Вторник пятой седмицы Великого поста
О СРЕБРОЛЮБИИ
Большая часть премудрых учителей, после описанного нами сладострастного мучителя, полагают обыкновенно сего тмоглавого беса сребролюбия. Чтобы и нам, немудрым, не изменить порядка премудрых, восхотели и мы последовать тому же распределению и правилу. Итак, если угодно, поговорим немного о сем недуге, а потом скажем вкратце и о врачевании.
1. Сребролюбие есть поклонение идолам, дщерь неверия, извинение себя своими немощами, предсказатель старости, предвозвестник голода, гадатель о бездождии.
2. Сребролюбец есть хулитель Евангелия и добровольный отступник. Стяжавший любовь расточил деньги; а кто говорит, что имеет и то и другое, тот сам себя обманывает.
3. Оплакивающий себя самого даже и тела своего отвергся и не щадит его в случае нужды.
4. Не говори, что собираешь деньги ради нищих; ибо и две лепты вдовицы купили Царство Небесное.
5. Страннолюбец и сребролюбец друг с другом встретились; и второй назвал первого безрассудным.
6. Победивший страсть сию отсек попечения; а связанный ею никогда не молится чисто.
7. Сребролюбие начинается под видом раздаяния милостыни, а оканчивается ненавистию к бедным. Сребролюбец бывает милостив, пока собирает деньги; а как скоро накопил их, так и сжал руки.
8. Видел я нищих деньгами, которые, в сожительстве с нищими духом, обогатились духовно и забыли первую свою нищету.
9. Монах, любящий деньги, чужд лености; он ежечасно вспоминает слово апостола: «праздный да не яст» (2Фес.3:10); и другое: «руце сии послужисте мне и сущим со мною» (Деян.20:34).
Шестнадцатая борьба. Кто в ней одержал победу, тот или любовь Божию приобрел, или отсек суетные попечения.
Преподобный Иоанн Лествичник. «Лествица»
О ЛЖИ
Железо и камень, соударяясь, производят огонь: многословие же и смехотворство порождают ложь.
1. Ложь есть истребление любви; а клятвопреступление есть отвержение от Бога.
2. Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех; ибо нет порока, против которого Всесвятой Дух произнес бы столь страшное изречение, как против лжи. Если Бог «погубит вся глаголющия лжу» (Пс.5:7), то что постраждут те, которые сшивают ложь с клятвами?
3. Видал я людей, которые величались ложью и празднословием, и остротами своими, возбуждая смех, истребляли в слушавших плач и сокрушение духа.
4. Когда бесы увидят, что мы в самом начале стараемся отойти от слушания смехотворных речей вредного рассказчика, как от губительной заразы, тогда покушаются обольстить нас двоякими помыслами: «не опечаливай, – внушают они нам, – повествователя»; или «не выставляй себя человеком более боголюбивым, нежели прочие». Отскочи скоро, не медли; а если не так, то во время молитвы твоей вообразятся помышления о предметах смешных. И не только бегай таких бесед и лукавых собраний, но и разоряй их благочестно, предлагая на среду воспоминание о смерти и последнем Суде; ибо лучше тебе окропиться в сем случае малым тщеславием, только бы сделаться виновником общей пользы.
5. Лицемерие есть матерь лжи, а часто оно бывает и поводом к оной. Ибо некоторые утверждают, что лицемерие есть не что иное, как поучение во лжи и изобретатель лжи, с которою сплетается достойная казни клятва.
6. Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию – свою совесть.
7. Как во всех страстях, так и во лжи познаем мы различные степени вреда; ибо иной суд тому, который лжет по страху наказания, и иной тому, кто лжет без предлежащей опасности.
8. Один лжет ради увеселения, другой – ради сластолюбия, иной, чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторый для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло.
9. Истязаниями властителей прогоняется ложь; множество же слез ее совершенно погубляет.
10. Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что в самом деле есть погибель души, то он почитает за праведное дело. За подражателя Раавы выдает себя лживый муж и думает соделывать спасение иных своею погибелью.
11. Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случай и нужда потребуют, и то не без страха, можем употребить ее.
12. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства.
13. Развеселившийся от вина поневоле во всем говорит истину; так и упившийся умилением солгать не может.
Восхождение двенадцатое. Кто взошел на сию степень, тот стяжал корень добродетелей.
Преподобный Иоанн Лествичник. «Лествица»