Преподобный Симон Мироточивый
Происхождение, место рождения, а также начало иноческих подвигов преподобного Симона неизвестны. На Афон он прибыл уже иноком. Преподобный Симон ходил по монастырям, желая обрести наставника. Наконец, он обрел того, кого искал – его старец отличался большой суровостью. Несмотря на то, что преподобный Симон полностью покорил себя воле старца и тщательно исповедовал перед ним все свои помыслы, старец вместо похвалы и снисхождения не только постоянно бранил его, но даже нередко и бил. Однако впоследствии между ними воцарилось полное взаимопонимание.
Вскоре слава о добродетельной жизни преподобного Симона разнеслась по всей Святой Горе. Тогда преподобный просил благословения старца – удалиться в совершенное безмолвие. Тот с сердечным прискорбием вынужден был дать Симону благословение.
Святой Симон долго искал себе на Святой Горе сокровенную пустыню. Наконец, при Божией помощи, нашел он пустынную скалу и при ней пещеру на южной стороне Святой Горы, где ныне существует монастырь Симонопетр, основанный этим преподобным.
Поселившись в пустыне, преподобный подвергался нападениям сатаны. Раз ночью святой молился – вдруг является пред ним демон в виде страшного дракона. Он хотел проглотить преподобного Симона, но так как не было на то соизволения свыше, не мог умертвить его, хотя одним ударом своего хвоста поверг преподобного наземь. И не переставал бить его хвостом своим с намерением если не совсем умертвить, то, по крайней мере, навести страх и, таким образом, выгнать его из пустыни. Но вместо страха, несмотря на чувство невыносимой боли, святой Симон обратился к Богу с молитвенным воплем, и дракон, как дым, исчез из виду его. Следствием подвига и надежды на помощь Господа было то, что, едва только исчез демон, тихий Божественный свет разлился в пещере, повеял райский аромат, и святой Симон услышал свыше голос:
– Мужайся и крепись, послушный и верный раб Сына Моего! [1, с. 806]
Таким образом, святой Симон остался по-прежнему в пещере и провел в ней много лет.
Узнав о его строгой жизни и особенном духе ведения и рассудительности, многие из иноков Святой Горы начали ходить к нему, желая получить душевную пользу. Сам Симон, по своему смиренномудрию, тяготился таким положением, особенно когда увидел, что посещение братии служило препятствием его безмолвию, и потому хотел было перейти оттуда в место более пустынное. Но Бог воспрепятствовал такому его намерению.
В одну ночь, упражняясь в молитве, преподобный видит пещеру, как и прежде, осиянной Божественным светом; неизъяснимое благоухание разливалось вокруг него, и вот послышался ему свыше голос:
– Симон, Симон, верный друг и служитель Сына Моего! Не удаляйся отсюда, Я положила прославить это место, ты будешь для него светом, и имя твое будет славно [1, с. 807].
Сначала Симон не поверил видению из предосторожности, не сети ли это лукавого. Поэтому он все-таки не переставал думать, куда бы удалиться ему на безмолвие. Это было перед Рождеством Христовым. И вот в одну ночь, выйдя из пещеры, он видит страшное явление: ему представилось, что с неба опустилась звезда и стала над скалою, где впоследствии создан им монастырь. Это видение повторялось несколько ночей кряду, но преподобный Симон все-таки боялся, не есть ли это действо вражеское, а потому и не доверял ему. Когда же наступила ночь на Рождество Христово – он видит снова светлую звезду и слышит Божественный голос:
– Симон! Ты должен здесь основать иноческое общежитие. Оставь твое сомнение, Я Сама буду тебе Помощница, а иначе за твое неверие будешь наказан! [1, с. 807]
Голос этот слышал он трижды. И в это время (как говорил он впоследствии ученикам своим) ему представилось, что он находится в Вифлееме Иудейском на месте пастырей и слышит звуки ангельского пения: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение: не бойтеся, се бо благовествуется вам радость велия, яже будет всем людем (Лк.2:10,14). После этого, по словам святого, страх оставил его, и он решился исполнить волю Божию.
Затем прошло несколько дней от Рождества Христова, и вот приходят к преподобному три мирянина, братия по плоти и люди очень богатые: они исповедались ему во всех грехах своих и потом стали убедительно упрашивать его о принятии их к себе на послушание. Это было следствием того, что слава добродетельной жизни преподобного пронеслась уже по Македонии и Фессалии. Преподобный Симон не сразу согласился принять их к себе, говоря о том, какие трудности сопряжены с обетами иноческой жизни и безусловного послушания. Однако они уговорили преподобного принять их. Некоторое время спустя, испытав братьев, преподобный Симон постриг их в иночество.
После этого он рассказал ученикам о бывшем ему откровении, прося никому не рассказывать о том до тех пор, пока он жив. Братья, выслушав преподобного, предложили ему все свое состояние на устроение киновии.
Когда собрали мастеров и подготовили материалы, оставалось только назначить место, где положить основание возникающей обители. Но когда преподобный Симон сказал им, где строить церковь и прочие здания, строители ужаснулись, видя отвесную скалу, которая должна была, по его указанию, служить основанием обители.
– Шутишь ты, авва, – говорили ему, – или говоришь правду? Посмотри, можно ли приняться за дело, когда эта скала может быть опасна и для строителей, а тем более для тех, которые будут жить здесь. Как хочешь, а мы против тебя [1.С.809].
Святой Симон, видя, что не может убедить их приступить к постройке, велел приготовить трапезу. Во время трапезы один из учеников преподобного, поднося им вино, запнулся и упал со скалы вниз, в страшную пропасть, держа в одной руке сосуд, а в другой – налитый из него стакан вина. Пораженные таким несчастным случаем, мастера строго заметили преподобному:
– Видишь, авва, начатки убийственных следствий твоего неосновательного предприятия! Сколько бы могло быть подобных случаев смертоубийства, если бы мы решились строить здесь обитель! [1, с. 809]
Святой ничего не отвечал им, а сам втайне молился Владычице Богородице. Не прошло и получаса, как брат, неосторожно упавший в пропасть, выходит из нее с противоположной стороны, молитвами Пресвятой Богородицы, не только совершенно здоровый, но и невредимый. Более того, стакан и кувшин, которые он держал в руках, не разбились. Такое чудо привело мастеров в трепет и ужас – они просили прощения у преподобного Симона.
Вскоре большинство из них решили стать учениками преподобного и принять постриг. Под непосредственным наблюдением и распоряжениями самого преподобного Симона ученики его, бывшие дотоле мастеровыми, приступили к построению монастыря.
Когда монастырь, которому преподобный, по явившейся над ним звезде, дал имя Нового Вифлеема, был устроен, и братство его умножилось, однажды пираты-мусульмане показались у монастырской пристани с целью разграбить монастырь. Заметив их действия, святой в сопровождении некоторых из своих учеников спустился к пристани и поднес им хлеб и плоды. Они взяли приношение, но, желая расхитить монастырские сокровища, приступили к преподобному и требовали, чтоб он показал им начальника обители. Святой кротко отвечал им, что смиренный настоятель ее – он сам и что кроме вынесенных к ним даров у них нет ничего.
Недовольные таким ответом, разбойники бросились на святого, а один даже обнажил меч, чтобы убить его, но Бог не допустил совершиться этому: рука дерзкого внезапно иссохла, а прочие поражены были слепотою. Вразумленные таким небесным гневом, злодеи в один голос закричали: «Аллах, аллах», – и, заливаясь слезами, смиренно начали просить святого об исцелении.
– Умилосердись над нами, авва, – вопияли они, – и исцели нас: мы даем слово быть христианами! [1, с. 811]
Незлобивый старец тронулся несчастием врагов своих и, послав одного из учеников за елеем от лампады Спасителя, помолился о них, потом помазал крестообразно глаза их, а также иссохшую руку товарища их, и все они, потрясенные чудом исцеления, не только, по обещанию, приняли крещение, но остались в этой обители в числе братства.
Наконец, преподобный Симон достиг глубокой старости и, узнав, что приблизились уже время и час отхода его ко Господу, призвал всех учеников своих и дал им прощальный завет.
Наконец, помолившись о них Единому Богу в Пресвятой Троице славимому, да соблюдет их и по смерти его под покровом Богоматери и всех святых, умолк и в следующую за тем ночь предал святую свою душу Богу. Это было 28 декабря 1287 года. На другой день, утром, лицо почившего праведника просветилось дивным светом в присутствии всего братства. Совершив над ним погребальное пение, они с благоговением и слезами опустили его в могилу.
Еще при жизни преподобный Симон прославился как чудотворец, наипаче же по кончине он помог многим прибегающим к нему.
От него получила исцеление дочь царя Иоанна Углеша. Иоанн царствовал в 1294 году от Р.Х. в западной части Сербии (в Боснии). У него была беснующаяся дочь. Он часто молился о ней Богу и некоторым из великих святых, прося их быть ходатаями пред Ним. Наконец, однажды вдруг слышит он от демона, который мучил дочь его:
– Напрасно ты, царь, трудишься: если не придет с Афонской Горы Симон, я не выйду [1.С.812].
Удивленный этим, царь немедленно отыскал некоторых афонских монахов, расспросил их о святом Симоне и узнал, что хотя он и давно уже отошел ко Господу, но постоянно творит чудеса, источая из гроба миро. Обрадовавшись, Иоанн вошел в домашнюю церковь, припал ко Господу и во имя святого Симона просил у Него милости к своей дочери. Когда, таким образом, царь молился, с верой и благоговением испрашивая у Бога, предстательством Симона, исцеления своей дочери – демон завопил и, ударив девицу оземь, тут же вышел из нее. А царь, отец ее, видя чудо скорого исцеления помощью преподобного, убедился в великом его дерзновении пред Богом и немедленно отправился в святогорский протат, прося у него дозволения устроить обитель святого Симона с царским великолепием, в благодарность дивному благотворителю, преподобному Симону, и в заявление всем, что сотворил он с его дочерью. Прот и все святогорцы приняли предложение Иоанна с любовью и с чувством благодарности.
Некий брат обители преподобного долго боролся с демоном блуда, но, не имея сил устоять в подвиге, с благоговением пал пред священным его образом и со слезами просил его избавить от сей брани. После сего, помазавшись елеем от лампады, теплившейся пред ликом преподобного, он совершенно освободился от скверн демонских и нечистых движений плоти.
Другой брат, по имени Герасим, стоя на всенощном бдении в праздник преподобного Симона, с великим усердием и благоговением слушал чтение о его подвигах, искушениях, какие переносил он от диавола, и о том, с каким терпением послушен он был божественному своему старцу. И крайне удивлялся, отчего он до тех пор не слыхал об этом. Что же? Во время литии, когда вышли священник с диаконом и прочие братия в притвор, неся, по обыкновению обители, икону преподобного, брат тот не пошел, но остался в храме и размышлял о славе, какую имеют святые на небесах и на земле. Во время такого размышления Герасим видит телесными очами светоносное облако, покрывшее алтарь и икону преподобного, стоявшую близ престола. Небесный свет и сияние облачное осеняли алтарь до конца литии. Когда же окончилась лития и начались стихиры, светлое облако само собою поднялось в высоту, и видение кончилось.
Память преподобного Симона празднуется 28 декабря.