Источник

Седмица 25-я по Пятидесятнице

ПОНЕДЕЛЬНИК. Лк. Зач. 65. (12,13–15;22–31) О ЗАБОТАХ ЖИТЕЙСКИХ, О ЛЮБОСТЯЖАНИИ И НЕБЕСНОМ ЦАРСТВИИ

Лихоимец отдаляется от Бога подобно тому как идолослужитель (42,150).

Пределом заботливости твоей о жизни пусть будет удовлетворение нужды тем, что у тебя есть (14,444).

Душа не в состоянии преодолеть духов, если не будет обнажена всех забот и попечений мира сего (31,158).

Кто не имеет забот, тот неуловим демонами, а заботящийся… с трудом исторгается из сатанинских рук (46,36).

Никогда нельзя видеть море без воды, так и (заботящуюся) душу без попечений, без скорбей, без страха: за первыми следуют другие, их в свою очередь сменяют третьи, и не успеют еще утихнуть последние, как воздымаются новые (38,419).

Чем душа выше тела, тем тяжелее раны, которые мы наносим себе каждый день своими заботами, соединенными со страхом и трепетом (43,171).

Мы, связав себя бесчисленными заботами, нагрузив на себя бесчисленные житейские тяжести, задыхаясь и изнывая, таким образом надеемся пройти тесный путь (спасения)? (43,850).

Кто занят житейским, тот не представит себе ничего небесного, ничего ангельского (49,445).

Кто желает представить Богу чистый ум, а смущает себя попечениями, тот подобен крепко сковавшему свои ноги и покушающемуся скоро идти (54,226).

Попечение о делах житейских приводит в смятение душу… лишает тишины ум (52,305).

Человек, слишком занятый делами настоящей жизни, не может надлежащим образом усвоить предметов небесных, но по необходимости заботясь о тех, лишается этих (39,61).

Царство Небесное восхищают не беспечные, не распущенные, не избалованные, неизнеженные, но усильные искатели (50,632).

Тысячи лет века сего то же в сравнении с вечным и нетленным миром, как если бы кто взял одну песчинку из всего множества морских песков. Так беспредельны, бесконечны и неизмеримы век праведных и Царство Небесное (24,35).

Желаешь ли стать небесным? Не ищи того, что на земле, но пренебрегай сим и подвизайся как совершенный и как совершенный возлюби Царство Небесное (24,375).

Если идешь путем к Царству, то сам себя ничем не обременяй, ибо не угодно Богу, чтобы вошел ты в Чертог Его обремененный ношею. Если идешь к Царству, то сбрось с себя излишнее. Разве будет чего недоставать тебе в Царстве и надобно брать это с собою? Будь благоразумен. К Трапезе Своей призывает тебя Бог, сбрось с себя всякое бремя. Соберись в путь без бремени и иди с Богом в Царство Его. Он ищет тебя, чтобы с Ним шел ты и с Ним вселился в Чертог Его. Смотри: Царствие Божие внутри тебя, грешник, войди в самого себя, ищи там Царства и без труда найдешь его. Не гоняйся за приобретением имения, вырвись из сетей похотей, из тенет греха, из дебри лихоимства. Войди в самого себя, живи в себе, в тишине своей внутренности с умеренною и чистою душою, спокойным и смиренным духом. Войди в себя самого и ищи там Царства Божия: оно действительно там, как Господь Сам научил нас в Евангелии Своем. В душе, любящей Бога, обитает Бог, там и Царство Его, потому-то и говорит Он, что Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17,21). Итак, вырвемся из сетей внешнего мира и будем в душах своих искать Царствия Божия; пока не найдем его там, не перестанем искать. И если не вселилось оно еще в нас, будем искать, как Господь научил нас: Отче наш…да приидет Царствие Твое, и оно придет, если будем просить о нем (25,334).

Подумай, что будет, когда душа, ушедши туда, будет не в состоянии представить ни конца тех благ, ни изменения в них, но будет ждать увеличения их к жизни, не имеющей конца, свободной от всяких опасностей, печали, забот, полной радости и бесчисленных благ (43,844).

Пренебрегая же здесь любовью Божиею и Царством Божием, мы предпочли землю и все что на ней (22,299).

Кто любит мир сей, тот помрачает душу свою (31,95).

Да не будет для нас сладостною любовь к земному, чтоб не сделался горьким плач наш (по смерти) (22,298).

Не станем воспламенять в себе страсть к большим приобретениям и чрез то приготовлять себе только больший и жесточайший огонь, огонь неугасимый (35,527).

Будем избегать любостяжания. Оно довело Иуду до неистовства, оно научает крайней жестокости и бесчеловечию тех, которыми обладает (38,832).

Если бы ты и мало погряз в море этого безумия, с трудом можешь выйти из него, и как в водовороте, сколько бы ты ни старался, не преодолеешь легко (кружения воды), так и еще гораздо хуже, впавши в бездну этой страсти, погубишь себя со всем своим существом (40,632).

Порок любостяжания, как бы охватывая нашу душу своими, так сказать, бесстыдными руками и крепко держа ее, даже против нашей воли влечет и удаляет оттуда любовь (42,607).

Обители вечные не имеют конца, они не падают от времени, не переменяют владельцев своих, но стоят и цветут постоянно: и это несомненно, потому что там нет ничего тленного и скоропреходящего, но бессмертно и нетленно, – будем же употреблять свое имущество на построение этого здания. Эти дома строятся руками бедных, хромыми, слепыми, убогими – они создают эти обители (43,264).

ВТОРНИК. Лк. Зач. 68. (12,42–48) О ХРИСТИАНСКИХ ОБЯЗАННОСТЯХ

Если называешься христианином, потому что Христа признаешь Богом, то и называйся, и будь христианином – и именем и делом (10,228).

Что свойственно христианину? Каждый день и час бодрствовать и при совершенном благоугождении Богу быть готовым, зная, что Господь приидет в час, в который он не чает (3,418).

Что свойственно христианину? Очиститься от всякой скверны плоти и духа Кровью Христовой, творить святыню в страхе Божием и любви Христовой (3,418).

Христианин должен иметь образ мыслей, достойный небесного звания, и жить достойно Евангелия Христова (6,53)…

В послушании Евангелию потребуется отчет у всех людей – монахи ли они или живут в супружестве (5,39).

Христианину не должно рассеиваться и чем-либо отвлекаться от памятования о Боге, о воле и судах Его (6,54).

Христиане живут доле, но выше всего дольнего; среди людей, но выше всего человеческого; связаны, но свободны; стесняемы, но ничем не удержимы; ничего не имеют в мире, но обладают всем премирным; живут сугубою жизнью и одну презирают, о другой же заботятся; чрез умерщвление бессмертны; чрез отрешение от твари соединены с Богом; не знают любви страстной, но горят любовью Божественною, бесстрастною; их наследие – Источник Света и еще здесь Его озарения. Ангельские псалмопения, всенощное стояние, преселение к Богу ума превосхищаемого; чистота и непрестанное очищение как незнающих меры в восхождении и обожении; их – утесы и небеса, низложения и престолы; нагота и риза нетления; пустыня и торжество на Небесах; попрание сластей и наслаждение нескончаемое, неизреченное, их слезы потопляют грех, очищают мир; их воздеяния рук угашают пламень, укрощают зверей, обращают в бегство полки (8,127).

Оставь весь мир и всякое здешнее бремя, направляй парус в небесную жизнь (11,363).

Христианина истинного и кажущегося распознаем из открывающихся в каждом характеристических свойств. Свойства подлинного христианина все те, какие мы нашли во Христе: из них доступным для нас подражаем, а те, подражания коим недоступны нашему естеству, чтим и поклоняемся им (20,229).

Разумея, что Христос есть освящение (1Кор. 1, 30), мы должны исповедовать силу освящения не словами, но жизнью, свободною от всякого скверного и нечистого дела и мысли (20,236).

Разумея же, что Христос есть Свет истинный (Ин.1,9) и недоступный для лжи, научаемся тому, что и наша жизнь должна быть озаряема лучами истинного Солнца. Лучи же Солнца Правды, истекающие для освящения нашего, – суть добродетели, посредством которых мы отлагаем дела тьмы и яко во дни благообразно ходим (Рим. 13,13); и отвергаем потаенные дела, и все совершаем во свете, и сами становимся светом, так что и других просвещаем делами, как свойственно свету (20,235).

Зная же, что Христос есть избавление (1Кор. 1, 30), что Он предал Себя для искупления нашего, научаемся сим речением тому, что поскольку Он даровал нам бессмертие, как бы какую цену за каждую душу, то сим Он всех, искупленных Им от смерти чрез жизнь, соделал собственным стяжанием. Итак, если мы стали рабами Искупившего, то, конечно, должны обращать взоры к Господствующему, чтобы нам жить уже не для себя самих, но для Стяжавшего нас ценою жизни, ибо мы Его стяжание. Итак, законом для нашей жизни да будет воля Господствующего. Ибо как при владычестве над нами смерти действовал в нашей жизни закон греха, так, когда мы стали стяжанием жизни, необходимо согласовываться с законом Обладающего нами, дабы, отвратившись от подчинения воли жизни, опять не попасть нам чрез грех под власть этого мучителя душ наших: говорю о смерти (20,236).

Христос именуется камнем (1Кор. 10, 4): сие имя требует от нас твердости и неуклонности в добродетельной жизни, чтобы мы твердо переносили страдания и являли дух крепкий и недоступный всякому приражению греха. Чрез это и подобное и мы станем камнем, подражая, сколько возможно в изменчивом естестве, неизменяемости и неприлагаемости Владыки (20,243).

Что должно делать тому, кто удостоен именоваться великим именем Христовым? Что иное, как не тщательно различать в себе мысли, и слова, и дела: относится ли каждое из них ко Христу или чуждо Христа?… Что совершается или мыслится под влиянием какой-либо страсти, то совершенно чуждо Христу и носит на себе черты противника, который страстями, как бы грязью, пачкает жемчужину души… А чистое от всякого страстного расположения имеет отношение к Началовождю бесстрастия, Который есть Христос. Кто из Него как из чистого источника почерпает для себя мысли, у того окажется такое сходство с Первообразом, какое у воды, струящейся в источнике, с водою, которая оттуда налита в сосуд… Христос источает, а приобщающийся почерпает, переводя в жизнь красоту, (заключающуюся) в мыслях, так что происходит согласие внутреннего человека со внешним, как скоро благовидность жизни совпадает с направлением мыслей по Христу (20,260).

Если определение говорит, что христианство – подражание Богу, то не приявший еще слова таинства какою увидит у нас проводимую жизнь… таковым будет почитать и наше Божество. Так что если увидит примеры всего благого, то уверует, что Божество, нами чтимое, благо. Коли же кто будет предан страстям и зверообразен, и в своих нравах сообразно различным страстям будет отображать виды различных зверей… и затем станет именовать себя христианином, тот, поскольку его имя обещает и возвещает подражание Богу, своею жизнью подает неверным повод порицать Божество, в Которое мы веруем. Посему и Писание возвещает таковым страшную угрозу, говоря: «Горе тем, ради кого имя Мое хулится во языцех» (20,218).

СРЕДА. Лк. Зач. 69. (12,48–59)

1. О ДЕЛАХ ХРИСТИАНИНА

Если именуешься христианином в том смысле, что Христа исповедуешь Богом, то докажи делами свои исповедания (10,228).

(Христианину должно) никогда не оправдывать самого себя, сознавать себя виновным паче всех пред Богом и пред людьми, вразумлять бесчинных, утешать малодушных, прислуживать недужным, заботиться о странноприимстве и братолюбии… (5,53).

Христианину должно… не говорить ни о ком худо, не оговаривать, ни даже вообще слушать с приятностью оговоры, не скоро верить тому, что говорят на кого, не отдаваться во власть раздражительности, не покоряться пожеланию, не гневаться на ближнего понапрасну, не держать ни на кого неудовольствия, не воздавать злом за зло… (5,54).

Христианин, став во всем выше оправданий по закону, не должен ни клясться, ни лгать; он не должен хулить, не должен обижать, не должен мстить за себя, не должен гневаться; он должен быть долготерпеливым, переносить все, что бы то ни было, а кто делает неправду, того обличать благовременно, не страстным движением, чтобы отомстить за себя, но с желанием исправить брата по заповеди Господней (6,54).

Для душ возвышенных одно отечество – духовный Иерусалим, а не здешние грады, которые заключены в телесные пределы и часто меняют своих обитателей; одна знаменитость рода – хранить в себе Божий образ и уподобляться Первообразу, сколько сие возможно узникам плоти и способным принять в себя только некоторые струи добра; одно владычество – одерживать верх над лукавыми, не отдавать в плен души и не уступать победы в подвигах за благочестие, когда порок борется с добродетелью, мир разрушаемый с миром постоянным, подвигоположник неумолимый с подвижниками мужественными и весь мир вооружается на Христа (9,260).

Шествуй по всем возрастам и силам Христовым. Как Христов ученик, очистись, отними лежащее на тебе с рождения покрывало… Претерпи, если нужно, побиение камнями: очень знаю, что укроешься посреди них, как Бог, потому что слово не побивается камнями. Приведен ли ты будешь к Ироду, не отвечай ему больше. Твое молчание уважит он более, нежели длинные речи других. Будешь ли сечен бичами, домогайся и прочего – вкуси желчь за первое вкушение, испей оцет, ищи заплеваний, приими ударение в ланиту и заушения. Увенчайся тернием – суровостью жизни по Боге; облекись в багряную ризу, приими трость; пусть преклоняются (издеваясь) над тобою ругающиеся Истине. Наконец, охотно распнись, умри и приими погребение со Христом, да с Ним и воскреснешь, и прославишься, и воцаришься, зря Бога во всем Его величии и Им зримый (10,250).

Во всем мы, христиане, смиреннее всякого, это повелевает нам заповедь, и не только пред мирским могуществом, но даже пред кем бы то ни было не поднимаем брови; но когда дело о Боге и против Него дерзают восставать, тогда, презирая все, мы имеем в виду одного Бога. Огнь же, меч, дикие звери и терзающие плоть когти скорее будут для нас наслаждением, нежели произведут ужас (11,105).

Прилично не ослабевать и не изнемогать в страдании, но презреть персть и предоставить телу терпеть, свойственно что ему непременно, по закону естества, или теперь, или впоследствии имеющему разрушиться, потому что оно умрет, изнуренное или болезнью, или временем, самому же должно возвышаться душою, возноситься мыслями к Богу и знать, что было бы несообразно любомудрствовать нам вне опасностей, оказываться же нелюбомудрыми в нуждах и изменять своему обещанию (13,273).

Кто желает соделаться сыном Божиим, прежде всего должен, подобно Господу, смириться, терпеть, когда его считают безумным и бесчестным; не отвращать лица своего от заплеваний… не гоняться за славою, за красотою века сего и за чем-либо подобным, не иметь где главу преклонить, переносить поношения и уничижения, быть у всех в презрении и попрании… подвергаться нападениям явным и тайным и противоборствовать им умом (30,392).

Да понесет выя наша на себе сладкое иго Твое, Господи наш! Видимый Крест Твой да будет сокровен во внутренности нашей, сердце наше да будет твердо и да распинается повседневно: вместо гвоздей пронзи его заповедями Твоими (25,341).

Тебя, Господи, вознесли некогда на древо, теперь каждый должен возносить себя самого на крест любви и вместо гвоздей употребить пост, вместо терний – заповеди (25,342).

Возжелавший быть действительно Христовым человеком и надеющийся улучить вечные блага обязан с радостью нести труды и скорби почитать богатством, злострадание вменять себе в упокоение, суровую жизнь – в наслаждение, укоризну – в честь, оскорбление – в славу, потому что это слава рабов Божиих, последующих своему Господу и покорствующих словам Его. Подвижник и воин Христов не только должен переносить укоризну, но если встретится и богатство, то ему прилично вменять оное в гной, а если слава и начальство, то не превозноситься и не надмеваться; если похвалы и почести от людей, – считать их незаслуженными… как наковальня не уступает ударам и не напечатлевается на ней впадин, но всегда остается сама себе равной. Так и желающий быть христианином в различных скорбях и искушениях (как при внешних, людьми причиняемых обидах или ущербах и подобном тому, так и при внутренних нападениях духов злобы) да будет сам себе равен, мужественно перенося все что ни приключится. Твердынею, ограждением и столпом крепости от лица вражия имея всегда Господа, к Нему да прибегает во время брани… так возможет он преодолеть все встречающиеся искушения и скорби… (27,459).

2. ОБ АНТИХРИСТЕ

С болезнью сердца начну речь о том бесстыднейшем и ужасном змии, который приведет в смятение всю поднебесную, и в сердца человеческие вложит боязнь, малодушие и страшное неверие, и произведет чудеса и страхования, якоже прельстити, аще возможно, и избранных (Мф.24,24), и всех обманет ложными знамениями и призраками чудес, им совершаемых. Ибо попущением Святого Бога получит он власть обольщать мир, потому что исполнилось нечестие мира и повсюду совершаются всякого рода ужасы. Посему-то Пречистый Владыка за нечестие людей попустит, чтобы мир искушен был духом лести. Великий подвиг, братия, в те времена, особенно для верных, когда самим змием с великою властью совершаемы будут знамения и чудеса, когда в страшных призраках покажет он себя подобным Богу, будет летать по воздуху, и все бесы, подобно Ангелам, вознесутся пред мучителем. Ибо с крепостью возопиет, изменяя свой вид и безмерно устрашая всех людей. Кто тогда, братия, окажется огражденным, имеющим в душе верный знак – святое Пришествие Единородного Сына, Бога нашего, как скоро увидят сию неизреченную скорбь, отовсюду приходящую на всякую душу, потому что совершенно ниоткуда нет у нее ни на земле ни на море никакого утешения, ни покоя; как скоро увидит, что весь мир в смятении, что каждый бежит укрываться в горах и одни умирают от голода, другие истаивают, как воск, от жажды и нет милующего; как скоро увидит, что всякое лицо проливает слезы и с сильным желанием спрашивает: «Есть ли где на земле слово Божие?» – и слышит ответ: «Нигде». Кто перенесет дни сии, кто стерпит невыносимую скорбь, как скоро увидит смешение народов, которые идут от концов земли увидеть мучителя, и многие поклоняются мучителю, с трепетом взывая: «Ты наш спаситель!»? Море мятется, земля иссыхает, небеса не дождят, растения увядают, и все живущие на востоке земли от великого страха бегут на запад, а также живущие на западе солнца бегут на восток. Бесстыдный же, прияв тогда власть, пошлет бесов во все концы смело проповедовать: «Великий царь явился во славе: идите и видите его!» У кого же будет такая адамантова душа, чтобы мужественно перенести все сии соблазны? При одном воспоминании о змии прихожу я в ужас, помышляя в себе о том, сколь жестоким к человеческому роду окажется сей скверный змий и сколько злобы еще большей будет он иметь на святых, которые могут противостоять его мечтательным чудесам. Ибо много найдется тогда людей, благоугодивших Богу, которым в горах и местах пустынных можно будет спастись многими молитвами и сердечным плачем. Ибо Святый Бог, видя их несказанные слезы и искреннюю веру, умилосердится над ними как нежный Отец и соблюдет их там, где они укроются, между тем как всескверный змий не перестанет отыскивать святых и на земле, и на море, рассуждая, что уже воцарился он на земле и все уже подвластны ему. И не сознавая своей немощи и той гордыни, от которой пал, замыслит несчастный воспротивиться в тот страшный час, когда Господь приидет с небес. Впрочем, приведет в смятение землю, устрашит всех ложными знамениями. Ибо Сам Господь наш Божественными устами изрек, что такая скорбь не была от начала мира доселе (Мф.24,21). Мужественная нужна будет душа, которая могла сохранить жизнь свою среди соблазнов. Ибо если человек окажется хотя бы несколько беспечным, то легко подвергнется нападениям и будет пленен знамениями змия лукавого и хитрого. Много молитв и слез нужно нам, чтобы кто-либо из нас оказался твердым в искушениях. Он сам богоборец и всех хочет погубить. Ибо такой способ употребит мучитель, что должны будут носить на себе печать зверя, когда во время свое, то есть при исполнении времен, приидет он обольстить всех знамениями, и в таком только случае можно им будет покупать снеди и все потребное, и поставит надзирателей исполнять его повеления. Заметьте чрезмерную злокозненность зверя и ухищрения его лукавства, каким образом начинает он с чрева, чтобы человек, когда будет приведен в крайность недостатком пищи, вынужден был принять печать, то есть злочестивые начертания не на каком-нибудь члене тела, но на правой руке, а также на челе, чтобы человеку не было уже возможности правою рукою напечатлеть крестное знамение и также на челе назнаменовать святое имя Господне или славный и Честный Крест Христа и Спасителя нашего. Ибо знает несчастный, что напечатленный Крест Господень нарушает всю силу его, и потому кладет печать свою на правую руку человеку, потому что она запечатлевает крестом все наши члены, а подобно и чело, как свещник, носит на высоте светильник света – знамение Спасителя нашего. Ибо для того, без сомнения, употребляет таковый способ, чтобы имя Господа и Спасителя да и не именуемо было в то время; делается бессильным (обольститель), боясь и трепеща святой силы Спасителя нашего, ибо, если кто не будет запечатлен печатью зверя, тот не пленится и мечтательными его знамениями. Притом Господь не отступает от таковых, но просвещает и привлекает к Себе. Поскольку Спаситель, вознамерившийся спасти род человеческий, родился от Девы и в образе человеческом попрал врага святою силою Божества Своего, то и он умыслит восприять образ Его Пришествия и прельстить нас. Господь наш на светоносных облаках, подобно страшной молнии, придет на землю, но не так придет враг, потому что он отступник. Действительно от девы, только оскверненной, родится его оружие, то есть антихрист, но сие не значит, что сам враг воплотится; придет же всескверный как тать, в таком образе, чтобы прельстить всех; придет смиренный, кроткий, ненавистник неправды, как сам будет говорить о себе, отвращающийся идолов, предпочитающий благочестие, добрый, нищелюбивый, в высокой степени наружностью своею прекрасный, постоянный, ко всем ласковый. При всем этом с великою властью совершит он знамения, чудеса и страхования и приимет хитрые меры всем угодить, чтобы в скором времени полюбил его народ. Не будет он брать даров, говорить гневно, показывать пасмурного вида, но благочинной наружностью станет обольщать мир, пока не воцарится. Поэтому когда многие народы и сословия увидят такие добродетели и силы, тогда вдруг возымеют одну мысль и с великою радостью провозгласят его царем, говоря друг другу: «Найдется ли еще человек столь добрый и правдивый?» И скоро утвердится царство его, и в гневе поразит трех царей. Потом вознесется сердцем своим и изрыгнет горечь свою этот змий, смятет вселенную, подвигнет концы ее, всех притеснит и станет осквернять души, не благоговение уже в себе показывая, но при всяком случае поступая как человек суровый, жестокий, гневливый, стремительный, беспорядочный, страшный, отвратительный, ненавистный, мерзкий, лютый, губительный, бесстыдный, который старается весь род человеческий вринуть в пучину нечестия. Многочисленные произведет он знамения, но ложно, а не действительно. И в присутствии многолюдной толпы, которая будет восхвалять его мечтательные чудеса, издаст он крепкий глас, от которого поколеблется место, где собраны предстоящие ему толпы, и скажет: «Все народы, познайте мою силу и власть!» В виду зрителей будет переставлять горы и вызывать острова из моря, но это все обманом и мечтательно, а не действительно. Впрочем, прельстит мир, обманет многих, многие поверят и прославят его как крепкого бога. Тогда сильно восплачет и воздохнет всякая душа; тогда все увидят, что несказанная скорбь гнетет их день и ночь, и нигде не найдут пищи, чтобы утолить голод. Ибо жестокие надзиратели будут поставлены на место, и кто только имеет у себя на челе или на правой руке печать мучителя, тому позволено будет купить немного пищи, какая найдется. Тогда младенцы будут умирать на лоне матери, умрет и мать над своим детищем, умрет также и отец с женою и детьми среди торжища, и некому похоронить и положить их во гроб. От множества трупов, поверженных на улицах, везде зловоние, сильно поражающее живых. С болезнью и воздыханиями скажет всякий поутру: «Когда настанет вечер, чтобы иметь нам отдых?» Когда настанет вечер, с самыми горькими слезами будут говорить сами себе: «Скоро ли рассвет, чтобы избежать нам постигшей скорби?» Но некуда бежать или скрыться, потому что все будет в смятении: и море, и суша. Глады, землетрясение, смущение в вере, страхования на суше. Множество золота и серебра и шелковые одежды не принесут никому пользы во время сей скорби, но все люди будут называть блаженными умерших, преданных погребению прежде, нежели пришла на землю эта великая скорбь. И золото, и серебро рассыпаны на улицах, и никто до них не касается, потому что все омерзело. Но все поспешат бежать и скрыться, и негде им укрыться от скорби, напротив того, при голоде, скорби и страхе будут угрызать плотоядные звери и пресмыкающиеся. Страх внутри, извне трепет. День и ночь трупы на улицах. Смрад, зловоние в домах, голод и жажда на стогнах, глас рыданий в домах. С рыданием встречаются все друг с другом – отец с сыном, мать с дочерью. Друзья на улицах, обнимаясь с друзьями, кончают жизнь; братья, обнимаясь с братьями, умирают. Увядает красота лица у всякой плоти, и вид у людей, как у мертвецов. Все же поверившие лютому зверю и принявшие на себя печать его – злочестивое начертание оскверненного – приступят вдруг к нему и с болезнью скажут: «Дайте нам есть и пить, потому что все мы истаиваем, томимые голодом, и отгони от нас ядовитых зверей». И этот бедный, не имея к тому средств, с великою жестокостью даст ответ, говоря: «Откуда, люди, дам вам есть и пить? Небо не хочет дать земле дождя, и земля не дает также вовсе ни жатвы, ни плодов». Народы, слыша это, возопиют и прольют слезы, не имея утешения в скорби, напротив того, другая, неизреченная скорбь приложится к их скорби, а именно та, что поспешно поверили мучителю. Ибо он, бедный, не в силах помочь и себе самому, как же он им может оказать милость? В те дни великое будет горе от многих скорбей, причиняемых змием, от страха, и землетрясения, и шума морского, от голода, и жажды, и угрызения зверей. И все, принявшие печать антихристову и поклонявшиеся антихристу как благому богу, не будут иметь никакой части в Царстве Христовом, но вместе со змием будут ввержены в геенну. Но прежде нежели будет сие, Господь, по милосердию Своему, пошлет Илию Фесвитянина и Еноха, чтобы они возвестили человеческому роду благочестие, дерзновенно проповедали всем Боговедение, научили не верить из страха мучителю, говоря и вопия: «Это лесть, о человек! Никто да не верит ей нисколько, никто да не повинуется богоборцу, никто из вас да не приходит в страх, потому что богоборец сей скоро будет приведен к бездействию! Вот Святой Господь грядет с неба судить всех поверивших знамениям его». Впрочем, немногие тогда захотят послушать и поверить сей проповеди пророков… Многие из святых, какие только найдутся тогда в пришествие оскверненного, реками будут проливать слезы к Святому Богу, чтобы избавиться от змия, с великою поспешностью побегут в пустыни, и со страхом будут укрываться в горах и пещерах, и посыплют землю и пепел на главы свои в великом смирении, молясь день и ночь. И будет им даровано от Святого Бога сие: благодать Его отведет их в определенные для сего места, и спасутся они, укрываясь в пропастях и пещерах, не видя знамений и страхований антихристовых, потому что имеющим ведение без труда сделается известным пришествие антихриста. А кто имеет ум (обращенным) на дела житейские и любит земное, тому не будет сие ясно, ибо всегда таково свойство привязанного к делам житейским, хотя и услышит, но верить не будет и даже погнушается тем, кто об этом будет говорить. А святые укрепятся, потому что отринули попечение о сей жизни. Восплачут тогда и вся земля, и море, и горы, и холмы, восплачут и светила небесные о роде человеческом, потому что все уклонились от Святого Бога и поверили лести, приняв на себя вместо Животворящего Спасителева Креста начертание скверного и богоборного. Восплачут земля и море, потому что в устах человеческих прекратится вдруг глас псалмов и молитва, восплачут великим плачем все Церкви Христовы, потому что не будет священнослужения и приношения. По исполнении же трех с половиной лет власти и действия нечистого и когда исполнятся соблазны всей земли, приидет наконец Господь, подобно молнии, блещущей с неба, приидет Святой, Пречистый, Страшный, Славный Бог наш с несравненною славой в предшествии Его славе чинов Архангельских и Ангельских: все же они – пламень огненный, и река потечет в страшном клокотании, полная огня; Херувимы с поникшими долу очами и Серафимы, закрывающие лица и ноги крылами огненными и с трепетом взывающие: «Восстаните, почившие, се, пришел Жених!» Отверзутся гробы, и во мгновение ока пробудятся все колена земная и воззрят на святую лепоту Жениха. И тьмы тем и тысячи тысяч Архангелов и Ангелов – бесчисленное воинство возрадуется великою радостью; святые и праведные и все не приявшие печати змия и нечестивца возвеселятся. Мучитель со своими демонами, связанный Ангелами, а также все приявшие печать его, все нечестивцы и грешники связаны будут и приведены пред судилище. И Царь даст на них приговор вечного осуждения, в огонь неугасимый. Все же не приявшие печати антихристовой и все скрывающиеся в пещерах возвеселятся с Женихом беспредельные веки веков (23,376).

ЧЕТВЕРГ. Лк. Зач. 70. (13,1–9) ОБ ИСТИННОМ ПОКАЯНИИ

Когда не осталось в содомлянах… искры покаяния, по суду Божию стали они добычею огня (30,409).

Не полагайся на лукавого, который внушает тебе обманные помыслы и говорит: «Еще ты молод, еще много лет должно тебе жить, потому теперь веселись и не печаль души своей; в старости своей должно тебе приносить покаяние». Если не каешься ты в молодости своей, в возрасте полном сил, когда в состоянии понести всякий труд и выдерживать подвиг, то, состарившись, не будешь ли представлять в предлог бессилия старости? (22,217).

Горе тому, кто говорит: «В настоящее время наслажусь плотию, а в старости покаюсь», потому что подобно сети внезапно накроет его смерть и ожидание его погибнет (23,535).

Не откладывай, христианин, со дня на день обращения своего ко Господу, чтоб не вышел на тебя внезапно приговор страшного Судии, призывающий тебя к Нему для возвращения того, что приобрел ты на Его таланты, и чтобы тебе вместо похвал, связанному по рукам и ногам, не быть осужденному во тьму кромешную. Пока еще есть время, постарайся припасть к Судии, чтобы Он простил тебе все грехи (24,77).

Притеките к покаянию, грешники, потому что мир сей цветет недолго и скоро преходит. Блаженны кающиеся: суд ожидает грешников, которые не творили дел праведных (25,502).

Постараемся сотворить плоды покаяния, чтобы нам, лишась оной радости, не быть сосланными в землю темпу и мрачну, в землю тьмы вечных (Иов. 10,21–22) (22,410).

Постараемся сотворить дела, достойные покаяния, чтобы не понести нам иначе двойного наказания: как уничиживших благодать Божию и не помянувших благодеяний Божиих (23,165).

Истинное покаяние состоит в том, чтобы удалиться от греха и возненавидеть его, и тогда Бог с радостью приемлет приходящих к Нему (23,346).

Приносишь ты покаяние в блуде? Осуждай всякий блуд, потому что им порождены всякие распутства. Берегись смеха, шуток, сквернословия, чревоугодия – это пути к блуду (24,169).

Приносишь покаяние в лукавстве? Бегай раздражительности, ненависти, зависти, противности, робости и всякой низости. Приносишь ты покаяние в сделанной неправде? Отжени от себя всякую неправду, потому что от неправды прозябли все излишества сребролюбия. Приносишь ли ты покаяние в том, что поссорился? Приучи язык твой отвечать кротко. Приносишь покаяние в безрассудстве? Не только уклоняйся зрелищ, но и во всяком месте удаляй от себя смех и всякую мирскую забаву. Ибо подобные сим вещи принуждают возвращаться к прежнему (24,170).

Приносящие покаяние только напоказ, творят не один грех, но многие грехи, потому что и других располагают приносить наружное только покаяние. Они издеваются и гораздо хуже оскорбителей людской чести, потому что отваживаются подсмеиваться Самому Богу. Таковым не только не отпускается, но прилагается еще грех. Это лицемер, а не служитель благочестия: издевается над благоговением и прилагает нечестие, носит на себе личину нравов и скорее возбудит в зрителях смех (24,175).

Когда видишь кающегося и снова согрешающего, то разумей, что он не переменился в уме своем… Признак приносящего твердое покаяние – образ жизни собранный и суровый, отложение кичливости, а также очи и ум, всегда устремленные к вожделенному Иисусу, с желанием по благодати Христовой стать новым человеком (24,183).

Покаяние должно приносить от всего сердца, кающийся обязан быть постоянно одним и тем же, а именно: всегда быть тем, чем начал. Если он изменится, то этим обличается, что в рассудке нет твердого основания. Такой человек приносит покаяние, как обучающееся дитя, и, как битый, плачет по нужде, а не по произволению, мирские законы обращает страхом, но не переменяет сердечного расположения. Так и ты приносишь покаяние с такою мыслью: «Если найду случай, опять предамся пороку». Не желаю тебе, кающийся, постоянно плакать и на краткое время предаваться безрассудству, не желаю тебе безвыходно быть в церкви и вести себя в ней так, как на торжище. Не думай, что есть часы для Бога, чтоб преспевать тебе в мудрости, и есть часы для диавола, в которые должно предаваться распутству. Не рассчитывай, что есть время для благочестия и есть время для беззакония. Гак поступают лицедеи! Они в обществе люди добропорядочные, а на зрелищах – бесчестные смехотворы, в свете заслуживают вероятия, а на зрелище – обманщики. Но ты и на торжище будь таким же, каков в церквах, так же точен в делах, помыслах, в поступках и словах, как точен в исповеди (24,184).

Обратился ты? Не ввергайся же снова в тину, которую смыло с тебя милосердие. Обратился ты? Не входи снова в долги, на которые рукописания твои уничтожены (25,135).

Истинное покаяние не то, которое произносится только на словах, а то, которое утверждается делами, исходя из самого сердца, истребляет скверну нечестия (33,367).

Покаяние свидетельствуется не словами, а делами (42,970).

ПЯТНИЦА. Лк. Зач. 73. (13,31–35) О ДОЛГОТЕРПЕНИИ И ПРАВОСУДИИ БОЖИЕМ

Не будем знать Бога вполовину и человеколюбие Его обращать себе в повод к лености… Кто велит сиять солнцу, Тот наказывает и слепотою; Кто дает дождь, Тот дождит и огнем. Одно показывает благость, другое – строгость (5,79).

Когда часто согрешающий получает от Бога прощение и между тем не располагается таким долготерпением к оставлению нечестия, то такой человек, наконец, до того доводит Бога, что Он и против воли насылает на него самое великое бедствие, искореняет его и уже не дает ему времени для покаяния (33,337).

Милосердие Божие и человеческое не равны между собою, а отличаются одно от другого, как зло от добра (38,154).

Не помышляй о множестве твоих грехов, но смотри на бесконечную Благость Божию. Болезни велики, но Врач больше; буря сильна, но Кормчий мудр; души доведены до отчаяния, но лекарства находятся наготове и после отчаяния. Нет ничего, что могло бы победить и превозмочь Его милосердие (37,184).

Но Бог милует не всех, а кто сожалеет о своих грехах и загладил их или покаянием, или делами милосердия в отношении к ближним (36,891).

Не столько ты желаешь, чтоб прощены были твои грехи, сколько Бог желает простить грехи твои. А что ты мало желаешь этого, пойми из того, что ты не хочешь ни бодрствовать, ни уделять из имущества своего, а Он, чтобы оставить нам грехи наши, не пощадил Единородного, Истинного и Сопрестольного Сына Своего. Видишь ли, что Он гораздо более тебя желает простить грехи твои? (40,324).

Для воспользовавшихся милосердием Божием как должно оно служит основанием спасения, а для презревших – поводом к большему наказанию (40,526).

Бог являет Свою великую милость для того, чтобы ты освободился от грехов, а не для того, чтобы пребывал во грехах и добавлял новые… (40,527).

Не пренебрегай Божиим долготерпением, которым Он ведет тебя к покаянию, что бы ты ни делал, делай с мыслью о вездеприсутствии Божием (42,288).

Если бы Бог ежедневно подвергал нас наказанию за наши преступления, то род человеческий уже не существовал бы (42,777).

Господь хочет, чтобы все люди сподобились рождения свыше, потому что за всех умер и всех призывает к жизни (30,231).

Из персти образовали меня щедроты Твои, Господи; из сетей и из рва извлекло меня учение Твое. Дай, Господи, чтобы не возвращались мы к грехам своим (25,133).

Дверь Божия всегда отверста ударяющему в нее, милосердие радуется обращающемуся, благодать простирает к нему руки свои (25,136).

В примере разбойника вижу, о Милосердный, великое богатство помилования; смотря на сего злодея, никогда не теряю надежды получить спасение (25,140).

Для чего, скажешь, и блудницу принял Христос? Для того, чтобы разрешить от порока, чтобы показать человеколюбие, чтобы ты познал, что нет недуга, побеждающего Его Благость (39,413).

Несмысленный видит щедроты Господни и дерзновеннее грешит: поскольку знает, что есть у него врачевство, которое исцеляет его даром, то не щадит своего тела и покрывает ранами его. Хвала мудрому, который не поступает безрассудно! Хотя знает, что щедроты многи и могут ходатайствовать за него, однако же при всей великости надежды как будто не имеет надежды (боится и бегает греха). Благость и правда – это две руки у Господа, простертые над каждым. Одна наказывает, чтобы другой доставить случай помиловать (25,213).

Что горсть песка, брошенная в великое море, то же грехопадение всякой плоти в сравнении с Божиим Промыслом и Божиею милостью (52,412).

Но не прельщайтесь, братия мои: воистину человеколюбив, Милостив и Благоутробен Господь. Исповедую сие и я и, на благоутробие Его уповая, имею дерзновение чаять, что спасен буду. Однако же ведайте, что человеколюбие Его нисколько не послужит в пользу тем, которые не каются и не соблюдают заповеди Его со страхом великим и во всей точности, а напротив, Бог накажет их еще строже нечестивых неверных (58,235).

Мысль о милосердии Божием принимай тогда только, когда видишь, что низвергаешься в глубину отчаяния (54,73).

СУББОТА. Лк. Зач. 46. (9,37–43) О ДЕМОНСКИХ КОЗНЯХ

Не приходи в робость и не бойся злобы (демонов), они не могут повредить тебе, у которого помощником Христос (23,138).

Но когда враг хочет связать человека пожеланиями, то связывает его теми, которыми человек услаждается, чтоб, услаждаясь узами, не захотел он когда-нибудь развязать себя, потому что связывающий нас хитер, хорошо знает, чем и как связать нас. Если свяжет кого невольными узами, ум тотчас разорвет узы и скоро побежит прочь. Поэтому связывает каждого тем, чем он услаждается и прохлаждается, ибо во власти нашего ума снять с себя сии узы. А теперь мы, связанные, радуемся тому и, уловленные, кичимся, потому что связанный завистью, как скоро не связан прелюбодеянием, почитает себя ничем не связанным; и связанный ябедничеством, как скоро не связан воровством, думает о себе, что никогда не был связанным: каждый не знает своих уз и не ведает сетей, разложенных ему. Таковые люди страждут неведением упившихся (23,347).

Змий любит делаться мухою, чтобы услаждаться гнойной кровью нечестия: в лукавых живет он как змий, а в распутных делается мухою… (24,259).

Ничто так не одолевает и не низлагает демонов, как покорность, послушание, смиренномудрие, искренняя любовь. Сии добродетели – стрелы в сердце врагу (24,292).

Все усилия и тщание противника состоят в том, чтобы прийти ему в возможность отвлечь ум от памятования о Боге, от страха и любви ко Господу, употребив для сего земные приманки, или какими-нибудь благовидными мыслями отвратить ум к благам мнимым от блага истинного, то есть от любви к Богу (24,339).

Непрестанно должны мы молиться Господу, чтобы нам стать выше козней демонских, потому что демоны не только угнетают пребывающих в безмолвии наедине, но сильно восстают на нас и тогда, как сходимся в доме Божием, и внушают мысль бесстыдно и неосторожно смотреть в лицо другим, даже начертывая в воображении самое нечистое дело, чтобы вливать нам в ум какую-нибудь смесь помыслов, а таким же образом не допустить нас и до Христовых Тайн. Впрочем, воздержный хранением очей и внимательностью ума, при содействии благодати, превозмогает над ними. С какою бдительностью должно охранять нам сердце свое и чувства! Велика у нас брань, много неистовства у враждующих на нас, но не должно отказываться посему от борьбы, а напротив того, не надобно исполнять на деле внушений врага, хотя бы разрывался он от досады. Господь знает нашего притеснителя, знает, какими воспламеняющими средствами действует он на сердца наши. Впрочем, дело бойца – хорошо быть внимательным и укрываться от удара. А кто в союзе со страстями, тому можно ли вести с ними брань? Ибо где вражда – там и брань, а где брань – там и подвиг, а где подвиг – там и венцы. Посему если кто хочет освободиться от горького рабства, то пусть вступит в брань с врагами (24,358).

Послушайте, отцы и братия, враг часто подущает человека говорить: «Ты молод, удовлетвори своим пожеланиям. Как многие, думаешь ты, наслаждались в мире и не лишены вечных благ? И ты еще молод: ешь, пей, увеселяйся благами мира сего, а под старость покаешься. И для чего хочется тебе с такого возраста измождать тело свое?» Потом приходит старость, и этот коварный приводит изречения Священного Писания и говорит: «Воздыхаешь ты, человек, сомневаешься в Божием милосердии и представляешь себе, что немилостив Господь. А Божие Писание проповедует, что Бог милостив и человеколюбив. Что ж, разве Он не знает, что немощный и слабый ты старец? Известно Ему, что не можешь ты ни поститься, ни ночи проводить в бдении, ни спать на голой земле. Не слышал ли ты, как говорит Он в Евангелии, что и с раннего и со среднего возраста служащие Ему, а также старики получают равную награду? Ибо сказал Он в Евангелии, что пришедшие в первом, и третьем, и в девятом, и в одиннадцатом часу получили равную плату…» Такие речи говорит враг, знающий Писание, чтобы ни в юности, ни в старости не дать им оплакать грехи свои. А людям простым, подавая меч отчаяния, говорит: «На что ты рассчитываешь, человек? Для чего сам себя обманываешь, говоря, что Бог есть Бог кающихся? Ты блудник, прелюбодей, хищник, ты убивал, крал, лгал, нарушал клятву, какая же тебе надежда на спасение? Ты погиб, поэтому удовлетворяй пожеланиям своим, будущее ты утратил, не лишай себя хотя настоящего». Таковы речи диавольские, но противно ему слово Христово: «Ты погиб, но можешь спастись, ты был блудником, но можешь уцеломудриться». На вопрос Петров, сколько раз отпускать грех кающемуся брату, Христос говорит: «Седмъдесят крат седмерицею» (Мф. 18,21–22), означая сим, что прощение можно получить всегда до неопределенного числа раз. Человек, в чем застигнут будет при конце, в добром ли, худом ли, в том и судится. Приведи себе на память… как спасались грешники, и не отчаивайся. Представь в уме блаженного Манассию, блудницу, мытаря, разбойника, блудного сына и избегнешь прелести вражией. Когда диавол скажет тебе: «Удовлетвори пожеланиям своим», ты скажи ему: «Есть ли какая польза от нечистых удовольствий, напротив, не огонь ли вечный доставляют они мне?» А когда станет представлять тебе Божие человеколюбие, скажи ему: «Сам знаю, что Бог милостив и человеколюбив, но знаю также, что Он и Праведный Судия, известно мне, что тебя и отверженных с тобою не пощадил Он, но осудил на вечный огонь». И если скажет тебе: «Я бесплотен и не обложен немощью, потому Бог не пощадил меня, тебя же пощадит», то отвечай ему: «Почему же не пощадил Адама, Еву, Каина, и живших до потопа, и содомлян, и даже ученика Своего? А если не пощадил собственного Своего ученика, то почему пощадит меня?» Сказав сие, запечатлей себя крестным знамением, и враг бежит от тебя (24,363).

Суди меня, Господи, и рассуди распрю мою с немилостивым врагом. Он поставил меня целью для стрел своих. По щедротам Твоим да пронзят его самого стрелы сии (25,227).

Авва Ираклий поведал: «Некоторый старец жил в идольском капище. Пришли к нему демоны и стали гнать его оттуда. Сначала они разбросали его жилище, а затем схватили его за руку и повлекли из капища. Когда дотащили старца до дверей, он уперся ногами в двери и воскликнул: «Иисусе! Помоги мне!» Демоны тотчас бежали, а старец начал плакать. Господь спросил его: «О чем ты плачешь?» «Плачу о том, что демоны дерзают владеть человеком», – ответил старец. Господь сказал: «Ты был нерадив; когда же позвал Меня, видишь, Я скоро помог тебе"» (77,246).

НЕДЕЛЯ 25-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Лк. Зач. 53. (10,25–37) О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ

Бог создал человека не для того, чтобы он приносил пользу только для себя, но и многим другим (32,81).

Крепкий пусть помогает немощному, усердный – утешает малодушного, трезвенный – возбуждает объятого сном, постоянный – подает совет непостоянному, воздержный – вразумляет беспечного и бесчинного (22,123).

Если затрудняется делом брат твой, раздели с ним труд, чтобы сподобиться тебе в оный день услышать от Господа: «Что сделал ты для единого из сих братии Моих меньших, то для Меня сделал» (Мф.25,40) (22,153).

Оказывай честь брату пред знакомыми его – и будешь почтен пред Господом (22,179).

Служащий (ближнему) должен служить, как Господу, от Которого получит награду… (22,210).

Не делай того, что печалит ближнего, но будь вежлив в обращении со всяким (22,212).

Если брат твой гневается на тебя, то гневается на тебя Господь. А если примирился ты с братом своим долу, то примирился и с Господом твоим горе. Если восприемлешь брата своего, то восприемлешь и Господа твоего. Итак, примирись с Ним в лице оскорбленных, возвесели Его в лице опечаленных, посети Его в лице больных, напитай Его в лице алчущих. В лице утомленного путника уготовь Ему мягкое ложе, омой ноги Его, посади на первом месте за трапезой своей, преломи хлеб свой и удели Ему, подай Ему и чашу свою. Он оказал тебе гораздо большую любовь: почерпнул воду, освятил ее и омыл ею неправду твою, раздробил для тебя Тело Свое и Кровь Свою дал тебе в питие (25,212).

Нет другого такого свидетельства и знака веры и любви ко Христу, как попечение о братиях и заботливость об их спасении (32,551)…

Если кто желает благоугодить Богу, то пусть… ищет общей пользы, пусть заботится о своих братиях: нет никакого подвига драгоценнее этого пред Богом (32,550).

Чего мы хотим получить от Бога, то должны прежде дать ближнему, а если мы лишаем этого ближнего, то как хотим получить то же от Бога? (42,902).

Когда ты увидишь, что брат твой гибнет, не переставай увещать его, и хотя бы он поносил тебя, хотя бы оскорблял, хотя бы грозил стать врагом твоим или чем бы то ни было другим угрожал, все перенеси мужественно, чтобы достигнуть его спасения. Если он станет врагом тебе, то Бог будет тебе другом и вознаградит тебя в День Последнего Суда великими благами. Великое добро – сострадать угнетенным бедностью; но нет другого такого, как освобождать от заблуждения, потому что нет ничего равноценного душе, даже мир весь не стоит ее (43,520).

Когда нужно исправить брата, не отказывайся, хотя бы приходилось пожертвовать жизнью. Владыка наш умер за нас, а ты не издаешь даже слова? Какое ты будешь иметь прощение, какое ты представишь извинение? Как ты предстанешь с дерзновением пред судилищем Христовым, равнодушно взирая на гибель души…. видя брата своего, влекомого… диаволом в ров погибели и не желая даже подать совета, чтобы отнять его у этого жестокого зверя (43,522).

Мы должны так заботиться друг о друге, как заботимся о себе самих, и щадить ближних так же, как и нас Бог (43,622).

Того преимущественно почитай ближним, кто нуждается, и без зова сам собою иди к нему на помощь (49,29).

Любить человека – значит воздавать честь Создателю; служить нищему – значит воздавать честь Обнищавшему ради нас (12,342).

Кого любишь, люби не ради какой-либо потребности, и да не будет у тебя притворства (23,627).

Если ты не хочешь быть оставленным без внимания, когда бы случилось тебе пасть, то и сам не пренебрегай падшими, но оказывай им всякую любовь и почитай за величайшее благо возможность спасти брата (35,482)…

Постараемся иметь попечение о своей душе и любовь к другу: не будем отторгать от себя своих членов – это свойственно беснующимся и умалишенным, но чем в худшем найдем их положении, тем большую покажем о них заботливость. Хотя бы они страдали неисцельными болезнями (души), будем неотступно заботиться об их исцелении и носить тяготы друг друга, чрез это мы исполним и Закон Христов и достигнем обетованных благ… (39,458).

Любовь есть мать добра: она произрастает от души добродетельной, а где порок – там увядает это растение (39,484).

Если не имеешь ревности пещись о брате, то помни, что иначе ты спастись не можешь, и позаботься о нем и о делах его, по крайней мере, для себя (41,249).

Сам Господь взирал не на собственную высоту, но на полезное для людей и, уничижив Себя, соблаговолил приять зрак раба; так и каждому из нас повелел не на собственную выгоду смотреть, но иметь в виду пользу ближних… сие снисхождение возведет его на высоту почести (48,386).

Писание говорит: «Возлюбиши ближняго своего, яко сам себе.» (Мк. 12,31). Не обращай внимания на то, как далеко ты отстоишь от сей добродетели, чтобы не начать ужасаться и говорить: «Как могу возлюбить ближнего, как самого себя? Могу ли заботиться о его скорбях, как о своих собственных… и особенно о сокрытых в сердце его, которых не вижу и не знаю подобно своим?» Не увлекайся такими размышлениями и не думай, чтоб добродетель превышала твои силы и была неудобоисполнима. Но положи только начало с верою в Бога, покажи Ему свое произволение и старание, тогда увидишь помощь, которую Он подаст тебе для совершения добродетели. Представь себе две лестницы: одна возводит вверх, на небо, другая низводит во ад, а ты стоишь на земле посредине обеих. Не думай же и не говори: «Как я могу возлететь от земли и очутиться вдруг на высоте неба…» Это, конечно, невозможно, да и Бог не требует этого от тебя, но берегись, чтоб не сойти вниз. Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй и таким образом начнешь после мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается. И так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божиею и верха лестницы. Ибо мало-помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Сие и значит возлюбить ближнего своего, как самого себя (55,162).

Один подвижник, видя некоего бесноватого, не могущего поститься, движимый любовью к Богу, просил, чтобы для пользы страждущего вышел из него демон и перешел в подвижника. Молитва его была услышана. Демон вышел из бесноватого и вошел в подвижника, но это не помешало ему совершать прежние подвиги; за такую любовь Господь освободил от демона подвижника (68,52).


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Выписки из творений святых отцов, располож. в соответствии с годовым кругом еванг. чтений / [Сост. протоиерей М. Нейгум]. - Сергиев Посад : Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 2001. - 696 с.

Комментарии для сайта Cackle