Зрение
Храни очи твои, и сердце твое не узрит зла (прп. авва Исаия, 59, 95).
* * *
Управляй своим глазом, чтобы когда-нибудь чрез зрение не вторглись в тебя стремительные волны вожделения... (свт. Василий Великий, 8, 190). Источник.
* * *
Не дозволяй глазам своим кружиться туда и сюда, и не всматривайся в чужую красоту, чтоб с помощью глаз твоих низложил тебя противник твой (прп. Ефрем Сирин, 30, 151). Источник.
* * *
Если не воздержишься от скитания очей, то не проложишь прямых стезей целомудрия (прп. Ефрем Сирин, 30, 155). Источник.
* * *
Если отвратишь очи свои еже не видети суеты (Пс. 118, 37), обретешь помыслы чистые (прп. Ефрем Сирин, 30, 161). Источник.
* * *
Кто обуздывает очи свои, тот сделается легким; а у кого взор блуждает, тот возложит на себя бремя (прп. Ефрем Сирин, 30, 167). Источник.
* * *
Если по увлечению дашь волю глазам смотреть на суету, то скорее останови их, чтоб не впасть в срамоту плотоугодия (прп. Ефрем Сирин, 30, 168). Источник.
* * *
...Брань, возбужденная взором, и в присутствии, и в отсутствии видимого мучит душу, разжигая ум похотью (прп. Ефрем Сирин, 31, 228).
* * *
...Кто не противится похоти, но дает очам своим свободно блуждать, тот, конечно, склонился уже умом пред страстями и, если бы не стыд человеческий, неоднократно растлил бы и тело (прп. Ефрем Сирин, 31, 229–230).
* * *
Любодействует око, если смотрит нецеломудренно... Когда око взирает на не принадлежащее человеку и вожделевает того, тогда оно прелюбодействует пред Богом и ведет себя непотребно, по своим похотям. Око устроено в теле созерцать Божии дела, исполняться удивлением и препровождать оное в область сердца (прп. Ефрем Сирин, 33, 347). Источник.
* * *
Испроси себе хранителя оку твоему, чтобы не смотрело оно на возбуждающее к вожделению и не передавало похоти сердцу, и чтобы сердце не разлучилось с Царством (прп. Ефрем Сирин, 33, 349). Источник.
* * *
Нечистый взгляд может значить то же, что и нечистое дело... (прп. Ефрем Сирин, 34, 352). Источник.
* * *
Кто взор очей своих постоянно хранил чистым и целомудренным, тот узрит наивысшую красоту рая (прп. Ефрем Сирин, 34, 386). Источник.
* * *
...Многих смертей входом делается часто глаз, видит он раздраженного и сам возбуждается к той же страсти, или видит благоденствующего не по достоинству и воспламеняется завистью, или видит горделивого и впадает в ненависть, или видит какое-либо доброцветное вещество, красивое расположение лица и всецело поползается в вожделение нравящегося (свт. Григорий Нисский, 18, 461). Источник.
* * *
Что может быть бесстыднее того взора, который располагает и внешние глаза – смотреть на создания Божии, как на зло? (свт. Иоанн Златоуст, 44, 300).
* * *
Глаз для того и создан, чтобы мы, видя им творения Божии, прославляли их Создателя (свт. Иоанн Златоуст, 47, 205).
* * *
...Господь наш Иисус Христос, зная слабость нашей природы и беспечность воли, дал закон, запрещающий и возбраняющий излишние взгляды, дабы издали еще погасить загорающийся в нас пламень... (см.: Мф. 5, 28) (свт. Иоанн Златоуст, 47, 205).
* * *
...Глаза Он <Бог> дал тебе не для того, чтобы ты сладострастно смотрел ими, но чтобы украшал их целомудрием... (свт. Иоанн Златоуст, 48, 141).
* * *
Не для того Бог создал тебе глаза, чтобы ты делал их орудием прелюбодеяния, но для того, чтобы, взирая на Его творения, благоговел перед Творцом (свт. Иоанн Златоуст, 50, 193).
* * *
Не надобно... все дозволять бесстыдным и невоздержным глазам, но вместо узды надлежит возлагать на них стыдливость, чтобы впоследствии не подвергнуться наказанию за лукавое пожелание, которое и здесь неумолимее исполнителей казни терзает и бичует сердце, заграждает эту пристань естества, разумею сон, и заставляет всегда оставаться и томиться среди моря. Почему и Спаситель, избавляя нас от хлопот и излишних забот, желая, чтобы без них протекали мы поприще целомудрия, угрожал тяжким наказанием, назначенным для тех, которые стараются пытливо смотреть: угрожал для того наипаче, чтобы подавить корень страсти, а потом и для того, чтобы, уязвленные стрелою лицезрения, не навлекли мы на себя неудобоизлечимую или неисцельную болезнь. Ибо кто не видит, тот не только вернее, но и легче препобедит пожелание (прп. Исидор Пелусиот, 61, 232). Источник.
* * *
Не телу только надлежит быть неприкосновенным, но и взглядам очей девственными (отсюда и название: зеница ока по-гречески ? ????, что значит дева), и не должно допускать, чтобы очи бесстыдно и невоздержно услаждались чужими красотами, чтобы зрение не могло руководить их и к делу (прп. Исидор Пелусиот, 62, 170–171). Источник.
* * *
Зеницам в очах, подобно девам, заключенным в теремах и, как завесами, покрытым веками, справедливо быть под наблюдением целомудренного помысла, чтобы всегда краснели и стыдились, чего должно. Если же увидят когда чужую красоту, пусть еще больше покрываются стыдом, опускают ниже завесы, потупляются вниз, и смотрят в землю как нашу матерь, которая обучает не только нашему естеству, но и тому, что видимая красота из нее произошла и, увянув, в нее возвратится. И если сделают это, то поистине сохранят приличное девам; если же будут смотреть невоздержно и бесстыдно, то, приводимые в неистовство чужими красотами, вместо дев окажутся псами (прп. Исидор Пелусиот, 62, 229). Источник.
* * *
Похотливому взору, услаждающемуся чужою красотою, Спаситель справедливо угрожал наказанием, избавляя нас от самых дел и от великого затруднения, чтобы красота, вторгшись посредством очей, не поработила ума и, заняв в душе существенные ее части, не убедила помыслы уступить место страсти, по возобладании которой зло делается трудно излечимым, чтобы не сказать, неисцельным. Посему берегись, чтобы самоуправная страсть сластолюбия, овладев душою, уврачевания ее не сделала, если не вовсе невозможным, то затруднительным (прп. Исидор Пелусиот, 62, 327).
* * *
Размышлением о смерти удерживай глаза свои, которые ежечасно хотят любопытно смотреть на телесную красоту и великолепие (прп. Иоанн Лествичник, 57, 37). Источник.
* * *
Горе лукавому зрению, потому что оно впускает в душу яд греха! (прп. Феодор Студит, 92, 146). Источник.
* * *
...Общие правила о том, как должно употреблять внешние чувства, чтоб впечатления от них не разоряли нашего духовно-нравственного строя. Внемли убо! Паче всего, брате мой, всеусильно держи в руках злых и скорых окрадателей своих – очи свои – и никак не позволяй им простираться к любопытному смотрению на лица женщин, красивы ли они или некрасивы, равно как и на лица мужчин, особенно юных и безбородых; не позволяй им также смотреть на нагие тела, не только чужие, но и на свое собственное. Ибо от такого любопытства и страстного смотрения удобно может зародиться в сердце сладострастная похоть блудная <...> Источник.
Блюдись также всматриваться в хорошие яства и пития, припоминая праматерь нашу Еву, которая, посмотрев недобрыми очами на плод запрещенного древа в раю, воспохотствовала его, сорвала и вкусила, и подвергла смерти себя и весь род свой. Не смотри с вожделением на красивые одежды, ни на серебро и злато, ни на блестящие наряды мирские, чтоб чрез очи твои не вошла в душу твою страсть тщеславия или сребролюбия... Блюдись смотреть на хороводы, пляски, пиры, пышности, споры, ссоры, пустоболтания и все другие неподобные и срамные дела, кои любит несмысленный мир и запрещает закон Божий. Бегай и закрывай очи свои от всего этого, чтоб не наполнить сердца своего страстными движениями и воображениями, срамными образами и не возбудить в себе бунта и брани против себя, пресекши непрерывность подвига, коим должен ты всегда подвизаться против страстей своих. Но люби посещать церкви и смотреть на святые иконы, священные книги, усыпальницы, кладбища и все другое преподобное и святое, смотрение на что может спасительно действовать на душу твою (прп. Никодим Святогорец, 70, 97–99).