Источник

Преподобный Симеон Новый Богослов

Сотница первая

1. Преподобный Симеон за свою богоугодную духовную жизнь сподобился благо­дати Божественного света, лицезрения Бога и такого глубокомудрого богословствования в раскрытии евангельской истины, что Святая Церковь наименовала его Новым Богословом, поставив в один ряд с Иоанном Богословом и Григорием Богословом.

2. Он возвещал то, что сам опытно познал. Он при отсечении своей воли, при кротости, смирении, послушании, пламенной молитве к Богу ощутил постоянно пребывающий в себе Божественный свет, познал Сладчайшего Иисуса в живом и благодатном общении своего чистого разума с Духом Святым, Который и вселился в его сердце.

3. Прежде неба и земли был Бог Троица, Один уединенный, Свет безначальный, Свет несозданный, Свет совершенно неизреченный, Бог Сущий, неизобразимый, неизмеримый по высоте, глубине и широте.

4. Пресущественное Божество есть Ум, имеющий Слово и Дух.

5. Итак, по образу (души человеческой) помышляй точно так же и о Первообразе. Без Духа не будет ни Отца, ни Слова Его. Отец же есть Дух и Сын Его – Дух, хотя Он и облекся в плоть; и обратно, Дух есть Бог, ибо по естеству и по существу оба они суть едино, подобно тому, как ум, душа и слово. Но Отец (однако ж) неизреченно родил Слово. И подобно тому, как ум – от души моей, лучше же в душе моей, так и Дух от Отца, лучше же в Отце, и пре­бывает, и исходит от Него неизъяснимым образом. И опять, подобно тому, как ум мой всегда рождает слово, произнося, испуская (его) и делая известным для всех, однако не отделяется от него, но и рождает слово, и внутри его содержит, так разумей: и Отец родил Слово, потому что Он вечно рождает; от Сына же никоим образом не отделяется Отец Его, но видится в Сыне, и Сын в Нем пребывает.

6. Сын – Слово Бога и Отца, не отделившись от Отца, сошел с небес, и воплотился от Духа Святого и Марии Присно-девы, и сделался совершенным человеком из тела и души разумной, соединенной с Божеством. Когда во время смерти отделилась душа Его от тела, Божество не отделилось ни от души Его, ни от тела.

7. Дверь есть Сын – Аз есмь дверь (Ин. 10, 9). Ключ к двери сей есть Дух Святой – Имже отпустите грехи (Ин. 20, 23), а дом – Отец – в дому Отца Моего обители многи суть (Ин. 14, 2).

8. Ибо и Дух есть Господь, и Бог Отец – Дух, один, конечно, Дух, ибо Он не разделяется. Имеющий Его поистине имеет трех, но неслиянно, хотя и нераздельно. Ибо есть Отец, и как Он будет Сыном, ведь Он по существу нерожденный?

9. Дух есть Бог, то есть Отец (Ин. 4, 24); Господь же (то есть Сын) Дух есть (2Кор. 3, 17). Итак, если Дух есть Бог и Дух есть Сын, то где же отечество и сыновство? Иоанн Богослов сказал: В начале бе Слово (Ин. 1, 1), а не Отец, чтобы научить нас, что ни Бог Слово никому не был ведом, как Отец, ибо Сын и Отец едино есма (Ин. 10, 30).

10. Отец есть Свет, Сын – Свет и Дух Святой – Свет – триедин Свет.

11. Благодарю Тебя, что Ты дал мне жить, и знать Тебя, и поклоняться Тебе, Боже мой. Ибо это есть жизнь, чтобы знать Тебя, единого Бога, Создателя и Творца всех, нерожденного, несозданного, единого, безначального, и Сына Твоего, от Тебя рожденного, и сходящего от Тебя Всесвятого Духа, – всехвальную Троичную Единицу.

12. Бог безначален, ибо не было времени, в которое не было бы Бога, Бог есть начало всего сущего.

13. Бог насадил рай на востоке в седьмой день во образ будущего века.

14. Мы знаем, что Ты Бог, и свет Твой видим, и знаем ту любовь, которую Ты даровал нам, беспредельную, неизреченную, невместимую.

15. Для других же Он – огонь неприступный, имеющий испытать, каково дело каждого, и снова удалиться от них как от недостойных. Поистине Божество есть огонь, как сказал Владыка, так как Он пришел, чтобы низвести его (Лк. 12, 49).

16. Владыка возжег солнце и луну, дабы для чувственных они светили чувственным светом. Людей Бог поместил среди вещественного, дабы мы твердой верой и соблюдением заповедей очистили невещественный ум, в вещественном узрели тот невещественный Свет, Который есть Бог.

17. «Здесь Я бываю для тебя жемчужиной и покупаюсь. Здесь Я являюсь для тебя пше­ницей и как бы зерном горчичным. Здесь бываю для тебя закваской и заквашиваю смешение твое. Здесь Я являюсь для тебя водой и огнем услаждающим. Здесь бываю для тебя и оде­ждой, и пищей, и всяким напитком, если ты желаешь», – так говорит Владыка.

18. Бестелесный Бог может благоугождаться только умом и чистой истиной: духом и истиною (Ин. 4, 23–24) не врукотворенных храмех (Деян. 17, 24) – душе.

19. С Тобой, Владыко, мы в немощи – сильны, в бедности – богаты и во всякой скорби радуемся.

20. У Бога всемогущество с правдой, милость с мерой и весом, поэтому не может Бог помиловать того, кто не кается, ни дать тому, кто не просит, не ищет сам и не милует другого. Бог подает христианину, если просит, великие дарования.

21. Как Ты, Сущий вне всех (вещей), видишь деяния всех? Что содержит книга совести, и что заключают хранилища памяти? Ты один только веси. Ты все видишь, Господи, и ничего нет, чего бы не видел Ты.

22. Я не хочу более видеть света мира сего, ни самого солнца, ни того, что находится в мире. Ибо я вижу Владыку моего и Царя, вижу Того, Кто поистине есть Свет и Творец всякого света. Вижу источник всякого блага и причину всего. Вижу то безначальное Начало, от Которого все произошло.

23. Скажи, как найти мне в вещественном Невещественного, в создании Создателя, в тленном Нетленного? Скажи, откуда приходишь Ты, Господи, и как входишь внутрь келлии, отовсюду запертой?

24. Евангелие – живое слово Бога Живого.

25. Отец виновник Сына, как ум есть виновник слова, но Единое не разделяется.

26. Как же бывает это вечное рождение, что Сын совершенно не отделяется от Отца и весь происходит неизъяснимо, всегда пребывая в Отчем лоне и всегда исходя неизреченно? Сын вечно видится в Отце. Родившись, Он пребывает неразлучным, происходя, Он не отде­ляется от корня; но и отдельно является неразлучным и, будучи соединен весь с Отцом живым, Сам есть Жизнь, доставляя всем жизнь. Что есть Отец, то и Сын, и что есть Сын, то и Отец также. Видя Сына, вижу и Отца, равно и Отец видится с Сыном; однако Один рождает, Другой же рождается и отдельно от Отца есть то, что Он есть. Что же Он есть, скажи и изъясни людям?

27. Бог безначальный, как и Творец всех, так как Он был и будет Богом, подобным Отцу по существу, и по естеству, и по власти, и по образу воистину, и по времени Он еще не был без Отца. Как Он происходит? Как слово из ума. Как отделяется? Как голос от слова. Как Он воплотился? Как слово написано.

28. Ты соделался Человеком, будучи Богом по естеству, неизменно пребыв тем и дру­гим.

29. Ты, Боже мой, для того непреложно сделался Человеком, чтобы, восприняв меня, всего обоготворить.

30. Когда Христос Бог говорит, что видевый Мене виде Отца (Ин. 14, 9), то говорит Он о созерцании Божества Его, ибо и распинатели видели Христа по телу.

31. Дверник отверзает (Ин. 10, 3) и дверью входит в дом Отца. Как говорит Спаситель: Никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною (Ин. 14, 6). Сам Христос есть Божия премудрость. Ибо первый человек от земли, вторый человек, Господь с небесе (1Кор. 15, 47). Первый человек – Адам – своим преступлением для всех людей сделался причиной смерти и тления. Второй – даровал миру и всем верным свет, жизнь и нетление.

32. Как Сам Сын Божий родился первый во Святом Духе от Пресвятой Богородицы, а от Него все святые (ибо Господь им дает плоть Свою от существа и естества Матери Своей), то Матерь Божия есть Матерь и всех святых.

33. Мерзкие деяния и сладострастные желания Ты изгладил из сердца моего, Боже мой, и ненависть к ним вложил в мою душу, и вымел загрязненную храмину, войдя в нее, стал обитать, о Христе, Боже мой, соделав престолом Божества Твоего, жилищем Твоей славы и царства, сосудом доброго бисера, полем, на котором сокрыто сокровище мира. Все прихо­дит в исступление, что Тебя, Боже, – для Херувимов, и Серафимов, и всех Ангелов непри­ступного и страшного сиянием Божественного естества, – среди людей видят те, кому Ты изволяешь, Христе наш.

34. Спаситель сотворил душу, воспринятую Им, обожил ее; тело же носил тленное и вещественное. Тело умерло, но после тридневного воскресения тело Господне стало нетлен­ное, духовное, Божественное и входило дверем затворенным (Ин. 20, 26).

35. Мрак под ногами Его (Пс. 17, 10)–плоть Господа, окрест селение Его (Пс. 17, 12) во свете неприступнем (1Тим. 6, 16).

36. Цель Боговоплощения – даровать человеку Духа Святого, как бы душу для души, чтобы ум мог видеть Бога через просвещение умного Божественного света.

37. Христос вочеловечился, чтобы соблюсти закон Божий и заповеди Его, и чтобы всту­пить в борьбу и победить диавола. Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя (1Ин. 3, 8).

38. Через веру и соблюдение Моих заповедей, через крещение и Божественное прича­стие страшных Таин Моих Я всем даю жизнь. Говоря «жизнь», Я разумею Божественного Духа Моего.

39. Говорит Дух: «Нежелающего Я никогда не принуждаю, а хочу, чтобы служение повинующихся Мне было свободным и самопроизвольным, совершалось со страхом и любо­вью. Ибо для желающих Я – Пастырь и Владыка, для прочих же Я – Творец, конечно, и Бог по естеству, но никоим образом не Царь и не Вождь (и Начальник) тех, которые не взяли креста (своего) и Мне не последуют, ибо они суть чада, рабы и сосуды диавола».

40. Без Святого Духа никто не может ни греха избежать, ни исполнить заповедей Божиих, ни отражать власть и силу, какую возымели над нами демоны.

41. Для больного нашего естества богодухновенное Писание есть врачебная наука.

42. Сокровище Духа сокрыто в Священных Писаниях, и хотя бы ты все Писания знал наизусть, но научно не познаешь тайны Царствия Божия, но открывает Иисус Христос, как сказал: Имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя, и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам (Ин. 14, 21), тогда и отверзает Бог ум к разумению Писания.

43. Нужно исследовать Писания, чтобы твердо знать волю Божию, различать добро и зло и не всякому духу веровать.

44. Ключ разумения (Лк. 11, 52) благодать Пресвятого Духа, подаваемая веры ради и омраченному уму сообщающая истинное ведение и познание Божественного просвещения.

45. Лучше один, знающий Бога, чем мириады неверных.

46. Познай самого себя, что ты смертен и тленен.

47. Какими руками взяв персть, и как не имеющий уст, подобно нам, вдунул в меня дыхание? И как я стал душой бессмертной? Скажи мне, как из брения образовались кости, нервы, мясо, жилы, кожа, волосы, глаза, уши, губы и язык? Как ум связан с плотью? Не зная себя, как мы дерзаем исследовать Творца?

48. Когда сердце учеников Христовых через Духа Святого воспламенилось любовью к Господу, тогда-то отверзлись у них очи к познанию Его.

49. Покаяние есть познание грехов своих; снимает их милость Твоя.

50. Преуспеяние души в смирении и кротости определяет самопознание и боговедение.

51. Свет и тут и там один и тот же. Свет этот умно сияет и дает видеть то, чего раньше не видел, и через благодать Духа видится Сын со Отцом, и научается.

52. Просить нужно у Бога духовную силу распознавать козни диавола.

53. Уклонившись от правого и Божественного пути, я потерял славу и стал хуже всех скотов, хуже зверей, и гадов и птиц, и слеп и мертв. Но я – странник, умно озаренный Твоим светом, познал, что Ты переводишь человеческий род в невещественный и невидимый мир и поселяешь (в нем), разделяя и распределяя достойным обитания, каждому сообразно тому, как сохранил он, Спасе, заповеди Твои.

54. «Если бы, братия, могло нам подаваться познание истинной премудрости, то для чего бы требовалась вера? Или Божественное крещение? Или причастие Святых Таин? Конечно, не требовалось бы. Но понеже не разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих (1Кор. 1, 21).

И это говорит Божественный Павел. Я же справедливо могу плакать и рыдать о сокру­шении собственных моих членов, то есть плотских и духовных братий моих, о том, что мы, облекшиеся во Христа в Божественном крещении, ни во что вменяя тайны Христовы, думаем, что можем получить познание истины Божией посредством внешней премудрости и посредством одного чтения премудрых писаний святых мужей, в которых упражняемся, и, довольствуясь этим одним средством, почитаем себя постигшими Православие и имеющими точное твердое познание Пресвятой Троицы, – и не только об этом, но и что более почтен­ные перед другими людьми, они разумно полагают, будто те мысли, которые они слагают в уме своем, суть созерцания такого же достоинства, как и те, которые подаются достойным только через озарение Духа Святого».

55. Никтоже не знает Сына, токмо Отец; ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Мф. 11, 27) – глубины эти и эти сокровенные тайны Божии кто из мудрых, или риторов, или ученых (кроме тех, которые при сем ум свой имеют научен­ным высшей философией и подвижничеством, и имеют душевные чувства свои истинно обученными) может без откровения свыше одной человеческой мудростью познать? Они открываются посредством умного созерцания, действуемого Божественным Духом в тех, коим дано познавать их Божественной благодатью. Знание этих таин есть достояние тех людей, ум которых каждодневно просвещается Духом Святым ради чистоты души их, – тех, коих умные очи добре открыты действием лучей Солнца правды, – тех, коим дано Духом Святым слово разума и слово премудрости, – тех, кои сохраняют совесть и страх Божий посредством любви, мира, благости, милосердия, воздержания, веры.

56. Диавол, сей злой дух мысленный, невидимо действует на обнаженных от благо­дати. Диавол есть богоборец и человекоубийца. Демоны не творят воли Божией, а Христа исповедуют Богом, говоря: Вемы кто еси, Святый Божий (Лк. 4, 34).

57. Неблагоугодное Богу приятно диаволу. Поэтому всякий человек, который не прав, не истинен, не смирен, не любит того, что благоугодно Богу, есть друг диавола и враг Богу.

58. Всеоружие Божие – благодать Духа, когда имел Адам, то был князем и властителем мира сего, но когда диавол прельстил его, то по попущению Божию взял от него начальство

и власть, и назвался князем мира сего, и властвует, как разбойники властвуют над тем, что насильственно захватят в свои руки.

59. Диавол, дух невещественный, стал очень опытен в воевании против людей, ибо люди боримые умирают, а он все живет более семи тысяч лет.

60. Отдалив род человеческий от Бога, диавол хлопочет не допустить возвращения к Богу своими кознями: эллинством (внешняя мудрость), иудейством (почитания единого Бога, агаряне), ересями, противоправославным образом жизни, неразумными подвигами добрых деланий.

61. Как только душа человека мысленно проявила свою волю к согласию на грех, то диавол уже и не по воле человека увлекает его на грех делом.

62. От смирения исчезают все страсти, а с ними прогоняются и полчища демонов.

63. Большая часть людей, когда поют псалмы и молитвы творят, устами только произ­носят псалмы и молитвы, а ум их ведет беседы с бесами.

64. Бог естеством благ и хочет всякого блага и добра. Ведь добро воистину будет добрым (только) по воле. Без воли же добро не будет добром.

65. Всякое истинное добро делается только с помощью Божией. Желающий творить добро получает силу от Бога творить его во всяком месте: и среди мира, и в безмолвии.

66. Восхождение в сердце – шествие от меньшей доброты к большей.

67. Бог ненавидит всякое зло и всякий грех. Злые деяния лишили тебя Христа и сооб­щества святых.

68. И понять нельзя, каким образом бывает, что человек находит утеху и веселие в песнях и плясках, в шутках и смехе, в играх и забавах, в борьбе и кулачных боях.

69. Какая нужна сила, чтобы преодолеть в человеке действующую в нем злую силу.

70. Неверие не допускает и отгоняет Божественного Духа. Кто не верит, тот не просит, непросящий не воспринимает, а кто не воспринял Духа Святого, тот мертв.

71. Все же прочие дети – выкидыши, не знающие Родившего их по неверию и недела­нию заповедей. Как мнить себя сыном Божиим, а не знать Отца своего, не подражая смире­нию, страданиям и поруганиям Создателя, оставаться во мраке и тартаре своей плоти, кото­рая есть тление, смерть в бессмертном сосуде, лишаясь света.

72. А всякий неверный думает, что он мудрствует и верует право. Неверному кажется, что он знает все право, но знает не добре, и его разумность и самовластие не употреблены право.

73. Никтоже из нас не может иметь сердце пустым; но всякий имеет в сердце своем одно из двух: или благодать Духа Святого посредством веры и добрых дел, или лукавого диавола за неверие, нерадение о заповедях Божиих и делание злых дел.

74. Кто истинно верует во Христа, тот имеет жизнь вечную в себе, которая есть благо­дать Господа нашего Иисуса Христа.

75. Вера есть дар Божий, а употребление ее подчинено самовластию.

76. Кто верует, тот не гордится, но смиряется, подражая Господу (Мф. 11, 29). Кто верует, тот соблюдает целомудрие, ибо уверен, что блудники не спасутся (Евр. 13, 4). Кто верует, тот не идет широким и пространным путем, ведущим в погибель.

77. Веруяй в Мя, – сказал Ты, о Христе мой, – жив будет и не умрет вовеки (Ин. 11, 26). Итак, вот я верую – спаси меня.

78. Внутренняя брань демонская страшнее внешней борьбы и войны.

79. Иное есть бороться с врагами, иное победить, покорить их. Первое дело святых, второе – бесстрастных.

80. Любящий срамные и безместные дела, любит их не сам от себя, но по действу сатаны.

81. Но, чтобы пришел врач, надобно позвать Его, чтобы призвать, надобно увидеть болезнь и почувствовать ее.

82. Сравни Бога и змея: Адам Богу не поверил, а змею поверил – и увидишь великий грех преслушания.

83. Адам был создан с телом нетленным, однако же вещественным и духовным и был поставлен Творцом и Богом как царь бессмертный над нетленным миром, не только над раем, но и над всем творением, сущим под небесами. Адам не поверил словам Владыки: В оньже аще день снесте от него (древа), смертию умрете (Быт. 2, 17), – но поверил диаволу, сказавшему: Не смертию умрете; в оньже аще день снесте от него, отверзутся очи ваши, и будете яко бози, ведяще доброе и лукавое (Быт. 3, 4–5). Обнажился от нетленного одеяния, сшиста листвие смоковное (Быт. 3, 7) и прикрыл наготу. Адам виновником своего греха поставил Бога, сотворившего жену: Жена, юже дал еси мне, та ми даде от древа, и ядох (Быт. 3, 12).

84. Наш грех в том, что мы не несем с благодарностью наказания, скорби и немощи.

85. Диавол советует копить богатства и считать своей собственностью то, что Бог создал для общего всех людей употребления, чтобы через такое любоимание привить к нам два греха и соделать нас повинными вечному мучению; первый – грех бессердечия и неми­лосердия, а второй – грех упования на имущество свое, а не на Христа.

86. Похоть страстей есть тьма, а совершение грехов – ночь, влечение же к Тебе, Спасе, есть свет.

87. Я знаю, что скорби суть как бы дым, помыслы – тьма, искушения – стрелы, заботы – мрак, страсти же – звери.

88. Пять дев имели девственные тела и некоторые внешние добродетели, но имели в душе страсти зависти, ревности, ссоры, спорливости, осуждения и клеветы, ненависти, гнева, огорчения, злопамятства, тщеславия, человекоугодия, сребролюбия, плотской похоти, уныния, противоречия, лености, сонливости, самомнения, высокомудрия, гордости, объеде­ния – осуждены на вечное мучение.

89. Диавол и Адам имели грех – гордость. Гордость – от забвения Бога. Забвение – от небрежения и неугождения Богу. За гордость человек впадает в суд диаволь (1Тим. 3, 6) – лишение Божественной благодати.

90. Если ты думаешь, что духовная радость, мир и утешение есть плод твоих собствен­ных трудов, а не благодати Божией, то за это они будут взяты от тебя.

91. Страх Божий помогает стереть гордыню, в смирение, в доброту возводит душу.

92. Лукавство есть семя лукавого сеятеля.

93. Беструдная жизнь и обильная пища (самородная) сделали то, что Адам забыл Бога и блага, которые Он даровал ему, и презрел заповеди Его, и справедливо осужден в потовом труде обрабатывать землю и получать пищу, ибо земля лишилась производительности своей, по которой плоды порождались без труда.

94. Ибо Бог, когда согрешит душа, наказывает тело, чтобы она, пришедши в чувство, покаялась и спаслась.

95. Какую пользу принес мне мир? И что приобретают ныне те, которые находятся в мире? Поистине ничего, но нагими вселившись во гробах, они нагими и воскреснут, и все восплачут о том, что, оставив истинную жизнь, свет мира – Христа, они возлюбили тьму.

96. Тела грешных восстают, какими они посеяны на земле: грязевидными, зловон­ными, плевелами зла, совершенно мрачными, как соделавшие дела тьмы и бывшие оруди­ями всевозможного зла лукавого сеятеля.

97. Но и они восстают бессмертными и духовными, однако подобными тьме. Несчаст­ные же души, соединившись с ними, будучи сами мрачны и нечисты, соделаются подобными

диаволу, как подражавшие делам его и сохранившие его повеления. С ним они и будут поме­щены в неугасимом огне, быв преданы тьме и тартару.

98. Царствуй истины ради, и кротости, и правды (Пс. 44, 5), посему, если те, которые хранят врата Царствия Небесного, не увидят в христианине истину, кротость, правду, а с ними смирение и человеколюбие – подобие Христу, как сына Отцу, никак не отворят ему их и не дадут войти.

99. Любовь к Богу и людям от благой совести рождает смирение и милостивость.

100. Кто смиряется перед всеми – входит в чистоту помыслов, но, принимая и исповедуя другие помыслы, лишается сего, будучи занят рассуждением помыслов других.

Сотница вторая

1. Память смертную постоянно имей, ибо она есть виновница смирения.

2. Бог требует, чтобы человек всегда исповедовал свои грехи, имел бы от того само­уничижение, смиренное мудрование и не презирал других.

3. Прежде плача и слез нет в нас покаяния, ни страха Божия, не может размягчиться жестокосердие, не придет духовное смирение. Смирение ложное, если оно не соединено с плачем.

4. Петь Господу песнь нову – благодарение Богу от чистого сердца, сокрушенного и смиренного (Пс. 32, 3; 95, 1; 149, 1).

5. Избранники Божии среди славы смиренны и в бедности славны. Они не могут пре­зреть угнетенного и притесняемого богатыми, не стыдятся лица человеческого, ибо видят лицо Господне, не смягчаются сердцем через дары и не презирают закона справедливости, имея богатство, все в мире считают навозом, имея учителем Духа, не нуждаются в научении от людей.

6. Кто хочет узреть оный свет, тот должен быть в самом помысле и сердце чистейшим от плотских скверн, кротким, смиренным, спокойным, откровенным и чадом мира, воздер­жанным в пище и питии, и неослабно заниматься молитвой.

7. Ибо, когда душа очистится слезами соответственно являемому ею покаянию и исполнению заповедей, тогда человек, во-первых, удостаивается благодатью Духа познать свое состояние и всего себя; потом после тщательного и долговременного очищения сердца, укорения и глубокого смирения, начинает он мало-помалу, и некоторым образом призрачно, постигать яже о Боге и Божественных вещах; и чем больше постигает, тем паче дивится и стяжевает смирение, думая о себе, что совсем не достоин познания и откровения таких таин. Почему, блюдомый таким смирением, как бы находясь за крепкими стенами, пребы­вает неуязвим от помыслов тщеславия, хотя каждодневно растет в вере, надежде и любви к Богу, и ясно видит преуспеяние свое, являющееся в приложении ведения к ведению и добро­детели к добродетели. Когда же достигнет в меру возраста исполнения Христова и стяжет ум Христов и Самого Христа, тогда приходит в такое доброе состояние смирения, в коем уверен бывает, что не знает, имеет ли что-либо в себе доброе, и почитает себя рабом неклю-чимым и ничтожным. И то наипаче дивно и вышеестественно, что он держит на сердце, что во всем мире нет ни одного человека, который был бы ниже и грешнее его.

8. Относительно благодати знай, что когда станешь ты воистину иметь себя грешным паче всякого человека, тогда это будет значить, что воспринял ты действо благодати.

9. Мне даваемо было удостоверение, что прощены все мои грехи, и опять я увидел себя грешнейшим всякого человека.

10. Помилуй меня, Владыко, я хуже всех людей, хуже всех бессловесных гадов и зверей всех. Я более всех согрешил. Соедини меня, Боже, со смиренными, и кроткими, и нищими, дабы и я также сделался смиренным и кротким.

11. «Никто ни из Ангелов, ни из Архангелов, ни из других чинов никогда не видел ни природы Моей, ни Самого Меня – Творца – всецело, каков Я есмь, но они видят один только луч славы и некое излияние света Моего, и обожаются.

Ибо Я – вне всего, и для всех невидим», – говорит Господь.

12. Ум, соединившись с Богом, становится светом и видит Свет светов. Те, которые зрят Бога (значит, чисты сердцем), ум имеют всегда с Богом.

13. Имей ум всегда в Боге и во время сна, и во время бодрствования, при вкушении пищи, и в беседе, и за рукоделием, и за всяким другим делом, по слову пророка: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мне есть (Пс. 15, 8).

14. Ум же очищающихся, погружаясь в свет Божий, весь обожается и потому называ­ется умом Божиим. Освящение ума есть воскресение души.

15. Ум рождает слово и через него изводит и являет вне желания души. Отыми у чело­века ум, отымешь вместе с умом и слово, и будет безумный и бессловесный человек. Ум – породитель слова.

16. Человек двояк: из чувственного и умопостигаемого. Он один среди тварей знает Бога. Для него же одного, в силу ума, Бог уловим неуловимо, видится невидимо.

17. Что покров, на глаза возложенный, то помыслы мирские и воспоминания житей­ские для ума или ока души.

18. Каждый может сделаться, если желает, как злым, так и добрым. Никто не хотя не спасется.

19. Дух вещает: «Я всегда сияю пред лицем верных. Но они не желают воззреть на Меня, совершенно ненавидя Меня. Итак, что делать Мне с ними? Ибо спасти их без воли (их) и по принуждению – это показалось бы скорбным для желающих спастись. Ведь добро будет воистину добром (только по воле). Без воли же добро не будет добром. Поэтому желающих и Я вижу, и (ими) видим бываю, и делаю их сонаследниками Царствия Моего».

20. Кто властвует над пятью чувствами, тот – царь.

21. Дух жизни – мысленная душа, и образ Божий даровал Бог при создании человека.

22. Духом Божиим именуется Святой Дух; духами называют и наши души.

23. Душа – словесный образ Слова. Эти три: душа (дух), ум и слово суть одно в соеди­нении, но вместе и в разделении, будучи и соединены, и разделены. Если удалишь одно из трех, то вместе удалишь и всех. Ибо душа неразумная и бессловесная равна будет (душе) бессловесных; но и без души не может существовать ни ум, ни слово.

24. Закваска – благодать Христова – влагается в душу в три части ее – в разумную, желательную, раздражительную.

25. Когда разумная сила здраво рассуждает, и верно отличает добро от зла, и показывает властно силе желательной, что любить и от чего отвращаться, тогда раздражительная сила стоит между сими двумя, как благопокорливый раб, готовый усердно служить желаниям их, подвигает к мужеству и содействию добру и противодействию злу. Когда раздражительная сила соединяется с разумной и желательной, то бывает трое едино в созерцании триединого Божества. Желание, и мысль, и чувство нераздельно устремляются к воле Божией.

26. Человек имеет в единой душе и ум, и слово, и единое чувство, хотя оно по пяти естественным потребностям тела делится на пять чувств. В отношении к телесному оно нераздельно, разделяется посредством пяти частных чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, и, будучи неизменно изменяемо, проявляет действенность свою, и видит (не само чувство, но душа посредством его), и слышит, и обоняет, и вкушает, и различает вещи по осязанию.

27. Душа имеет в себе пять чувств в едином чувстве, в единой сущности и естестве человека, и это едино чувствует, рассуждает, как разумное существо, понимает, памятует, совещается с собой, желает или не желает, избирает или не избирает, любит или ненавидит; это едино в одно и то же время и видит, и слышит, и обоняет, и вкушает, и осязает, и понимает, и знает, и говорит. При восхищении перестают действовать телесные чувства.

28. Дивлюсь я, каким образом душа, будучи вся невещественна и имея умное око света, пользуется, однако, чувственным образом и телесными очами, как бы двумя окнами и, выгля­дывая через них, видит все видимое и, поворачиваясь обратно, невещественным образом созерцает мысленное и невещественное; будучи же неизреченным образом удерживаема посреди нетленного и тленного, одним влечется вниз к удовольствиям и страстям, другим же, окрыляясь, к небу, понуждается пребывать там.

29. Светильник – душа моя, елей – добродетели, фитиль – ум. Когда огонь светит, осве­щает душу и весь дом – в нем мысли и намерения, тогда двое, душа с Творцом, делаются едино и в душе пребывает Творец, вмещается в одной душе и душу внутри Себя объемлет. Тогда видит душа, что плоть ее есть болото, наполненное нечистыми ядовитыми гадами и множеством червей. Когда Господь касается меня, то все существо души и члены тела моего, приобщившись Божественной славы, блистают Божественным светом.

30. Соделай дом души твоей палатой в жилище Христу, Царю всяческих, каплями слез твоих, воплями, рыданиями, коленопреклонениями и частыми вздохами.

31. Душа, подобно закованному в железные кандалы и содержащемуся в темнице под крепкими запорами, не может освободиться иначе, как призывая Иисуса Христа и прибегая к духовному отцу. Будучи обучена, душа получает всеоружие Божие – Божественную бла­годать.

32. Ты ради меня явился на земле от Девы, прежде всех веков пребывающий невиди­мым. Человеком показался и, меня соделовая обоюду (то есть по душе и по телу, вне и вну­три) прекрасным и осиявая меня светом бессмертия.

33. Тело без души не живет и душа без Духа Святого не может соблюдать заповеди Твои, Спасителю.

34. Что болезнь в теле, то грех в душе. Ибо душа и ум изменяются от тела, ум от души и душа от ума и тела. Да не побеждается лучшее худшим, то есть душа телом.

35. Если мы сделаемся подобными Христу по душе, то станем подобны Ему и по телу.

36. Не ленись, о душе моя, искать Владыку! И очистись осиянием света, тогда Владыка Сам, придя, весь возобитает в тебе, и с тобой будет пребывать Тот, Кто мир сотворил, и ты будешь обладать истинным богатством, Которого мир не имеет, но (только) небо и те, которые вписаны там.

37. Когда же изгладятся все грехи слезами, тогда придет в душу вседействие Святого Духа и еще паче начнет напаять ее сладостью слез умиления, коим будет она мысленно питаться, крепнуть более и более и умножать плоды Духа.

38. Бог подает христианину, если просит, великие дарования: сердце сокрушенное и смиренное, трезвенное и целомудренное, покаянное и плачущее, память о смерти и буду­щем суде, мудрость и разум понимать Божественные Писания, смысл бояться Бога, силу молиться со страхом, благоговением, благодарением, подает непорочность, кротость, терпе­ние и благодушие. Это есть освящение и здравие души, и не жаждет тогда человек ни греха, ни денег, ни сласти плотской, ни славы и чести человеческой.

39. Проси, чтобы Бог царствовал в тебе, воскресил тебя, тебя носил и Сам тобой носим был, Сый над всеми Бог, Коему подобает всякое благодарение, честь и поклонение со Без­начальным Его Отцом и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

40. Ревностно старайся стать (делателем) одного внутреннего делания, с потом и тру­дами в Божественных добродетелях и священных подвигах, дабы явиться предо Мной дев­ственником в мыслях.

41. Кающийся должен обратить свой подвиг испросить у Христа Бога освящение и силу исполнять заповеди Его: «Призри на нас, Господи, по милости Твоей, и уврачуй немощи наши имени ради святого Твоего».

42. Без внутреннего делания вы подобны, пожалуй, прокаженным, одевшимся в све­тлые одежды, к обману видящих.

43. В церкви внимай только себе самому, службе и грехам своим, вспоминая и молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

44. Пребывай терпеливо в молитве, не расслабляясь скучанием и унынием. Из-за страха бесовского не оставляй молитвы.

45. И за грехи неведения дадим ответ, поэтому надлежит много молиться о них.

46. Есть семь классов лиц, о спасении которых потребна молитва Церкви: погибшие; пленники, порабощенные страстям и диаволу; заблудшие – как учит: настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей (Пс. 85, 11); уязвленные, то есть сокрушенные (неувра-чеванные); падающие (во грехи); восставшие (перестали грешить); шествующие (подвиза­ющиеся в добродетели).

47. Плод молитвы и чтения есть слезы и покаянное сокрушение, смиренномудрие, а кто не стяжевает этих плодов – не по Богу делание его.

48. Где нет истины, там ложь, и прелесть, и неведение Бога. Кто старается больше читать, а не молиться, тот – в прелести. Люди делают зло самоохотно и самовластно, не замечая, что это зло по внушению и влечению от диавола, и это есть прелесть.

49. Если кто мертвеца воскрешает и иные чудеса творит, а не живет по заветам святых отцов, то он в прелести, и отвергай его. Смотри на дела.

50. От начало мира таинство христианства в том, чтобы получать благодать от Духа, Который всем человекомхощет спастися, и в разум истины прийти (1Тим. 2, 4). Познание истины есть благодать. Она, по святому Евангелию, есть истина, которая Иисус Христом бысть.

51. Без веры никто не может делать истинно добрых дел и угодить Богу, потому что ради веры приходит благодать Господа нашего Иисуса Христа в того, кто уверовал в Него.

52. Брачная одежда есть благодать Святого Духа, когда имел Адам, то был князем и властителем мира сего.

53. Ум Христов – Дух Христов, то есть благодать Всесвятого Духа, просвещающая и подающая духовное Божественное ведение.

54. Как дитя, рожденное от утробы матери, чувствуя воздух сей, начинает плакать и кричать, так рожденный благодатью Всесвятого Духа выходит из мира сего, как из мрачной утробы, и входит в мысленный небесный свет, и плачет без печали, что освободился от раб­ства тьмы.

55. Праведнику закон не лежит (1Тим. 1, 9), ибо он живет выше закона–благодатью. Закон есть путеводитель ко Христу. А при благодати будут вси научени Богом (Ин. 6, 45), и праведники бывают уже учителями и себе самим, и ближним, светом мира и солью земли.

56. Когда благодать посещает человека, тогда свет воссияет мысленно в душе и при­влекает к себе весь ум и всю душу. Не чувствует человек, в теле он или вне тела, и Кто-то приводит в движение язык, и творится молитва, изгоняется из души вся тьма и всякое земное мудрование, отнимается вся вещественность и тяжесть тела и кажется, будто бы сла­гается бремя тления. В душе Свет производит великую радость, чувство умное и сладость, высшую всякой сладости чувственной, даруется свобода и забвение всех помыслов мира, и все чувства ума и души прилепляются к неизреченному веселию и радости от Того Света.

57. Если желаем достигнуть того, что возлюбила душа наша, то есть благодатных от Бога благ, и, будучи человеками, соделаться земными Ангелами, надлежит нам возлюбить также прискорбность и тесноту телесную, поднимать всякое злострадание и с радостью переносить искушения, в уверенности, что они принесут нам всякое добро.

58. Если христианин не примет Божественной благодати и силы по мере веры своей, то хотя он бдения совершает, хоть спит на голой земле, хотя поет псалмы день и ночь, все же он остается неуврачеванным и находится вне части Христовой, как и неверные.

59. Кто не имеет благодати, хотя и мудр, может стать начальником ереси и пасть в ров пагубы.

60. Сказано: Покайтеся (Мф. 4, 17), просите, ищите, толцыте, будучи всем слуга и всех меньший. Не просили люди прощения, и Бог выгнал их из рая, как изгнанников на земле определил.

61. Истинное покаяние с исповедью и слезами, как некиими пластырями и лекар­ствами, омывает и очищает рану сердца и саму язвину, какую до сердца открыло жало мысленной смерти, – потом извлекает вон червя, который сделал себе внутри нору и жил там, и убивает его, – наконец залечивает рану и место ее делает совершенно здоровым.

62. Совершай каждый вечер суд над собой, как день провел. Не осудил ли кого? Не досадил ли кому словом? Не соблазнил ли кого? Не посмотрел ли страстно на чье-либо лицо?

63. Кто не крещен, тот не просвещен. Есть духовное крещение и духовное рождение. Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым (Деян. 1, 5).

64. А иже кто не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий (гнев клятвы, кото­рая пала на Адама за преступление заповеди, то есть тление и смерть) пребывает на нем (Ин. 3, 36).

65. Грех есть смерть, и кто из умерших через него может воскреснуть сам собой? Воистину никто! Разве цари не умирают, и слава не проходит? Разве богатства не рассеива­ются, как пыль от ветра? Разве тела не истлевают в могилах?

66. От слез происходит то, что иной любит врагов своих и умоляет о них Бога, радуется в искушениях и хвалится скорбями, смотрит на грехи других, как на свои собственные, и плачет о них, и с готовностью предает жизнь свою на смерть за братий своих.

67. Если не просвещен ты Божественным Духом, если не плакал беспечальными сле­зами, если не увидел, что ум твой омыт, и не познал, что сердце твое очищено и просияло светлыми отблесками, и если неожиданно не нашел ты Христа внутри себя и не пришел в изумление, увидев Божественную красоту, и не забыл человеческой природы, почувствовав всего себя измененным, то как, скажи мне, не трепещешь ты говорить о Боге?

68. Цель всех по Богу живущих есть – благоугодить Христу нашему и примириться с Богом Отцом через приятие Святого Духа, и таким образом устроить свое спасение.

69. Все, скончавшиеся во святости и добродетели, даром спасены, а не за добрые дела и добродетели свои.

70. Восхоти, Невидимый, вообразитися внутрь меня, да вижду красоту Твою и доброту Твою несравненную, да ношу всегда единый образ Твой, Пренебесне, и забуду все видимое и земное. Даруй мне, благоутробне Господи, славу, какую дал Тебе Отец, да буду подобен Тебе, каковы есть все рабы Твои, и да буду с Тобой всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

71. Рожденный в мир сей пусть не думает, что он родился для того, чтобы наслаждаться сим миром и вкушать его радости, ибо, если бы это была цель рождения, то он не умирал бы. Рождается же, чтобы быть, начать существовать из не сущего; достигнуть в меру воз­раста Христова через подвиг; сделаться достойным обитать в небесных селениях, в сонме Ангелов.

72. Это время есть время трудов, а будущее – время венцов. Каждому из людей Бог даровал для полезной деятельности дар и силы. Весь подвиг в том, чтобы стяжать Дух Хри­стов и приносить плоды Духа (Рим. 8, 9; Гал. 5, 22). Кто верует, тот не идет широким и про­странным путем, ведущим в пагубу.

73. Бог царствует над нами правдой, ведением, истиной, и кто желает этого, над теми Бог восседит поверх, как на колеснице, держит руками Своими желания душ наших, как бразды, и, находя нас послушными, направляет нас туда, куда хочет, управляя желаниями нашими, как конями, по воле Своей, чтобы мы охотно творили заповеди Христовы.

74. Всему свой чин – младенца не кормят грубой пищей и взрослому не дают грудь.

75. Лествица восхождения: укрощение страстей и приобретение смирения через хра­нение сердца и внимание; пение, то есть молитва устами; умная молитва; созерцание.

76. Бог не попускает тем, которые всеусердно текут к Нему, совсем ниспасть (с той лествицы), но, видя их изнемогающими, содействует им и помогает, простирая к ним свыше руку силы Своей и к Себе возводя, – содействует и явно и неявно, и ведомо и неведомо, пока они, прошедши всю лествицу, к Нему Самому приближатся и, всецело с Ним соединясь, забудут все земное, наслаждаясь неизреченными благами.

77. Старец Симеон Благоговейный, поучая ученика своего Симеона (Нового Бого­слова), писал ему: «Поститься в посты надлежит тебе так: в Великий пост по два дня, кроме великого праздника, субботы и воскресенья; в другие посты через день вкушать; в прочие же дни года есть по одному разу в день, кроме субботы, воскресенья и праздников, но не досыта».

78. Кто подвизается и проводит жизнь, как заповедует святое Евангелие, тот может питаться всегда и жить одним хлебом и водой и быть при этом еще крепче и здоровее тех, которые едят много разнообразных яств.

79. Сдружение Бога с душой есть сокровенное посещение ее Богом. И признаком того, что благодать Божия посетила душу, служит то, если она молится со страхом и благогове­нием, стоит на молитве благочинно и великое имеет внимание к тому, о чем молится.

80. Одни только те уединяющиеся, которые пребывают с одним Богом и одни в Боге, обнажившись от всевозможных помышлений и помыслов и созерцая одного только Бога в уме, живут во свете будущего века, как Ангелы и сыны Вышнего, уступая только тем, что удерживаются телом, как темницей.

81. Предание сатане во измождение плоти (1Кор. 5, 5), между прочим, означает и то, чтобы грешник наказан был разными телесными недугами, страданиями, ранами и болез­нями неизлечимыми, дабы уцеломудрился, пришел в чувство и раскаялся, и нехотя, будучи вынужден страданиями тела, и чего не хотел сделать, будучи здоров, то сделал от болезни и мучений плоти.

82. Итак, брате мой, если ты не хочешь переносить скорби, бесчестия, унижения и поношения, не хочешь быть как какой несмысленный, незнаемый, нищий и заброшенный, не хочешь также быть презираемым от всякого человека и почитаемым за какого-либо поме­шанного, то скажи мне, каким же другим способом возможно тебе сделаться чуждым соб­ственной воли своей? Если Бог заповедал нам терпеть такое, как бывающее с нами для испы­тания, или лучше сказать, для очищения душ наших, мы же не хотим того терпеть, но живет в нас земное мудрование плоти, заставляющее нас не желать никакого лишения и злостра-дания, то как можно нам быть мертвым к миру и к вещам мирским?

83. Ты, Боже мой, любя, познаешь (избираешь) только тех, которые Тебя любят, и исключительно им (одним) Самого Себя являешь.

84. Пари над всеми сетями, под крыльями же разумей святую любовь; подражай жребяти, носящему Творца.

85. Должно точно знать, что Я Бог и Создатель, и человек, превзойдя чин наемника и рабский страх, как друг с другом разуметь и беседовать будет со Мной, приближаясь ко Мне через послушание заповедям: считать себя ничтожнее всех в мире, поистине худшим не только из подвижников и мирских людей, но (даже) и язычников; незначительное нарушение одной малейшей заповеди считать отпадением от вечной жизни, на малых детей смотреть как на совершенных мужей, совершенно не иметь в сердце против кого-либо даже легкого возбуждения или малого подозрения, из сострадания молиться от души и со скорбью сердца за всех согрешающих против тебя, равно и против Меня отваживающихся на то же, со сле­зами прося об их обращении, вместе с тем, благословлять проклинающих тебя и хвалить постоянно злословящих тебя по зависти, обижающих считать как бы благодетелями. Тогда такой будет бескровный мученик ради любви Христу-мученику без оскорбления, виселиц, костров, без сожигания огнем и рассекания мечами.

86. Христе мой, избавь меня от безумия и научи любить Тебя – это жизнь всех верных.

87. Христианин, любящий деньги, – идолопоклонник; любящий славу человеческую, – воин диавола; преданный страстям плотским, – раб греха и диавола.

88. Как те, которые не родились телесно, не находятся в видимом мире, так и те, кото­рые не родились духовно, не находятся в умном мире и не входят в оный свет, в который вводит Бог верующих в Него.

89. Воспрещают причащаться святые отцы таковым: оглашенным и еще некрещеным; крещеным, но любящим грехи, как-то: блудники, убийцы, лихоимцы, обидчики, гордецы, завистники, злопамятные; бесноватым, если они хулят и поносят Божественное Таинство сие; тем, которые пришли в чувство и раскаялись, прекратили греховные дела свои и исповедались, но несут епитимию, то есть которые не дошли еще до решимости посвятить Богу всю жизнь свою и жить во Христе жизнью чистой и безукоризненной.

90. Тело и Кровь Таинства, принятые недостойной душей, принимаются только по видимости, а не ощутительно. То, что око не виде, и ухо не слыша (1Кор. 2, 9), есть Кровь и Тело Христово, вечные блага, жизнь вечная. Ибо те, которые причащаются недостойно, «суд себе ядят и пиют, не рассуждая Тела Господня».

91. Монах – тот, кто не смешивается с миром и с одним Богом непрестанно беседует, видя (Его), он и (Им) видим бывает и, любя – любим.

92. Прощение грехов бывает просто через таинство покаяния и исповеди или с приня­тием ангельской схимы.

93. Обновленный благодатью имеет ум, соединенный с Божественным, видя мирское, как бы не видит, смотрит на чувственное и телесное духовно, как на образ вещей невидимых, и слышит глас Бога (Ин. 10, 27).

94. Бесстрастный, если увидит женщину, хоть бы самую красивую, не смотрит на кра­соту лица ее, но видит ее тлеющею и разлагающеюся, как бы она незадолго умерла и сдела­лась вся пищей червей и комом вонючей грязи.

95. Отвергся ли ты мира и всего мирского, брате? Сделался ли нестяжательным, послушным, чуждым своей воли? Стяжал ли кротость и смирение? Преуспел ли в посте, молитве и бдении? Достиг ли совершенной любви к Богу и ближнего любишь ли, как самого себя? Молишься ли со слезами и от всей души за тех, которые тебя ненавидят, онеправдывают и вражески относятся к тебе, да будут прощены им такие согрешения их? Если из всего сказанного ты достиг и того, что возлюбил врагов своих и многократно плакал о них от сердца, молясь Богу об обращении их и покаянии, то явно, что ты преуспел прежде и во всем прочем, то есть подвигами, тобой подъятыми, сделался бесстрастным, стяжал сердце чистое от страстей и в нем узрел Бога.

96. Святых много, а бесстрастных мало, ибо одно есть неделание злого, а другое – воз­делывание небесных и вечных благ, ибо иное есть не печалиться и не гневаться при бесче­стиях, поношениях, искушениях, а иное – желать этого с благодарением. Иное есть молитва Богу об обидчиках, иное – прощать им, иное – любить их от всей души, иное – не отличать их от друзей. Иное есть бороться со врагами, иное – победить, покорить их. Первое – дело святых, второе – бесстрастных.

97. Ту славу, которую дает Отец Сыну, дает и нам Сын по благодати.

98. Вначале Бог обновит всю тварь в нетление и потом воскресит людей нетленными, чтобы они обитали в вечном, нетленном, духовном жилище. Яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих (Рим. 8, 21). О теле нашем говорит апо­стол: сеется тело душевное, восстает не таким, каким было тело первозданного прежде пре­ступления заповеди, то есть вещественным, чувственным, преложным, имеющим нужду в чувственной пище, но восстает тело духовное (1Кор. 15, 44), каким по воскресении было тело Господне, второго Адама, перворожденного из мертвых; каковое несравненно превос­ходнее тела первозданного Адама. Таким же образом и вся тварь по повелению Божию имеет быть по всеобщем воскресении не такой, какой была создана, вещественной и чувственной, но имеет пересоздаться и соделаться неким невещественным и духовным обиталищем после того, как перегорит в Божественном огне. Праведницы наследят землю духовную (Пс. 36, 29).

Небо станет более блестящим и светлым, земля в цветах светлых и духовных, в неизре­ченной красоте будет, солнце в семь раз будет сиять сильнее.

99. Мир, сделавшись духовным и Божественным, соединится с умным миром, явится неким мысленным раем, Иерусалимом Небесным, Иисус Сладчайший наш Владыка виден будет всем праведникам и с каждым пребывать и сиять будет. Все святые с Богом как бы одно тело составляют. Святые будут видеть и знать друг друга.

100. Дом Давидов – это мы, как сродники его (Давида). Боже, Ты сродник наш по плоти, а мы – Твои по Божеству Твоему, сродники, братья Твои. Мы делаемся членами Христовыми, а Христос нашими членам.


Источник: Святоотеческие сотницы : [Сборник] / Сост. архим. Наум (Байбородин) ; [Ред. И.В. Судникова]. - Москва : Сибирская Благозвонница, 2020. - 590, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle