монах Павел Эвергетинос

Источник

О том, что неизреченна радость и слава на небесах, уготованная святым, по сему всем существом своим нам следует стремиться к ней; ибо ничто из всего известного нам и сущего не стоит ее

А. Из жития святой Синклитикии

Блаженная Синклитикия говорила: «На этой земле мы находимся как в некой материнской утробе. В материнском чреве мы еще не живем полной жизнью, не можем вкушать эту знакомую нам твердую пищу, да и вообще не можем действовать так, как мы умеем действовать здесь. Да что говорить, даже солнечный свет и любое иное сияние там нам недоступно, а о множестве других здешних наших наслаждений мы и помыслить не можем. Так и теперь, будучи в настоящем мире, мы не имеем ничего того великого и дивного, что есть в Царстве Небесном. Ибо мы уже достаточно испробовали на опыте все здешнее и всей душой устремились к будущему. Всю земную пищу уже перепробовали, и нам теперь нужна только небесная. Здешний свет нас порадовал, однако настоящая любовь у нас только к Солнцу Правды. Мы вожделеем горний Иерусалим, нашу отчизну, нашу мать-столицу и всю оставшуюся жизнь будем жить надеждой на вышнее, где станем вдыхать вечные блага. Как младенец в утробе, когда обретет свой облик, то восходит от скудной пищи и ничтожной жизни к более пригодному питанию, так и праведники, преуспев в мирском образе жизни, переходят к вышнему жительству, как сказано в Писании, восходят от силы в силу (Пс. 83:8). А грешники, как зародыши, еще в утробе умершие, из тьмы ввергаются во тьму. Пребывают они на земле, но так пристрастны ко всему земному, что ходят в сплошной тьме; а скончаются, устремятся в мрачнейшие темницы тартара. Итак, трижды мы рождаемся в жизни. Первый раз – из материнского чрева и от земли возвращаемся в землю. А через два других рождения мы из жителей земли становимся обитателями неба. Первое из них бывает по благодати Божией, то есть во Святом Крещении, его поистине мы называем новым рождением. А третье – от покаяния нашего и благих трудов: в нем мы только и укрепляемся».

Б. Из Патерика

Старец сказал: «Не удивляйся тому, что, будучи человеком, можешь стать ангелом. Ибо тебе предстоит равноангельская слава: ведь именно к ней Устроитель состязаний призывает соревнующихся»

Авва Иперехий говорил: «Помышление твое да будет всегда в Царстве Небесном и тогда скоро унаследуешь его».

Братья просили одного старца больше не брать на себя великие труды. Он им ответил: «Говорю вам, чада, что и Авраам стал бы каяться, если бы увидел все превосходство Божиих даров. А почему я должен презирать подвиг?»

В. Из святого Ефрема

Братья, велика и непостижима слава, уготованная святым. Мирская слава увядает, как цветы, и, как былье, быстро пропадает. Много было тиранов и царей, которые владели целыми странами и множеством городов. Но вскоре становилось так, будто их и вовсе не было. Сколько царей правили многочисленными народами, воздвигали себе статуи и памятники и думали, что таким путем они уж точно останутся знамениты и после смерти. Но приходили иные, уничтожали их изображения, сбрасывали скульптуры, а иногда просто отбивали статуям головы и вместо них водружали изваяния своих голов. Но и их труд пропадал, когда их сменяли другие.

Некоторые строили себе роскошные гробницы, думая таким образом утвердить свое имя в веках, и начертывали они это имя крупными буквами на самом верху. Но рождались новые поколения, и все могилы переходили под их власть. Они как угодно распоряжались этими камнями, грабили все, что можно было разграбить, а мертвые кости выбрасывали, словно мусор. Принесли ли хоть какую-то пользу правителям все их роскошные усыпальницы и пирамиды? Все их суетные труды закончились ничем.

А те, кто прославлены в Боге, не таковы. Ибо им приготовлена жизнь вечная и слава неистребимая. Как свет солнца, луны и звезд от сотворения мира до сего дня не померк и не обнаружил признаков старения, но вечно так же точно молодеет, цветет и ликующе светит по определению Создателя, Который предначертал светилам с самого дня сотворения управлять днем и ночью, так и возлюбившим Его назначил Он Царство Небесное и радость немеркнущую.

Как неложен Он в явных вещах, так и в умопостигаемых. Все пройдет, ибо так пожелал Создатель, а славе святых не будет конца. Будем стараться творить плоды, достойные покаяния, чтобы мы не лишились той радости и не были обречены на вечную тьму, где боль невыносимая. Если угодно, войди в свою спальню, запрись, закрой все двери, окна и даже световые окошки, посиди так и пойми, как тяжело быть во тьме.

И если тебе так тяжело, когда ты просто сидишь, не испытывая тягот и истязаний, да к тому же зная, что вскоре ты выйдешь на улицу, то как будешь ты мучиться, пойми, в той тьме внешней, где плач и скрежет зубовный, где огонь неугасимый, вечно карающий тех, кто однажды в него был ввергнут! Подумаем еще и о том, какой позор нас ожидает еще до этих мук, когда мы увидим, что святые облечены в сияющие ярче дневного света и несказанные по красоте одежды, которые они сами себе подготовили своими добрыми делами, а мы увидим себя не просто нагими от молниеносной славы, но и помраченными, окутанными тьмой и исполненными зловония. Такими мы сами себя здесь сделали, творя дела тьмы, мотовства и сладострастия. Будем плакать пред нашим Господом Богом, чтобы обрести Его милость.

Мы не за наше имущество сражаемся. Если кто утратит имущество, то со временем приобретет новое. Мы думаем о том, какие опасности грозят душе. Ее, если потеряем, то вернуть уже не сможем. Как сказано в Писании: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16:26). Подумаем о том, что в миру воины, которые получают только малоценные награды от земного царя, готовы за него жизнь положить и охотно идут на смерть. А мы, которым обещано самое великое, как можем не посвятить себя делу праведности, чтобы избежать будущего Суда и добиться несказанных благ. Подумаем и о том, что мы не можем вынести даже солнечного зноя и открытого пламени. Как же вытерпим жжение вечного огня, все время попаляющего и никогда не испепеляющего?

Если хочешь, возлюбленный, то проверь это сам, чтобы земной огонь показал, сколь невыносимы мучения (в аду). Для этого зажги светильник и поднеси к огню хотя бы конец пальца. Если сможешь вытерпеть боль, тогда можешь не бояться адских мучений. А если не можешь переносить даже такой ничтожной боли, то зачем мы собираемся низвести все наше тело с душой в тот страшный неугасимый огонь?

Г. Из Аввы Исаии

Подумай о той чести, которую получили все святые. Их ревность будет все более привлекать тебя. Подумай и о поношениях, которые достались грешникам. Этот помысел сохранит тебя от лукавства.

Д. Из святого Максима (Исповедника)

«Если Сын Бога и Отца, Бог Слово того ради соделался сыном человеческим и человеком, да человеков соделает богами и сынами Божьими, то да веруем, что будем там, где ныне есть Сам Христос, как глава всего тела (Кол. 1:18), соделавшийся Предтечею о нас к Отцу по человечеству. Ибо в сонме богов, т.е. спасаемых, будет стоящим посреди Бог, разделяя удостоения (сколько кто достоин) тамошнего блаженства, без местного однако ж отстояния достойных одних от других».

По мнению одних, Царство Небесное – это образ жизни достойных на небесах. Другие же определяют его как ангелоподобное состояние спасающихся. Третьи – как облик божественной красоты тех, кто несет в себе образ Небесного Бога. Все эти три мнения, как мне думается, согласуются с истиной, ибо всем дается будущая благодать в зависимости от того, сколь велика и какова была праведность каждого.


Источник: Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010. Том 1. ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0

Комментарии для сайта Cackle