Крест
...Начертанием Честного и Животворящего Креста прогоняются демоны и многоразличные болезни; и совершается это без всяких издержек и без труда. Да и кто может исчислить похвалы святого Креста? (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 228).
* * *
...Если ум захочет взойти на крест, прежде нежели уврачует немощь чувств своих, то привлекает на себя гнев Божий... (прп. авва Исаия, 59, 63).
* * *
...Крест Иисусов есть укрощение всех страстей, до совершенного их истребления (прп. авва Исаия, 59, 100).
* * *
Ношение креста есть упразднение всякого греха, откуда рождается любовь, без которой не может быть ношения креста (прп. авва Исаия, 59, 127).
* * *
Крест есть знамение будущего бессмертия (прп. авва Исаия, 89, 338). Источник.
* * *
...С явлением Креста уничтожено всякое идолослужение, и крестным знамением прогоняется всякое бесовское мечтание... (свт. Афанасий Великий, 1, 126). Источник.
* * *
...Крестом стали явны для всех дела боговедения (свт. Афанасий Великий, 1, 126). Источник.
* * *
Для чего Крестом совершено Домостроительство вочеловечения? Для того, чтобы от четырех крыл земли собрались спасаемые. Ибо крест делится на четыре части, так что каждая его часть обращена к одной из четырех частей мира. А предпочтена крестная смерть, или чтобы все части мира приведены были ко спасению частями креста, или потому, что прежде деревянного креста воздвигнут был целому миру спротяженный, мысленный крест, в среде которого соприкасаются четыре части вселенной, и сила которого, заключающаяся в среде, проходит в четыре части (свт. Василий Великий, 6, 298).
* * *
Назнаменуем животворящий крест и на дверях, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем и вооружимся сим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждою верных, светом для концов земли, сим оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, сим утверждением веры, великим хранилищем и спасительною похвалою православных, Сие-то оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте, и днем и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; но спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку, украшай все члены свои животворящим крестом... (прп. Ефрем Сирин, 31, 356–357).
* * *
Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение (прп. Ефрем Сирин, 31, 357). Источник.
* * *
Вместо щита ограждай себя честным крестом, запечатлевая им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай оным всякое свое занятие: и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и одр свой, и какое ни проходишь служение, прежде всего запечатлей во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Ибо весьма крепко оружие сие, и никто не может никогда сделать тебе вреда, если огражден ты этим оружием. Если и тому, кто носит печать земного царя, никто не может сделать зла, то кольми паче никто не в состоянии состязаться с нами, которые носим на себе такую печать Великого Небесного Царя? Сим оружием всего чаще действуй, брат мой, потому что сильно противится оно стрелам врага, лучше же сказать, мечу его – горькой и страшной вспыльчивости... Итак, всегда запечатлевай себя крестом, и зло не прикоснется к духу твоему (прп. Ефрем Сирин, 32, 298). Источник.
* * *
...Крест – путь заблудшим; крест – упование христиан; крест – узда богатым; крест – памятник победы над демонами, помощь беспомощных, надежда обуреваемых, заступник вдов, упокоение скорбящих, цель старцев; крест – оружие вечное, мудрость неученых, проповедь апостолов, целомудрие дев; крест – безопасность вселенной; крест – уничтожение идолов, сила бессильных, разрешение расслабленных, покров нагим; крест – воскресение мертвых, жезл хромым, низложение горделивых, победа над диаволом; крест – надежда отчаянных, стена воюемых, судия неправых, страж младенцев; крест – свет сидящим во тьме, любомудрие варваров, закон беззаконным, похвала мучеников; крест – радость иереев, ниспровержение капищ, соблазн иудеям, врачевство болящим; крест – хлеб алчущим, путеводитель слепым, утешение нищим, покаяние невоздержным; крест – пестун юношей, кормчий плавающих, отец сирот; крест – советник праведных, глава мужей, великолепие царей, свобода рабов, проповедь пророков; крест – упражнение монахов, основание Церкви, разрушение идольских жертвенников, источник жаждущим... Приходит крест, и преисподняя разорена (прп. Ефрем Сирин, 32, 423). Источник.
* * *
Царь понес на Себе Крест – этот ключ от райских дверей, и им без отказа отверзает двери сии разбойникам и убийцам (прп. Ефрем Сирин, 33, 126). Источник.
* * *
Смерть побеждена Крестом, Адам возвращен в рай, соделан наследником Царства, а диавол посрамлен (прп. Ефрем Сирин, 33, 476). Источник.
* * *
Древом умерщвлены мы, древом и спасены... (прп. Ефрем Сирин, 34, 167). Источник.
* * *
...Крест <Христов> – для нас победный венец... (прп. Ефрем Сирин, 34, 230).
* * *
Взирать на крест значит всю жизнь свою соделать как бы мертвою и распятою для мира, пребывать неподвижным на всякий грех... (свт. Григорий Нисский, 18, 360). Источник.
* * *
Прежде вселенная была бесплодна в отношении к добродетели; земля была нисколько не лучше пустыни и не надеялась произвести что-либо доброе; а Крест вдруг сделал ее раем и матерью многочаднейшею (свт. Иоанн Златоуст, 44, 632–633).
* * *
...Дева, древо и смерть, эти знаки поражения, сделались знаками победы. Вместо Евы – Мария; вместо дерева познания добра и зла – древо Креста; вместо смерти Адамовой – смерть Христова... Чем победил диавол, тем и сам побеждается. Чрез древо поразил диавол Адама; чрез Крест преодолел диавола Христос; то древо низвергло в ад, это же древо и отшедших извлекло оттуда (свт. Иоанн Златоуст, 45, 440–441). Источник.
* * *
Чрез смерть <Христову> мы сделались бессмертными; таковы действия Креста (свт. Иоанн Златоуст, 45, 441).
* * *
...Крест – трофей против бесов, оружие против греха, меч, которым Христос пронзил змия, крест – изволение Отца, слава Единородного, веселие Духа, украшение Ангелов, утверждение Церкви, похвала <апостола> Павла, твердыня святых, свет всей вселенной. Как в доме, объятом тьмою, кто-нибудь, зажегши светильник и поставив его на возвышении, прогоняет тьму, так и Христос во вселенной, объятой мраком, водрузив крест, как бы некоторый светильник, и подняв его высоко, рассеял весь мрак на земле. И как светильник содержит свет вверху на своей вершине, так и Крест вверху на своей вершине имел сияющее Солнце Правды (свт. Иоанн Златоуст, 45, 441).
* * *
Прежде крест служил именем наказания, а теперь стал почетным делом, прежде был символом осуждения, а теперь – знаком спасения... <Крест> стал для нас причиною бесчисленных благ: он освободил нас от заблуждения, он просветил сидящих во мраке, он примирил нас, бывших во вражде с Богом, он сделал друзьями отчужденных, он сделал близкими бывших далеко. Крест – уничтожение вражды, он – охрана мира, он стал для нас сокровищем бесчисленных благ.
Благодаря Кресту мы уже не блуждаем в пустынях, потому что познали истинный путь, уже не обитаем вне Царства, потому что нашли дверь, не боимся огненных стрел диавола, потому что увидели источник. Благодаря Кресту мы уже не вдовствуем, потому что получили Жениха, не боимся волка, потому что имеем Доброго Пастыря... Благодаря Кресту мы не трепещем перед тираном, потому что находимся около Царя (свт. Иоанн Златоуст, 45, 443–444). Источник.
* * *
На Кресте принесена жертва, а где жертва, там отпущение грехов, там примирение с Господом, там праздник и радость (свт. Иоанн Златоуст, 45, 454). Источник.
* * *
Если бесы боялись Креста, а не силы Распятого, то говорящим так заграждают уста два разбойника <от их крестов не происходило чудес> (свт. Иоанн Златоуст, 45, 535).
* * *
...Если бы не было Креста, то делами не спаслась бы первая дева рая; теперь же во время Креста спасается первая жена, новыми дарами исцеляющая древнее зло (свт. Иоанн Златоуст, 45, 881).
* * *
...Крест – всемогущая сила, невидимая стрела, невещественное врачевство, прекращающий огорчения источник, непостыдная слава; так что, хотя бы я говорил о Христе и иное многое, хотя бы я привел в изумление слушателя, повествуя о бесчисленных чудесах, я не в такой степени гордился бы по причине этого, как горжусь по причине Креста (свт. Иоанн Златоуст, 45, 881). Источник.
* * *
Крест – надежда христиан, крест – восстание мертвых, крест – путеводитель слепых, крест – надежда потерявших надежду, крест – путь заблудившихся, крест – мститель за обижаемых, крест – посох хромых, крест – утешение бедных, крест – удило для богатых, крест низложение горделивых, крест – покаяние распутных, крест – трофей против демонов, крест – победа над диаволом, крест – учитель детей, крест – изобилие для недостаточных, крест – кормчий плавающих, крест – гавань обуреваемых, крест – стена для тех, на кого нападают неприятели, крест – отец сирот, крест – защитник вдов, крест – судья неправедных, крест – столп праведных, крест – успокоение страдающих, крест – страж детей, крест – глава мужей, крест – конец старцев, крест – свет сидящим во тьме, крест – великолепие царей, крест – человеколюбие варваров, крест – свобода рабов, крест – мудрость необразованных, крест – закон беззаконных, крест – проповедь пророков, крест – возвещение апостолов, крест – похвала мучеников, крест – подвижничество монахов, крест – целомудрие дев, крест – радость иереев, крест – основание Церкви, крест – безопасность вселенной, крест – низложение <языческих> храмов, крест – ниспровержение <языческих> алтарей, крест – удаление тука жертвоприношений, крест – соблазн иудеев, крест – погибель нечестивых, крест – сила бессильных, крест – врач болящих, крест – очищение прокаженных, крест – укрепление расслабленных, крест – хлеб алчущих, крест – источник жаждущих, крест – одежда нагих... говорю не о телесной, а о наготе веры. Когда ты, уверовавши, будешь крещен, тогда назовешься облеченным (свт. Иоанн Златоуст, 45, 890–891).
* * *
...Все у нас совершается чрез него <крест>: надлежит ли возродиться, является крест, нужно ли питаться тою таинственною пищею, быть рукоположенным или сделать что-либо другое, всюду у нас знак креста. Поэтому с большой ревностью мы начертываем его на жилище, на стенах, на окнах, на челе и в уме. Это – знамение нашего спасения, всеобщей свободы и милосердия Господня. Потому он и назван печатью, что им, как бы некоторою царскою печатью и перстнем, запечатлеваем все Божии залоги, какие бы мы ни получили, и уже ничто злое не дерзает приблизиться (свт. Иоанн Златоуст, 46, 912).
* * *
...Когда ты запечатлеваешь себя крестным знамением, представляй в мыслях все значение Креста, и тогда ты угасишь свой гнев и все остальные страсти. Всякий раз, как ограждаешь себя тем знамением, преисполни свое чело великим дерзновением; грудь, очи и всякий член представь в качестве благоугодной Богу жертвы. В этом и состоит разумное служение Богу (свт. Иоанн Златоуст, 46, 913). Источник.
* * *
Благодаря <кресту> демоны уже не страшны, но презренны, и смерть не есть смерть, но сон и бодрствование (свт. Иоанн Златоуст, 46, 913).
* * *
...Крест – символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, которого невозможно отнять, основание святости. Его мы носим с собою и на ложе, и за трапезой, и всюду, где бы мы ни были. Как многие из воинов не обедают, не спят без оружия, так и мы ныне привесим вместо меча к своему ложу крест, вместо засова начертаем на дверях его же, им же окружим всякий дом вместо стены, им оградим внутреннее и внешнее. Он сокрушил смерть, отверз небеса, сделал чистою землю, возвел наше естество на царский престол, положил конец тирании диавола. Образ креста двоякий: один из вещества: или из золота, или из жемчуга, или из драгоценных камней, – он часто и похищается... ворами; а другой – невещественный, потому что сущность его не из вещества, но она – из веры, материал – из внутреннего настроения того, кто совершает крестное знамение (свт. Иоанн Златоуст, 46, 915–916). Источник.
* * *
...<Крест> выше бесчисленных диадем. Диадема украшает голову, а крест ограждает душу (свт. Иоанн Златоуст, 48, 291).
* * *
Пришел Сам Сын и крестного смертью совершил наше искупление. Движимый Своею волею, а не необходимостью, Он исполнил таинство Святейшего Креста, который Он водрузил посреди вселенной, молниевидное и божественное знамение битвы, данное верующим, как орудие победы против врага и как славу надежды великого дня (свт. Иоанн Златоуст, 49, 169–170).
* * *
Если и верховный Апостол, и притом когда не понимал еще всего ясно, назван сатаною за то, что устыдился креста, то какое извинение найдут те, которые при всей очевидности отвергают это таинство? (свт. Иоанн Златоуст, 50, 557). Источник.
* * *
Если и мы с трепетом взираем на те места, где казнят преступников, то представь, как ужасается диавол, видя оружие <крестное>, которым Христос разрушил всю его силу и отсек главу змия (свт. Иоанн Златоуст, 50, 558).
* * *
...Если кто скажет тебе: ты поклоняешься Распятому, отвечай ему радостным гласом и с веселым лицом: поклоняюсь и не перестану поклоняться. Если он засмеется, ты оплачь его безумие и благодари Господа, что Он оказал нам такие благодеяния, которых без откровения свыше и познать никто не может (свт. Иоанн Златоуст, 50, 559).
* * *
...Крест чрез неученых убедил и обратил целую вселенную, убедил не в предметах маловажных, но в учении о Боге, истинном благочестии, евангельской жизни и будущем Суде; он сделал философами всех – земледельцев, неученых (свт. Иоанн Златоуст, 53, 34). Источник.
* * *
В чем же состоит похвала о Кресте? В том, что Христос ради меня принял зрак раба, и ради меня претерпел страдания – ради меня, бывшего рабом, врагом и неблагодарным, и так возлюбил меня, что предал и Себя (на смерть). Что еще можно найти равное этому? Если рабы, получая только похвалу от своих господ, которые притом одного естества с ними, хвалятся этим, то как же не хвалиться нам, когда Владыка, истинный Бог, не постыдился претерпеть за нас крестную смерть? (свт. Иоанн Златоуст, 53, 813). Источник.
* * *
Воскресение и рождение бессмертной жизни сокрыто в Кресте; Царь рождает людям бессмертие, воссиявшее из ада (свт. Иоанн Златоуст, 53, 859). Источник.
* * *
Ангелы преклоняются перед этим видимым знамением креста – не ради его внешнего вида, как дерева, но ради волею на нем плоть Свою пригвоздившего Христа (свт. Иоанн Златоуст, 54, 949–950).
* * *
...Вознесен на <Кресте> Христос и Бог, чтобы и бесов, гнездящихся в воздухе, сокрушить, и восхождение на небеса для нас сделать беспрепятственным... (свт. Иоанн Златоуст, 54, 950).
* * *
Радуйся, крест, начало спасения и утверждение Царства! Радуйся, крест, опора апостолов и проповедь пророков! Радуйся, крест, похвала мучеников и проповедание преподобных! Радуйся, крест, успокоение обуреваемых и освобождение пленных! Радуйся, крест, ликование праведных и преподобных! Радуйся, крест, облачение иереев и честь пресвитеров! Радуйся, крест, украшение диаконов и радование чтецов! Радуйся, крест, похвала иноков и утешение плачущих! Радуйся, крест, страж Церквей и благоденствие городов! Радуйся, крест, отец сирых и заступник вдовиц! Радуйся, крест, спасение воюющих и путеводитель заблуждающихся! Радуйся, крест, защитник обидимых и наказание обидящих! Радуйся, крест, умирение болезнующих и утешение напаствуемых! Радуйся, крест, разрушитель неправедных замыслов и союзник добрых упований! Радуйся, крест, непобедимое оружие воюющих и восстание падающих! Радуйся, крест, немощных сила и слабых опора! Радуйся, крест, девственников венец и вдовствующих целомудрие! Радуйся, крест, одеяние новопросвещенных и покров младенствующих! Радуйся, крест, рабов свобода и умирающих упокоение! Радуйся, крест, душ освящение и демонов низложение! Радуйся, крест, странников спутник и плавающих тихая пристань! Радуйся, крест, верных утверждение и бодрствующих утешение! Радуйся, крест, оружие днем и охрана ночью! Радуйся, крест, болящих подпора и пастырей жезл! Радуйся, крест, руководитель обращающихся и совершенствование преуспевающих! Радуйся, крест, душ спасение и от тела всех зол отвращение! Радуйся, крест, всех благ устроение и грехов разрешение! Радуйся, крест, росток воскресения и древо жизни вечной! Радуйся, крест, основание веры и священства венец! Радуйся, крест, беззаконий отъятие и Церквей утверждение! Радуйся, крест, болезней исцеление и путников отдых! Радуйся, крест, нуждающихся помощь и подвизающихся союзник! Радуйся, крест, скорбящих отрада и благоденствующих ограждение! Радуйся, крест, милостыни поощрение и жестокосердия наказание! Радуйся, крест, всех крепкая помощь и упования верная порука! (свт. Иоанн Златоуст, 54, 951). Источник.
* * *
Подите сюда, снимем и соберем плоды древа жизни, стоящего у исходов воды от ребра Христова и давшего плод свой во время свое. Крест Христов есть древо бессмертия, семя нетления, корень правды, росток целомудрия, цвет девства, роза вдовства. Крест – оружие мужества и крепость воздержания, крест – основание веры и устой благочестия, крест – светоч богопознания и отмена приговора, крест – изгнанных возвращение и пленных освобождение, крест – заблуждающихся обращение и падающих восстановление, крест – спасаемых сила и изнемогающих исцеление, крест – праведных преуспеяние и мучеников дерзновение, крест – апостолов проповедь и пророков радование, крест – учителей наставление и иноков похвала, крест – венец мира и проповедник согласия, крест – небесных и земных соединение и преисподних попрание, крест – твари освящение и небесных благ дарование, крест – празднующих торжество, залог усыновления и Царства Небесного наследование. И что всего замечательнее, крест – величайший символ любви к нам Бога и Отца – есть вместе с тем и свидетель божественного послушания до самой смерти со стороны Сына и показатель мудрости Духа (свт. Иоанн Златоуст, 54, 952–953). Источник.
* * *
На Крест вознес Господь Свою плоть, чтобы показать плоть нашу возвышаемой и смерть низложенной (свт. Иоанн Златоуст, 54, 953). Источник.
* * *
Крест ночью светится, днем испускает лучи, души делает ясными, бури зол утишает, супружества скрепляет, сирых питает. Это – грань божественного попечения о нашем спасении, это – великая победа креста, это – трофей, воздвигнутый страданиями, это – венец праздников. Крест – сокровище Ветхого Завета, дорогая жемчужина Евангелий, многоценный венец Царства, превосходящий всякое слово и разумение (свт. Иоанн Златоуст, 54, 953). Источник.
* * *
Крестом расторг Христос ненасытную утробу велиара и сокрушил его плотоядную пасть, Крестом в корне подорвал его силы и стер его кости, обобрал его оружие, обрезал его волосы, поверг его в плач и мрачное безысходное горе, потушил его бесстыдные глаза, посрамил его бесчестное лицо, пронзил его острыми иглами, поразил его трехсоставным мечом, рассеял его надежды, раскрыл тайные его убежища и опустошил вконец его запасы (свт. Иоанн Златоуст, 54, 957).
* * *
Этим знамением <крестом> враги обращаются в бегство, этим знамением стены неприятелей сметаются, демоны погубляются: все покоряется древу крестному силою Распятого на нем (свт. Иоанн Златоуст, 54, 957).
* * *
Те, кто с верою и любовью поклоняются кресту, знают присущую ему силу и пользуются ею для победы над диаволом (свт. Иоанн Златоуст, 54, 958).
* * *
...Всюду преуспел крест, уничтожив грехи, даровав оправдание, приготовив святых людей, наставив в богознании, став руководителем на небо (свт. Иоанн Златоуст, 55, 363–364). Источник.
* * *
Как венок, будем носить крест Христов. Все важное для нас совершается через него: нужно ли было совершиться возрождению, явился крест, нужно ли вкусить таинственную пищу, принять поставление или сделать что-либо другое, везде является нам этот символ победы. Поэтому мы и изображаем его с великим усердием в жилищах, на стенах, на дверях, на челе и в душе. Это есть знак нашего спасения, общей свободы и благоволения к нам Господа... (свт. Иоанн Златоуст, 55, 821).
* * *
...Когда знаменуешь себя крестом, размысли о всем значении Креста, укроти гнев и все прочие страсти; когда полагаешь на себя крест, пусть лицо твое будет исполнено великого дерзновения, и душу свою сделай свободной (свт. Иоанн Златоуст, 55, 821–822).
* * *
... Не следует изображать <крест> просто перстом, но прежде своею волею с великой верой, и уже потом осенять им лицо. Никто из нечистых демонов не в силах будет стоять вблизи тебя, видя тот меч, от которого он принял удар, видя меч, которым он был усечен насмерть (свт. Иоанн Златоуст, 55, 822).
* * *
<Крестное> знамение еще при наших предках открывало заключенные двери, оно уничтожало гибельные яды, оно разрушало силу цикуты, оно исцеляло укушения вредоносных животных. Если оно открыло врата ада, поколебало своды неба и обновило вход в рай; если перерезало диавольские сети, – что же удивительного в том, что оно победит гибельные яды, зверей и все прочее? Начертай его в твоей мысли, обними спасение наших душ. Этот крест обратил вселенную, изгнал заблуждение, явил истину, землю сделал небом, людей превратил в ангелов. Поэтому и демоны уже не страшны более, но заслуживают презрения, и смерть уже не смерть, а сон; все, что враждует с нами, низвергнуто долу и попрано (свт. Иоанн Златоуст, 55, 822).
* * *
...Крест наша радость и главное из всех благ... он наша свобода и совершенный венец (свт. Иоанн Златоуст, 55, 823).
* * *
Крест наш состоит в страхе Господнем. Посему, как распятый не может двигать членов своих, или обращать их, как бы ему хотелось, так и мы свою волю и желания должны направлять не к тому, что приятно нам и что льстит нашим похотям, но по закону Господа, с Которым мы сораспялись; и как пригвожденный ко кресту не думает о настоящем и предметах своей страсти, не заботится о завтрашнем дне, не желает владений, не гордится, не спорит, не ревнует, не скорбит о настоящих, не помнит прошедших обид, но считает себя умершим для всего вещественного, думает только о том, куда он пойдет через несколько минут, так и мы, пригвоздившись к страху Господню, должны умереть всему, т. е. не только для плотских пороков, но и для всего мирского, и обратить все внимание туда, куда можем в каждую минуту переселиться, ибо таким образом мы можем умертвить все наши похоти и плотские страсти (прп. Иоанн Кассиан, 56, 44).
* * *
Достославный крест справедливо наречь опорою и украшением не только земли, но и неба, потому что им поддержана вся тварь, когда премирным доставил он радость, а земным свободу, и сочетал разъединенное (прп. Исидор Пелусиот, 61, 421).
* * *
...Имеешь у себя честное древо – Крест Господень, которым, если пожелаешь, можно усладить горькую воду твоего нрава (прп. Нил Синайский, 72, 313). Источник.
* * *
Если часто чело свое и сердце запечатлеваешь знамением Владычнего креста, то с трепетом побегут от тебя демоны... (прп. Нил Синайский, 73, 163). Источник.
* * *
Есть два способа взойти на крест: один – распятие тела; а другой – вхождение в созерцание; первый бывает следствием освобождения от страстей, а второй следствием действительности дел духа (прп. Исаак Сирин, 58, 366). Источник.
* * *
...Когда умертвим страсти, уничтожим похоти и мудрование плоти подчиним духу, тогда только берем на себя крест и последуем Христу (свт. Феодор Едесский, 91, 350–351).
* * *
Поскольку... крест соделался как бы жертвенником... страшной жертвы, ибо на Кресте умер Сын Божий за падение людей, то справедливо крест и чтится и поклоняем бывает, и изображается как знамение общего всех людей спасения, чтобы поклоняющиеся древу креста освобождались от клятвы Адамовой и получали благословение и благодать Божию на делание всякой добродетели. Для христиан крест – величание, слава и сила; ибо вся наша сила в силе распеншегося Христа; вся грешность наша умерщвляется смертию Христа на Кресте, и все возвеличение наше и вся слава наша в смирении Бога, Который до того смирил Себя, что благоволил умереть даже между злодеями и разбойниками. По сей-то причине христиане, верующие во Христа, знаменуют себя знамением креста не просто, не как попало, не с небрежением, но со всем вниманием, со страхом и с трепетом и с крайним благоговением. Ибо образ креста показывает примирение и содружество, в какое вступил человек с Богом. Посему и демоны боятся образа креста и не терпят видеть знамение креста изображаемым даже и на воздухе, но бегут от этого тотчас, зная, что крест есть знамение содружества человеков с Богом, и что они, как отступники и враги Богу, удаленные от Божественного лица Его, не имеют более свободы приближаться к тем, кои примирились с Богом и соединились с Ним, и не могут более искушать их. Если и кажется, что они искушают некоторых христиан, да ведает всякий, что это борют они тех, которые не познали как следует высокого таинства креста. Те же, которые уразумели сие таинство и на самом деле опытно познали власть и силу, какую имеет крест на демонов, познали также, что крест дает душе крепость, силу, смысл и божественную мудрость, – эти с великою радостию восклицают: мне же да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего, имже мне мир распяся и аз миру (ср.; Гал. 6, 14). Итак, поскольку знамение креста велико и страшно, то всякий христианин имеет долг совершать его со страхом и с трепетом, с благоговением и вниманием, а не просто и как попало, по привычке только и с небрежением, ибо по мере благоговения, какое кто имеет ко кресту, получает он соответственную силу и помощь от Бога, – Коему слава и держава вовеки (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 26–27).
* * *
...Если бы кто покланялся знамению креста, не имеющему надписания имени Христова, то такой, может быть, справедливо был бы порицаем, как делающий нечто сверх должного, но когда пред именем Иисуса Христа преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних, – а это поклоняемое имя носит на себе Крест, – то какое безумие не преклонить колена пред Крестом Христовым?! Но мы, вместе с коленами склоняя и сердце; приидите, поклонимся вместе с псалмопевцем и пророком Давидом месту идеже стоясте нозе Его (Пс. 131, 7) и где простерлись всеобъемлющие руки, и где ради нас было мучительно распростерто живоначальное тело, – и, поклонившись в вере и целовав, почерпнем и сохраним обильное освящение оттуда, дабы в преславном будущем пришествии Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, видя его (Крест – знамение Сына Человеческого) предшествующим во славе, нам возрадоваться и возвеселиться радостью непрестанной, получив стояние одесную, и услышав слова, и улучив благословение обетованного блаженства, во славу, плотию распятого ради нас, Сына Божиего (свт. Григорий Палама, 26, 119–120).
* * *
...Не образу только Христа Господа поклоняйся, но и образу Креста Его, потому что он есть знамение победы Христовой над диаволом и над всем полчищем сопротивных сил, почему они трепещут и бегут, когда видят его изображаемым. Образ сей, и прежде появления первообраза, был высоко прославлен в пророках и явил великие и дивные чудеса, и во Второе Пришествие распеншегося на нем Господа Иисуса Христа, имеющего приити судить живых и мертвых, предыдет пред Ним, яко страшное и великое знамение Его силы и славы. Славь же его <крест> ныне, чтоб тогда с дерзновением воззреть на него и спрославиться с ним (свт. Григорий Палама, 93, 307–308).
* * *
Взирая на крест, держи в мысли, что это есть знамя нашего духовного воинствования, в коем сокрыта всепобедительная сила, и что если удалишься от него, то предан будешь в руки врагов своих, а если пребудешь под ним, то достигнешь неба и внидешь в него в преславном торжестве (прп. Никодим Святогорец, 70, 95).
* * *
...Каждый человек, истратив свою жизнь неправильно, в противность назначению Божию, во вред своему спасению и блаженству в вечности, есть по отношению к самому себе и тать, и разбойник, и убийца. Этому злодею посылается крест, как последнее средство ко спасению, чтобы злодей, исповедав свои преступления и признав себя достойным казни, удержал за собою спасение, дарованное Богом. Для облегчения страданий и доставления утешений духовных при распятии и пребывании на кресте, распят и повешен на древе крестном вочеловечившийся Бог близ распятого человека (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 330–331). Источник.
* * *
Распятому на кресте по воле Божией, славословящему Бога с креста своего, открывается таинство Креста, и вместе с этим таинством таинство искупления человеков Богочеловеком (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 331).
* * *
Смирение возвело Господа на Крест, и учеников Христовых смирение возводит на крест, который есть святое терпение, непостижимое для плотских умов... (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 332). Источник.
* * *
Ученик Христов тогда несет правильно крест свой, когда признает, что именно ниспосланные ему скорби, а не другие, необходимы для его образования о Христе и спасения (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 356). Источник.
* * *
С креста твоего славословь Господа, отвергая от себя всякий помысл жалобы и ропота, отвергая его, как преступление и богохульство (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 357). Источник.
* * *
Для составления видимого креста необходимо нужны два бруса в поперечном соединении между собою; так и для составления невидимого креста необходимы и скорби произвольные – подвиги, содержащие тело в распятии, – и скорби извне, обуздывающие и смиряющие дух человека... (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 353). Источник.
* * *
Взять крест свой – значит доблественно претерпевать тяжкий невидимый труд, невидимое томление и мученичество, ради Евангелия, при борьбе с собственными страстями, с живущим внутри нас грехом, с духами злобы, которые с яростью восстанут против нас... когда мы вознамеримся свергнуть с себя иго греха и подчиниться игу Христову (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 92).
* * *
Взять крест свой – значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очищение наших согрешений. Тогда крест служит для человека лествицею от земли к небу (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 93).
* * *
Взять крест свой – значит добровольно и с усердием подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздываются бессловесные стремления нашей плоти (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 93). Источник.
* * *
Кто принял крест свой, отвергшись себя, тот примирился с самим собою, с обстоятельствами своими, с положением своим, внешним и внутренним, тот только может разумно и правильно последовать Христу (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 95).
* * *
С креста мы способны исповедовать и славословить Бога, в благополучии земном мы способнее к отвержению Его (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 292).
* * *
Крест – знак избрания Божия, печать Христова. Этою печатию запечатлевает Христос Своих! Этот знак изображают на возлюбленных Божиих Ангелы Бога Вседержителя (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 487).
* * *
Святой апостол Петр говорит христианам, что их призвание – страдания (см.: 1Пет. 2, 21). Таково Божественное назначение для человека во время земной жизни его! Он должен уверовать в Искупителя, исповедать Его сердцем и устами, исповедать своею деятельностью, приняв с покорностью тот крест, который благоугодно будет Иисусу возложить на ученика Своего. Не принявший креста не может быть учеником Иисусовым (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 129). Источник.
* * *
Раздаянием имения предваряется взятие креста. При сохранении имения невозможно принятие и ношение креста: крест будет постоянно сниматься с рамен и заменяться средствами, доставляемыми имением... (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 279). Источник.
* * *
Нет иного ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме Креста Христова (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 291). Источник.
* * *
Вне Креста Христова нет христианского преуспеяния (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 357).
* * *
Коль великая и неописанная милость Божия – Крест Господень. В нем вся наша надежда (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 65). Источник.
* * *
<Крест Христов!> Какая бесконечно великая там любовь, а вместе какое бесконечно великое правосудие! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 231).
* * *
Есть крест внешний – на плечах лежит. Это – скорби, беды, лишения, болезни... нападки, напраслины. Есть крест внутренний – самоотвержение с самоумерщвлением. Есть крест – духовный, Божий или божественный – распятие по воле Божией. Кресты эти один из другого рождаются. Последний обозначается преданностью в волю Божию, тихою, молчаливою, упокоительною; второй – борьбой с собою, безжалостною к себе; третий – терпением неприятностей. Сколько крестов, столько и крестоношений. Все они неразлучны бывают до гроба; только иной раз один чувствительней, в другой раз – другой или третий. Однакож вступают они в дело или налагаются постепенно... и быв наложены, остаются... Трисоставный крест (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 115–116). Источник.
* * *
Авва Палладий рассказывал: «Однажды авва Дорофей послал меня в девятом часу на свой колодезь налить кадку, из которой все брали воду. Было уже время обеда.
Пришедши к колодцу, увидел я на дне его аспида и в испуге, не начерпавши воды, побежал к авве, крича: «Погибли мы, авва, на дне колодца я видел аспида». Он усмехнулся скромно, потому что был ко мне весьма внимателен, и, покачивал головою, сказал: «Если бы диаволу вздумалось набросать аспидов, или змей, или других ядовитых гадов во все колодцы и источники водные, ты не стал бы вовсе пить?» Потом, вышедши из кельи, он сам налил кадку и первый тотчас испил воды, сотворивши крестное знамение над нею и сказавши: «Где крест, там ничего не может злоба сатаны» (101, 11).
* * *
Архимандрит Георгий рассказывал нам об авве Иулиане, бывшем епископе Бострском. Когда он удалился из обители и сделался епископом в Бостре, некоторые из жителей города, ненавистники имени Христова, задумали отравить его ядом. Они подговорили слугу, и тот подал епископу вино, разбавленное водой и ядом. Блаженный Иулиан принял чашу и, по вдохновению свыше, узнал о злом умысле, равно как и о том, кто это подстроил. Взяв чашу, епископ поставил ее перед собою, ни слова не сказав слуге. Потом он созвал всех жителей, в числе которых были и злоумышленники. Дивный Иулиан, не желая подвергать позору заговорщиков, обратился ко всем со словами: «Если вы желаете умертвить смиренного Иулиана при помощи яда, – вот я пью его пред вами». Сказав это, он трижды крестообразно осенил перстом свою чашу. «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа – выпиваю сию чашу!» – произнес он и, выпив отраву перед всеми, остался невредим. Увидев это, злоумышленники пали перед ним и просили у него прощения (107, 192). Источник.
* * *
Некогда к святой мученице Иустине явился один из князей бесовских и стал прельщать ее многими словами к скверному браку. Иустина, поняв, кто с нею говорит, не входя в беседу с диаволом, с благоговением положила знамение крестное на лице своем, и диавол тотчас же с большим стыдом исчез от нее (112, 176).
* * *
Однажды мученик Киприан, увидев диавола, сказал ему: «Палубник, прелестник, вместилище всякой скверны! Поскольку я знаю, что ты боишься крестного знамения и трепещешь имени Христова, то что же с тобою будет, если придет Сам Христос? Отступи от меня, проклятый, уйди, беззаконник и ненавистник!» Слыша это, диавол устремился на Киприана, чтобы убить, и стал душить его. Не видя ниоткуда помощи, Киприан вспомнил о силе крестного знамения против бесов, оградил себя им, и бес, словно стрела, отскочил от него (112, 176).
* * *
Случилось, что как-то одна раба Божия из обители вышла в монастырский сад. Увидев там овощи, она с жадностью начала их есть, забыв предварительно оградить себя крестным знамением. Вдруг схватила ее нечистая сила и повергла на землю. Когда увидели ее в страшных мучениях, тотчас попросили отца Эквиция, чтобы он поспешил исцелить болящую своей молитвой. Едва только вступил в сад святой Эквиций, нечистый дух, вошедший в инокиню, начал ее устами кричать, как бы прося пощады: «Что я сделал, что я сделал? Я был в овощах, как она пришла и с ними приняла в себя и меня». Но человек Божий с великим гневом повелел нечистому духу выйти из инокини и никогда не возвращаться к рабе Всемогущего Бога. Дух тотчас вышел и после не смел даже прикоснуться к ней (118, 28–29). Источник.
* * *
Испытывая одного из учеников своих, соловецкий пустынник Феофан спросил его: «Как ты слагаешь персты для крестного знамения?» Тот, показав ему троеперстное сложение, сказал: «Так, отче, как Православная Церковь учит. Во всей России послушные сыны Церкви слагают персты для крестного знамения так же, как и я». Феофан сказал: «Будучи в пустыне, я грубым людям не воспрещал знаменоваться двумя перстами, только бы они ходили в церковь; но ты берегись последователей раскола. Когда я жил в Киеве, то во всей Малороссии не видел ни одного, кто бы молился двуперстным сложением. Был я и в Молдавии, в Нямецком монастыре, у аввы Паисия, там было более семисот братий из разных стран: молдаван, сербов, болгаров, венгерцев, греков, армян, евреев, турок, великороссиян и малороссиян, – и все они молились троеперстным сложением, о двуперстии же там и не слышно» (113, 150).