ПРИЛОЖЕНИЕ
1. О ЦЕРКВИ И БЛАГОДАТИ
Церковь есть соль, осоляющая всю землю, предохраняющая ее от гнилости (26,381).
Духовный рай есть Церковь. В ней древо жизни – святой Жертвенник примирения, источающий жизнь верным, возлюбившим жизнь. Итак, обогащайтесь, насладитесь дарами, какие уготовал для вас Отец… (25,280).
Ты имеешь Церковь, приносящую жертвы, молитвы отцов, помощь Святого Духа, Таинства, службы в память святых мучеников, сонм святых и многое другое, что может воззвать тебя от греха к праведности (33,773).
Не удаляйся от Церкви, потому что нет ничего сильнее Церкви. Твоя надежда – Церковь, твое убежище – Церковь. Она выше неба, обширнее земли. Она никогда не стареет, но всегда цветет (34,415).
Нет ничего сильнее Церкви Христовой. Кто с нею захочет бороться, тот неизбежно погубит свои силы: это все равно, что ополчиться войною против неба (34,449)
(и бороться против Бога). Церковь есть духовная лечебница, и приходящие сюда должны получать соответствующие врачевства, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда (35,2).
Таинствами Христовой Церкви верующий приводится в соединение с Божеством, в чем существенное спасение, запечатление веры делом веры, принятие отселе залога вечных благ (102,500).
Тому, кто намеревается приступить к Священным и Страшным Таинствам, надлежит быть трезвенным и бодрым, свободным от всякого житейского попечения, исполненным всякого целомудрия и великой ревности, исторгнуть из ума всякие помыслы, чуждые Таинствам, и сделать храмину свою во всех отношениях чистою… (33,253).
Ничто так не делает нашей жизни радостной, как веселие в Церкви. В Церкви сохраняется радость радующихся, в Церкви – утешение для унывающих, в Церкви – веселие для скорбящих, в Церкви – успокоение для изнуренных, в Церкви – отдохновение утружденных (37,380).
Молитва Церкви так сильна, что если бы мы безгласнее были даже камней, она сделает язык наш легче всякого пера (35,734).
В этом собрании (в Церкви) находимся не одни мы, но и пророки, и апостолы, и все святые, а что важнее всего – среди нас находится Сам Владыка всего Иисус Христос (Мф. 28,20) (35,758).
Говорит божественный апостол: «Вы же есте тело Христово, и уди отчасти» (1Кор. 12, 27); и опять: «Едино тело, един дух» (Еф. 4,4). Но как тело без духа мертво и бесчувственно, так и умертвившиися страстями, чрез небрежение о заповедях по крещении, бывает бездействен, как не просвещаемый Святым Духом и благодатию Христовой, ибо хотя он имеет Духа по вере и возрождению, но Он в нем бездействен и неподвижен по душевной мертвенности. Душа у нас одна, а членов много у тела, но душа все их держит, животворит и движет тех, однако ж, которые способны принимать жизнь; те же, которые по какой-либо причине случайно от немощи иссохли, как мертвые и неподвижные, хотя держит в себе, но безжизненными и бесчувственными. Так и Дух Христов, весь во всех членах Христовых пребывая, те из них, кои могут быть причастны жизни, движет и животворит; но те, кои не способны к сему по немощности, человеколюбие удерживает как собственные. Таким образом, всякий верный, хотя по вере причастен сыноположения духовного, бывает, однако ж, бездействен и не просвещен по причине нерадения и неверия, лишаясь света и жизни Иисусовой, так что хотя всякий верный, как член Христов, имеет Духа Христова, но иной остается бездейственным и неподвижным как неспособный к причастию благодати (65,231).
Нисходящая же (в Таинствах) благодать, через очищение внутреннего человека и ума, совершенно отьемлет покрывало сатаны, наложенное на людей преслушанием, и отрывает от души всякую скверну и всякий нечистый помысл с тою целью, чтобы душа соделалась чистою и, прияв собственное свое естество, ясными очами и невозбранно взирала на славу истинного Света (30,412).
Благодать требует, чтобы причащающаяся оной душа была благоговейна, чтила благодать и показывала в себе достойные плоды (30,456).
Как источник не возбраняет черпать желающему, так и сокровище благодати никому из людей не возбраняет стать его причастником (22,366).
Благодать Божия приемлет грешника, от души приходящего. Ибо любит видеть слезы, жаждет видеть покаяние (22,382).
Спаситель видел, что человеческая природа изнемогает под игом работы и уклоняется от (духовной) борьбы по слабости, поэтому Он восполняет недостаток ее силою Духа, чтобы утешить душу, удрученную нашей немощью, и как бы какой уздою укрепляет Божественною благодатию, чтобы, восприяв от благодати то, что не имела по природе, (душа) вышла на борьбу (за бессмертие), возбужденная силою Духа (34,830).
От благодати и то, чтобы стоять твердо и не колебаться. А когда услышишь о благодати, не думай, что будет отвергнута награда за произволение (40,500).
Как невозможно дому прочно стоять без основания, так душе, верующей во Христа, невозможно явить богоугодное житие, если в нее не вложена будет как основа – благодать Святого Духа (приемлемая благоговейной душой через Таинства Церкви) (57,310).
2. ОБ АНГЕЛАХ
После Троицы – Светозарные, невидимые Ангелы. Они свободно ходят окрест Великого престола, потому что суть умы быстродвижимые, пламень и Божественные духи, скоро переносящиеся по воздуху. Они усердно служат высоким велениям. У них нет ни супружества, ни скорбей. Их не разделяют друг от друга ни члены, ни обители. Все они единомысленны друг с другом и каждый тождественен сам с собою: одно естество, одна мысль, одна любовь окрест Великого Царя – Бога. Они не ищут увеселений ни в детях, ни в супружестве, ни в том, чтобы для них нести сладостные труды; не вожделенно им богатство, не вожделенны и те помышления на злое, какие смертным приносит земля. Они не плавают по морям в угождение необузданному чреву – этому исходищу греха. У всех у них одна совершеннейшая пища – насыщать ум величием Божиим и в Светлой Троице почерпать безмерный свет. Одинокую жизнь проводят сии чистые служители чистого Бога. Они просты, духовны, проникнуты светом, не от плоти ведут начало… и не входят в плоти, но пребывают какими созданы. Для них в девстве готов путь богоподобия, ведущий к Богу, согласный с намерениями Безсмертного, Который премудро правит кормилом великого мира (12,50).
Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Светлости, Восхождения, умные Силы, или Умы, – природы чистые, беспримесные, непреклонные, или неудобопреклонные ко злу, непрестанно ликовствующие окрест Причины. Сии природы, как воспел бы о них иной, или от первой Причины озаряются чистейшим, святейшим озарением, или, по мере естества и чина, иным способом приемлют иное озарение; они так вообразили и напечатлели в себе благо, что сделались вторичными светами и посредством излияний и преданий первого Света могут просвещать других; они – служители Божией воли, сильны как по естественной своей, так и по приобретенной ими крепости, все обходят, всем и везде с готовностью предстают, по усердию к служению и по легкости естества. Сии Умы прияли каждый одну какую-либо часть вселенной или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо сие было все Устроившему и Распределившему, и они все ведут к одному концу, по мановению Зиждителя всяческих песнословят Божие величие, созерцают вечную славу, и притом вечно… (10,50).
(Ангельские Силы) нисходят с крыльями не потому, чтобы у этой бестелесной Силы были крылья, но в знак того, что они сходят с высочайших областей, оставив Горние обители (37,425).
Ангелы всюду присутствуют и особенно в доме Божием предстоят Царю, и все исполнено этих бестелесных Сил (43,142).
Никто из верных не сомневается, что прежде сотворения этой видимой твари Бог сотворил духовные и Небесные Силы, которые, зная, что они из ничтожества сотворены для великой славы блаженства по благости Творца, воссылают Ему всегдашнее благодарение и непрестанно занимаются прославлением Его (50,309).
Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в добродетели, почему стараются наполнять нас духовными созерцаниями (по мере нашей восприимчивости) и содействуют нам во всяком добре (63,323).
У Ангелов нет ни ссоры, ни любопрения, ни недоразумений; каждый пользуется собственностью всех и все умещают в себя всецелые совершенства, потому что ангельское богатство есть не какое-нибудь органическое вещество, которое нужно рассекать, когда требуется разделить его многим, но невещественное стяжание и богатство разумения. И посему-то совершенства их, во всяком пребывая всецелыми, всех делают равнобогатыми, производя то, что собственное обладание у них несомненно и бесспорно (5,359).
К каждому из верных приставлен Ангел, достойный того, чтобы видеть Отца Небесного (1,315).
Ангелам, которые не имеют никакого покрова, подобно нашей плоти, ничто не препятствует непрестанно взирать на Лицо славы (Божией) (1,264).
Прославлять Ангелов – наш долг. Они, воспевая Творца, обнаруживают милость Его и благорасположение к людям (39,971).
Служение Ангелов состоит в том, что они всюду посылаются для нас (43,30).
Всякая душа, оставшаяся… во зле без защиты Ангела-хранителя, предается на разграбление врагам… (2,163).
В 1885 году из Петрограда в Москву шел курьерский поезд. Стрелочник вышел, чтобы перевести стрелку и направить поезд на свободный путь. Вдруг он видит: навстречу поезду бежит его трехлетний сын, бежит по тому пути, куда нужно перевести состав. Бежать к сыну поздно, а не переводить стрелку нельзя, произойдет столкновение поездов. Всем сердцем воззвал стрелочник к Богу: «Да будет воля Твоя!» – перекрестился, перевел стрелку и закрыл глаза. Поезд промчался, стрелочник бросился к сыну. Мальчик лежал между рельсами, сложив руки на груди и улыбался. «Мальчик мой, ты жив?!» – «Жив я, жив!» – отвечал мальчик без тени страха. – «Как же ты догадался лечь?» – «Какой-то светлый юноша, с крылышками, склонился надо мной и пригнул меня к земле» (96,84).
3. О ПОЧИТАНИИ ИКОН И СВЯТЫХ МОЩЕЙ
Кто не поклоняется святой иконе Господа, тот не поклоняется и Самому Господу. Кто же не исповедует, что Господа нашего Иисуса Христа можно изображать на иконах, тот не исповедует, что Он был видим во плоти (64,525).
Ведущие, что принятое Господом от нас… естество подлежит восприятию чувств и описуемо, мы изображаем Его на иконах и православно поклоняемся, так же как и изображаем на иконах Родившую Его в девстве, а также и совершенным образом угодивших Ему (60,84).
Иконам святых поклоняйся, яко сраспеншихся Христу, крест изображая на лице своем и на память приводя действенно проявившееся в них причастие страстям Христовым (65,284).
Святые иконы приняты Святой Церковью для возбуждения благочестивых воспоминаний, а отнюдь не для возбуждения мечтательности. Стоя пред иконою Спасителя, стой как бы пред Самим Господом Иисусом Христом, невидимо вездесущим и иконою Своею присутствующим в том месте, где она находится; стоя пред иконою Божией Матери, стой как бы пред Самой Пресвятой Девой, но ум твой храни безвидным: величайшая разница быть в присутствии Господа и предстоять Господу или воображать Господа. Ощущение присутствия Господня на душу наводит спасительный страх, вводит в нее спасительное чувство благоговения, а воображение Господа и святых Его сообщает уму как бы вещественность, приводит его к ложному, гордому мнению о себе, душу приводит в ложное состояние – состояние самообольщения (102,59).
В годовую память святого Симеона Мироточивого, во время великой вечерни, вошел в храм один брат из обители Дионисия, что на Олимпе, желая приложиться к лику святого. Но, заметив, что икона слишком мала, счел ее недостойной поклонения. Когда этот инок удалился из храма и заснул в выделенной ему келлии, тогда увидел он, как будто открылся верх келлии и страшный змий, дыша пламенем и испуская дым и смрад, разинул пасть, чтобы поглотить его. «Тебе не нравится малый образ святого, – по-человечески заговорил змий, – и ты с негодованием вышел из храма, не дождавшись конца службы. Так знай, что ты мой и я поглощу тебя». И с ужасным шумом бросился на инока. Несчастный в ужасе возопил: «Преподобный Симеоне, помоги мне!» В это мгновение пробудившись, инок с трепетом отправился в храм и, пав на колени пред образом преподобного, с любовью лобызал его… (74,305).
Рассмотрим настоящее состояние святых, как оно прекрасно и величественно. Ибо душа их горе пребывает в свойственном ей месте и, отрешившись от тела, вместе обитает с подобными ей, а тело – честный и нескверный ее орган, нисколько не повредившись своими страстями от нетления обитавшей в нем души, – погребается с большою честью и благоговением, честно полагается на освященном месте, как бы какое многоценное сокровище, соблюдаемое до времени пакибытия, во многом не сравнимое ни с какими другими телами, разрушаемыми общею всем и обыкновенною смертью, и притом в одинаковом по природе веществе. Ибо всеми другими останками большая часть людей гнушается, никто с удовольствием не проходит мимо гроба, а когда нечаянно увидит открытый гроб, то, посмотрев на безобразие того, что лежит там, полный неприятного чувства и с тяжелым вздохом об участи человека скорее бежит прочь. Но кто взойдет в какое-либо место… где совершается память праведного и где святые останки его, тот, во-первых, утешит душу свою великолепием того, что представляется его взорам, видя сей дом как храм Божий, светло благоукрашенный и величием постройки и благолепием украшений, где резчик придал древу вид различных животных и каменотесец каменные плиты довел до гладкости серебра. И живописец украсил искусственными цветами, изобразив на иконе доблестные подвиги мученика, его твердое стояние на суде, мучения, зверообразные лица мучителей, их насильственные действия, пламенем горящую печь, блаженную кончину подвижника, начертание человеческого образа подвигоположника Христа. Все это искусно начертав нам красками, как бы в какой объяснительной книге, ясно рассказал подвиги мученика и светло украсил храм, как бы цветущий луг (ибо живопись молча умеет говорить на стенах и доставлять великую пользу…). Если кому счастье доставит возможность прикоснуться к самым останкам, то как это вожделенно и какой возвышенной молитвы почитается даром, знают те, кои испытали это и кои сами одушевляемы были этим желанием. Взирающие на них лобызают оные, как самое живое и цветущее жизнью тело, приближая их к глазам, устам, ушам, ко всем чувствам, затем, проливая слезы благоговения и сердечного умиления, приносят молитву о ходатайстве как бы самому в целости видимому мученику, умоляя его как оруженосца Божия, взывая к нему, приемлющему дары молитвы, когда ему угодно. Из всего этого познай, благочестивый народ, что честна пред Господем смерть преподобных Его (Пс. 115, 6). Бог оставил нам мощи святых, желая привести нас к одинаковой с ними ревности и дать нам надежное прибежище и утешение в бедствиях, постоянно постигающих нас (33,641).
Гробницы мучеников суть не что иное, как безопасные гавани, источники духовных вод, сокровища, богатства неистощимые и никогда неисчерпаемые… Как источники холодных вод оживляют тела, изнуренные трудом и жаром, так точно и гробницы мучеников прохлаждают души, опаленные неуместными страстями, и погашают при одном на них взгляде и неуместную похоть, и иссушающую зависть, и пламенный гнев, и все другое, что ни тревожило бы нас (33,694).
Для того Бог и оставил нам тела святых до времени Воскресения, чтобы мы имели в них урок величайшего любомудрия (33,719).
Как изобильные потоки источников не объемлются внутри собственных недр, но изливаются и текут через край, так и благодать Духа, почивающая у костей и обитающая со святыми (43,292).
Если соблазняет тебя, что ради любви мучеников к Богу и за их постоянство чествуется нами прах мученических тел, то спроси у тех, которые получили от них (мощей) исцеление, и дознай, в каких страданиях подают они врачевания; тогда не только не будешь смеяться над тем, что делается, но, конечно, и сам поревнуешь исполняемому (47,39).
И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительного владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа (23,497).
Бог обитает в костях сих (мощах). Им (Богом) совершают они чудеса (26,55).
Душа, сподобившаяся стать причастницей Божественной благодати, будучи сама освящена, освящает и все тело свое, потому что, содержа тело, она находится во всех его членах. Почему и благодать Святого Духа как усвояет себе душа, так усвояет и тело ее. Впрочем, пока душа находится в теле, Святой Дух не проявляет в этом теле всей славы Своей, потому что настоит необходимость, чтобы душа до конца жизни показывала сама доброе произволение свое, то есть последует ли она как должно благодати Святого Духа. Но когда придет конец и душа отделится от тела, тогда, поскольку кончен уже подвиг (состязание, как на ристалищах), и душа одержит победу, исходит из тела в венец нетления, как добре совершившая свой подвиг, тогда, говорю, благодать Святого Духа и в теле души сей проявляет Свою освящающую силу, отчего кости голые и целые мощи святых источают исцеления и врачуют всякие болезни. Когда душа отделится от тела со смертию его, тогда она одна, без участия в сем тела, начинает пребывать со всем Божеством, то есть с Божественною благодатию, и сама бывает бог по благодати; тело остается одно, без души, только с Божеством и проявляет для людей Божественную силу в чудесах (не через душу, а прямо от Божества). Тогда и душа в действиях своих не может встречать препятствий от связанности телом, будучи отделена от него. Но поскольку оба они, и душа и тело, освободились от всякой нужды и всякого искушения, каким подвергались по причине взаимного союза, то и Божественная благодать как в той, так и в другом действует без всякого препятствия (57,54).
Какое слово достойно изобразить и то, что теперь видим именно ту славу, которую Бог воздал гробницам святых и останкам их костей, во все времена сохраняющееся ощутимое в них дивное благоухание, источники мира, дарование исцелений, действование сил (60,251).
Поклоняйся… гробницам святых и каким-либо останкам от костей их, ибо не отступила от них благодать Божия, как от поклоняемого тела Христова не отступило Божество во время животворящей Его смерти. Делая же сие и славя прославивших Бога, как явившихся через дела совершенными в любви Божией, ты вместе с ними прославлен будешь от Бога и с Давидом воспоешь: «Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже» (Пс. 138, 17) (65,308).
В 1467 году архиепископ Трифон, слыша о многих чудесах от нетленных мощей преподобного Феодора и сыновей его Давида и Константина, послал протопопа Константина, для того чтобы освидетельствовать мощи и убедиться в истинности совершающихся от них чудес. Протопоп, будучи одержим неверием, надменно прибыл в монастырь, требуя почетной встречи как посланнику архиерея… С гневом потребовал, чтобы открыли святые мощи. Затем безрассудный иерей начал дерзко прикасаться к святым мощам и даже осмелился сорвать у преподобного Феодора часть схимнической одежды. Тотчас невидимая сила поразила нечестивого, он внезапно упал на землю, онемел и тело его как бы омертвело. Ужас объял предстоящих. Скоро пришел игумен, отслужил молебен с водосвятием у мощей, окропил омертвевшего святой водой, после чего он ожил, но язык его остался нем. Он горько плакал и просил прощения у святых (90,64).
4. О ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
Дева Мария есть Дщерь Света, потому что через Нее озарились Светом и мир, и обитатели его, омраченные чрез Еву, виновницу всех зол (26,287).
Дева Мария – источник, потому что Живая Вода истекла из Нее жаждущим, и вкусившие Питие сие дают стократные плоды (26,227).
Дева Мария соделалась для нас небом, Божиим престолом, потому что в Нее низошло, в Нее вселилось высочайшее Божество, чтобы нас возвеличить… В Ней облеклось Божество в ризу для нас же, чтобы нам доставить ею спасение (26,226).
Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Ее за то, что Она явилась такою готовою на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Ее предстательство и помощь нам (59,95).
Дух Святой в чистом зеркале, в непорочном теле Девы, засиял, образовав совершенного Человека не по закону природы, не во времени, не из человеческого семени, но одним видом, духовною и святою силою подвигнул Деву к рождению, неизъяснимо исткав в Ней зародыш, как бы какую ткань для спасения людей (39,913).
От Пренепорочной Матери Своей Господь заимствовал пречистую плоть, а Ей даровал Божество вместо плоти, которую Она даровала Ему. О предивный и пречудный обмен! (57,398).
Дева – Матерь является единственной как бы границей между тварным и несотворенным (Божеским) естеством, и все видящие Бога познают и Ее – как место Невместимого; и все восхваляющие Бога воспоют и Ее после Бога. Она – причина и бывших прежде Нее благословений и даров человеческому роду, и Подательница настоящих, и Ходатаица вечных. Она – основание пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, фундамент учителей. Она – слава сущих на земле, радость сущих на небе, украшение всего создания. Она – начало, источник и корень уготованной нам на небесах надежды, которую да сподобимся все мы получить по Ее молитвам о нас, во славу Рожденного прежде веков от Отца и в последнее время Воплотившегося от Нее Иисуса Господа нашего, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь. (60,144).
О Нерастленной и Неискусобрачной невозможно в собственном смысле употребить слово зачатие, потому что именования: девство и плотское зачатие несоединимы в Одной и Той же. Но как Сын дан нам без Отца (земного), так и Отроча рождается без плотского зачатия. Дева как не познала, каким образом в теле Ее составилось Богоприемлемое тело, так не ощутила рождения, потому что, по свидетельству пророчества, без болезней было у Нее рождение: прежде неже прийти труду чревоболения, избеже и породи мужеск пол (Ис. 66, 7) (16,336).
Дева Силою Пребывающего в Ней родила естественно, но ничего не претерпела. Печать девства не нарушена ни зачатием Христовым, ни рождением (23,424).
Зачатие Спасителя во плоти Девы было совершенно нелюбострастно, непорочно, нескверно, неукоризненно, чисто, нерастленно (45,386)…
. дева (Ева) изгнала нас из Рая, чрез Деву (Марию) мы обрели Вечную Жизнь: чем осуждены, тем и увенчаны (36,196).
Снизошел Дух Святой на чистую Деву и более Ее очистил… Чистая Дева соделалась Пречистой, чуждой всякой скверны, помышляемой и ощущаемой; соделалась благодатию чистой, духоносной, Божественною Девою. В такой обновленный и богоукрашенный сосуд, стяжавший от действия в нем Святого Духа способность и достоинство принять в себя Бога Слова, низошло Слово Бог, соделалось в утробе Девы и семенем, и плодом и вочеловечилось (105,394).
Богоматерь была тем единственным словесным сосудом, в который Бог вселился самым Существом Своим (105,404).
Он чрез девственные врата прошел в мир… Он носим был во чреве Матери Своей и в то же время носил все (43,928).
Так как жена одолжена мужу тем, что бессеменно произошла из ребра его, долг сей уплатила Матерь Господа, воздав Его нам воплотившимся без семени (47,96).
Как тогда, при сотворении праматери нашей Евы, взял Бог ребро Адамово и создал из него жену, таким же образом и теперь взял Создатель наш и Творец Бог от Богородицы и Приснодевы Марии плоть, как бы закваску некую и некий зачаток от замеси… естества нашего, и соединил ее со Своим Божеством, непостижимым и неприступным, или, лучше сказать, всю Божественную Ипостась Свою соединил существенно с нашим естеством, и это человеческое естество несмесно сочетал со воим Существом и сделал его Своим собственным. Так что Сам Творец Адама непреложно и неизменно стал совершенным Человеком. Ибо как из ребра Адамова создал Он жену, так из дщери Адамовой – Приснодевы и Богородицы Марии – заимствовал Он девственную плоть бессеменно и, в нее облекшись, стал Человеком, подобным первозданному Адаму, чтобы совершить дело спасения; и как Адам, чрез преступление заповеди Божией, был причиною того, что все люди стали тленны и смертны, так и Христос, новый Адам, чрез исполнение всякой правды, стал начатком возрождения нашего к нетлению и бессмертию (57,374).
Дева Мария соделалась для нас небом, Божиим престолом потому, что в Нее низошло, в Нее вселилось высочайшее Божество… В Ней облеклось Оно в ризу для нас, чтобы нам доставить ею спасение (26,226).
24 июля 1921 года в городе Глухове на конце Путивльской улицы начался пожар. Стояла сухая жаркая погода, дул сильный ветер, огонь быстро охватил два квартала. Одновременно загорелись постройки и на Терещенской улице. Горели окраины, но вот ветер переменил направление, и пожар стал угрожать городу. Поднялась паника. По распоряжению благочинного, отца Герасима, на место пожара был принесен чудотворный образ Рождества Пресвятой Богородицы из Глинской пустыни. Когда этот образ был обнесен вокруг места пожара, огонь потерял силу и перестал распространяться, хотя ветер не утихал (91,15).
31 мая 1899 года по случаю нашествия саранчи и засухи Глинская чудотворная икона была привезена в село Амони Рыльского уезда. После молебна на поля пред святою иконою налетели доселе невиданные у них черногузы и еще в большем числе грачи и уничтожили насекомых. Засуха также прекратилась (91,20).
У одной вдовы турки отняли двух малолетних детей. Со слезами обращалась несчастная мать к Заступнице нашей, Богородице. Однажды детям в темнице явилась Матерь Божия в виде их матери и, выведя их из темницы, привела в один из монастырей в Неаполе, сказав им, чтобы они слушали игумена и братию. Дети рассказали все игумену, и он, поняв все, прославил Бога и отдал детей на попечение одному старцу. Со временем мальчики преуспели в духовном образовании и были пострижены в иночество… Между тем и мать их сама вступила в одну из Неапольских женских обителей… По тайному водительству Промысла наступил день, когда они встретились. Дети припали к груди матери. Слезы благодарности текли из их глаз. Мать выслушала рассказ детей об их освобождении и поняла, какую нежную заботу проявляет к несчастным наша Небесная Мать. При этой встрече находилась вся братия и слышала об этом и исполнилась духовной радости (80,282).
При нашествии Тамерлана на Русь князь Василий Дмитриевич, собрав войско у Коломны, повелел принести из Владимира чудотворную икону Божией Матери. Вся Москва молила Заступницу о помощи. В час встречи иконы в Москве Тамерлан спал в своем шатре. Вдруг он во сне видит высокую гору. С горы спускаются к нему святители с золотыми жезлами. Над ними в несказанном величии, в сиянии ярких лучей стоит светозарная Дева. Тьма Ангелов окружают Деву и в руках держат огненные мечи… Тамерлан в ужасе проснулся и созвал мудрецов, старейшин и гадальщиков. «Эта Дева, – сказали они, – Заступница русских, Матерь христианского Бога… Ее сила неодолима». Тамерлан повернул войско, гонимый силою Пресвятой Девы (88,6).
Афонский иеросхимонах Арсений рассказывал: «Сестра моя, воспитанная родителями в любви к Богу и благочестию, любила храм Божий и ко всякой святыне относилась с глубоким благоговением"… Однажды заметила она, что прислуга небрежно относится к древней иконе. Краска на иконе вся осыпалась, и домашняя работница, по небрежности к святыне, употребляла икону для покрытия горшков с молоком, хотя ей было сделано запрещение. Видя это, сестра унесла икону к себе в светелку. В первую же ночь сестра видит себя входящей в светелку, которая вся наполнена светом. Она вошла в комнату, и на ее глазах лик на иконе начал проявляться (Казанская). Когда лик проявился, послышался голос: «Благочестивая и благонравная девица, за проявленную к Моей иконе любовь умолила Я Сына Своего и Бога о даровании тебе радости душевной и здравия телесного. Ты вскоре соединишься браком с единородным тебе юношей, а Я во все дни жизни твоей буду хранительницей дома Твоего. В память Моего явления тебе, проси родителей, чтобы они на этой древней иконе (доске) заказали написать Меня так, как ты видишь, и да будет эта икона тебе в благословение на супружество твое». Все так и произошло, и покров Царицы Небесной всегда был над этим благочестивым домом (96,50).
В Александрии жил некогда Христолюбивый и благоговейный муж с женою и маленькой дочерью. Он принимал странников, омывал ноги монахам. Однажды он отправился в Константинополь по делам, жена спросила его: «Кому поручаешь меня и дочь?» «Владычице нашей Богородице», – ответил он. В его отсутствие диавол внушил одному рабу убить хозяйку с дочерью и с награбленным имуществом бежать. С ножом в руках направился он в горницу, где госпожа сидела за рукоделием, но у дверей был поражен слепотою и стал звать на помощь, надеясь хотя таким образом довершить злое намерение, но госпожа не приближалась к нему. Тогда в ярости и отчаянии злодей ударил себя ножом, и, когда сбежались люди, он, будучи еще жив, поведал свой замысел и исход его (76,709).
Один человек, по имени Кондрат, был одержим бесами. Однажды они гнали его через пустыню десять недель. Он погибал от голода и жажды и ждал смерти, но Пресвятая Богородица явилась ему, изгнала из него демонов и, укрепив его, указала путь к дому (76,921).
В царствование Иустина был в Константинополе некий еврей. Своего сына отдал он учиться в Софийское училище. Однажды сосудохранитель призвал детей вкусить церковные хлебцы, мальчик-еврей вкушал со всеми вместе. Когда его отец (он был стеклодувом) узнал об этом, он взбесился, как зверь, и бросил сына в пылающую стеклоплавильную печь. Когда прибежала жена, то вынула мальчика неопаленным. Мальчик сказал, что некая Жена, облаченная в порфиру, пришла и, погасив печь, сказала: «Не бойся, мальчик». Мать пошла к Патриарху и просила о крещении. Патриарх представил ее царю. Царь призвал отца и убеждал его креститься и стать христианином, но, не успев в этом, приказал казнить еврея за сыноубийство. Жену же и отрока Патриарх крестил. Жена стала певчей, а сын ее – чтецом (66,86).
Летом 1676 года хан Нуреддин подступил к обители Почаевской и осаждал ее трое суток, угрожая совершенным разорением. Насельники обители горячо молились Матери Божией, и, припадая к раке блаженного Иова, братия стала петь акафист, и лишь только запели первый кондак – «Избранной Воеводе…», над церковью явилась Сама Пречистая Богородица с Небесными Ангелами, которые обнажили мечи; рядом с Пречистой стоял преподобный Иов и молил Ее о помощи. Татары пустили в них стрелы, но стрелы, возвращаясь, ранили стрелков. Воины пришли в ужас, поражая друг друга, они кинулись в бегство… (83,182).
Соловецкому пустыннику Феофану в сонном видении явилась Жена, сияющая благолепием, с двумя светозарными мужами и ободрила его, убеждая не малодушествовать и не бояться бесовских нападений. Еще видение продолжалось, как явилось полчище бесов с угрозою погубить пустынника, но, узрев Явившуюся, бесы содрогнулись и возопили: «Горе нам, Покрывающая его пришла сюда, если бы не Она, мы давно бы уже погубили этого инока…» Сказав это, они исчезли. Видение утешило старца надеждою на Богоматерь. Каждый день он клал сто поклонов, произнося Богородичную молитву (82,151).
Однажды, по своему обыкновению, преподобный Елеазар совершал в келлии краткую молитву Иисусову и полагал поклоны. Потом стал читать молитву ко Пресвятой Богородице, говоря: «Пресвятая Госпожа Богородица, спаси меня, грешнаго!» И вот внезапно является пред ним Пресвятая Богородица в сиянии небесной славы, имея три светлые звезды: одну на голове и две на раменах. Царица Небесная произнесла: «Елеазар, не переставай призывать Меня в твоих молитвах, и Я буду всегда помогать тебе…» (77,98).
Одному мальчику, Ване, было 8 лет. Играя однажды с товарищами, он вдруг изменился в лице, поднял голову и руки вверх, а затем упал без чувств. Когда он пришел в себя, то сказал, что видел Царицу. «Почему ты думаешь, что видел Царицу?» – спросили у него. «Потому что на Ней была корона с крестиком», – отвечал он. – «Ну, а почему ты упал?» На это он сказал: «Около Нее было такое сияние… я не знаю, как сказать», – добавил он и заплакал. Это видение оставило глубокий след в душе ребенка. С тех пор он совсем изменился, сделался тих и задумчив, стал уклоняться от детских игр… В сердце его загорелась живая вера и любовь к Царице Небесной. Однажды в их селе случился пожар, а семья Вани недавно переехала в новый дом. Ребенок видел испуг домашних и, сам понимая опасность, стал протягивать руки к находящейся вблизи дома церкви Покрова Богородицы со словами: «Царица Небесная, оставь наш домик нам, ведь он совсем новенький…» Все вокруг сгорело, а дом Литовкиных остался цел… (92,368).
5. Источники
Библия, сиречь книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (на церковнославянском языке). Тиснение 2-е. СПб., 1900.
Библия, книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (в рус. переводе с параллельными местами). М., 1993.
1. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 1. Изд. 4-е. Троице-Сергиева Лавра, 1900.
2. То же. Ч. 2. ТСЛ, 1900.
3. То же. Ч. 3. ТСЛ, 1900.
4. То же. Ч. 4. ТСЛ, 1901.
5. То же. Ч. 5. ТСЛ, 1901.
6. То же. Ч. 6. ТСЛ, 1901.
7. То же. Ч. 7. ТСЛ, 1902.
8. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 1. М., 1843.
9. То же. Ч. 2. М., 1844.
10. То же. Ч. 3. М., 1844.
11. То же. Ч. 4. М., 1844.
12. То же. Ч. 5. М., 1847.
13. Тоже. Ч. 6. М., 1848.
14. Творения иже во святых отца нашего Григория, епископа Нисскаго. Ч. 1. М., 1861.,
15. То же. Ч. 2. М., 1861.
16. То же. Ч. 3. М., 1862.
17. То же. Ч. 4. М., '1862.
18. То же. Ч. 5. М., 1863.
19. То же. Ч. 6. М., 1864.
20. То же. Ч. 7. М., 1865.
21. То же. Ч. 8. М., 1871.
22. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Ч. 1. Изд. З-е. М., 1881.
23. То же. Ч. 2. Изд. 3-е. М., 1881.
24. То же. Ч. 3. Изд. 5-е. ТСЛ, 1912.
25. То же. Ч. 4. Изд. 4-е. ТСЛ, 1900.
26. То же. Ч. 5. Изд. 3-е. М., 1887.
27. То же. Ч. 6. Изд. 4-е. ТСЛ, '1901.
28. То же. Ч. 7. Изд. 5-е. Сергиев Посад, 1913.
29. То же. Ч. 8, Изд. 5-е. Сергиев Посад, 1914.
30. Преподобнаго отца нашего Макария Египетскаго духовныя беседы, послание и слова. Изд. 4-е. ТСЛ, 1904.
31. Преподобнаго и богоноснаго отца нашего аввы Исаии, отшельника египетскаго, духовно-нравственныя слова. Изд. 2-е. Сергиев Посад, 1911.
32. Творения святаго отца нашего Иоанна Златоустаго, архиепископа Константинопольскаго. Т. 1. Изд. 2-е. Спб., 1898.
33. То же. Т. 2. Ч. 1. Изд. 2-е. СПб., 1899 или Ч. 2. Изд. 1-е. СПб., 1896.
34. То же. Т. 3. СПб., 1897.
35. То же. Т. 4. СПб., 1896.
36. То же. Т. 5. СПб., 1899.
37. То же. Т. 6. СПб., 1900.
38. То же. Т. 7. СПб., 1901.
39. То же. Т. 8. СПб., 1902.
40. То же. Т. 9. СПб., 1903.
41. То же. Т. 10. СПб., 1904.
42. То же. Т. 11. СПб., 1905.
43. То же. Т. 12. СПб., 1906.
44. Творения преподобнаго отца нашего Нила, подвижника Синайскаго. Ч. 1. М., 1858.
45. То же. Ч. 2. М., 1858.
46. То же. Ч. 3. М., 1859.
47. Творения святаго Исидора Пелусиота. Ч. 1. М., 1859.
48. То же. Ч. 2. М., 1860.
49. То же. Ч. 3. М., 1860.
50. Писания преподобнаго отца Иоанна Кассиана Римлянина. Изд. 2-е. М., 1892.
51. Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвижнические слова. Изд. 2-е. Сергиев Посад, 1911.
52. Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника, бывшего епископом христолюбиваго града Ниневии. Слова подвижническия. Изд. 2-e. Сергиев Посад, 1893.
53. Нравственное учение святаго отца нашего Исаака Сирина. СПб., 1874.
54. Преподобнаго отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Изд. 7-е. Сергиев Посад, 1908.
55. Преподобнаго отца нашего аввы Дорофея душеполезныя поучения и послания. Изд. 10-е. Оптина пустынь, 1913.
56. Божественные гимны преподобнаго Симеона Новаго Богослова. Сергиев Посад, 1917.
57. Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова. Вып. 1. Изд. 2-е. М., 1892.
58. Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова. Вып. 2. М., 1890.
59. Невидимая брань старца Никодима Святогорца. Изд. 2-е. М., 1892.
60. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Монреаль, 1968.
61. Добротолюбие. Т. 1. Изд. 2-е. М., 1883 или изд. 3-е. М., 1895.
62. Добротолюбие. Т. 2. Изд. 2-е. М., 1883.
63. Добротолюбие. Т. 3. Изд. 2-е. М., 1888 или изд. 3-е. М., 1900.
64. Добротолюбие. Т. 4. Изд. 2-е. М., 1889.
65. Добротолюбие. Т. 5. Изд. 2-е. М., 1890 или изд. 3-е. 1900.
66. Алфавитный Патерик. Супрасль, 1791.
67. Древний Патерик. Скитский. М., 1874.
68. Древний Патерик. Избранные сказания. М., 1914.
69. Палладия, епископа Еленопольскаго, «Лавсаик» или повествование о жизни святых и блаженных отцов. Спб., 1850.
70. Луг духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха. Изд. 2-е. Троице-Сергиева Лавра, 1915.
71. Святаго отца нашего Григория Двоеслова, епископа Римскаго, собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. Казань, 1858.
72. Жизнь пустынных отцев. Творение пресвитера Руфина. Троице-Сергиева Лавра, 1898.
73. Блаженный Феодорит, епископ Киррский. История боголюбцев. Спб., 1853.
74. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев. М., 1845.
75. Пролог. М., 1877.
76. Пролог в поучениях. Гурьев. М., 1912.
77. Игнатий (Брянчанинов), епископ. Отечник. СПб., 1903.
78. Палестинский Патерик. 1855–1916.
79. Афонский Патерик. Ч. 1. СПб., 1867.
80. То же. Ч. 2. СПб., 1867.
81. Киево-Печерский Патерик. Киев, 1893.
82. Соловецкий Патерик. М., 1895.
83. Вольно-Почаевский Патерик. М., 1883.
84. Толстой М.В. Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1892.
85. Троицкий Патерик. М., 1896.
86. Волоколамский Патерик. Рукопись.
87. Цветник Пешношский. М., 1898.
88. Московский Патерик. М., 1912.
89. Тверской Патерик. Казань, 1907.
90. Ярославский Патерик. Ярославль, 1912.
91. Глинский Патерик.
92. Оптинский Патерик. Машинопись. 1970.
93. Митерикон. М., 1908.
94. Маргарит. М., 1878.
95. Цветник духовный. Изд. 4-е. М., 1897.
96. Троицкие листки. ТСЛ.
97. Писания мужей апостольских. Изд. 2-е. СПб., 1895.
98. Творения святителя Афанасия Великаго, архиепископа Александрийскаго. Ч. 1. Изд. 2-е. Троице-Сергиева Лавра, 1902.
99. То же. Ч. 2. Изд-. 2-e. Троице-Сергиева Лавра, 1902.
100. Творения преподобнаго отца нашего священномученика Петра Дамаскина. Книга первая. М., 1874.
101. То же. Книга вторая. М., 1874.
102. Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. 1. Аскетические опыты. Изд. 2-е. СПб., 1905.
103. То же. Т. 2. Аскетические опыты. Изд. 2-е. СПб., 1905.
104. То же. Т. 3. Аскетические опыты. Изд. 2-е. СПб., 1905.
105. То же. Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. СПб., 1905.
106. То же. Т. 5. Приношение современному монашеству, СПб., 1905.
107. Душеполезная беседа. Т. 16. 1862.
108. Практическая симфония для проповедников Слова Божия. / Сост. Григорий Дьяченко. ТСЛ, 1992.
КОНЕЦ, И БОГУ СЛАВА.