Источник

Закон

Беззаконны... те, которые не покоряются Божиим законам, потому что или отступили от них, или и не начинали их исполнять... (свт. Василий Великий, 6, 75). Источник.

* * *

...Закон, как стена, препятствует нечестивому прийти к Богу; а покаяние дает ему крылья, и делает, что, перелетая стену, находит он доступ к Богу (прп. Ефрем Сирин, 32, 200). Источник.

* * *

Ужас обымет там <на Суде> нечестивых, которые в мире прилагали беззаконие к беззаконию. Увы, день Суда близок! (прп. Ефрем Сирин, 33, 211).

* * *

Если свет благодати Твоей, <Господи>, не отверзет душевного уха, то беззаконие заградит слух наш, и не войдут в него наставления Твои (прп. Ефрем Сирин, 33, 338).

* * *

Закон духовен в отношении к плоти нашей, полной грехов, – в отношении же к Евангелию закон плотян, будучи полон земных обещаний и жестоких наказаний (прп. Ефрем Сирин, 36, 29). Источник.

* * *

Соблюдая закон, изгонишь страх, потому что всякий исполнитель законов – вне страха (свт. Григорий Богослов, 15, 366). Источник.

* * *

...Любовь и страх к Господу есть первое исполнение закона (свт. Григорий Нисский, 24, 276). Источник.

* * *

Когда кто отдается беззаконному делу и погружается в беззаконные помыслы, то уже не видит пред собою неусыпного Ока, не стыдится самой природы <своей> и ничего другого... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 658).

* * *

Как источник изливает много ручьев во все стороны, так и закон дает всюду много заповедей, напояя нашу душу (свт. Иоанн Златоуст, 47, 773). Источник.

* * *

...Закон имеет то особенное преимущество, что он бессмертен, постоянен, и закон природы, и закон естественный, и закон (ветхозаветного) любомудрия, и закон Нового Завета (свт. Иоанн Златоуст, 48, 307). Источник.

* * *

...Законы Божественные... яснее солнца, направлены ко благу тех, для кого установлены, руководят их к добродетели и истине, а не к вещам ложным, как то: богатству и власти... научают не тому, чтобы благоденствовать здесь и наслаждаться благами настоящей жизни, но чтобы приобрести блага будущие (свт. Иоанн Златоуст, 48, 308).

* * *

Часто Бог говорит и дает законы не так, как мог бы дать Сам по Себе, но так, как мы в состоянии принять (свт. Иоанн Златоуст, 48, 706).

* * *

Давая закон, Бог хранящим его обещал свое благоволение, а преступающим его – наказание (свт. Иоанн Златоуст, 48, 799). Источник.

* * *

...Законы человеческие не все содержат в себе правду, закон же Божий блистает истиною (свт. Иоанн Златоуст, 48, 821).

* * *

Кто слушает закон Божий поверхностно, или считает его ненужным или тяжким, того ухо не в состоянии будет и слушать; а кто изучает закон внимательно, тот замечает, что иго его благо и бремя легко, и приклоняет ухо к словам пророчества, т. е. выслушивает все пророчество, и, относясь с любовью к словам его, приумножает Духа, Которым все совершается (свт. Иоанн Златоуст, 48, 833).

* * *

Оставляют закон Божий те, которые нарушают и малейшую часть из написанного в нем и хотят исполнять его предписания по-своему, а не по воле и намерению Законодателя (свт. Иоанн Златоуст, 48, 894).

* * *

...Закон Божий... дан нам на помощь в борьбе с невидимыми врагами. Живет в нем тот, кто проводит жизнь сообразно его велениям (свт. Иоанн Златоуст, 48, 905).

* * *

Светильником и светом для праведных является закон Божий... Он же является и веселием для правых сердцем, т. е. для идущих правым путем. Он указывает им путь, которого они желают, и укрепляет на добродетели, к которым они стремятся сами (свт. Иоанн Златоуст, 48, 934).

* * *

...Диавол, как скоро увидит, что в душе написан закон Божий, а сердце сделалось скрижалями этого закона, уже не будет более приступать (свт. Иоанн Златоуст, 51, 23).

* * *

Закон совершил то, что грех сделался для тебя известным, а от тебя зависело избегать (греха); ты же, не уклонившись, навлек на себя большее наказание, и таким образом вразумление закона сделалось для тебя поводом к большему мучению (свт. Иоанн Златоуст, 52, 551).

* * *

По причине греха и дан был закон, а закон никогда не дается для истребления чего-либо естественного, но для исправления произвольного худого действия (свт. Иоанн Златоуст, 52, 630).

* * *

...Закон немало содействовал как большему познанию греха, так и увеличению наказания. Если же он, имея целью ограничить грех, сделал его более тяжким, то вина лежит не на враче, а на том, кто худо пользовался врачевством (свт. Иоанн Златоуст, 53, 435).

* * *

Виновник смерти был грех, а закон подверг осуждению за грех, и только обнаружил грех, а не произвел его; он яснее открыл зло, и только наказывал за зло, а не побуждал ко злу, и служил не для того, чтобы производить грех или смерть, но чтобы наказывать того, кто грешит. А таким образом он был вместе и истребителем греха (свт. Иоанн Златоуст, 53, 532).

* * *

Как кроткие кони, и сами по себе делающие все, не имеют нужды в биче, так и душа, преуспевающая в добродетели действием Духа, не имеет нужды в предписаниях закона (свт. Иоанн Златоуст, 53, 806). Источник.

* * *

...Кто исполняет его <закон> не из страха, а по любви к добродетели, тот гораздо совершеннее исполняет его (свт. Иоанн Златоуст, 54, 631).

* * *

...Где нарушается закон, там не следует совершенно и упоминать о необходимости, потому что есть только одна неотвратимая необходимость – не оскорблять Бога (свт. Иоанн Златоуст, 55, 728).

* * *

...Закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных (1Тим. 1,9). Ибо, имея здравое, неиспорченное знание закона естественного, напечатленного в них, они не нуждались в этом законе, отвне данном и в Писании начертанном, который дан был в помощь этому естественному закону (прп. авва Серен, 56, 321).

* * *

Закон исполняющих его заповеди поместил как бы в некоторой средине между... наградою и наказанием, – насколько удаляет от осуждения преступников, настолько же отлучает и от славы совершенных. Как эта доля низка и как жалка, это можете видеть из сравнения состояния настоящей жизни, в которой считается самым жалким тот, кто только о том старается и трудится, чтобы... не считаться виновным между почетными людьми, а не богатым, почетным и славным (прп. авва Иоанн, 56, 542).

* * *

Сказанное в законе не просто, но имеет двоякий смысл, прикровенный для людей грубых и открытый для людей ума тонкого (прп. Исидор Пелусиот, 60, 51). Источник.

* * *

...Постоянное попечение о законе приводит к пути правому, или, что то же, к угодному Богу, отгоняя от души человеческой, как бы некоторую мглу и туман, – забвение (свт. Кирилл Александрийский, 65, 10). Источник.

* * *

Горе беззаконнику, потому что пойдет к строгому Судии и правдивому Законоположнику (прп. Нил Синайский, 72, 254). Источник.

* * *

...Без милосердия Божия люди не могут исполнить его <закон> совершенно (прп. Марк Подвижник, 69, 10–11).

* * *

Хорошо обучившийся закону боится Законодателя и, боясь Его, уклоняется от всякого зла (прп. Марк Подвижник, 69, 48).

* * *

...Цель закона была научить нас не делать того, чего сами не хотим пострадать, потому он и останавливал нас от делания зла страхом, чтобы самим не пострадать (того же) (прп. авва Дорофей, 29, 23–24). Источник.

* * *

...Кто живет не по закону Божию, тот и Бога не боится; а кто Бога не боится, тот не видит Его; кто же не видит Бога, тот не имеет в себе света (умного); кто не имеет сего света, тот не верует во Христа; кто не верует во Христа, не имеет жизни в себе. Так как, очевидно, он не положил начала от страха Божия, который есть начало премудрости; то он есть буй, слеп, мертв (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 324). Источник.

* * *

Остающиеся при одном изучении закона Божия по букве впадают по причине такого поверхностного знания в гордость и самомнение... как случилось с книжниками и фарисеями (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 509–510).

* * *

Изучение закона Божия требует терпения. Это изучение есть стяжание души своей... Это – наука из наук!.. Кичат, напыщают ум науки человеческие, осуществляют, растят человеческое «я». Божественная наука открывается душе... как бы лишившейся самобытности по причине своего смирения, соделавшейся зеркалом... способным... принимать и отражать Божественные начертания (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 8).

* * *

И разум, и сердце, и тело падшего человека враждебно настроены к закону Божию. Разум падший не приемлет разума Божия; падшее сердце противится воле Божией; самое тело, подвергшись тлению, стяжало свою отдельную волю, данную ему грехопадением... (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 9). Источник.

* * *

Путешествующие при постоянном сиянии светильника – закона Божия – не будут обмануты ни страстями своими, ни падшими духами... (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 66). Источник.

* * *

...Закон Христов – нить, по которой мы выбираемся из мрачного лабиринта земной жизни в блаженную вечность (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 433). Источник.

* * *

Господь, предвидящий все и управляющий всем, восхотел смирить тебя множеством беззаконий твоих (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 393). Источник.


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle