IV. СОБОР ХАЛКИДОНСКИЙ, ВСЕЛЕНСКИЙ ЧЕТВЕРТЫЙ (Окончание)
ДЕЯНИЕ ПЯТНАДЦАТОЕ СВЯТОГО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА
Церковные определения, составленные святым и вселенским собором, собравшимся в Халкидоне.
Правило 1. Мы признали справедливым соблюдать правила, изложенные святыми отцами на каждом соборе доныне.
2. Если какой епископ совершит рукоположение за деньги и непродаваемую благодать обратит в продажу, и за деньги рукоположит епископа, или хорепископа, или пресвитера, или диакона, или кого-либо другого из числящихся в клире, или определит за деньги эконома, или экдика, или просмонария300, или вообще кого-либо на церковную должность ради прибытка своего: то покусившийся на это, быв обличен, да будет в опасности за свою собственную степень, и поставленный им отнюдь да не пользуется купленным рукоположением, или производством, но да будет чужд достоинства, или должности, которую получил за деньги. Если же кто явится и посредником в столь гнусном и незаконном лихоимстве, то и этот, если он клирик, да будет низвержен из своей степени, если же мирянин, или монашествующий, да будет анафематствован.
3. Дошло до святого собора, что некоторые из принадлежащих к клиру, ради собственной гнусной прибыли, берут на откуп чужие имения, и устраивают мирские дела, пренебрегают служением Божиим, а скитаются по домам мирских (людей) и, из сребролюбия, принимают поручения по имениям. Посему святой собор определил, чтобы впредь никто, ни епископ, ни клирик, ни монашествующий, не брал на откуп имений, и не вступал в распоряжение мирскими делами, разве только по законам будет призван к безотговорочному попечительству над малолетними, или епископ города поручит заботиться о церковных делах, или о сиротах и вдовах беспомощных, и о лицах, которым особенно нужно оказать церковную помощь, ради страха Божия. Если же кто впредь дерзнет преступить это определение, такой да будет подвергнут церковным наказаниям.
4. Истинно и искренно проходящие монашескую жизнь да удостаиваются приличной чести. Но поскольку некоторые, пользуясь монашескою одеждою, расстраивают церкви и гражданские дела, безрассудно ходя по городам, и даже стараются составлять сами для себя монастыри: то рассуждено, чтобы никто нигде не созидал и не составлял монастыря, или молитвенного дома, без позволения епископа города: а монашествующие в каждом городе и стране да подчиняются епископу, да соблюдают безмолвие, да упражняются только в посте и молитве, оставаясь на тех местах, в которых удалились (от мира); да не вмешиваются ни в церковные, ни в житейские дела, и да не принимают в них участия, оставляя свои монастыри, разве только когда позволено будет епископом города, по необходимой надобности. Да не принимается в монастырях никакой раб в монашество, без воли господина его. Приступающему же это определение наше мы определили быть отлученным от общения (церковного), да не хулится имя Божие. Впрочем, епископу города надлежит иметь должное попечение о монастырях.
5. Об епископах, или клириках, переходящих из города в город, рассуждено, чтобы правила, (положенные) святыми отцами касательно этого, имели свою силу.
6. Решительно никого, ни в пресвитера, ни в диакона, ни даже в какуюлибо степень в церковном чине, не рукополагать иначе, как с назначением рукополагаемого именно к церкви городской, или сельской, или мученическому храму, или к монастырю. О рукополагаемых же без назначения святой собор определил: поставление их почитать недействительным и чтобы они нигде не могли служить, к посрамлению рукоположившего (их).
7. Однажды причисленным к клиру, и монахам, определили мы не вступать ни в военную службу, ни в мирской чин; иначе дерзающих на это и не возвращающихся с раскаянием к тому, что́ прежде избрали для Бога, анафематствовать.
8. Клирики при богадельнях, монастырях (и храмах мученических) да пребывают, по преданию святых отцов, под властью епископов каждого города, и да не исторгаются. по дерзости, из-под управления своего епископа. А дерзающие нарушать это постановление, каким бы то ни было образом, и не подчиняющиеся своему епископу, если будут клирики, да подлежат наказаниям по правилам, если же монашествующие, или миряне, да будут отлучены от общения (церковного).
9. Если какой клирик имеет с клириком судебное дело, да не оставляет своего епископа и да не перебегает к светским судилищам. Но сперва да производит дело у своего епископа, или, с позволения того же епископа, да составится суд теми, кого пожелают обе стороны. А кто поступит вопреки этому, да подлежит наказаниям по правилам. Если же клирик имеет судебное дело с своим, или другим епископом, да судится в областном соборе. Если же на митрополита этой самой области епископ или клирик имеет неудовольствие, да обращается или к экзарху округа, или к престолу царствующего (города) Константинополя, и пред ним да судится.
10. Не дозволять клирику в одно и то же время числится в церквах двух городов, и в той, к которой он вначале рукоположен, и в той, к которой перешел, как большей, из желания суетной славы. Делающих же это возвращать к собственной их церкви, к которой сначала рукоположены, и там только им служить. Если же кто переведен уже из одной церкви в другую, тому не принимать никакого участия в делах прежней церкви, или зависящих от нее мученических храмов, или богаделен, или странноприимных домов; а дерзающих, после определения сего великого и вселенского собора, делать что-либо, ныне воспрещаемое, святой собор определил низлагать с их степени.
11. Всем бедным и требующим вспоможения мы определили, по удостоверении (в их бедности), ходить только с мирными церковными письмами, а не с представительными грамотами. Ибо представительные грамоты надлежит давать только лицам, находящимся под сомнением.
12. Дошло до нас, что некоторые, вопреки церковным постановлениям, прибегнув к властям, посредством прагматических грамот одну область разделили на две, так что от этого в (одной и) той же области бывает два митрополита. Посему святой собор определил, чтобы епископ впредь не дерзал (делать) ничего такого; ибо покусившийся на это низвержен будет с своей степени. А те города, которые по царским грамотам почтены уже названием митрополии, да пользуются одною честью, (равно как) и епископ, управляющий церковью ее, с сохранением собственных прав истинной митрополии.
13. Чужим клирикам и незнаемым301 в другом городе, без представительных грамот собственного их епископа, отнюдь нигде не служить.
14. Поскольку в некоторых епархиях позволено чтецам и певцам вступать в брак: то святой собор определил, чтобы никому из них не было позволено брать (себе) жену иноверную; чтобы родившие уже детей от таких браков, если они успели уже окрестить родившихся от них у еретиков, приводили их к общению с кафолическою Церковью, а не крестившие не могли крестить их у еретиков, ни соединять браком с еретиком, или иудеем, или язычником, разве только когда лицо, сочетающееся с православным, обещает перейти в православную веру. Если же кто преступит сие определение святого собора, да подлежит (епитимии) по правилам.
15. В диакониссы поставлять жену не прежде сорока лет (возраста) и притом по тщательном испытании. Если же она, приняв рукоположение и пробыв некоторое время в служении, вступит в брак: такая, (как) оскорбившая благодать Божию, да будет анафематствована вместе с тем, кто соединился с нею.
16. Деве, посвятившей себя Господу Богу, равно и монашествующему, не позволять вступать в брак. Если же найдутся делающие это, да будут лишены общения (церковного). Впрочем мы определили, местному епископу иметь полномочие (в оказании) таким человеколюбия.
17. В каждой епархии сельским, или пригородным приходам, неизменно пребывать под властью заведывающих ими епископов, и особенно, если они в продолжение 30-ти лет бесспорно имели их в своем ведении и управлении. Если же не далее 30-ти лет был, или будет о них какой спор, то позволить почитающим себя обиженными начать о том дело пред областным собором. Если же кто будет обижен своим митрополитом, пусть судится пред экзархом округа, или пред константинопольским престолом, как сказано выше. Если же царскою властью вновь устроен, или впредь будет устроен какой-либо город, то распределение церковных приходов да последует гражданскому и земскому порядку.
18. Соумышление или составление скопища, как преступление, совершенно воспрещено и внешними законами; тем более должно запрещать, чтобы этого не было в Церкви Божией. Поэтому, если некоторые клирики, или монашествующие окажутся обязывающими друг друга клятвою, или составляющими скопище, или строящими ковы епископам, либо (своим) сопричетникам, да будут совсем низвержены с своей степени.
19. Дошло до слуха нашего, что в областях не бывает положенных по правилам соборов епископов и от этого много страдают церковные дела, требующие исправления. Поэтому, согласно с правилами святых отцов, святой собор определил, чтобы в каждой области епископы дважды в году собирались вместе, где заблагорассудит епископ митрополии, и исправляли все, что представится нужным. А епископам, которые не придут на собор, (хотя) живут в своих городах, и притом пребывают в здравии и свободны от всякого неотложного и необходимого занятия, сделать братское внушение.
20. Клирикам, служащим в церкви, не позволять, как мы уже постановили, определяться к церкви другого города, но они должны быть довольными тою, в которой сначала удостоены служения, за исключением тех только, которые, лишась своего отечества, по необходимости перешли в другую церковь. Если же какой епископ, после сего определения, примет клирика, принадлежащего другому епископу: то рассуждено (нами), чтобы и принятый и принявший были вне общения (церковного) до тех пор, пока перешедший клирик не возвратится в свою церковь.
21. От клириков, или мирян, доносящих на епископов, или на клириков, не принимать (доносов) просто и без исследования, но прежде исследовать общественное о них мнение.
22. Не позволять клирикам, по смерти своего епископа, расхищать вещи, ему принадлежавшие, как запрещено и древними правилами. Те, которые делают это, подвергаются опасности низложения с своих степеней.
23. Дошло до слуха святого собора, что некоторые клирики и монашествующие, не имея никаких поручений от своего епископа, а иные, даже быв отлучены им от общения (церковного), отправляются в царствующий (город) Константинополь и в нем долго живут, производя смятения и нарушая церковное устройство, и даже дома некоторых расстраивают. Поэтому святой собор определил: сперва посредством экдика святейшей константинопольской церкви напомнить им, чтобы удалились из царствующего города; если же бесстыдно будут продолжать те же дела, то удалять их и неволею посредством того же (экдика) и возвращать к своим местам.
24. Монастырям, однажды освященным, по изволению епископа, пребывать монастырями навсегда, и принадлежащие им вещи хранить в монастыре, и впредь не быть им мирскими жилищами. Допускающие же это подлежат наказаниям по правилам.
25. Поскольку некоторые митрополиты, как нам сделалось гласным, небрегут о вверенных им паствах и отлагают рукоположения епископов: то святой собор рассудил, чтобы рукоположения епископов совершались в продолжение трех месяцев, если только неизбежная нужда не заставит продлить время. Если же кто не будет делать этого, тот подлежит наказанию по правилам. Между тем доходы вдовствующей церкви да сохраняются в целости экономом этой церкви.
26. Поскольку в некоторых церквах, как нам сделалось гласным, епископы управляют церковным имуществом без экономов: то рассуждено, чтобы всякая церковь, имеющая епископа, имела из собственного клира и эконома, который бы распоряжался церковным имуществом под ведением своего епископа. дабы домостроительство церковное было не без свидетелей, дабы не расточалось имущество церкви и не падало нарекания на священство. Если же (кто) не будет делать этого, тот подлежит божественным правилам.
27. Похищающих жен, под предлогом супружества, или содействующих, или соизволяющих похитителям, святой собор определил, если будут клирики, низлагать с их степени, если же миряне, анафематствовать их.
28. Следуя во всем определениям святых отцов и признавая недавно прочитанный канон 150-ти боголюбезнейших епископов, и мы определяем и постановляем то же самое о преимуществах святейшей церкви Константинополя, нового Рима. Ибо и престолу древнего Рима отцы прилично дали преимущества, потому что он был царствующий город. Следуя тому же побуждению, и 150 боголюбезнейших епископов302 предоставили равные преимущества святейшему престолу нового Рима, справедливо рассудив, чтобы город, почтенный царским правительством и синклитом, и имеющий равные преимущества с древним царственным Римом, был возвеличен, подобно ему, и в церковных делах, будучи вторым по нем. И потому только митрополиты понтийского, асийского и фракийского округа, и кроме того епископы у иноплеменников вышеупомянутых округов, да рукополагаются от вышеупомянутого святейшего престола святейшей константинопольской церкви; то есть, каждый митрополит вышеупомянутых округов, с епископами области, да рукополагает епископов епархий, как предписано божественными правилами. А (самих) митрополитов вышеупомянутых округов (должно) рукополагать, как сказано, константинопольскому архиепископу, после того как сделано, по обычаю, согласное избрание и представлено ему.
29. Низводить епископа на пресвитерскую степень есть святотатство. Если же какая-нибудь справедливая вина отстраняет их от епископского действования, то они не должны занимать и пресвитерского места. Но если без всякой вины они отстранены от (своего) достоинства, да будут восстановлены в достоинство епископства.
Анатолий, почтеннейший архиепископ константинопольский, сказал: «те, о которых говорят, что они с епископского достоинства низведены в чин пресвитера, если они обвиняются по каким-либо достаточным причинам, по справедливости недостойны и пресвитерской чести. Если же без всякой достаточной вины низложены в низшую степень, то они по праву, если окажутся невинными, могут воспринять и епископское достоинство и священство.
30. Поскольку почтеннейшие епископы египетские отложили, в настоящее время, подписаться под посланием святейшего архиепископа Льва, не из противления кафолической вере, но говоря, что в египетском округе есть обычай – не делать ничего такого без соизволения и определения своего архиепископа, и просят отсрочить им до рукоположения будущего архиепископа великого города Александрии: то мы признали справедливым и человеколюбивым (делом) – оставить их в своем сане в царствующем городе и дать им срочное время, пока не будет рукоположен архиепископ александрийский. Посему, пребывая в своем сане, или да представят поручителей, если это возможно для них, или заверят клятвою.
(Подписавшиеся на халкидонском соборе).303
(Пасхазин, епископ викарий господина моего, блаженнейшего и апостольского папы всей церкви города Рима, Льва, присутствующий на соборе, постановил, согласился и подписал.
Луценций, епископ городской авскуланской церкви, викарий господина моего, блаженнейшего и апостольского мужа, папы всей церкви города Рима, Льва, присутствующий на соборе, по прочтении (его деяний) по-гречески, постановил, согласился и подписал.
Бонифаций, пресвитер святой церкви римской, присутствующий на соборе, постановил, согласился и подписал.
Лев, пресвитер святой церкви римской, присутствующий на соборе, постановил, согласился и подписал.
Анатолий константинопольский.
Области Фракии 3 епископа:
Кириак ираклийский, чрез Лукиана.
Роман евдоксиопольский.
Лукиан бизский.
Области Фракии второй 3 епископа:
Фронтий филиппопольский.
Севастиан верийский.
Епиктет веройский.
Области Родопы диоклетианопольской 4 епископа:
Василий трайянопольский.
Докимасий мародианский.
Серен максимиапольский.
Макарий енунтский.
Области Емимонта 1 епископ:
Иовиан демектский.
Области Иллирии 7 епископов:
Анастасий фессалоникский, чрез Квинтиллиана, епископа ираклийского.
Созон филиппский.
Дарданий варлайский.
Максимин серриейский.
Николай стровийский.
Анопаг фазутский.
Евсевий довирутский.
......миликкенский.
Области Елладской 8 епископов:
Петр коринфский.
Никэй304 мегарский.
Иоанн мессинский.
Офелим гефский.
Афанасий опонтунский.
Ириник навпактский.
Домн платэонский.
Онисим алгузский.
Магнус диакон.
Области Сирии первой 9 епископов:
Максим антиохийский.
Максимин.
Макарий лаодикийский, чрез Евсевия, пресвитера антиохийского.
Феоктист вирийский305.
Геронтий силевкийский.
Ромул халкидонский.
Петр гавалский.
Мара оносатский.
Сава палтский.
Ураний гавалонийский.
Области Сирии второй 6 епископов:
Домн апамейский, чрез Меллита ларисского.
Области Киликии первой 8 епископов:
Феодор тарсский.
Матрониан помпейопольский, чрез митрополита Феодора.
Александр севастийский.
Филипп аданский.
Ипатий зефирский.
Феодор августский.
Хризипп маллатский.
Салюстин коррикутский, чрез Филиппа аданского.
Области Киликии второй 19 епископов:
Кирилл аназарвский.
Полихроний епифанийский.
Иогам306 флавсадский.
Индим иренупольский.
Юлиан роксутский.
Безиан мопсуестский, чрез Софрония, епископа исаврийского.
Феодор клавдиопольский.
Юлиан келендоротский.
Иогам307 диокесарийский.
Даниил анагностский.
Епифаний кетесторойский.
Мампрей титипольский.
Акакий антиохийский.
Леа-мандит, чрез папу диакона.
Аммоний латапский.
Арлиан селинунтонский, чрез иподиакона Павла.
Наталис филадельфийский.
Тиранн германикский.
Области Финикии 13 епископов:
Фотий тирский.
Дамиан сидонский.
Павел птолемаидский.
Олимпий арадупольский.
Павел порфиритский.
Фома понеадский.
Петр вивлутский, чрез Фотия пуреунтского.
Евстатий перифропольский.
Феодор трипольский.
Ираклий аркский.
Александр анапарадский.
Порфирий вотриопольский, чрез диакона Селоссея.
Фосфор стросиадский.
Области Финикии ливанской 7 епископов:
Феодор дамаскский.
Ураний емисийский.
Иосиф илиопольский.
Фома евтреопольский.
Валерий лаодикийский.
Евстафий филесарацинский308.
Иордан аравский.
Области Аравии 15 епископов:
Константин востронский.
Евлампий филадельфийский.
Прокл адраонский.
Феодор канофазийский.
Ормизда филиппопольский.
Флакк героазотский, чрез Констанция бофлотрострейского.
Август евфразийский.
Стефан иерапольский309.
Феодорит самосатский.
Иоанн киропольский.
Тимофей германийский.
Евулкий долихский310.
Гавиниан зевгматский.
Патрикий перрский.
Руфин неокесарийский.
Области Оздройской 8 епископов:
Нон келабазедский.
Гайюма маркопольский.
Иоанн карронский.
Аврамий кастрокирконский.
Даниил македонопольский.
Дамиан каллиникопольский.
Софроний константинопольский.
Иоанн сарракенский.
Области Месопотамии 6 епископов:
Симеон амудский.
Ной кесарийский311.
Мара азетинийский.
Зевен мартиропольский.
Гайюма инзельский312.
Евсевий суфанинский313.
Области Палестины первой 9 епископов:
Ювеналий иерусалимский.
Глукон кесарийский, чрез Созина, епископа единского.
Леонтий аскалонский.
Фотин диоспольский.
Павел анфедонский.
Прэлий агафопольский.
Панкратий авиадский314.
Полихроний антипатридский.
Стефан иамнийский.
Области Палестины второй 4 епископа:
Севериан скифопольский.
Анниан капитолиадский.
Зевин пеллестийский315.
Иоанн гадарский.
Области Палестины третьей 6 епископов:
Вирилл елийский.
Арета елусский.
Музоний сооронский316.
Маркиан диотский.
Низ тирасский.
Маркиан газский.
Области древнего Епира 8 епископов:
Аттик никопольский.
Марк еврксоский317.
Перегрин финикский.
Евтихий адрианопольский.
Клавдий аскиамский.
Сотерик керкира-незитанский.
Филоктей додонский.
Иоанн протикский318.
Области метрополии Епира 4 епископа:
Зиновий бостройский.
Лука доракийский.
Евсевий аполлонийский.
Петр екимийский319.
Области Фессалии 1 епископ:
Константин диметрийский320.
Области Крита 5 епископов:
Мартирий гаргийский321.
Геннадий гносутский.
Кирилл субсетский.
Евфрат елевферийский.
Димитрий лавпенский.
Области Вифинии понтийской 5 епископов:
Евномий никомидийский.
Анастасий никейский.
Юлиан косский и пресвитер архиепископа Льва.
Елевферий халкедонский322.
Каллиник апаненский.
Области Галатии первой 7 епископов:
Евсевий анквирский.
Юлиан тавиймкий.
Мелистогг люллиопольский323.
Иперехий иаспонотиайский324.
Акакий кинитский.
Лавкадий мнизутский.
Евфрасий галатийский.
Области Галатии второй 7 епископов:
Феоктист песинунтский,
чрез архидиакона Фотия.
Елпидий мирекенонфермский.
Митерий325 амморийский.
Аквила евдоксиадский.
Кириак троенадский.
Пий петенский.
Лонгин оркисский.
Области Каппадокии первой 3 епископа:
Фалассий кесарийский.
Мусоний нисский.
Фирмин фермисский.
Области Каппадокии второй 4 епископа:
Патрикий тианский.
Феодосий назианзский.
Аристомах колонский.
Кир кивистронский.
Области Армении первой 3 епископа:
Иоанн севастский.
Кекропий326 севастианопольский.
Иоанн никопольский.
Области Армении второй 4 епископа:
Константин мелитинский.
Акакий ариаранфейский.
Адоний кравискский, чрез пресвитера Лукия.
Иоанн аркисский, чрез пресвитера Евфрония.
Области Понта полемониакского 4 епископа:
Дорофей неокесарийский, чрез диакона Фотина.
Иоанн полемониакский.
Гратиад керассонтский.
Атарвий трапезунтский.
Области Геллеспонта 6 епископов:
Селевкий амасенский.
Антоний амессинский, чрез диакона Олимпия.
Паралий андрапонский, чрез пресвитера Елпидия.
Ураний иворский, чрез пресвитера Павла.
Аттик зилонский.
Антиох синопский.
Области Пафлагонии 5 епископов:
Петр гангрский.
Еферик помпейопольский, чрез пресвитера Епифания.
Рин юлиопольский.
Полихроний дадирский.
Феодор соронский.
Области Онориады 6 епископов:
Калигор клавдиопольский.
Феодор ираклийский.
Апрагмоний туитанский.
Феофил адрианопольский, чрез пресвитера Пелагия.
Генетлий екратский, чрез пресвитера Евлогия.
Олимпий прусиадский, чрез пресвитера Модеста.
Области Геллеспонтианийской 11 епископов:
Диоген кизикунтский.
Петр дарданский.
Фалассий парвский.
Давид адрианский327.
Евлалий пионский.
Пионий троадский.
Стефан пиманенский.
Феосерв328 илийский.
Ермий абидский.
Даниил лампсакский.
Патрикий адрианопольский.
Области Азийской 20 епископов:
Стефан ефесский.
Еферик смирнский.
Фома авлиокомский и валентиниапольский.
Евсей329 клазоменский.
Кириак ульский330.
Леонтий великой Магнезии.
Мама аниметский.
Квинт фокский.
Прокл алгизинский331.
Василик палеаспольский.
Филипп неаслилитский.
Руфин вриолонский.
Олимпий евазский.
Исаия елейский.
Еспер епитанский.
Петроний миринэйский.
Неоний миссенский.
Павлин перперский.
Маркеллин митропольский.
Авиан иперотский332.
Области Лидии 13 епископов:
Флоренций сардийский.
Менекрат корасский.
Патрикий ерасский.
Поликарп гавалский.
Павел трипольский.
Елий вендутский.
Консиний иерокесарийский333.
Амантий селгонский.
Андрей сатальский.
Дионисий аттанский.
Гемелл стратоникский.
Алкимед Евландский334.
Левкл аполлосиерский.
Области Памфилии 8 епископов:
Епифаний пергский.
Феофил адриасский.
Феодор лавсанийский.
Маркеллин исиндонский.
Македон магиднийский.
Неон имисский335.
Павел поглотский.
Мара кодроилский.
Области другой Памфилии 22 епископа:
Амфилохий сидский.
Евдоксий еллетонский.
Евсевий коттинский.
Аристодит олимпийский.
Палладий капидальский.
Стефан лиммитский.
Кронтон пасендонский.
Феодор антифолльский.
Антипатр кавменский.
Андрей фтолеотский.
Соман вовонский.
Гаий сведронский.
Маркиан коральский.
Роман миррский.
Евдоксий хоматский.
Кирин патальский.
Зенодот телимисский.
Филипп барбарский.
Леонтий араксский.
Крапит панормский.
Никулл акрассутский.
Обрем коракесийский.
Области Ликаонии 8 епископов:
Онисифор иконийский.
Неоптолем кронский.
Павел дербский.
Плутарх листрский.
Евгений кэнский.
Руф сидский.
Тиранн имаданский.
Осхолий лаландский.
Области Писидии 16 епископов:
Пергамий антиохийский.
Павел филомедский.
Феоктист пиатскии.
Кир силандский.
Александр селевкийский.
Фотиан санагесский.
Вассон неапольский.
Мусоний лименский.
Евтропий ададский.
Лонгин апамейский.
Фортикий митропольский.
Ливаний паллатский.
Олимпий созопольский.
Мессалин лавдокский.
Флорентин адрианопольский.
Максимин зозулонский.
Области Карии 13 епископов:
Кретониан афродизийский.
Иоанн алисдонский.
Паниас енидонский.
Менандр ираклейский.
Иоанн онаизонский.
Феодорит алавандский.
Каландион ахарнасский336, чрез пресвитера Пулиана.
Дионисий антиохийский.
Плакал иасский.
Дионисий латомский.
Евпифий стротоникский.
Тутеланий апилонский337.
Иоанн нидийский.
Области Фригии счастливой 12 епископов:
Мариниан синадский.
Мир виландский.
Филипп сигиадский338.
Авиркий гераспольский.
Евстохий докимийский.
Аквила антоклинский.
Евсевий дорилейский.
Мотим епсский.
Епифаний мордагский.
Кириак евкарпский.
Василий наколийский.
Стратегии поливатский.
Области Фригии спокойной 13 епископов:
Нунехий Лаодикии Тримитарии.
Даниил кадский.
Евлалий сиврийский.
Павел аристский.
Геннадий акмонский.
Филипп агирассидский339.
Евандр диоклийский.
Модест севастийский.
Матфий фемесийский.
Харис дионисопольский.
Иоанн трапезунтский.
Геннадий моссинский.
Области Низонской 4 епископа:
Иоанн родосский.
Евфронтий хиосский.
Флорентий митиленский.
Варах наксосский.
Области Кипрской 7 епископов:
Олимпий константийский, чрез Дидимия, епископа латипского.
Епафродит коннесский.
Сотир феодосийский.
Фотин кифирский.
Илиодор амафунтский.
Дидим латипский.
Проевхий арсенойский.
Области Африканской 2 епископа:
Валериан бассианский.
Валериан афрский).
* * *
Иначе: парамонария.
В подлиннике греческом стоит: ἀναγνω’_ζας – чтецам, а в латинском – ignotos – незнаемым. Между тем в двух кодексах (ватиканском и Сфорцы) стоит: ἀγνω’_ζυς – незнаемым, как синоним к слову ξε’νυς – чужим. Вальсамон, Зонара и Аристин читали также ἀγνω’_ζυς. Но в древних латинских переводах: Приска, Дионисия малого и Исидора переведено – lectores – чтецам, значит в их манускриптах было – ἀναγνω’_ζας. В русск. изд. “книги правил» переведено: незнаемым. Ред.
В русском издании “книги правил» прибавлено: “бывшие на соборе во дни Феодосия, в царствующем граде». Ред.
Эти подписи имеются в подлиннике только на латинском языке. Издатель Лаббе делает следующее об них примечание: «из древнейшего кодекса Маффея, писанного за тысячу лет, списал некогда в Риме Иаков Сирмонд, списком которого мы пользовались. Ред.
По другим: Никита.
берийский.
Иоанн.
По другим: Иоанн.
силесарацинский.
гераспольский.
дуликский.
зефанийский.
инрельский.
руфунийский.
енодский.
пеллесийский.
По другим: зороанский.
еврийский.
брутикский.
ефимийский.
деметриадский.
гортинский.
халкидский.
юлиопольский.
аспонотанийский.
Мистерос.
Кекрифий.
По другим: адринийский.
Феосевий.
Евсевий.
етльский.
алосизский.
Юлиан гипепотский.
герагесанский.
елладский.
синисский.
По другим: галикарнасский.
Тиханий аполлонийский.
ликиадский.
агеирассидерский.