Неделя пятая Великого поста: память преподобной Марии Египетской
В пятое воскресенье Великого поста, посвященное преподобной Марии Египетской, перед неделей, подготовительной к Страстным дням, Церковь достигает полноты покаяния.
До обращения ко Господу преподобная Мария по своему нраву была современная, очень современная – позорная женщина, с самых юных лет. Только если раньше такая жизнь была порицаема, то теперь этим позором хвалятся, пропагандируют эту клоаку, это злосмрадие греховное, как что-то прекрасное, как что-то ароматное. Все делается в нашей стране, чтобы превратить всех девушек в Марий Египетских без покаяния.
Без покаяния как говорить о самой главной тайне жизни, о воплощении Слова Божия, и о том, что оно связано с тайной целомудрия? Не представлять ли тем самым для самонадеянных глупцов, как говорит апостол Иоанн Богослов, Бога лживым? Как осмелиться произнести, что за всепревосходящую чистоту Девы Марии даровано всему человеческому роду спасение? С кем поделиться сокровенной мудростью о том, что личность человека не только душа, но и тело? Кто услышит и поймет, что тело христианина чисто и свято, и сродно Телу Христову, что оно омыто водою крещения, помазано святым миром, причастно животворящим Христовым Тайнам? Не метанием ли бисера будет обратиться со словами: «Разве вы не знаете, что тела ваши – храмы Духа Святого?» (1Кор.6:19) Только тогда, когда мы приносим Господу подлинное покаяние, узнаем мы Духом Святым, для чего дано нам тело, и исполняемся решимости до смерти стоять за чистоту, которую имели в телах своих святые мученики, приобщившиеся силе Креста Христова и Воскресения.
Без ясного и глубокого различения добра и зла как будет наш пост Марииным стоянием? Как душа, подобно жене грешнице, которая возлюбила много, принесет плач о себе, о Господе и о всех, ради кого Господь пришел принять страдания?!
Протоиерей Александр Шаргунов
ТРОПАРИ ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ ИЗ ВЕЛИКОГО КАНОНА
Струи иорданския прешедши, обрела еси покой безболезненный, плоти сласти избежавши, еяже и нас изми твоими молитвами преподобная.
«Перейдя иорданские воды, нашла покой от страстей и избежала искушений плоти: и нас твоими молитвами избави от греховных напастей».
Удивила еси всех странным житием твоим, Ангелов чины, и человеков соборы, невещественно поживши, и естество прешедши, имже яко невещественныма ногами вшедши, Марие, Иордан прешла еси.
«Отшельническим твоим житием, Мария, ты удивила всех: и сонмы Ангелов, и собрания людей, – живя, как бесплотная, и преодолев греховную природу естества, благодаря чему, как по воздуху, ты перешла Иордан».