VI. СВЯТОЙ СОБОР ВСЕЛЕНСКИЙ ШЕСТОЙ, КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ТРЕТИЙ
Подпись благочестивейшего и христолюбивого императора Константина.
«Константин, во Христе Боге император и самодержец римский, читали и согласились».
Благочестивейший император Константин сказал: «пусть святой и вселенский собор скажет, по согласию ли всех честнейших епископов провозглашено сейчас прочтенное определение».
Святой собор воскликнул: «все так веруем: одна вера; все так думаем; все мы подписали по согласию и сочувствию. Все веруем православно. Сия вера апостолов, сия вера отцов, сия вера православных. Многая лета императору. Ты сделал ясною всецелость двух естеств Христа Бога нашего. Господи, сохрани светильник мира. Константину, новому Маркиану, вечная память. Константину, новому Юстиниану, вечная память. Ты изгнал всех еретиков. Господи, сохрани низложившего еретиков. Ты изгнал разделяющих и сливающих. Да исчезнет злоба из вашего царства. Да сохранит Бог державу вашу. Бог да умиротворит царство ваше. Ваша жизнь православных жизнь. Царь небесный, сохрани земного. Тобою умиротворена вселенская Церковь. Несторию, Евтихию, Диоскору анафема. Аполлинарию и Северу анафема. Единомысленникам их анафема. Феодору фаранскому анафема. Сергию и Гонорию анафема. Пирру и Павлу анафема. Киру и Петру анафема. Макарию, Стефану и Полихронию анафема. Всем вообще еретикам анафема. Проповедовавшим, проповедующим и имеющим проповедовать одну волю и одно действие в воплощенном домостроительстве Христа Бога нашего анафема».
Благочестивейший император Константин сказал: «Бога в свидетели призываю пред вашим святым и вселенским собором, что без всякой приязни или неприязни мое первое желание и забота состоит в том, чтобы наша христианская непорочная вера была безукоризненна, и чтобы мы сохраняли ее с постоянством во имя Бога по учению и преданию, переданному нам чрез Евангелие, святых апостолов и чрез изложения пяти святых вселенских соборов и святых славных отцов. Немало тяготило нас это желание с тех нор, как мы по повелению Бога нашего властно заняли престол царства нашего. Когда же благоволил Бог доставить удобное время, мы созвали вас на собор, чтобы вы, определивши святые Божии Писания, устранили всякое нововведение в слове или мысли, привнесенное некоторыми неправомыслящими к непорочной нашей христианской вере в эти ближайшие времена, и передали нам ее в самом чистом виде, в каком, как выше сказано, она изложена на святых и вселенских пяти соборах и у святых славных отцов, для того чтобы мы сами сохраняли ее в этом виде до смерти. Мы будем судиться с вами там, на страшном судилище Божием, когда Он будет судить живых и мертвых, если вы сознаете какой-нибудь пропуск в изложенном вами определении, или кто-нибудь из вас, быть может, хочет сказать. По всестороннем обсуждении слова, если бы оно было произнесено кем-либо из вас, мы, по благодати и внушению Святого Духа, получили бы самое точное понятие о святой и непорочной вере, преданной нам от святых апостолов и учеников Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, истинного Бога нашего, и последующих за ними славных отцов и пяти святых вселенских соборов. Пусть бы в наше царствование все церкви Божии одними устами и одним сердцем возсылали песнь премилосердому Богу нашему, правильно понимая слово Его истины, а гордость всякого еретического самомнения была совершенно уничтожена Его благостию».
Святой собор воскликнул: «многая лета императору. Христолюбивому императору многая лета. Господи, сохрани благочестивого императора христиан. Ты утвердил православие. Определение православно. Кто противоречит сему определению, тому анафема. Противоречащий определению еретик. Противоречащий определению разделитель. Не принимающий определения аполлинарист. Противоречащий определению последователь Нестория. Не принимающий определения евтихианин. Несторианам анафема. Евтихианам анафема. Аполлинаристам анафема. Всем христоборным ересям анафема. Вечная память императору. Вечно да пребывает ваше царство».
Благочестивейший император Константин сказал: «хотя ваше преподобие и благочсстие без сомнения утомилось от дальнего путешествия и продолжительного пребывания здесь, но, кроме воздаяния от верховного правосудия, оно получит достойную награду и от нашего царства, за то, что по уничтожении разногласия многих, заблудившихся относительно православной веры, все мы единогласно сошлись в одном и том же исповедании, уповая получить от щедрого Бога истинное и скорое спасение заступлением святой непорочной Богородицы и вашей святости».
Святой собор сказал: «благочестивейший и светлейший государь! По обычаю мы приготовили приветственное слово вашей богопочтенной державе. Если угодно вашему благочестию, повелите прочесть его».
Благочестивейший император Константин сказал: «приветственное слово, составленное святым вашим собором, пусть будет вручено и прочтено». И было передано и прочтено из слова в слово так:
Приветственное слово от шестого святого вселенского собора к благочестивейшему и христолюбивому императору Константину
Христолюбивый император! Приняв по достоинству от десницы, все сотворившей и содержащей, диадему самодержавной власти, ты любишь воздавать воцарившему тебя Богу человеколюбием и кротостию, постоянным усердием к вере и правотою; ибо ты знаешь, что Он умилостивляется такими дарами, которыми любит чествоваться. Какое принесение даров с вашей стороны приличнее Богу, как не пламенное изъявление любви к Нему и веры и умиренное чрез вас состояние святых церквей? Поэтому-то и совершил ты столько много подвигов сверх тех, которые у тебя есть, чтобы привести к единомыслию отступников. И вы царствуете чрез Христа мирно, и Христос любит подавать через вас мир Своим церквам. Он и ныне воздвиг вашу светлость и возбудил ревность к православию, чтобы созвать сей вселенский собор, уничтожить новоизобретение недавно происшедшей ереси и утвердить проповедание истины, для того чтобы после этого состав Церкви был мирен и безмятежен. Не могли допустить вы, премудрейший император, чтобы мы во всем прочем были в единомыслии и общении между собою, а в самом главном отношении нашей жизни разнились и отделялись друг от друга, несмотря на то, что мы члены между собою и составляем одно тело Христово посредством единомыслия по отношению к Нему и друг к другу и веры, что может быть приличнее для императора, как если подданные его украшаются прежде всего благочестием, посредством чего благоденствует государство и в других отношениях? И вот, отозвавшись на ваше священнейшее повеление, и преосвященнейший предстоятель древнего Рима и апостольского акрополя и мы, смиренные, все же священники и служители Христовы, первый послал вместо себя письменное начертание и священников, изображающих его лицо, а вместе с ними и все мы лично стоим вокруг богочестного престола твоей державы. Если бы все вначале принимали евангельскую проповедь просто и искренне и довольствовались апостольскими постановлениями, дела шли бы хорошо и удобно, ни у ересиархов, ни у иерархов не было бы столько хлопот из-за препирательств. Первым надлежало в безмолвии достигать спасения, вторым не увлекаться в борьбу и не тратить на смуты время спокойствия, но безмятежно любомудрствовать и беседовать с Богом и быть примером добродетелей для подчиненных. Но вражья сила сатаны не дает покою, а выставляет своих слуг как бы оруженосцев и копьеносцев, которые ложными догматами, как бы тайными мечами, коварно поражают мысль многих. Поэтому и Христос Бог наш, Отчая премудрость и сила, чрез которую все сотворено и содержится, выставляет против них в удобное время Своих ратоборцев, которые берутся за меч духовный, чтобы поразить и уничтожить тех, которые поднимают руку на Его собственный народ и пытаются разбойнически занять святилище Церкви, овладеть хранящимся там жемчугом, словом Божиим, и осквернить гнусными догматами, против которых и повелевается изощрять меч: меч, сказано, встань на пастырей волков и умертви тех, которые разгоняют овец. Так-то собрания всех вообще соборов происходили тогда, когда самодержцы и праотцы ополчались против постоянно мятежного и воюющего. Поднялся Арий, разделитель и раздробитель Троицы, и тотчас приснопочитаемый Константин и славный Сильвестр созвали в Никее великий и знаменитый собор, посредством которого Троица сама продиктовала символ веры и осудила ариево злоухищрение, и для справедливого вознаграждения Церкви самого Ария наказала в безчестных, но равночестных ему местах. Македоний отвергал божество Духа и учил, что Он сораб господствующий. Но великий император Феодосий и Дамас, твердыня веры, неуязвимый в твердой мысли для иномысленных приражений и нападений, также Григорий и Нектарий созвали собор в сем царствующем городе и отлучили от священства нечистый язык, уязвлявший Святого Духа страшными богохульствами, а к символу веры прибавили, что Дух есть Бог, утвердив тем, что ясно изложили. Так расторгавших единство Троицы уничтожила сила Троицы. Большое и разнообразное прекословие также и относительно домостроительства Единородного; но обратим слово от общего к частностям. Опять Несторий, и опять Целестин и Кирилл. Первый разделял и унижал Христа, вторые в союзе с государем вместе с Владыкою скиптров низложили разделителя. Об этих делах молча письменно говорят Ефес и списки бывших там деяний. Потом, когда безумие Евтихия заговорило другой вздор, и совсем отрицалось от вочеловечения Спасителя и как то кудеснически представляло какое-то призрачное уподобление Его нам; то ужели следовало молчать, ужели духоносцам не следовало возстать и Божиим словом заставить молчать ложное учение? Разве не разгневался бы Бог, когда бы не стали защищать Его от хулений? И вот свиток Льва, как бы страшное рыкание льва, раздавшееся из Рима, спугнул зверя, дотоле архимандрита, выгнал из монашеского стада, и осудил и рассеял его мечтание и измышление. Этот богописанный свиток священнейший император Маркиан и предстоятель Константинополя Анатолий, вместе со всем Христособранным халкидонским собором, приняли с распростертыми объятиями и рукою и языком одобрили и подписали, и этим свитком покончили и с умствованием Диоскора, согласным с Евтихиевым. Также и после сего Вигилий согласился с благочестивым Юстинианом, и созвали пятый собор, чтобы анафематствовать чьи-то подпольного и темного происхождения сочинения, наполненные мерзостию. При таких обстоятельствах, и вашей христолюбивой кротости было необходимо созвать настоящее священное и многолюдное собрание, для двух благодетельных целей, чтобы уничтожить причину разногласия церквей и чтобы разделенное привлечь к соединению. Не мог ты, богочтимый государь, долго выносить, чтобы недавно сплетенная выдумка лжеучения разрывала хитон православия, но чрез нас, как чрез органов Духа, дерзаем сказать, и вместе с нами заткал разорванное и подогнал к целому, как было прежде. И вот, вдохновившись внушением Святого Духа, оказавшись все согласными друг с другом и в мыслях и в выражениях, заявивши единомыслие с догматами грамотами от блаженнейшего отца нашего и верховнейшего папы Агафона к вашей державе, приняв сочувственно отношение святого собора 125-ти (епископов), бывшего под его председательством, проповедуем, что один от святой Троицы, Господь наш Иисус Христос, и по вочеловечении прославляется в двух совершенных естествах нераздельно, неслитно. Ибо, как Слово, Он единосущен и совечен Богу Отцу; а как принявший плоть от непорочной Девы и Богородицы Марии, Он есть человек, совершенно единосущный нам и подлежавший времени. Возвещаем, согласно древнему отеческому преданию и божественному определению в Халкидоне, что Он совершен в божестве и совершен в человечестве. И как принимаем два естества, так признаем у Него и две естественные воли и два естественные действия. Не дерзнем ни об одном из естеств во Христе сказать, будто оно в домостроительстве Его не имело воли или было недеятельно, чтобы, уничтожая свойства, нам не уничтожить вместе с ними и естеств, которым принадлежат свойства. Не отрицаем естественной воли Его человечества или действия сообразного с естеством, чтобы нам не отвергнуть самого главного в домостроительстве нашего спасения и не приписать божеству страданий. К этому стремились те, которые в недавнее время нечестиво выдумали в Нем одну волю и одно действие, возобновляя неправомыслие Ария, Аполлинария, Евтихия и Севера. Если мы позволим себе назвать человеческое естество Господа не имеющим воли и действия, то каким образом останется в человечестве всецелость? Ибо всецелость человеческой сущности составляет не что иное, как существенная воля, чрез которую и характеризуется в нас сила самопроизвольности. То же нужно сказать и о существенном действии. Ибо как мы назовем Его совершенным в человечестве, если Он не страдал или не действовал по-человечески? Как сочетание двух естеств сохранило нам одну неслитную и нераздельную ипостась, так и одна ипостась, проявляющаяся в двух естествах, обнаруживала свойства, принадлежащие тому и другому естеству. Итак мы признаем в Нем две естественные воли и два естественные действия, сообща и нераздельно проявляющиеся. А новые выражения и их изобретателей извергаем прочь от церковной ограды и справедливо подвергаем анафеме: разумеем Феодора из Фарана, Сергия и Павла, Пирра вместе с Петром, бывших предстоятелей Константинополя, еще Кира, священствовавшего в Александрии, и вместе с ним Гонория, бывшего предстоятелем Рима, как последовавшего тем в этом. Сверх сего по особенной причине анафематствуем, низлагая, Макария, бывшего епископа антиохийского, и Стефана, его ученика, а лучше сказать учителя, которые старались защищать нечестие своих предшественников и, можно сказать, подняли всю вселенную, и то вредоносными письмами, рассылаемыми повсюду, то устными коварными наставлениями, преподаваемыми порознь, обманули простоту многих, – равно и Полихрония, старца с детским и сумасбродным умом, который обещается воскрешать мертвых и подвергается посмеянию за то, что не воскрешает, – и всех полагавших или дерзающих полагать одну волю и одно действие в домостроительстве Христа. Пусть не порицают божественной ревности всесвятого папы и настоящего ангельского собрания. Мы последовали преданиям того, а он прежде нас и вместе с нами апостольским и отеческим преданиям, и не выдумали ничего несозвучного и несогласного с начатками их чтения. С другой стороны мы стали против возставших, а не возставали, и не мы начали схватку, а мы отбивались против начавших. Видал ли кто такое странное зрелище? Впереди нас находилось духовное поприще и раздевался поборник лжеименного знамения; но не знал он, что не наденет на себя венца победного, а лишен будет и венца священства. С нашей стороны верховным борцом был первоапостол; ибо его подражатель и участник кафедры помогал нам и письмами объяснил тайну богословия. Рим-старец простер тебе богоначертанное исповедание, хартия превратила в отношении догматов вечер в день, чернила издавали свет, чрез Агафона говорит Петр, и вместе с соцарствующим Вседержителем постановлял царь самодержец – ты, богопоставленный. Симоны, заметные по перью отступления, упали с высокого полета, и памятником сего служит низложение, а вера встает, и согласие народов возстановляется в собственную красоту. Воздвижеся солнце, и луна ста в чине своем, говорит пророк (Авв. 3, 11). Воздвижеся солнце к свету – это значит: ваш ум поднялся к Солнцу правды, чисто узрев чистейшего, и принес нам оттуда умиротворение. И луна ста в чине своем – это значит: Церковь и невеста Христова одевается в свое благолепие и украшается благочестием, как девством, и, вполне восстановив чистоту православия, блистает миру прочным спокойствием. Слышите это все, кто снял с себя эту земную сень и кто имеет родиться снова; ибо присутствующим зрение, а не слух доставляет удовлетворение. А единому премудрому и всемогущему Богу вознесем прилежно благодарственный гимн, воспевая: слава в вышних Богу и на земли мир, за то, что Христу человеколюбцу угодно было побудить христолюбивого императора взять на себя посредство к соединению церквей. А ты, благосклоннейший и правдолюбивый государь, воздай почтением даровавшему тебе державу, приложи к нашим определениям печать, ваше письменное императорское утверждение, и подтверди все это высочайшими эдиктами и обычными благочестивыми постановлениями, чтобы никто не противоречил сделанному нами или не поднимал нового вопроса. Знай, светлейший император, что мы не подменили ничего из того, что было постановлено всеми вообще соборами и славными отцами, а напротив все подтвердили. И вот все мы единодушно и согласно взываем: Господи, спаси царя нашего (Псал. 19, 10), который после тебя укрепляет основание веры. Благослови жизнь его, направь пути его намерениям. Сокруши силу врагов его, и пусть возстающие на него постоянно падают, за то, что он всегда творил суд и милость, и истине, находившейся на краю погибели, простер руки, и спас народ твой, и привел его к единомыслию. Радуйся, Константинополь, новый Рим, славный именем державы. Вот император твой благоверный, да и мужественный, берется за всеоружие, за свою ревностную силу; он надел на себя броню, правоту и святость, возложил на себя шлем, благоразумие, которое есть сторож добродетелей, взял щит, непоколебимое благочестие к Богу. Пусть только взглянут варвары на него в таком вооружении, и, мы надеемся, они сдадутся во власть владыке. Веселись, город Сион, глава и повелитель вселенной. Некогда Константин украсил тебя пурпуром и венчал верою, и Константин (ныне) увенчал обоими, и врата адовы не одолеют твоего православного царства. Радуйся и будь спокоен, цветущий император; Господь Бог твой, сильный в тебе, спасет тебя опоясывая тебя силою, наведет на тебя приятное и веселое расположение духа, и распространится царство твое, и возвысится мышца твоя, и одолеет всякое враждебное безбожие и сопротивление. И все враждебное будет оплакивать свою судьбу, а послушное будет веселиться; поскольку Я всемогущ, говорит Господь Вседержитель.
Подписи собора
Феодор, смиренный пресвитер святой церкви Рима и занимающий место Агафона, блаженнейшего и вселенского папы города Рима, сие приветственное слово умоляя подписал.
Георгий, смиренный пресвитер святой церкви Рима и занимающий место Агафона, блаженнейшего и вселенского папы города Рима, сие приветственное слово умоляя подписал.
Иоанн, смиренный диакон святой церкви в Риме и занимающий место Агафона, блаженнейшего и вселенского папы города Рима, сие приветственное слово умоляя подписал.
Георгий, Божиею милостию епископ Константинополя, нового Рима, сие приветственное слово умоляя подписал.
Петр, Божиею милостию пресвитер и местоблюститель престола великого города Александрии, сие приветственное слово умоляя подписал.
Феофан, Божиею милостию епископ Феополя или Антиохии, также подписал.
Иоанн, Божиею милостию епископ Фессалонники и викарий апостольского престола в Риме и легат, также подписал.
Феодор, Божиею милостию епископ города Тримифунта на острове Кипре и занимающий место святейшего архиепископа Епифания, также подписал.
Феодор, пресвитер святейшей церкви равеннской и занимающий место святейшего архиепископа Феодора, также подписал.
Иоанн, недостойный епископ церкви Порта и легат всего собора апостольского престола в Риме, также подписал.
Стефан, Божиею милостию епископ коринфский и легат апостольского престола древнего Рима, также подписал.
Василий, недостойный епископ митрополии Гортины на острове Крите и легат всего святого собора апостольского престола древнего Рима, также подписал.
Абунданций, епископ Темпсаны и апокрисиарий всего собора святого апостольского престола Рима, также подписал.
Иоанн, недостойный епископ города Ригия и апокрисиарий всего собора святого апостольского престола, также подписал.
Филалет, Божиею милостию епископ Кесарии, митрополии первой каппадокийской провинции, также подписал.
Феодор, Божиею милостию епископ митрополии ефесской в азийской провинции, сие приветственное слово также подписал.
Сисинний, Божиею милостию епископ ираклийской митрополии в европейской провинции, сие приветственное слово также подписал.
Платон, Божиею милостию епископ митрополии анкирской в первой галатийской провинции, также подписал.
Георгий, Божиею милостию епископ митрополии кизической в провинции геллеспонтской, сие приветственное слово также подписал.
Марин, Божиею милостию епископ митрополии сардийской в провинции лидийской, сие приветственное слово умоляя подписал.
Петр, недостойный епископ митрополии никомидийской в провинции вифинской, сие приветственное слово также подписал.
Фотий, Божиею милостию епископ митрополии никейской в провинции вифинской, сие приветственное слово также подписал.
Иоанн, Божиею милостию епископ митрополии халкидонской в провинции вифинской, сие приветственное слово также подписал.
Иоанн, Божиею милостию епископ митрополии сидской в провинции памфилийской, сие приветственное слово также подписал.
Иустин, смиренный епископ митрополии тианской во второй каппадокийской провинции, определивши подписал.
Иоанн, Божиею милостию епископ митрополии амасийской в провинции еленопонтийской, также подписал.
Феодор, Божиею милостию епископ митрополии мелитинской в первой арменской провинции, также подписал.
Иоанн, Божиею милостию епископ митрополии писсинунтской во второй галатийской провинции, также подписал.
Алипий, смиренный епископ митрополии гангрской в провинции пафлагонской, также подписал.
Киприан, Божиею милостию епископ митрополии клавдиопольский в провинции гонориадской, также подписал.
Полиевкт, Божиею милостию епископ митрополии мирской в провинции ликийской, также подписал.
Феодор, Божиею милостию епископ митрополии ставропольский в провинции карийской, также подписал.
Тиверий, Божиею милостию епископ митрополии лаодикийской в провинции Фригии пакатианской, также подписал.
Косма, Божиею милостию епископ митрополии синнадской в провинции Фригии салутарийской, также подписал.
Константин, Божиею милостию епископ митрополии варатской в провинции лакаонской и занимающий место святейшего моего епископа Павла, то есть митрополита иконийского, также подписал.
Стефан, Божиею милостию епископ митрополии антиохийской в провинции писидийской, сие приветственное слово также подписал.
Иоанн, Божиею милостию епископ митрополии пергской в провинции памфилийской, сие приветственное слово также подписал.
Феопемпт, Божиею милостию епископ митрополии юстинианопольской или мокисской во второй каппадокийской провинции, тоже подписал.
Исидор, Божиею милостию епископ митрополии родосской на островах циклидских, сие приветственное слово также подписал.
Сисинний, Божиею милостию епископ митрополии иерапольской в провинции Фригии пакатианской, сие приветственное слово также подписал.
Феодор, Божиею милостию епископ митрополии тарсской в первой киликийской провинции, сие приветственное слово также подписал.
Стефан, Божиею милостию епископ митрополии аназарвской во второй киликийской провинции, также подписал.
Макровий, Божиею милостию епископ митрополии селевкийской, в стране исаврийской, также подписал.
Иоанн, Божиею милостию епископ афинский и легат апостольского престола древнего Рима, сие приветственное слово также подписал.
Георгий, Божиею милостию епископ города Визии в стране фракийской, также подписал.
Феодор, Божиею милостию епископ города Помпеиополя в провинции пафлагонской, сие приветственное слово также подписал.
Захария, Божиею милостию епископ города Леонтополя в стране исаврийской, сие приветственное слово также подписал.
Григорий, Божиею милостию епископ города Митилены на острове Лесбосе, сие приветственное слово также подписал.
Александр, Божиею милостию епископ кострадский в Исаврии, также подписал.
Епифаний, Божиею милостию епископ евхаитский, также подписал.
Иоанн, Божиею милостию епископ Ираклеополя во второй Армении, также подписал.
Стратоник, Божиею милостию епископ сольский на острове Кипре, также подписал.
Тихон, Божиею милостию епископ китийский на острове Кипре, также подписал.
Петр, благодатию Бога нашего епископ Месимврии фракийской, также подписал.
Петр, недостойный епископ Созополя фракийского, также подписал.
Иоанн, недостойный епископ города Стовейского, также подписал.
Иоанн, Божиею милостию епископ аргосский, также подписал.
Георгий, Божиею милостию епископ города Милета в провинции карийской, также подписал.
Иоанн, Божиею милостию епископ города Лаппы на острове Кипре, также подписал.
Феодосий, Божиею милостию епископ города Лакедемона, также подписал.
Григорий, Божиею милостию епископ кантанский на острове Крите, также подписал.
Сергий, Божиею милостию епископ города Селимврии в провинции европейской, также подписал.
Андрей, Божиею милостию епископ города Мефимны на острове Лесбосе, также подписал.
Феогний, Божиею милостию епископ города Кия в провинции вифинской, также подписал.
Иоанн, Божиею милостию епископ города Ниссы в первой каппадокийской провинции, также подписал.
Феодор, Божиею милостию епископ города Ферм в первой провинции каппадокийской, также подписал.
Георгий, благодатию Божиею епископ города Камулианы в первой каппадокийской провинции, сие приветственное слово также подписал.
Зоит, Божиею милостию епископ города Христополя или храма Юпитерова в асийской провинции, также подписал.
Феодор, Божиею милостию епископ города Пергама в азийской провинции, также подписал.
Патрикий, Божиею милостию епископ города Магнезии около Меандра в азийской провинции, сие приветственное слово также подписал.
Иоанн, Божиею милостию епископ города Аны в азийской провинции, также подписал.
Феодор, Божиею милостию епископ Мастеврский в провинции Азийской, также подписал.
Сисинний, Божиею милостию епископ города Нимы в провинции азийской, также подписал.
Ригин, Божиею милостию епископ панийский, сие приветственное слово также подписал.
Мартирий, Божиею милостию епископ Юлиополя в первой Галатии, также подписал.
Михаил, Божиею милостию епископ города Аспоны, также подписал.
Платон, Божиею милостию епископ города Кинны, в первой Галатии, также подписал.
Генесий, Божиею милостию епископ Анастасиополя, также подписал.
Андрей, Божиею милостию епископ мнизский в провинции первой Галатии, также подписал.
Иоанн, Божиею милостию епископ Мелитополя геллеспонтского, также подписал.
Кирик, Божиею милостию епископ Адрианы в Геллеспонте, также подписал.
Сисинний, Божиею милостию епископ Василинополя в Вифинии, также подписал.
Феодор, Божиею милостию епископ города Пренета в провинции Вифинии, также подписал.
Феодор, Божиею милостию епископ Юстинианополя или Мелы, также подписал.
Иоанн, Божиею милостию епископ города Адранены, также подписал.
Соломон, Божиею милостию епископ города Кланеи, сие приветственное слово также подписал.
Георгий, Божиею милостию епископ острова Наксоса, также подписал.
Полихроний, Божиею милостию епископ Феополя или Прусы, также подписал чрез пресвитера Феодосия ради своей старости.
Феодор, Божиею милостию епископ города Амория, также подписал.
Анастасий, Божиею милостию епископ полемонийский, также подписал.
Григорий, Божиею милостию епископ Арки в Армении, также подписал.
Феодор, Божиею милостию епископ Вериссы в Армении, также подписал.
Тиверий, Божиею милостию епископ города Амисы, также подписал.
Меркурий, Божиею милостию епископ города Пиманина, также подписал.
Мина, Божиею милостию епископ Караллии памфилийской, также подписал.
Косма, Божиею милостию епископ конанский или монуйский, также подписал.
Никита, Божиею милостию епископ города Коракиса, также подписал.
Дометий, Божиею милостию епископ города Прусиады, также подписал.
Георгий, Божиею милостию епископ города Юнополя, также подписал.
Иоанн, Божиею милостию епископ города Даскилии, также подписал.
Георгий, Божиею милостию епископ города Кадосеев, также подписал.
Георгий, Божиею милостию епископ города Кратии, также подписал.
Иоанн, Божиею милостию епископ города Филаделфии, также подписал.
Феодор, Божиею милостию епископ города Даиды, также подписал.
Феодот, Божиею милостию епископ Кесарии вифинской, также подписал.
Антоний, Божиею милостию епископ ипэпский в Азии, также подписал.
Анастасий, Божиею милостию епископ Феотокиан или Аполлониады, также подписал.
Сергий, Божиею милостию епископ города Синопа, также подписал.
Иоанн, Божиею милостию епископ города Сит, также подписал.
Иоанн, недостойный епископ Фавстинополя во второй каппадокийской провинции, также подписал.
Платон, Божиею милостию епископ Адрианополя Гонориады, также подписал.
Стефан, Божиею милостию епископ Ираклии понтийской, также подписал.
Лонгин, Божиею милостию епископ города Тиан, также подписал.
Иоанн, недостойный епископ каманский во второй Армении, также подписал.
Иринарх, Божиею милостию диакон святой Божией церкви в Амастрии и занимающий место святейшего моего епископа Комиты, также подписал.
Константин, смиренный епископ города Тивериады, также подписал.
Александр, недостойный епископ паколийский, также подписал.
Зимарк, Божиею милостию епископ сидимский в Ликаонии, также подписал.
Стефан, Божиею милостию епископ виринопольский в Галатии первой, также подписал.
Георгий, Божиею милостию епископ иниадский, также подписал.
Феофилакт, Божиею милостию епископ керасунтский, также подписал.
Иоанн, Божиею милостию епископ еризский в провинции карийской, также подписал.
Иоанн, Божиею милостию епископ города Минда в провинции Карии, также подписал.
Патрикий, Божиею милостию епископ города Илузов в провинции пакатианской, также подписал.
Петр, Божиею милостию епископ города Аппии в провинции пакатианской, также подписал.
Феодор, Божиею милостию епископ назианзский, также подписал.
Марин, Божиею милостию епископ филомелийский, также подписал.
Платон, Божиею милостию епископ города Магидов, также подписал.
Плусиан, Божиею милостию епископ города Силлея, также подписал.
Феодор, Божиею милостию епископ доарский во второй Каппадокии, также подписал.
Фока, Божиею милостию епископ города Дадивра, также подписал.
Георгий, Божиею милостию епископ острова Коса, также подписал.
Георгий, Божиею милостию епископ острова Хиоса, также подписал.
Димитрий, Божиею милостию епископ острова Тина, также подписал.
Евтихий, Божиею милостию епископ острова Милоса, также подписал.
Стефан, Божиею милостию епископ острова Пароса, также подписал.
Георгий, Божиею милостию епископ города Флавиады, также подписал.
Евлалий, Божиею милостию епископ Зинополя исаврийского, также подписал.
Иоанн, Божиею милостию епископ города Корика, также подписал.
Иоанн, Божиею милостию епископ города Адан, также подписал.
Георгий, Божиею милостию епископ города Фиры, на острове, также подписал.
Каллиник, Божиею милостию епископ колонии арменской, также подписал.
Феодор, Божиею милостию епископ города Ивора, также подписал.
Константин, Божиею милостию епископ города Далисанда, также подписал.
Феодор, Божиею милостию епископ Ольвы в провинции Исаврии, также подписал.
Константин, Божиею милостию епископ Лампсака, также подписал.
Дометий, Божиею милостию епископ Примнеса, также подписал.
Феодор, Божиею милостию епископ города Трапезунта, также подписал.
Леонтий, Божиею милостию епископ Еленоноля в Вифинии, также подписал.
Феодосий, Божиею милостию епископ города Псивил в провинции ликаонской, также подписал.
Косма, Божиею милостию епископ коттийский, также подписал.
Феодор, Божиею милостию епископ Адрамита азийского, также подписал.
Святой собор сказал: «просим благочестивую и боговенчанную вашу державу, как мы умоляли и в произнесенном вашему благочестивому царству приветственном слове, дать посредством вашей высочайшей подписи утверждение произнесенному нами и подписанному определению, прочтенному и пред вашею богомудрою светлостию».
Благочестивейший император Константин сказал: «прошение святого и вселенского собора сейчас исполним. Но поскольку, исполняя то, что относится к тщательному дознанию относительно доносимого нашему благочестию, мы не хотели ничего оставить без исследования, когда святейший архиепископ острова Сардинии Китонат был обвиняем в некоторых статьях, касающихся до сопротивления нашей службе и нашему христолюбивому государству, и, несмотря на то, обвинения оказались ложными, а сей святой муж невинным: то предлагаем вашему святому и вселенскому собору принять этого честнейшего Китоната, зачислить его в свою среду и распорядиться, чтобы он подписался под определением православной веры, произнесенным от Святого Духа чрез ваш святой собор. И после того, как сей честнейший Китонат подписался под упомянутым определением, и еще Феодор, епископ аврелиопольский, благочестивейший император взял в руки прочтенное в присутствии его светлости подписанное определение святого собора и собственноручно подписал, как содержится в самом определении, помещенном прежде в настоящем деянии».
Святой собор сказал: «просим богомудрую державу государя, для большего обеспечения и утверждения православной веры, выдать пяти патриаршим престолам списки с прочитанного в присутствии вашей светлейшей державы определения за подписью членов собора и с вашим благочестивым подписанием».
Благочестивейший император Константин сказал: «то, о чем просил теперь святой и вселенский ваш собор, благочестиво исполним».
Нужно знать, что согласно слову или обещанию благочестивейшего и Христолюбивого императора Константина, были доставлены пяти патриаршим престолам копии с определения с подписью его немеркнущей светлости, в следующей форме:
Апостольскому престолу святого и верховного из апостолов Петра, то есть, Агафону, святейшему папе древнего Рима.
Престолу святейшей кафолической и апостольской великой церкви Константинополя, то есть, святейшему и блаженнейшему патриарху Георгию.
Апостольскому престолу святого евангелиста Марка, почитаемому в великом городе Александрии, чрез боголюбезнейшего пресвитера, монаха и местоблюстителя Петра.
Престолу великого города Антиохии или Феополя, чрез почтеннейшего и святейшего патриарха Феофана.
Престолу святого воскресения Христа Бога нашего или Иерусалима, при местоблюстительстве над этим славнейшим престолом боголюбезнейшего пресвитера Феодора, чрез пресвитера монаха Георгия севастийского, который потом был патриархом антиохийским.
* * *
Текст распознан и отредактирован редакцией интернет-портала «Азбука веры».