Источник

Космология

На земле положены Богом рождение и смерть, а на небе полнота всего и неизменность. Все же сотворено для человека и спасения его. Не нуждающийся ни в каких благах Бог для человека устроил небо, землю и стихии, доставляя ему чрез них всякое наслаждение благами (прп. Антоний Великий, 89, 87). Источник.

* * *

...Создатель для того сотворил один всецелый мир, чтобы устроение многих миров не привело к мысли о многих Создателях (свт. Афанасий Великий, 1, 178–179). Источник.

* * *

По единому манию Божия Слова все в совокупности приводится в устройство; каждой вещью совершается ей свойственное, всеми же вообще выполняется единый порядок (свт. Афанасий Великий, 1, 184–185). Источник.

* * *

Если, как... утверждают, все произошло само собою без Промысла, то надлежало всему произойти однообразно и быть подобным, а не различным... (свт. Афанасий Великий, 1, 193). Источник.

* * *

...Вселенная не сама собою произошла, потому что есть о ней Промысл, и не из готового вещества сотворена, потому что Бог не бессилен, но из ничего вовсе не существовавшую прежде вселенную привел в бытие Бог Словом... (свт. Афанасий Великий, 1, 194). Источник.

* * *

Все приведено в бытие Словом, но и Слово не произвело бы всего, если бы Само было в числе тварей, <потому что ничто созданное не есть причина творящая> (свт. Афанасий Великий, 2, 289).

* * *

Без укоснения приходит в бытие все, что ни восхощет Бог (свт. Афанасий Великий, 2, 293–294). Источник.

* * *

...Ни одна из сотворенных вещей не существует отдельно, но все они, служа как бы членами друг другу, составляют из себя как бы единое тело – мир (свт. Афанасий Великий, 2, 298). Источник.

* * *

<Мудрецы>, не знавшие Бога, не допускали, что происхождение всех вещей зависит от разумной причины; а сообразно с сим коренным своим неведением заключали и о прочем. Потому одни прибегали к вещественным началам, и причину всех вещей приписывали стихиям мира; другие же представляли себе, что природу видимых вещей составляют атомы и неделимые тела... Подлинно ткут паутинную ткань те, которые пишут это и предполагают столь мелкие и слабые начала неба, земли и моря. Они не умели сказать; В начале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1, 1). Потому вселившееся в них безбожие внушило им ложную мысль, будто бы все пребывает без управления и устройства и приводится в движение как бы случаем (свт. Василий Великий, 5, 7).

* * *

...Создатель этой вселенной, имея творческую силу, не для одного только мира достаточную, но в бесконечное число крат превосходнейшую, все величие видимого привел в бытие одним мановением воли (свт. Василий Великий, 5, 8).

* * *

Бог был для мира не сим одним – не причиною только бытия, но сотворил как Благой – полезное, как Премудрый – прекраснейшее, как Могущественный – величайшее. Пророк показал тебе в Боге едва <ли> не Художника, Который, приступив к сущности вселенной, приноровляет ее части одну к другой и производит само себе соответственное, согласное и гармоническое целое (свт. Василий Великий, 5, 14).

* * *

...И себе самим, и спрашивающим нас: «На чем опирается этот огромный и несдержимый груз земли?» – надобно отвечать: В руце Божией концы земли (ср.: Пс. 94, 4). Эта мысль и для нас самая безопасная, и для слушающих полезная (свт. Василий Великий, 5, 18).

* * *

...Бог, прежде нежели существовало что-нибудь из видимого ныне, положив в уме и подвигшись привести в бытие не сущее, вместе и помыслил, каким должен быть мир, и произвел материю, соответственную форме мира. Для неба отделил Он естество, приличное небу, и в форму земли вложил сущность, свойственную земле и для нее потребную. Огню же, воде, воздуху и формы дал, какие хотел, и в сущность их привел, как требовало умопредставление каждой из творимых вещей. И целый мир, состоящий из разнородных частей, связал Он каким-то неразрывным союзом любви в единое общение и в одну гармонию; так что части, по положению своему весьма удаленные одна от другой, кажутся соединенными посредством симпатии. Посему да прекратят свои баснословные построения те, которые при немощи собственных умствований измеряют могущество, непостижимое для разумения и вовсе неизреченное на человеческом языке! (свт. Василий Великий, 5, 25–26).

* * *

Одно сотворено на службу человекам, а другое для того, чтобы он созерцал чудеса творения; иное же для нас страшно, чтобы вразумлять нашу нерадивость (свт. Василий Великий, 5, 117).

* * *

Бог наш ничего не создал как избыточествующего сверх потребности, так и недостаточествующего в чем-либо нужном (свт. Василий Великий, 5, 134).

* * *

...Все сотворенное Богом и по своей тварной природе далеко отстоящее от славы Создателя находилось бы в жалком состоянии, если бы не было причастно Божества. Но недостойно Бога такое понятие о Боге, будто бы Он попускает твари быть обнаженною и как бы лишенною Его Самого. Напротив того, и тварь не так жалка, и Бог не так бессилен, чтобы не сообщил тварям святого приобщения (свт. Василий Великий, 7, 159–160). Источник.

* * *

...Созидает Бог не движением телесных рук, но действием живого Слова и сообщением Животворящего Духа (свт. Василий Великий, 7, 163). Источник.

* * *

На земле ничего нет невозглавленного, потому что начало всему – Бог (прп. Ефрем Сирин, 30, 245).

* * *

В ряду происходящих существ ничто не бывает само от себя. Вещь не может сама себя сотворить (прп. Ефрем Сирин, 30, 245).

* * *

Подвиглись естественные щедроты <Божии>, и Он зачал и породил тварь, как младенец из матернего чрева, изник из воли Его мир (прп. Ефрем Сирин, 33, 331).

* * *

Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание; непозволительно также говорить, будто бы что по описанию сотворено в продолжение шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании сем представлены одни наименования, или ничего не означающие, или означающие нечто иное. Напротив того, должно знать, что, как небо и земля, сотворенные вначале, суть действительно небо и земля, а не что-либо иное разумеется под именем неба и земли, так и сказанное о всем прочем, что сотворено и приведено в устройство по сотворении неба и земли, заключает в себе не пустые наименования, но силе сих наименований соответствует самая сущность сотворенных естеств (прп. Ефрем Сирин, 35, 210–211). Источник.

* * *

...Великому Свету прилично было начать мироздание сотворением света, которым уничтожает Он тьму и бывшее дотоле нестроение и беспорядок. И, как рассуждаю, в начале Бог сотворил не этот органический и солнечный свет, но не заключенный в теле и в солнце, а потом уже данный солнцу освещать всю вселенную. Когда для других тварей осуществил Он прежде вещество, а впоследствии облек в форму, дав каждому существу устройство частей, очертание и величину, тогда, чтобы соделать еще большее чудо, осуществил здесь форму прежде вещества (ибо форма солнца – свет), а потом уже присовокупляет вещество, создав око дня, т. е. солнце. Посему к дням причисляется нечто первое, второе, третье и так далее до дня седьмого, упокоевающего от дел, и сими днями разделяется все сотворенное, приводимое в устройство по неизреченным законам, а не мгновенно производимое Всемогущим Словом, для Которого помыслить или изречь значит уже совершить дело. Если же последним явился в мир человек, почтенный Божиим рукотворением и образом, то сие нимало не удивительно: ибо для него, как для царя, надлежало приготовить царскую обитель, и потом уже ввести в нее царя в сопровождении всех тварей (свт. Григорий Богослов, 15, 143–144). Источник.

* * *

Из миров один сотворен прежде. Это – иное небо, обитель богоносцев, созерцаемая единым умом, пресветлая; в нее вступит впоследствии человек Божий, когда, очистив ум и плоть, совершится богом. А другой – тленный мир – создан для смертных, когда надлежало устроиться и лепоте светил, проповедующих о Боге красотою и величием, и царственному чертогу для Образа Божия. Но первый и последний мир созданы Словом великого Бога (свт. Григорий Богослов, 15, 230). Источник.

* * *

...Все совершаемое премудростью есть Божие слово, не какими-либо орудиями членораздельно изглашаемое, но изрекаемое самыми чудесами явлений (свт. Григорий Нисский, 18, 32). Источник.

* * *

...Вся премудростию Сотворивший (ср.: Пс. 103, 24), один знает основание создания; а мы верою разумеваем совершитися веком глаголом Божиим (Евр. 11, 3) (свт. Григорий Нисский, 23, 297). Источник.

* * *

...Природа всего сущего повинуется Приведшему ее из небытия в бытие... (свт. Иоанн Златоуст, 44, 7). Источник.

* * *

Представь, какую тяжесть гор, сколько племен людей, сколько высоких и разнообразных растений, сколько городов... какое множество четвероногих, зверей, пресмыкающихся и разных животных земля носит на раменах своих. И, однако, такую громаду Бог создал так легко, что Пророк не мог найти даже подобия этой легкости, а сказал, что Он создал землю, как ничто (см.: Ис. 45, 12) (свт. Иоанн Златоуст, 44, 507). Источник.

* * *

...В рассуждении Домостроительства и творения Божия соблюдай... по отношению к сотворшему тебя Богу то же молчание, какое хранит глина по отношению к горшечнику (свт. Иоанн Златоуст, 46, 505). Источник.

* * *

...Творец не имел нужды ни в одной из <созданных Им> тварей, но, чтобы показать Свою любовь к нам, Он создал все это, показывая нам то, как Он ценит род человеческий... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 47).

* * *

...То самое, что мы не в состоянии постигнуть и понять цель всего сотворенного, пусть будет для нас не основанием неверия, но побуждением к славословию (свт. Иоанн Златоуст, 47, 56). Источник.

* * *

Прекрасно небо, но создано для того, чтобы ты воздал поклонение Творцу. Светло солнце, но для того, чтобы ты почтил Создателя. А если ты останавливаешься (только) на чудесах творения, смотришь на красоту созданий, то свет для тебя стал тьмою, а лучше сказать – ты свет превратил во тьму (свт, Иоанн Златоуст, 47, 727–728). Источник.

* * *

...Воля Божия есть создательница и художница и природы, и искусства, и всего существующего (свт. Иоанн Златоуст, 47, 732). Источник.

* * *

В первый день Бог создал вещество творений, а в прочие дни – давал форму творениям и приводил в порядок (свт. Иоанн Златоуст, 49, 737). Источник.

* * *

Все сотворенное, как земля, так и небо, сотворено во времени, имеет временное начало и безначального в них нет ничего, потому что все (в известное время) получило бытие (свт. Иоанн Златоуст, 51, 25). Источник.

* * *

Вы не стыдитесь, когда не допускаете, что Бог творит из ничего? Но если Он творит из чего-либо существующего, то чем различается от людей? (свт. Иоанн Златоуст, 52, 27).

* * *

Как стенают небо и земля, при нечестии нечестивых, так опять радуются, при праведности преуспевающих... (свт. Иоанн Златоуст, 55, 382–383).

* * *

Творцом сущи от вечности, Бог по беспредельной Своей благости творит, когда восхощет, единосущным Своим Словом и Духом. Не вопрошай: как же так, будучи благ всегда, Творец явился Он токмо ныне? Ибо и я тебе говорю, что неисследимая премудрость бесконечного Существа не подходит под человеческое ведение.

Творец от вечности предсуществовавшее в Нем ведение о всем сущем осуществил и произвел в дело, когда восхотел. Ибо неуместно сомневаться о Боге Всемогущем, может ли Он осуществить что, когда восхочет. Для чего Бог что сотворил – исследуй, ибо сие можно познать, но как и почему не так давно, сего не испытывай, потому что это не подлежит твоему разуму. Ибо из Божественных вещей иные постижимы, другие же непостижимы для человека. Умозрение, если его не обуздывать, может в пропасть низвергнуть... (прп. Максим Исповедник, 91, 214–215).

* * *

...Все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели более повиноваться ему, преступнику: солнце не хотело светить ему, ни луна и прочие звезды не хотели показываться ему; источники не хотели источать воду, и реки продолжать течение свое; воздух думал не дуть более, чтобы не давать дышать Адаму, согрешившему; звери и все животные земные, когда увидели, что он обнажился от первой славы, стали презирать его, и все тотчас готовы были напасть на него; небо, некоторым образом, устремлялось было пасть на него, и земля не хотела носить его более. Но Бог, сотворивший всяческая и человека создавший, – что сделал? Зная прежде создания мира, что Адам имел преступить заповедь Его, и имея предопределенную для него новую жизнь и воссоздание, какие имел он получить чрез возрождение во Святом крещении, в силу воплощенного Домостроительства Единородного Сына Своего и Бога нашего, – Он сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека, и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем чтобы, когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от этой работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и как бы духовною. Все сие предопределил Всещедрый Бог прежде сложения мира (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 372–373).

* * *

...Вся тварь вначале была нетленною и создана Богом в чине рая. Но после Богом подчинена тлению и покорилась суете человеков (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 381). Источник.

* * *

...Вся тварь по повелению Божию имеет быть, по всеобщем воскресении, не такою, какою была создана – вещественною и чувственною, – но имеет быть пересоздана и соделаться некиим невещественным и духовным обиталищем, превысшим всякого чувства... (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 381–382). Источник.

* * *

(В начале) не было ни воздуха, как ныне, ни тьмы не было вовсе, ни света, ни воды, ни эфира, ни чего-либо другого, но был один Бог – Дух совершенно световидный и вместе всемогущий и невещественный. Он сотворил Ангелов, Начала и Власти, Херувимов и Серафимов, Господства, Престолы и неименуемые чины, служащие Ему и предстоящие со страхом и трепетом. После же того Он произвел небо, как свод, вещественное и видимое, чувственное и грубое, и, как один Он ведает, распростер его во мгновение (ока). И вместе землю, воды и все бездны посреди него (неба) тою же мыслию одною Он сотворил такими, как и ныне мы все видим. И внутри (их) остался тот невещественный Свет, непричастный (ничему из этого). Небо распростертое, чувственное... не пресекло сияния невещественного Света (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 205–206).

* * *

Творения же Божии все добры зело, по слову Самого Бога, и ничего не имеют такого, что давало бы основание к похулению создания Божия (прп. Никита Стифат, 93, 95).

* * *

...До того, как нас создать, Творец наш составил весь этот мир ради нашего тела, произвел из ничего. Для улучшения же нравов и руководства в добродетели чего только не сделал любящий добродетель Владыка? Самый весь этот чувственный мир является как бы каким-то зеркалом того, что находится сверх мира, дабы чрез духовное созерцание сего мира, как бы по некой чудесной лествице, нам востечь к оному высшему миру (свт. Григорий Палама, 26, 33). Источник.

* * *

Бог, создав душу мира (невещественную), сложил в нее идеи всех тварей, и она инстинктивно, как говорится, выделывает их по мановению и возбуждению Божию (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 192). Источник.


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle