А.С. Смыкалин

Источник

Глава V. Устройство Церкви

1. Территориальный принцип церковной юрисдикции. Патриаршия ставропигия. Диаспора. Автокефалия. Автономные Церкви. 2. Патриаршество. Период местоблюстительства. Поместный Собор 1917–1918 гг. Восстановление патриаршества. 3. Высшее управление Русской Православной Церковью. Первый период (1918–1988 гг.). Второй период (1988–2000 гг.). Высшее церковное управление по «Уставу об управлении Русской Православной Церковью» 1988 г. Высшее церковное управление по Уставу 2000 г. Поместный Собор. Архиерейский Собор. Соотношение полномочий Поместного и Архиерейского Соборов. Патриарх Московский и всея Руси. Священный Синод. Синодальные учреждения. Приходское церковное управление по Уставу 2000 г. Приход. Настоятель прихода и приходской причт. Коллегиальные органы приходского управления.

1. Территориальный принцип церковной юрисдикции

Вселенская Церковь состоит из отдельных поместных церквей, которые включают в себя епископии (епархии), а епархии – приходы. Существуют и такие единицы административно-территориального деления Церкви, как экзархаты, митрополичьи округа. Такая структура сложилась исторически и в основном остается неизменной.

Административное деление Церкви строится по территориальному, а не по национальному принципу. В своем территориальном размежевании поместные церкви соответствуют политико-административному делению, государственным и административным границам.

Территориальное начало в разграничении церковной юрисдикции допускает и исключения в виде экстерриториальности (понятие, принятое в международном праве). Рассмотрим их.

Патриарший ставропигия. Слово «ставропигия» происходит от греческих слов «крест» и «водружать». Право Патриаршей ставропигии заключается в том, что Патриарх может водрузить крест и при устроении монастыря, церкви вне пределов своей епархии, включив их тем самым в свою непосредственную юрисдикцию. В России в синодальную эпоху правом ставропигии пользовался Святейший Синод.

Диаспора. В странах, где православные христиане живут не компактной массой, а рассеяны между инославными или иноверцами, на одной территории могут существовать приходы и даже епархии разных церквей. Поэтому территория православной диаспоры может находиться в юрисдикции разных поместных церквей, как, например, в Западной Европе и Америке. Подобная ситуация носит временный характер, поскольку рано или поздно образуются новые автономные и автокефальные церкви. Однако вопрос этот сложный, до сих пор вызывающий разногласия и споры.

Важно и то, что при территориальном размежевании диаспоры определенное значение имеет и этнический принцип, но значение его ограничено рамками именно диаспоры.

Автокефалия. В настоящее время Вселенская Церковь состоит из 15 автокефальных (независимых друг от друга) поместных церквей. Значение термина «автокефалия» (гр. – самоглавие) в истории церкви неоднократно менялось. Сегодня автокефальной считают вполне самостоятельную поместную церковь, независимую, но всегда являющуюся частью Вселенской.

Все автокефальные церкви равноправны, несмотря на то, что занимают разные места в диптихе113.

Факторами, дающими основания для учреждения новой автокефальной церкви, могут быть: полная или частичная политическая самостоятельность территории, на которой предполагается образовать автокефальную церковь; географическая отдаленность, этнические и языковые отличия региона от основной территории церкви кириархальной.

Автономные церкви. Если автокефальные церкви имеют самостоятельную цепь апостольского преемства, и их епископы, включая и первого среди них, поставляются архиереями этих церквей, то автономные церкви такой независимости лишены, их первые епископы поставляются архипастырями кириархальной церкви.

Из этого правила вытекают и другие ограничения самостоятельности автономной церкви. Ее статус, устав утверждаются кириархальной церковью, что также служит выражением канонической зависимости. Первые епископы автономных церквей подсудны высшей судебной власти кириархальной церкви. В автономной церкви обычно малое число епископов и один архиерей, как было до недавних пор в Православной Церкви Японии.

Статус автономных церквей – промежуточный, переходный, и потому в истории наблюдаются две тенденции: одни церкви со временем дорастают до автокефалии и получают ее, другие же – утрачивают автономию, превращаясь в обычные митрополичьи округа или епархии.

В настоящее время известны четыре автономные церкви: Древняя Синайская (подчинена Патриарху Иерусалимскому); Финляндская (кириархальной для нее является Константинопольский Патриархат); Православная Церковь Японии в составе Русской Православной Церкви; Китайская автономная Православная Церковь в юрисдикции Московского Патриархата, которая была фактически уничтожена в 1960-е гг. в ходе культурной революции. Украинская Православная Церковь, в 1990 г. получившая самостоятельность, но сохранившая юрисдикционную связь с Русской Церковью, по статусу своему близка к автономии.

Сегодня Вселенская Православная Церковь имеет девять патриархатов, шесть автокефальных и три автономные церкви.

Высшая церковная законодательная и судебная власть в Православной Церкви – Вселенский Собор – собрание епископов, представляющих все поместные церкви. В качестве экспертов участие в Соборах могут принимать пресвитеры и диаконы114.

2. Патриаршество

В 1589 г. при царе Федоре Иоанновиче после длительных переговоров боярина Бориса Годунова с Константинопольским Патриархом учреждено русское патриаршество. Первый Московский Патриарх святой Иов возглавил Русскую Православную Церковь, в связи с чем составлена «Уложенная грамота об учреждении Московского Патриархата», вошедшая в «Кормчую книгу».

«Уложенная грамота» – один из самых важных документов в истории Русской Церкви.

Период местоблюстительства. В 1700 г. после кончины Патриарха Адриана (десятого по счету) во главе Русской Церкви Петром I поставлен митрополит Рязанский Стефан Яворский со званием «экзарха, блюстителя и администратора Патриаршего стола», или Местоблюстителя Патриаршего престола.

Произошли изменения и в системе структурной организации Русской Православной Церкви. В феврале 1720 г. появился документ под названием «Духовный Регламент». После утверждения его Сенатом и Освященным (Архиерейским) Собором, сбора подписей под ним епископов и степенных монастырей «архимандритов и игуменов», 14 февраля 1721 г. состоялось открытие новой Духовной коллегии. В нее вошли Президент – митрополит Стефан, два вице-президента – архиепископы Феофан и Феодосий, четыре советника из архимандритов, четыре асессора из пресвитеров и один – «из греческих черных священников»115. Однако она была одной из многих существовавших в России коллегий, и духовенство напомнило государю, как много оно сделало в поддержку его власти. Вскоре после этого Духовную коллегию переименовали в Святейший Правительствующий Синод и приравняли в правах к Сенату.

В течение десятилетий состав и сама структура высшего духовного органа страны неоднократно изменялись. Но действительно эпохальным событием стало возвращение к Поместным Соборам и избранию патриарха.

Поместный Собор 1917–1918 гг. Упразднив изжившую себя синодальную систему церковного управления и восстановив патриаршество, Поместный Собор стал вехой в русской церковной истории (время его проведения совпало с революционными событиями в России).

На Собор прибыло по должности 564 церковных деятеля: 80 архиереев, 129 пресвитеров, 10 диаконов и 26 псаломщиков из белого духовенства116, 20 монахов (архимандритов, игуменов и иеромонахов) и 299 мирян117. Собор действовал более года. Состоялось три его сессии. Своим Почетным Председателем Собор утвердил старейшего иерарха Русской Церкви митрополита Киевского священномученика Владимира. Председателем Собора избрали митрополита Московского святого Тихона. В Соборе Соборный Совет образовал 22 отдела, которые готовили доклады и проекты.

Восстановление патриаршества. 11 октября 1917 г. Председатель Отдела высшего церковного управления епископ Астраханский св. Митрофан выступил на пленарном заседании с докладом, в котором говорилось о восстановлении патриаршества. Прения по данному вопросу прекратились лишь 28 октября 1917 г.

4 ноября Поместный Собор подавляющим большинством голосов вынес историческое постановление. В нем указывалось: 1) в Православной Российской Церкви высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит Поместному Собору, в определенные сроки созываемому в составе епископов, клириков и мирян; 2) восстанавливается патриаршество, и управление церковное возглавляется патриархом; 3) патриарх является первым между равными ему епископами; 4) патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору118.

3. Высшее управление Русской Православной Церковью

Различают два периода.

Первый период (1918–1988 гг.) Высший Церковный Совет просуществовал в Русской Церкви недолго. Уже в 1921 г. в связи с истечением трехлетнего межсоборного срока прекратились полномочия избранных на Соборе членов Синода и Высшего Церковного Совета. В 1923 г. их новый состав единолично определил Патриарх Тихон, а 18 июля 1924 г. он же своим Указом распустил их.

В мае 1927 г. Заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий учредил Временный Патриарший Священный Синод как совещательное учреждение при Первоиерархе (последнему принадлежала тогда вся полнота высшей церковной власти). В «Акте» митрополита Сергия об открытии Синода говорилось: «Во избежание всяких недоразумений считаю нужным оговорить, что проектируемый при мне Синод ни в какой степени не полномочен заменить единоличное возглавление Российской Церкви, но имеет значение лишь вспомогательного органа, лично при мне, как Заместителе первого епископа нашей Церкви. Полномочия Синода проистекают из моих и вместе с ними падают». В соответствии с его разъяснением и сами участники Временного Синода, и их число определялись не избранием, а волей Заместителя Местоблюстителя. Временный Синод просуществовал восемь лет и был закрыт 18 мая 1935 г. указом митрополита Сергия.

25 декабря 1924 г. (по старому стилю) / 7 января 1925 г. (по новому) святитель (Патриарх) Тихон составил следующее распоряжение: «В случае нашей кончины наши Патриаршие права и обязанности до законного выбора Патриарха предоставляем временно Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосвященнейшему митрополиту Агафангелу. Если же и сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то наши Патриаршие права и обязанности переходят в Высокопреосвященнейшему Петру, митрополиту Крутицкому».

На основании данного распоряжения сонм архипастырей в составе 60 иерархов, собравшихся на погребение Патриарха Тихона, 30 марта (12 апреля) 1925 г. постановил, что «почивший Патриарх при данных обстоятельствах не имел иного пути для сохранения в Российской Церкви преемства власти». Поскольку митрополитов Кирилла и Агафангела в Москве не оказалось, было признано, что митрополит Петр «не имеет права уклониться от возлагаемого на него послушания».

Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий возглавлял Русскую Церковь в качестве Местоблюстителя до 6 декабря 1925 г. Своим распоряжением от 23 ноября (6 декабря) на случай невозможности для него исполнять обязанности Местоблюстителя он поручил временное исполнение обязанностей митрополиту Сергию (Страгородскому), который и приступил к их отправлению 23 ноября (6 декабря) 1925 г. в должности Заместителя Местоблюстителя. С 13 декабря 1926 г. по 20 марта 1927 г. Русскую Церковь временно возглавлял митрополит Петроградский Иосиф (Петровых), после него – святой Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский. 20 мая 1927 г. кормило высшей церковной власти перешло к митрополиту Нижегородскому Сергию (с 1934 г. митрополит Московский и Коломенский). 27 декабря 1936 г., после получения ложной информации о кончине митрополита Петра (его расстреляли в 1937 г.), он принял должность Патриаршего Местоблюстителя.

8 сентября 1943 г. в Москве открылся Архиерейский Собор, в состав которого входили 3 митрополита, 11 архиепископов и 5 епископов. Собор избрал митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси.

После его кончины в этом же году Русскую Церковь возглавил, согласно завещанию почившего Первосвятителя, в должности Местоблюстителя митрополит Ленинградский Алексий (Симанский).

В Москве 31 января 1945 г. открылся Поместный Собор, в котором участвовали все епархиальные архиереи вместе с представителями от клира и мирян епархий.

На первом заседании Собор утвердил «Положение об управлении Русской Православной Церковью», которое включало 48 статей. В отличие от документов Собора 1917–1918 гг. в указанном Положении наша Церковь называется не Российской, а, как и в древности, Русской. В ст. 1 Положения повторена статья «Определения» от 4 ноября 1917 г. о том, что высшая власть в Церкви (законодательная, административная и судебная) принадлежит Поместному Собору. При этом опущено слово «контролирующая», не оговорены и сроки созыва Собора (как предусматривалось в «Определении» 1917 г.). В ст. 7 сказано: «Патриарх для решения назревших важных вопросов созывает с разрешения Правительства Собор преосвященных архиереев» и председательствует на Соборе, а о Соборе с участием клириков и мирян говорится, что он созывается только тогда, «когда требуется выслушать голос клириков и мирян и имеется внешняя возможность» к его созыву.

Второй период (1988–2000 гг.). Высшее церковное правление осуществлялось по Уставам 1988 и 2000 гг.

Высшее церковное управление по Уставу об управлении Русской Православной Церковью 1988 г. В год 1000-летнего юбилея Крещения Руси, когда в условиях кризиса советского режима во взаимоотношениях Церкви и государства, Церкви и официально признанных общественных структур обозначились существенные перемены, с 6 по 9 июля 1988 г. в Троице-Сергиевой лавре состоялся Поместный Собор, который принял Устав об управлении Русской Православной Церковью. В соответствии с ним высшими органами церковной власти являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе с Патриархом.

Устав определил, что Поместные Соборы должны созываться Патриархом (при его отсутствии Местоблюстителем) и Священным Синодом по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. В его состав входят архиереи, клирики, монашествующие и миряне (напомним, что в соответствии с Уставом Собора 1917–1918 гг. викарные архиереи по своему статусу не могли быть его членами). Процедура избрания на Собор представителей от клира и мирян, а также их квота устанавливаются Священным Синодом.

На основании Устава 1988 г. Поместному Собору предоставлялась высшая власть в Церкви, в частности право истолковывать учение Церкви, сохраняя вероучительное и каноническое единство с другими Православными Церквами; решать канонические, богослужебные, пастырские вопросы; утверждать, изменять, отменять и разъяснять свои постановления; канонизировать святых; избирать Святейшего Патриарха; утверждать постановления Архиерейского Собора. Тем самым Архиерейский Собор ставился в подчиненное положение по отношению к Поместному Собору. Поместному Собору Устав предоставил право оценивать деятельность Священного Синода и его учреждений; создавать или упразднять органы церковного управления; устанавливать процедуру для всех церковных судов; осуществлять церковный контроль за реализацией отношений между Церковью и государством; принимать решения по вопросам о взаимоотношениях с православными церквами и инославными исповеданиями; выражать озабоченность проблемами, волнующими страну и все человечество; учреждать общецерковные награды. Поместный Собор – последняя инстанция, которой подсуден Патриарх и которая решает все дела, рассмотренные Архиерейским Собором и переданные ему.

Поместный Собор возглавляется Председателем – Патриархом или, в его отсутствие, Местоблюстителем Патриаршего престола. Президиум Собора состоит из Председателя и его заместителей в составе восьми лиц в архиерейском сане. Секретариат Собора возглавляется архиереем. Собор избирает председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей своих рабочих органов. Президиум, секретарь и председатели рабочих органов составляют Совет Собора, который является руководящим органом Собора.

На период между Поместными Соборами полноту высшей церковной власти Устав предоставил Архиерейскому Собору, в который входят епархиальные архиереи и епископы, возглавляющие синодальные учреждения и духовные школы. В Уставе определена периодичность созывов Архиерейского Собора: не реже одного раза в два года. Соборы могут созываться и по мере необходимости.

В преддверии Поместного Собора Архиерейский Собор должен был, согласно Уставу, внести предложения, касающиеся повестки дня, программы и регламента заседаний Поместного Собора, а также процедуры избрания Патриарха. Устав включил в обязанности Архиерейского Собора хранение чистоты православного вероучения и норм христианской нравственности, решение принципиально важных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов; канонизацию святых, создание и упразднение епархий, синодальных учреждений, а также духовных школ общецерковного значения. Священный Синод подотчетен Архиерейскому Собору. Архиерейский Собор есть суд второй инстанции по спорам между архиереями, по делам, связанным с каноническими проступками архиереев, а также по всем делам, переданным ему Священным Синодом для принятия окончательного решения.

Председателем Архиерейского Собора является Святейший Патриарх или Местоблюститель Патриаршего престола. Президиум Архиерейского Собора составляет Священный Синод: секретарь Собора избирается из числа членов Синода. Как и постановления Поместного Собора, решения Архиерейского Собора вступают в силу сразу после их принятия, но право окончательного их утверждения принадлежит Поместному Собору.

Предстоятель Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси управляет Церковью вместе со Священным Синодом (при этом в Уставе делается ссылка на 34-е правило святых Апостолов и 9-е правило Антиохийского Собора).

3 мая 1990 г. скончался Святейший Патриарх Пимен. 7–8 июня на Поместном Соборе избрали нового Предстоятеля Русской Православной Церкви. Им стал митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер). Интронизация119 Святейшего Патриарха Алексия II состоялась 10 июня 1990 г.

Впоследствии имели место изменения в титулатуре постоянных членов Священного Синода. Так, в связи с изменением статуса Украинской Православной Церкви, приобретшей внутреннюю самостоятельность в 1990 г. на основании томоса120 Предстоятеля кириархальной Церкви Святейшего Патриарха Алексия II, ее глава стал именоваться Митрополитом Киевским и всея Украины. Титул «Блаженейший», использовавшийся первоначально лишь в пределах Украинской Церкви, в соответствии с решением Архиерейского Собора 1997 г. начали употреблять во всех официальных случаях. В связи с отделением Новгородской епархии от Ленинградской и последующим переименованием Ленинграда в Санкт-Петербург изменился титул правящего архиерея этой епархии, являющегося постоянным членом Синода. Ныне он именуется митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским.

В 1990-е гг. произошла реорганизация системы синодальных учреждений. Согласно «Определению» Священного Синода от 29–31 января 1991 г. были созданы сначала Отдел по религиозному образованию и катехизации и Отдел по благотворительности и социальному служению, затем Миссионерский отдел и Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Издательский отдел неоднократно подвергался реорганизации, сейчас он называется Издательским советом. Пенсионный комитет упразднили в связи с тем, что государство взяло на себя пенсионное обеспечение духовенства (ранее его не существовало). Хозяйственное управление также упразднили. Частично его функции перешли к Комиссии по экономическим и гуманитарным вопросам.

Высшее церковное управление по Уставу 2000 г. Поместный Собор. В «Уставе Русской Православной Церкви», принятом Архиерейским Собором 2000 г., гл. 2 посвящена Поместному Собору.

Устав признает за Поместным Собором высшую власть в области вероучения и канонического устройства Русской Церкви. При этом, в отличие от положения прежнего Устава, сроки созыва Поместного Собора не регламентируются самим Уставом, принимать соответствующее решение предоставляется Архиерейскому Собору. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси или Местоблюстителем и Священным Синодом. Как и прежде, Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, избираемых в количестве и порядке, определяемых Архиерейским Собором. Ответственность за подготовку Поместного Собора Устав возлагает на Архиерейский Собор, который вносит на утверждение Поместного Собора его программу, повестку дня, регламент заседаний и структуру, а также принимает иные решения, относящиеся к его проведению. Если Поместный Собор созывается Патриархом или Местоблюстителем и Священным Синодом, предложения о программе, повестке дня, регламенте заседаний и структуре Поместного Собора утверждаются Архиерейским Собором, заседание которого в обязательном порядке должно предшествовать Поместному Собору. Членами Собора являются епархиальные и викарные архиереи Русской Церкви по своему положению. Процедура избрания на Собор представителей от клира, монашествующих и мирян и их квота устанавливаются Архиерейским Собором, а в исключительных случаях – Священным Синодом с последующим утверждением Архиерейским Собором.

Поместному Собору Устав предоставил власть истолковывать учение Православной Церкви на основе Священного Писания и Священного Предания при сохранении вероучительного и канонического единства с поместными православными церквами; решать канонические, богослужебные, пастырские вопросы, обеспечивая единство Русской Православной Церкви; хранить чистоту православной веры, христианской нравственности и благочестия; утверждать, изменять, отменять и разъяснять свои постановления, касающиеся церковной жизни; утверждать постановления Архиерейского Собора, относящиеся к вероучению и каноническому устройству.

Поместный Собор также канонизирует святых; избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания; определяет и корректирует принципы отношений между Церковью и государством; выражает в необходимых случаях озабоченность проблемами современности.

Председателем Собора является Патриарх Московский и всея Руси, а в его отсутствие – Местоблюститель Патриаршего престола. Кворум Собора составляет две трети его членов, включая две трети архиереев от общего числа иерархов-членов Собора.

Поместный Собор утверждает повестку дня, программу, регламент проведения заседаний и свою структуру, а также избирает простым большинством присутствующих членов Собора Президиум, Секретариат и формирует рабочие органы. Президиум Собора состоит из Председателя (Патриарха или Местоблюстителя) и 12 членов в архиерейском сане. Президиум руководит заседаниями Собора. Секретариат Собора включает секретаря в архиерейском сане и двух помощников – клирика и мирянина. Секретариат несет ответственность за обеспечение членов Собора рабочими материалами и за ведение протоколов заседаний (последние подписываются Председателем, членами Президиума и секретарем). Собор избирает председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей учрежденных им рабочих органов простым большинством голосов. Президиум, секретарь и председатели рабочих органов составляют Соборный Совет – руководящий орган Собора. В его компетенцию входят рассмотрение возникающих вопросов по повестке дня и внесение предложений о порядке их изучения Собором; координация всей деятельности Собора; рассмотрение процедурных и протокольных вопросов; административно-техническое обеспечение деятельности Собора.

«Все архиереи – члены Собора – составляют Архиерейское Совещание. Совещание созывается Председателем Собора по его инициативе, по решению Совета Собора или по предложению не менее одной трети архиереев. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержание церковного мира и единства. Если какое-либо решение Собора или его часть отвергаются большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство присутствующих на Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения» (II.13). Таким образом, епископат приобрел контроль за ходом дел, рассматриваемых Поместным Собором. (Заметим, что Устав 1988 г. давал аналогичную власть Архиерейскому Совещанию лишь в случае голосования в нем за отмену принятого полным составом Собора решения квалификационным большинством в две трети голосов, а не простым большинством.)

Открытие Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии или другого уставного богослужения. Заседания Собора возглавляются Председателем или, по его предложению, одним из членов Президиума Собора. «В открытых заседаниях Собора помимо его членов могут принимать участие приглашенные богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия определяется регламентом, но в любом случае они не имеют права участвовать в голосовании. Предложение о проведении закрытого заседания вправе вносить члены Собора» (II.16). Патриарх Московский и всея Руси избирается на закрытом заседании.

Решения на Соборе принимаются большинством голосов, за исключением особых случаев, оговоренных регламентом. Если имеет место равенство голосов при открытом голосовании, перевес дает голос Председателя. При равенстве голосов в случае тайного голосования проводится повторное голосование. Все официальные документы Собора подписываются Патриархом или Местоблюстителем, а также членами Президиума и секретарем. «Постановления Собора входят в силу сразу после их принятия» (II.19).

Архиерейский Собор. Ему посвящена гл. 3 Устава. Он является высшим органом иерархического управления Русской Православной Церковью, состоит из епархиальных архиереев и викарных епископов, возглавляющих синодальные учреждения и духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. (По Уставу 1988 г. ректоры всех духовных школ, а не только академий, в епископском сане были членами Архиерейского Собора.) Викарные епископы, «имеющие каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами» (III.1), – те архиереи, которые, будучи по титулу викариями Патриарха Московского и всея Руси, управляют приходами Русской Церкви на канонической территории Американской Православной Церкви. Это епископ Зарайский, Управляющий приходами Московского Патриархата в Соединенных Штатах, и архиепископ Каширский, Управляющий приходами в Канаде. Ранее они не являлись членами Архиерейского Собора. Все остальные викарные епископы могут участвовать в заседаниях Архиерейского Собора без права решающего голоса.

Архиерейский Собор созывается Патриархом Московским и всея Руси или Местоблюстителем и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года (ранее – одного раза в два года), а также в преддверии Поместного Собора и в исключительных случаях. По предложению Патриарха и Священного Синода или одной трети членов Собора – епархиальных архиереев – может быть созван внеочередной Архиерейский Собор, который в таком случае собирается не позднее чем через шесть месяцев после соответствующего синодального решения или обращения группы архиереев к Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду. Ответственность за подготовку Архиерейского Собора несет Священный Синод.

На Архиерейский Собор Устав возложил следующие обязанности: хранение чистоты православного вероучения и норм христианской нравственности; принятие Устава Русской Православной Церкви и внесение в него изменений и дополнений; хранение догматического и канонического единства Русской Православной Церкви; решение принципиально важных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов; канонизация святых и утверждение богослужебных чинопоследований; компетентное истолкование святых канонов и иных церковных законоположений; выражение пастырской озабоченности проблемами современности; определение характера отношений с государственными органами; поддержание отношений с поместными православными церквами; создание, реорганизация и ликвидация самоуправляемых Церквей, экзархатов и епархий, а также определение их границ и наименований; создание, реорганизация и ликвидация синодальных учреждений: утверждение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом Русской Православной Церкви.

Согласно Уставу в преддверии Поместного Собора Архиерейский Собор вносит предложения по повестке дня, программе, регламенту заседаний и структуре Собора, а также по процедуре избрания Патриарха Московского и всея Руси, если такое избрание предполагается. На Архиерейский Собор возлагается наблюдение за претворением в жизнь решений Поместного Собора; суждение о деятельности Священного Синода и синодальных учреждений; утверждение, отмена и внесение изменений в законодательные деяния Священного Синода; создание и упразднение органов церковного управления; установление процедуры для всех церковных судов; рассмотрение финансовых отчетов, представляемых Священным Синодом, и одобрение принципов планирования предстоящих общецерковных доходов и расходов; утверждение новых общецерковных наград.

В соответствии с Уставом Архиерейский Собор есть церковный суд высшей инстанции (предыдущий Устав провозглашал таковым Поместный Собор). Архиерейский Собор «правомочен рассматривать и принимать решения: в первой и последней инстанции по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности Патриарха Московского и всея Руси; в последней инстанции: а) по разногласиям между двумя и более архиереями; б) по каноническим проступкам и вероучительным отступлениям архиереев; в) по всем делам, переданным ему общецерковным судом для окончательного решения» (III.5).

Председателем Архиерейского Собора является Патриарх или Местоблюститель. Президиум Архиерейского Собора не избирается, его составляет Священный Синод. Президиум несет ответственность за руководство Собором, он предлагает повестку дня, программу и регламент Собора, вносит предложения о порядке изучения Собором возникающих проблем, рассматривает процедурные и протокольные вопросы. Секретарь Архиерейского Собора избирается из числа членов Синода. Он несет ответственность за обеспечение Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов. Протоколы подписываются Председателем Собора и членами Синода.

Открытие Архиерейского Собора, как и Поместного, и его ежедневные заседания, согласно Уставу, предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения.

Заседания Собора возглавляет Председатель или, по его предложению, один из членов Священного Синода. На отдельные заседания Собора могут приглашаться без права решающего голоса богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия в работе Собора определяется регламентом. Решения на Соборе принимаются простым большинством голосов открытым или тайным голосованием, за исключением случаев, специально оговоренных регламентом. Как и на Поместном Соборе, когда при открытом голосовании голоса разделяются поровну, решающим является голос Председателя, а в случае равенства голосов при тайном голосовании проводится повторное голосование. «Никто из архиереев – членов Архиерейского Собора – не может отказаться от участия в его заседаниях, кроме случаев болезни или иной важной причины, которая признается Собором уважительной» (III.13). Кворум Собора – две трети его членов-иерархов. Постановления Архиерейского Собора входят в силу сразу после их принятия.

Соотношение полномочий Поместного и Архиерейского Соборов. В соответствии с Уставом 2000 г. Архиерейский Собор, оставаясь низшей инстанцией, перестает быть органом, во всем подчиненным Поместному Собору (как это было ранее). Он становится высшей судебной властью Русской Церкви: один принимает Устав и вносит в него изменения, принимает окончательные решения по делам церковного управления, за исключением избрания Святейшего Патриарха. Подлежат утверждению Поместным Собором только те решения Архиерейского Собора, которые носят вероучительный или канонический характер. Таким образом, новый Устав разрешил проблему, связанную с необходимостью канонически правомерного уточнения компетенции Архиерейского и Поместного Соборов.

Патриарх Московский и всея Руси. Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Патриарх имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится во время богослужений во всех храмах Русской Православной Церкви. В Уставе указана и формула такого возношения: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси» (IV.1).

«Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем» (IV.4). Отношения между Святейшим Патриархом и Священным Синодом, согласно уставной формулировке, «определяются 34-м правилом святых Апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора» (IV.5). Патриарх вместе с Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях – Поместные Соборы и председательствует на них. (В Уставе 1988 г. говорилось, что Патриарх созывает как Соборы «по своей должности» без указания на участие в таком созыве Синода, так и заседания последнего).

Устав указывает качества, которыми обязан обладать кандидат в Патриархи. Он должен быть архиереем Русской Православной Церкви; иметь высшее богословское образование (прежний Устав не предусматривал определенного образовательного ценза), «достаточный опыт епархиального управления» (IV.17) (в Уставе 1988 г. опыт церковного управления не обозначался как непременно «епархиальный»); отличаться приверженностью к каноническому правопорядку; пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа; «иметь доброе свидетельство от внешних» (1Тим. 3:7); быть не моложе 40 лет. В новом Уставе опущено имевшееся в прежнем Уставе указание на непременное гражданство СССР, при этом оно не заменено эквивалентным положением.

Священный Синод. Священный Синод, возглавляемый Патриархом или Местоблюстителем, является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами. Предыдущий Устав характеризовал его как орган «высшей законодательной, исполнительной и судебной власти» в межсоборный период. Но различие в формулировках не обозначает, что Синод совершенно утрачивает законодательную власть. Действительно, Устав в значительном объеме передает его судебные полномочия иному учреждению – общецерковному суду, сохраняя, однако, за Синодом право утверждения постановлений этого суда. Синод ответствен перед Архиерейским Собором (опущено в сравнении с прежним Уставом упоминание ответственности также и перед Поместным Собором) и через Патриарха представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.

Священный Синод состоит из Председателя (Патриарха или Местоблюстителя), семи постоянных и пяти временных членов – епархиальных архиереев. «Постоянными членами являются: по кафедре – митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий; Патриарший экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдовы; по должности – Председатель Отдела внешних церковных связей и Управляющий делами Московской Патриархии» (V.4). В сравнении с положением, существовавшим до принятия Устава, Архиерейским Собором в число постоянных членов Синода дополнительно включен митрополит Кишиневский, а число временных членов сокращено с шести до пяти. «Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления данной епархией. Синодальный год распределяется на две сессии: летнюю (март–август) и зимнюю (сентябрь–февраль)» (V.5). Правящие архиереи, руководители синодальных учреждений и ректоры духовных академий могут присутствовать на заседаниях Синода с правом совещательного голоса при рассмотрении дел, касающихся управляемых ими епархий, учреждений, школ или несения ими общецерковного послушания.

Устав детально регламентирует порядок синодальных заседаний, а участие постоянных и временных членов Синода в его заседаниях провозглашает их канонической обязанностью, предусматривая для отсутствующих без уважительных причин братское вразумление. «В исключительных случаях кворум Синода составляют две трети его членов» (V.9). Заседания Синода созываются Патриархом (Местоблюстителем). «Как правило, заседания Синода являются закрытыми. Синод работает на основании повестки дня, представляемой Председателем и одобряемой Синодом в начале первого заседания. Вопросы, требующие предварительного изучения, Председатель заблаговременно направляет членам Синода, которые могут вносить предложения по повестке дня и поднимать вопросы с предварительным уведомлением о том Председателя. Председатель руководит заседаниями в соответствии с принятым регламентом» (V.11–13). Если Патриарх по какой-либо причине временно не может осуществлять председательские обязанности в Синоде, обязанности Председателя исполняет старейший по хиротонии постоянный член Синода. При этом Устав делает разъяснение: временный Председатель Синода не становится каноническим Местоблюстителем. Секретарем Синода является Управляющий делами Московской Патриархии. Секретарь несет ответственность за подготовку необходимых для Синода материалов и составление журналов заседаний. Дела в Синоде решаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или большинством голосов. «При равенстве голосов голос Председателя является решающим» (V.16). Никто из присутствующих на заседании членов Синода не может воздержаться от участия в голосовании. При несогласии с принятым решением член Синода должен заявить на том же заседании свое отдельное мнение с изложением оснований, а затем представить его в письменной форме не позднее трех дней со дня заседания. Отдельные мнения не останавливают исполнения принятого решения.

Председатель не вправе своей властью снимать с обсуждения предложенные в повестке дня дела, препятствовать их решению или приостанавливать претворение таковых решений в жизнь. В новом Уставе, как и в предыдущем, закреплено, однако, такое положение: «В тех случаях, когда Патриарх Московский и всея Руси признает, что принятое решение не принесет пользы и блага Церкви, он заявляет протест. Протест должен быть сделан на том же заседании и затем изложен в письменном виде в 7-дневный срок. По истечении этого срока дело вновь рассматривается Священным Синодом. Если Патриарх Московский и всея Руси не найдет возможным согласиться и с новым решением дела, то оно приостанавливается и передается на рассмотрение Архиерейского Собора. Если отложить дело невозможно и решение должно быть принято незамедлительно, Патриарх Московский и всея Руси действует по своему усмотрению. Принятое таким образом решение выносится на рассмотрение чрезвычайного Архиерейского Собора, от которого и зависит окончательное разрешение вопроса» (V.20). Из уставной формулировки видно, что такое право предоставляется только Патриарху (не Местоблюстителю).

Когда в Синоде рассматривается дело по жалобе на члена Синода, обвиняемый может присутствовать на заседании и давать объяснения, но при решении дела он обязан оставить зал заседаний. Если жалоба подана на Председателя, он передает председательствование старейшему по хиротонии постоянному члену Синода.

В обязанности Священного Синода Устав включил: попечение о неповрежденном хранении и истолковании православной веры, норм христианской нравственности и благочестия; служение внутреннему единству Русской Церкви; поддержание единства с другими Православными Церквами; организацию внутренней и внешней деятельности Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения; толкование канонических постановлений и разрешение затруднений, связанных с их применением; регулирование богослужебных вопросов; издание дисциплинарных постановлений, касающихся клириков, монашествующих и церковных работников; оценку важнейших событий в области межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных отношений; поддержание межконфессиональных межрелигиозных связей как на канонической территории Московского Патриархата, так и за его пределами; координацию действий полноты Русской Церкви в ее усилиях по достижению мира и справедливости; выражение пастырской озабоченности общественными проблемами; обращение с посланиями ко всем чадам Русской Православной Церкви; поддержание должных отношений между Церковью и государством в соответствии с действующим Уставом и государственным законодательством.

На Синод возложено также:

одобрение уставов самоуправляемых церквей и экзархатов;

принятие гражданских уставов Русской Церкви и ее канонических подразделений, внесение в них изменений и дополнений;

утверждение журналов Синода и экзархата. Журналы и определения Священного Синода подписываются Председателем, а затем всеми присутствующими на заседании членами Синода, «хотя бы некоторые из них были и не согласны с принятым решением и подали о том отдельное мнение» (V.22). Таким образом, такая подпись имеет значение не голоса, поданного за принятое решение, а значение подтверждения действительности состоявшегося постановления. «Определения Священного Синода входят в силу после их подписания и не подлежат пересмотру, исключая случаи, когда представляются новые данные, меняющие существо дела» (V.23). Председатель Синода осуществляет высшее наблюдение за исполнением принятых постановлений;

решение вопросов, связанных с учреждением или упразднением подотчетных Синоду канонических подразделений Русской Православной Церкви с последующим утверждением на Архиерейском Соборе;

установление порядка владения, пользования и распоряжения зданиями и иным церковным имуществом. В судебную компетенцию Синода входит в связи с предусмотренным новым Уставом образованием общецерковного суда утверждение его постановлений.

Священный Синод, согласно Уставу, избирает, назначает, а в исключительных случаях перемещает архиереев и увольняет их на покой; вызывает архиереев для присутствия в Синоде; рассматривает отчеты правящих архиереев о состоянии епархий и выносит по ним соответствующие постановления; инспектирует их деятельность всякий раз, когда сочтет это нужным и т. д.

Священный Синод назначает руководителей синодальных учреждений и, по их представлению, их заместителей; ректоров духовных академий и семинарий, настоятелей (настоятельниц) и наместников монастырей; архиереев, клириков и мирян для прохождения ответственного послушания за границей. Священный Синод может образовывать комиссии или иные рабочие органы для попечения о решении важных богословских проблем, о хранении текста Священного Писания, его переводах и издании; о хранении текса богослужебных книг, его исправлении, редактировании и публикации; о канонизации святых; о публикации сборников святых канонов, учебников и учебных пособий для духовных учебных заведений, богословской литературы, официальной периодики и иной литературы; о повышении богословской, духовной и нравственной подготовки клира и о деятельности духовных учебных заведений; о миссии, катехизации и религиозном образовании; о состоянии духовного просвещения; о делах монастырей и монашествующих; о делах милосердия и благотворительности; о состоянии церковного зодчества, иконописи, церковного пения и прикладных искусств; о церковных памятниках и древностях, находящихся в ведении Русской Церкви; об изготовлении церковной утвари, свечей, облачений и всего необходимого для богослужения; о пенсионном обеспечении духовенства и церковных работников; о решении иных экономических проблем.

Осуществляя руководство синодальными учреждениями, Синод (в соответствии с Уставом) утверждает положения об их деятельности; утверждает годовые планы работы синодальных учреждений и принимает их отчеты; выносит постановления по наиболее важным аспектам их текущей работы; осуществляет ревизию этих учреждений. Синод одобряет общецерковный план расходов, рассматривает сметы синодальных учреждений, духовных учебных заведений, а также финансовые отчеты. Священный Синод образует и упраздняет епархии, изменяет их границы и наименования с последующим утверждением Архиерейским Собором; принимает типовые положения о епархиальных учреждениях; одобряет уставы монастырей и осуществляет общее наблюдение за монашеской жизнью; учреждает ставропигии121; по представлению Учебного комитета утверждает уставы и учебные планы духовных учебных заведений, программы духовных семинарий и учреждает новые кафедры в духовных академиях; следит, чтобы действия всех органов церковной власти в епархиях, благочиниях122 и приходах соответствовали законным постановлениям; в случае необходимости проводит ревизии.

«Священный Синод выносит заключения по спорным вопросам, возникающим в связи с толкованием настоящего Устава» (V.32).

Синодальные учреждения. В отличие от Устава 1988 г. в новом Уставе в главу, посвященную Синодальным учреждениям, включены также положения, касающиеся Московской Патриархии. Она определяется в нем как учреждение Русской Православной Церкви, объединяющее структуры, непосредственно руководимые и управляемые Патриархом Московским и всея Руси. Синодальное учреждение, согласно Уставу, – это учреждение Русской Церкви, ведающее кругом общецерковных дел, входящих в его компетенцию. «Московская Патриархия и Синодальные учреждения являются органами исполнительной власти Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода. Московская Патриархия и Синодальные учреждения обладают исключительным правом полномочно представлять Патриарха Московского и всея Руси и Священный Синод в рамках сферы своей деятельности и в пределах своей компетенции».

В соответствии с Уставом синодальные учреждения создаются или упраздняются по решению Архиерейского Собора или Синода и подотчетны им. Положения (Уставы) Московской Патриархии и синодальных учреждений и поправки к ним утверждаются Патриархом с одобрения Синода. Синодальные учреждения возглавляют лица, назначаемые Синодом. Новый Устав (в отличие от предыдущего) не предусматривает обязательности архиерейского сана для председателя синодального учреждения.

В Московскую Патриархию на правах синодального учреждения входит Управление делами.

Одно из синодальных учреждений Церкви – Отдел внешних церковных связей (в Уставе 1988 г. – Отдел внешних церковных сношений). Это орган высшей церковной власти в осуществлении ею юрисдикции над учреждениями Русской Православной Церкви в дальнем зарубежье. В последнем действуют епархии, благочиния, приходы, ставропигиальные и епархиальные монастыри, а также миссии, представительства и подворья, находящиеся за пределами стран СНГ и Балтии. «Заграничные учреждения Русской Православной Церкви в своем управлении и деятельности руководствуются настоящим Уставом и своими собственными Уставами, которые должны быть утверждены Священным Синодом, при уважении существующих в каждой стране законов» (XIV.3). Заграничные учреждения создаются и упраздняются решением Синода. «Находящиеся за рубежом представительства и подворья являются ставропигиями. Заграничные учреждения осуществляют свое служение в соответствии с целями и задачами внешней деятельности Русской Православной Церкви под начальственным наблюдением председателя Отдела внешних церковных связей. Руководители и ответственные сотрудники заграничных учреждений назначаются Священным Синодом по представлению председателя Отдела внешних церковных связей» (XIV.5–7).

К синодальным учреждениям относятся также Издательский совет, Учебный комитет, Отдел катехизации и религиозного образования, Отдел благотворительности и социального служения, Миссионерский отдел, Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, Отдел по делам молодежи. Устав предусматривает возможность создания иных синодальных учреждений.

Синодальные учреждения служат «координационными органами по отношению к аналогичным учреждениям, действующим в самоуправляемых Церквах, экзархатах и епархиях, и как таковые имеют право обращаться в пределах своей компетенции к епархиальным архиереям и руководителям других канонических подразделений, направлять им свои нормативные документы и запрашивать соответствующую информацию» (VI.9). Деятельность синодальных учреждений регулируется положениями (уставами), утвержденными Патриархом с одобрения Синода.

Приходское церковное управление по Уставу 2000 г. Приход. Это община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход – каноническое подразделение Русской Православной Церкви, «находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля» (XI.1). Приход образуется по согласию совершеннолетних лиц православного исповедания с благословения епархиального архиерея (в Уставе 1988 г. минимальное число прихожан должно было быть не менее 20). «Для получения статуса юридического лица приход регистрируется государственными органами» (XI.2).

«Границы приходов устанавливаются Епархиальным советом» (XI.2) (в прежнем Уставе аналогичного положения не было). Между тем Поместный Собор 1917–1918 гг. включил указание на пребывание клириков и мирян прихода на определенной местности в «Определение» прихода, содержавшееся в принятом Собором Приходском уставе. Четко обозначенные границы приходов существовали и в синодальную эпоху.

Конечно, и в синодальный период всякий православный мог молиться, исповедоваться или причащаться в любом (не только в своем) приходе и в любом соборном или монастырском храме. Однако важнейшими требами (крещением, бракосочетанием, отпеванием) прихожанин был связан со своим приходом, так что отступления от установленного в этом отношении порядка могли допускаться лишь при их серьезной мотивации. Разрушение структуры приходских границ происходило по трем основным причинам: 1) устранение приходов от ведения метрических книг, имевшее место на заре советской истории, фактически разрушило прежде поддерживаемый государственными властями порядок совершения треб, связанных с актами гражданского состояния; 2) гонения на Церковь в советскую эпоху побудили малодушных или, деликатнее сказать, осторожных христиан «заметать следы» своего участия в церковной жизни, посещая разные храмы; 3) условия обитания в большом городе с его сложной транспортной системой, с нахождением мест службы для большинства его жителей вдалеке от места проживания делают близлежащий храм не всегда самым доступным. Все перечисленное привело к тому, что многие современные христиане уже не принадлежат к определенной приходской общине, опираясь на свободу выбора, они мотивируют ее часто субъективными пристрастиями.

Конечно, нет ни необходимости, ни реальной возможности данную свободу выбора упразднить либо существенно ограничить, приписав всех православных к определенным приходам, как происходило в синодальную эпоху. Однако существует реальная нужда в том, чтобы границы между приходами были обозначены даже в больших городах. Острота такой надобности становится особенно очевидной, когда мы рассматриваем ситуацию с вызовами священников к тяжелобольным или находящимся при смерти христианам. Внесение порядка в размежевание приходов может существенно уменьшить число случаев, когда священнику приходится ехать на другой конец города к умирающему, рискуя не застать его живым и ставя в трудное или безвыходное положение тех, кто обратился за подобной же требой в свой приходской храм и не успел застать священника в своем приходе, потому что он отъехал в чужой. Первый шаг в восстановлении правильной территориальной структуры приходов заложен в содержащемся в новом Уставе упоминании приходских границ.

Приход приступает к деятельности после благословения правящего архиерея. Ему же он подчинен и подотчетен. Приход исполняет решения Епархиального собрания и Епархиального совета, а также распоряжения архиерея. В своей гражданско-правовой деятельности он обязан соблюдать каноны и иные установления Русской Православной Церкви и законодательство страны нахождения. Приход обязан отчислять через епархию средства на общецерковные нужды в размере, установленном Синодом, и на епархиальные нужды в размерах, установленных епархиальной властью.

Охраняя незыблемость прав Русской Православной Церкви и защищая ее от расколов, Архиерейский Собор 2000 г. включил в Устав следующее положение: «В случае выделения какой-либо части или выхода всех членов Приходского собрания из состава прихода, они не могут заявлять никаких прав на приходское имущество и средства. В случае принятия Приходским собранием решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, приход лишается подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности прихода как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает его права на имущество, которое принадлежало приходу на правах собственности, пользования или на ином законном основании, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви» (XI.7).

Органами приходского управления Устав называет настоятеля прихода, а также приходское собрание, приходской совет и ревизионную комиссию.

Устав предусматривает возможность создания прихожанами братства и сестричества с согласия настоятеля и по благословению епархиального архиерея. При этом целью братства и сестричества должно быть привлечение прихожан к участию в трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, к благотворительности и милосердию, к религиозно-нравственному просвещению. Приходские братства и сестричества состоят под начальственным наблюдением настоятеля. В исключительных случаях их уставы, утверждаемые архиереем, могут быть представлены для государственной регистрации. В своей деятельности братства и сестричества руководствуются Уставом Русской Православной Церкви, постановлениями высших органов церковной власти и управления, решениями епархиального архиерея и настоятеля прихода, а также гражданскими уставами Русской Православной Церкви, епархии, своего прихода и собственным уставом, если братства и сестричества зарегистрированы в качестве юридических лиц. Братства и сестричества отчисляют через приходы средства на общецерковные нужды в размерах, установленных Священным Синодом, на епархиальные и приходские нужды в порядке и размере, установленными органами епархиальной власти и настоятелями приходов.

При выходе какой-либо части или всех членов братства и сестричества из их состава они не имеют права заявлять претензии на братское и сестрическое имущество и средства. Если общим собранием братства или сестричества выносится решение о выходе из юрисдикции Русской Православной Церкви, то они утрачивают принадлежность к Русской Церкви, что «лишает их права на имущество, которое принадлежало братству или сестричеству на правах собственности, пользования или на иных законных основаниях, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви».

Настоятель прихода и приходской причт. Настоятель храма назначается правящим архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. В своей деятельности он подотчетен архиерею.

Настоятель несет ответственность за совершение богослужений и проповедей, за религиозно-нравственное состояние прихожан. Он руководит причтом в исполнение им своих богослужебных и пастырских обязанностей; наблюдает за состоянием храма и наличием всего необходимого для совершения богослужений; заботится о правильном и благоговейном чтении и пении в храме; выполняет указания епархиального архиерея; организует катехизаторскую, благотворительную, церковно-общественную, образовательную и просветительскую деятельность прихода; созывает заседания приходского собрания и председательствует на них. При наличии к тому оснований настоятель приостанавливает исполнение решений приходского собрания и приходского совета с последующей передачей соответствующих вопросов на рассмотрение епархиального архиерея. Он наблюдает за осуществлением решений приходского собрания и работой приходского совета; представляет интересы прихода в органах государственной власти и местного самоуправления; представляет архиерею непосредственно или через благочинного ежегодные отчеты о состоянии прихода и его деятельности; осуществляет официальную переписку от лица прихода; ведет богослужебный журнал и хранит приходской архив; выдает свидетельства о крещении и браке. Отпуск настоятель может получить исключительно по разрешению епархиальной власти.

Приходской причт включает священника, диакона и псаломщика. «Число членов причта может быть увеличено или сокращено епархиальной властью по просьбе прихода и в соответствии с его нуждами, во всяком случае, причт должен состоять не менее чем из двух лиц – священника и псаломщика» (XI.22). При этом должность псаломщика может быть заменена лицом в священном сане.

Избрание и назначение клириков совершает епархиальный архиерей. Кандидат на поставление в священный сан обязан принадлежать к Русской Православной Церкви, быть совершеннолетним; иметь необходимые нравственные качества; достаточную богословскую подготовку; свидетельство духовника об отсутствии канонических препятствий к рукоположению; принять церковную присягу; не состоять под церковным или гражданским судом. Члены причта могут быть перемещены и уволены только епархиальным архиереем по их личному прошению, по церковному суду или ввиду церковной целесообразности.

Причт прихода несет ответственность за его духовно-нравственное состояние и за выполнение своего богослужебного и пастырского долга. Члены причта не вправе покидать приход без разрешения церковной власти. «Священнослужитель может принять участие в совершении богослужения в другом приходе с согласия епархиального архиерея той епархии, в которой данный приход находится, или с согласия благочинного или настоятеля при наличии удостоверения, подтверждающего каноническую правоспособность» (XI.29). В соответствии с 13-м правилом Халкидонского Собора священнослужитель может быть принят в другую епархию только при наличии отпускной грамоты.

Коллегиальные органы приходского управления. Согласно Уставу прихожанами «являются лица православного исповедания, сохраняющие живую связь со своим приходом». Устав вменяет в обязанность прихожан участие в богослужении, регулярную исповедь и причащение, соблюдение канонов и иных церковных предписаний, совершение дел веры, стремление к религиозно-нравственному совершенствованию и содействие благосостоянию прихода, а также заботу о содержании причта и храма.

Высшим органом управления прихода Устав называет приходское собрание, председателем которого по должности является настоятель (Уставом 1988 г. настоятель избирался председателем приходского собрания).

В состав приходского собрания «входят священнослужители прихода, его учредители и прихожане, регулярно участвующие в литургической жизни прихода, достойные по своей приверженности Православию, нравственному облику и жизненному опыту участвовать в решении приходских дел, достигшие 18-летнего возраста и не состоящие под запрещением, а также под церковным или светским судом. Прием в члены Приходского собрания и выход из него осуществляются на основании прошения (заявления) решением Приходского собрания. В случае признания члена Приходского собрания не соответствующим занимаемому им положению, он может быть выведен из Приходского собрания решением Приходского собрания» (XI.34). Данное положение Устава допускает две интерпретации: 1) о членстве в собрании всех клириков и канонически правоспособных прихожан; 2) о членстве в нем только представителей причта и прихожан, которые берут на себя ответственность за содержание прихода. В реальной церковной жизни реализуется обычно второй вариант.

В Уставе указывается: «При отступлении членов Приходского собрания от канонов и установлений Русской Православной Церкви состав Приходского собрания по решению епархиального архиерея может быть изменен частично либо полностью» (XI.35). Данное положение гарантирует подчиненность прихода канонической власти архиерея.

«Приходское собрание созывается настоятелем или, по распоряжению епархиального архиерея, благочинным, или иным полномочным представителем епархиального архиерея не реже одного раза в год» (XI.36). Приходские собрания, на которых избираются или переизбираются члены приходского совета, проводятся непременно с участием благочинного или иного представителя епархиального архиерея. Повестку дня собрания предлагает его председатель. Он же руководит заседаниями. Собрание «правомочно принимать решения при участии в нем не менее половины его членов. Постановления собрания принимаются простым большинством, при равенстве голосов перевес дает голос председателя» (XI.39). Для ведения протокола заседания приходское собрание избирает из числа своих членов секретаря. Протоколы подписываются председателем, секретарем и пятью избранными членами собрания и утверждаются епархиальным архиереем, после чего принятые решения вступают в силу. Решения собрания могут быть оглашены в приходском храме.

В обязанности приходского собрания входят: сохранение единства прихода и содействие духовно-нравственному возрастанию прихожан; принятие Гражданского устава прихода и изменений в нем, которые утверждаются архиереем и вступают в силу после государственной регистрации; принятие и исключение членов приходского собрания; представление на утверждение архиерея кандидатуры председателя приходского совета – церковного старосты; избрание приходского совета и ревизионной комиссии; планирование финансовой и хозяйственной деятельности прихода; обеспечение сохранности приходского имущества и забота о его преумножении; «принятие планов расходов, включая размеры отчислений на благотворительность и религиозно-просветительные цели, и представление их на утверждение епархиального архиерея; одобрение планов и рассмотрение проектно-сметной документации на строительство и ремонт церковных зданий; рассмотрение и представление на утверждение епархиального архиерея финансовых и прочих отчетов приходского совета и докладов ревизионной комиссии; утверждение штатного расписания и определение содержания членам причта и приходского совета; определение порядка распоряжения имуществом прихода», забота о состоянии церковного пения; возбуждение ходатайств от лица прихода перед архиереем и гражданской властью; рассмотрение жалоб на членов приходского совета, ревизионной комиссии и представление их епархиальной власти.

Исполнительным и распорядительным органом приходского собрания является приходской совет, подотчетный настоятелю и приходскому собранию. Совет состоит из председателя (церковного старосты), его помощника и казначея. (Традиционное наименование председателя приходского совета «старостой» не предусматривалось Уставом 1988 г.) По благословению правящего архиерея председателем совета может быть настоятель. Состав совета избирается из числа членов приходского собрания сроком на три года без ограничения числа переизбраний. (В прежнем Уставе приходскому собранию предоставлялось право сократить или продлить трехлетний срок пребывания его членов в совете.) «Епархиальный архиерей утверждает избрание председателя Приходского совета либо назначает на эту должность своим Указом настоятеля или другое лицо с введением его в состав Приходского собрания. Епархиальный архиерей имеет право отстранить от работы члена Приходского совета, если таковой нарушает каноны, положения настоящего Устава или Гражданского устава прихода». (В Уставе 1988 г. канонически бесспорное право епархиального архиерея зафиксировано не было.)

Приходской совет исполняет решения приходского собрания; представляет на утверждение приходским собранием планы хозяйственной деятельности, планы расходов и финансовые отчеты; отвечает за сохранность и содержание в надлежащем порядке храма и иных сооружений прихода, прилегающих территорий, принадлежащих приходу земельных участков и всего имущества, находящегося в собственности или пользовании прихода, ведет его учет; приобретает имущество для прихода, ведет инвентарные книги; решает текущие хозяйственные вопросы; распоряжается денежными средствами прихода с ведома и под контролем настоятеля; предоставляет в случае нужды жилье членам причта прихода; по согласованию с настоятелем и в соответствии со штатным расписанием принимает рабочих и служащих; заботится о храме, о поддержании благочиния и порядка за богослужениями и на крестных ходах; «осуществляет контакты с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами» (ХI.46).

Председатель приходского совета представляет совет в деловых, финансово-хозяйственных и административных вопросах, а также в суде; в требуемых случаях выдает доверенности. При этом приходское собрание имеет право при необходимости поручить своему члену ведение дел с гражданскими организациями, а также защиту интересов прихода в суде. Все официальные документы прихода подписывают настоятель и церковный староста. Если же председателем приходского совета является настоятель, вторую подпись ставит казначей. Банковские и другие финансовые документы подписывают староста и казначей. «В гражданских правоотношениях казначей исполняет обязанности главного бухгалтера. Казначей осуществляет учет и хранение денежных средств, пожертвований и других поступлений, составляет годовой финансовый отчет» (XI.51). В случае изменения состава приходского совета, а также замены старосты приходское собрание образует комиссию из трех членов, которая составляет акт о наличии имущества и денежных средств, на основании которого приходской совет принимает материальные ценности прихода. Обязанности помощника старосты определяются приходским собранием.

Приходское собрание избирает из числа своих членов сроком на три года ревизионную комиссию, состоящую из председателя и двух членов. Члены приходского совета и ревизионной комиссии не могут находиться в близком родстве.

Комиссия подотчетна приходскому собранию. Она проверяет финансово-хозяйственную деятельность прихода, сохранность и использование имущества, проводит ежегодную инвентаризацию и ревизию зачислений пожертвований, поступлений и расхода денежных средств. Результаты проверок комиссия представляет на рассмотрение приходского собрания. «В случае выявления злоупотреблений ревизионная комиссия немедленно информирует о том епархиальную власть» (XI.55). В обязанности ревизионной комиссии входит также контроль за пожертвованиями. Акты о проведенных проверках она представляет на очередное или чрезвычайное заседание приходского собрания, которое при наличии злоупотреблений, нехватки имущества или денежных средств, а также при обнаружении ошибок в ведении или оформлении финансовых операций принимает соответствующее решение. Приходское собрание может с согласия архиерея предъявить иск в суд. Правящий архиерей вправе назначить проведение ревизии прихода и приходских учреждений.

* * *

113

Ди́птих – упорядоченный список поместных автокефальных православных церквей и последовательность поминовения их предстоятелей во время богослужений. На основании диптиха распределяются места во время присутствия глав и представителей церквей на Соборах, всеправославных форумах и других совместных мероприятиях. Диптих – одна из основ церковного этикета.

114

Диа́кон – священнослужитель низшей (первой) степени.

115

Черное духовенство – состоит из лиц священного сана, принявших монашество.

116

Белое духовенство – состоит из лиц женатых, находящихся в одном браке, неразведенных.

117

Цыпин В., протоиерей. Каноническое право. М., 2009. С. 444.

118

Определения и постановления Священного Собора в Православной Российской Церкви (1917–1918 гг.). М., 1994. Вып. 4. С. 34.

119

Интрониза́ция – торжественное возведение на престол вновь избранного на Поместном Соборе главы Церкви. Проводится по особому ритуалу, спустя несколько дней после избрания.

120

То́мос – Указ Предстоятеля Поместной Православной Церкви по некоторому важному вопросу церковного устройства (в частности, им предоставляется автономия в управлении, или автокефалия).

121

Ставропиги́я – статус православных монастырей и братств, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчиненными непосредственно Патриарху или Синоду.

122

Благочи́ние – часть епархии, объединяющая группу приходов и церквей, находящихся в непосредственной территориальной близости друг от друга.


Источник: Смыкалин А. С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.): учебное пособие. – Москва: Проспект; Екатеринбург, Издательский дом Уральского государственного юридического университета, 2017. – 400 с.

Комментарии для сайта Cackle