Источник

Поношение

Глава Его <Христа> была уязвлена терновым венцом за нас, дабы мы с самоукорением переносили все поношения без смущения (прп. авва Исаия, 59, 73).

* * *

...Поношение и уничижение от людей ради Господа много способствует к очищению грехов (прп. Ефрем Сирин, 31, 188).

* * *

...Имеющему ум стыдно не слушать поношающего, но на сказанное отвечать (свт. Григорий Нисский, 23, 14). Источник.

* * *

...Когда кто станет поносить тебя, помысли о том наказании, которому он подлежит, – и не только не будешь гневаться, но и прольешь слезы (свт. Иоанн Златоуст, 51, 320). Источник.

* * *

Если же ты, подвергшись поношению, станешь огорчаться, то через это будешь поносить сам себя, потому что заставишь думать, что сказанное о тебе справедливо (свт. Иоанн Златоуст, 51, 320).

* * *

Если поносит тебя кто – не ожесточайся, но плачь и стенай не о том, что тебя поносят, но о грехе, который подверг тебя такому бесчестию (свт. Иоанн Златоуст, 53, 512). Источник.

* * *

Того ли домогаешься, чтобы Бога иметь тебе помощником? Смотри: помогал ли сам нуждающемуся, когда имел к тому возможность? Просишь ли у Него приложить тебе и богатство? Всмотрись, во благо ли распоряжался тем, что имеешь? Желаешь ли, чтобы Бог соделался благосклонным к тебе Судиею? Будь непамятозлобив ко врагам. Хочешь ли пользоваться Его человеколюбием? Сам будь снисходителен к подчиненным. Хорошо улучать спасение как воздаяние и дом, а не всякий раз, как милость, что свойственно непризнательному (прп. Исидор Пелусиот, 60, 221). Источник.

* * *

Поношение человеческое причиняет скорбь сердцу, но бывает причиною чистоты для того, кто его переносит (прп. Марк Подвижник, 89, 524). Источник.

* * *

Мы... в каждом деле устремляемся на ближнего, порицая и укоряя его, как нерадивого и не по совести поступающего. Как только услышим хотя (одно) слово, тотчас перетолковываем его, говоря: если бы он не хотел смутить меня, то он не сказал бы этого. Где пророк Давид, который сказал о Семее: Оставите его, и тако да проклинает, яко Господь рече ему проклинати Давида (2Цар. 16, 10). Мужу ли убийце говорил Бог, чтобы он проклинал пророка? Как, ужели Господь сказал ему (сие)? Но пророк, имея разум (духовный) и зная, что милости Божией ничто так не привлекает на душу, как искушения, и особенно наносимые и налагаемые во время скорби и нужды, сказал: Оставите его проклинати Давида, яко Господь рече ему. Для чего? Негли призрит Господь на смирение мое, и возвратит ми благая вместо клятвы его (2Цар. 16, 12). Видишь ли, как разумно поступал пророк? Посему-то он и остановил хотевших отомстить проклинающему... Мы же не хотим сказать о брате нашем, что Господь ему сказал, но если услышим (оскорбительное) слово, то поступаем подобно собаке, в которую когда кто-нибудь бросит камнем, то она оставляет бросившего и бежит грызть камень. Так делаем и мы: оставляем Бога, попускающего напастям находить на нас к очищению грехов наших, и обращаемся на ближнего, говоря: зачем он мне это сказал? зачем он мне это сделал? И тогда как мы могли бы получать большую пользу от подобных (случаев), мы делаем противное, и вредим сами себе, не разумея, что Промыслом Божиим все устраивается на пользу каждого (прп. авва Дорофей, 26, 97–98). Источник.

* * *

Поношение есть... омовение душевных страстей... известно, что некоторые люди в мире, осыпавши кого-нибудь ругательными словами в лицо, говорят: «Я такого-то хорошо омыл» (прп. Иоанн Лествичник, 57, 92). Источник.

* * *

...Поношение и посрамление падают на того, кто изрыгает их, а кто бесстрастно принимает их, тому принадлежит победа... (прп. Феодор Студит, 92, 100).


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle