III. РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Достойное, Богомати твоея чистоты рождество наследовала еси чрез обещание: иногда бо неплодный богопрозябен плод вдалася еси: тем Тя вся племена земная непрестанно величаем (Служба Сент. 8 кан. 2 п. 9 троп. 1.)
Чудны судьбы Израильского народа! Ему одному, по справедливости, принадлежит многозначительное название «народа Божьего». Ожидание Мессии было средоточием всей веры древних Израильтян; с именем Мессии еврей соединил понятие о самом лучшем времени для своего народа. Цари и Пророки желали дожить до этого времени – и умирали, не получив желаемого. Лучшие люди Еврейского народа жили мыслью своей в будущем: отличительными чертами их были – любовь к потомству, желание благоденствия и славы его, стремление в своём поколении обрести обетованное Богом «Семя жены» – великого «пророка» и «Примирителя». Патриархам Израильского народа неоднократно было дано Богом обетование о размножении потомства их; это обетование, как одно из важнейших, переходило из рода в род, и всегда было живо в памяти народа. Удивительно ли после этого, что чадородие у Израильтян было вменяемо жёнам в честь и славу и на многочисленное потомство смотрели, как на великое счастье и благословение Божье. С другой стороны, бесчадие почитаемо было тяжким несчастием и наказанием Божиим. Так, Авраам жаловался Богу на своё бесчадие; Рахиль хотела лучше умереть чем остаться бездетной; Анна, впоследствии мать Самуила неутешно сетовала на неимение детей и в слёзной молитве просила Господа о даровании ей сына; Елисавета, мать святого Иоанна Предтечи, прямо называла своё неплодство стыдом, «поношением между людьми». И, между тем, как часто от родителей, неплодоносящих до известного, предназначенного Богом, времени, происходили дети, составляющие украшение истории народа Божьего! У Авраама родился сын Исаак, один из главных Израильских родоначальников, у Анны – Самуил, достославный правитель народа; у Елисаветы – Иоанн, великий Пророк и Предтеча Господень. Это же самое случилось и с родителями Пресвятой Девы.
В обетованной земле, данной Богом Израильскому народу, в горах, окаймляющих с севера Ездрелонскую долину, находится город Назарет. Он лежал на откосе горы и отстоял на три дня пути от Иерусалима и на восемь часов от Тивериады и озера Геннисаретского. Во всём Ветхом Завете нигде не упоминается о Назарете, он был так незначителен и маловажен, что евреи не ожидали от него ничего особенного и говорили: «от Назарета может ли что добро быти»? Незадолго до Рождества Христова в Назарете жила благословенная Богом чета – Иоаким и Анна.
Эта чета происходила из древнего царственного рода Давидова2, Цари из этого рода, в течение нескольких веков, преемственно занимали прародительский престол, пока Навуходоносор сокрушил царство Иудейское: взяв столицу Иерусалим, он отвёл лучшую часть народа в плен, известный под именем Вавилонского. Впрочем, потомки Давида, находясь в тяжкой неволе, хотя и не имели скипетра в руках своих, но всё ещё сохраняли призрак величия. Наконец один из них, Зоровавель, получил впоследствии дозволение не только возвратиться с народом своим в отечество, но и восстановить разорённую Иудейскую столицу. Иерусалим был возобновлён, и народ, по возможности, собран и устроен; но слава царства миновала невозвратно. Зоровавель продолжал управлять иудеями, пока был жив; со смертью же его, древние права царского дома Давидова до того затмились, что о них не упоминается ни в позднейших книгах Ветхого Завета, ни в других Иудейских сказаниях. А когда израильский народ подпал под зависимость римлян и потерял свою самостоятельность, тогда потомки Давида совершенно лишились прежнего величия, и род их окончательно слился с народом.
Таково было состояние славного рода Давидова, когда Иоаким и Анна жили в Назарете. Иоаким происходил из колена Иудова и имел родоначальником царя Давида, а Анна была младшая дочь священника Матфана, от племени Ааронова3. Святая чета жила в изобилии, потому что Иоаким был человек богатый и, подобно праотцам израильского народа, имел много стад. Но не богатство, а высокое благочестие отличало эту чету между другими и соделало достойной особенной милости Божьей. Предание не говорит, подробно о добродетелях Богоотцов (так Святая Церковь называет Иоакима и Анну в смысле предков по плоти Господа Иисуса Христа), но указывает особенно на одну их черту, которая свидетельствует, что вся из жизнь была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. Они ежегодно отделяли две трети своих доходов, из которых одну жертвовали в храм, а другую раздавали бедным. Неотступно следуя всем правилам закона Божьего, они, как исповедует Святая Церковь, и в законной благодати были так праведны перед Богом, что удостоились породить младенца Богоданного. Это доказывает, что чистотой и святостью они превосходили всех, чаявших тогда Утехи Израилевой.
Таким образом, наслаждаясь душевным миром и ведя жизнь по духу закона Божьего, благочестивые супруги, по-видимому, были вполне счастливы; но неплодство Анны, сначала грустно отзывавшееся в их семейных отношениях, наконец перешло в тоску и беспокойство обоих святых сердец. Бесчадие, как выше замечено, считалось у израильтян состоянием неприятным; но оно было ещё более прискорбным и чувствительным для потомков Давида, потому что они, по древнему обетованию Божьему, могли надеяться, что от них родится Спаситель мира: при бесчадии эта сладостная и великая надежда исчезала. Много и усердно молились супруги, чтобы Бог даровал им детей; но прошло 50 лет их брачной жизни, и неплодство Анны не разрешалось. Это, общее всем праведникам Ветхого Завета, неудовлетворяемое желание скорейшего пришествия в мир Мессии и, вместе с тем, грустное убеждение в безучастии своём в общих целях и надеждах народа,– причиняли Иоакиму и Анне тем сильнейшую скорбь, что они приближались к старости. По религиозным чувствам, по тягости народного мнения, по сиротству их тёплого сердца, это горе было велико и тяжело для них; но праведные безропотно и со смирением переносили его, стараясь ещё с большей ревностью угодить Богу твёрдым хранением Его закона. Впрочем, при всех кротости и преданности воле Божьей, святые супруги не могли иногда не огорчаться тем пренебрежением, какое нередко приходилось им терпеть от соотечественников за их бесчадие. При одном случае это пренебрежение, высказанное принародно, глубоко огорчило благочестивого Иоакима и повергло его в безутешное состояние. В один из великих праздников, святой Иоаким, как точный исполнитель закона, пришёл со своими соплеменниками в Иерусалимский храм, с намерением принести, по обыкновению своему, сугубую жертву Господу, и представил её, быть может, ещё более с чистым и тёплым чувством, чем все другие. Но каково же было удивление праведного мужа, когда некто Рувим стал презрительно отклонять приношение его, говоря: «зачем ты прежде других желаешь принести дары свои Богу? ты недостоин этого, как бесплодный». Этот неожиданный упрёк поразил сердце праведника. Ему представилось, что, может быть, он точно до такой степени грешен, что гнев небесный справедливо преследует его, наказывая бесчадием. Эта мысль отняла у Иоакима всю бодрость: он вышел из храма в глубокой скорби: «Увы! – говорил он – всем ныне великий праздник, а для меня лишь время слёзных сетований». Чтобы найти себе хотя малое утешение, что, может быть, пример бесчадия его не единственный, он из храма пошёл посмотреть родословные двенадцати колен. Но удостоверившись здесь, что все праведные мужи имели потомство и даже столетний Авраам не был лишён этого благословения Божьего, Иоаким ещё более опечалился и не захотел возвращаться домой, а отправился в дальнюю пустыню – в горы, где паслись стада его.
Сорок дней провёл он там в строгом посте и молитве к Господу, призывая на себя Его милосердие и омывая горькими слезами своё бесчестие в людях. «Не вкушу пищи – говорил он – и не возвращусь в дом мой! Молитва и слезы будут мне пищей, а пустыня домом, до тех пор, пока услышит и посетит меня Господь Бог Израилев»! «Боже отцов моих! – молился скорбящий Иоаким – Ты дал сына праотцу Аврааму в старости: удостой и меня благословения Твоего! Дай плод моему супружеству, чтобы я, хоть в преклонных летах, мог назваться отцом, и не был отверженным от Тебя, Господа моего»!
Между тем слух о происшедшем с Иоакимом в Иерусалиме достиг благочестивой Анны, оставшейся дома. Узнав подробности, а также и то, что Иоаким удалился в пустыню и не хочет возвращаться домой,– она предалась неутешной скорби. Считая себя главной виновницей постигшего их горя, она с рыданием восклицала: «теперь я всех несчастнее! Бог отверг, люди поносят, муж оставил меня! О чём же более плакать мне, о бесчадии ли своём или об одиночестве? О том ли, что я не удостоилась называться матерью, или о вдовьем сиротстве моём»? Во всё время разлуки с мужем, она почти не осушала слез, не вкушала пищи и, подобно матери Самуила, в томительной тоске просила Бога о разрешении её неплодия.
В таком тревожном состоянии духа, однажды Анна вышла в сад и в молитвенных думах, возводя глаза к небу, увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо едва оперившихся птичек. Вид этих юных птенцов ещё более поразил её скорбящее о бесчадии сердце. «Горе мне,– говорила она,– одинокой, отвергнутой от храма Господа Бога моего и пред всеми униженной дщери Израилевой! На кого я похожа? Всё в природе рождает и воспитывает, все утешаются детьми; лишь я одна не знаю этого наслаждения. Не могу сравнить себя ни с птицами небесными, ни со зверями земными: те и другие приносят плод свой Тебе, Господи; лишь я одна остаюсь бесплодной! Ни с водами: они, в быстрых струях своих, родят во славу Твой живые творения; лишь я одна мертва и безжизненна! Ни с землёй: и та, прозябая, прославляет плодами своими Тебя, Отец Небесный; лишь я одна бесчадна, как степь безводная, без жизни и растения! О, горе мне! горе мне»! «Господи,– продолжала она,– Ты, который даровал Сарре сына в старости и отверз утробу Анны для рождения пророка Твоего Самуила, воззри на меня и услышь молитву мою! Разреши болезни сердца моего и разверзни узы моего неплодия. Да будет рождённое мною принесено в дар Тебе, и да благословится и прославится в нём Твоё милосердие»! Едва Анна произнесла эти слова, предстал пред нею Ангел Божий: «Молитва твоя услышана,– сказал ей небесный вестник,– воздыхания твои пронзили облака и слёзы твои канули пред Господом. Ты зачнёшь и родишь дщерь благословенную, выше всех дщерей земных. Ради Её благословятся все роды земные, Ею дастся спасение всему миру и наречётся она Марией [Святые Отцы говорят, что слово «Мария» – значит «госпожа»; так блаженный Феофилакт замечает: «Мария – значит госпожа» – Святой Иоанн Дамаскин говорит: «благодать» (так толкуется имя Анна) рождает госпожу (что означает имя Мария)]! Услышав эти слова, Анна поклонилась Ангелу и сказала: «жив Господь Бог мой! если у меня будет дитя, то отдам его Господу на служение, пусть оно служит Ему день и ночь, восхваляя святое имя Его всю жизнь». Прежняя печаль Анны теперь обратилась в радость, излившуюся в восторженной благодарности Богу. Ангел, по благовестия ей, стал невидим.4
Святая Анна как ни любила своего мужа, как ни желала скорее поделиться с ним своей радостью, но, повинуясь первому движению благочестивого сердца, поспешила в храм Иерусалимский, чтобы там возблагодарить Бога и возобновить обет о посвящении Ему ожидаемого плода.
Ангел Божий, после благовестия Анне, явился и святому Иоакиму в пустыне и сказал ему: «Бог милостиво принял молитвы твои; жена твоя Анна родит дочь, о которой все будут радоваться. Вот и знамение верности слов моих: иди в Иерусалим и там, у Золотых ворот, ты найдёшь жену свою, которой возвещено то же самое.
Благоговейная радость объяла сердце святого старца: он немедленно и с богатыми жертвами5 пошёл в Иерусалим и там, действительно, на указанном от Ангела месте встретил жену свою. Увидев мужа, Анна поспешила к нему с восклицанием. «Знаю, знаю, Господь Бог щедро благословил меня потому что я была как бы вдовой – и теперь не вдова, была бесчадной – и теперь буду иметь чадо». Здесь они рассказали друг другу все подробности явлений Ангела принесли в храм жертву Господу и, судя по ходу дальнейших событий, несколько времени оставались в Иерусалиме ожидая исполнения полученного ими обетования [Ничто не препятствует допустить, что праведные Богоотцы хотя обыкновенно проживали в Назарете, но могли также иметь жилище и в Иерусалиме, на случай нередкого прибытия в этот святой город. Позднее в Иерусалиме был воздвигнут храм и женский монастырь по местному преданию, именно там, где стоял дом Богоотцов].
Вскоре святые Богоотцы увидели над собой совершение этого чудного обетования: в девятый день Декабря Православная Церковь празднует зачатие Пресвятой Девы Анной и воспевает: «Анна ныне растить начинает божественный жезл (Богородицу), прозябший таинственный цвет – Христа, всех Зиждителя». «Неплодная, плодородящая сверх ожиданий Деву, имеющую родить Бога плотью, светится радостью и ликует, громко взывая: радуйтесь со мною все колена Израилевы: я ношу во чреве и избавляюсь укоризны в бесчадии; так угодно Создателю, услышавшему мою молитву и исцелившему сердечную болезнь устроением желаемого мною». «Увидят люди и подивятся,– что я стала матерью: вот и я рождаю, потому что так благоволил Разрешивший союз неплодия моего».
Нельзя не благоговеть пред этим чудным зачатием и не видеть в нём необычайных и великих целей Божественного Промысла6. Бог видимо хотел приготовить к вере в будущее, ещё более чудные – зачатие и рождение единородного Сына Своего: «таинству – как поёт Святая Церковь – предтечёт таинство». «Дева Матерь родилась от неплодной – говорит святой Иоанн Дамаскин – потому что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходить от меньшего к большему». »Если – как замечает святой Андрей Критский – великое дело то, что рождает неплодная: то не более ли удивительно, что рождает Дева?... Нужно было, чтобы Тот, Который всё и в Котором всё, как Господь природы, показал на праматери Своей чудо, сделав её из бесплодной матерью, а потом и в Матери изменил законы природы, сделав Деву Матерью и сохранив печать девства».
И если Иоаким и Анна, ещё прежде получения радостной вести, превосходили всех чистотой и святостью: то не более ли возгорели они святой ревностью и преданностью Богу, когда удостоились получить благодатное откровение о снятии с них поношения? А вместе с тем, их святые качества, не привлекали ли к ним в большей мере благоволения Божьего и не низводили ли на них благодатные дарования, предуготовлявшие их к чудному событию? Если пророки Иеремия и Предтеча Господень Иоанн были освящены Богом прежде рождения и исполнились Духа Святого ещё во чреве матери, то ещё большее освящение, без сомнения, было усвоено чревоношению праведной Анны. Здесь приготовлялось не одно простое рождение, но вместе с тем и открытие тайны премудрого совета Божьего, от века сокрытой и непроницаемой даже для самих Ангелов. Здесь устроялся нерукотворный ковчег Божий, уготовлялось живое селение Всевышнего. Отсюда должна была изойти единственная и святейшая Дева, которой, по предречению Пророка (Ис 7:14) предопределялось сделаться Матерью Бога Слова. «Славнейшее таинство – поёт Святая Церковь – неведомое Ангелам, великое для человеков и от века сокрытое! Вот целомудренная Анна носит в утробе Богоотроковицу Марию, приготовляемую в селение для Царя всех веков и в обновление рода нашего».
По прошествии дней чревоношения, благовестие Ангела исполнилось – и святая Анна, в 8 день Сентября, родила дочь. Восторг родителей, освободившихся от «поношения бесчадства», был невыразим. Явное чудо милости Божьей, прежде всего, обратило очи их, полные слёз благодарности, к небу – и Иоаким благоговейно взывал к Всемогущему Богу: «Ты, источивший непокорным людям воду из скалы, благопокорным даруешь из бесплодных чресл плод, на радость нам». Анна, в безмолвном восторге, возносясь к небу душой, смиренно помышляла: «Заключающий и отверзающий бездну, возводящий воду на облака и дающий дождь! Ты, Господи, дал мне произрастить пречистый плод от бесплодного корня». – И Святая Церковь, разделяя восторг праведных Богоотцов взывает вместе с ними всему миру: «сей день Господень! радуйтесь людие!»
Преблагословенная Дева, несмотря на тогдашнюю маловажность некогда знаменитого дома Давидова, в своём рождестве наследовала высокую славу: род её, исходя от Авраама и Давида и продолжаясь много веков, заключал в себе имена ветхозаветных патриархов, первосвященников, правителей, вождей и царей Иудейских7. Доблести прославленных предков, при самом рождении благодатного младенца, уже украшали имя его. Но все эти преимущества, так много ценимые миром, скоро померкли в лучезарном свете той неземной славы, которую Всевышний уготовал новорождённой Деве.
Святой Иоаким в живейшей благодарности принёс в храм, как мог, жертву Богу; когда же настал пятнадцатый день по рождению младенца, то, по обычаю Иудейскому, новорождённую дочь назвали именем «Мария», данным Ей от Ангела ещё прежде зачатия. Святой Младенец был храним и воспитываем со всей нежностью и заботливостью благочестивых родителей и со дня на день видимо укреплялся. Предание говорит, что когда Пресвятой Деве исполнилось шесть месяцев, мать поставила Её на землю, чтобы испытать: может ли Она стоять, и Преблагословенная, сделав семь шагов, возвратилась в материнские объятия. Тогда святая Анна взяла Её на руки и сказала: «жив Господь Бог мой! Ты не будешь ходить по земле, доколе я не введу тебя в храм Господень». И устроив особое место в спальне, куда возбранён был вход всему нечистому, Анна избрала непорочных еврейских дочерей, чтобы они ходили за благословенным дитятей её. При исполнении года Марии Иоаким сделал большой пир и созвал на него священников, книжников, старейшин и много народа. На этом пире он поднёс к священнику дочь свою, и они, благословляя Её, сказали: «Бог отцов наших! благослови дитя сие и дай ему имя славное и вечное во всех родах!» Присутствующие отвечали: «да будет; Аминь!» После этого он поднёс дочь к первосвященникам, которые, также благословив Её, сказали: «Боже Вышний! призри на дитя и благослови его благословением последним, не имеющим преемства». Сама же Анна с радостью взывала при этом: «воспою песнь Господу Богу моему, Он призрел на меня и, отъяв поношение врагов моих, дал мне плод правды, единственный и многоценный пред Ним». И отнеся младенца в спальню, снова вышла к гостям и служить им. [Замечательно, что в Назарете нет никакого предания о рождении в нём Пречистой Девы Марии; ни одно место ни указывается там, как место Её рождения; напротив, древнее предание указывает родину Приснодевы в Сепфорисе, бедном селении близ Назарет].
По достижении Марией двухлетнего возраста, святой Иоаким хотел исполнить над благодатной дочерью обет посвящения Её храму; но святая Анна, как по чувствам нежной матери, так и из боязни, чтобы дитя не соскучилось по дому и не стало бы искать родителей, уговорила супруга отложить это посвящение ещё на год. В это время, в благословенном младенце Деве начали уже развиваться те силы ума и сердца, которые предупредили возраст, и родители стали чаще и чаще внушать Ей, что Она родилась вследствие молитв их. Что Она посвящена Богу ещё до рождения и, как Божье дитя, должна разлучиться с ними и быть у Бога в храме; что Ей там будет гораздо лучше, чем у них и, если Она будет любить Бога и следовать закону Его: то Бог сделает для Неё гораздо более чем отец и мать! Так святой Иоаким и Анна приготовляли своего младенца к посвящению Богу.
* * *
В Евангелии (Лк. 1:32. 27; Иоан. 7:42) есть непрямое указание на происхождение Пресвятой Девы от царского рода Давидова; несколько яснее у Апостола Павла (Рим. 1:3; 2Тим 2:8; Евр. 7:14). Но древнейшие Отцы Церкви определённо говорят, что Мария была из рода и племени Давида. Так святой Игнатий Богоносец пишет: «Сын Божий, по строению Божьему, родился от Марии, от семени Давидова, по наитию Святого Духа». Святой мученик Иустин философ называет Пресвятую Деву происходящей «от рода Давидова». Святой Иоанн Златоуст также доказывает, что Пресвятая Дева происходила из рода Давидова. В службах Православной Церкви 8 и 9 Сентября есть много указаний на то, что Пресвятая Дева происходила из рода Давидова. Из родословной таблицы (Мф. 1:6–16) видно, что и обручник Пресвятой Девы Иосиф происходил также от рода Давидова. Таким образом, Мария и Иосиф были потомками Давида – только в разных линиях; и многие учёные толкователи Святого Писания, признавая родословную в Евангелии Матфея, бесспорно Иосифовой, почитают родословную в Евангелии Луки Марииной. Святой Иоанн Златоуст говорит, что у евреев «нельзя было брать жену не только из другого колена, но даже из другой фамилии, т. е. другого родства», и что «Иосиф, происходя из дома и фамилии Давида, взял жену не иначе, как из родства своего». Этими словами святой Отец показывает, что родословие Евангелиста Матфея, приводя предков Иосифа, вместе с тем имеет отношение и к Деве Марии: «для того, чтобы мы знали – говорит святой Отец – кто Мария и откуда родом». Евангелист составил родословие обручника Её и объяснил, что она из рода Давидова. Из этого самого видно, что и Дева произошла оттуда же; потому что праведник муж не хотел взять жену «отъинуда». Почему же Евангелист не излагает прямо родословия Пресвятой Девы, на это святой Отец отвечал, что «у иудеев не было обыкновения составлять родословия жены». Святой Андрей Критский в своих словах пространно доказывает, что Пресвятая Дева произошла из рода Давидова.
Старшие сёстры праведной Анны назывались Мария и Совия. Совия имела дочь Елисавету, впоследствии вышедшую замуж за священника Захарию и сделавшуюся матерью Предтечи Господня, так что Елисавета была двоюродной сестрой Пресвятой Девы Марии, а Креститель Иоанн троюродным братом по плоти Христу. Здесь кстати будет сказать и о лице святой Марии Клеоповой, которая в Евангелии Иоанна называется также сестрой Богоматери. В Минеи-Четьи святого Димитрия Ростовского (Апреля 27) находим указание, что Мария Клеопова была дочерью Иосифа, обручника Пресвятой Девы, и вышла замуж за его родного брата (а своего дядю) Клеопу, почему и называется Марией Клеоповой. Когда Пречистая Дева, как обручённая Иосифу, пришла в его дом, она застала дочь его Марию ещё девицей, и полюбила её, и жила с нею, как сестра с сестрой. Т. о. Мария Клеопова является сестрой Богоматери не в собственном смысле, не по плоти, но по добрым родственным отношениям. Память её, по древним святцам, 23 Мая. Впрочем, иные толковники думают, что Евангелист Иоанн не её считает сестрой Богоматери; они говорят, что в словах его «при кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» упоминаются не три женщины, а четыре, и сестрой Матери Господа эти толкователи считают Соломию, мать сынов Зеведеевых [мать Иоанна Богослова], которую Евангелист не называет в Евангелии по имени. А Соломия, по мнению их, наравне с Елисаветой, была двоюродной сестрой Девы Марии. Заметим, наконец, что у евреев «братьями и сёстрами» звали вообще родственников.
Ангельских явлений во времена Ветхого Завета, удостаивались иногда и другие женщины, например Мариам, сестра Моисея и Аарона, мать Самсона и другие, также как и дара пророчества, например та же Мариам, Деввора, Анна – мать Самуила, и другие. Всё это показывает, что в народе еврейском были женщины достойные откровений, и что тогда, равно как и в христианстве, в отношении к чрезвычайным дарованиям, Божественная благодать, в некоторых случаях, не поставляла различия между полами мужским и женским. В Ветхом Завете женщины, также как и мужчины, допускались к участию в жертвоприношениях и к молитве пред скинией, и могли давать обет Богу, не исключая и обета назарейства.
Предание говорит, что Иоаким взял с собой в Иерусалим из стад своих 10 чистых и непорочных агниц для жертвы Богу, 12 молодых тельцов для священников и старейшин и 100 козлов для народа.
Считаем нелишним заметить, что Святая православная Церковь, вспоминая 9 Декабря «зачатие святой Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу», и называя его «преславным и святым» зачатием, «неведомым ангелом и человеком, великим, еже от века сокровенным таинством», тем не менее, слишком далека от мысли – признать его непорочным или, точнее, бессеменным. Учение о «непорочном» зачатии Пресвятой Богородицы появилось в западной церкви в IX веке; но, не имея основания ни в Святом Писании, ни в святом Предании, было принимаемо в самой римской церкви неодинаково и, встречая не менее противников, как и защитников, на Тридентском соборе не получило определённости, и в богословских системах считалось мнением. Папа Пий IX возвёл это мнение на степень догмата, 8 Декабря 1854 года, вопреки смыслу всего Святого Писания и святых Отцов Церкви. Против новоизобретённого догмата появились сильные возражения, и в настоящее время достаточно доказано, на каких слабых основаниях оно утверждается. Сами римские католики сознаются, что в Святом Писании нет ясной опоры для этого догмата: «мы без околичностей – говорят они – соглашаемся, что мысль о непорочном зачатии не может быть выведена из откровенных догматов; Божественное Писание, надо сказать правду, не утверждает ясно, что такое необычайное преимущество было усвоено Марии». Святое Писание ясно признаёт единым непорочным и безгрешным – Господа Иисуса Христа, Богочеловека, заимствовавшего плоть от Пречистой Девы Богородицы, по наитию Святого Духа, а святые Отцы, с другой стороны, согласно утверждают, что Пресвятая Дева Богородица была зачата, хотя и чудесно – от родителей неплодных, но не свыше законов обыкновенного человеческого рождения. «Дева Мария – говорит святой Епифаний – имела не иное, как и все смертные, происхождение, и родилась, подобно им, от отца и матери. Хотя известно из истории и предания, что отцу её, Иоакиму, свыше было возвещено в пустыне: «жена твоя зачнёт»; однако же это не так должно понимать, будто зачатие совершилось без брачного сожития». «Из всех рождённых жёнами – говорит святой Амвросий – только один совершенно свят – Господь Иисус Христос, Который, по особенному, новому образу непорочного рождения, не испытывал заранее земного повреждения». Святая православная Церковь допускает, что Пресвятая Дева родилась по обыкновенному закону человеческого рождения, но для тайны воплощения Бога-Слова была «предочищена Духом Святым»: «и во утробу вселился девичу, предочищенную Духом» – воспевает она в праздник Благовещения. Святой Григорий Богослов говорит о Господе Иисусе Христе, что Он был – «чревоносим Девой, предочищенной Духом по душе и телу». В литературе нашей есть несколько обширных рассуждений против римского догмата; мы приведём здесь краткое мнение профессора Киевской Духовной Академии И. М. Скворцова о непорочном зачатии Пресвятой Девы: «Евангелие свидетельствует, что Святой Дух низошёл на Святую Деву и осенил Её, и вследствие того рождаемое от Неё свято, совершенно чисто, безгрешно. Нужно ли поэтому, чтобы Святая Дева Сама родилась без порока? Не вследствие того, что Она была от рождения свята, рождённое Ею свято, а вследствие сошествия на Неё Святого Духа. Предание свидетельствует, что Богоматери нужно было приготовление в храме от 3 летнего возраста. Первородный грех не мог в Ней развиться с силой. Воспитание храма очищало в Ней все силы Её. Окончательное освещение было в день благовещения. Но как очищен первородный грех, когда ещё не совершилось искупление? Это тайна благословенного Семени Жены, от века уготованного. Благодать Святого Духа могла поставить, в минуту зачатия Сына Божьего, всё существо Богоматери на такую высоту смирения и благоговения, что в зачатии не участвовало ничто повреждённое – человеческое». (Дневник протоиерея И. М. Скворцова, Киев 1866г., стр. 73). Любознательным читателям указываем на мнение об этом догмате митрополита Московского Филарета, в его «Письмах к архимандриту Антонию», т. 4 стр. 16.
Племенной быт евреев естественно содействовал сохранению у них родовых преданий и уважения к предкам. Каждая фамилия с благоговением чтила и хранила имена предков своих и в особенности родоначальников; отчего произошло и обычное воззвание к Богу, с поименованием великих патриархов: «Бог Авраама, Исаака, Иакова».