монах Павел Эвергетинос

Источник

О том, что верующий должен полагаться не на самого себя, но верить, что его спасение и преуспеяние во всяком благе зависит от духовного отца, и просить отцовских молитв, ибо в них великая сила

А. Из Григория Двоеслова

Однажды игумен, заменивший на этом посту скончавшегося Гонората, послал гоноратова ученика Либер- тина, о котором упоминалось в предыдущих главах, по какому-то монастырскому делу. А этот Либертин так любил своего учителя, что куда бы ни отправлялся, всегда носил за пазухой его калигу85. Когда он въехал в Равенну 86, то увидел женщину, которая несла умершего сына. Как только несчастная мать заметила раба Божия, в ней вспыхнула надежда – она схватила за узду коня Либертина и поклялась, что не даст святому сдвинуться с места, пока он не воскресит ее сына. Монаху ни разу не доводилось творить такие чудеса, а материнская надежда да еще и ее клятва привели его в ужас. По скромности своей он хотел было проехать дальше, но она не выпускала узду из рук. Все же сострадание взяло в нем верх. Либертин сошел с коня, преклонил колени и воздел руки к небу. Затем он вынул калигу из-за пазухи и положил ее мертвому ребенку на грудь. Во время его молитвы душа возвратилась в тело ребенка, и мальчик тотчас же встал. Монах взял воскресшего за руку и вручил его рыдающей матери, а сам продолжил свой путь.

Петр: Объясни, что же сотворило чудо, сила святости Гонората или молитва Либертина?

Григорий: В этом чуде вера матери соединилась с силой того и другого святого. И, думаю, Либертин смог сотворить его потому, что больше верил в силу учителя, чем в свою. Поэтому он и положил калигу учителя на грудь умершего, словом, считал, что тем самым он получит исполенние своей молитвы. Вот так и Елисей, носивший милоть учителя, подошел однажды к Иордану и ударил милотью по воде, но она не расступилась. Но стоило ему произнести: «Где Бог Илии?», и снова ударить учителевой милотью по воде, и она расступилась, и открылась дорога посередине (См.: 4Цар. 2:14 – 15: Где Господь, Бог ИлииОн Самый?). Обрати внимание, Петр, какой силой обладает смиренномудрие при совершении чудес? Ведь пророк смог повторить чудо учителя, как только прибег к его помощи и с верой призвал его имя.

Б. Из жития святого Григория Чудотворца

Однажды великий Григорий, как обычно, молился Богу вместе с братией на горе87, как вдруг услышал многоголосый шум отдаленной битвы. Стоявшие рядом тоже заметили, что он весь захвачен неким видением, переживает происходящее и напряженно вслушивается во что-то. Прошло немало времени, а он все еще продолжал оставаться неподвижным и напряженным. Только после того как видение будто бы благополучно закончилось, к нему вновь вернулось его обычное состояние, и он громко воздал хвалу Богу, радостно воспев Ему победную и благодарственную песнь: Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их (Пс. 123:6).

Обступившие его ученики были удивлены этим и хотели узнать, что за картина предстала его взору. И, как рассказывают, он ответил им, что видел сейчас великое падение: сатана был повержен неким юношей по имени Троадий, которого язычники привели к нечестивому архонту, и после долгих пыток он удостоился мученического венца.

Стоявший тут же ученик святого был потрясен рассказом. Прежде он был смотрителем, потом Григорий рукоположил его в диаконы, чтобы юноша помогал при совершении Божественных Таинств. Диакон не дерзал не поверить святому, но считал, что это выше человеческих сил рассказывать о происходящих далеко от города событиях (о которых никто не извещал братию) да еще и так, будто они совершаются рядом. Он попросил учителя разрешить ему самому познакомиться с этими событиями и беспрепятственно отправиться туда, где произошло чудо.

Григорий предупредил, что крайне опасно оказаться среди убийц и что по внушению диавола с ним может произойти много неожиданного и нежелательного. Но диакон с уверенностью сказал, что он уповает на его молитвенное покровительство.

– Ты вручи меня Богу, – сказал он, – и тогда никакой враг мне не страшен.

Святой отпустил своего ученика, благословив и пожелав ему Божией помощи в дороге. И тот с молитвой отправился в путь, и чтобы ни встречалось ему, он шел, нигде не останавливаясь. Вечером он был уже в городе и решил дорожную усталость смыть в бане. А в тех метах свирепствовал демон-человекоубийца. Он как раз поселился в этой бане и действовал в темноте, убивая всякого, кто появлялся там. Вот почему после захода солнца вход в нее запирали, и она не работала. Диакон подошел к бане и попросил смотрителя открыть ее, чтобы он мог помыться.

Но тот принялся отговаривать его, что, мол, в такой час никто не осмеливается войти в воду, потому что с наступлением сумерек там хозяйничает демон. И много народу пострадало по неведению. Они надеялись на отдых, а получили горе, слезы и могилу. И многое другое рассказал ему банщик, но диакон не отступал. Он настаивал на своем и всячески уговаривал пустить его. Наконец, банщик, чтобы не отвечать за опрометчивого пришельца, взял с него плату, отдал ключ от двери и поспешил прочь.

Когда диакон разделся и вошел внутрь, демон принялся нагонять на него всевозможные ужасы и страхи. Появились безобразные изрыгающие дым и пламя чудища с человечьими и звериными рожами. Они таращили глаза, с ревом и воем кружились вокруг него, подлетая все ближе и ближе. Диакон осенил себя крестным знамением и, призвав имя Христово, спокойно миновал предбанник.

Но как только он вошел в купальню, появились еще более жуткие страшилища, демон обернулся ужасным чудищем, все здание задрожало, как от мощного землетрясения, и, казалось, вот-вот рухнет. Крыша трещала, пол под ногами разверзся, и на дне расщелины полыхало пламя, а из воды вырывались искры. Диакон применил то же оружие: крестное знамение и имя Христа и молитвенную помощь учителя – и ужасные страшилища рассеялись. Юноша искупался и поспешил к выходу. Но демон преградил ему путь к двери и не давал выйти. Но и это препятствие разрушила сила крестного знамения – и дверь открылась. Когда диакону удалось исполнить все, что он задумал, демон закричал человеческим голосом:

– Не думай, что ты своими силами избежал погибели. Это голос твоего заступника спас тебя, вручив Тому, Кто хранит всех.

Итак, как уже упоминалось, случай с диаконом привел в изумление местных жителей, ведь раньше никто из тех, кто в такое время осмеливался войти в воду, не оставался в живых. Диакон рассказал им о том, что с ним случилось, и сам узнал от них о подвигах мучеников, которые пострадали именно так, как было явлено великому Григорию в пустыне. К этим чудесам он прибавил и то, что сам видел и слышал, и что на собственном опыте испытал силу веры святого, и демон это подтвердил.

После этого юноша вернулся обратно к учителю. Он оставил всем христианам, как своим современникам, так и будущим, особый завет88 – вверять себя Богу через Его священников. И поныне во всех церквях, особенно в тех местах, сохраняются те слова как память о молитвенной помощи Григория этому мужу.

В. Из Отечника

Авва Даниил рассказывал, как однажды авва Арсений позвал его и сказал: «Успокой своего ближнего, чтобы, когда он отойдет ко Господу, молился о тебе, и будет тебе благо».

Один брат пришел из Скита к авве Аммуну и сказал:

– Мой духовный отец посылает меня на послушание, а я боюсь искушения блуда.

– Всякий раз, – посоветовал старец, – когда придет искушение, скажи: «Боже сил, молитвами отца моего избавь меня от искушения».

И вот однажды, как только девица заперла за ним дверь на ключ, брат закричал громким голосом:

– Боже отца моего, избавь меня от искушения, – и тотчас оказался на дороге в Скит.

У одного старца был помощник из соседней деревни. Но однажды случилось так, что он не пришел в урочное время. У старца уже были на исходе запасы, а тот все не появлялся. А потом они и вовсе кончились, не осталось даже материалов для рукоделия, которым занимался старец в своей келье. И старец опечалился, что у него нет ни работы, ни еды. И тогда он сказал ученику:

– Может, сходишь в деревню?

– Как скажешь, так и сделаю, – ответил тот, хотя он и боялся ходить туда, чтобы не впасть в соблазн. Тут он согласился, дабы не ослушаться духовного отца.

– Иди, и верую Богу отцов моих, что он покроет тебя от всякого искушения, – и с молитвой старец отпустил его.

Брат пришел в деревню, нашел дом помощника и постучался в дверь. Однако хозяина и домочадцев в деревне не было – все они ушли на поминки, и дома осталась только его дочь. Когда брат постучался, она открыла дверь и увидела монаха. Узнав, что ему нужно, она пригласила его в дом и даже потащила его за руку, как он ни упирался. С большим трудом она все же одолела его и уже было притянула к себе. Тут брат понял, что он вот-вот согласится с блудным помыслом. Из глубины его души вырвался стон, и он взмолился:

– Господи, молитвами моего духовного отца спаси меня в час сей!

Как только он произнес эти слова, сразу очутился у реки на дороге, ведущей в гору. Так, не согрешив, он вернулся к своему отцу.

Как-то бес ввел в искушение Авраама, ученика аввы Сисоя. Старец, увидев, что ученик пал, встал, воздел руки к небу и взмолился: «Боже Спасителю наш, не хотящий смерти грешника, но да обратится и жив будет, исцели и раба твоего Авраама и освободи его от искушения бесовского». И Авраам тотчас получил исцеление.

Кто-то из старцев послал своего ученика на колодец за водой. Колодец был далеко. Ученик пошел, а веревку забыл. И вспомнил о ней лишь, когда подошел к колодцу. Тогда он взмолился Богу и, о чудо! вода поднялась до краев колодца. Врат наполнил кувшин, и вода опустилась на прежнее место.

Г. Из аввы Варсонофия

Брат спросил старца:

– Если я получил от святых отцов заповедь и мне придется пойти по какому-нибудь нужному и благочестивому делу дорогой, где водятся разбойники, как мне, отче, идти – прямо и не раздумывая, уповая только на заповедь, или иначе? А если меня вдруг схватят разбойники, то какой помысел должен быть у меня о себе самом и своем положении? И если я забыл заранее предупредить авву о разбойниках, нужно ли мне вернуться назад и сказать об этом?

Старец ответил:

– Если кто-нибудь из святых дал нам заповедь, то мы должны быть твердо уверены в том, что получили помощь Божию. Даже в миру, если кто-нибудь отдаст свой дом какому-нибудь влиятельному человеку, тот непременно будет беречь жилище из уважения к дарителю. Сколь более совершенны у Бога заповеди святых, которые они вверили Ему. В Писании говорится о Боге: Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их (Пс. 144:19).

Вот почему всегда в любом деле должно считать заповедь святых совершенной, полезной и спасительной для души. И не стоит впадать в уныние, если, получив заповедь, мы столкнемся в нашем деле с осложнениями и скорбями или попущением Божием впадем по дороге в искушение, то не отнесемся к этому пренебрежительно и не станем думать, что наши покровители бессильны. Не следует и соблазняться, что вот они, дескать, за нас ручаются, а наше дело не вышло и нам достались раны и побои. Будем помнить и о том, что божественному Апостолу, хотя он был могучим и совершенным в своей святости, тоже пришлось претерпеть немало скорбей и пройти через множество злостраданий. Но он этим только гордился: Сколько опасностей я претерпел, и от всех избавил меня Господь (2Тим. 3:11). И еще: Многи скорби праведным, и от всех их свободит я Господь (Пс. 33:20). И еще: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22). И потом говорится, что муж неискушенный неопытен и неискусен89. Будем помнить, что ни одно доброе дело не обходится без скорби, потому что ему противится зависть дьявола.

Когда же нам удастся выполнить все без скорби, то не следует превозноситься и думать, будто мы по своим достоинствам избавлены от скорбей. Напротим, будем думать, что Бог, зная нашу немощь и бессилие перенести скорбь, по заповеди святых мужей защитил нас от нее. Ибо о терпящих скорби и искушения в Писании сказано: Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан... и так далее (Иак. 1:12).

Но даже если за тебя молятся святые, будь сам осторожен и внимателен на своем пути. И потому, если в дороге услышишь или узнаешь о подстерегающих тебя опасностях, береги себя и всеми силами постарайся избежать беды. Но молись Богу и вспоминай заповеди святых и постараться либо вместе с кем-нибудь другим преодолеть опасный путь, либо расспросить, как безопаснее пройти по этой дороге или лучше по другой. А если ты идешь по благочествому делу или, как ты говоришь, к святым отцам и услышишь о разбойниках или других опасностях в пути, то не полагайся только на то, что у

тебя благая цель. Нельзя отправляться по этой дороге, не предприняв мер безопасности. Лучше поостеречься, чтобы тем самым избежать легкомысленного пренебрежения опасностью. Не стоит ввергать себя в искушение по своей воле, но с благодарностью терпеть то, что попускает нам Бог. Ведь известно, что некоторые святые собирались навестить других отцов в отдаленной пустыне, но, услышав о разбойниках и опасностях, они отложили свое путешествие. Это пример смирения для нас.

Если ты заранее знаешь или слышал, что дорога чревата опасностями, спроси авву, как, по его разумению, нужно поступить. Как скажет, так и делай. А если забудешь спросить и, получив послушание, отправишься в путь и только по дороге вспомнишь, что не посоветовался с ним, не нужно возвращаться назад. Ты лучше помолись Богу и скажи так:

– Владыко, прости мне мое нерадение. Ради заповеди Твоего святого и по благости милосердия Твоего управь меня по Твоей воле и спаси меня и сохрани от всякого зла и лукавства.

Д. Из Патерика

Ученика великого старца одолела блудная страсть. Он ушел в мир и решил жениться. Его старец был огорчен и взмолился Богу: «Господи Иисусе Христе, не попусти рабу твоему оскверниться». И только брат лег с женой, как отдал Богу душу, не оскверненный.

2. Один старец жил в пещере на Фиваиде. У него был опытный ученик. Каждый вечер старец по своему обыкновению давал ему какой-нибудь полезный совет, а после назидания совершал над ним молитву и отпускал спать. Однажды случилось так, что несколько благочестивых мирян, знающих о великом подвиге старца, пришли к нему с гостинцами. После их ухода старец вечером снова стал в келье давать наставления ученику и во время беседы заснул. А брат ждал, когда он проснется и прочтет над ним молитву.

Он ждал довольно долго, но старец все не просыпался. Хотя помысел терзал юношу, он не уходил. Семь раз помысел нападал на ученика, но тот стойко держался и не ушел. Старец проснулся лишь глубокой ночью. Увидев, что ученик все еще сидит рядом, он спросил:

– Как, ты до сих пор не ушел?

– Нет, – ответил ученик, – ты же меня не отпустил, авва.

– А почему ты меня не разбудил? – спросил старец.

– Я не осмелился тебя будить, чтобы не нарушить твой сон, – был ответ.

Они встали и начали совершать утреню. После службы старец с молитвой отпустил брата и остался в келье. И тут он пришел в исступление и увидел некоего человека, который показывает ему какое-то необычайно светлое место и посреди его ослепительно сверкающий престол, а на престоле семь венцов. Старец спросил:

– Кому эти венцы?

Тот ответил:

– Твоему ученику. Это место и престол Бог даровал ему за послушание тебе. Семь венцов он получил этой ночью.

Очнувшись, старец позвал брата и спросил:

– Скажи мне, что ты делал сегодня ночью?

– Прости меня, авва, – ответил он, – ничего я не делал.

Старец решил, что он не хочет признаваться по смирению, и сказал:

– Я не отпущу тебя, пока не сознаешься, что ты делал или о чем думал ночью.

Но брат помнил, что он ничего такого не делал, и ничего не мог ответить и только сказал:

– Авва, я ничего не делал. Только семь раз мне не давали покоя помыслы, чтобы я ушел без отпустительной молитвы, но я не ушел.

Когда старец это услышал, то понял: сколько раз ученик отражал помысел, столько венцов он и получил от Бога. Но юноше он ничего не сказал. Однако в назидание рассказал об этом только духоносным мужам, дабы все поняли: даже за малые труды Бог дает сверкающие венцы, дабы мы научились ревностно просить благословения у отцов и не дерзали ничего делать, ни даже уходить от них без благословения и без заповеди.

Е. Из святого Ефрема

Всей крепостью своей почитай своего отца и не пренебрегай исполнением заповедей того, кто родил тебя о Господе. Только поэтому духи злобы ничего не смогли поделать с тобой. В Писании сказано: Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан. Уважающий отца будет долгоденствоватъи в день кончины своей обретет радость... Делом и словом почитай отца твоего.., чтобы пришло на тебя благословение от него... Не ищи славы в бесчестии отца твоего, ибо не слава тебе бесчестие отца. Слава человека – от чести отца его (Сир. 3:3–11).

Если живешь у великого старца, не только говори о его добродетелях, но и подражай его жизни. Ведь это полезно тебе: ты не только на словах, но и на деле покажешь свое духовное родство с ним.

* * *

85

Калига – распространенная в древности обувь на деревянной подошве не только на Востоке. В наших былинах упоминаются калики (от «калига») перехожие, которые носили калиги.

86

Равенна – итальянский город на побережье Адриатического моря. При Гонории был столицей западной части Римской империи. В 539 г. его захватил Велисарий, полководец Юстиниана. В нем до сих пор можно увидеть великие памятники византийского зодчества.

87

На этой горе близ Неокесарии нашел убежище святой Григорий вместе с учениками, спасаясь от гонений идолопоклонников. Неокесария – город в Каппадокии (Маля Азия) на берегу Черного моря (нынешняя Абхазия). См. примечание во втором томе на стр. 480.

88

Речь идет о филактирионе – хранилище: собств. талисман, амулет, священный текст, который носили с собой. Скорее всего это были какие-то общепринятые молитвы.

89

Ср.: Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв исп^і- тан, он получает венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак 1,12).


Источник: Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010. Том 1. ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0

Комментарии для сайта Cackle