Клятва
Клятва вообще запрещается, тем более достойна осуждения клятва, данная в злом деле (свт. Василий Великий, 11, 44). Источник.
* * *
Союза с братом не подтверждай клятвою, но имей с ним единомыслие в страхе Божием (прп. Ефрем Сирин, 30, 147). Источник.
* * *
Гибельная страсть в человеке – сделать клятвы привычными для языка своего. Не делай клятв привычными языку своему, чтобы не умножилось твое неведение, и вместо оправдания не собрать тебе кучи грехов (прп. Ефрем Сирин, 30, 155). Источник.
* * *
Соглашайся лучше понести ущерб, нежели дать клятву... (прп. Ефрем Сирин, 31, 629). Источник.
* * *
...Никто из вас да не клянется именем Всевышнего Бога, потому что в уста, сотворенные для славословия Божия, не должна входить клятва (прп. Ефрем Сирин, 33, 114).
* * *
Весьма худо и давать клятву, и требовать ее: в обоих случаях оскорбляешь правду (свт. Григорий Богослов, 15, 367). Источник.
* * *
Скажи же, что приобретают те, которые много клянутся? Осмеяние. А к этому что еще присовокупить? Разве то, что им не верят, когда говорят и правду (свт. Григорий Богослов, 16, 176). Источник.
* * *
Благонравным... вовсе не нужна клятва. За них порукою добрые нравы (свт. Григорий Богослов, 16, 176). Источник.
* * *
Как... избежать клятвы? Приобретем такие нравы, которые бы внушали доверие (свт. Григорий Богослов, 16, 176). Источник.
* * *
...Что, кроме корысти, чаще приводит к ложным клятвам? Как скоро касается дело до денег, весьма многие оказываются злонравными (свт. Григорий Богослов, 16, 177). Источник.
* * *
...Множество клятв есть уже признак, что нет к тебе доверенности (свт. Григорий Богослов, 16, 180). Источник.
* * *
Многие говорят: язык произнес клятву, а ум не давал ее. Но легче во всем другом найти себе извинение, нежели в клятве. Никто и нисколько да не обманывает сам себя. Во всяком случае клятва дана, а двоедушием сколько еще увеличивается грех! (свт. Григорий Богослов, 16, 183–184). Источник.
* * *
Избегай всякой клятвы. Но чем же уверить других? Словом и жизнью, удостоверяющею в слове. Ложная клятва есть отречение от Бога. К чему тебе призывать в посредники Бога? Сделай, чтобы посредником твоим были твои добрые нравы (свт. Григорий Богослов, 16, 207). Источник.
* * *
Поистине если клясться – дело диавольское, то какому наказанию подвергнет нас преступление клятв? (свт. Иоанн Златоуст, 44, 57). Источник.
* * *
Не говори мне: что, если кто поставит нас в необходимость клясться? Что, если он не поверит? Там-то особенно, где нарушается закон и не должно помнить о необходимости; одна необходимость неизбежна – не оскорблять Бога (свт. Иоанн Златоуст, 45, 83). Источник.
* * *
Не клятва дает человеку веру, но свидетельство жизни, непорочное поведение и добрая о нем слава; многие часто надрывались клянясь – и никого не убеждали, а другие одним наклонением головы приобретали себе более веры, нежели столько клявшиеся (свт. Иоанн Златоуст, 45, 104). Источник.
* * *
...Кто часто клянется добровольно и против воли, бессознательно и с сознанием, по делу и шутя, а нередко увлекаясь гневом и многими другими страстями, тот неизбежно нарушает клятву (свт. Иоанн Златоуст, 45, 160). Источник.
* * *
Тяжек этот грех (клятва) потому, что не кажется тяжким; потому я и боюсь его, что никто не боится: потому эта болезнь и неизлечима, что она не считается болезнью (свт. Иоанн Златоуст, 46, 159). Источник.
* * *
Бог угрожает разрушить дома клянущихся, дабы чрез их наказание сделать других более благоразумными (свт. Иоанн Златоуст, 46, 316). Источник.
* * *
...Не следует клясться ни в правде, ни в неправде. Так будем хранить уста свои чистыми от клятвы... чтобы не рождалось в нас какого-либо злого помысла... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 126).
* * *
...Как огонь в спальне, погашай на языке своем ложную клятву. Если загорится дом, погибнет дерево и тело, а ложная клятва, воспламеняясь, и душу и тело губит в геенне (свт. Иоанн Златоуст, 48, 610). Источник.
* * *
Если кто не желает <прекратить клятвы>, то я... запрещаю такому человеку переступать за порог церковный... (свт. Иоанн Златоуст, 52, 84).
* * *
...Принуждающий (к клятве) еще неизбежнее, чем тот, кто клянется, подвергнется наказанию, равно как и тот, кто клянется, когда никто не требует (свт. Иоанн Златоуст, 52, 95). Источник.
* * *
Скажи мне, когда ты требуешь от человека клятвы, – чего ты ожидаешь? Того ли, что он нарушит клятву? Но это крайнее безумие, потому что наказание обратится на твою голову. Лучше тебе потерять деньги, чем тому погибнуть. Для чего делаешь это во вред себе и в оскорбление Бога? Это свойственно душе зверской и человеку нечестивому. Но я, скажешь, надеюсь, что он не нарушит клятвы? В таком случае поверь ему и без клятвы. Но многие, скажешь, без клятвы решались на обман, а после клятвы – нет. Обманываешься, человек! Кто привык красть и обижать ближнего, часто решается попрать и клятву (свт. Иоанн Златоуст, 52, 96). Источник.
* * *
...Христос так щадит нас, что запрещает нам клясться даже и собственною головою, а мы до того не щадим славы Божией, что всюду привлекаем Его (свт. Иоанн Златоуст, 52, 96).
* * *
Если кто скажет: поклянись, – то пусть услышит, что Христос заповедал не клясться, и я не клянусь... (свт. Иоанн Златоуст, 52, 98). Источник.
* * *
Уста, не употребляющие клятвы, скоро и Бога преклонят в молитвах, и диаволу нанесут тяжкую рану (свт. Иоанн Златоуст, 52, 115). Источник.
* * *
Многие клялись и нарушали клятвы, но, если они и избежали наказания, не будем полагаться на это, потому что их ожидает скрежет зубов (свт. Иоанн Златоуст, 52, 123).
* * *
Не клясться – это пристань поистине безопасная, пристань, в которой не утопают от поднимающихся ветров (свт. Иоанн Златоуст, 52, 132). Источник.
* * *
Клятва поистине есть сеть сатанинская. Расторгнем же эти узы и устроим себя так, чтобы нам легко было воздерживаться от нее. Освободимся от этой сети сатанинской, убоимся заповеди Господа, приучим себя к лучшему, чтобы, простираясь вперед и исполнив эту и прочие заповеди, нам сподобиться благ, обещанных любящим Его... (свт. Иоанн Златоуст, 52, 132–133).
* * *
...Нам следовало бы приобретать доверие более своим поведением, чем клятвами (свт. Иоанн Златоуст, 54, 20). Источник.
* * *
Кто склонен к клятвам, тот, нельзя сказать, чтобы делал честь своему благородству (свт. Иоанн Златоуст, 54, 20).
* * *
Ложь есть разрушение любви, а клятвопреступление – отрицание Бога (свт. Иоанн Златоуст, 54, 965). Источник.
* * *
...Клянущиеся не могут представить в свою пользу никакого оправдания, кроме лишь пренебрежения к имени Божию (свт. Иоанн Златоуст, 55, 726).
* * *
...Умоляю вас, чтобы вы, принявши усекновенную и еще истекающую теплою кровью главу Иоанна, возвратились с ней каждый в свой дом, и имели мысленно ее пред своими глазами, и слышали, как она говорит: ненавидьте моего убийцу – клятву (свт. Иоанн Златоуст, 55, 727).
* * *
...Не клясться значит и не требовать клятвы. Ибо если не хочешь сам клясться, то и от других не потребуешь клятвы по следующим двум причинам: вопрошаемый или стоит в истине, или, напротив того, лжет. Если человеку обычно стоять в истине, то, без сомнения, и до клятвы говорит он истину. А если он – лжец, то лжет и поклявшись. Итак, по той и по другой причине не надлежит требовать клятвы (прп. Исидор Пелусиот, 60, 105–106). Источник.
* * *
...Дает ли кто верную клятву или нарушает свою клятву, подвергается наказанию. Посему избегай того, чтобы клясться и несправедливо и справедливо (прп, Нил Синайский, 73, 119). Источник.
* * *
Клятвопреступник есть, т. е. ложно клянется именем Господним, тот, кто обещает Богу жить добродетельно, а потом все попечение свое обращает на иное, чуждое обету, собственными устами изреченному, и чрез неисполнение заповедей преступает заветный обет благочестной жизни (прп. Максим Исповедник, 91, 285).
* * *
Клятвопреступление есть отречение от Бога. Потому не спеши божиться, но всячески избегай божбы, боясь как бы ради ее не впасть в клятвопреступление, от Бога отчуждающее и к беззаконным причисляющее. Но будь истинен во всех словах своих и доставишь им чрез то твердость клятвы. Если же когда случится тебе без нужды связать себя клятвою, то, когда это будет в чем-либо сообразном с Божественным законом, делай то, поскольку оно законно; а вину свою, что так неосмотрительно поступил, очисти милостынею, молитвою, плачем и тела озлоблением, умилостивляя тем Христа, рекшего: «не клянись»... Когда же то будет в чем-либо беззаконном, то смотри, из-за божбы своей (неразумной) отнюдь не делай дела беззаконного, чтоб не быть сопричастну к пророко-убийце Ироду. Но оставь эту беззаконную клятву не исполненною, положи потом себе законом не божиться и не клясться без разбора, спеша умилостивить Бога, приболезненнейше пользуясь вышеуказанными врачевствами (свт. Григорий Палама, 93, 308). Источник.
* * *
В городе Александрии жили недалеко друг от друга христианин и еврей-купец. Однажды еврей, отправляясь в дальний путь торговать, оставил христианину ковчег с золотом на хранение. Когда после возвращения купец стал требовать золото обратно, то христианин поклялся, что не брал золота. Тогда еврей сказал: «Слышал я о святом мученике Мине, что он наказывает неправедно клянущихся, пойдем в церковь его, и там поклянись мне, что не брал золота». Пошли. Дорогою купец просил христианина взять сколько хочет золота, а остальное вернуть, только не клясться ложно. Христианин сказал: «Ты, как еврей, недостоин войти в храм». Еврей ответил, что постоит вне храма, и затем, преклонив колена, просил Бога и святого Мину стать им судьями. Христианин же поклялся в храме, думая, что он за еврея не будет в ответе пред Богом, и они стали возвращаться домой. На пути христианин потерял ключ от ларца с золотом, долго искал и, не найдя, успокоился, думая, что на этом исчерпались наказания за ложную клятву. Но когда они остановились пообедать, вдруг появился раб христианина, держа в руках ковчег с золотом. Христианин в ужасе спросил раба: «Откуда ты и почему ковчег с тобою?» Раб ответил: «Сегодня явился к твоей жене воин на коне и, держа в руках ключ, сказал: «Ты знаешь этот ключ? Возьми его, муж твой послал меня сказать, чтобы ты скорее послала к нему ковчег с золотом, ибо он жестоко мучается в храме». «И вот, – заключил раб, – я исполнил твое повеление, вот и ключ, который ты послал». Выслушав это, еврей прославил Бога, отдал треть золота в церковь святого Мины и крестился со всем домом своим. Христианин же в церковь Святого Мины отдал половину имения своего и остался при храме, до конца жизни оплакивая грехи (112, 787–789).
* * *
Два друга из Киева, Иоанн и Сергий, вступили в духовное братство. Спустя много лет Иоанн разболелся, а у него оставался пятилетний сын Захария. Больной отдал все свое имущество игумену для раздачи маломощным, а сыновнюю часть передал Сергию вместе с попечением о малолетнем сыне, завещая: «Когда возмужает сын мой, отдай ему золото и серебро». Пришло время возврата денег, но Сергий отказался, говоря, что он ничего никому не должен, и поклялся в этом в Печерской церкви перед иконой Богородицы. Он хотел поцеловать икону, но не смог к ней приблизиться, пошел к дверям и вдруг стал кричать: «Святые Антоний и Феодосий! Не велите убивать меня этому немилостивому и молитесь, чтобы Пресвятая Богородица отогнала от меня это множество бесов, которым я предан. Пусть берут золото, оно запечатано в моей клети». И страх напал на всех. Захария же отдал деньги игумену, а сам постригся в Печерском монастыре (100, 72–74).
* * *
Один московский протоиерей рассказывал: «В моем приходе знал я благочестивое купеческое семейство. Сын этого семейства стал бывать у одной бедной вдовы и полюбил ее дочь, но вольности с его стороны вынудили мать просить его перестать бывать в их доме. Тогда юноша пообещал жениться через год на девице, поклявшись перед чудотворной Владимирской иконой в Кремлевском Успенском соборе. После этой клятвы он стал в доме как родной, а через год девица родила мальчика. Но вскоре отец ребенка забыл клятву и женился на богатой. В день свадьбы он почувствовал себя плохо, потом стал быстро худеть и буквально иссох. Душа его была полна неописуемой скорби и тоски. И вот однажды видит он, что в комнату входит дивная Жена и говорит: «Клятвопреступник, ты за свое безумие достоин этого наказания, покайся и принеси плоды покаяния!» Своею рукою Она прикоснулась к его волосам, и они выпали на подушку. После видения он тотчас же пригласил своего духовного отца и с плачем рассказал ему все, затем пригласил родителей и слезно просил их оказать милосердие обманутой и обеспечить ее жизнь. Больного напутствовали Святыми Таинами, пособоровали, а затем был прочитан и канон на исход души. Вдруг больной воодушевился и тихо-тихо, но ясно произнес: «Вижу Тебя, Владычице мира, но взор Твой не строгий, а милостивый», – и с этими словами скончался» (114, 182–186).