Чем же я могу быть вам полезен? Ответы на вопросы учащихся московских духовных школ архимандрита Кирилла (Павлова), духовника Троице-Сергиевой Лавры
– Прежде всего хочу сказать вам, что для меня такие встречи – дело новое. Я впервые нахожусь в такой обстановке, встречаюсь с такими людьми, как вы. Когда я сюда шел, то сам себя спрашивал: куда я иду и что буду делать? Я, собственно, и не знаю, чем я могу быть вам полезным. Если это касается знаний, образования, то вы сами люди образованные, академики. Мы, монастырские люди, по отношению к вам, конечно, невежды, занимаемся только с простыми людьми, людьми простого сословия. Сейчас жизнь сложная и тяжелая, люди испытывают большие переживания, неприятности как в семейной, так и в духовной жизни. Поэтому приходится утешать людей, как-то их увещевать, чтобы они уповали на милость Божию...
Вот, собственно, и все, чем мы занимаемся. Так чем же я могу быть вам полезен?
Что делать, если чувствуешь, что во всем повинуешься греху?
Подчас мы повинуемся греху, раболепствуем ему: не хотим делать, а тем не менее грех, страсти, худые наклонности, они сами по себе уже влекут на худое дело. Это объясняется растлением нашей природы. Греховность глубоко пустила в нас корни. Что делать? Только один путь – работать над собой, бороться со своими худыми наклонностями и пороками и стараться встать на путь добродетельной христианской жизни. Это должна быть борьба... Не знаю, правильно ли я изъясняюсь...
Нас часто смущают помыслы тщеславия, превозношения над другими, убеждение, что ты лучше и достойнее ближних, особенно когда видишь серьезные недостатки в ком-то и какие-то добрые дела у себя. Объясните, пожалуйста, как избавиться от подобной прелести, как при усиленной работе по стяжанию добродетелей не оставаться уверенным в своей греховности.
Это присуще каждому из нас. Каждый о себе думает высоко, каждый хочет считать, что он не хуже другого. Все мы заражены тщеславием и самовозношением. А этот недостаток очень опасный. Апостол Павел заповедал: каждый из нас должен стремиться испытывать такие же чувствования, какие были во Христе Иисусе. Он, будучи Богом, умалил, уничижил Себя, приняв образ раба. Каждый в своем сердце должен ближнего своего считать лучше себя, а себя – худшим, смиренно о себе помышлять, не превозноситься – вот чувство христианина, каким оно должно быть. Тогда уже не будет ни ревности, ни жадности, ни соперничества. Но эти чувства надо воспитывать трудом, наживать.
Как найти себе духовного отца?
Духовного отца надо искать по расположению своей души. Когда вы доверяете своему духовному отцу во всем, и сердце ваше раскрывается перед ним, вы тайны своей души доверяете, можете ему открыть. Вот в таком случае вы избираете такого духовника, что он будет свободно с вами говорить, чтобы вы могли ему спокойно вверять свои тайны сокровенные. И тогда вы чувствуете, что получаете от этого духовную пользу, что он руководит вами, помогает вам, дает вам утешение, наставления для совершенствования в духовной жизни.
Если духовник в каком-то отношении не отвечает своим требованиям, вы легко можете его оставить и перейти к другому, который большую доставляет вам душевную пользу. Тут такого закона, который прикреплял бы, нет – избирайте все по расположению своей души. От кого получаете больше душевной пользы, того и держитесь, к тому прибегайте.
В каких случаях можно переходить от одного духовного отца к другому?
Если вы чувствуете, что не получаете уже духовной пользы, утешения в руководстве тем или иным духовником, а от другого – получаете душевной пользы больше, то не смущаясь можете перейти к другому. Лишь бы получали для души большую пользу, лучшее руководство.
Известно, что в современных монастырях жизнь протекает совсем иначе, нежели в древних. Еще в прошлом веке писал святитель Игнатий (Брянчанинов) об упадке монашества и о том, что тихие, казалось бы, пристани становятся пучиной гибели для многих душ. В особенности сегодня это касается женских монастырей. Возможно ли сейчас в здоровой духовной обстановке подвизаться в монастыре? Знаете ли вы сейчас женские обители, конкретно, в какие безбоязненно можно вступить человеку, имеющему благословение на монашество?
К сожалению, я, конечно, этого не знаю. Надо поездить и побывать лично в обителях и посмотреть на их внутреннюю духовную жизнь и какое-то уже сделать заключение. К сожалению, я никуда для этого не выезжаю. Конечно, сейчас этот вопрос актуальный, важный, серьезный. Беда, конечно, в том, что у нас нет кадров, таких духовных лиц: в мужских монастырях – таких духовников опытных нет. А в женских нет таких духовных стариц, которые бы окормляли молодых, новоначальных. Конечно, это большой пробел. Но говорить о том, что монастыри совсем не надо возрождать и созидать, поскольку там нет полноценной духовной жизни, считаю, что это тоже будет не совсем правильно. Тем, которых Господь призывает к монашеской жизни, кого Он именно призывает, – Господь дает силы, дает разум, дает терпение. Хотя и скудна сейчас жизнь в духовно-нравственном плане во вновь возрождающихся обителях, но все-таки там собрана община во имя Христово. И если человек пришел именно с целью спасения своей души, я думаю, Господь, имиже веси судьбами, но будет подавать человеку и утешение, и подкрепление, и совершенствование в его духовной жизни. Хотя, конечно, может быть, будут большие неприятности, переживания, неудобства, но тем не менее спасение совершаться будет и совершается.
Для желающих идти в жизни путем монашеского подвига какой путь избрать в современном мире: служение спасению ближних, не знающих Христа наших современников, или уединенное делание в тихой пристани?
Куда кого Господь призывает, к какому образу жизни. Если Господь призывает вас к уединенной жизни, – идите! Если призывает Господь на поприще служения ближнему, – идите на это служение! Послушайтесь, куда вас Господь призывает. Каждому человеку есть призвание от Бога.
Есть ли в наше время старцы?
Старцы – не знаю, а старики есть.
Говорят, что духовником может быть просто верующий духовный человек, но не священник. Возможно ли это?
Мой ответ – да. Были духовные старцы, которые не имели сана.
Расскажите, пожалуйста, о себе, о родителях, о том, как вы учились в семинарии, в Академии, как решили стать монахом, о вашем участии в Сталинградской битве.,,
Это же все лишнее, это не относится к душевному спасению...
Тогда духовный вопрос: каково ваше отношение к экуменизму?
К экуменизму я отношусь, конечно, отрицательно. Негативно отношусь...
Знакомы ли вам случаи счастливого многолетнего брака?
Я думаю, сейчас можно взять семьи священников. Они все, по- моему, в многолетнем браке. В миру сейчас, конечно, распад семьи, брак разрушается очень быстро, полный развал. Но если взять благочестивые семьи духовных лиц, священников там семьи образцовые. Есть с чего пример взять.
Очень желаю научиться настоящему покаянию. Пожалуйста, расскажите, как строить свою исповедь? Как запоминать, записывать, обобщать потом грехи на исповеди? Если человек постоянно внимательно следит за собой, то потом как ему на исповеди себя вести? Если каждый день записывать грехи, то на исповеди что с ними делать – все читать, обобщать или как? Как правильно исповедоваться?
Раньше в обителях духовная жизнь была поставлена высоко, там практиковалось открывание помыслов. Послушники имели обычай: в конце дня приходили к старцу и свои помыслы открывали. Это, конечно, давало возможность следить, бодрствовать над своими помыслами и исправлять их. А старец, если были какие-то отклонения, давал направление, и, таким образом, человек шел правильным путем в своей духовной жизни. В настоящее время у нас ввести такой обычай, наверное, не представляется возможности ввиду того что, если взять монастыри, там, прежде всего, некому открывать помыслы, нет духовников. И сестры почти что все бывают очень заняты работой по восстановлению новых обителей. Не хватает времени, и, конечно, ни одна игуменья не даст благословения на введение такого обычая. Поэтому если кто печется о спасении своей души, следует записывать свои грехи на бумаге – это дело похвальное, и оно имеет примеры и в древних монастырях. Поэтому записывать грехи можно и нужно. А на исповеди уже старайтесь как-то с духовником договориться, чтобы он давал вам побольше времени, выслушивал вас, чтобы вы могли все эти свои грехи ему открыть и исповедать. Таким путем можно. И, конечно, вот так бодрствовать и трезвиться над своими помыслами – это вменяется каждому, это заповедано святыми Отцами: каждый из нас должен трезвиться постоянно и проверять свои помыслы. И какие греховные мысли, и страсти борют иногда, – надо обязательно это на исповеди открывать духовнику.
Каковы признаки призванности к монашеству? Можно ли идти в монастырь и принимать монашество, если родители желают только супружества своим детям?
В монастырь надо идти по призванию. Так же, как и на пастырское служение. Нужно обязательно призвание Божие. Если кто минует это, то обычно всегда оканчивается неудачей. Какие признаки?
Если кто призывается к семейной жизни, то обычно такой человек только и думает что о семье, о детях, о супруге, о будущей своей семейной жизни. И вот это уже является признаком призвания Божия к семейной жизни. Если же, наоборот, у человека в душе какая-то боязнь вот этой семейной жизни, боязнь иметь детей, какое-то отвращение к семейной жизни... это уже явный признак призвания Божия к жизни безбрачной. Это каждый должен испытывать. Если родители так неразумно вмешиваются и нарушают призвание Божие, это тоже заканчивается трагедией. Надо испытывать призвание Божие: к какому пути Господь призывает тебя.
Можно ли идти в монастырь и принимать монашество, когда родители считают, что и в миру можно достичь добродетелей?
В монастырь нужно идти по призванию. В монастыре человек отмирает, отсекает свою волю, приобретает там послушание и смирение. А когда человек сам по себе, один, он в своей воле живет, и об отсечении воли, о духовном совершенстве уже речи быть не может. Монастыри – отречение от своей воли, через это достигаются основные добродетели монашеские – смирение и послушание. Человек через эти добродетели очищается, убеляется, ведь в монастыре он проходит разные испытания. Один, сам по себе, человек не сможет этого достичь.
Как бороться с печалью, которая постоянно беспокоит? Возникает сильный ропот и безразличие.
Печаль – это один из семи смертных грехов. Поэтому с печалью надо бороться. Это бывает тоже по бесовскому наваждению. И того, кто подвергается этому наваждению, святые Отцы прежде всего призывают к терпению. Надо вооружиться терпением. И в это время молитвою, чтением Слова Божия заниматься и освобождаться от этого духа уныния и печали.
Если в семье нет детей, можно ли взять ребенка на воспитание?
Ребенка взять? Взять, конечно, можно, но и осторожно. Я знаю, что некоторые брали, а дети вырастали потом такие непокорные, непослушные, что родители просто отчаивались. Для детей все-таки большое влияние имеет наследственность...
Скажите, пожалуйста, можно ли заниматься спортом в целях укрепления здоровья?
Думаю, можно, если разумно к этому относиться.
Если здоровье требует, можно ли в пост принимать молочную пищу?
Считаю, что можно. Если у человека, например, язва... Мне кажется, можно как лекарство.
Что делать, если душа очерствела, нет страха Божия? Умом все понимаешь, а душа не откликается...
Душу все-таки, наверное, обуяла гордость. Надо прибегнуть к смирению, самоукорению.
Мирской вопрос. Если искренно любил девушку, а она не ответила взаимностью, что делать, чтобы поскорее ее забыть?
К этому вопросу надо подойти трезво, разумно: Господь не благословил, отводит его от этого лица для его же пользы. Надо положиться на волю Божию, Господь желает ему пользы, поэтому скорбеть не должно.
Как избавиться от лености и нерадения и стяжать истину?
Всякий порок врачуется противоположными добродетелями, и надо себя нудить. Царство Божие нудится, и употребляющий усилия восхищает его. Условие нашего совершенствования, спасения – обязательно надо употреблять усилия. Без наших усилий приобрести добродетели мы не сможем. Если порок борет, значит надо употреблять силы, делать противоположные пороку дела, трудом врачевать все наши немощи и страсти, а если опустить руки в лености, пустить на самотек наши немощи, страсти будут умножаться.
Как можно побороть страсть празднословия?
Повесить замок на уста. Страхом Божиим, конечно. Надо все- таки себя ограждать страхом Божиим и памятью того, что Господь сказал: «За всякое праздное слово люди дадут ответ на Страшном Суде». Это должно устрашать, это должен каждый помнить, что на Страшном Суде Божием все это будет предъявлено в обвинение. Надо этого остерегаться и хранить свои уста.
Будет ли скоро кончина мира, и стоит ли вообще учиться и вообще что-нибудь устраивать, в том числе и жизнь?
Никто не знает ни дня, ни часа, когда будет пришествие Христово. Трудиться надо, учиться надо, работать надо, совершенствоваться надо. Пока Господь дает нам время, надо над собой работать. Надо бороться со своими греховными наклонностями, своими пороками, искоренять из своей души все злое, худое, порочное. Вот цель и смысл жизни. Пока еще Господь двери покаяния не закрыл для нас, нужно стараться: пользоваться таинствами исповеди, покаяния и себя приготовлять к вечности. Думать о том, что будет кончина века, и опускать руки – нельзя. Никто не знает, когда Господь придет. Но мы должны быть готовы всегда к встрече с Господом. Поэтому мы должны со страхом проводить время своего странствования на земле и не обольщаться никакими мирскими удовольствиями, страстями, а проводить жизнь трезвенную, правильную. Проводить свою жизнь в чистоте и молиться всегда, быть всегда в трезвении.