архим. Кирилл (Павлов)

Источник

Божия Матерь – cтена и ограждение всех верных. Слово на параклисисе Божией Матери

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие во Христе братия и сестры! Собираясь всегда по пятницам в храм Господень и совершая совместное прославление Матери Божией, мы этим самым привлекаем к себе милость Царицы Небесной и подтверждаем непреложность Ее проречения: Се бо, отныне ублажат Мя вен роди (Лк. 1:48). Святая Церковь Христова в ответ на это проречение возносит Божией Матери хвалебные гимны, воспевая: Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево? Кто ли не воспоет Твоего Пречистаго Рождества... (Догматик, глас 6-й), ибо из Нее произошел Избавитель мира, Солнце Правды, Христос Бог наш.

Через грех преслушания первые люди лишились благодати, природа их как бы помрачилась, померкло прирожденное ей светлейшее достоинство. Вследствие этого мы изгнаны из страны жизни и вместо райских наслаждений получили жизнь временную, а вместе с ней – смерть и растление нашего рода. Все стали предпочитать землю небу, и не оставалось никакой надежды на спасение, если бы только не явилась высшая помощь. Человечество, лишив себя благодатного общения с Богом, в течение пяти тысяч лет блуждало в страшной темноте, ожидая, как сбившийся темной ночью с дороги путник, солнечного восхода. Чем дальше шло время, тем все глубже нравственно падало человечество, покрываемое мраком этой духовной ночи, омрачаясь разумом и совершая непотребные, неразумные деяния и поступки.

Древние Пророки, описывая нравственное состояние человечества в то время, восклицали: Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их (так передает слова пророков святой апостол Павел – Рим. 3:18).

Никто не знал, как исправить природу человека и возвести ее в первоначальное достоинство. Ни естественный закон, ни писаный, ни вещания посланников Божиих не в силах были уврачевать язву человеческую. Болезнь человеческого рода мог уврачевать только Тот, Кто сотворил человека и Кем все существует – Господь Бог. Но для этого надо было Богу воплотиться и прославить обесславленное в Адаме наше естество. И вот Премудрый и Милостивый Бог избирает сосуд из нашего естества, украшает его, словно великолепный храм, и Сам в него вселяется, чтобы примирить с Отцом человечество. Вот этому-то величайшему таинству соединения Слова с нашей плотию и послужила Пречистая Дева Мария, Которая вместила в Себя Невместимого и родила Искупителя мира, Спасителя и Бога, Господа Иисуса Христа. Творец Адама соделался новым Адамом, чтобы спасти древнего.

Преславная Дева, избранная Богом послужить таинству воплощения Сына Божия, предуказана была еще в Ветхом Завете, и Священное Писание именует Ее многими именами, указуя на Ее добродетели и на ту радость, какую Она принесет вселенной. При внимательном чтении Писания можно найти повсюду рассеянные пророчества с указанием на Пресвятую Богородицу, и если собрать их воедино, то можно ясно понять, какую славу приняла от Бога Пречистая Дева. Патриарх Иаков указал Ее в Леторосли, от которой должен произойти его славный Потомок. Святой пророк Исаия, провидя Ее, называет Ее Садом, Девою, Главою книги, и притом, запечатленной. Святой пророк Иезекииль называет Ее Вратами затворенными, обращенными на восток, которыми пройдет только один Бог. Святой пророк Даниил называет Ее Горою великою, святой пророк Аввакум – Горою приосененною, а святой пророк и псалмопевец Давид – Горою тучною, Горою усыренною, в которую благоволил вселиться Бог. Святой пророк Захария именует Ее Златым Светильником, украшенным семью лампадами. В других местах Священного Писания Она называ­ется Лествицею Иакова, Жезлом Аарона, Коренем Иессея, Купиною Неопалимою, Святою Трапезою, Жертвенником, Златою Кадильницею, Святая Святых, Скрижалями Завета, Херувимом Славы и многими иными именами.

Через эту-то Святую Деву и принесена была в мир радость. Эта Дева соделалась посредницей между величием Божиим и нашим ничтожеством, послужив началом светлого снисхождения Божия к людям. А после Своего преславного Успения Она, окруженная небесною славой, с ликами святых ангелов, предстала пред учениками Господними, как всесильная Помощница и Молитвенница пред Престолом Сына Своего и Бога за всех, с верою и любовию к Ней прибегающих и требующих Ее помощи. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, – взывает к Божией Матери Церковь Христова во все времена, прося Ее покрова и заступления. Она теперь соделалась надежным пристанищем для всех ищущих спасения.

Святитель Димитрий Ростовский говорит: «Когда праведнейший Мздовоздаятель восхотел наказать весь мир водами потопа, тогда оставил для всех видов животных одно средство спасения – Ноев ковчег. Кто не находился в нем, погиб в водах, а все, что вошло в него к патриарху Ною, спаслось от смерти. Равным образом Тот же нелицеприятный Судия, определив по кончине мира наказать грешных огненным потопом, дал всему человеческому роду одно надежное и спасительное прибежище – Пречистую Деву Марию, ныне над нами простирающую омофор милосердия. Всякий, притекающий под покров Ее, может спастись, а не желающий прибегнуть под этот покров, непременно будет погружен с диаволом в вечноогненное озеро».

Пречистую Деву Господь даровал Своей Церкви главною охраной верующих. Все земные цари для защиты своих подданных от нашествия иноплеменников строят города, ограждая их высокими стенами; так и Небесный Царь создал для Своих людей великий город, чтобы в этом городе, защищенном крепкою стеной, могли укрываться от нападений злобного демона Его рабы. Господь, утвердивший Вселенную, устроил в ней и город Церкви, Который не могут одолеть врата ада, потому что этот город утвержден на краеугольном Камне, который есть Сам Христос Бог; точно так же и стена этого города есть Преблагословенная Дева Мария, несокрушимая никакими адскими силами. Она есть стена для христиан, ограждение от всех враг видимых и невидимых. Темные духи от Ее крепости и силы исчезают, как дым от огня; также и видимые враги от Ее могущества обращаются в бегство или смиряются, или совершенно побеждаются.

Кроме всего этого, Она есть стена и от гнева Божия, ибо защищает от него молящихся Ей, удерживает Своими молитвами праведный гнев Божий и пременяет его на милость. Таково попечение и такова любовь Матери Божией к человеческому роду. По свидетельству Церковной истории, Преблагословенная Дева Мария на протяжении двадцати веков существования христианской Церкви принимает самое непосредственное участие в судьбах как ее, так и каждого верующего. Она являлась верующим наяву, являлась и во сне, давая им нравственные наставления, предуказывая будущие события, ободряя, укрепляя, утешая их. Так, например, преподобные Сергий Радонежский и Афанасий Афонский лично слышали от Нее предсказания о светлом будущем основанных ими монастырей. Преподобному Сер­гию Божия Матерь возвестила: «Твоя молитва об учениках и обители твоей услышана. Не скорби, потому что отныне она будет всем изобиловать. Я буду неотступно в обители твоей, сохраняя и покрывая ее». Преподобный Афанасий принял от Нее такую заповедь: «Не оставляй своего уединения. Я тебе помогу. Все нужное будет тебе дарова­но с изобилием. Твоя Лавра прославится между всеми обителями Афона».

Матерь Божия заботится о христианском роде и вникает в нужды верующих даже до самого малейшего – так возлюбила Она усыновленных Ей Самим Господом христиан. Любя верующих, Она не оставляет их и без Своего заступления и благодатной помощи, для чего явила и являет на земле православному народу Свои иконы, чрез которые Сама утешает и исцеляет всех скорбящих и несчастных, с верою к Ней прибегающих. Более двухсот чудотворных Своих икон послала Она на землю страждущим людям, врачуя все болезни и изливая токи Своей милости.

Возлюбленные во Христе братия и сестры, все эти примеры свидетельствуют о том, что Богоматерь безмерно любит к Ней прибегающих и надеющихся на Ее помощь. Наш христианский долг – чтить и прославлять Богоматерь и всегда Ее благодарить за Ее великие щедроты и милости, оказанные нам и всему роду человеческому. Мы с вами должны быть особенно благодарны Божией Матери за то, что до сего времени сохраняемся Ею и ныне сподобились чести пребывать на церковной молитве в том храме, где ступали святые стопы Царицы Небесной и где покоятся мощи угодника Божия преподобного Сергия. Будем же чтить Пресвятую Деву, и всегда прибегать к Ней со своими скорбями, и славословить Ее, воспевая: Радуйся, Заступнице усердная рода христианского, радуйся, Радосте наша, по- крый нас от всякого зла честным Твоим омофором. Аминь.

1962


Источник: «Российский писатель». Москва 2003

Комментарии для сайта Cackle