архим. Кирилл (Павлов)

Источник

О страдании и терпении

Аще кто хощет по Мне шли, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и последует Ми.

(Лк. 9:23)

Дорогие братия и сестры, цель нашей жизни – спасение души. Много путей, ведущих к этой цели, и все они благословенны. Однако из них всех скорбный путь – путь креста – один из самых коротких, а потому мы не только должны не ожесточаться в скорбях и переносить их с терпением, но должны еще и благодарить за них Бога. Мы же, по своему малодушию, боимся скорбей, не хотим верить, что они полезны для нашей души, забывая, что только «многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» (Деян. 14: 22). Каждому из нас дана здесь ноша, которую должно непременно пронести до гроба. И пронести ее каждый должен сам. Хотя иногда и встречаем мы поддержку в ободрении духа нашего со стороны ближних, но благо тому, кто в помощь себе призывает не людей, но Господа своего. Можно ли прожить без скорбей? Конечно, нет! Причина наших скорбей заключается в грехопадении Адама, а поэтому в них мы несем должное наказание за прародительский грех. Однако, вместе с тем, они очищают нас и от наших собственных грехов и ведут в Царствие Божие.

Ясно, что желать не иметь скорбей – значит, желать невозможно­го. Души скорбящие, терпеливо несущие свой Крест, – это любимые дети Божии, и Господь всегда с ними. Они идут как бы предшествуемые Самим Спасителем, Который часто обращает на них с любовью Свой взор. По кресту они, так сказать, родственны Господу Иисусу – и какое это высокое родство! Мы забываем, что если скорби не приближают нас к Богу, то единственно по нашей вине: вместо покорности и терпения у нас является ожесточение сердца. Удивительно ли после этого, что мы впадаем в гораздо большее зло?

В первые века христианства, в одно из гонений, многие, испугавшись предстоящих мучений, бежали от ужаса в пустыни Аравийские, но, думая спастись, погибли там от варваров. Не так ли и мы малодушно стараемся укрыться от скорбей и, чтобы избежать их, решаемся иногда на поступки, противные совести, которые затем, отравляя нашу жизнь, причиняют нам скорби сильнейшие тех, от которых полагали мы избавиться? Вследствие этого мы нередко погружаемся в уныние или же, в надежде заглушить совесть, потворствуем своим страстям и впадаем в сети диавола.

Необходимо также сказать и следующее: часто мы слишком преувеличиваем свои горести, замечаем всякое огорчение, а милостей, которые получаем от Господа, напротив, не замечаем, считая, что они есть нечто само собой разумеющееся, и потому остаемся неблагодарными Господу. И, лишь когда посетят нас скорби, начинаем мы, как должное, оценивать то счастливое время, когда их не было, и даем обет, что, если скорби пройдут, будем благодарны Богу за мирное, спокойное существование и времяпрепровождение.

Мы ропщем иногда на болезни, между тем как должны бы благодарить за них, потому что, не говоря уже о будущей награде за страдания, они благодетельны для нас и тем, что укрощают наши страсти, которые без того могли бы в нас усилиться и Бог весть до чего довести. И потому, если посетят тебя болезни, старайся переносить их с терпением и не искушайся мыслью, что они мешают твоим подвигам духовным. «Когда болезнь тяготит нас, – говорила блаженная Синклитикия, – не надобно скорбеть, что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Ибо болезни и раны служат к истреблению похотей, а пост и земные поклоны предписаны нам для побеждения страстей. Если же и болезни исторгают сии страсти, то не о чем заботиться».

Великий подвиг – терпеливо переносить болезни и среди них воссылать благодарственные песни Богу. Мы лишились очей? Не будем печалиться: внутренними очами мы можем созерцать славу Божию. Лишились слуха? Возблагодарим за то, что вовсе не будем слушать пустых речей. Не действуют руки? Но у нас есть внутренние длани, готовые на брань с врагами. Страждет болезнью все тело? Но через сие умножается здравие внутреннего человека.

Души скорбящие – это избранники Божии, которые за временные страдания получат награду вечную; это избранники Божии – души высокие, не знающие радостей и наслаждений земных, но готовящие себя для небесных. Чтобы по немощи человеческой не увлеклись они утехами мира, их недостойными, и не утратили чрез это назначенные им небесные блага, Господь ограждает избранных чад Своих от бездны греховной со всех сторон крестами, как бы некой духовной оградой.

В миру многие думают и говорят, что Господь не любит тех, кому посылает скорби. Но это – мнение людей, которые сами не имеют любви к Иисусу Христу, забыли сказанное в Писании: Кого любит Бог, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12:6). И еще: Сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя (Евр. 12:5). Святые угодники, проникнутые сим учением, восходили в сердце своем до того, что не только не боялись скорбей, но еще и радовались, когда могли что-нибудь потерпеть за Господа, ибо они помнили слова апостола Павла о том, что все, хотящие благочестиво жити во Христе Иисусе, гонимы будут. Лукавые же человецы и чародеи будут преуспевать во зле, обольщаясь сами и обольщая других (ср.: 2Тим. 3:12–13).

Первые христиане могли бы, казалось, подумать, что оставлены Бо­гом, когда тысячами погибали во время гонений, однако же мы видим противное: гонения еще более утверждали их в вере. Замученные за Христа умирали с упованием, а оставшиеся в живых еще крепче прилеплялись к Богу, готовя себя на новые подвиги. Надо не переставать повторять себе, что скорби чрезвычайно полезны душе нашей, что они ведут нас к спасению и не их должны мы бояться, а того, чтобы Господь не забыл о нас, – вот истинно была бы величайшая скорбь. А когда Он посылает нам Кресты, то это доказывает не только памятование Его о нас, но и любовь Его к нам, грешным. Эту высокую истину, как можно глубже, должны мы запечатлеть в своей душе.

Если в скорбях мы будем видеть не просто несчастья, но истинный Крест Христов, то, безусловно, поймем, почему души скорбящие – любимые дети Божии. Как великому Константину для победы над Максентием дарован был Крест, так дарован он и каждому из нас – для победы над самым опасным и коварным нашим врагом – диаволом, которого беспрерывно укрепляют против нас наши грехи. Мы знаем, что не только Крест с изображением Спасителя, но и знамение Креста, сотворенное человеческими руками, отгоняет врага: как же не дорожить нам Крестом скорбей, посланным нам в жизни, Крестом, который мы несем вслед за Господом и по Его повелению? Как и мы сами созданы по образу и по подобию Божию, так точно и Крест наш должен быть подобием Креста Христова. А становится он им лишь тогда, когда несем мы его с терпением и любовью, а не со злобой в сердце или унынием, когда сознаем, что идем по стопам Спасителя и что в Кресте нам дано непобедимое оружие на врага, против кото­рого этот вещественный Крест – скорби наши – так же силен, как и Крест с изображением распятого Господа.

Но если на скорби, нам ниспосланные, мы будем смотреть только как на несчастье и повод для ропота, то мы последуем уже не Спасителю, а нераскаянному разбойнику, и крест скорбей наших не только не отгонит от нас врага, но еще и привлечет его к нам, как к верной добыче.

Неся же крест свой, последуя Господу, мы вскоре убедимся, что это царственное оружие защищает нас от искушений диавола, помогает побеждать множество опасных врагов – наши страсти – и ограждает от многого дурного, что совершили бы мы, если бы не несли его.

Скорби уничтожают нашу гордость, смиряют – рано или поздно – самые ожесточенные сердца, и обращают их к Богу. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет (Пс. 33:19), – говорит святой пророк Давид. Души скорбящие не потому избранные Божии, чтобы Он любил видеть нас несчастными, а потому, что Он хочет, чтобы мы были не малодушны, но тверды и умели все претерпевать до конца. Ему приятно видеть, когда человек, одаренный душой бессмертной, предпочитает небесное земному и, минуя все временное, стремится прямо к Творцу и простирает духовный взор свой в вечность, в которой его настоящая жизнь. Ему приятно видеть, когда человек так смотрит на время, как то и следует существу бессмертному. Ибо избранник Божий, неся крест свой, непременно должен помнить, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2Пет. 3:8) и что время имеет значение только в здешней жизни, а потому, чем духовнее человек, тем менее обращает он внимание на все временное.

Пример великого терпения мы имеем в святых, великодушно переносивших все болезни и искушения на своем земном пути. Так образ величайшего терпения показала в себе преподобная Синклитикия, наставления которой приводили мы выше. Ей было восемьдесят лет, когда ее посетила изнурительная лихорадка, мучившая затем святую старицу три с половиною года. Потом от загнившего коренного зуба начала гнить у нее десна. Гниение перешло на уста и на всю щеку. После сорока дней страдания в больных местах образовались черви, которые стали выходить наружу; поражены были самые кости, гниение и зловоние распространились по всему телу, так что с трудом могли находиться при ней прислуживающие ей. Блаженная же сия страдалица отказывалась при этом от всякого человеческого пособия. И согласилась только на употребление мази для уничтожения зловония.

Три месяца страдала она, не употребляя никакой пищи и не зная сна. А затри дня до кончины сподобилась небесного видения, в котором открыто было ей время ее отшествия, и мирно почила в названный ею день.

Преподобный Варсонофий Великий, когда просили его помолиться о здравии аввы Серида, который был долго болен, отвечал: «О здравии сына моего могли бы помолиться Богу некоторые из находящихся здесь святых, чтобы он не был болен ни одного дня, – и это исполнилось бы, но тогда он не получил бы плодов терпения. Болезнь эта весьма полезна ему для терпения и благодарения». Да, святые знали силу безропотного терпения в болезни и потому все переносили с великодушием, за все благодаря Бога. Читая о разнообразных мучениях и истязаниях, в которых древние христиане умирали тысячами, и глядя, как нынче охают от самой ничтожной боли, приходится удивляться, как терпеливы были те люди; ведь и они были такие же, как и мы, – из плоти и крови. Но так измельчали нынче души...

Повествуется в одной из древних книг, как некий инок задумал уйти из монастыря в мир, однако неожиданно был поражен проказой и, опомнившись, не роптал, но радовался и благодарил Бога, удержавшего его болезнью телесной от нарушения монашеского обета и исцелившего его недуги духовные. Так умели понимать прежде значение посылаемого от Господа креста.

Ради духовного нашего исцеления, для нашей же пользы попускает нам скорби и испытания милостивый Господь. Но и Сам Он – Муж скорбей, изведавший многие и тяжкие болезни. Поэтому, неся крест свой, чаще всего имей пред сердечными очами твоими распятого Господа.

Неужели, воспоминая о том, что претерпел Он для нашего спасения, не стерпишь и ты из любви и благодарности к своему Благодетелю того малого креста, который приблизит тебя к Нему? Люди святой жизни учат, что если мы и не в силах от всего сердца благодарить Бога за скорби, то следует хотя бы и насильно заставлять себя говорить: «Благодарю Тебя, Господи, за скорби, мне посланные», – и этот первый акт покорности, хотя и принужденный, послужит нам благим началом к тому, чтобы со временем благодарить Бога и от души.

Но такого состояния нельзя достичь иначе, как частым общением с Господом чрез принятие Святых Его Таин и чрез молитву, особенно слезную. Слезы сами по себе смягчают душу, а затем облегчают скорби и делают душу лучше и чище. Скорби также лучше всего приготовляют нас к великому таинству смерти, неизбежной для каждого. Примером в этом служит евангельский нищий Лазарь, который за свое терпение сподобился упокоения на лоне Авраамовом.

И не будем, дорогие, не будем унывать в своих скорбях, которых так много, ведь мы имеем такого искусного Путеводителя, Который проведет нас чрез все опасности, спасет и приведет в место светлое и прекрасное, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная. Аминь.

«Православная газета», №4,2002 г.


Источник: «Российский писатель». Москва 2003

Комментарии для сайта Cackle