейский служил больному старцу, авве Аммою. Хотя Иоанн много трудился для старца, но старец в течение всех двенадцати лет ни разу не сказал ему: «Спасайся!» Когда же настало время кончины аввы Аммоя и собрались к нему старцы, то он взял Иоанна за руку и сказал ему: «Ты – спасен! ты – спасен!» – и, обратившись к старцам, присовокупил: «Это ангел, а не человек» (106, 67).

* * *

Авва Висарион сказал: «Когда пребываешь в мире и не ощущаешь в себе брани, тогда особенно смиряйся, чтобы не похвалиться спокойным и радостным состоянием, принадлежащим не тебе, и за похваление не быть предану брани по немощи нашей, чтобы мы не погибли окончательно» (106, 80).

* * *

Спросили авву Пимена: «Полезно ли хвалить ближнего?» Старец ответил на это: «Полезнее ничего не говорить о нем» (106, 337).

* * *

Один старец сказал своему ученику: «Если кто прославляет тебя и ты с услаждением принимаешь похвалу, то нет в тебе страха Божия» (106, 221).


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle