преподобный Авва Исайя
СЛОВО ДВАДЦАТЬ ПЯТОЕ К авве Петру, ученику своему
1. Что ты написал ко мне: хочу принести покаяние Богу о грехах моих, если Господь избавит меня от горькой, какую имею, заботы мирской, то хорошо сказал: если избавлюсь от дел века сего, пoелику невозможно уму пещись о том и другом, как и Господь сказал: «не можете Богу работати и мамоне» (Мф. 6, 24). Мамона означает всякое делание мира сего. Итак, если не оставит его человек, то не может служить Богу.
2. Служение же Богу какое другое есть, как не то, чтоб не иметь в уме ничего, чуждого (Бога), когда благословляем Его, ни похотения, когда молимся Ему, ни злобы, когда поем Ему, ни ненависти, когда поклоняемся Ему, ни злой ревнивости, полагающей нам препоны, когда приседим Ему, ни срамной сласти в членах наших, когда воспоминаем о Нем: ибо все сие мрачные стены суть, объемлющие бедную душу, и не может она чисто служить Богу, имея в себе это. Препоны полагает это ей в воздухе, и не дает ей сретить Бога, и в сокровенности благословить Его, и помолиться Ему в сладости любви, в приятности сердца и в желании святом, чтобы просветиться от Него.
3. От того ум помрачается всегда, и не может преуспеть по Богу, что не заботится разумно отсечь сие. Невозможно же ему озаботиться отсечь сие, если не станет он беспопечительным о делах века сего33. Одна (забота обращена во) вне, – и промышляет о (вещах) века сего, в упокоение тела, другая же – внутрь, (об удовлетворении) страстей, и строит препоны добродетелям. Но душа не видит сей внутренней, страстной, если не освободится от внешней. Посему Господь Иисус сказал, что всякий, не отрекшийся от всей воли своей, не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26).
4. Внешняя попечительность – от произволения, а внутренняя – от внешнего действования. Господь наш Иисус, зная, что над тою или другою царит воля, повелел отсечь ее. Пoелику ум мертвится, пока душа заботится о внешнем, то внутренние страсти проявляют тогда свои воздействия уже без раздумывания (без удержки). Итак, если душа послушается слова Иисуса – отсечь все хотения свои, то начинает ненавидеть всякое делание мира сего. И тогда возбуждается ум и стоит, пока не извергнет их из дома своего, внимая непрестанно душе и охраняя ее, чтоб не возвратилась вспять к тому, что причиняло ей напасть.
5. Душа подобна замужней молодой женщине, которая, когда муж ее отойдет на сторону, без страха и стыда не заботится с усердием (как бы следовало) о том, что в доме. Когда же придет муж ее в дом свой, она тотчас в страхе отстает от того, что делано было ею, и начинает хлопотать о всем по воле мужа. И он, пришедши, хлопочет о домашних вещах по всему, в чем имеется нужда. Таков и ум. Когда возбудится он, то печется о душе и хранит ее непрестанно, пока она родит с ним, и он воспитывает чад ее. И наконец они бывают одно сердце, душа покоряется уму, и покоряется она ему, как написано в Апостоле: «глава же жене муж». И еще: «муж не должен есть покрывати главу, образ и слава Божия сый: жена же слава мужу есть. Несть бо муж от жены, но жена от мужа: ибо не создан бысть муж жены ради, но жена мужа ради. Сего ради должна есть жена власть имети на главе, Ангел ради. Обаче ни муж без жены, ни жена без мужа, о Господе. Якоже бо жена от мужа, сице и муж женою: вся же от Бога» (1Кор. 11,3, 7–12).
6. Слово сие относится к тем, кои сподобились соделаться едино с Господом, и не имеют уже (прежнего) образа. Сии суть молящиеся Богу в чистоте. Сии суть благословляющие Бога в сердце святом. Сии суть просветившиеся от Бога. Сии суть истинные поклонники, каких ищет Бог. Сии суть, о коих сказал Он: «вселюся в них, и похожду» (2Кор. 6, 16). К ним относится сказанное Им, что если двое согласятся (между собою), то о чем бы они ни просили во имя Его, все будет им (Мф. 18, 19). Итак, Он хочет, чтобы Свои Ему были чисты от всего вещественного, и видимо, и сокровенно в душе, и от всего, что упразднил Он в теле Своем, чрез воплощение Свое, как сказал: «будите во Мне, и Аз в вас» (Иоан. 15, 4). Видишь, брате, что прежде желает Он, чтобы мы были в Нем делами, тогда и Он будет в нас, ради чистоты по силе нашей.
7. Но скажет кто: я стал быть в Нем чрез крещение, жизнь же сделать (соответственною тому) не могу. Послушай, возлюбленне! Всеконечно, приемлющий крещение приемлет его в упразднение греха, как сказал Апостол: «спогребохомся убо Ему крещением в смерть, да упразднится тело греховное, яко к тому не работати нам греху» (Рим. 6, 4, 6). Ибо невозможно Христу пребывать со грехом вместе. Посему, если вселился в тебя Христос, то грех умер, «дух же живет правды ради», как сказал еще Апостол (Рим. 8, 10). Ибо «мужатая жена живу мужу привязана есть законом: аще ли же умрет муж ея, разрешится от закона мужескаго. Тем же убо живу сущу мужу прелюбодейца бывает, аще будет мужеви иному: аще ли умрет муж ея, свободна есть от закона, не быти ей прелюбодейце, бывшей мужу иному» (Рим. 7, 2. 3).
8. Итак, желающий узнать, вселился ли в нем Христос, познает сие из своих помыслов. Доколе грех влечет сердце, дотоле Бог не вселялся еще в него, и Дух Его не нашел еще себе в нем покоя. Ибо Богу подобает вселяться в человеке тогда, когда он сделает (соответственные тому) дела, и человеку быть в Боге, когда душа его свободится (от страстей), как сказал Апостол: «прилепляяйся сквернодейце, едино тело есть (с блудодейцею); прилепляяйся же Господеви един дух есть с Господем» (1Кор. 6,16. 17). Ибо всякая неестественность именуется блудницею.
9. Итак, когда душа освободится и минует все, преграждающее ей путь в воздухе (т.е. в восхождении к Богу), тогда начинает она быть в Боге и приемлет от Духа Его, – по сказанному, что «прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господем», – и Он научает ее, как молиться, – ее, поклоняющуюся Ему непрестанно, и прилепляющуюся к Нему. И Он пребывает в ней, руководя ее и упокоевая непрестанно, открывая ей почести и дарования Свои неизреченные. Ибо она возрождается от Него чрез крещение и чрез вдуновение Духа Его, как написано: «рожденный от Бога не согрешает, и лукавый не прикасается ему» (1Иоан. 5, 18), «яко от Бога рожден есть» (1Иоан. 3, 9). Как сказал Он в Евангелии: «аще не обратитеся, и будете, яко дети, не внидете в царство небесное» (Мф. 18, 3). И опять: «Будьте, как новорожденные младенцы, словесное млеко вожделевающие, да о нем возрастете» (1Петр. 2, 2).
10. Какие же дела свойственны дитяти? Дитя, если его побьют, плачет, и с радующимися с ним радуется; если побранят его, не гневается, и если похвалят, не возносится; если почтут дружку его паче его, не ревнует; если возьмут что из принадлежащего ему, не мятется; если оставят ему мало в наследство, не осведомляется, не входит в тяжбу ни с кем, не любопрится из-за своего ему, не ненавидит никакого человека; если беден, не печалится, если богат, не высокомудрствует; если видит женщину, не вожделевает ее; сласть похотная или многозаботливость не господствуют над ним; никого он не осуждает, ни над кем не властительствует; никому не завидует; не говорит с самохвальством о том, чего не знает; не смеется над ближним из-за внешнего вида его; ни с кем не имеет вражды; не притворяется; не ищет почести мира сего; не ищет собрания богатства; не сребролюбствует; не бывает дерзок; не любопрится; не учительствует со страстию, ни о ком не беспокоится; если разденут его, не печалится; не держит своей воли; не боится голода, ни злодеев; не боится зверя, ни брани; когда бывают гонения, не мятется.
11. Таков тот, о ком Господь наш Иисус сказал (кого в пример ставит): «аще не обратитеся, и будете, яко дети не внидете в царство небесное». Когда же немного возрастет дитя, и начнет жить в нем зло, укоряет его Апостол, говоря: «да не бываем ктому младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней лщения: Истинствующе же в любви да возрастим в Него всяческая» (Еф. 4, 14. 15). И опять говорит: «как младенцев, млеком вы напоих, а не брашном: ибо не у можасте, но ниже еще можете ныне» (1Кор. 3, 2. 3). И еще говорит: «в елико время наследник млад есть, ничимже лучший есть раба, господь сый всех. Но под повелители и приставники есть, даже до нарока отча. Такоже и мы, егда бехом млади, под стихиами бехом мира порабощени» (Гал, 4, 1–3). И опять: «похотей юных бегай» (2Тим. 2, 22). Научая убо нас отвергать такое младенчество, сказал: «братие, не дети бывайте умы: но злобою младенствуйте, умы же совершенни бывайте» (1Кор. 14, 20). Итак, дело (истинных) младенцев о Христе в чем состоит? Вот в чем, по слову Апостола Петра: «отложите убо всяку злобу, и всяку лесть и лицемерие и зависть, и вся клеветы, яко новорождени младенцы» (1Петр. 2, 1). Видишь ли, брате, что значит слово, сказанное Господом нашим Иисусом: «аминь, аминь глаголю вам, аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в царство небесное» (Мф. 18, 3)? Полно страха слово сие, потому что Господь наш сказал его с клятвою: «аминь, аминь глаголю вам»: Он Сам есть Аминь. Почему Апостол сказал: пoелику нет другого кого больше Бога, то «Он клятся Собою, глаголя: воистину» (аминь) «благословя благословлю тя» (Евр. 6, 13. 14).
12. Уразумеем же точно слово сие и будем всячески стараться со страхом и трепетом исполнять его всякий час, как только случай к тому будет. Когда враг уязвит нас стрелою неприязни на ближнего, или за то, что оскорбит кто нас, или что обесчестит, или что оклевещет, или что заспорит с нами ближний, чтоб сделать ему уступку, или огорчение нечистое начнет щемить нас, приводя в движение злое воспоминание о том, что сделал нам ближний, чтоб омрачить душу нашу гневом и ненавистью, когда что-нибудь такое приблизится к душе нашей, поспешим тогда вспомнить слово Господа нашего, которое Он изрек с клятвою, говоря: «аминь, аминь глаголю вам: аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в царство небесное». Кто не устрашится слыша слово сие? Или кто из мудрых, желающих спасти душу свою, не выбросит из сердца своего всякое неудовольствие, какое имеет на ближнего? Или кто из боящихся попасть в геенну не исторгнет из сердца своего всякую ненависть, чтоб не быть извержену вне царствия? Ибо Господь наш сказал решительным словом: аще «не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в царство небесное». Тяжко слово сие для держащих волю свою, любящих мир и не познавших (не приявших) дара Святого Духа, потому что на кого низойдет Он, тому подает забвение всякого зла, и научает его Своему, – вместо гнева – кротости, вместо вражды – миру, вместо любопрения – смиренномудрию, вместо ненависти – любви, вместо малодушия – долготерпению. Таковы сподобившиеся возрождения.
13. Постараемся же отсечь от сердца своего сказанное нам великим Апостолом, и оставим то, чтобы придти в меру дитяти. Позаботившиеся о том (Апостолы) и отсекшие то от душ своих (чтоб стать младенцами о Христе), пришли потом опять во святой великий возраст и совершенство. Ибо Господь, после того, как дунул в лицо их, говорит: «приимите Дух Свят» (Иоан. 20, 22); явившись же им на море Галилейском, сказал: дети, имате ли что снедно (Лук. 24, 41)? напоминая им, что чрез вдуновение Духа, Он сделал их детьми, – тогда как по плоти они не были детьми. Опять написано: «се Аз, и дети, яже Ми дал есть Бог. Понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися техже, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь диавола, и избавит сих» (Евр. 2, 14. 15). Чьей же плоти и крови сделался Он приискренним, если не тех, кои оставили всякое лукавство и достигли в меру святого детства. И они же опять стали совершенными, по слову Апостола: «Дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» (Еф. 4, 13). И опять «возращение тела творит в создание самаго себе любовию» (ст. 16). Таковым пишет Апостол Иоанн, говоря: «Пишу вам, дети, яко познасте отца... Писах вам, юноши, яко победисте лукаваго» (1Иоан. 2, 13. 14). Узнал ты теперь, что возмладенчествовавшие злобою, они самые стали борцами против врага, потому что обнажены от его всеорудия, которое есть злоба, и они же потом стали отцами и достигли в меру совершенства, так что вверяются им откровения и тайны, пока достигнут мудрости, единения, благости, кротости и чистоты, так как таковы принадлежности кротости. Они-то и суть прославившие Христа в теле своем.
14. Восподвизаемся же, возлюбленный брате, по соделавшемуся на земле великому гладу (кажется, духовному), ни в чем не малодушествовать, но непрестанно умолять благость Божию, да не попустит Он нам обольститься прелестью врага и завистника, творящего зло немилостиво, и бесстыдно настаивающего и говорящего, что если не ныне, то завтра, но не уступлю, пока34 не пересилю его. Почему будем молиться неотступно, говоря, как святый Давид: «призри, услыши мя Господи Боже мой, просвети очи мои, да не когда усну в смерть: да не когда речет враг мой: укрепихся на него. Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся» (Пс. 12, 4–6). Если враги начнут одолевать нас, воззовем, говоря: «Боже, кто уподобится Тебе? не премолчи, ниже укроти Боже» (не будь кроток ко врагам). «Яко се врази Твои, Боже, возшумеша» (воскричали... возгласили), «и ненавидящии Тя воздвигоша главу. На люди Твоя лукавноваша волею», говоря: не оставим памяти об Израиле (Пс. 82, 2–5). Преуспевший же Святым Духом говорил: «Боже, положи я яко коло, яко трость пред лицем ветра. Исполни лица их безчестия, и да познают, яко Ты един Вышний по всей земли» (Пс. 82, 14. 17. 19). Так подвизающиеся верою своею укрепляют сердце свое против врагов, и прежде чем те станут бороть их, водружают себя на святом камне, который есть Христос, говоря в крепости сердца: «обыдоша мя, яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии: и именем Господним противляхся им» (Пс. 117, 12).
15. Когда увидим, что враги окружили нас своим вселукавством, которое есть уныние (разленение), или расслабляют душу сластию похотною, или не дают перенести гнева на ближнего, когда он сделает что недолжное, или отягощают очи наши к вожделению телес, или хотят увлечь нас ко вкушению сладких яств, или слова ближнего делают для нас ядом, или нас побуждают уничижить слово другого, или внушают различие полагать между братиями, говоря: этот хорош, а тот худ, – так, когда окружит нас таковое, да не возмалодушествуем, но паче да воззовем в крепости сердца, как Давид, говоря: «Господь защититель живота моего! Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое; аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю. Единою просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый Его. Яко скры мя... и вознесе мя: И ныне се вознесе главу мою на враги моя» (Пс. 26, 1. 3–6). Сие свойственно воздвигшим ум свой от мертвых дел, которые Апостол называет ночью, говоря: «несмы нощи, ниже тмы» (1Сол. 5, 5). Обличая же нерадящих о себе, говорил Он: «спящии бо в нощи спят; и упивающиися в нощи упиваются» (- ст. 7). И еще: «день Господень, яко тать в нощи, тако приидет; и не имут избежати» (- ст. 2. 3), потому что они в нощи суть. А к тем, которые воздвигли ум свой от страстей, кои суть ночь, он говорил: «сынове суще дне, да трезвимся, оболкшеся в броню веры и любве, и шлем упования спасения» (ст. 8).
16. Сотворим убо все, трезвенствуя умом от мертвых дел, и внимая душою всякий час, чтоб не делать ничего, кроме естественного, потому что естество наше изменчиво по слову Исаии Пророка, который сказал: «милостив к тебе Господь, смиренная и колеблемая, не имела еси утешения» (Ис. 54, 10. 11). Ибо душа похожа на железо, которое, если будет оставлено в небрежении, ржавеет, а когда разожгут его огнем, то огонь очищает его, и пока оно в огне, подобно бывает огню и никто не может взять его (в руки), потому что оно огонь. Такова и душа: пока пребывает она с Богом и приседит Ему, дотоле бывает огнем и попаляет всех врагов своих, доведших ее до заржавления во время нерадения ее, и (сей огонь) делает ее чистою в обновлении, как железо, и она уже не услаждается ничем мирским, но упокоевается в естестве своем, которого сподобилась, так как оно было первоначально ее собственностью. Когда же она оставит свое естество, то умирает. Ибо как животное умирает, если погрузить его в воду, потому что оно из земной сущности есть, опять и рыбы, если попадут на землю, умирают, потому что они из водной сущности суть, равно и пернатые, будучи на воздухе, в покое пребывают, а когда спустятся на землю, боятся, как бы не поймали их: так и совершенная душа, пребывающая в естестве своем, когда оставит естество свое, тотчас умирает.
17. Почему, сделавшиеся достойными и сподобившиеся даров оных, смотрят на мир, как на темницу для них, и не хотят смешиваться с ним, чтоб не умереть. Такая душа не может уже возлюбить мир, хотя бы и пожелала, помня о прежнем своем состоянии, в каком находилась прежде, чем стала пребывать в Боге, о том, что наделал ей мир и как сделал ее пустою. Ибо как, когда в город войдет враг царя, и мужи (града) из страха дадут ему руки, он тотчас спешит, по злобности своей, изображения царя уничтожить, и законы его отменить; затем вводит другие законы тяжкие и ставит свое там изображение, а наконец все множество народа заставляет работать себе. Когда же граждане тайно дадут знать истинному царю, говоря: приди, помоги нам, и он, разгневавшись на врага своего, придет со своим войском, тогда граждане, услышав о том, с радостию отворяют ему ворота, и он входит и убивает врага своего, изображение, поставленное им насильственно, уничтожает, и законы отменяет; город радуется, и истинный царь, восстановив свое изображение и свои законы, живет в нем, укрепляет его, чтоб никто уже не завладевал им, и живущих в нем научает воевать, чтоб они без страха были пред всяким врагом своим. Такова и душа, которою, после святого крещения, опять насильственно завладел враг, смирил ее всякими срамными своими кознями, образ Царя низложил и поставил свой и свои законы, заставил ее пещись о делах мира сего, научил действовать нерадиво и нечестиво, и вообще сделал ее такою, какою хотел, но которой наконец благость святого и великого Царя Иисуса послала покаяние, – и возрадовалась душа. Покаяние отверзло вход, и великий Царь Христос, вошедши в нее, врага ее истребил, образ его и нечестивые законы его изгладил, и, сделав ее свободною, поставил в ней святый образ Свой, и предал ей Свои законы, и все чувства ее научил воевать, и наконец почивает в душе оной, потому что она стала Его. Так бывает с душою по милости Божией!
18. Итак, невозможно душе войти в покой Сына Божия, если не имеет она образа Царева. Как монеты никто из купцов не принимает и не дает, если она не имеет изображения царева, не взвешивает ее весовщик, и царь не допускает ее в свою сокровищницу: так, если и душа не имеет образа Великого Царя Иисуса, то не допускают ее (войти) Ангелы, и Сам Царь отревает ее, говоря: как ты вошла сюда, не имея образа Моего? Знамение же образа сего есть любовь. Ибо Он Сам сказал: «о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Иоан. 13, 35). Но любви Его невозможно быть в нас, когда душа разделена, и Бога ищет и мирское любит. Как птица не может полететь одним крылом, или имея что навешенное на себя, так и душа не может преуспеть по Богу, будучи связана чем либо из мирского. Как корабль, не имея чего-либо необходимого в нем, не может плавать: так и душе невозможно переплыть волны страстей, если она не имеет какой-либо добродетели. Как матросы не носят хороших одежд, или перчаток, или сапог, и (в случае нужды) не могут плыть, если не будут наги: так и душа не может переплыть волны сопротивных духов злобы, если не будет обнажена от всего мирского. Как воин, исходя на брань против врагов царя, не может устоять против них, если не имеет чего-либо из всеоружия: так невозможно монаху противостоять страстям, не имея какой-либо из добродетелей. Как когда в городе, огражденном стеною, малая часть стены будет разрушена, то враги, желая войти в него, все внимание свое обращают на эту разоренную часть, чтоб войти чрез нее, и хотя стражи есть при вратах, но они не могут устоять против врагов, если не воссозиждется разоренное: так подвижник монах, когда им обладает какая-либо страсть, не может устоять против врагов и достигнуть в меру совершенства.
19. Не я сие говорю, но и Божественное Писание говорит. Так в книге Бытия написано: «и рече Бог к Ною: тя» единаго «видех праведна в роде сем» и совершенна (Быт. 7, 1). Опять и Аврааму сказал Он: «буди непорочен предо Мною и положу с тобою завет... в завет вечен» (Быт. 17, 1. 7). Исаак же, благословляя сына своего Иакова, сказал ему: «Бог мой да укрепит тебя, чтобы ты возмог исполнить всю волю Его» (Быт. 28, 1 – ). Опять в книге Чисел написано: «всякий кто имеет обет на себе, да воздержится от пития вина, и оцта винна, и сикера, и от всего исходящаго» (от винограда) «даже до кости» (Числ. 6, 1 – 4). И во Второзаконии: «аще изыдеши ополчитися на враги твоя, сохрани себя от всякаго слова зла, доколе предан будет в руки твои враг твой» (Втор. 23, 9 – ). «Из седми же народов сих, не оставляй никого из них имеющим дыхание: да не научат тебя согрешить предо Мною» (Втор. 20, 16. 18). Научая не малодушествовать тех из нас, которые говорят: скоро ли истребишь их, когда их столько, сказал: «невозможеши погубити их в один год, да не будет земля пуста, и умножатся зверие дивии на тя; но мало по малу, пока умножишься и возрастешь... и умножит Бог пределы твои» (Втор. 7, 22). Много раз также заповедывал им Бог, говоря: «внимай, да не когда положишь Завет с Хананеями, которых Я намерен истребить от лица твоего» (– ст. 2).
20. Также, когда Иисус Навин пошел и окружил Иерихон и разрушил его, Бог сказал: «прокляни его, и все что его» (Иис. Нав. 6, 16). Еще, когда Иисус хотел сразиться с (жителями) Гая, то Израиль побежал от лица их не могши противостоять врагам, по причине малого нечего, находившегося под клятвою, что украл Ахар. Тогда Иисус, падши на лице, восплакал пред Богом, говоря: «отврати Израиль выю свою пред враги своими» (Иис. 7, 8), и «Я что сотворю?» И сказал ему Архистратиг силы Господней: «так как на тебе клятва, Израиль, то не можешь ты устоять против врагов своих» (– 13). И (Иисус) не вышел уже на брань, пока не истребил Ахара. Видим также, что Бог отъял царство у Саула, по причине клятвы, какой подвергся он из-за Амалика. И еще за то, что Ионафан омочил «жезл свой (в соте медвене) и обратил во уста свои, Бог не услышал Израиля в день той» (1Цар. 14, 27. 37). Опять Екклезиаст, научая нас, что и малейшая страсть уничтожает силу добродетелей, говорит: «мухи умершии сгнояют елея сладость» (10, 1). Иезекииль также говорит: в какой день «совратится праведник от» пути «правды своея и сотворит неправду, дам болезнь на лице его, и правды его не помяну» (Иез. 18, 24). Опять Апостол говорит: «мал квас все смешение квасит» (Гал. 5, 9). Анания же и Сапфира, жена его, когда, взявши (себе) из цены села, солгали, тотчас пали у ног Апостолов и испустили дух, за малое дело сие. Опять Иаков говорит: «иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен» (Иак. 2, 10).
21. Воодушевляя же нас обратиться к Нему, Бог говорит у Иезекииля: «в какой день обратится беззаконник от пути своего беззаконнаго, и сотворит суд и правду, беззаконий его не помяну, но жизнию поживет» (18, 21); «яко не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему: обращением обратитеся: и Вскую умираете, доме Израилев» (33, 11). Опять и Иеремия говорит: «обратися ко Мне, доме Израилев, и милостив буду вам, глаголет Господь» (Иер. 3, 12; 36, 3). И еще: «еда падаяй не востает; или отвращаяйся не обратится? Вскую отвратишася людие Мои сии во Иерусалиме отвращением безстудным, и укрепишася в произволении своем, и не восхотеша обратитися, глаголет Господь» (Иер. 8, 4. 5)? «Обратитеся ко Мне, и обращуся к вам» (Малах. 3, 7). И Господь Иисус сказал: «аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный. Аще ли не отпущаете, ни Отец ваш отпустит вам» (Мф. 6, 14. 15). Так же Апостол говорит: «аще кто из вас впадет в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости» (Гал. 6, 1). Опять Иаков говорит: «братие, аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его, да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти, и покрыет множество грехов» (Иак. 5, 19. 20).
22. Вот все сии свидетельства Писаний побуждают нас испытать самих себя, не имеем ли, трудясь (в делании должного), злобы на ближнего, или не держим ли гнева на него, не прощая ему (чего либо), чтоб это не сгубило труда нашего. В таком случае и Господь наш Иисус Христос не поможет нам в тот час, когда будут обижать нас враги наши. Ибо Он Сам строго укорил неких таковых, говоря: «рабе лукавый, весь долг он отпустих тебе, понеже умолил мя еси. Не подобаше ли и тебе помиловати клеврета твоего? И прогневався... предаде его мучителем, Дóндеже воздаст весь долг свой. Тако и Отец Мой небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату своему от сердец ваших прегрешения их» (Мф. 18, 32 – 35). Рассматривай же себя, брате, каждодневно, если желаешь узнать сердце свое, что есть в нем пред Богом, – не осуждение ли (там брата), или ненависть (к нему), или зависть, или презорство? Если насеется в сердце твоем такой яд, поминай (тогда) Слово Господа Иисуса, сказанное Им: «тако Отец ваш небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату своему от сердец ваших прегрешения их». Кто убо страшится попасть в геенну, да извергнет из сердца своего всякую злобу, чтоб оное страшное определение не пало на него. Внимай же сердцу своему, брате, и бодрствуй над врагами, ибо они вселукавы в злотворстве своем. Убедись в сердце своем в истине такого слова, что невозможно человеку делать добро, когда делает зло, но можно человеку делать зло под видом добра.
23. Посему Спаситель наш научил нас бодрствовать над ними (врагами), говоря: «что узкая врата и тесный путь, вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его. Пространная (же) врата и широкий путь, вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им. Внемлите же,» говорит, «от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы. От плод их познаете их» (Мф. 7, 14, 13. 15. 16). Какие же это плоды их, если не всякая неестественность, с которою они налегают на нас, желая склонять на нее сердце наше? Но любящих Бога от всего сердца лжепророки не могут убедить ни в чем своем, по слову Апостола: «кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни начала, ни силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина кая тварь возможет нас разлучити от любве Божия?» Видишь, брате мой, каковы любящие Бога от всего сердца, что ничто мирское не может отлучить их от любви Его?
24. Внимай же себе, чтоб что-нибудь пагубное не отдалило тебя от любви Божией, – или золото, или серебро, или жилища, или сласть удовольствия, или ненависть, или поношение, или уязвление сердца словом, или всякий другой яд, вливаемый змием в сердце наше. Не мятись, (увидев в себе что такое), но паче поспешим устремить взор свой на медного змия, которого сделал Моисей по слову Господа. Он возложил его на древо, на вершине горы, чтобы всякий, уязвленный змием, тотчас мог воззреть на него, и исцелиться. Господь наш Иисус Христос уподобился сему змию медному. (Змий) враг есть, коего послушав Адам сделался врагом Божиим. Господь наш Иисус сделался совершенным человеком, по всему, кроме греха, подобным Адаму, ради нас; а змий медный, хотя подобен (по виду) тому, кто был врагом Божиим, – помысла злого не имеет, ни яда, ни злобы, не пресмыкается и не шипит, и дыхания вражия не имеет. Прообраз сей исполнил Господь наш Иисус, чтоб погасить яд, которого вкусил Адам из уст змия. И возвратилось естество, соделавшееся неестественностью, в естественность. Подобное сему говорит (Бог) Моисею: «что сие есть в руце твоей? он же рече: жезл. И рече (ему): поверзи его на землю. И верже и на землю, и бысть змий: и отбеже Моисей от него. И рече Господь к Моисею: простри руку, и ими (его) за хвост: простер убо руку, взя (его) за хвост, и бысть жезл в руце его» (Исх. 4, 2–4). После сего говорил ему Бог в разное время, то: возьми жезл (обращавшийся в змия) и ударь им по реке Египетской пред лицом фараона, и вода ее превратится в кровь; то: ударь им Чермное море, и оно высохнет, то: возьми жезл, который имеешь в руке своей, которым ты ударял море, ударь в камень, и он даст из себя воду (Исх. 7, 19; 14, 16; Числ. 20, 8).
25. Видишь, как идущий по стопам Господа нашего Иисуса Христа, после того, как был врагом и змием, превращается в жезл, и никто из врагов не противостоит ему? Таинство сие велико есть. Почему, если змий посеет яд свой в нас, поспешим воззреть на восшедшего на крест. Все сие (страдания, крест, смерть) сделали Ему ради нас. И Он все претерпел, не изменившись, не оскорбившись на озлобивших Его, не сказав жесткого слова, но пребыл неподвижен, подобно медному змию. Итак, если будем внимать Ему и последовать стопам Его, то здравы будем от угрызений скрытных змий. Сила и помощь Его есть, сказавшего: «якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому: да всяк веруяй в он не погибнет, но имать живот вечный» (Иоан. 3, 14. 15). Сие и есть следовать по стопам Его, – чтобы быть здравыми чрез Него. Как же бываем мы здравы? Если веруем, что Он силен есть (к тому). Ибо к угрызенным в пустыне, не сам змий медный приходил врачевать их, но угрызенный змием, с верою воззревал на него и становился здравым. Там много было умерших от змий, потому что не поверили Слову Божию, как сказал Апостол: «ни да искушаим Христа, якоже они искусиша, и от змий погибоша» (1Кор. 10, 9).
26. Знаешь ли, брате, что даже до ныне есть змий в душе, желающий искушать Иисуса? Искушать же Его что другое есть, если не вопрошать о заповедях Его, и не исполнять их, как написано: «и вопроси един от них законоучитель, искушая Его, и глаголя: Учителю, кая заповедь больши есть в законе; Иисус же рече ему: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею, и искренняго твоего, яко сам себе. В сию обою заповедию весь закон и пророцы висят» (Мф. 22, 35–40). Видишь ли, что вопрошающие и неделающие называются искусителями? Потому что не хотят уверовать в медного змия, могущего спасти их от яда змия невидимого. Удерживай же сердце свое и не унывай, говоря: как могу я соблюсти добродетели, будучи человеком грешным? Ибо когда оставит человек грехи свои и обратится к Богу, то покаяние возрождает его, как говорит Апостол: «якоже облекохомся во образ перстнаго, (тако) да облечемся и во образ небеснаго» (1Кор. 15, 49). Видишь ли, что (Бог) дал человеку изменяться чрез покаяние и совершенно новым соделываться чрез него?
27. Пока младенец находится на лоне матери, дотоле она охраняет его каждочасно от всякого зла. Если он заплачет, она дает ему сосец свой, и слегка ударяет его по ланите, устрашая его, чтоб брал молоко ее со страхом, и не имел сердца дерзкого. Если он от этого заплачет, она сжаливается над ним, как над плодом чрева своего, утешает его, целует и лелеет, пока он не возьмет сосец ее. Если показать младенцу золото, или серебро, или маргариты, и всякую другую вещь мира, он хоть взглядывает на то, но, находясь на лоне матери, все презирает, чтоб наслаждаться сосцом ее. Отец не бранится с ним, почему не работает, или почему не идет на войну против врагов его, потому что он мал еще и не может: ноги имеет, но не может стоять на них, руки имеет, но не может держать оружия. Так терпит его благодушно мать, пока он мало по малу вырастет. Когда вырастет он немного, и схватится бороться с другим кем, и тот повергнет его наземь, то отец не гневается на него за это, зная, что он еще дитя. Когда же сделается он мужем, тогда обнаруживается расположение его, – враг ли он врагам отца своего. Тогда отец вверяет ему дела свои, так как он сын его. Если же после всех трудов, какими родители потрудились над ним, он, выросши, сделается для них чумою, возненавидит родителей, не станет слушаться их благородия и сдружится с врагами их, тогда они, лишив его своего к нему благорасположения, изгоняют его из дома своего, (положив) не дать ему и наследства.
28. И мы, брате, попечемся о себе, (понуждая себя) пребыть под кровом покаяния; будем принимать млеко из сосцов его, чтоб оно питало нас. Презрим все видимое, чтоб усладилось в устах наших млеко его. Будем нести иго его обучения, чтоб оно (усерднее) попеклось о нас. Если схватимся бороться с врагами нашими, и они повергнут нас долу, как малышей, восплачемся пред ним, чтоб оно умолило Отца нашего, отмстить за нас обидевшим нас. Отсечем всякое желание сердца нашего, и возлюбим быть странниками, чтоб оно спасло нас, как Авраама. Покоримся под руки его, как Иаков, да приимем благословение от Отца нашего. Возненавидим хотения сердца нашего, как Моисей возненавидел и, сохранен быв под кровом его, восстал на хотевших убить его (покаяние), как свободный от всякой сласти похотной. Не презрим его, чтоб оно не возненавидело нас, как Исава. Сохраним чистоту его, чтоб оно возвысило нас в земле врагов наших. Будем всегда иметь его добрым кровом, как Иисус, сын Навин, «Слуга» говорит, «Иисус, сын Навин, юноша не исхождаше из скинии» (Исх, 33. 11). Не дадим места унынию в сердце нашем, чтоб оно не сделало нас безнаследными в земле обетования. Возлюбим во всем смирение, и возревнуем войти в землю, текущую медом и млеком, как Халев. Не будем вожделевать ничего пагубного, чтоб не быть истребленными, подобно Ахару. Возлюбим совесть его (покаянную), чтоб она сокрушала нас каждый час и спасала в час искушения, как Раав. Не будем любить услаждения гортани чем-нибудь из яств, чтоб оно не истребило нас, как сынов Илия. Предохраним себя от всякой неправды, как Самуил, незазренный совестью, чтобы сделал что-либо злое ближнему. Не будем любить злого завистования другим, чтоб оно (покаяние) не отвергло нас, как Саула. Возлюбим не воздавать зло ближнему, чтоб оно (покаяние) сохранило нас от зла, как Давида. Не будем любить велехваления и тщеславия, чтоб оно не отреяло нас от лица Отца нашего, как Авессалома. Но возлюбим смиренномудрие и честность, чтоб оно возымело нас отмстителями всем врагам Отца нашего, как Соломона. Возлюбим полное от всего отречение, обуздывая члены свои от всякого дела мертвого, чтобы восприять мужественное сердце против врагов наших, подобно Илии Фесвитянину. Не будем сластолюбцами и похотниками, чтоб оно (покаяние) не истребило нас как Ахаава. Будем подвизаться до смерти, чтоб не потерять святого наследия его, подобно Навуфею Израильтянину. Будем во всем послушны Отцам нашим по Богу, отсекая всякую волю свою, чтоб, за совершенную покорность им, пребыло на нас благословение их, как на Елиссее. Не будем сребролюбцами и лживыми человекоугодниками, чтоб не постигла нас кара, как Гиезия. Возлюбим верных во всем (мужей), паче себя самих, чтоб оно (покаяние) благословило нас, как Сонамитянину. Не будем страстными любителями срамных дел, чтоб оно не истребило нас от лица своего, как Ахию и Седекию, жженных во огне царем Вавилонским. Возненавидим грех, ради души нашей, даже до смерти, чтоб оно помогло нам в час нужды, как Сусанне. Не будем вожделевать различных снедей, чтоб оно не оставило нас, как (не оставило) получавших пищу с трапезы Навуходоносора. Возлюбим злострадание во всем, чтоб оно порадовалось о нас, как о тех, кои были с Азарием. Не будем вселукавы, как Вавилоняне, роптавшие на верных. Будем исполнять службы наши (молитвенные), не поблажая лености тела, подобно Даниилу, который лучше желал умереть, нежели оставить молитвы, которые совершал каждодневно. Ибо Бог силен сохранить любящих Его от искушений, а злых истребить. Так вера, яже к Богу, праведного (Даниила) сделала зверей агнцами овними. Благословен Бог покаяния, и благословен у Него возлюбивший его (покаяние), и подклонивший выю свою под иго воли его (покаяния), доколе возродится свыше волею Божиею.
29. Итак, брате, нужду имеет человек в великой рассудительности, в отсечении всякого хотения плотского, в трезвении на всех путях своих со вниманием, чтоб не заблудиться и не впасть в руки врагов его (покаяния). Так уклонение к самоправедности закалает его, осуждение грешников отгоняет его, уничижение нерадивых пресекает его. О нем написано в Притчах: «тесны стези дому ея: брашна же леностнаго не яде. Сугуба одеяния сотвори мужу своему. Бысть яко корабль куплю деющий издалеча: собирает себе богатство» (Прит. 31, 27. 22. 14). Постараемся же понять его из слова сего. Купец, нагружая корабль, полагает в него не один род (товаров), но все, от чего, как знает, получит прибыль. Когда видит кого несущим убыток, то не соревнует ему, но соревнует обогатившимся и (в покое) пребывающим в домах своих. От всякой вещи убыточной отвращается он, а всякую прибыльную заимствует, пока купит себе собственную. Неизменным правилом ему служит вот что: чтоб, от чего получил прибыль, опять озабочиваться закупать того же, и (о прочем) спрашивать не завидующих ему, обогатившихся и покоящихся в домах своих и поскольку продавать мне это, за сколько купить то. Такова и душа, желающая сретить Бога непреткновенно. Недовольно ей одного дела, но о всяком деле выгодном (для спасения) она промышляет; если же узнает о каком деле, что оно убыточно, то бежит от него, чтобы не изубыточиться.
30. Теперь, брате мой, назвал ты себя купцом Иисуса? Позаботься же быть им. Торговля Царя оного далека от всякой убыточной вещи. Вот предметы, убыточные для него: слава человеческая, гордость, самооправедность, презорство, огорчительные речи, любоимание, похвальба, любовь к развлечениям. Все это убыточно для купцов Иисуса, и невозможно им угодить Ему, если они имеют то в лавке своей. Рассмотри же себя, брате, что в тебе находится? Пусть ум твой обследует чувства твои, какие из них плод приносят Богу, и какие из них влекутся к греху. Не увлекаются ли очи твои сластию удовольствия? Язык твой не бывает ли побеждаем продерзостью? Не видишь ли сердца своего услаждающимся человеческим почетом? Не радует ли ушей твоих клевета? Все это убыточно для ума. В книге Левит написано: так скажи Аарону: «да не принесеши на жертвенник Мой из чистых животных имеющее порок; да не умреши» (Лев, 22, 18. 20). Аарон есть образ ума. Пoелику враг (обычно) свое зло примешивает к начинаниям праведным, то и заповедал (Бог) прежде принесения их Ему обследовать, чтоб не умереть. Умереть же значит низойти из созерцания и войти в соглашение с желающими осквернить чувства его.
31. Таковы слова возлюбивших Иисуса и возуповавших на Него! И стала душа их невестою украшенною всякою добродетелью, имеющею святое свое зерцало, по слову Апостола: «мы же вси откровенным лицем славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу, якоже от Господня Духа» (2Кор. 3, 18). Ибо «ныне видим в зерцале и гадании, тогда же узрим Его лицем к лицу» (1Кор. 13, 12). Итак те, которые сделались невестами Ему по чистоте, смотрятся в самих себя, как в зеркало, нет ли какого порока в лице их, и оно не понравится Жениху их. Ибо Он ищет девственниц, душ чистых, не имеющих порока, как написано о Ревекке, что она была очень доброзрачна и не познала мужа (Быт. 24, 16). И Пророк говорит: «приведутся царю девы в след ея, искренния ея приведутся Тебе» (Пс. 44, 15). «Приведутся» показывает на святое Его человечество, а «искренния ея» – на прилепление к Нему. Пoелику возрождение во святом крещении обновило их от всякой ветхости, а покаяние очищает их и делает святыми девами, забывшими о всякой ветхости и уже не помнящими о ней, как сказал им (Пророк): «слыши дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, и дом отца твоего. И возжелает царь доброты твоея» (Пс. 44, 11. 12). И удивятся ей все силы небесные, по причине чистоты, какою очистило ее покаяние, и сделало ее едино тело с Господом, и скажут: «кто сия восходящая убелена, и утверждаема о брате своем» (Песнь песн. 8, 5)?
32. Употребим же всю силу нашу со слезами на то, чтоб подвизаться мало помалу, пока совлечемся деяний ветхого человека, и сохранять себя от всякого дела пагубного, пока придет любовь Его к нам и, отняв от нас образ перстного, поставит в сердце нашем святой образ Его, небесного, да будем достойны Его, чисты от всякого порока, как сказал Апостол: «якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся во образ небеснаго» (1 Кор, 15, 49). Пoелику знал Апостол, что нет человека без греха, с тех пор, как учинено преступление, и что покаяние может опять возвратить человека к безгрешному обновлению; то и сказал, чтоб мы оставили деяния преступившего Заповедь, и делали деяния, т.е. святые Заповеди Господа нашего Иисуса Христа, сотворившего милость и понесшего рабство человека, чтоб ввести его в сокровенный рай, и даровать ему все святые Свои добродетели, дав ему вкусить от древа жизни, которое есть чистота, явленная Им в Себе, и умирив Херувимов с пламенным их оружием, обращающимся хранить путь древа жизни, который есть ведение святых словес Его, охраняющее их (верных) всегда, и заграждающее слух их от всякого слова змия, напоминая о горьком рабстве, в которое впали прежде, чтоб опять не возвратились к нему, и научая их непрестанно благодарить Искупившего их честною кровью Своею. Он изгладив рукописание рабства их Крестом (Кол. 2, 14) и сделав их братиями и другами (Иоан. 15, 14; 20, 17), излив Духа Своего на них по благодати и успокоив сердца их, сказал: «восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» (Иоан. 20, 17). Еще: «Отче, хощу, да идеже есмь Аз и тии будут со Мною, потому что Я возлюбил их, как Ты Меня возлюбил» (Иоан. 17, 24. 23). Показал Он нам также, что не о всех сказал это, но о тех, кои, оставив воли свои, последовали Его святой воле, и отсекли от себя всякое желание мира сего. Ибо говорил: «Аз избрах их от мира: сего ради ненавидит их мир, яко от мира не суть» (Иоан. 15, 19; 17, 9. 14). Видишь, что оставившие мирское, – они-то и удостоились быть невестами Господа Иисуса? Они пребывают в единении с Ним, как сказал Апостол: «сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину. Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь» (Еф. 5, 31. 32). И опять он же сказал: «яко быти языком снаследником и стелесником и спричастником обетования Его о Христе Иисусе, благовествованием» (Еф. 3, 6). Видишь, что в тех, кои удостоились соделаться едино тело с Господом, обитает и Дух Его Святый? И Он вспомоществует им, Он и печется о них, как сказал Господь: «не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца вашего, глаголяй в вас» (Мф. 10. 20). Также и Апостол: «нам же Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует, и глубины Божия» (1Кор. 2, 10). «Мы же», говорит он еще, «ум Христов имамы» (ст. 16). Како же возможно уму Христову помышлять о каком-либо грехе?
33. Приникни, брате, сердцем своим в сие таинство, – что всякий род на земле рождает с однородным ему, а не с инородным, скот ли то, или зверь, или пресмыкающееся, или пернатое. Почему Бог привел всех (их) к Адаму, – видеть, есть ли подобное ему? И не нашлось, потому что они не были из его естества. Тогда Бог, взяв одно из ребер Адама, сотворил его женою, так как взял его из мужа ее. Сие таинство великое бывает и в тех, кои соделываются невестами Христу, так как они из сущности Его суть чрез возрождение, и из святого тела Его, как говорит Апостол: «все мы едино тело есмы о Христе, а по единому друг другу уди» (Рим. 12, 5). И опять: «зане уди есмы тела Его, от плоти Его, и от костей Его» (Еф. 5, 30). Видишь ли, чего Он хочет? Чтобы человек был во всем подобен Ему, как Ева из Адама есть и во всем подобна ему. Почему, если мы имеем нечто от неразумия скотов, или жадность зверей, или непостоянство пернатых, или яд пресмыкающихся, то такие души не могут быть девами-невестами Ему, потому что они не суть по деяниям Его. Видишь ли, брате, как Он желает, чтоб человек был по Нему, здрав от всякой неестественности, дабы удостоиться быть невестою Ему? Душа познаёт помыслы свои из своих деяний. Если она творит деяния (Духа), то (явно, что) Дух Святой обитает в ней, так как деяния (Духа) возрождают душу бесстрастной. И невозможно Духу Святому не обитать в такой душе, как сказал Господь: «аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите. И Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам – Духа истины» (Иоан. 14, 15–17). И Апостол также говорит: «или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть, разве точию чим неискусни есте» (2Кор. 13, 5).
34. Видишь ли, что если кто не стяжет деяний Иисуса, то он неискусен и не невеста Ему? Все девы приготовили светильники свои, но не имевшие деяний остались за дверью. Невод, брошенный в море, собрал (всякого рода рыбы), но в царствие приняты (только добрые). Плевелы выросли вместе с пшеницею, но когда настала жатва, связаны в снопы и брошены в огонь. Розги все оставались в лозе виноградной, но не принесшие плода ввергнуты в огонь. Овцы паслись вместе с козлищами, но только одних овец Он ввел с Собою, а козлища брошены вне. Сеятель равно сеял все семена свои, но порадован только теми, кои возрасли на доброй земле. Дававший серебро (таланты, мнасы) давал их без лицеприятия, но только удвоивший его принес ему радость. Все званы были на брак, но не имевшего одеяния брачного (царь) велел бросить во тьму вечную. Эти слова нас касаются, потому что все мы говорим, что веруем, но не имеющих деяний Божества Его, бросит Он вне, как сказал: «мнози бо суть звани, мало же избранных» (Мф. 22, 14).
35. Исследуем себя, братие, и рассмотрим деяния свои, прежде чем сретим Господа. Не будем смотреть на тех, кои творят плотские хотения сердца своего, чтоб не погубить толикого богатства, какое имеем обрести в час нужды. Восподвизаемся приобрести его, а то, какое имеем оставить, презрим, как врага. Помыслим о тех, кои весь свой труд иждили на хлопоты о гибнущих (благах), что они оставили их и отошли, и за них наследовали геенну, потому что не хотели следовать по стопам Господа, чтоб удостоиться быть Ему невестами. Будем же подвизаться со слезами пред Богом, с болезнованием сердечным и стенанием сокровенным, да (не попустит Он нам) впасть в такое их посрамление. Ибо, когда бывает на море волнение, и многие корабли погибнут, а другие остаются еще целыми, то не говорят: погрязнем и мы в пучине, как они, но воодушевляют друг друга не унывать и умоляют Бога помочь им. Поистине великое стоит волнение на земле. Будем же себя всячески понуждать к трудам, и вопиять к Господу, да не погибнем: так, когда и на море бывает буря, начальник корабля всегда находит и в числе матросов и в числе пассажиров таких, которые воодушевляют его. (Да ведаем что) если человек не обнажится от всякой вещи погибельной, то не может спастись из этого моря многоволненного. И Моисей не мог воспеть песнь Господу, пока не перешел моря и не увидел смерти хотевших удержать род его в Египте, чтоб были они там рабами. И когда уже перевел их, когда совсем стали они свободны, тогда лишь воззвал он: «поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море» (Исх. 15, 1).
36. Так, когда ум спасет чувства души от пожеланий плоти и минует их, тогда столп созерцания его отделит душу от пожеланий плоти. Затем, если Бог увидит бесстыдство страстей, что они устремляются на душу, желая удержать чувства ее во грехе, между тем, как ум в сокровенности приседит непрестанно Богу, то посылает ему помощь Свою и все их за раз истребляет, как написано: «рече Господь к Моисею: что вопиеши ко Мне? Заповедуй сыном Израиля и да уготовят себя. И ты возми жезл, который в руке твоей, и низведи его на воду моря, – и изсохнет» (Исх. 14, 15. 16). Верен Бог дать руку (помощи) и ныне Моисею, чтоб спасти Израиля (ум) из рук Египтян, кои суть пожелания, какие мы исполняли, – да и мы сподобимся воспеть Ему новую песнь, говоря: «поим Господеви, славно бо прославися». Но как можем мы сказать: «славно бо прославися», если льнем к врагам нашим и обращаемся к Египту волею нашею, вожделевая яств тамошних, и понуждая Аарона: «сотвори нам боги», которые повели бы нас в Египет (Исх. 32, 1), – и если мы так смирены малодушием, что хулим духовную пищу. Силен же Бог возвратить к нам Моисея с горы для истребления тельца бодающего, коим мы прогневали Бога. Силен Бог, даровавший нам покаяние, опять возвратит нас к Себе, и укрепит Моисея помолиться о нас, говоря: «аще оставиши им грехи, остави: аще же ни, изглади мя из книги живых» (Исх. 32, 32), и облечь силою, вовремя, Иисуса на истребление седьми народов, обративших в свое достояние землю обетованную завистливым лукавством своим, – да примет Израиль наследие свое, живя в нем независтно во веки веков. Аминь. Его есть сила, Его помощь, Его покров, Его мудрость, Его охрана. Он в нас есть Господи Иисус Христос, в славу и честь Бога Отца и Святого Духа, прежде века, и ныне и во веки веков. Аминь. Когда прочитаешь это, брате, потрудись попещись и об исполнении того, да покроет тебя Господь в час искушения. Аминь.
* * *
У Паисия здесь стоит такое положение: «Два бо вещества суть содержащая душу» – Два предмета занимают душу, или две заботы.
Исправлено место сие по Паисию.